Принципы псо. Классификация принципов права социального обеспечения. Контрольная работа по дисциплине

Основные этапы становления социального обеспечения в России

С развитием общества формируется социальная обеспеченность. Особое отношение возникает к женщинам. Лишь в эпоху феодализма появляются правовые акты, которые фиксируют это. Судебник Ивана 4 в 1589г. Появляются первые законы.

Начальный этап с 1917г. по 1922 с 1917 октябрьская революция дает возможность закрепление новой власти.

Послевоенный период 1945- 1991 до распада Советского союза. Основные права были заложены в конституции.

Понятие, формы и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение- это выражение социальной политики гос-ва, направленное на социальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов и в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Формы: организационно правовые формы обеспечения:

Способ аккумуляционных средств

Круг субъектов(круг лиц) (1лица потерявшие кормильца 2беременны женщины 3дети 4семьи имеющих детей 5безработные 6лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев 6ветераны войны и труда 7лица пострадавшие от воздействия радиации 8лица награжденные орденами боевой и трудовой славы 9герои советского союза и России 10жители блокадного Ленинграда 11лица награжденные медалью за оборону Ленинграда 12бывшие узники концлагерей и ГЕТА 13лица подвергшиеся репрессии и в последствии реабилитированные.

Виды обеспечения

Система органов

1)централизованные –обязательное соц. Страхование

2)местные – соц. Обеспечение за счет средств бюджета

3)льготная- смешанная

Виды:

Денежная (пенсии пособия) – социально обеспечительная помощь

Натуральная(содержание в домах престарелых интернатах)- соц. Обеспечительное содержание

Основные – процедурные –процессуальные

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения

Право социального обеспечения- это система правовых норм регулирующих отношения между нетрудоспособными и иными категориями граждан и управомоченных государством органом по предоставлению им социального обеспечения в денежной и натуральных формах, а также по поводу установлению юридических фактов, реализации и защиты нарушенного права за счет специально предназначенных финансовых источников.



Предмет

Система льготных общественных отношений

1общественные отношения(по соц. Обеспечению в денежной форме)

Пенсии –пособия –компенсации – выплаты

2.тношения по предоставлению различных социальных услуг

Соц. Обслуживание престарелых, инвалидов, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев

Мед. Услуги, обслуживание, льготы

3.процедурные процессуальные

Установление юр. Фактов –реализация и защита прав на тот или иной вид соц. Обеспечения (помощь и содержание)

Метод:

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов, способов и средств правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан

Система права социального обеспечения

1.Общая часть:

Номы закрепляющие права человека в области социального обеспечения

Нормы, разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения

Нормы –принципы

Нормы устанавливающие виды социальных рисков

2.Особенная часть:

Нормы регулирующие, предоставление пенсий

Нормы регулирующие предоставление пособий и других социальных выплат

Нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг

Нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи

Основные принципы права социального обеспечения РФ

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др.

2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению.

3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом.

4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.

5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму.

6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой).

к отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести:

а) связь обеспечения осуществляется, как правило, с трудом;

б) обеспечение касается не только граждан, но и их семей;

в) свобода приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

г) приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

д) зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛСЬКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г.Перми

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Контрольная работа по дисциплине

«Право социального обеспечения»

студента группы ГМУ -331 Волочай В.В.

«Основные принципы права социального обеспечения»

Проверил: Чиртулова Е.Ю.

Пермь 2011г.

Введение

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

Общеправовые, свойственные всем отраслям права;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

Отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:

Признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

Равенство всех перед законом и судом;

Равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

Право каждого на объединение для защиты своих интересов;

Гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

В российском законодательстве закрепляются внутриотраслевые принципы непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

1. адресность, доступность, добровольность;

2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э.Г. Тучкова она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения. В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фондыПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных
свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; неработающим женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; на санаторно-курортное лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

1. Это – медицинская помощь и лечение;

2. лекарственная помощь;

3. санаторно-курортное лечение;

4. социальная помощь на дому;

7. обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

8. протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

Заключение

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же следовать из их содержания. Они не сформулированы в каком-либо одном нормативном акте, поскольку указанное право не кодифицировано. Они содержатся в различных федеральных законах (законах РФ). Анализ этих принципов показывает, что отдельные из них присущи сразу всем или большинству институтов права социального обеспечения. Но необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали принципы, причем их количество иногда не совпадало.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Список литературы

1. Батыгин К.С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2009.

2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2010.

3. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010.

4. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебник / М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2008.

5. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное

1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.

Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.

По сфере действия принципы классифицируются на:

а) общеправовые, свойственные всей системе права;

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) внутриотраслевые.

