Функции законодательной исполнительной и судебной власти рф. Соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти в рф. Механизм сдержек и противовесов

законодательной власти Сущность состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;

Законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.

Судебная система РФ состоит из трех ветвей:

Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

Суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

Арбитражные суды.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА РФ

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т. п.), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из“вечных”. Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов.

Совет безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ формируется Президентом в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности». К числу постоянных членов СБ относятся Президент РФ, являющийся по должности председателем СБ, Председатель Правительства РФ. В состав СБ входят министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководители специальных служб, а также председатели палат Федерального Собрания РФ.

Основными задачами СБ являются:

– определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

– разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;

– совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства и др.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания СБ, создаются межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; по конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по военной безопасности, а также межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств. В этих же целях при СБ действует Научный совет из председателей РАН, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководителей организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, образовательных учреждений высшего профессионального образования, видных ученых и специалистов.

СБ – совещательный орган. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем СБ – Президентом РФ. Решения СБ по важнейшим вопросам оформляются указами Президента.

Конституционный суд

Особое место конституционного суда в судебной системе определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. К принципам конституционного судопроизводства относят: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, равноправие сторон и принцип законности.

Судьёй конституционного суда может быть гражданин РФ достигший ко дню назначения не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Назначение на должность осуществляется советом федерации. Судьи конституционного суда не вправе осуществлять защиту и представительство в суде, судья не может принадлежать полит.партии, не вправе публично высказывать своё мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения, а так же который принят к рассмотрению конституционным судом, до принятия решения по этому вопросу, не в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Конституционный суд состоит из 2 палат, общее количество судей 19.

Конституционный суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел: 1. о соответствии конституции РФ нормативных актов органов гос.власти и договоров между ними. 2. по спорам о компетенции: между федеральными органами исполнительной власти, между высшими гос.органами власти субъектов РФ. 3. о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.4. о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституция РФ определила право самостоятельно устанавливать свою систему органов гос.власти и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ включает: контроль за соответствием правовых актов субъектов РФ их конституциями, а также за конституционностью договоров РФ с иными субъектами, включая международный договоры, официальное толкование конституции или уставов субъектов РФ.

Деятельность констит.судов субъектов РФ оказывает влияние на укрепление институтов гос.власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка

Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  1. Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  2. Президиума Верховного суда Российской Федерации;
  3. Кассационной коллегии (с 1 января 2012 года подлежит преобразованию в Апелляционную);
  4. Судебной коллегии по гражданским делам;
  5. Судебной коллегии по уголовным делам;
  6. Судебной коллегии по административным делам;
  7. Военной коллегии.

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства[источник?].

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
  2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Госуда́рственная ду́ма - нижняя палата Федерального собрания- парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий 2 - 5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет

Порядок формирования государственной думы - выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  7. объявление амнистии;
  8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Советник Президента РФ - должность в Администрации Президента России, введенная Президентом Б. Н. Ельциным 19 июля 1991 г. Положением о советнике Президента Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента от 25 сентября 1992 г. № 542-рп (признано утратившим силу Указом Президента от 28 июня 2005 г. № 736) определено, что советник Президента Российской Федерации - это лицо, уполномоченное Президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

Число советников Президента определяется Президентом России.

Указом Президента от 6 мая 1992 г. № 465 должность Государственного советника Российской Федерации преобразована в должность советника Президента Российской Федерации.

  1. подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесённым к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;
  2. обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
  3. исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Предметы ведения РФ - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  4. гражданство в РФ;
  5. регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  6. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  7. формирование федеральных органов государственной власти;
  8. федеральная государственная собственность и управление ею;
  9. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  10. установление правовых основ единого рынка;
  11. федеральные фонды регионального развития;
  12. федеральный бюджет;
  13. федеральные налоги и сборы;
  14. федеральные энергетические системы;
  15. вопросы войны и мира;
  16. оборона и безопасность;
  17. оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.

Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов урегулированы ст. 72 Конституции РФ. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов Российской Конституции, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальной защиты. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов местного самоуправления.

Вопросы ведения самих субъектов РФ определяются по принципу: «все, что не запрещено, то разрешено», т.е. все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов.

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Используя предоставленные Конституцией РФ право, к 2000 году 46 субъектов РФ заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения.

Конституц статус Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

^ Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

  • наследственный монарх
  • выборный президент

Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

  1. узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
  1. коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период - Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет - коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю - регенту или регентскому совету.

^ В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

Формирование правительства - правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий руководство гос. управлением.

Он возглавляет административную или исполнительно - распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся гос. аппарат, вооруженные силы, финансы гос-ва, иностранные дела. В его состав входит возглавляющий правительство премьер-министр. Под руководством премьера работают министры. Приправительстве создается орган управления делами правительства. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социализма нередко имеет ранг министра.

В странах запада премьер назначается как правило главой гос-ва или парламентом, или по его представлению. Способ образования правительства зависит от формы правления.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент.После каждых выборов и вслучае если парламент был распущен досрочно правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы президента не влекут за собой создания нового правительства. В ряде стран установлен определенный возраст для членов правительства.

