Закупка продуктов питания по 223 фз. Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция. Закупки в электронной форме и единственный поставщик

С помощью электронного аукциона заказчик определяет поставщика (исполнителя, подрядчика). Аукционные торги проводятся на специальной электронной торговой площадке (ЭТП), победителем на которых признается тот, кто предложит наименьшую цену.

Госучреждения обязаны проводить электронные аукционы при необходимости приобрести товары, работы или услуги, которые согласно распоряжению Правительства РФ № 2019-р от 31.10.2015 включены в Перечень.

Случаи признания аукциона несостоявшимся
В нынешнем законодательстве выделены 4 случая, при которых электронный аукцион считают несостоявшимся:

  1. При подаче на тендер единственной заявки или их отсутствии.
  2. После рассмотрения заявок конкурсная комиссия решила допустить к аукциону одного участника или отклонила все заявки.
  3. После старта аукциона в течении 10 минут не было подано ни одного предложения относительно цены контракта.
  4. Ни победитель аукциона, ни второй участник не подтвердили желание заключить договор с заказчиком после завершения торгов.

В первых 2-ух случаях заказчик имеет право заключить контракт с тем лицом, которое подало заявку на аукцион (если она соответствует требованиям). При этом цена контракта не может превышать первоначально объявленную заказчиком.

При возникновении ситуации №3 контракт может быть заключен после его согласования контрольным органом. Контрагентом в этом случае может выступать участник аукциона, который подал заявку раньше остальных или единственный участник при соответствии его заявки установленным требованиям.

В четвертой ситуации или же при нежелании единственного участника заключать контракт заказчик должен внести изменения в план-график своих закупок и провести закупку другим методом закупки — в виде запроса предложений или иным способом.

Если заказчик после несостоявшегося аукциона решил заключить контракт с единственным поставщиком, то вносить изменения в договор он не имеет права (согласно закону о контрактной системе госзакупок ).

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком
При несостоявшемся электронном аукционе заказчик может заключить договор с единственным поставщиком только после согласия на то органа, уполномоченного на ведение контроля сферы закупок.

В статье 70 ч.2 закона ФЗ-44 установлено, что заказчик в течении 5 дней после размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола об итогах аукциона должен опубликовать проект госконтракта без своей подписи. Этот проект контрагент подписывает в течении 5 дней, начиная с даты размещения проекта.

Неопределенность трактовки норм
Остается непонятным, в каком порядке госзаказчик должен подписывать контракт с единственным поставщиком. Если обратиться к письму Министерства экономического развития РФ № Д28и-1616 от 19.08.2014, то мы увидим в пункте 8 письма следующее: госзаказчик изначально должен согласовать подписание контракта с контролирующим органом и лишь потом начинать процедуру его заключения с контрагентом. Иначе исполнитель (подрядчик) может быть веден в заблуждение, когда к нему будет направлен госконтракт, еще не согласованный контрольным органом. Это может привести к преждевременным финансовым расходам исполнителя, которые будут выделены на обеспечение исполнения контракта. Также, за такие действия может быть оштрафован заказчик.

Согласование заключения госконтракта
Для того, чтобы контролирующий орган принял к рассмотрению возможность заключения госконтракта с единственным исполнителем, заказчик должен направить ему соответствующее обращение.

Уполномоченный контрольный орган при рассмотрении обращения должен руководствоваться Порядком, который был утвержден в приказе Министерства экономического развития РФ № 537 от 13.09.2013.

Для сведения к минимуму риска отказа на подписание контракта с единственным поставщиком целесообразно выполнить следующие предварительные действия:

  • подать запрос единственному участнику несостоявшегося аукциона на предмет подтверждения того заключить контракт на указанных в документации госзакупки условиях по цене, не выше первоначально объявленной на аукционе;
  • подготовить обоснование в письменной форме о том, что выбранный поставщик полностью соответствует требованиям законодательства 44-ФЗ и документации аукциона.

При нарушении сроков или порядка направления в контрольный орган сферы закупок документов или информации для согласования желания заключить с единственным поставщиком контракт должностное лицо может быть оштрафовано на 50 тыс. рублей.

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

    подана одна заявка;

    отсутствие заявок;

    зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

    в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Здравствуйте!

