Абсолютно определенные санкции предусматривают назначение соответствующего вида. Понятие и виды санкций. Альтернативные и кумулятивные санкции

Диспозиция - это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да и не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.

Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК - «Похищение человека», статья 261 УК - «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК - «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозий сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.

Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК - «Кража», статья 120 УК - «Изнасилование», статья 237 УК - «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.

Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей права дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов или правил. Примером бланкетных диспозиций являются диспозиции статей: «Нарушение правил охраны труда» - статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальной шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан» - статья 284 УК.

Ссылочной называетсядиспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. К этому виду диспозиции относятся статья 106 УК - «Побои»; статья 107 УК - «Истязание»; статья 209 УК - «Экономическая контрабанда»; статья 297 УК - «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте таким образом, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.


При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.

Санкция - это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания. Различают санкции абсолютно неопределенные, абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно неопределенной является такая санкция, при которой в законе не указывается размер и вид возможного наказания, к примеру «наказать по всей строгости закона».

Абсолютно определенная санкция содержит категорическое указание о виде и размере наказания. К примеру, преступление карается «лишением свободы сроком на 5 лет».

В действующем законодательстве абсолютно неопределенных и абсолютно определенных санкций нет. Статьи уголовного закона содержат относительно определенные и альтернативные санкции.

Относительно определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида : санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК - «Причинение смерти по неосторожности», части первой статьи 134 УК - «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы - 6 месяцев, ограничение свободы - 1 год, арест - 1 месяц, штраф - 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Разновидностью относительно определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьей 162 УК - «Наемничество», частью второй статьи 181 УК - «Вымогательство», статьей 241 УК - «Массовые беспорядки».

Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение умышленного убийства в состоянии аффекта (статья 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы, арест или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 253 УК) наказывается исправительными работами, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.

Создание того или иного вида диспозиции или установление вида санкции в каждой статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продумано и подчинено цели обеспечения максимальной эффективности действия уголовной нормы в борьбе с преступностью.

В отечественном законодательстве четко не определен термин "санкции", поэтому разъяснить его однозначно достаточно сложно. В связи с этим следует обратиться к научным объяснениям. Далее рассмотрим понятие и виды санкций.

Мнения некоторых авторов

Термин "санкции" Поляк формулирует как "меры принуждения, выражающиеся в денежной форме и применяемые в отношении организаций вследствие нарушения ими действующих законов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". Однако некоторые эксперты считают данное определение недостаточно полным. По их мнению, такая формулировка не затрагивает виды санкций, предусмотренные для участников бюджетных отношений. Кроме того, не учтены меры воздействия, которые применяются при несоблюдении условий соглашений.

С этой позиции более объемным можно считать определение, которое дано Грязновой. В частности она пишет, что санкции представляют собой меры принуждения, которые выражаются в денежной форме и применяются к субъектам процесса контроля вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или прав либо уклонения от этого. Так, в Бюджетном кодексе используется определение "меры ответственности за нарушения финансового законодательства". Это означает, что могут применяться такие инструменты принуждения, как штрафные санкции, пени и так далее.

Юридический аспект

В качестве мер принуждения в отношении к лиц, нарушающих правила, правовые санкции используются в Международной конвенции, регламентирующей борьбу с финансированием терроризма. ФЗ "О банкротстве" определяет способы воздействия, которые могут применяться одной организацией по отношению к другой согласно условиям соглашения, либо уполномоченным органом относительно юрлица. Эти меры включаются в статью "обязательные платежи", не входящие "в состав предприятия", которое признано несостоятельным. Ст. 64 ГК использует определение финансовых взысканий в качестве мер, применяемых при нарушении договорных условий между банком, физлицами, привлекающими средства, и непосредственно вкладчиком со стороны банковской организации. Для прочих случаев в законе приведен конкретный список санкций (неустойка, пеня и так далее). НК также использует термин "финансовые взыскания". В перечне налоговые санкции представлены в виде:

  • процентов;
  • пени;
  • птрафов.