К общеправовым принципам относятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:



Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

Обеспечение государственной поддержки семьи;

Обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;

Запрещение принудительного труда;

Право на защиту от безработицы и т. д.

Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.

Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания :

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Сохранение благоприятной среды;

Конфиденциальность;

Уважение прав человека.

Отраслевые принципы отражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.

2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:

Всеобщность социального обеспечения;

Многообразие видов социального обеспечения;

Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;

Соответствие СО уровню экономического развития.

Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.

Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.

Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.

Многообразие видов социального обеспечения предполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.

С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).

Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельств предусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.

Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.

Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.

Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны :

Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.

Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.

Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.

Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.

Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.

В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.

Тема № 4. «Источники ПСО»

1. Понятие источников, основания их классификации.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Характеристика источников ПСО.

1. Под источником права понимается внешняя форма выражения его содержания.

В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.

Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

§ По юридической силе;

§ По видам социального обеспечения;

§ По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;

§ По кругу лиц (нормативные акты, действие которых распространяется на всех граждан РФ и нормативные акты, которые действуют в отношении отдельных категорий) - общие и специальные.

2. Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.

По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:

Учредительные документы международных организаций, например, Россия - член ООН, учредительный документ - Устав ООН, номы устава имеют прямое действие и являются приоритетными по отношению к внутригосударственному праву.

б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:

Документы ООН, МОТ

Международные договоры и т.д.

Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.

Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).

в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.

3 . Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ , которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.

Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать! ). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.

Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.

Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы , например:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).

Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:

ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

ФЗ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

Кроме того, действует и будет продолжать действовать:

Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.

Законы издаются также и на региональном уровне , чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:

Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».

Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.

Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.

Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.

Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ"

Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.

Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».

Самостоятельную группу подзаконных нормативных актов составляют ведомственные нормативные акты, прежде всего - это акты Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ. В компетенции Минтруда находятся вопросы по обобщению практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ, например: Мин-во издает разъяснения о тождестве отдельных профессий, а так же прав. акты, в которых разъясняется порядок применения отдельных норм. Часто такие правовые акты издаются совместно с ПФР.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».

На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права , их права и обязанности.

Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917-1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца1.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».

Обязательный накопительный компонент в национальной пенсионной системе, действующий в России с 2002 г., завел ее в тупик, поскольку изъятие из распределительной системы средств на накопительные пенсии приводит к дефициту бюджета Пенсионного фонда РФ и необходимости выделения недостающих средств из федерального бюджета страны, что дискредитирует принципы обязательного пенсионного страхования.

Принципы правового регулирования общественных отношений - это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы3, однако при всей их динамичности они не могут низвергать те основополагающие начала, которые сформировались в результате развития того или иного явления - в данном случае института обязательного социального страхования, - на протяжении достаточно длительного исторического пути и являются общепризнанными на международном уровне.

Содержание отраслевых нринцинов права социального обеспечения

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии - это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет собой основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т. п.).

Таким образом, в настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей . Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства , каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам , лицам без гражданства , беженцам.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета . Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой , практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование - это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества .

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов - основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты страховых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, пособия семьям, имеющим детей, материнский (семейный) капитал , пособие по безработице , социальные услуги, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия их предоставления, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений , например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние , инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на страховую пенсию по старости. Длительная работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается и в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда , такого уровня не достигает. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

В связи с принятием нового Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» несколько увеличены минимальные жизненные стандарты. По мнению экспертов, новая потребительская корзина россиянам нужна была, однако ее состав очень спорный, изменения, которые были внесены новым законом, далеко не радикальные.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов , влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах , удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д.

Представление общества о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится государством политика, гарантирующая всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе оно стоит к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1 предусмотрел различные виды государственных социальных выплат:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на ребенка;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего , проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Самостоятельными видами социального обеспечения являются медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, их профессиональное обучение и трудоустройство; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается, и гарантировать им социальную помощь с учетом их специфических потребностей.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи»1 предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ , в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Кроме того, данный Закон в связи с монетизацией льгот предусматривает предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в натуральной форме отдельным категориям граждан, имевшим ранее право на различные льготы, замененные впоследствии ежемесячной денежной выплатой; введены социальные доплаты к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статья 8 данного Закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • 2. межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • 3. отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • 4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • · признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • · не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • · признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • · равенство всех перед законом и судом;
  • · равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • · право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • · гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • · обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • · обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

ь всеобщность;

ь финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

ь дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

ь универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

ь осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

ь дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

ь обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

ь гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

ь многообразие видов социального обеспечения;

ь участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.



Просмотров