Можете в соответствии со ст.93.44фз

25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Сравнительные особенности закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ Возможности и проблемы

Особенности связаны с тем, каким образом правила устанавливаются вышестоящими органами. Также важно рассмотреть вопрос закупок у единственного поставщика, которые определены Положением о закупках. Практика по единственному поставщику разносторонняя. Кто-то считает такие закупки ограничением конкуренции.

Эти два закона регулируют деятельность по закупкам. И бюджетное учреждение выбирает, по какому закону нужно работать. Если сравнивать плюсы и минусы закупок по этим законам, то можно увидеть следующее:

223-ФЗ

  • План закупок в соответствии с 223-ФЗ и ПП №932 от 17.09.12.
    Сейчас последний год, когда планирование схоже по двум законам. Более удобное правило по сравнению с 44-ФЗ.
  • Не требуется обоснование закупки. Учредитель может требовать обоснования, но такого требования нет.
    Способы выбора поставщика регламентирует заказчик. Можно использовать любые процедуры в настоящее время. Но скоро будет как в 44-ФЗ. Здесь хватает запроса котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.
  • Нет ограничений в описании объекта закупки. Техническое задание — сложность в любой закупки. По 223-ФЗ есть большая гибкость, но есть узость во взглядах контролирующих органов, так как применяются нормы из 44-ФЗ.
    Возможно изменение условий договора. По 44-ФЗ нельзя менять никакие условия, хотя эти требования были смягчены. Но все изменения нужно отражать в ЕИС.
  • Сведения о НМЦД. В отличие от 44-ФЗ нет обязанности проводить расчет специальным методом. Заказчик сам определяет цену, но часто не может определить точный объем закупок.
    Нет ограничений в части условий договора и штрафных санкций. Это очень мощный инструмент. Что касается исполнения договора, то высокие санкции отрезвляют участников. По 44-ФЗ есть порядок расчета штрафов и пеней.

44-ФЗ

  • План-график (2014 и 2015) по 94-ФЗ и Приказом МЭР и ФК от 20.09.13 № 544/18н
  • Требуется обоснование закупки
  • Способы выбора поставщика регламентированы
  • Ограничения в описании объекта закупки (без указания ТЗ, и др.)
  • Ограниченные возможности изменения условий контракта
  • Обоснование и определение НМЦК
  • Обязательные условия контракта, ограничения штрафных санкций

Более удобен для заказчика 223-ФЗ, но есть ремарка, касающаяся объемов закупок. Если говорить о бюджетном учреждении, то по 223-ФЗ закупаться может только то, что получено от приносящей доход деятельности, полученной в виде грантов и так далее. Если бюджет не сопоставим, то зачем работать по двум законам?

Ежегодно бюджетное учреждение должно подтверждать свой выбор по приказу руководителя. Если кто-то сомневается, то можно переутвердить Положение о закупке, но такого требования в законах нет.

Есть еще одна проблема у бюджетного учреждения: когда в рамках одного договора тратятся деньги из двух источников финансирования. Существуют несколько вариантов ее решения:

  1. Раздельное заключение договора по 223-ФЗ и контракта по 44-ФЗ. Но это не всегда возможно и не всегда на это идет поставщик/подрядчик. Ситуация не очень определена законом, но практика показывает, что это наиболее оптимальное решение. Это позиции придерживается регулятор:
    Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887 «при проведении закупки за счет бюджетных средств и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ».
    Этого недостаточно. Необходимо прописать это в Положении о закупке. Без внесения ясности можно ожидать проблем в будущем.
  2. Бюджетные средства, которые получают другие категории заказчиков (автономные учреждения, унитарные предприятия). Это не 223-ФЗ. Это определено ст. 15 44-ФЗ. А в ней сказано, что средства, выделенные на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной и государственной собственности расходуются именно по 44-ФЗ. Все остальные закупки проводятся по 223-ФЗ.
    Есть определенная неясность, что представляет собой капитальное вложение. Из-за неясности есть разночтения. Теоретически можно называть капитальным вложением все средства, полученные из бюджета и тратить их нужно только по 44-ФЗ. Есть жизненная ситуация, когда автономному учреждению предписывают работать только по 44-ФЗ. Автономное учреждение явно прописано как заказчик, который работает по 223-ФЗ. Его явно нет в числе тех, на кого распространяется норма 44-ФЗ. Первая юридическая проблема с исполнением данной директивы возникает.