Вместе с этим определены размеры тех или других взысканий. В положениях Таможенного и Бюджетного кодексов приведены только виды санкций. В соответствии с нормами, эти взыскания применяются при каком-либо нарушении финансового законодательства. Что же касается размеров, которые имеют те или иные виды санкций, а также порядка их наложения, то это определяется АПК.

Разъяснения

Учитывая вышесказанное, можно использовать два определения:

  • Взыскания за нарушения финансового законодательства. К ним обычно относят такие виды санкций, как блокировка счета, неустойка, процент и так далее.
  • Мера ответственности, выраженная в деньгах, за нарушения законодательных норм либо условий соглашения.

В последнем случае штрафные санкции характеризуют степень добровольности, намеренности, сознательности, с которыми человек принял решение и далее действовал согласно ему. Смысл в данном случае заключается в том, что та либо иная мера ответственности, которую несет субъект в конкретном случае, зависит от частных условий. Речь идет о реальных возможностях и обстоятельствах, способствующих формированию сознательного отношения к вероятным последствиям своего поведения, а также самоопределению в отношении своих действий. Санкции, таким образом, выступают в качестве "измерителей" ответственности, наступающей вследствие проступков.

Классификация

В отечественном законодательстве санкции делятся на категории в соответствии с отраслями права, основаниями применения, формами. В последнем случае взыскания могут быть представлены в виде:


Блокировки

По п. 1, ст. 76 НК, уполномоченные органы могут приостановить операции на счетах в случаях:

  • Наличия задолженности по отчислению штрафов, сборов, пеней.
  • Задержки сдачи декларации больше чем на 10 календарных дней.

Приостановление операций на счетах и блокировка расходов в кредитных компаниях – это меры, которые применяются к лицам, нарушающим финансовое законодательство.

Классификация по юридическим отраслям

Выбор тех или иных взысканий осуществляется в соответствии с нормативными актами, в сфере регулирования которого было совершено нарушение. По отраслям меры принуждения разделяют на валютные, бюджетные, таможенные, налоговые санкции. Соответственно, при их выборе руководствоваться следует Таможенным, Бюджетным или иным кодексом.

Основания применения

По данному признаку санкции можно разделить на взыскания, которые исходят из договора, национального нормативного акта, Мирового права. Если по международному договору РФ устанавливается иной порядок, отличный от того, который предусмотрен в законодательстве, то используются правила первого документа. В свою очередь, национальные нормативные акты считаются первичными относительно соглашений хозяйствующих субъектов.

Ответные санкции

Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.

Значение мер воздействия

Его можно определить, рассматривая основные задачи этих инструментов. В частности, штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Использование таких санкций должно осуществляться согласно принципу индивидуализации возникшей ответственности. Применение этих мер зависит от степени и характера опасности для социума, с учетом цели, мотива, формы вины, обстоятельств (отягчающих и смягчающих). Наиболее полно данные условия отражены в НК, гл. 15. Санкции играют и предупредительную (превентивную) роль. Главной целью в этом случае выступает недопущение нарушений установленных правил и норм, регламентирующих порядок финансовой деятельности.

Данная функция выражается в том, что вероятное осуждение виновного общественностью при совершении преступления проявится в виде лишения организационного или имущественного характера. Что, разумеется, будет выступать нежелательным последствием для нарушителя. Зачастую меры воздействия ориентированы не на фактическое наказание преступника, а на обеспечение охраны общественного интереса, восстановление ущемленных незаконным поведением субъекта прав и интересов государства и муниципальных формирований.

В этих случаях ответственность исполняет компенсаторную (правовосстановительную) функцию. Наиболее четко она реализуется при использовании санкций, определенных в бюджетном законодательстве. При устранении правонарушений, таким образом, происходит восстановление порядка. Финансово-правовая ответственность исполняет также и сигнализационную функцию. Она проявляется при характеристике лица, которое совершило незаконное действие. Так, наличие финансового неправомерного деяния может являться сигналом, указывающим на необходимость обеспечить более пристальное внимание к конкретному субъекту со стороны уполномоченных органов, осуществляющих контрольную деятельность в финансовой сфере.

