Судебная реформа 1864 прокуратура. Влияние революционного движения на судопроизводство

Причины и предпосылки реформы судопроизводства 1864 г. Деятельность органов прокуратуры и ее функции. Открытие Петербургской и Московской судебных палат, роль появления адвокатуры и суда присяжных. Влияние революционного движения на судопроизводство.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В середине 19 века правительство осознало, что Россия нуждается в реформации. В частности изжила себя судебная система. Тогда началась разработка нового процессуального законодательства, которая активизировалась только после крестьянской реформы 1861г.

60 - 70 гг. XIX века называют Эпохой Великих реформ, однако самого императора, в царствование которого эти реформы были осуществлены, именовали чаще «Освободителем», а не «Реформатором», т.к. он освободил Балканы от турецкого ига. Его заслуга, как реформатора в том, что, осознавая необходимость существенных преобразований, он сумел найти среди своего окружения талантливых помощников Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) // Российская Юстиция. 1998. Выпуск 4 (98). С. 59 .

Энтузиазм и доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества, укрепляли Александра Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Все понимали необходимость перемен прежней политики.

В критический для страны час он смог переступить через многие привычные взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради более значительной цели. За его 25-летнее правление в России было уничтожено крепостное право - 1861, проведены университетская - 1863 и судебная - 1864 реформы, введено местное самоуправление в городах - 1870 и сельской местности - 1864, реформа цензуры - 1865. В эти же годы было положено основание тяжелой и легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа, создан Государственный банк - 1860. Развитие железных дорог завершило создание новых основ народного хозяйства страны, военные реформы - 1860-1870-е годы создали новую русскую армию.

Судебная реформа в развитии страны играет одну из основных ролей, потому что государство только через суд обеспечивает права и свободы населения. Судебная реформа 1864 года явилась первой демократической реформой в нашей стране.

Целью данной работы является изучение реформы судопроизводства 1864г., изменений в его различных областях, её основных «участников».

Причины судебной реформы и её предпосылки

Как считал талантливейший юрист той эпохи Кони: "Судебная реформа, призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов. Со старой судебной практикой науке было нечего делать" А.Ф. Кони "Отцы и дети судебной реформы", гл. III. .

Под влиянием поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, в условиях создавшейся революционной ситуации, Александр II вынужден провести ряд реформ. Ему хватило дальновидности для проведения « революции сверху». Судебная реформа, как и все реформы 60-70-х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Надо сказать, что необходимость судебной реформы понимали больше, чем крестьянской. Если большинство помещиков не хотело освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме судейских чиновников, имеющих не плохой доход от неправосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. И, разумеется, сторонником судебной реформы, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II.

Ограниченность реформ была вызвана лишь тем, что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания (и не могла ее преодолеть). Устоявшиеся авторитеты и ценности, тяга к ним в условиях общего изменения всех структур естественна, и поэтому попытка их полного устранения, могла быть чревата взрывом недовольств. С другой стороны бюрократический аппарат сохранил значительное политическое влияние при дворе и, имея, свои весьма консервативные взгляды противодействовал либеральным реформам царя и его единомышленников.

Но всё же основной причиной реформы стало понимание Александра II, что дореформенный суд можно охарактеризовать как сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взяточничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Степень достоверности доказательств делилась на совершенные и несовершенные. Основной части образованного общества было ясно, что судебную реформу следует проводить в совокупности с решением коренных вопросов, в 1-ую очередь крестьянского (крепостного права), т.к. крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Таким образом, для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право. В 1861г. была проведена крестьянская реформа, которая занимает центральное место среди реформ середины XIX века. Она как бы открывает всю эпоху. Касаясь наиболее сложной области - сферы социально-экономических отношений, эта реформа является отправной точкой для дальнейших преобразований. Отмена крепостного права потребовала реорганизации системы местного управления - земская реформа. Особое значение приобрела финансовая реформа и реорганизация системы Государственного контроля. Лишь после отмены крепостного права стала возможной военная реформа. Назрела необходимость в реформе в сфере народного просвещения.

Таким образом после отмены крепостного права открылась необходимость социальной защиты и правосудия. Судебная реформа, оказалась, наверное, наиболее известной из всех реформ середины XIX века.

Судебная реформа

20 ноября 1864 года Александр II подписал указ Сенату об утверждении новых судебных уставов, которые изменили старые формы российского судопроизводства. Это были 4 законодательных акта:

· Учреждение судебных установлений

· Устав уголовного судопроизводства

· Устав гражданского судопроизводства

· Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями

Позже, эти акта стали именоваться судебными уставами, а они, в свою очередь, создавали оригинальную и эффективную систему правосудия. Она имела две ветви, которые объединял высший судебный орган - Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами.

Деятельность органов прокуратуры.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена. Основные положения о прокуратуре определяли государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Установились принципы организации прокуратуры, являвшиеся незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской империи. К их числу были отнесены единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора, осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры, осуществление «верховного» надзора в империи Генерал-прокурором(он же министр юстиции), строжайшая подчинённость нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения Случевский, В. К. / Учебник русского уголовного процесса. М. 2008. С 76-77. . Прокуроры назначались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем собрании Правительствующего Сената.

Функции прокуратуры.

Общий надзор прокуратуры был упразднён. В соответствии с законами судебной реформы прокуратура России получила следующие функции.

Уголовное преследование

Надзор за предварительным следствием

Право обвинения в ходе судебных разбирательств

Право надзора за исполнением судебных решений и местами исполнения наказаний

Таким образом, прокуроры предварительных следствий сами не производят, а вот дознанием руководят. Прокурор, при поступлении материалов предварительного следствия, был обязан рассмотреть вопрос о передаче дела в суд или о его прекращении. Своё заключение прокурор должен был дать в течении недели.

В Уставе гражданского судопроизводства предусматривалось, что прокурор обязательно даёт заключение по делам:

Казённого управления, земских учреждений, городских и сельских обществ;

Несовершеннолетних, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишённых лиц;

По вопросам подсудности пререкания между судебными и административными органами, об устранении судей;

По спорам о подлоге документов, в случаях, когда в гражданском процессе появляются обстоятельства, подлежащие рассмотрению в уголовном суде;

По просьбам о выдаче свидетельства об освобождении от судебных издержек - на основании бедности;

По брачным делам, о законности рождения. По брачным делам, в случае отсутствия ответной стороны, ею выступал сам прокурор.

Судебные уставы 1864 года ограничили сферу прокурорского надзора в гражданском процессе, а также изменили методы его осуществления. В силу недостаточности предоставленных ему полномочий прокурор не мог способствовать вынесению обоснованного судом решения. Его положение в суде сводилось к роли юрисконсульта. Там же. С 79. Фактически роль прокурора в гражданском суде ограничивалась заключениями. Зато в уголовном процессе роль прокурора возросла.

