Статус лиц признанных беженцами регулируется. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф. Не всегда очевидна возможность обжалования отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца и доступность процедуры обжалования

Законодательное регулирование:

ФЗ от 22 ноября 1994 года «О ратифицировании соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам»

беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Признание беженцемлица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцеми достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации

2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;

4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

2. Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центревременного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фондажилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центрвременного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,.

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств,

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

1. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцемлибо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации

2. Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

3. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежищав связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

4. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) за пределы территории Российской Федерации

5. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет.

ФЗ «о беженцах» не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства покинувших государство своей гражданской принадлежности (обычного места жительства) по экологическим причинам,либо вследствие голода, эпидемии,чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Вынужденный переселенец - гражданин РФ , покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление по законодательству РФ;

2) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о регистрации ходатайства - территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцемявляется основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вынужденный переселенец имеет право:

самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;

при отсутствии такой возможности - право получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службынаправление на проживание в центре временного размещения ВП либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения ВП;

на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан : соблюдать Конституцию РФ и законы; установленный порядок проживания в центре временного размещения ВП и жилом помещении из фонда жилья для ВП; проходить ежегодный переучет .

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца :

1. при прекращении гражданства РФ;

2. при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;

3. в связи с истечением срока предоставления статуса;

4. умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны - бывшей союзной республики - на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе:

1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев,

2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны - бывшей союзной республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ;

3) по вопросам гражданства.

В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, покинувшее место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 121-ФЗ..

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации вынужденных переселенцев прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных Законом «О вынужденных переселенцах» в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ..

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах» и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом «О вынужденных переселенцах».

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

Форма удостоверения и порядок его выдачи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 199 (в редакции Постановления от 20 июня 1997 г. № 764) «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1103; № 26. Ст. 3055.. В нем устанавливается, что выдача удостоверений осуществляется территориальным органом миграционной службы в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Российское законодательство, устанавливая норму, в соответствии с которой вынужденный мигрант не может быть возвращен против его воли в страну (беженец) либо на территорию (населенный пункт) (вынужденный переселенец), которую он покинул, исходит из признания принципов и норм международного права. Так, в соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года государства, участвующие в Конвенции, обязуются никоим образом не высылать или не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. При этом помимо невысылки признается необходимость взаимодействия и содействия государств в организации добровольного и индивидуального возвращения, в том числе с целью воссоединения семей.

Законодатель закрепляет право вынужденных переселенцев на обжалование в административном или судебном порядке решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, ущемляющих их права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Детально вопросы обжалования решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в вышестоящий орган или в суд регламентируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19, Ст. 685..

В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ» ФЗ от 31.05.2002г.(в ред. от 02.11.2004г) « О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Целью своей работы я ставлю рассмотрение вопросов правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России.

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ

Как и любая другая демократическая страна, Россия в настоящее время сталкивается с проблемой миграции. Перемещение больших групп людей из других стран в Россию и на территорию России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследование людей по разным основаниям.

Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый - Федеральным законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

Федеральным Законом « О беженцах» ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Статья 1 Закона гласит, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев Международная конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951г.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи из числа:

Иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

Лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

Иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации на законном основании.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие.)

Временное убежище - это возможность иностранных граждан или лица без гражданства пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со ст.13 настоящего Федерального Закона, с др. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Место временного содержания - это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации; центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцем и членов их семей на территории Российской Федерации.

Лицо, получившее свидетельство в месте временного содержания и прибывшие с ним члены семьи обязаны:

1) соблюдать Конституции Российской Федерации;

2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания;

3) пройти обязательное медицинское освидетельствование;

4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

Кроме того, им гарантированы права на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи;

4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения;

5) сопровождение и на охрану представительного территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного содержания или в центре временного размещения;

7) медицинскую и лекарственную помощь;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации и является основанием для регистрации.

Лицо признается беженцем на срок до 3-х лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что были у него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, получение содействия в устройстве детей в государственные муниципальные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации и право на выезд на место жительства в иностранное государство и добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности.