Правовые санкции (Legal sanction; Sanction, От лат. Sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Например, О. Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

В праве термин "Санкции" имеет четыре основных значения.1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на:а) уголовно-правовые

б) административно-правовые

в) дисциплинарно-правовые

г) имущественные

дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) - должностными лицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами

2) Структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкция как часть нормы в английских текстах именуется не "sanctions", а "vindicatory part"

3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

4) В международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательстваЕсли же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных!!!

Санкция - предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают след. санкции:

1. по отраслевой принадлежности - уголовные, административные, гражданские, дисциплинарно-правовые;

2. по характеру последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

3. по степени определенности санкции - абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Самая распространенная классификация юридической ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен.По этому критерию рассмотрим поподробнее каждый вид юридической ответственности. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408

Рассмотрим и раскроем сущности правовых санкций: См. приложение 2.1

1. Уголовно- правовая санкция. В УК России (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершение преступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Но в теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразности включения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например, С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев применения абсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах и даже предлагает варианты решения данной проблемы. Л.Л. Кругликов также писал о необходимости введения в УК абсолютно-определенных санкций, правда, не единичных, а альтернативных. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции за преступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальными размерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишь один вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определенным санкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводить абсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуального переосмысления роли всех уголовно-правовых институтов См.: Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Спб.,1996. - С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М.,1985. - С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. - Омск,1996. - С.77..

Позиция ученых о необходимости закрепления в уголовном законодательстве абсолютно-определенных санкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой - И. Кант. Сторонником таких санкций был и основоположник одной из относительных теорий уголовного наказания - теории психологического принуждения - А. Фейербах.

На наш взгляд, переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципам назначения уголовного наказания - справедливости, индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции не позволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство не преследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставит своей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждение преступлений, Уголовный

кодекс должен содержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.

В связи с этим возникает очень серьезная и сложная проблема - вопрос о возможных границах или пределах относительно-определенных санкций. В УК России границы между минимальными и максимальными размерами наказания в виде лишения свободы достигают 10, 12, а в отдельном случае даже 19,5 лет.

По мнению Л.А. Прохорова, существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. - Омск, 1980. - С.20.

Но есть и другая точка зрения. Как отмечает А.Н. Игнатов, слишком большой разрыв между нижним и верхним пределами санкций создает излишний простор для проявления субъективизма и не способствует обеспечению единства судебной практики в борьбе с преступностью. Аналогичного мнения придерживается Г.Т. Ткешелиадзе, который пишет о том, что при широких рамках наказания "затрудняется проведение единой карательной политики" Игнатов А.Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы // Комплексная разработка проблем исполнения наказания. - М., 1979. - С.55; Ткешелиадзе Г.Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М., 1981. - С. 42.. Такую же точку зрения высказывает К.Р. Самвелян и др.

Представляется, что позиция названных ученых должна быть поддержана. Их аргументы весомы и убедительны - границы между нижними и верхними пределами наказания в виде лишения свободы в санкциях норм не должны быть слишком широкими. Но при этом возникает другая проблема - какими именно могут и должны быть такие границы или пределы санкций?

В УК невозможно проследить каких либо закономерностей в установлении нижних и верхних пределов санкций норм. Так, например, вряд ли можно признать обоснованным разрыв в 19,5 лет лишения свободы в санкции ч.2 ст.356, 12 лет - ч.2 ст.105, 10 лет - ч.3 ст.126, ст.276 и некоторых других санкциях статей УК. Создается впечатление, что пределы такого наказания закреплены произвольно, не подчиняясь каким-либо закономерностям.