Характерно, что в соответствии с судебной реформой 1864г. четко определялось то, что прокуратура не должна вмешиваться в деятельность суда, ограничивать самостоятельность судей при принятии решений по рассматриваемым делам. Прокурор-обвинитель и защитник уравнивались в правах. Несмотря на сузившийся диапазон прокурорского надзора в законодательстве о прокурорах всё же была одна завуалированная формулировка: «Некоторые же другие обязанности, сверх того налагаемые на сии лица, определены в основных Уставах и положениях о принадлежности» Российское законодательство X - XX веков. Т. 8. С. 45-46. . Это было, как-бы, компенсацией прокурорских правомочий.

При некоторых изменениях функций прокуратуры за ней остался надзор за соблюдением законов, касающихся прав граждан. Надзорная деятельность прокуроров понималась ими, как реализация требований закона, что и было защитой гражданских прав.

Упразднение губернской прокуратуры.

Реорганизация прокуратуры фактически превращала прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура упразднялась и уступала место прокуратуре, создаваемой в судебных округах. Но из-за медленного проведения судебной реформы (оно закончилось только к началу XX века) в 60 - 90 годы XIX в прокурорском надзоре существовали две подсистемы: губернская и «судебная» прокуратура. И та, и другая в этот претерпевают значительные изменения.

Открытие Петербургской и Московской судебных палат.

В 1866 году новые прокуроры приступили к своим обязанностям лишь в 10 губерниях Петербургской и Московской судебных палат. Здесь старая прокуратура упразднялась. Что касалось остальных губерний, составители судебных уставов понимали невозможность распространения новых законов сразу на всей территории империи. 7 марта 1866 года появилось положение,

которое действовало во всех губерниях, где ещё не приступили к работе общие суды и соответствующие прокуроры. В этом акте, законодатель стремился максимально приблизить её к суду, сократив по возможности функции общего надзора. В отличие от новой прокуратуры губернская вначале не принимала на себя функции «обвинительной власти». Кроме того, за ней сохранялись некоторые обязанности надзора за местами лишения свободы, за губернскими по крестьянским делам присутствиями, за губернскими правлениями, полицией и другими органами. Губернские прокуроры оставались в непосредственном подчинении министру юстиции Случевский В. К. Указ. учебник. С. 83. и были независимы от губернской администрации.

Появление адвокатуры.

Судебная реформа устанавливала новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность. Изменения в процессуальном праве и судоустройстве потребовали учреждения, по сути, нового для России института - адвокатуры (присяжных поверенных)7 Новицкая Т. Указ. соч. С. 61. .

Создание мощной и независимой адвокатуры стало одним из наиболее впечатляющих итогов судебной реформы. Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.

Адвокатура имела огромное значение в качестве охранника законов, а так же как третья сторона участников процесса. Они были одной из немногих профессиональных групп с четким интересом соблюдения государственности. Кроме того, судебные залы были в России единственным местом, где постоянно защищалось право свободы слова. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания. В адвокатуру потянулись опытные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах.

Суд присяжных.

Появился суд присяжных, который стал весьма прогрессивным явлением того времени. Суд присяжных рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как способ обеспечения презумпции невиновности.

Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли, и здесь огромную роль играл адвокат. Так как, из-за спада интереса к новому суду, образованные люди стали уклоняться от исполнения обязанностей присяжных заседателей, их места стали занимать малообразованные и несостоятельные крестьяне. Тогда задачей адвоката становилось выступление не столько в качестве юриста, сколько психолога, который апеллировал к чувствам присяжных.

Одним из примеров можно назвать дело Веры Засулич, которая была оправдана, хотя совершила умышленное покушение на убийство.

Влияние революционного движения на судопроизводство

С 70-х годов в период борьбы с революционными движениями началось отступление от провозглашенных ранее принципов.

Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру, поскольку именно она давала много свободы. Поэтому некоторые ее положения были пересмотрены. В 1866 г. судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов. В том же 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати. С 1867 года вместо следователей стали назначаться «исправляющих должность следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой Фёдоров В. А. / История России XIX - начала XX века. М. 2000. С. 270. .

19 мая 1871 года царём был утверждён законопроект под названием «Правила о порядке действия чина корпуса жандармов по исследованию преступлений», который сделал жандармских офицеров следователями. Таким образом, жандармерия получила доступ к предварительному расследованию. 7 июня 1872 года была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям «Устава уголовного судопроизводства», закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Как правило, такие дела рассматривались с нарушением принципа гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных. Законами от 9 августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» еще более расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях.

Усиление реакции в 70 - 80х годах привело к изменениям прокуратуры не только в её деятельности, но и в статусе. Для усиления надзора за судами высшие чины прокуратуры превращались в ревизионные органы окружных и мировых судов Министерства юстиции. Усиливался прокурорский надзор и за деятельностью адвокатуры. В этот период меняется и положение «судебной» прокуратуры. Теперь она участвует в работе некоторых административных органов. Впоследствии, войдя в состав почти всех губернских комитетов, прокурор участвовал в работе по городским, воинским, фабричным, земским и др. делам.

В 70-е годы царизм ещё не отказался от использования гражданских судов для борьбы с революционным движением. 7 июля 1872 года был создан специальный суд для рассмотрения дел о государственных преступлениях. Также ограничилась гласность и состязательность этих процессов. В 1874 году из ведения общих судов были изъяты дела о «противозаконных сообществах» Случевский В. К. Указ. учебник. С. 93. .

После неудачной попытки правительства использовать гражданские суды для борьбы с революционным движением, самодержавие обратилось к услугам военно-полевой юстиции. Военно-полевые суды выносили жестокие приговоры, часто используя сокращённый порядок судопроизводства, без участия защитника и прокурора. В противостоянии революционным силам, наряду с военно-полевыми судами появились органы, обладающие правом применения внесудебной репрессии. Наиболее активную роль здесь играли Министерство внутренних дел и Министерство Юстиции. Всё это лишало революционеров возможности гласно бороться с существующим строем, что привело к террору.

Усиливается правительственное наступление на судебную систему, порождённую реформой. В 1881г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка Там же. С. 94. .

1 марта 1881г. был убит Александр II, и вся европейская часть России оказалась на военном положении. Репрессивная практика военно-полевых судов ужесточилась. По законам военного времени министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов.

Тем не менее, несмотря на репрессивную политику самодержавия, революционного периода основная структура органов судебной власти и судебная система с её основными принципами сохранилась вплоть до 1917 года. Это была, пожалуй, самая эффективная, законченная и либеральная реформа того времени.

Деятельность генерал-прокуроров

Деятельность генерал-прокурора Д.Н. Замятина.

В октябре 1862г. после отставки графа Панина Замятин Дмитрий Николаевич был назначен Управляющим Министерством юстиции, а 1 января 1864г. утверждён в должности Министра юстиции и генерал-прокурора. В судьбоносные для России годы, во главе министерства встал человек прогрессивных взглядов, обладающий большой эрудицией и высокими нравственными качествами.

