Проблемы и виды безопасности человека. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека

Рабочая тетрадь

По курсу «Социология»

Выполнил:

студент группы З – 8201 Фомин Е.П.

Преподаватель: Мещерякова Н.Н.

Дата ____ ______________ 2015 г.

1. Теоретическая часть.

Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина.

1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.

Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения

этнография

Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

экономика _____

Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

_психология _____

Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей__социология ___________________

2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.

Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы ___Верно. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Определение предмета социологии зависит прежде всего от тех задач, которые стоят перед самим обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из этих задач, можно предложить следующее определение предмета социологии как научной дисциплины. Социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем; о механизмах действия и формах проявления этих законов в социальной деятельности субъектов_____________________ _ ____________________________



Ключевым в социологии выступает понятие “социальное” ____ Верно. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях. _____________________________

3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____Законы государства описывают многие социальные отношения людей. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей__ __

4. Что является предметом изучения социологии?

· Закономерности природного характера

· Закономерности человеческого поведения

· Закономерности общественного развития

· Закономерности экономического развития

5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.

6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

· Теоретический уровень определяет эмпирический

· Эмпирический уровень определяет теоретический

· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

· Они являются самостоятельными отраслями знания

7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? ___ Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов _____________

8. Социальные законы отличаются от природных тем, что

· Независимы от сознания и желания людей

· Являются не постоянной величиной, а тенденцией

· Включают в себя повторяемость процессов и явлений

· Разделяются на общие и специфические

9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ______ гносеологическая ______________________________

Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____ прогностическая ___________________ _____

Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ____ праксеологическая __________

Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _________ идеологическая ___________________ ___________________

· Независимость от природных факторов

· Взаимодействие человека и природы

· Природу взаимодействия людей в обществе

· Сочетание интересов людей

Тема № 2. Становление и развитие социологии.

1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее

· Приоритет личности над обществом

· Приоритет общества над личностью

· Взаимозависимость личности и общества

· Структурное изучение общества

2. КТО ЭТО?

Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом - ______ Карл Маркс ____________

Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. - ___________________ Г.Спенсер _____________________ ________

3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? - ___ Он не учел регрессивный фактор развития. Он полагал, что все в мире эволюционирует постепенно и по восходящей, упустив из внимания обратные процессы ____________

4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? - ___Взаимоотношение индивида и общества в процессе исторического развития. Он утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людей. Изучать такое взаимодействие возможно через создание новой теоретической базы, включающей в себя открытие смысла исторического действия учета роли субъективных факторов. Социология должна исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество представляет собой взаимодействие индивидов____________ _________________

5. Назовите представителей психологического направления в социологии. - ______________

_____ Ч.Кули, Г.Тард, Дж.К. Хоманс_____________ __

Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? - __Автор Г.Тард полагал, что основой социального поведения является подражание. Лидеры – являются настоящими творцами социального мира, включая нормы и ценности. Общество – продукт взаимодействий индивидуальных сознаний, совершаемых через коммуникации. Подражание – главный механизм социального поведения_______ ________________________________

· Макс Вебер

· Огюст Конт

· Валентино Парето

· Чарльз Кули

7. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ___Жизнедеятельность общества и групп нельзя объяснить теми представлениями, которые они сами о себе создают, и за идеологическими вопросами не следует видеть основы социальной реальности. По Марксу, эти основы находятся преимущественно в экономике. Таким образом, источником социальных перемен, по Марксу, являются не идеи и ценности, существующие в обществе, а экономические причины, составляющие основу классовых конфликтов, которые, в свою очередь, являются движущей силой исторического развития_______ __________________________

8. КТО ЭТО?

Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. - _____ П. Сорокин _____________________

Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. - __________________

______ Т. Парсонс ______________________________

9. Истоки идеи общественной солидарности лежат в

· Совместном договоре людей

· Общественном разделении труда

· Политической нестабильности общества

· Свойствах общественного сознания

10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? - ____Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру - инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность. В основе социального прогресса Ю. Хабермас видит развитие познавательных способностей индивида _ ________________

Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы.

1. Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в _______________

___ Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводимые в историческом процессе, переходя из поколения в поколение ________________

2. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:

· Общество – это все, что связано с жизнью людей

· Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире

· Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей

3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.