Вторая проблема. Если закупки по 223-ФЗ уже есть в практике автономного учреждения, то возникает вопрос о том, как уйти от этого закона? Но необходимо разместить Положение о закупке либо перейти на 44-ФЗ. Механизма снятия с закона нет. Но удалять информацию из ЕИС можно только по решению суда или предписанию ФАС. Заказчик не может выполнить такую директиву. Можно обратиться в орган, давший указание, и сообщить о невозможности его исполнения, а также о том, что оно нарушает требования законодательства.

Существует еще одна проблема у заказчиков с малым объемом закупок. Если он всегда работает с договорами до 100 000 рублей, то что он может размещать в ЕИС? В законе нет исключения: нужно размещать нулевые отчеты и планы. Формально есть штрафные санкции за неразмещение информации. Даже если закупки небольшие, все отчеты размещать необходимо.

Что заказчик должен размещать в соответствии с 223-ФЗ?

  • Положение о закупке и изменения в него
  • План закупки товаров, работ, услуг (1 год +)
  • План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (5-7 лет)
  • При каждой закупке:
  1. извещение о закупке,
  2. документация о закупке,
  3. проект договора,
  4. изменения, разъяснения,
  5. протоколы,
  6. сведения в реестр договоров.
  • Изменения договора
  • Ежемесячно — отчеты о закупках. 4 отчетные позиции.
  • Годовой отчет о закупке у СМП и ССП
  • Перечень ТРУ закупаемых у СМПС
  • Перечень ТРУ удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (2016)
  • Если произошел сбой в ЕИС, то информация должна размещаться на сайте заказчика. Также положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

    Возникает вопрос? Указывать ли закупки до 100 000 рублей? Когда размещается ежемесячная отчетность, приходится суммировать договоры.

    Что касается изменения условий договора, то ограничений здесь нет. Можно менять все, кроме предмета договора. 223-ФЗ говорит о том, что меняется объем, цена и сроки, по сравнению с теми, что указанны в протоколе, необходимо раскрыть эти изменения в ЕИС в течение 10 дней.

    Еще одна актуальная тема — закупки по счетам. Без заключения договора. Легитимно ли это? Здесь можно опереться на Гражданский кодекс РФ.

    1. Если счет соответствует ст. 435 ГК РФ и содержит все существенные условия договора, его следует рассматривать как предложение заключить договор (оферту).
    2. Оплата - акцептом оферты, т.е. договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете.
    3. Соответственно, письменная форма договора в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ соблюдается, а договор - заключен.
    4. Для такой сделки действуют все правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (ПП от 31.10.2014 № 1132), до 100 тыс. - сведения не вносятся и в реестр договоров.

    Здесь необходимо соблюдать требования относительно включения информации в реестр.

    Работа с единственным поставщиком

    У школ и детских садов закупки у единственного поставщика обосновываются как работа квалификационной подготовки, госохрана и так далее. Это взято из типового положения о закупке. И эти основания не используются. Есть моменты, когда допускается включение в закупки у единственного поставщика вполне конкурентной продукции.

    К примеру, чтобы сократить риски по качеству питания, было принято решение включить данный вид закупки в число закупок у единственного поставщика. Это было оспорено на основании ограничения конкуренции.

    Основные проблемы закупочной деятельности на примерах из арбитражной и административной практики

    Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014 констатирует некоторые вещи, исходя из которых многие Положения о закупке должны быть скорректированы.

    • Устанавливая в положении о закупке возможность заключать договор до окончания срока подачи жалобы в антимонопольный орган, заказчик нарушает права участников.
    • При сокращении срока обжалования снижается эффективность защиты гражданских прав.

    В Положении о закупке заказчик не может предусмотреть оперативного заключения договора, то есть указать срок меньший, чем отводится на обжалование. Тем самым он мешает праву участника закупки на обжалование, заключая договор слишком рано. Исходя из этого, Суд считает, что срока заключение договора должен быть не менее, чем 10 дней.

    Также встречается еще одна ошибка. Она может быть проиллюстрирована решением Московского УФАС России от 16.04.2015 № 1-00-457/77-15. То есть, указывая требование, заказчик должен указать, как именно подтверждается это требование. Оно не должно быть абстрактным.