Дмитрий Николаевич Замятин родился 31 января 1805 года. Окончил Царскосельский лицей с серебряной медалью. По рекомендации Е. А. Энгеральда он в августе 1823 года был зачислен на службу в Комиссию по составлению законов, которую в то время фактически возглавлял М. М. Сперанский. С образованием, в 1826 году Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занявшегося кодификацией законодательства, Замятин был переведён туда на службу. За участие в составлении свода законов Д. Н. Замятин был награждён крупной суммой денег Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. / Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XXв. М. 1996. С. 10. .

В 1841 году Замятин был переведён на службу в министерство Юстиции и назначен герольдмейстером (дела, касающиеся дворянского звания, титулов и гербов).

В 1862г. был назначен Управляющим Министерством Юстиции.

В 1864г. - генерал-прокурор России.

Он объединил около себя целую команду грамотных деятелей, всецело преданных началам новой судебной реформы, которая была для него важнейшей заботой, упростил делопроизводство, подобрал необходимый персонал, лично подыскал подходящие здания судов в Санкт-Петербурге.

Главными чертами его характера была скромность и отсутствие мелкого самолюбия. Был прост в общении с подчинёнными.

Д. Н. Замятин был активным сторонником судебной реформы. Он добился, чтобы назначение губернских и уездных стряпчих (судей) зависело только от Министерства Юстиции. В 1866 г. из 1598 должностных лиц по представлению Министра было назначено 821 лицо с высшим образованием, 426 со средним образованием и 351 воспитывавшихся в низших школах. Таким образом, был значительно улучшен состав судебного ведомства. Замятин Д.Н. принимал самые радикальные меры, чтобы судебная реформа распространялась повсеместно, однако это было довольно сложное дело. Первые окружные суды открылись только в 1866 г. Одновременно Министерство поставило задачу тщательного пересмотра гражданского и уголовного судопроизводства в прежних судебных установлениях. Дополнения были приняты уже в 1867 г. Результаты оказались более чем убедительными: в течение первого года работы число рассмотренных дела в судебных палатах почти удвоилось. В обязанности Министра входило, и наблюдение за составлением списков лиц имеющих право быть избранными мировыми судьями, присяжными заседателями, открытие комитетов для принятия прошений, снабжение судебных мест Полным Собранием законов. Министр принимал деятельное участие в составлении и рассмотрении всех законодательных работ имеющих соотношение с судебной реформой. В 1866 году торжественно были открыты Кассационный Департамент Правительствующего Сената, судебные установления в Санкт-Петербурге и в Москве. Переход от прежних порядков, когда суд составлял лишь особую отрасль администрации, к самостоятельному и независимому положению суда, был слишком резок и не мог не вызвать отрицательной реакции. Исход нескольких процессов, не оправдавших надежды администрации царя, вызвал нарекания на деятельность суда, что поколебало положение Министерства Юстиции и в начале 1867г. Замятин Д.Н. оставил пост МинистраН. Д. Николаев. Из истории Российской Юстиции {электронный ресурс} URL: http://www.tsud.ru/tsud4/jurist1/nickolaev_iz_istorii_rossjust.htm (дата обращения: 18.12.2009). .

Урусов Сергей Николаевич.

Урусов С. Н. находился на посту генерал-прокурора меньше года. А.Ф. Кони назвал его «одним из вреднейших людей царствования Александра II». После отставки Замятина император временно поставил его на пост Министра юстиции и генерал-прокурора. Урусов был человеком консервативных взглядов.

Князь Сергей Николаевич Урусов родился в 1816 г. в старинной дворянской семье. Получив превосходное домашнее образование, юноша в 1832 г. поступил на службу в канцелярию Московского губернатора.

Окончив Московский Университет, получил право на производство в чин по гражданскому ведомству. Первое время С. Н. Урусов занимался расследованием преступлений, а в 1838 г. перешел на службу во 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Спустя пять лет его причислили к департаменту Министерства юстиции, где он был полностью поглощен делами Московского сенатского архива. В 1845 г. Сергей Николаевич получил назначение в Правительствующий Сенат на должность обер-секретаря департамента. В феврале 1852 г. С.Н.Урусов становится камер-юнкером Двора Его Императорского Величества и с этого времени карьера Сергея Николаевича пошла более успешно. Вначале он попал за обер-прокурорский стол, а затем возглавил духовно-учебное управление при Святейшем Синоде и стал членом главного управления цензуры духовного ведомства. Вместе с новым назначением ему жалуют чин действительного статского советника и придворное звание камергера. В 1861 и 1862 гг. С.Н.Урусов исполнял обязанности товарища обер-прокурора Синода и статс-секретаря императора. В 1864 г. он был утвержден в должности и произведен в тайные советники, а позднее стал сенатором и государственным секретарем. Одновременно Сергей Николаевич успешно трудился в целом ряде обществ и комитетов. В начале 1867 г. С.Н.Урусов был назначен главным управляющим 2-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а 16 апреля без освобождения от этой должности и управляющим Министерством юстиции. Смена министров произошла в то время, когда судебная реформа только начиналась и были открыты всего два округа -- Петербургской и Московской судебных палат. Это, конечно, сказалось на темпах судебных преобразований в России. Князь Урусов, хотя и слыл высоко эрудированным и умным человеком, все же не обладал той широтой кругозора, которая была присуща Д.Н.Замятнину. Назначение его на этот пост можно назвать началом консервативного этапа судебной реформы.

Князь С.Н.Урусов руководил судебными и прокурорскими органами до 15 октября 1867 г. При нем была открыта Харьковская судебная палата Ю. Орлов. А. Звягинцев. Око государево {электронный ресурс} URL: http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N02_99/2_16.HTM (дата обращения 19. 12. 2009). . Урусов С.Н. образовал особую комиссию, которая предложила командирование на некоторое время до введения реформы в конкретной местности ревизующего Сенатора, с широкими полномочиями относительно судебных чинов, предназначенных для замещения различных должностей в новом судебных установлениях. Такой порядок оказался положительным, и значительная часть дел была разрешена. Одновременно продолжал временно действовать и старый порядок разрешения дел.

В 1872 г. С.Н.Урусов производится в действительные тайные советники и, продолжая оставаться главным управляющим 2-м отделением, становится председателем департамента законов Государственного Совета. В этом ранге он председательствовал в Верховном Уголовном суде, учрежденном для рассмотрения дела А.К.Соловьева, покушавшегося на жизнь государя. В 1881 г. С.Н.Урусов по состоянию здоровья оставил пост главного управляющего 2-м отделением, сохраняя за собой должность председателя департамента законов Государственного Совета. Скончался 13 января 1883 года.

Пален Константин Иванович.

Занимал пост генерал-прокурора 11 лет (октябрь 1867г. - май 1878г.). Граф Константин Иванович Пален родился 12 января 1833 г. и принадлежал к старинному дворянскому роду. Окончил Санкт-Петербургский университет и начал свою служебную деятельность в департаменте Министерства народного просвещения, затем перешел в Государственную канцелярию. В июне 1855 г. его откомандировали в Крым, где он состоял при комиссии «О сборе приношений в пользу раненых при защите Севастополя и семейств убитых». За эту работу граф получил орден Св. Владимира 4-й степени. В 1860 г. он продолжил службу в Государственной канцелярии в должности экспедитора, а затем стал вице-директором полиции исполнительской и наконец в 1864 г. Псковским губернатором.