Основные элементы Основные элементы Основные элементы
Экономическая подсистема отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров цехи, профессии, касты, сословия
Политическая подсистема совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия группы подразделяются на управляющих и управляемых гос. управление, управление в семье
Социальная подсистема отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями основанная на этнических, демографических, образовательно-культурных, религиозных и других отношениях заключение брака, получение пособий

4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей.) .- _____Группа людей стоящих в очереди к банкомату, чтобы оплатить обучение. Эта связь носят объективный характер, т.е. не зависят от желания людей, но необходима т.к в случае неуплаты они будут отчислены из университета________ ____________________________

5. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?

· Социальное взаимодействие – самостоятельный акт

· Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями

· Социальные отношения определяют социальные взаимодействия

· Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия

6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма ____ Учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.__________________________

7. Субординация в ряду системных качеств означает

· Определенную согласованность элементов

· Подчиненность и соподчиненность элементов

· Относительную самостоятельность элементов

· Независимое расположение элементов

8. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации. _____в марксистской типологии обществ за основу классификации брался способ производства. Способ производства представлял собой не просто определенную технологию, а именно совокупность качественно различных производительных сил, куда входят средства труда и предметы труда, и соответствующих им производственных отношений. Формации: бесклассовую (первобытнообщинную), классовую (рабовладельческий, феодальный и капиталистический социально–экономические устройства) и бесклассовую в виде коммунистической___________ __________________

9. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества:

США середины 80-х годов – открытый, Афинскаяреспублика – открытый, Спарта – закрытый, средневековая Япония – закрытый, Новгородская республика – открытый, современная Франция – открытый, фашистская Германия – закрытый, сталинский Советский Союз – закрытый_

10. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу

Доиндустриальная стадия Индустриальная стадия Постиндустриальная стадия
Форма собственности Опосредованная Частная на средства производства Социальная, государственная
Основные институты Армия, церковь Банки, заводы, фабрики Университет
Основная сфера производства Аграрная (сель- ское хозяйство) Промышленность Информация и услуги
Принципы образования соц. структуры Сословно- кастовая, принудительная Экономическая зависимость Мобильная, функциональная
Характер культуры Инерционная, консервативная Развивающаяся Инновационная, гуманистическая

Тема 4. Социальные общности и группы

4.1.Дайте определение социальной общности. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и взаимодействия

4.2.Почему общий признак для социальной общности должен быть доминирующим? Общий признак определяет специфику общности, отделяя ее от других подобных

4.3.Стихийные группы – это. Кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия

4.4.В чем основное отличие публики от аудитории? Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации, в то время как для публики объединяющим началом является сходство мнений

4.5.Перечислите основные отличия социальных групп от массовых общностей.

4.6.Даны некоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие – вторичные?

4.7.Какими характеристиками определяется формальная группа, и для каких целей она существует? Структура определена внешними факторами, члены группы взаимодействуют в рамках официальных документов. Группа существует для выполнения официальных задач

4.8.Дайте определение референтной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу. Референтная группа – группа, с которой личность идентифицирует себя и в которую стремится попасть и занять в ней достойное место. Моя референтная группа – клуб заводчиков немецких овчарок

4.9.Что является главным элементом отношений в коллективе? Предметная, социально полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности

Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности. В завершённом виде эта теория ещё не оформлена, её основные подходы и методы сформированы и широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности. Их разработка осуществлялась в процессе обеспечения эффективности и безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в том числе в глобальном масштабе. Теория безопасности - это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности. Объекты исследования в теории безопасности - человек и окружающая его среда. Предмет исследования в теории безопасности - опасности для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности. Объекты опасности (объекты безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) - личность и общество как многоуровневая структура. Безопасность жизнедеятельности - это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие - природная, социальная, техногенная. Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности. Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь. Безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). Состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации постоянно растёт. Уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из - за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Проблемы безопасности общества - и национальные и глобальные - касаются каждого человека. При решении проблем безопасности в новой эпохе необходимо учитывать последствия преобразования человеком окружающей природной среды - появление угроз от созданных им элементов «техносферы». Прогресс цивилизации сформировал современные направления развития социальной системы мира:1. Постоянный рост демократизации общества на всех уровнях с закреплением прав и свобод личности (интересы его большинства).

2. Стремительная информатизация общества с небывалым увеличением скорости и масштабов обмена информацией.

3. Экономическая интеграция стран мира, ведущая к возрастанию роли транснациональных корпораций и к приоритету производительности общественного труда в исторической конкуренции народов и государств.

4. Взаимопроникновение культур вследствие информатизации, возникновение унифицированной культуры вследствие экономической интеграции.

Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности. Воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, главное, стихийно. Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области. Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности. Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоев общества. Образование должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

кафедра социально-гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Человек и его потребности »

Проблема безопасности человека в современном мире

Выполнила: обучающаяся

Лашкова М.И

Проверил: и.о. зав.кафедры

Терницкая С.В.

Севастополь - 2016

Введение

Глава 1. Безопасность человека как результат жизнедеятельности

Глава 2. Особенности проблем безопасности в новой эпохе

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема безопасности всегда занимала особое место в истории.

На протяжении веков формировались принципы противостояния вызовам национальной безопасности, которые в основном сводились к защите границ, суверенитета и населения от внешних угроз.

Сегодня спектр вызовов безопасности значительно возрос и это связано не только с тем, что технические, интеллектуальные и др. показатели вооружения вышли на необычайно высокий уровень своего развития.

Теперь, помимо традиционных проблем, во внимание должны приниматься также и так называемые «нетрадиционные», или «мягкие», проблемы безопасности.

Сегодня прибавились и нетрадиционные вызовы, которые наравне с традиционными, угрожают стабильности региона и даже в какой-то степени всего мира. В первую очередь это касается проблемы терроризма.

С проблемой терроризма тесно связана проблема распространения наркотиков. Поставки и объемы продаж этого вещества во многие регионы мира значительно увеличились за последнее десятилетие, а вместе с тем увеличились и материальные возможности организованной преступности, а, следовательно, и террористических организаций, т.к. они тесно связаны с первыми.

Что касается проблем, связанных с экологией, то они занимают особое место. В первую очередь это относится к проблеме водных ресурсов. Руководители многих стран признают, что эта проблема может стать ключевой в XXI столетии, явиться причиной новых конфликтов.

Сегодня, человечество вышло на новый этап своего развития. Процессы, происходящие в одном уголке мира, практически моментально дают о себе знать в другом.

Глава 1 . Безопасность человека как результат жизнедеятельности

Способы обеспечения безопасности

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

На приводимой принципиальной схеме, базовой для теории безопасности, изображены способы обеспечения безопасности, используемые человеком.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие - природная, социальная, техногенная.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Уровень безопасности

Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Интегрально он характеризуется продолжительностью жизни.

Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов (в нашем случае вида Homo sapiens) укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Однако безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Эту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности жизни индивидов сообщества. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт. Рядовому жителю древнего Египта, средняя продолжительность жизни в котором была 22 года, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря на максимально «безопасное» по тем временам поведение (это не относилось к жрецам, находившимся в особых условиях и потому имевшим возможность дожить до биологического предела). Живший позже римлянин жил дольше, поскольку мылся в построенной для того бане («термы Каракаллы»), а воду пил из водопровода («сработанного рабами Рима»») - в отличие от египтянина, который и купался и пил из одного и того же Нила. В наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни.

Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности и сценарии будущего

Установить или рассчитать удовлетворительно точный прогноз развития человечества невозможно. Это развитие во многом будет зависеть от характера и результатов жизнедеятельности людей. Поэтому можно говорить лишь о возможных сценариях будущего, обозначенных исследованиями учёных. Они обобщены и изображены на диаграмме вариантами изменения во времени численности населения Земного шара (см. рис.).

Процесс развития человечества вследствие роста масштабов его преобразовательной жизнедеятельности в настоящее время вошел в зону кризиса (т.1), т.е. в такое состояние, при котором неизбежен резкий, крутой перелом в ходе этого процесса. Далее возможны пять принципиально разных сценариев будущего (вариантов хода процесса).

Если человечество не сумеет осуществить идею В.И.Вернадского о «направляемом развитии», т.е. если после настоящего времени будет продолжаться стихийное (рыночное) развитие до достижения предела роста, то его ждёт одна из катастроф:

В варианте 5-ом - техногенная катастрофа в результате использования мощного технического потенциала человечества при международных конфликтах в бескомпромиссной борьбе за дефицитные ресурсы и право на лучшие условия (типа «ядерной зимы»);

В варианте 4-ом - полная «естественная» гибель, например, от неизвестной и неожиданной эпидемии (типа СПИДа);

В варианте 3-ом - «естественное» и скоротечное сокращение до 0,5 - 1 млрд. также вследствие неожиданной эпидемии или жестокой борьбы за дефицитные ресурсы с уменьшением антропогенной нагрузки на биосферу до пределов, ограниченных способностью к регенерации загрязнений, что тоже можно считать катастрофой для большинства населения.