    При установлении требований к поставщику и его продукции:

    • требование должно быть установлено в закупочной документации;
    • должен быть установлен порядок подтверждения соответствия данному требованию.

    Нарушение - ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП (предъявление требований к закупаемой продукции по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке). Это может послужить поводом для наложения штрафов.

    Своевременность обжалования

    • Жалоба на действия заказчика подана после окончания срока подачи котировочных заявок у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведенной внеплановой проверки.
    • Подача жалобы по истечении срока, установленного в части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов, согласно пункту 3 части 1 статьи 59 указанного закона является основанием для возвращения жалобы УРЗ. Тем более что жалоба подана после того, как запрос котировок был признан несостоявшимся.
    • Таким образом, антимонопольный орган не имел правовых оснований для проведения внеплановой проверки и, следовательно, для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов.
    • Такая позиция соответствует практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.09.2011 ВАС N 3913/11 по делу N А51-7722/2010.

    В данном примере речь идет о том, что жалоба была подана с опозданием. Если жалоба подана с нарушением срока, то контролирующий орган не должен ее рассматривать. Но здесь жалобу рассмотрели и заказчик обжаловал ее рассмотрение. Суд встал на сторону заказчика и такая позиция - не исключение.

    Работа без заключения договора. Такая практика встречается очень часто. И даже на многомиллионные контракты. То есть работы выполняются «сейчас», а оформление происходит «потом».

    Требования к участнику по 223-ФЗ сильно отличаются от тех, которые есть по 44-ФЗ. Здесь говорится о том, какие именно требования предъявляются к участнику и насколько дискриминационными они могут быть. К примеру, было такое требование:

    Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем, за один год до даты размещения извещения о закупке.

    Может быть, какая-то логика в этом есть, но суд волновало то, как это может повлиять на возможность поставщика исполнить условия договора. Перегибать палку здесь опасно. Суд решил: исключаются вновь созданные предприятия, способные выполнить поставку (требования не измеряемые).

    Был пример из практики госзакупок. Образовательное учреждение провело запрос котировок на ремонт крыши, был выбран подрядчик. Но подрядчик не вышел на связь. По закону путь понятный: штрафные санкции, расторжение договора в одностороннем порядке - в общем, долгий процесс. Штрафы и пени вопрос с текущей крышей не решат. Заказчик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон и быстро найти нового подрядчика для проведения работ. Ответ подрядчика был такой: 30 000 платите и он согласен. Безусловно, требования по квалификации смысл выдвигать есть, но должны быть разумные пределы.

    Какие есть рамки в данном случае? Например, договор с начальной (максимальной) ценой в 500 000 рублей. Сколько требуется опыта у участника? Здесь требуется разумность. Для решения данной ситуации можно воспользоваться эмпирическим подходом. Существует универсальное правило Парето: 30% на 70% (или 20% на 80%). Таким образом, 1 к 3 - разумное требование. При этом установление требования о наличии опыта работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20% установленной начальной максимальной цены, не является нарушением норм законодательства, а является способом реализации права заказчика на установление квалификационных требований, связанных с предметом аукциона.

    Установление не обязательных по законодательству требований. Довод заявителя относительно правомерности установления в документации о закупке требования о предоставлении участником в составе заявки действующего полиса страхования профессиональной ответственности (с приложениями) со страховой суммой не менее 1 миллиона рублей со страховыми рисками: вред жизни и здоровью третьих лиц, вред имуществу третьих лиц, суд считает неправомерным, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности охранных организаций, вследствие чего отсутствие у участника закупки вышеуказанного полиса не может являться основанием для принятия заказчиком решения об отказе лицу в допуске к участию в закупке.