15 октября 1867 г. К. И. Пален вступил в управление Министерством юстиции и одновременно был назначен статс-секретарем государя. 31 марта 1868 г. он утверждается в должности Министра юстиции и Генерал-прокурора. Первое время К. И. Пален еще придерживался либерального направления, взятого Д.Н.Замятниным, но затем все более явственно и откровенно вставал на сторону наиболее консервативных сил из окружения императора. Судебная реформа хотя и пробуксовывала, но всё же продолжалась. За десять лет управления Паленом министерством были открыты Одесская, Казанская, Саратовская и Варшавская судебные палаты. Именно при К.И. Палене взошла и ярко засветила звезда выдающегося юриста и общественного деятеля А.Ф. Кони. По его мнению, Пален был «лучшим администратором» из всех министров юстиции. Поэтому не случайно, расходясь с ним в принципиальных вопросах судоустройства и судопроизводства, А.Ф. Кони уважительно относился к его личным свойствам. При назначении на ответственные должности граф руководствовался только деловыми качествами человека: при нем «протекции были невозможны».

В связи с обострением революционной борьбы стала разрабатываться упрощенная процедура судопроизводства по политическим делам. В июне 1872 г. в этих целях создается Особое присутствие Правительствующего Сената, ставшее главным орудием карательной политики правительства.
30 мая 1878 г. К.И.Пален был освобожден от должности Министра юстиции и Генерал-прокурора. Главной причиной отставки стало оправдание Санкт-Петербургским окружным судом В.И. Засулич, стрелявшей в градоначальника Ф.Ф. Трепова (дело слушалось 31 марта 1878 г. под председательством А.Ф. Кони с участием присяжных заседателей). Тем не менее К.И. Пален продолжал оставаться членом Государственного Совета и статс-секретарем, вскоре получил чин действительного тайного советника. Впоследствии стал обер-камергером Двора Его императорского Величества Там же. . Граф Пален скончался в 1912 году.

Набоков Дмитрий Николаевич.

Окончил курс в Императорском училище правоведения. Возглавлял Министерство Юстиции в 1878-1885 гг., продвигал судебную реформу, сумел уберечь новый суд - несменяемость судей, гласность судопроизводства, суд присяжных. Судебные уставы продолжали укореняться, успешно вводились в действие, охватывая все большую территорию государства. В 1883 г. судебная реформа проводилась в 6 северо-западных губерниях. На Кавказе и Закавказье “судебная часть” была выведена из управления наместника и передана Министерству Юстиции. Набокову Д.Н. приходилось предпринимать меры к усилению штатов судебных чинов и одновременно финансовой экономии. В результате 184 старейших по службе членам окружных судов были установлены добавочные оклады, в 1885 г. было принято решение об эмеритальной кассе (специальной страховой кассе чиновников - пенсионное обеспечение). Много внимания уделял Министр совершенствованию самих законов Судебных установлении: он добился установления права отвода 3 присяжных, вместо 6, упорядочил составление списков присяжных заседателей. Были внесены изменения в постановления о наказаниях: для несовершеннолетних, ужесточено наказания за растрату и за присвоение служащими кредитных учреждений, исполнение смертной казни перестало быть публичной, в области гражданского права - укрепление прав на недвижимое имущество, составлен проект нового гражданского уложения. На Министерство Юстиции была возложена обязанность, давать заключения по законопроектам других ведомств с юридической стороны, их соответствия существующим законам. В 1883 г. Набоков Д. Н. представил проект положения о несменяемости судей, и после длительного рассмотрения в 1885г. Положение было принято. Суть его заключалась в том, что рассмотрение должностных нарушений судьями должна была происходить в специальном учреждении - Высшем дисциплинарном суде. Таким образом, участь судей решалась не административным порядком, а высшей судебной коллегией в составе 13 сенаторов. За 9 лет (1886-1894 гг.) было освобождено всего 2 судьи. В то же время, борьба с революционным терроризмом была изъята из юрисдикции Министерства Юстиции и передана полиции, жандармам, военным судам. Однако главное было в том, что во время наступления революционных движений Набоков Д. Н., давая различные обещания в правительстве, обеспечивал работу Министерства Юстиции в режиме 1864 г. Но это не могло продолжаться бесконечно. Сам Александр III был очень недоволен судом -- первым оружием государственной власти и 6 ноября 1885г. Набоков Д.Н. получил отставку Н. Д. Николаев. Указ. электронный ресурс. .

Заключение

В 60- е годы XIX века в России начиналось осуществление коренных преобразований в судебной системе. С. А. Андреевский писал в своих мемуарах об этом времени: «Газеты были переполнены отчетами о процессах. Самые незначительные речи приводились целиком. Шумели новые имена. Повсюду между обвинениями и защитой происходили публичные состязания в благородстве чувств, в правильном понимании закона и жизни, в остроумии, в блеске фраз и постижении тончайших изгибов в душе человеческой…» Андреевский С.А. / Книга о смерти. Л. 1927. С. 119. .

Судебная реформа являлась одной из важнейших реформ второй половины XIX века. Произошло коренное изменение судоустройства, процессуального и отчасти, материального права Российской империи. Появился, новый для России институт - адвокатуры.

Судебная реформа, конечно, не в полной мере установила демократические принципы судопроизводства. В связи с влиянием феодальных пережитков, реформа претерпела коренные изменения (контрреформы), что и является её недостатком. Но, тем не менее, судопроизводство превратилось в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Было провозглашено равенство всех перед законом.

Реформы Александра II характеризуются малыми потерями - был найден выход из кризисной ситуации, определено оптимальное направление преобразований и при этом государство получило быстрый и правильный путь развития вперёд. При коренном преобразовании всех основных систем государственного устройства была сохранена форма правления в виде абсолютной монархии.

Список литературы

1. Новицкая, Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) / Т. Новицкая // Российская юстиция. - 1998. - №4. С. 59 - 62.

2. Кони, А.Ф. Отцы и дети судебной реформы (к пятидесятилетию Судебных уставов). / А.Ф. Кони; изд. И.Д. Сытина. - М. 1914. - 295с.

3. Случевский, В.К. Учебник русского уголовного процесса. Часть I: Судоустройство / В.К. Случевский; под ред. В.А. Томсинова. - М. 2008. - 400с.

4. Российское законодательство X - XX веков: в 10 т. - М. 1991. - 10 т.

5. Фёдоров, В.А. История России XIX - начала XX века / В.А. Фёдоров. - М. 2000. - 540с.

6. Звягинцев, А.Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XX века / А.Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов. - М. 1996. - 427с.

7. Андреевский, С.А. Книга о смерти / С.А. Андреевский. - Л. 1927. - 510с.

Интернет ресурсы.

