Процедуры банкротства отдельных категорий должников. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. К данным предприятиям относят

1. Градообразующие организации.

Таковыми считаются организации, численность работников которых превышает 25% от численности работающего населения данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс.

Человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа предприятия проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест на три года.

2. Сельскохозяйственные организации.

К ним относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 70% от общей суммы выручки.

Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.

3. Финансовые организации.

К ним относятся кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие.

Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди кредитной организации выступают вкладчики - физические лица.

Продажа имущественного комплекса страховой организации возможна только в пользу другой страховой компании, которая имеет лицензию, принимает на себя все договоры страхования и имеет достаточные денежные средства для их покрытия.

При банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг его клиенты могут разрешить продолжать управление их ценными бумагами, не смешивая их с имуществом профессионального участника. При этом ценные бумаги клиентов должны учитываться на специальном брокерском счете.

4. Стратегические предприятия и организации.

К ним относятся федеральные государственные унитарные предприятия или открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной государственной собственности, производящие оборонную продукцию. Стратегическими считаются также все предприятия оборонно-промышленного комплекса и уголовно-исполнительной системы*(47).

Для признания таких предприятий банкротами установлен более длительный период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной порог подведомственности (500 тыс. руб.).

К кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия или организации установлен ряд дополнительных требований (стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления)*(48).

Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

При продаже предприятия должно сохраняться целевое назначение имущества.

5. Упрощенные процедуры банкротства.

Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятия решения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имущества для исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председатель ликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом. Если недостаточность имущества выявлена до формирования ликвидационной комиссии, соответствующее заявление должен подать учредитель, собственник имущества унитарного предприятия или руководитель организации. Однако в этом случае упрощенный порядок не действует, поскольку в отношении должника применяются все процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.

Упрощенный порядок банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется только одна процедура - конкурсное производство. В случае, если заявление о применении такого порядка не подавалось, руководитель, учредитель, председатель ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Еще одной упрощенной процедурой является банкротство отсутствующего должника*(49). Должник признается отсутствующим, если он фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить его местонахождение не представляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и еще в двух случаях: если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии коммерческой или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Уполномоченный орган подает такое заявление только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Арбитражный суд в течение одного месяца с даты принятия к производству заявления принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в письменной форме уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему. Если впоследствии будет обнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может по ходатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам, предусмотренным законом.

Еще по теме § 6. Особенности банкротства отдельных категорий должников:

  1. ГЛАВА VIII. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.
  2. 7. Особенности финансового оздоровления отдельных категорий должников.
  3. 27. Особенности продажи отдельных видов имущества должника

Введение

Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям.

В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов.

Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду. В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

По ходатайству названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для, не менее, чем 50 процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

В случае неисполнения покупателем указанных выше обязательств, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. Покупателю из соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные им на покупку и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки.

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл.IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении сельскохозяйственной организации. Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление – не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления – 21 месяца.

При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

При продаже имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.

Арбитражный управляющий при продаже имущества должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости. Если указанные лица в течении месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника – сельскохозяйственной организации в общем порядке.

К финансовым организациям относятся, в частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.

3.1. Банкротство кредитных организаций

В соответствии со ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

Кредитные организации могут создаваться и действовать в форме банка или небанковской кредитной организации. При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций диктуется тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности, кредитные организации наделены лишь ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные сделки. Кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кроме того, деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов - физических и юридических лиц.

В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Данное ограничительное правило продиктовано спецификой деятельности кредитных организаций: отзыв лицензии у банка или иной кредитной организации означает невозможность для последней осуществлять какие-либо банковские операции. Технически это выражается в прекращении всех приходных и расходных операций по банковским и внебалансовым счетам такой кредитной организации. При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности кредитной организации, в том числе и с помощью процедур финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

Следовательно у арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов, которые могут быть приняты последним по результатам рассмотрения дела. При наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков - решение об отказе в признании кредитной организации банкротом. В последнем случае кредитная организация подлежит ликвидации в обычном порядке.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Во-первых, в течение десяти дней с момента получения определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего Банк России должен открыть ему счет. На этот счет, открытый конкурсному управляющему в Банке России, в короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", но и в "Вестнике Банка России", а также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

В-третьих, после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. По окончании конкурсного производства составляется также ликвидационной баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; требования Федерального фонда обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

3.2. Банкротство страховых организаций

Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации (ст.6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "О страховании".