    Заказчик вправе закупать продукцию по товарному знаку

    Но своим правом надо пользоваться разумно. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.07.2014 по делу № А40-77378/2013

    • ФАС: указание товарного знака ограничивает конкуренцию.
    • Суд: Нормы 223-ФЗ не содержат запрета на возможность указывать в документации на товарные знаки.
    • Положение о закупке прямо предусматривает такую возможность.
    • При отсутствии прямого законодательного запрета антимонопольный орган не в праве делать выводы о потребностях хозяйствующего субъекта». Это действительно так. Такое решение прозвучало. Но если есть желание избежать проблем, то можно более серьезно подойти к вопросу использования товарного знака:

    В данном примере заказчик серьезно подошел к обоснованию. Он изучил рынок продукции и указал в своем обосновании, что на рынке представлен ряд производителей. Они изучили образцы продукции и сделали вывод, что именно и для каких целей подходит лучше всего. На этом основании указывается: так как задача у заказчика определенная, он выбирает продукцию данного производителя. Если ситуация не ангажированная и нет принципиальных моментов, то это очень хороший способ обоснования закупок для ФАС.

    Возможность оспаривания закупки у единственного поставщика

    • Признаки нарушения ч. 1 ст. 17 135-ФЗ - при проведении закупок товаров, работ, услуг, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
    • Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.
    • При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
    • Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089). Доказательств обратного учреждением не представлено.

    Заказчик включил в свое Положение как закупку у единственного поставщика. Возможность закупки по организации питания общеобразовательного учреждения. Все эти опции прописаны. Это не могло пройти мимо конкурентов данного поставщика и было инициировано обращение в суд с указанием на то, что является ограничением конкуренции и не допускается при конкурентных закупках. Но Постановление Правительства говорит о том, что в данном случае закупка у единственного поставщика может быть необоснованной. Исходя из этого, заказчик не мог обосновать свой выбор, решение суда было не в его пользу.

    Возмещение убытков при уклонении победителя от заключения контракта

    Этот пример требует серьезной работы юристов. Повторить это непросто. Результат конкурентной процедуры: выбран победитель. Но он уклонился от заключения договора. Меры, которые применяются к поставщику довольно прозрачны и понятны: если предусматривается обеспечение заявки, то поставщик теряет его. Также грозит включение в Реестр недобросовестных поставщиков. Но заказчик пошел дальше: он заявил, что по вине первого поставщика он был вынужден заключить договор со вторым победителем. Но с разницей в цене: 1 млн. рублей предлагал первый поставщик, 1,2 млн. рублей - второй. Таким образом, заказчик понес убытки.

    Решение АС Томской области от 07.09.2015 по делу N А67-1211/2015 было таким: пусть поставщик возместит эту разницу.

    Заказчик: Победитель уклонился от заключения контракта, нарушив срок предоставления обеспечения его исполнения. Требование взыскать причиненные этим убытки.

    Суд: размер убытков - разница между суммой, указанной победителем в предложении о цене контракта, и ценой контракта, заключенного со следующим участником, за вычетом суммы обеспечения заявки.

    Этот подход является нестандартным, так как вместе с классическим включением в Реестр недобросовестных поставщиков и удержанием суммы обеспечения заявки поставщик возместил ущерб в размере 200 000 рублей.

    Общие формулировки

    Часто не хватает специалистов, которые могут грамотно составить техническое задание, прописать необходимые формулировки в документы, а также огласить список необходимых документов для поставщика.

    Но общие формулировки не являются решением. Важно знать, что если участник закупки не может понять, какие именно документы он должен предоставить, то это является нарушением со стороны заказчика. Откуда брать информацию? Ответ простой и неоднозначный: у поставщика. Общение с поставщиком чаще всего расценивается как сговор. Но только поставщик может корректно помочь заказчику с составлением технического задания, так как он в курсе всех нюансов своей работы и продукции.

    • Требование к участникам закупки, установленное в документации, должно сопровождаться указанием конкретного документа (документов), который должен быть включен участником в состав подаваемой заявки (п. 9 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ).
    • не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, какие документы подлежат обязательному включению в состав заявки на участие в закупке;
    • действия заказчика, не установившего перечень требуемых документов, нарушают положения п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

    ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ Несоблюдение предусмотренных законодательством … требований к содержанию извещений о закупке ТРУ и (или) документации о закупке ТРУ - штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Постановление ФАС от 10.07.2015 по делу № 223ФЗ-08/15/АК-378/15

    Общие актуальные проблемы и блок их решений

    Закупка у единственного поставщика осуществляется только в если применение конкурентных способов невозможно или экономически нецелесообразно.