8. Николаев, Н.Д. Из истории Российской юстиции {электронный ресурс} / Н.Д. Николаев. - Режим доступа к ст.: http://www.tsud.ru/tsud4/jurist1/nickolaev_iz_istorii_rossjust.htm

9. Звягинцев, А.Г. Око государево {электронный ресурс} / А. Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов/ - Режим доступа к стр.: http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N02_99/2_16.HTM

Подобные документы

    Основные положения судебной реформы 1864 года. Создание суда присяжных в ходе судебной реформы. Производство в суде с участием присяжных заседателей по Судебным уставам 1864 года. Практическая деятельность суда присяжных в дореволюционной России.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Место судебной реформы 1864 года в истории развития судоустройства и судопроизводства России. Борьба со взяточничеством, повышение авторитета правоохранительных органов. Недовольство деятельностью суда присяжных, практические меры против этого учреждения.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2009

    Предпосылки проведения судебной реформы и суть изменений в судебном праве. Основные принципы судопроизводства и характеристика судебных учреждений. Общность современного судопроизводства и реформы 1864 года, особенности возрождения судов присяжных.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года. Причины реформы и ее подготовка. Судебные органы после реформы 1864 года. Принцип несменяемости судей. Реорганизация прокуратуры. Адвокатура. Судоустройство.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2003

    Характеристика судебной системы России в период с петровских преобразований до судебной реформы 1864 года. Создание нотариата, адвокатуры и прокуратуры. Предпосылки судебной реформы 1864 года, её проекты и особенности проведения. Анализ военных судов.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Основная роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Суд присяжных в Российской империи как результат судебной реформы в 1864 г. Суд присяжных современности. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2010

    Суд присяжных – один из элементов демократического общества, центральный институт двух судебных реформ 1864 и 1993 гг. Правовое регулирование суда присяжных в России в настоящее время; формальный и декларативный характер, пути его усовершенствования.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2011

    Место адвокатуры в системе правоохранительных органов и организаций. Предпосылки и цели создания адвокатуры в России. Создание адвокатуры в рамках Судебной реформы 1864 года. Организация адвокатской деятельности в советский и современный период.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Становление и развитие суда присяжных заседателей как элемента системы общего права. Модели суда присяжных заседателей в мире. Развитие суда присяжных в период 1864-1917 годов. Современная практика деятельности суда присяжных заседателей в России.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2016

    Обзор исторического развития судопроизводства в России до судебной реформы 1864 года. Система соответственных органов после преобразований. Деятельность суда в период с 1917 по 1991 год. Современное устройство судебной власти Российской Федерации.

История прокуратуры началась в России еще с Петра I, который 12 января 1722 года в своем Указе установил: «… быть при Сенате генерал- прокурору и обер прокурору также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Петр стремился создать настоящий надзорный орган, который, как писал российский историк В. О. Ключевский, не спасовал бы перед чиновниками и "сиятельствами", в том числе и перед Сенатом, являвшимся высшим органом управления в России. В обязанности Генерал-прокурора входило: «сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». В отличие от западной модели прокуратуры, функции которой сводились к поддержанию обвинения, российская прокуратура была изначально органом контроля за законностью, она обладала целым рядом контрольно-надзорных полномочий общегосударственного значения. После Указа 1722 года последовали еще 2 указа, которые более конкретно определили полномочия прокуроров. К сожалению, после смерти Петра I данный институт был фактически уничтожен: в 1726 году Екатериной I была упразднена должность генерал-прокурора и лишь в декабре 1741 года вновь восстановлена императрицей Елизаветой Петровной. При последующих монархах, прокуратуре удалось сохранить свои контрольные полномочия, а при Екатерине II даже и расширить. В частности, учреждение в России в 1775 году губерний и создание соответствующих губернских прокуратур, а также прокурорских должностей при судах существенно укрепили надзор за законностью в деятельности местных властей и в судопроизводстве. Таким образом, образовался самобытный, строго централизованный, влиятельный орган государства с уникальными функциями надзора, служители которого опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов.

В 1862 году Государственный совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялись назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Положения закрепили основополагающие принципы института прокуратуры: единство органов прокуратуры, строгая централизация органов прокурорского надзора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимость прокуроров всех уровней. «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи», - так определял назначение прокуратуры данный документ. Основные положения и идеи в итоге легли в основу реформирования прокуратуры по Судебной реформе 1864 года. В частности, Учреждение судебных установлений (далее УСУ) определяло не только структуру судебной системы, но и регулировала деятельность прокуроров при этих судах. В третьем разделе УСУ «О лицах прокурорского надзора», надзор вверяется обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как Генерал-прокурора (ст. 124 УСУ). Дело в том, что в соответствии указу Александра I 1802 года, в России были созданы министерства, в том числе и Министерство юстиции. Во главе него стоял министр юстиции, который одновременно был и Генерал- прокурором. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. УСУ определили строгие требования к прокурорам. Так, например, для занятия должности прокурора был необходим определенный стаж работы (прокурор судебной палаты - 8 лет; прокурор Сената - 12 лет). Такие требование закрывали эти важные должности для людей малообразованных и неопытных, ведь требования к прокурорам были сравнимы с требованиями к судьям, которые были описаны выше.

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства главной задачей прокуратуры стало уголовное преследование. Кроме того, прокуроры осуществляли надзор за соблюдением законности со стороны органов предварительного следствия. Прокурор мог присутствовать при следственных действиях, требовать от следователя выполнения своих поручений, касающихся расследования дела, давать предложения о задержании подозреваемого и т. д. Дознанием прокуроры фактически руководили: «По производству дознания о преступных деяниях полицейские чины состоят в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей». Все материалы предварительного следствия передавались прокурору, который решал вопрос о направлении дела в суд или же о прекращении разбирательства по делу. В суде первой инстанции прокурор представлял государственное обвинение. При этом, в соответствии с принципом равноправия сторон, прокурор и защитник уравнивались в правах. Положения реформы 1864 года перепрофилировали прокуратуру из органа надзора за законностью действий органов государственной власти в орган уголовного государственного преследования, однако в дальнейшем некоторые контрольные функции у прокуратуры все же появились. Прокурорский надзор ограничивался лишь областью судопроизводства. Так, например, прокурор мог принести протест на приговор суда, если судом были допущены нарушения. Это протест мог быть подан как в интересах потерпевшего, так и в интересах подсудимого. Однако, подобные контрольные функции сохранились лишь в сфере судопроизводства. Многие юристы скептически отнеслись к упразднению надзорной функции прокуратуры в 1864 году. Многим -- это изменение представлялось ошибкой. Тем более в период бурных буржуазных реформ, когда было необходимо наоборот усилить контроль за деятельностью государственных органов с тем, чтобы как можно быстрее инкорпорировать их в русло новой правовой модели, созданной Реформой. С такой позицией, например, выступал известный российский судебный деятель Анатолий Федорович Кони.

Устав гражданского судопроизводства наделил прокуроров некоторыми полномочиями в гражданском судопроизводстве, которых те ранее не имели. Прокуратура выступала государственным защитником прав и интересов граждан, которые могли быть нарушены незаконными действиями органов власти. Прокурор давал заключение по конкретному делу, которое должно было найти свое отражение в решение по данному делу. Оно, как правило, излагалось устно после прений сторон.

