Составление вопросников и типы вопросов. Анализ исторической ситуации

б) время и место его создания;

в) подлинность документа;

г) исторические условия, цели создания.

2. Внутренняя критика (анализ достоверности и полноты текста). Выясните:

а) особенности языка (в частности, значения слов) эпохи созда­ния документа;

б) социальное положение, образование, профессию, возможности получить ту или иную письменную и устную информацию;

в) факты исторической действительности, выявленные на основе сведений из данного источника.

Доклад является формой самостоятельной работы. Он система­тизирует и расширяет знания по теме, учит сопоставлять точки зрения разных исследователей, понимать обоснованность сформулирован­ных автором (авторами) труда умозаключений и общих выводов. Доклад может быть историографическим, в котором сравниваются суждения нескольких исследователей по какой-либо проблеме; ис­точниковедческим, если предполагает анализ источника (источников) по заданной теме.

Тему доклада предлагает преподаватель или выбирает сам сту­дент. Работа выполняется в ходе семестра, на выступление доклад­чика отводится 10–15 минут. Доклады обсуждаются в группе по гра­фику, составленному в начале семестра.

Текст доклада должен быть напечатан или написан от руки на бумаге формата А4 и составлять не менее 15 страниц. Поля: левое 30 мм, правое 10–15 мм, верхнее и нижнее 20–25 мм; кегль 12 или 14, интервал одинарный или полуторный.

Структура и содержание доклада

–– Титульный лист

На нем должно быть указано: полное название учебного заведе­ния, где выполнена работа (ГОУ ВПО Владимирский государствен­ный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых); кафедра (истории и археологии), тема доклада; сведения об авторе и проверяющем (Выполнил(а): студент(ка) (указать группу, курс, факультет, фамилию, имя, отчество); Проверил(а): фамилия, имя, отчество); город и год выполнения доклада (Владимир –– 2010).

–– План или Содержание

–– Введение

В нем обосновывается актуальность темы; может быть проана­лизирована литература и на ее основе определены цель и задачи ис­следования, затем дана характеристика источников и сделан вывод о возможности достижения цели на их основе.

–– Основное содержание работы

Включает в себя несколько разделов или минимум две главы, разбитые на параграфы и не совпадающие по заголовкам с названием доклада. Эта часть работы представляет собой анализ основных проблем, заявленных во Введении.

–– Заключение

Содержит основные выводы по результатам исследования. Оно должно соответствовать поставленной во Введении цели и сформули­рованным задачам.

–– Список использованных источников и литературы

Должен быть правильно оформлен и содержать не менее трех наименований.

Например:

Источники

Местное самоуправление в России: Отечественный историче­ский опыт: Сборник документов: (1861–1917 гг.). М., 1998.

Литература

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства // Оте­чественная история. 2001. № 2. С. 141–143.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России (1864–1917 гг.): Исследование избирательных систем. М., 1997.

–– Приложения

Могут включать в себя схемы, таблицы, иллюстрации и любые другие материалы по докладу, вынесенные за рамки основного текста.

В тексте доклада должны быть постраничные или концевые сноски на цитированные источники и литературу. В них указываются все выходные данные, а также номера страниц, откуда взята цитата или сделан пересказ.

Например:

«Я уже не первый десяток лет, сколько мог, писал, объяснял, призывал именно к свободному действию в России местного само­управления. В нашей истории веками существовал и деревенский мир, и городские веча… а с конца XIX века –– плодотворное земство, разогнанное большевиками в 1918 году…», –– в очередной раз напоминал А.И. Солженицын 1 .

Г.А. Герасименко дал оценку земству как жизнеспособной сис­теме. Первые месяцы после Февральской революции он охарактери­зовал как период демократизации земств 2 . Автор выделил двух основ­ных инициаторов демократизации –– Советы крестьянских депутатов и Общественные исполнительные комитеты 3 .

Анализ исторического документа. Внимательно прочитать задание. Выяснить, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое событие. Выяснить, какой признак объекта должен быть установлен. В соответствии с предметом атрибуции в тексте источника выделить слова и выражения, которые могут помочь узнаванию события, датировка документа. Потом проанализировать и обобщить их. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тексте –задании, убедиться, что ни одно из ключевых слов не противоречит ему.






Условия проведения выкупных операций. За землю нужно было выплачивать определенную сумму помещику -за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнообязанное состояние). Государство выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику сразу, остальное платили крестьяне. Затраты государства крестьянин должен был выплатить в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.