    • Выбор поставщика без конкурентных процедур приводит к ограничению доступа лиц, претендующих на заключение договора, к участию в закупке
    • Признаки нарушения требований ч. 1 ст. 1 223-ФЗ, не соответствие принципам ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
    • Практика:

    • Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 № 15АП-19385/2014 по делу № А32-25338/2014;
    • Постановление АС Уральского округа от 14.08.2015 № Ф09-5430/15 по делу № А60-47219/2014).

    Изменения в 223-ФЗ: новеллы 2016 года и планируемые к принятию поправки в законодательство

    Закон простой, но поправили его много раз. Если говорить о последних изменениях, то ФАС разработала стандарт закупок по 223-ФЗ. Этот стандарт является рекомендацией и многие положение сходны с 44-ФЗ.

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 249-ФЗ

    • С 10 января 2016 года - договоры в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках необходимо включать в него в обязательном порядке).
    • Исключение - возникновение потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

    Иногда заказчики не могут планировать точно, но реверанс в сторону закона делать необходимо.

    Также в ПП РФ от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении перечня ТРУ закупка которых осуществляется в электронной форме» были внесены изменения по ОКПД 2 и расширению перечня того, что заказчик должен закупать в электронной форме.

    Помимо 44-ФЗ, 223-ФЗ и Гражданского кодекса необходимо руководствоваться Арбитражно-процессуальным кодексом. К нему можно обращаться, если договор ушел в конфликтную плоскость. В него внесены изменения, которые касаются каждого заказчика (как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ).

    • Обратиться в арбитражный суд можно только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии другой стороне спора. Что это означает на деле? Конфликтная ситуация дошла до крайности, необходимо расторгнуть договор. Такой срок установлен по умолчанию, но может регулироваться дополнительно. Есть резон указать иные сроки. Также можно прописать в договоре регламент оформления претензии.
    • Иной срок и (или) порядок могут быть установлены в законе или договоре;
    • Для некоторых категорий дел досудебное урегулирование не требуется:
      • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
      • дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
      • дела о несостоятельности (банкротстве);
      • корпоративные споры;
      • споры о защите прав и законных интересов группы лиц;
      • дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
      • дела об оспаривании решений третейских судов;
      • в спорах, вытекающих из публичных правоотношений, досудебный порядок применяется только при наличии прямого указания федерального закона.
    • Несоблюдение досудебного порядка влечет возвращение искового заявления либо оставление его без рассмотрения.

    Закупка в электронной форме... только с использованием функционала электронной торговой площадки.

    • Правительство РФ наделяется правом устанавливать объемы закупок, которые заказчики должны проводить в электронной форме,
    • В состав ежемесячной отчетности добавляются сведения о закупках в электронной форме.

    Подобные новости ждут коллег, которые работают по 44-ФЗ. Это будет с начала 2017 года.

    Вопросы участников

    Закон допускает не проводить в электронной форме закупки у единственного поставщика. Как быть с позицией УФАС, которая предписывает проводить закупки в электронной форме, если сумма договора превышает 100 000 рублей?

    Скорее, речь идет о Постановлении Правительства, где указан перечень продукции. Эту продукцию необходимо закупать в электронной форме. Это первая мысль. Вторая мысль: существует ряд исключений, которые заказчик может не закупать в электронной форме. Также есть Положение о закупке, где может стоять допустимый порог закупок у единственного поставщика или иная особенность. Формально по 223-ФЗ заказчик вправе провести такую закупку в неэлектронной форме. Форма закупки сама по себе не влияет на конкуренцию. Электронная форма вовсе не означает закупку на электронной торговой площадке. Электронная форма - это электронный документооборот.

    Насколько правомерна заметка в договоре о распространении действия договора на отношения сторон, которые возникают в ходе его заключения?

    Существует статья 425 Гражданского кодекса РФ. Она допускает то, что стороны могут условия заключенного договора распространить на их отношения, которые возникли ранее. Такая ситуация часто возникает в начале года. Практика такая есть. Суды четко разделяют 2 ситуации: если договор заключен после конкурентной процедуры: конкурс, аукцион, запрос котировок. Здесь ответ суда: нет, так как это противоречит правовой природе торгов. А если речь идет о неконкурентной закупке, то да, можно использовать эту норму Гражданского кодекса. Вполне нормально, если счет закрывается по итогам исполнения договора.