К сожалению, пока что не только в массовом сознании, но и практически у всех политиков сохраняются наивные представления о том, что всё как-нибудь образуется, будущее не потребует коренной перестройки всех сформировавшихся структур цивилизации - экономических, политических, культурных, религиозных. Эти представления поддерживаются последователями Д.И.Менделеева, заявившего в начале XX века о том, что Земля сможет прокормить до 8 миллиардов человек, если на её поверхности выращивать самые урожайные сельскохозяйственные культуры. Современные оптимисты, исходя из таких же вычислений, но с учётом результатов «зелёной революции» и повышения урожайности сельскохозяйственных культур, называют возможную численность народонаселения Земли после неизбежной стабилизации в 10-12 миллиардов человек. При этом совершенно не учитываются пределы устойчивости биосферы к «возмущениям» в виде антропогенного давления (например, через распространение искусственных растений и животных, не участвующих в биотической регуляции) и её «хозяйственная ёмкость», определяющая способность регенерировать отходы человеческой жизнедеятельности. По мнению авторитетных учёных (В.Г.Горшков и др.), биосфера способна выдерживать антропогенное давление не более 1 миллиарда человек. Давление даже существующих сегодня 6 миллиардов неизбежно ведёт к экологической катастрофе. Критическим, по-видимому, будет следующее обстоятельство: наступят ли предвестники биосферной катастрофы, достаточно убедительные для политиков и большинства населения, до начала необратимых процессов деградации биосферы или же они будут восприняты, когда времени и шансов на предотвращение катастрофы не останется.

Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устойчивого развития, принять за основы жизнедеятельности новые принципы. Самой благоприятной перспективой является вариант 1-ый, связанный с выходом человечества к т.н. астроинженерной деятельности и с «ноокосмическим» развитием цивилизации. Он обещает неограниченный рост потребляемых ресурсов, но требует времени для освоения космического пространства. Несколько ниже представлен анализ возможности такого расширения сферы жизнедеятельности. Однако в пределах ближайших, важнейших для преодоления кризиса, десятилетий этот вариант представляется фантастическим.

Условия самого привлекательного перехода на устойчивое развитие в ограниченных рамках планеты (называемый С.П.Капицей и др. 2-ой вариант - без потерь в общей численности народонаселения) вызывают серьёзные сомнения, и этот путь всё-таки содержит угрозу скатывания на катастрофные варианты 4 и 5.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человечества в обоих привлекательных вариантах 1 и 2 требует опоры на науку и образование, а также создания гражданского общества, готового преодолеть самые серьезные трудности. Поскольку реализация этих вариантов требует времени и самых решительных действий на опережение (которых пока нет), наиболее вероятным можно считать сценарий, промежуточный между вариантами 2 и 3. В этом варианте можно ожидать «полукатастрофы», которая заставит человечество изменить свои цели и ценности, вообще мировоззрение людей.

Таким образом, возможные сценарии будущего делятся на две группы:

1. Катастрофа вследствие непринятия неотложных мер (варианты 3, 4 и 5).

2. Устойчивое развитие по пути, определённому наукой, с кардинальным изменением принципов и характера жизнедеятельности (варианты 1-2, или наиболее вероятный промежуточный вариант).

Глава 2 . Особенности проблем безопасности в новой эпохе

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.

До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности. безопасность национальный жизнедеятельность

Такой же постоянно действующей - вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?

При решении проблем безопасности в новой эпохе необходимо учитывать последствия преобразования человеком окружающей природной среды - появление угроз от созданных им элементов «техносферы». Но и то, что прогресс цивилизации сформировал современные направления развития социальной системы мира:

1. Постоянный рост демократизации общества на всех уровнях с закреплением прав и свобод личности; в демократическом обществе главными интересами являются интересы его большинства.

2. Стремительная информатизация общества с небывалым увеличением скорости и масштабов обмена информацией.

3. Экономическая интеграция стран мира, ведущая к возрастанию роли транснациональных корпораций и к приоритету производительности общественного труда в исторической конкуренции народов и государств.

4. Взаимопроникновение культур вследствие информатизации, возникновение унифицированной культуры вследствие экономической интеграции.

Результаты жизнедеятельности по изменению социальных условий тоже привели к изменению состава угроз личности и обществу, к изменению форм естественной конкуренции между сообществами. Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся в новой эпохе информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами. Военное применение вооружённых сил осталось лишь как завершающее, по-прежнему кратковременное средство подавления особо стойких соперников.