Кроме того, правовое положение беженцев на территории Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г. « Об утверждении общего положения о месте временного


Беженцы

Понятие «беженец»

Правовое положение беженцев в РФ регулируется ФЗ «О беженцах» 1993. Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений ; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Стадии признания лица беженцем

Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом ФЗ «О беженцах», и предусматривает следующие стадии:

1. Обращение лица с ходатайством о признании его беженцем лично или через уполномоченного на то представителяв соответствующий орган Федеральной миграционной службы России (например, в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ)

Обратиться с ходатайством о признании беженцем может лицо, достигшее 18 лет .

Лицо, заинтересованное в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы , удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы.

2. Предварительное рассмотрение ходатайства

3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в его рассмотрении по существу

4. Выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо уведомления об отказе

Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей , предусмотренных ФЗ «О беженцах».

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи в частности имеют право на:

1) пользование услугами квалифицированного переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях

2) проживание в центре временного размещения

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи (размеры пособия определяются Правительством РФ, но оно не может составлять менее 100 рублей)

4) право на получение питания, медицинской помощи

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны :

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, действующее законодательство

2) соблюдать правила проживания в центре временного размещения и установленные санитарно- гигиенические нормы

3) пройти медицинское освидетельствование в полном объеме, установленном законодательством

4) сообщать соответствующему органу федеральной миграционной службы достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса беженца

5. Рассмотрение ходатайства по существу

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

1) федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе

2) территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе

6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем

7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем . Удостоверение действительно на всей территории РФ.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет , причем этот срок впоследствии может быть продлен.

Кроме прав, перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами РФ :

1) на работу по найму

2) на предпринимательскую деятельность

3) на социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение

4) на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования

5) на участие в общественной деятельности (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами)

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.

Основания утраты статуса беженца:

1) в связи с переходом в иное правовое состояние (после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ)

2) в связи с неправомерными действиями (совершение преступления, сообщение заведомо ложных сведений, предоставление фальшивых документов, послуживших основанием для признания его беженцем)

Понятие «вынужденный переселенец»

Статус вынужденных переселенцев определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах» 1993.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По этим обстоятельствам вынужденным переселенцем может быть признан :

1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ

2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ

Кроме того, вынужденным переселенцем признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по тем же обстоятельствам.

Вынужденными переселенцам признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в РФ и утратившие его.

Порядок признания лица вынужденным переселенцем

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с ходатайством:

1) в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения

2) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего пребывания, которое затем передается в федеральный или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения

При положительном решении о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства . Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных ФЗ «О вынужденных переселенцах».

Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, в основном совпадают с правами и обязанностями лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем.

Далее территориальным органом миграционной службы принимается решение о признании лица временным переселенцем. После этого лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение .

Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет .

К правам вынужденного переселенца относятся, в частности:

1) право самостоятельно выбирать место жительства на территории РФ

2) право на получение содействия в обеспечении проезда лица и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца снова встать на учет

4) проходить ежегодный переучет

Основания для утраты статуса вынужденного переселенца:

Главным основанием для утраты статуса вынужденного переселенца является прекращение гражданства РФ . Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ

2) в связи с истечением срока предоставления статуса

Основания утраты статуса как меры наказания за неправомерные действия едины как для статуса беженца, так и для статуса вынужденного переселенца.

Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев:

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Основное различие – это наличие гражданства РФ . Беженцы не являются гражданами РФ. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане РФ. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством.


Конституционно-правовые основы организации прокуратуры в РФ.

Прокуратура в системе органов государственной власти

Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» 1992, прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ:

  • надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

и некоторые другие функции.

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», но это не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. Статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

1. Принцип законности

Деятельность органов прокуратуры (как и других государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и объединении) строится на основе соблюдения Конституции РФ и действующих на территории страны законов.

2. Принцип единства и централизации

Прокуратура Российской Федерации составляет единую систему. Создание органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

3. Принцип гласности

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также требованиям законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

4. Принцип профилирующей надзорной специализации деятельности органов прокуратуры

Главной целью деятельности прокуратуры выступают обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита интересов личности, общества и государства путем осуществления надзора за соответствием действий и актов государственных органов, негосударственных структур, должностных и иных лиц Конституции РФ и действующим на территории страны законам. Надзор за исполнением законов определяет профиль деятельности прокуратуры.