    Должны ли быть приняты в учреждении кроме Положения о закупке дополнительные локальные акты (регламент закупки у единственного поставщика, положение о размещение отчетности и так далее)?

    Трудно сказать, не видя деталей. Допустим, существует закупочная комиссия из 5 человек, один из которых отсутствует и заседание проходит в составе 4 человек. Комиссия рассматривает заявку на предмет допуска или отклонения. Голоса разделяются: 50% на 50%. Но решение должно быть принято на каком-либо основании. И это должно быть прописано в Положении, либо в другом документе. Если весь регламент прописан в Положении, то смысла делать дополнительные документы нет. Положение должно быть доступно всем. Но если есть какие-то технические правки, то лучше унести их во внутренний документ во избежание многочисленных правок в Положении. И зачем показывать сторонним лицам, как принимаются закупочные решения? Есть смысл вынести это также во внутренний документ. А также важно иметь типовой документ по каждому виду закупок.

    Рамочный договор. В этом году заключили договор с монополистами. Сумма более 100 000 рублей к концу года. Будет ли это нарушением? Ведь сумму в начале года просчитать сложно.

    Во-первых, это по ГК РФ? В нем изменилось понятие «рамочный договор». По сути дела это набор условий, которые стороны зафиксировали для своих будущих отношений. А что касается того, если непонятна стоимость, то здесь сложнее. Как правило, цену просчитать можно. Если первый случай, то можно его расторгнуть по соглашению сторон. Также можно заключить новый договор. По 44-ФЗ можно менять условия договора.

    Бюджетное учреждение, работа по 223-ФЗ. Нужно ли Положение и кто его утверждает?

    Одна из школ не выставила План закупок на 2016. План по ним уже осуществляется. Есть ошибки, нужно их исправлять?

    Закупки без плана нельзя проводить. Ошибки лучше исправить и разместить обновление. Если ситуация подсветится, то контролер будет решать, что делать. Но не факт, что эта недоработка попадет в фокус внимания.

    Где указано, что ежегодно нужно подтверждать работу по 223-ФЗ?

    Это касается только бюджетных учреждений. Данное правило изложено в статье 15 44-ФЗ, которое изначально дает право работать по 223-ФЗ.

    В нашем Положении о закупках прописано, что закупки продукции свыше 100 000 рублей в квартал должны проводиться путем запроса котировок. Раньше было легко определить одноименность (ОКПД 2). Как быть сейчас?

    Если в Положении о закупке заказчик сам не определил понятие одноименности, то он не поставил рамки. К примеру, эквивлентность. Запрос котировок на предоставление автомобиля с водителем. Audi A6 или эквивалент. Было предложено в 2 заявках Hundai Sonata и Audi A6. Hundai как не эквивалент был отклонен. В результате каждый член комиссии получил штраф за необоснованное отклонение заявки, а заказчику предписали заново рассмотреть отклоненную заявку. Так как не было определено, что есть эквивалент, то любой автомобиль является эквивалентом. Именно поэтому необходимо четко сделать отсылку в Положении. Можно взять формулировку из 44-ФЗ.

    Принято типовое Положение о закупке. Есть пункт о закупках услуг образовательной муниципальной организации у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок заказчика не должен превышать 50% годового объема закупок. Правильно ли это?

    Теоретически заказчик может все закупить у единственного поставщика. Был пример заказчика, который весь бюджет уводит на единственного поставщика. Но идет тенденция на сокращение доли закупок у ЕП. Можно все прописать в Положении. Нарушения 223-ФЗ не будет, но это бросается в глаза контролирующих органов.

    Можно ли применять антидемпинговые меры в закупке, если об этом ничего не сказано в Положении?

    Есть общее правило: в документации не должно быть того, чего нет в Положении. Можно идти по пути 44-ФЗ в плане освещения таких мер, а также можно установить требования обоснования цены, если участник предлагает демпинг.

    В Положении о закупке есть пункт: закупка у единственного поставщика, если закупка проводится за счет спонсорских средств, благотворительности, грантов, инвестиций и иных средств. Можно ли проводить закупку у ЕП?

    Если дана полная формулировка, то это сделать можно. Но если товар конкурентный, то здесь может быть обвинение в ограничении конкуренции.



    Просмотров