Заключение

Без комплексного, синергетического подхода невозможно оценить и понять все многообразие феномена безопасности человека на планете Земля, любой другой подход высвечивает только часть проблемы. Практика говорит, что безопасность человека формируется на границах четырех сфер: техносферы, природной сферы, информационной и социальной сферы.

Все проблемы человека и человечества лежат на границах социальной сферы с другими вышеназванными. Следует сказать, что социальная сфера чрезвычайно сложна. Она вмещает в себя все наши человеческие отношения и взаимосвязи. Наша «разумность» как вида отличается высокой степенью этих социальных связей и отношений, но они, эти связи, в свою очередь определенным образом организованы и именно в этой организации кроется «мудрость» их исторических, культурных начал.

Очевидно, что в социальной организации человек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, трудовой деятельности (самореализации), образования (научного). Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, законами и, наконец, совестью -- своеобразным продуктом воспитания, образования, традиций и законов, т. е. культурой.

Для контроля и управления социальной организацией человеком создан инструмент - это государство. Государство как инструмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат. Таким образом, социальная сфера или социальная организация людей, -- это сложное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных компонентов.

На протяжении веков универсальным ответом социальной организации людей на внешние и внутренние угрозы в истоках строительства цивилизации являлись религиозные учения. Сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения.

С другой стороны, современный мир характеризуется появлением феномена «виртуальной реальности». Глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей. Государство как инструмент социальной организации оказалось не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реальность», а часто вмешательство государства лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управления этой системой изнутри, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.

Комплексное представление о социальной организации дает основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию, стремясь повышать уровень безопасности на границах сфер.

Отсюда вытекает вывод о нашей ограниченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной организации. Другими словами, чтобы избежать индивидуальных угроз, нужно управлять собственным поведением. Чтобы избежать коллективных угроз, нужно управлять социальной организацией семьи, поселения, региона. Чтобы избежать национальных угроз, нужно управлять социальной организацией государства. Чтобы избежать цивилизационных угроз, нужно управлять организацией мирового сообщества. Безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов .

Изменения, которые происходят в нашем мире, воздействуют на природную, технологическую, информационную, социальную сферы и всю мегасистему в целом. Это приводит к тому, что цивилизация все ближе придвигается к точке бифуркации, когда даже слабое воздействие может перевести систему в иное качественное состояние; такой переход и есть «катастрофа» в определении «теории катастроф». Современное состояние можно назвать «нестабильно близким» к точке бифуркации.

Комплексная безопасность человека есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности ХХI века.

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет масштаб системного кризиса современной цивилизации. Этот кризис может стать для нас катастрофой в бытовом смысле этого слова. А может открыть новые возможности для дальнейшего развития человечества и нового расцвета цивилизации. Как двигаться дальше -- вопрос открытый.

С писок использованной литературы

1. Шойгу С. К, Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатом издат, 1997.

Катастрофы и человек / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.

3. Азроянц, Э.А. «Покорители мира» на кладбище своих побед / Э.А. Азроянц // Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. - М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999. - С. 31 - 40.

4.Алексеева, Н.Р. О виртуальности в естествознании / Н.Р. Алексеева // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. Т. 3. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 560.

5.Алексеева, Н.Р. О виртуальности в естествознании / Н.Р. Алексеева // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. Т. 3. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 560.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества на современном этапе. Значение прогрессивного образования в развитии личности нового поколения, роль в данном процессе научной фантастики. Значение языка в культуре безопасности человека.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2009

    Понятие, критерии определения и оценивания психофизиологического состояния человека, факторы, оказывающие на него влияние: среда, наркотические, алкогольные и другие вещества. Организационные мероприятия обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 01.10.2011

    Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    методичка , добавлен 17.05.2012

    БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.

    курс лекций , добавлен 20.07.2010

    Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Механические активные и пассивные опасности: сущность и примеры, количественное описание и защитные мероприятия. Особенности проявления, негативные последствия и защита от космических опасностей.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2012

    Сущность и критерии оценки уровня информационной безопасности. Особенности организации войн и терроризма в данной сфере, оценка роли и значения в системе национальной безопасности. Безопасность человека в информационном пространстве. Оружие самообороны.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Цель, задачи, предметы изучения, средства познания дисциплины безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях. Метод определения носителей опасности, способы защиты человека и технических систем.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Образование в области безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития в этой области. Здоровье человека и информационная стратегия.



Просмотров