В настоящее время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства от 5 января 1997 г. N 2 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации, являясь правопреемником упраздненной Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, соответственно является государственным органом Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, Министерство финансов РФ является лицом, участвующим в арбитражном процессе при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в дополнение к перечню лиц, изложенному в ст.35 Закона о банкротстве.

Заявление в арбитражный суд о признании страховой организации банкротом может быть подано самой страховой организацией, конкурсным кредитором, также уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом. В случае введения в отношении должника – страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий должны в течение 10 дней с даты введения соответствующей процедуры федеральный уведомить об этом орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

В ходе внешнего управления, если это предусмотрено планом внешнего управления, внешний управляющий вправе осуществить продажу имущественного комплекса (предприятия) должника страховой организации по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве. При этом следует учитывать, что продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах, т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника в силу п.2 статьи 184 Закона о банковской деятельности может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В ходе конкурсного производства обязательным условием закрытых торгов является согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

При продаже предприятия с закрытых торгов в ходе внешнего управления к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил. Требования страхователей по договорам, по которым страховой случай наступил до даты продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления, признаются денежными требованиями третей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований 186 Закона.

Принятие арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховой организацией договоров страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

Договоры, заключенные такой организацией, можно разделить на четыре группы:

 договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом. В этом случае страхователи приобретают право требования части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. Однако федеральным законом может быть установлен иной объем требований к страховщику;

 договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, но при осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации был продан при наличии согласия покупателя принять на себя указанные договоры. В этом случае все обязательства по таким договорам перед страхователями несет покупатель. Соответственно страхователи не приобретают каких-либо прав требования к страховщику-должнику;

 договоры страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства. В этом случае страхователи приобретают права требования в размере страховой суммы, предусмотренной указанными договорами. Требования таких страхователей признаются денежными требованиями третьей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований ст.186 Закона;

 прочие договоры, не связанные со страховой деятельностью. Срок исполнения денежных обязательств по таким договорам считается наступившим. Удовлетворение требований кредиторов по таким договорам осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

в первую очередь - требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь - требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 185 Закона о банкротстве;

в четвертую очередь - требования прочих кредиторов.

3.3 Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Особенности процедур банкротства, установленные _ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст.3 - 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г., на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

В дополнение к лицам, указанным в ст.31 Закона о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг участвует ФКЦБ, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий направляет клиентам профессионального участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом влечет открытие в отношении его конкурсного производства. Последствия открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим: во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности, во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам (см., например, постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. N 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг").

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, но принадлежащих его клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного имущества клиентам. Однако поскольку бизнес профессионального участника зачастую зависит от наличия клиентуры, Закон позволяет внешнему либо конкурсному управляющему попытаться договориться с клиентами, с тем, чтобы сохранить бизнес. Особенно это актуально во внешнем управлении. В том числе возможна ситуация, когда внешний управляющий с согласия клиентов передает ценные бумаги и иное имущество клиентов в управление другой организации - профессионального участника рынка ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Если внешнему либо конкурсному управляющему не удалось договориться с клиентами и имеющихся в наличии у должника ценных бумаг одного вида недостаточно для удовлетворения требований клиентов, такие ценные бумаги возвращаются клиентам пропорционально требованиям последних. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами, которые погашаются в числе требований пятой очереди в порядке, установленном гл.VI Закона о банкротстве

Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и интересом публичным.

Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на базе которого функционировало предприятие.

Таким образом банкротство достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень интересным правовым регулированием.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Федеральный закон РФ от 02.11.2002 г. “О несостоятельности (банкротстве)”

3. Гражданский кодекс РФ.

1. Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 1994.

2. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть./Учебник – отв.ред. Г.А. Тосунян.- М.: Юристъ, 2001

Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст.135).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее, чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

Закон о банкротстве учитывает специфику отдельных категорий должников - юридических лиц, таких как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, сезонным характером их работы. В соответствии с Законом о банкротстве сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее 50 % общей суммы выручки (ст. 139).

С учетом сезонного характера работы сельскохозяйственной организацией и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ увеличивается и срок внешнего управления. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счет возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может достигать 2 лет и 9 месяцев (общий максимальный срок - 1,5 года). В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны осуществляться по общим правилам.

Ст. 132 Закона о банкротстве под градообразующими предприятиями понимает юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности соответствующего населенного пункта.



Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

Общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов, может составить 2,5 года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже, чем через 2,5 года после введения внешнего управления (ст. 135). Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

Банкротство банков и иных кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Все специальные правила в отношении банков и иных кредитных организаций, содержащиеся в данном Законе, сводятся к положению о том, что коммерческий банк и иное кредитное учреждение (в качестве должника), их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным Банком Российской Федерации (ст.11). Нормы данного закон можно разделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Осуществление первой части возлагается на Центральный Банк, а второй - на арбитражные суды.

Закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает три основные меры по предупреждению такого банкротства: финансовое оздоровление, назначение временной администрации и реорганизацию. Меры по финансовому оздоровлению должны осуществляться, прежде всего, органами управления кредитной организации и ее учредителями (участниками), если они отказались от выполнения указанных действий или не приняли соответствующего решения в течение 10-ти дневного срока, то руководитель кредитной организации обязан обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства данной организации. Законов выделено несколько мер по финансовому оздоровлению: оказание финансовой помощи, изменение структуры активов и пассивов, изменение организационной структуры кредитной организации и др.

13. Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Банкротство (финансовый крах, разорение) - это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.Несостоятельность (банкротство) - признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Под термином «банкротство» также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработке мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, - на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника.

К факторам, влияющим на несостоятельность предприятия, относятся:

Внутренние факторы:

4. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

5. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

6. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки.

7. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи, с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

8. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

9. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

10. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

11. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

К внешним факторам относятся следующие:

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 – с внутренними.

Также при анализе работы предприятия также необходимо обратить внимание на:

Задержки с предоставлением отчетности (они могут сигнализировать о плохой работе финансовых служб);

Конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.

Банкротами редко становятся в один миг, хотя, безусловно, особо крупные и неудачные сделки могут подорвать финансовое благополучие даже очень устойчивого предприятия. Обычно неспособность расплатиться с долгами (неплатежеспособность) нарастает постепенно, превращаясь из случайных моментов в жизни предприятия в каждодневную угрозу.

Чтобы избежать банкротства, необходим объективный «диагноз» состояния дел на предприятии. Если «диагноз» неутешителен, нужен четкий план мероприятий по выводу потенциального банкрота из кризиса.

Диагностика банкротства представляет собой систему целевого финансового анализа, направленного на выявление параметров кризисного развития предприятия, генерирующих угрозу его банкротства в предстоящем периоде.

Анализ финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Анализ можно провести в трех направлениях:

1) Провести анализ вероятности банкротства по наиболее распространенным зарубежным моделям, прогнозирующим вероятность наступления банкротства.

2) Произвести анализ по отечественным разработкам.

14 Арбитражный суд в соответствии с нормами Закона банкротстве, а так же исходя из реального состояния должника и его платежеспособности, принимает судебный акт о введении той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве.Необходимо отметить, что у арбитражного суда отсутствуют цели и задачи, направленные на банкротство предприятия.Напротив, суд выступает за осуществление восстановительных процедур, направленных на сохранение хозяйствующего субъекта, а не на его банкротство с целью продажи имущества предприятия по выгодным определённому кругу лиц ценам.Для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.Законом о банкротстве дается следующее понятие арбитражного управляющего - это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.Статус арбитражного управляющего в новой редакции Закона о банкротстве изменился. Приоритет отдан обязанности являться членом саморегулируемой организации. Ранее арбитражным управляющим мог стать гражданин, обязательно зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.Порядок утверждения кандидатур арбитражных управляющих установлен конкретными нормами Закона о банкротстве.Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении (пункт 9 статьи 42 Закона о банкротстве).Конкурсный управляющий утверждается судом на основании решения собрания кредиторов, из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утверждёнными арбитражным судом в деле о банкротстве (статья 127 Закона о банкротстве).

Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были и признаки банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными судами.

Новый Федеральный закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников .

Банкротство градообразующих организаций.

Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132) .

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами .

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами к. позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст. 135) .

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия .

Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Банкротство сельскохозяйственных организаций.

Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) " сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видов деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139) .

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством .

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы я необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.

В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам.

Банкротство кредитных организаций.

Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций". Нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников .

Один из способов решения этой проблемы - исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, намеченный в проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Названные вопросы решены в проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников .

Банкротство граждан.

Банкротство гражданина, не являющегося предпринимателем, представляет собой новый для российского законодательства институт. Как отмечалось, в большинстве правовых систем действуют нормы, регулирующие несостоятельность граждан. Действовавший ранее российский закон предусматривал возможность банкротства лишь гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, никак не регламентируя особенности такого банкротства. А между тем институт банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, который позволяет в один момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала. В положении должника с непосильным бременем обязательств может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший займ у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т.п. Именно поэтому в федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) " специальная глава регламентирует особенности банкротства гражданина .

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. Дело о банкротстве гражданина будет возбуждаться арбитражным судом по заявлению как самого должника, так и его кредиторов. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства .

После завершения расчетов с кредиторами за счет выручки от продажа имущества гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание, гражданин, признанный банкротом, освобождается от всех, в том числе оставшихся непогашенными, долгов.

Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, будет означать также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вызвали наибольшее количество возражении при принятии нового закона. Основной аргумент противников введения института банкротства граждан состоит в том, что это не соответствует Гражданскому кодексу РФ. В связи с этим следует отметить, что отсутствие в тексте ГК статьи, специально посвященное банкротству граждан, при наличии статей, регулирующих банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65) , вовсе не означает запрета на включение соответствующих норм в текст Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) ".

Более того, реализация некоторых положений, содержащихся в Кодексе, на мой взгляд, в принципе невозможна без регулирования порядка признания граждан несостоятельными .

Прежде всего это касается норм, предусматривающих субсидиарную ответственность учредителей (участников) юридических лиц за доведение должника до банкротства (ст. 56 и 105 ГК) , а также положения об ответственности лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени (п. 3 ст. 53 ГК) . В подобных случаях размер ответственности граждан, к являющихся индивидуальными предпринимателями, может во много раз превысив стоимость их имущества, что будет иметь крайне негативные последствия как для самих граждан, так и для иных их кредиторов (к примеру, для их детей, получающих алименты) . Такие же проблемы могут возникнуть и при реализации иных положений ГК, устанавливающих субсидиарную. или солидарную ответственность физических лиц по долгам юридических лиц. Единственное решение этой проблемы - введение института банкротства граждан, не являющихся предпринимателями.

Кроме того, с точки зрения защиты прав и законных интересов кредиторов невозможно объяснить, почему они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя, не оплатившего небольшую партию переданного ему товара, и в то же время не могут добиться возбуждения дела о банкротстве бывшего руководителя банка, не возвратившего многомиллионные суммы займов .

У этой проблемы есть и другая сторона. Мировая практика исходит из того, что институт банкротства граждан (так называемое "потребительское" банкротство) является благом для добросовестных граждан, поскольку позволяет им в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество.

И тем не менее в соответствии со ст. 185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента введения в действие норм о банкротстве граждан, которые будут внесены в Гражданский кодекс. Дело в том, что в настоящее время лишь формируется служба судебных приставов-исполнителей, на плечи которых ляжет ответственность за исполнение решений арбитражных судов о банкротстве граждан. Однако данное обстоятельство не означает, что положения о банкротстве граждан, содержащиеся в главе IX Федерального закона, вовсе не будут применяться до внесения соответствующих изменений в Кодекс. По правилам этой главы будет осуществляться банкротство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, что позволит приобрести определенную практику по исполнению судебных решений о банкротстве граждан .

банкротство несостоятельность уголовный ответственность



Просмотров