В результате введения в действие Судебный уставов, в России была по- новому определила система органов прокуратуры ее задач и полномочий. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Надзор ограничился сферой судопроизводства. Данная модель прокуратуры просуществовала в неизменном виде вплоть до октября 1917 года.

Как самостоятельный правовой институт суды присяжных были введены Судебными уставами Александра II. Несмотря на упорное сопротивление консервативных кругов в России были воссозданы всесословные суды с участием представителей народа, коими и были присяжные заседатели. Теоретическое обоснование необходимости введения суда присяжных было дано главным его идеологом С.И. Зарудным: «Цель судоустройства в учреждении судебных мест на таком основании, чтобы судебные решения пользовались общим доверием. Доверие обеспечит спокойствие в государстве... стабильность решений судов»28. Выдающийся юрист И.Я. Фойницкий писал по поводу судов присяжных: «Палладиум личной свободы и политической независимости народной, ревностный страж общественной безопасности и строгий судья злодеяний, это установление более и более делается для культурного мира судом естественным по преимуществу, от ведения которого, в интересах народной экономии, устраняются лишь дела наименее важные...

Оно стало центральным узлом новой судебной системы, ее лучшим украшением и самой твердой ее опорой». Также И.Я. Фойницкий утверждает, что участие народного элемента в России имеет весьма прочные корни. Он говорит о том, что суд даже в период междоусобиц отправлялся народом, а княжеские волостели и тиуны лишь собирали с суда доходы. «Институт присяжных заседателей введен у нас не как вынужденная народом у правительства уступка, а добровольным его актом как видоизменение прежних, уже устаревших форм народного участия, идея которого глубоко коренится в нашей жизни и неразрывна с нашим национальным воззрением на правосудие».

Устав уголовного судопроизводства содержал нормы, регулирующие порядок участия присяжных заседателей в рассмотрении дел, особый акцент ставился на случайности выбора заседателей для конкретного дела. Именно это должно было стать гарантией существования народного правосудия, независимого и беспристрастного. В соответствии с Учреждением судебных установлений 1864 г. присяжными могли являться русские подданные не моложе 25 и не старше 70 лет, прожившие «не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели». Двухгодичная оседлость требовалась, «чтобы присяжные заседатели, для оценки по совести степени вины подсудимых, были хорошо знакомы с нравами, обычаями и общественной жизнью известной местности».

В соответствии с Реформой, присяжным стали подведомственны далеко не все уголовные дела, рассматриваемые в Российской Империи. Так были изъяты из их рассмотрения все дела, подсудные мировым судьям. Таковыми являлись проступки, за которые в особом уставе о налагаемых ими наказаниях определялись:

Объяснялось это прежде всего малозначительностью изъятых из их подведомственности дел и необходимостью не перегрузить представителей народного правосудия. Но и дела, рассматриваемые в окружных судах, не всегда могли рассматриваться коллегией присяжных заседателей. В законе говорится об участии присяжных заседателей только в рассмотрении дел о преступлениях или проступках, за которые в законе предусмотрены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния. Также Реформа выделила дела, не подлежащие ведению присяжных заседателей. Дела о бродягах, называющих себя не помнящими родства или сделавших ложные показания о звании своем и состоянии, подсудны окружному суду без участия присяжных заседателей (ст. 202 УУС).

1. Адвокатура

Не менее важным итогом введение Судебных уставов в России стало создание независимой адвокатуры. По Реформе адвокаты назывались присяжными поверенными. Органами адвокатского самоуправления стали общее собрание и советы присяжных поверенных. Присяжные поверенные были объединены в присяжную адвокатуру. Присяжная адвокатура представляла собой коллегию адвокатов. Членство в ней основывалось на профессиональных знаниях, что должно было гарантировать высокий профессиональный уровень. Присяжные поверенные занимались частной практикой. Существовала и должность помощников адвоката, начинающих юристов, которые выполняли поручения присяжных поверенных и набирались опыта для дальнейшей адвокатской практики. Объединения присяжных поверенных были основаны, к сожалению, только в трех городах Российской империи: Санкт Петербурге, Москве и Харькове. Кроме присяжных поверенных и их помощников существовали «второсортные» адвокаты - частные поверенные, которые не были объединены в какую-либо организацию и существовали при судах, выдавших им свидетельства на ведение судебных дел. Это были адвокаты, которых бесплатно назначали, в случае, если у человека нет средств оплатить услуги присяжного.

В результате Реформы, в России сложилась не только новая система судоустройства и судопроизводства, но и институт адвокатуры, защитников в суде. Адвокатура стала противовесом стороне государственного обвинения в уголовных и гражданских делах, в результате введения принципа равенства сторон в судебном процессе. Известный адвокат В.Д. Спасович говорил: «Мы, рыцари живого слова и свободней чем сегодняшняя пресса».

2. Нотариат

Появление нотариата обусловлено утверждением императором Александром II 14 апреля 1864 года Временного положения о нотариальной части в России. Данное положение предшествовало Судебной реформе и нашло там свое отражение. В Москве, Санкт-Петербурге, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые заведовали, «под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения». Реформа наделила нотариусов полномочиями, которые сохранились у них вплоть до наших дней - это составление и заверение разного рода актов. Так, например, старшие нотариусы заверяли сделки с недвижимостью между бывшими помещиками и крепостными, ведя крепостные книги. Они состояли на государственной должности при судебном ведомстве.

В результате Реформы был создан абсолютно новый институт - нотариат, который был призван обеспечить многие буржуазные принципы пореформенного судопроизводства. Создание нотариата в 1864 году положило

Возникновение, становление и развитие прокуратуры Российского государства необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий развития общества.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ей совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения, развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I.

Период конца XVI -- начала XVII вв. был отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества, что вызвало практическую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями.

Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего».

За образец Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены Указом от 17 марта 1714 г. «О деятельности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов и других чинов. Модель такой должности была заимствована в Швеции. К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому была непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

Вскоре Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим», и убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. учреждается прокуратура Российской империи. За образец принимается прокуратура Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 г. Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал- прокурора: «Сей чин яко око наше и стряпчий в целях государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначение прокуратуры. Прокуроры должны выполнять роль «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невиновности». Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в.

Причинами создания органов прокуратуры, по мнению историков, исследовавших деятельность Петра I, были:

Потребность проведения государственных реформ, направленных на совершенствование государственного управления;

Борьба с государственным бюрократическим аппаратом;

Усиление контроля за деятельностью судов, всего государственного аппарата;

Борьба с раздорами и распрями во всем государстве;

Укрепление целостности и единства созданной им империи2.

Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед царем. Основная функция прокурора на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (органа, ведающего делами духовенства) надзирал за деятельностью Синода.

Генерал-прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом, т.е. наделялся определенными полномочиями в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.

Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности других государственных органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, могли вносить предложения по устранению иных нарушений законов3.