Депута́т - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) Уходит сам;

2) не справляется с обязанностями;

3) занимается коммерческой деят

4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства;

5) приговор суда-судимость

6) ограничение дееспособности

8) призвали в армию

9) досрочного прекращения в порядке роспуска.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Гос. Регулирование образования и науки - Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266–I «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Государственная безопасность , - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью не верно, так как первое является понятием менее широким. Национальная безопасность включает в себя понятие государственной безопасности. Государство не является синонимом понятия нация. Государство это, всего лишь, административный аппарат, средство достижения национальных интересов. Не всегда угроза государству может составлять непосредственную угрозу нации. Государство может погибнуть, но нация останется. Примером тому служит судьба Российской империи и Советского Союза.

Обеспечение государственной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

  • ДЕМОКРАТИЯ. ОЛИГАРХИЯ. ПОЛИТИЯ. ТИРАНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

  • Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

    С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

    Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

    Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента, т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
    В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
    В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России . Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."



    К органами законодательной власти
    - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
    - органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

    К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
    - Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;
    - Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
    - Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

    К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
    - Конституционный Суд Российской Федерации;
    - Верховный Суд Российской Федерации;
    - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;
    - районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

    Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

    Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами , которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

    В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

    Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга , сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

    Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

    Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм , ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.


    Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

    В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

    Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

    Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

    Зачатки идеи

    Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

    Три ветви власти: описание

    Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

    Механизм сдержек и противовесов

    Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

    Законодательная власть

    А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

    Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

    Второе направление

    При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

    Судебная власть

    Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

    Положение президента

    К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

    Исключения

    Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

    Значение

    Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

    Принцип разделения властей в РФ:

    1) Законодательная (двухпалатное Федеральное Собрание РФ):

    а) верхняя палата - Совет Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и другой от исполнительного органа власти).

    Полномочия:

    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
    • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
    • Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, уполномоченного по правам человека, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии.
    • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.
    • Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

    б) Нижняя палата - Государственная Дума (Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями).

    Полномочия:

    • Принятие законов.
    • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
    • Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопро-сы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по иници-ативе комитетов палаты, по собственной инициативе.
    • Обращение в Конституционный суд РФ

    В субъектах РФ законодательная власть представлена государственными и законодательными собрания, областными думами, парламентами и т. д.

    2) Исполнительная (правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д.) - осуществляет право организовывать исполнение законов, осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

    В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

    Компетенции Правительства РФ:

    • Общая компетенция - внутренняя и внешняя политика, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
    • Специальная компетенция - экономическая, социальная сферы, наука, культура, оборона и безопасность государства.
    • Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти - организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, контроль за их соблюдением

    Судебная

    Правосудие - деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

    Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ:

    • Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
    • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

    Структура судебной власти в РФ:

    • Конституционный суд РФ (возраст судей от 40, стаж от 15 лет)- высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием НПА действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, устав-ные суды субъектов Федерации.
    • Верховный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, возглавляет систему судов общей юрисдикции.
    • Высший Арбитражный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.

    Принципы деятельности органов судебной власти:

    • Осуществление правосудия только судом - правосудие осуществляется в строго опреде-ленном законом процессуальном порядке, ха-рактерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять реше-ние по рассматриваемому делу от имени госу-дарства -
    • Законность - строгое соблюдение Конституции РФ.
    • Независимость судей - запретом любого вмешательства в деятельность судьи, Судья не вправе заниматься политической деятельностью.
    • Независимость судей - судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по ос-нованиям, установленным федеральным зако-ном
    • Коллегиальность - коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полно-го и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установлен-ных законом, возможно и единоличное рас-смотрение дел в суде
    • Состязательность и равноправие сторон - все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, от-ношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд)
    • Гласность судебного разбирательства - разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных феде-ральным законом
    • Презумпция невиновности - каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.
    • Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление
    • Право на пользование квалифицированной юридической помощью

    Судебная система - совокупность действующих в России судов.

    Институт президентства

    Президент - глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

    Он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

    Основные функции Президента РФ:

    • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина.
    • Охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
    • Обеспечивает согласованное функционирование и органов гос власти.
    • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
    • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

    Полномочия Президента РФ:

    • Правовой статус личности - предоставляет гражданство и политическое убежище РФ Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
    • Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни-тельной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае воз-никновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
    • Отношения с парламентом Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициати-вы. Вносит поправки в обсуждаемые законоп-роекты. Имеет право вето. Обращается к Феде-ральному Собранию РФ с ежегодными посла-ниями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государствен-ную Думу в установленном законом порядке
    • Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и осво-бождает от должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных минист-ров. Принимает решение об отставке Прави-тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоре-чащие Конституции и федеральным законам
    • Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховно-го и Высшего Арбитражного судов РФ. Назна-чает на должности всех судей федеральных су-дов. Предлагает Совету Федерации кандидату-ру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности
    • Оборона и без-опасность страны Является Верховным главнокомандующим Во-оруженными силами России. Утверждает воен-ную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружен-ных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на тер-ритории РФ или отдельных ее местностей воен-ное или чрезвычайное положение
    • Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ-ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома-тических представителей в иностранных госу-дарствах и международных организациях

    Требования к Президенту (цензы):

    Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками) т. е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

    После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах - половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

    Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

    Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

    Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

    Правоохранительные органы

    Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

    Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

    Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

    Виды деятельности гос органов:

    • Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик РФ, конституционный контроль - правосудие
    • Суды общей юрисдикции - правосудие;
    • Министерство юстиции РФорганизационное - обеспеченде деятельности судов;
    • Прокуратура РФ - прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений;
    • Органы внутренних дел - выявление и расследование преступлений
    • Адвокатура - оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
    • Министерство внутренних дел РФ - непосредственное обеспечение правопорядка в стране


    Просмотров