5. Принцип независимости прокуроров от внешнего воздействия

Этот принцип подразумевает независимость профессиональной деятельности органов прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие на прокурора и следователя в любой форме является недопустимым и преследуется законом.

6. Принцип внепартийности деятельности органов прокуратуры

Прокуратура защищает интересы всех граждан, общества и государства, поэтому прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих собственные политические цели, и принимать участие в их деятельности. Законом запрещается создание в органах прокуратуры общественных объединений, равно, как и их организаций.

Система и структура органов прокуратуры

В основе построения системы органов прокуратуры лежит административно-территориальное устройство, установленное Конституцией РФ.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. В каждом из равноправных субъектов РФ имеется соответствующая прокуратура.

Систему прокуратуры РФ составляют:

1) Генеральная прокуратура РФ главе с Генеральным прокурором РФ (С 23 июня 2006 года Генеральным прокурором РФ является Чайка Ю.Я.)

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и 5 заместителей , назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Основной функцией Генерального прокурора РФ является руководство системой прокуратуры РФ , издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций , регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы .

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия – совещательный орган, необходимый для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры.

На правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре РФ образуется Главная военная прокуратура , возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

2) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)

3) прокуратуры городов и районов

Они непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.

4) другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры

5) научные и образовательные учреждения (например, Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ)

6) редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Прокурорский надзор

Основная функция прокуратуры РФ – это осуществление прокурорского надзора. Прокурорский надзор включает в себя:

1) надзор за исполнением законов различными органами и учреждениями (проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором)

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Состоит в:

· рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина

· разъяснении пострадавшим порядка защиты их прав и свобод

· принятии мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина

· привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон

· возмещении причиненного ущерба

При этом органы прокуратуры могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

1) постановление

2) протест

3) представление

4) предостережение о недопустимости нарушения закона


В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Правовой статус вынужденных переселенцев

В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение пяти лег, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).

Беженцами признаются лица, не имеющие , прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Юридическое понятие «беженец» раскрывается через ряд признаков. Беженец:

  • во-первых, не является гражданином России, прибыл или желает прибыть на ее территорию из-за рубежа;
  • во-вторых, покидает страну своего проживания или пребывания и ходатайствует о приобретении статуса беженца в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • в-третьих, не может вследствие опасений стать жертвой преследований пользоваться защитой и покровительством этой страны или не желает пользоваться таковой;
  • в-четвертых, не может или не желает вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой произвола и насилия;
  • в-пятых, принято решение о предоставлении ему статуса беженца компетентными органами России.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступления: против мира, человечности, военные преступления, предусмотренные в международных актах, тяжкие преступления не политического характера, признаваемые таковыми в государстве его гражданства или обычного места жительства до того, как оно было допущено на российскую территорию, против принципов и целей ООН, а также, когда за лицом компетентные органы государства, в котором это лицо проживало, признают его права и обязательства, связанные с гражданством этого государства, и которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Лицо не признается беженцем, когда оно покинуло государство своей гражданской принадлежности или своего прежнего, обычного места жительства по причинам: а) экономического характера; б) голода; в) эпидемий; г) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В предоставлении статуса беженца может быть отказано, если:

  • лицо совершило преступление на территории России и в отношении него возбуждено уголовное дело;
  • лицу ранее было отказано в признании беженцем и обстановка в государстве его гражданской принадлежности или прежнего, обычного местожительства со дня получения им отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
  • лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и (или) к Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству России;
  • лицо обладает гражданством третьего государства, защитой которого могло воспользоваться при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в этом государстве по обстоятельствам, которые предусмотрены российским законом для признания лица беженцем;
  • лицо прибыло с территории иностранного государства, где имелась возможность быть признанным беженцем;
  • лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) России;
  • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
  • лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории России;
  • имеются иные основания, предусмотренные российским законодательством.

Процесс получения статуса беженца

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на Федеральную миграционную службу, подведомственную Министерству внутренних дел РФ.

Процесс признания лица беженцем предусматривает ряд действий:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании лица беженцем либо об отказе в признании таковым;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.



Просмотров