За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к принесению протеста, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесению о бездеятельности и беззаконии. Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основе принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.

Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Указом 1730 г. восстанавливается деятельность органов прокуратуры (генерал-прокурора, прокуроров коллегий, надзорных судов). Причина этого решения была разъяснена в самом Указе: «В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают»2.

Сыграло роль и стремление Анны Иоанновны при вступлении на престол показать себя преемницей Петра I. Прокурорская власть заметно усилилась. В 1733 г. был принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора.

Однако период активизации прокурорского надзора был недолог. Всесильная тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре.

Прокуратура была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми правами, которые имела в период правления Петра I. Прокуратуре были предоставлены полномочия по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

Вместе с тем какого-либо развития прокурорская система в этот период не получила. Только реформа Сената при Екатерине II в 1764 г. привела к существенным изменениям в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры.

Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах, сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

В период царствования Павла I, который стремился изменить и переделать все созданное Екатериной II, прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры в центре и на местах.

Прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине, практически в неизменном виде функционировала до середины XIX в.

Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он связан с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства. Но его начало хронологически опережало принятие судебных уставов.

29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, направленные на реорганизацию прокурорских органов. Основные положения предусматривали учреждение при каждом суде прокуроров и, при необходимости, их товарищей (помощников). Статья 48 данного Закона предусматривала утверждение прокуроров окружных судов и их товарищей министром юстиции (он же генерал-прокурор) по представлению прокурора судебной палаты, а обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и их товарищи назначались высочайшей властью по представлению министра юстиции.

Прокуратуре предписано было наблюдать за единообразным и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве.

Судебные уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор за исполнением законов судебной властью возложением на прокуроров функций поддержания государственного обвинения по уголовным делам в суде. Кроме того, прокуроры наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.

В связи с изменением функций прокуратуры предусматривалось изменение организации: губернские прокуратуры постепенно заменялись прокуратурами, создаваемыми в судебных округах. Поскольку этот процесс растянулся на несколько десятилетий, во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды, сохранялись губернские прокуратуры.

В 1886 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами. За губернскими прокурорами сохранялись, хотя в меньшем объеме, функции общего надзора.

Губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность обвинения в судах по уголовным делам.

Несмотря на то, что в течение длительного времени существовали две прокурорские системы -- прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их организации и деятельности были едины: единство и централизация органов прокуратуры, независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений. Эти принципы были использованы и при создании прокуратуры в Советской России после Октябрьской революции 1917г.

2.12. К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ 1864 ГОДА

Гусакова Ю.С., аспирант Белгородский университет потребительской Кооперации

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье исследуются некоторые вопросы относительно функций прокуратуры, которые имела последняя по судебной реформе 1864 года, а также ее структурные изменения. В результате получены данные, свидетельствующие о сокращении объема надзорных полномочий прокуратуры исследуемого периода и превращении ее в орган уголовного преследования.

Ключевые слова: прокуратура, органы расследования, суд, реформа, надзор.

Как отмечается в научной литературе, с момента своей реорганизации после 1864 года прокуратура стала одним из главных звеньев в государственном аппарате борьбы с революционным движением в стране.1 Реформированная прокуратура должна была наблюдать за единообразным исполнением законов; были установлены принципы единства и строжайшей централизации органов прокурорского надзора, строгая иерархичность, несменяемость, независимость от местных органов.

Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами реформы 1864 года состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной властью и возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и структура органов: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре судебных палат и окружных судов.2

Но проведение судебной реформы шло крайне медленно и закончилось лишь к началу XX века. Поэтому в конце XIX столетия в прокурорском надзоре существовали губернская и судебная прокуратура. Причем как одна, так и другая в дальнейшем подверглись изменениям.

Однако, в отличие от новой прокуратуры, прежняя не принимала на себя функции обвинительной власти. Кроме того, за ней сохранялись некоторые надзорные полномочия. Компетенция губернской прокуратуры определялась и так называемыми Облегчительными правилами от 11 октября 1865 года, которые распространяли отдельные положения судебных уставов на судопроизводство в дореформенных судах. В соответствии с ними прокурор имел право передавать дознание судебным следователям, опротестовывать приговоры и

1 Казанцев С.М. Прокурорский надзор за органами дознания и следствия по политическим делам в России во второй половине XIX века // Государственный строй и политикоправовые идеи России второй половины XIX столетия. Воронеж, 1987. С. 114-123.

2 Казанцев С.М. Судебная реформа 1864 года и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право Л., 1984.

3 Полное собрание законов Российской империи, II издание,

т. 41, № 43077.

решения суда, а также наделялся всеми правами надзора за дознанием и следствием, поддерживал обвинение в суде.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что губернские прокуроры оставались в непосредственном подчинении Министру юстиции; прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, а товарищи губернского прокурора подчинялись только прокурору и были независимы от губернской администрации.

Правовой статус судебной прокуратуры в тот период тоже модифицируется. При окружных судах и при судебных палатах действовали особые прокуроры и товарищи прокуроров. Прокуратура приобрела новый статус, прокурор становился одной из сторон в процессе.

Отметим, что в соответствии с законом от 7 марта 1866 года «О некоторых изменениях и дополнениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора» представитель прокуратуры вводился в состав губернского присутствия по крестьянским делам.

На прокуроров возлагалось не только наблюдение за тюрьмами, но и непосредственное участие в управлении ими: прокурорам судебных палат присваивается звание вице-президентов всех губернских комитетов попечительного общества о тюрьмах, входящих в округ судебной палаты, а нижестоящим прокурорам - директоров этих комитетов и их отделений.4

Впоследствии прокуроры вошли состав административных коллегиальных учреждений, включающих руководителей различных ведомств. Они решали наиболее важные и спорные вопросы исполнительнораспорядительного характера по соответствующим отраслям управления. В частности, участвовали в работе губернских присутствий по городским делам, воинским делам, фабричным делам и т.д. Кроме того, прокуратура была привлечена к участию в составлении списков присяжных заседателей.5

Заметим, что сочетание обвинительной и надзорной функций в лице прокурора превращало его в хозяина процесса на стадии предварительного расследования. Предварительное следствие производилось одним из членов судебной палаты при обязательном личном присутствии прокурора палаты или его товарища. Эти лица при производстве следствия обладали теми же правами, которые были предоставлены судебному следователю и прокурору окружного суда в общем порядке судопроизводства.

Кроме того, прокурор судебной палаты имел право до начала следствия поручить производство дознания прокурору окружного суда, его товарищу или полиции, то есть прокурор фактически руководил дознанием.

Все материалы предварительного следствия поступали в прокуратуру. Если прокурор считал, что обвиняемого надо предать суду, то свое заключение об этом излагал в форме обвинительного акта. Составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде должны были: прокуроры судебных палат, обер-

прокуроры Сената, министр юстиции или его товарищ по делам о государственных преступлениях, а также и военный прокурор по делам о военных преступлениях.