Была предпринята попытка проанализировать санкции одной из глав УК главы 16 "Преступления против жизни и здоровья", которые предусматривают в качестве одного из видов наказания лишение свободы и на основе данного анализа сделать предложения по усовершенствованию конструкции санкций в плане установления пределов между нижними и верхними границами наказания. На данной таблице показан разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (в годах) и количество санкций, в которых он встречается:

Разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (лет)

Количество санкций норм

Проведенное изучение санкций позволяет сделать следующие выводы:

Статьи 107 и 108 УК предусматривают ответственность за умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах. Однако санкция ст.107 устанавливает за совершение этого преступления до 5 лет лишения свободы, а ст.108 - до 2 (ч.1) и 3 лет (ч.2). Вряд ли целесообразен такой разброс в санкциях за один вид преступления.

В то же время, получается, что умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (при наличии отягчающих обстоятельств) (ч.2 ст.112) наказывается строже, чем умышленное убийство (при смягчающих обстоятельствах). Но ведь в первом случае причинен лишь средней тяжести вред здоровью, а во втором случае потерпевший погиб.

В частях 2 и 3 ст.111 предусмотрен разрыв между минимальными и максимальными пределами наказания в виде лишения свободы в 7 лет. Однако первое преступление - тяжкое, а второе - особо тяжкое.

Все это позволило нам прийти к мысли о необходимости установления определенных закономерностей при определении пределов (границ) наказания в виде лишения свободы:

1. Такие пределы не должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание за совершение преступлений различных категорий.

2. Чем менее тяжким является преступление, тем меньшим должен быть разрыв между минимальным и максимальным наказанием. И, наоборот, чем тяжелее преступление, тем большим должен быть такой разрыв, так как это позволит максимально индивидуализировать наказание лицу, совершившему преступление.

3. Такой разрыв не может быть равен 6 месяцам, так как санкция в этом случае практически утрачивает свой относительно-определенный характер.

4. Нам представляется, что в санкциях статей, предусматривающих наказания за преступления небольшой тяжести разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы должен быть установлен от 1 года до 1,5 лет, за преступления средней тяжести - от 3 до 4, за тяжкие преступления - от 5 до 7, за особо тяжкие преступления - от 8 до 10 лет.

Например, ч.1 ст.114 УК (преступление небольшой тяжести) должна предусматривать лишение свободы на срок от 1 года до 2 лет.

Санкция части 4 ст.122 УК должна предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет.

Можно подчеркнуть, что если установить такую четкую закономерность между категорией преступления и пределами наказания, то уже не получится огромного разрыва между пределами наказания, такого, как например, в санкции ч.2 ст. 356 УК - 19,5 лет.

2. административно- правовые санкции. Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания.” Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.”

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).”

Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.” Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений

1. административно-процессуальные меры;

2. административно-предупредительные меры;

3. административно-правовые санкции.

При этом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.”

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

1. меры пресечения,

2. меры взыскания,

3. меры предупреждения.

Меры взыскания меры административного взыскания применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

Воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

Взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

Все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

Наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."

"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) Российской Федерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:

Предупреждение (ст. 26);

Штраф (ст. 27);

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

Лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

Исправительные работы (ст. 31);

Административный арест (ст. 32);

Выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст.).

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."

3. Дисциплинарно-правовые санкции. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.Дисциплинарные санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). К примеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

4. Имущественно-правовые санкции. Гражданское право регулирует отношения равноправных и независи-мых товаровладельцев. Гражданские правоотношения строятся как отно-шения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыски-ваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключи-тельных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонаруше-ние носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допуска-ется обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

Из сказанного можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответ-ственность есть одна из форм государственного принуждения, связан-ная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы), так и позитивными - меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) иальтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых нормпо характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимостиот характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, - участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 », подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 , к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.

II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:

1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.

2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.

3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.

III Нет строгого критерия, по характеру последствий :

1) Абсолютно определённые санкции

2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.

3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.

4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.

Виды правовых норм

Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.

  1. Норма гражданского права
  2. Нормы уголовного права и др. отраслей права.

1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.

2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.

1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии

Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .

1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).


2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.

3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.

Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.

1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:

· Управомочивающие

· Запрещающие

· Обязывающие

2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.

1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений

2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.

3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:

· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.

· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.

· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.

· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.

Критерий – способ изложения правила поведения.

1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме

2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью

· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.

· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.



Просмотров