Давала помещикам денежные средства, необходимые для перевода хозяйства на новые условия, возникшие в связи с отменой крепостного права. Способствовала консервации полукрепостнических отношений в сельском хозяйстве (отработочная система, испольщина, издольщина). Негативным образом сказалась на развитии крестьянских хозяйств, вынужденных отдавать часть произведенного продукта в качестве выкупных платежей Усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства Втягивала крестьянское хозяйство в рыночные отношения




Приведены две точки зрения на судебную реформу 1964г.: 1. В период правления АлександраIII высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения. 2. Многие исследователи считают, что судебная реформа была самой последовательной из реформ х гг., важным шагом к утверждению равного для всех, независимого, открытого судопроизводства. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, подтверждающих избранную вами точку зрения


Пореформенные суды в е гг. подчас выносили оправдательные приговоры лицам, виновность которых не вызывала сомнений. Известны оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных участникам революционного движения (В. Засулич). Судебные заседания вызывали огромный интерес публики, происходили нередко в обстановке сенсационности, воспринимались как источники скандальной информации.


Пореформенный суд был бессословным, старое сословное судопроизводство было разрушено, был внедрен принцип равенства всех сословий пред законом Пореформенный суд был гласным Судопроизводство было основано на демократическом принципе состязательности сторон Был утвержден принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей




В гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Назовите два мнения. Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.


Н.И. Бухарин высказывался за проведение индустриализации с учетом возможностей крестьянства, при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством. И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансировании за счет перекачки средств из деревни в город.


В 1928 г. были пересмотрены плановые цифры в сторону их увеличения В результате форсированной индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс,….) Финансирование индустриализации в основном осуществлялось за счет деревни, ее ценой стала коллективизация, отставание легкой промышленности. Сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию.




Представление о самобытности исторического пути развития России, его отличии от исторического пути Запада. Убеждение в благотворности самодержавия для российского оощества. Представление о гармонии власти и общества как о коренной особенности исторического пути России Убеждение в особой роли православия как духовной основы российского общества


Главная задача- сохранение сложившегося порядка, отказ от реформ Признание необходимости реформ в общественной жизни России Защита самодержавия, как единственной формы правления, которую поддерживает русский народ Сохранение самодержавия при обязательном дополнении силы самодержавной власти мнением общества, воссоздание Земского собора Сохранение крепостного права как формы опеки народа помещиками Отмена крепостного права Идеализация прошлого России, представление о единстве истории страны Критическое отношение к деятельности Петра I, представление о «разрыве» русской истории в результате осуществленных им преобразований подг:.Трофименко Л.Д. МУК «СОШ2» г. Калачинск

ПАМЯТКА: ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

    Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

    При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

    Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

    При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА

    Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

    Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

    Структура органов власти:

    Глав государства, его полномочия,

    Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

    Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

    Судебные органы,

    Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

    Местные органы власти.

    Прав граждан (подданных):

    Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.),

    Политические права и свободы,

    Личные права и свободы,

    Возможность использования провозглашенных законом прав.

    Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

ПАМЯТКА: КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

    Понимать, как построена книга.

    Отобрать важное, основное.

    Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

    План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

    Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

    Простой план – выделение и наименование главных частей.

    В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

    Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

    Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

    Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙН

    Причина и характер войны:

    основные противоречия, приведшие к войне;

    подготовка к войне, соотношение сил;

    планы сторон.

    Ход войны (основные этапы):

    повод к войне и ее начало;

    основные этапы и главные сражения;

    окончание войны, условия мира, итоги.

    Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НАРОДНЫХ МАСС

    Время и место выступления.

    Связь с другими событиями.

  1. Социальный состав участников.

    Требования, лозунги, цели.

    Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т. д.).

    Масштабы выступления.

    Уровень организованности.

    Имена участников, руководителей.

    Развитие событий, основные этапы.

    Значение выступления, его результаты.

ПАМЯТКА: СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

    Свои действия оформить в текстовую таблицу:

ПАМЯТКА: РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ И ДОКУМЕНТАМИ

    Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

    Дайте ответ на вопрос: "О чем данный текст?" – и определите его основную идею.

    Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

    Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленные вопросы. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

ПАМЯТКА: АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Каковы причины события или явления?

    Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

    Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

    Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

    Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии? Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

    Алгоритм комментирования политического высказывания

    Изложить высказывание своими словами.

    Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

    Дополнить высказывание, если это необходимо.

    Оценить высказывание с моральной точки зрения.

    Сделать вывод.

ПАМЯТКА: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

    Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

    Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

    Определи вывод, который будешь доказывать.

    Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

    Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

    Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

ПАМЯТКА: ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИЯМ

    Причины революции.

    Задачи революции («зеркально» причинам).

    Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

    Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

    Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

    Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

    Итоги революции.

    Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса выражает исторический деятель?

    Значение его личных качеств.

    Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

    Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

    Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

    Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

    Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

ПАМЯТКА: ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ПЕРСОНАЛИИ)

    Годы жизни или (и) правления.

    Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

    Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

    Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

    Историческое значение данной личности.

ПАМЯТКА: СОСТАВЛЕНИЕ СИНХРОНИСТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ

    Разделите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

    По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

    Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

    Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

    При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рецензия на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Составление плана при работе с текстом

1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Оценка исторического события

1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:

    А) для участников события;
    Б) для последующего исторического события.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?

Требования к характеристике и оценке исторического деятеля

1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

    А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
    Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;
    А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
    Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

    А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
    Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений

1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:

Характеристика войн

1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):

    а) планы сторон в начале каждого этапа;
    б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи?

Памятка для анализа политической карикатуры

1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение; политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Свой ответ аргументируйте.
6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Памятка для анализа документа

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д. 1. Когда, где, почему появился этот документ?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
3. Объясните основные - новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?/td>
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д. 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?
7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п. 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения 1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр. 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения./Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

Требования к написанию и оформлению контрольных работ

Письменная контрольная работа, предусмотренная учебным планом является одним из видов контроля за качеством изучения дисциплины. Контрольная работа дает возможность получить дополнительную информацию по интересующим их проблемам из тех источников, которые используются для ее подготовки. Выбор темы контрольной работы производится по согласованию с преподавателем, читающим курс. При написании контрольной работы должен быть освещен весь комплекс проблем.

Объем работы до 10 страниц машинописного текста (Times New Roman, кегель 14, 1,5 - интервал). В конце работы приводится список использованной литературы. Контрольная работа рецензируется преподавателем. По результатам рецензирования проводится собеседование и зачет.

Если работа не зачтена, то с учетом замечаний преподавателя она должна быть переработана. Повторную работу рецензирует тот преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Лица, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к экзамену не допускаются.

Схема написания состоит из 5 элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы и источников:

Введение (объемом 1–2 стр.) - четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

В основной части излагается содержание проблемы, эта часть обычно состоит из глав (разделов). Можно, если есть необходимость, разбить главы на параграфы. Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его главной целью, ее основными аспектами. (5–6 стр.)

Заключение. Здесь излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы, раскрывается практическое значение проделанной работы. Заключение составляет по объему - 1–2 страницы.

Список литературы и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (названий, если это сборник) с указанием места, издательства и года издания (место и год издания по правилам оформления научных работ указывать нужно обязательно, издательство). Сколько названий должно входить в список литературы? Ответить на этот вопрос очень сложно. Здесь следует руководствоваться одним критерием - тема должна быть раскрыта.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: страницы пронумерованы, сокращение слов не допускается, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами, иллюстрациями, таблицами.

В оформление титульного листа входят: название учебного заведения, факультет, курс, группа, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество автора работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, осуществляющего научное руководство.

В контрольной работе обязательно должны быть ссылки на используемую литературу и источники.

Список использованных источников и литературы должен состоять из следующих разделов:

  1. Источники (документы, нормативные акты и т. п.)
  2. Энциклопедические издания.
  3. Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т. п.)
  4. Учебники и учебные пособия.
  5. Статьи периодических изданий.
  6. Другая литература.

При необходимости к работе оформляется приложение (приводятся тексты документов, таблицы, карты, иллюстрации и т. п.) все входящие в состав приложения материалы оформляются по списку в конце реферата в соответствии с логикой текста.

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:
Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков,2007.
2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. - М.,1990.
3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петразаводск,1992.
4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М., 1996.
5. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т., например:
Камнский Я. А. Соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 201–242.
6. Если цитата взята из статьи газеты, журнала или сборника, то указывать необходимо не только фамилию и инициалы автора, но и название издания, место и год издания, номер тома или выпуска, и страницы статьи (если это издание - многотомное или сборник). При цитате статьи из газеты или журнала нужно указывать название источника, год выпуска, номер и страницы (для журнала) или название, год и дату выпуска (для газеты).
Например:
Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1991. - С. 642;
Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 64.

Памятки для учащихся, помогающие писать эссе

Как писать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Памятка участнику дискуссии

1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не " по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии

1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии - не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
10. В заключении всегда должны подводиться итоги.



Просмотров