Производство дознания по государственным преступлениям проводилось жандармскими офицерами под надзором прокуратуры судебных палат, что подтверждается руководством для чинов корпуса жандармов, в

4 Полное собрание законов Российской империи, II издание, т. 41, № 43077.

5 Полное собрание законов Российской империи, II издание, т. 41, №№ 46971, 48498, 52983; III издание, т. 7, № 4396.

Пробелы в российском законодательстве

котором говорилось: «жандармское дознание по государственным делам - есть ничто иное, как предварительное следствие, но только произведенное офицерами корпуса жандармов, под наблюдением прокурорского надзора»6.

Таким образом, пореформенная прокуратура могла осуществлять надзор за дознанием и следствием и общее руководство ими в масштабах империи практически на высшем уровне.

Для усиления надзора за судами по закону от 11 мая 1872 года высшие чины прокуратуры вплоть до товарищей прокурора судебной палаты получили право ревизовать окружные и мировые суды.7 Прокуроры приносили протесты на решения судов в кассационном и апелляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам.

Следует сказать, что в «Судебных уставах императора Александра II» прокурорскому надзору посвящен раздел третий, озаглавленный «О лицах прокурорского надзора» в котором в п. 1 ст.135 говорится: «Слова «прокурорский надзор» дают повод к неправильному толкованию деятельности и власти прокуроров; они внушают мысль, будто их деятельность состоит исключительно в надзоре, будто их власть превышает власть судов, при которых они находятся, так как надзор, по своему значению, предполагает такое отношение между двумя властями, при котором одна, надзирающая, стоит выше, а другая стоит ниже. Такого буквального и неверного смысла не следовало придавать словам прокурорский надзор. Деятельность этого учреждения не была сжата рамками одного надзора, как было прежде, власть его не ограничивала самостоятельности и независимости судов, и прокурорский надзор не грозит им опасностью; надзор этот распространяется не на суды и деятельность их, а на само исполнение закона, он состоит в наблюдении за ненарушимостью его»8.

Постепенно усиливался прокурорский надзор и за деятельностью адвокатуры. Прокуроры судебных палат имели право возбуждать дисциплинарные производства о частных поверенных за их неправильные или предосудительные действия.9

Важное место отводилось прокурору и на стадии исполнения приговора. В его обязанности входил надзор за исполнением приговоров и за всем, что выходило из круга непосредственно судебных действий. Прокурор мог издавать распоряжения, обязательные для исполнения, для чего он получал выписку из приговора суда или, по его просьбе копию вместо приговора. Одновременно заметим, что за прокурорами, как и прежде, сохранялась функция надзора за тюрьмами и другими местами заключения.

Давая оценку прокурорскому надзору этого периода, нельзя не согласиться с Н.В. Муравьевым, который называет прокуроров юрисконсультами по административным вопросам, так как они участвовали в работе губернских органов, имели право голоса, но не имели права протеста.10 На наш взгляд, действительно со временем прокуратура, наряду с функциями обвинения

6 Руководство для чинов корпуса жандармов при производстве следствий и дознаний // СПб., 1885. С. 18.

8 Судебные уставы Александра II с толкованиями. М., 1885.

9 Полное собрание законов Российской империи. II издание. Т. 49, № 53577.

10 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и

деятельности. М., 1889. С.447.

и надзора, приобрела и функцию государственного юрисконсульта.

Судебная реформа принципиально изменила роль прокурора в процессе: из формального надзирателя он превратился в активного обвинителя - центральную фигуру в борьбе с преступностью.

Тем не менее, в связи с возрастающим объемом выполняемой прокурорами работы, встал вопрос об ее формально-штатных и материальных возможностях. Эта ситуация обсуждалась в комиссии для пересмотра законоположений по судебной части под руководством министра юстиции Н.В. Муравьева. Комиссия пришла к выводу, что «деятельность прокурорского надзора в настоящее время представляется более или менее удовлетворительной, и прокуратура не нуждается ни в каких организационных изменениях; замеченные же недостатки могут быть устранены увеличением ее личного состава, возвышением материального положения и находящимися в распоряжении министра юстиции административными мерами»11. Такого взгляда на прокуратуру царское правительство придерживалось и в начале XX века, вплоть до падения царского режима.

В заключение отметим, что развитие системы прокурорского надзора во второй половине XIX - начале XX веков проходило в следующих направлениях:

а) вытеснение губернской прокуратуры по мере проведения судебной реформы на территории страны;

б) усиление надзора за судами и адвокатурой и наделение прокуратуры функциями государственного юрисконсульта;

в) значительное сокращение надзорной функции прокуратуры;

г) приобретение определенной самостоятельности и независимости от местных властей.

Прокуратура в пореформенной России была единственным государственным институтом, осуществляющим надзор за следственным производством. Она играла ведущую роль на всех стадиях процесса, за исключением собственно судебного разбирательства, где выступала в качестве одной из сторон.

Но добиться идеального сочетания обвинительной и надзорной функций в одном органе не удалось: с каждым годом задачи надзора все больше обусловливались интересами обвинения. Все изменения в системе прокурорского надзора в рассматриваемый период свидетельствовали о том, что основной функцией пореформенной прокуратуры являлись уголовное преследование и государственное обвинение, а не надзор за законностью. Более того, ее надзорная деятельность имела тенденцию к сокращению.

Установленный Судебными уставами, с последующими изменениями и дополнениями, порядок деятельности прокурорского надзора в России сохранился вплоть до октября 1917 года.

Список литературы:

1. Высочайше учрежденная комиссия по пересмотру законоположений по судебной части // Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. Т. 1. СПб., 1899. С. 175-176.

2. Казанцев С.М. Прокурорский надзор за органами дознания и следствия по политическим делам в России во второй половине XIX века // Государственный строй

11 Высочайше учрежденная комиссия по пересмотру законоположений по судебной части // Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. Т. 1. СПб., 1899. С. 175-176.

и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Воронеж, 1987. С. 114-123

3. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С.447.

4. Руководство для чинов корпуса жандармов при производстве следствий и дознаний // СПб., 1885. С. 18.

5. Судебные уставы Александра II с толкованиями. М., 1885. Учреждение судебных установлений. // Полное собрание существующих узаконений с изменениями и дополнениями и с изложением в извлечении основных законов. Т. 2. - М., 1867.

Рецензия

В настоящей статье исследуются функции прокуратуры по реформе 1864 года, и ее актуальность заключается в необходимости использования исторического опыта для оптимизации деятельности современной прокуратуры.

Научная новизна статьи состоит в том, что автором подтверждается следующий вывод: суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами реформы 1864 года состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной властью и возложении на прокурора функции поддержания государственного обвинения в суде.

Кроме того, за прокуратурой сохранялись некоторые надзорные полномочия: пореформенная прокуратура могла осуществлять надзор за дознанием и следствием и общее руководство ими в масштабах империи практически на высшем уровне.

Такого взгляда на прокуратуру царское правительство придерживалось и в начале XX века, вплоть до падения царского режима.

Научный руководитель - д.ю.н., профессор В.П. Беляев



Просмотров