Понятие судебной компетенции инстанции звена судебной системы. Понятие судебной компетенции, судебной инстанции, звена судебной системы

1) объединение судов общей юрисдикции и арбитражных судов произошло путем создания единого Верховного Суда РФ, который не относится ни к общим, ни к арбитражным судам. Однако на последующих "этажах" организации судебной системы разделение между двумя судебными подсистемами сохранилось;

2) поэтому понятие "компетенция" раскрывалось через понятия подведомственности, разграничивающей предметы ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, и подсудности, разграничивающей относимость того либо иного дела к ведению конкретного суда в рамках подсистем арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Сохранение понятия "подведомственность" объясняется тем, что оно лучшим образом характеризует разграничение предметов ведения между различными подсистемами судов, а понятие подсудности традиционно используется для разграничения сфер ведения отдельных судов в рамках одной судебной системы или подсистемы;

3) понятие "суд" должно использоваться как обобщенное и относящееся одновременно к судам общей юрисдикции и арбитражным судам. В остальных случаях каждый раз оговаривается отдельно название соответствующего суда, когда речь идет о правилах компетенции не для всех судов, а для судов общей юрисдикции либо арбитражных судов;

4) вопросы судебной компетенции определяют доступность правосудия для граждан, а также степень нагрузки на тот либо иной суд. Поскольку в данном аспекте вопрос носит больше экономический, чем юридический характер, связан со штатами, увеличением либо уменьшением финансирования той либо иной судебной подсистемы либо конкретных судов, то в проекте Кодекса необходима кодификация положений главы 4 АПК и главы 3 ГПК без внесения изменений в существующие правила разграничения предметов ведения между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, а также внутри каждой из подсистем.

В этой связи не рассматривались и не обсуждались вопросы, связанные, например, с подведомственностью дел о несостоятельности физических лиц, которые по одному из проектов предполагалось передать в ведение судов общей юрисдикции.

3.2. Предлагается следующая структура главы 3:

§ 1. Подведомственность.

§ 2. Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации.

§ 3. Подсудность дел судам общей юрисдикции.

§ 4. Подсудность дел арбитражным судам.

§ 5. Передача дела из одного суда в другой по подсудности. Возражения против подсудности.

Специальное выделение подсудности дел Верховному Суду РФ связано с тем, что по новому законодательству он выведен "за рамки" как системы судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и находится вне их, возглавляя всю судебную систему (кроме Конституционного Суда РФ).

Далее специально выделены правила подсудности судам общей юрисдикции и арбитражным судам. В процессе кодификации правил подсудности было два варианта. Первый вариант - свести воедино правила подсудности в общие статьи по отдельным видам подсудности для всех судов: общей территориальной, договорной, исключительной, альтернативной и по связи дел, исходя из того, что правила общей территориальной, договорной, в определенной степени - исключительной, единообразны для судов общей юрисдикции и арбитражных. Второй вариант, который реализован в данной главе, - для удобства правоприменения и использования правила подсудности для судов общей юрисдикции (§ 3) и арбитражных судов (§ 4) изложить отдельно в разных параграфах.

Предлагается объединить в связи с единообразием только правила передачи дел из одного суда в другой в рамках каждой из судебных подсистем (§ 5).

3.3. Новеллами являются положения доктрины эстоппель, ограничивающей возражения против неподведомственности или неподсудности дела со стороны ответчика моментом первого заявления по существу дела во избежание злоупотреблений процессуальными правами.

Отражено правило, которое уже было предусмотрено при изменении правил подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, - о передаче дела из одного суда в другой в случае выявления неподведомственности дела с согласия истца. Такой подход, исходя из единства права на судебную защиту, не будет возлагать на истца издержки, связанные с ошибочным определением судебной подведомственност а возложит бремя определения подведомственности в конечном счете на соответствующий суд.

Вместе с тем, в отличие от правила, установленного статьей 7 , Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в случае отсутствия согласия истца на передачу дела предусмотрено не прекращение производства по делу, а оставление заявления без рассмотрения, так как в противном случае для заявителя будет закрыта полностью возможность судебной защиты (поскольку судебная система становится единой).

Кроме того, новеллой является положение, согласно которому дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражных судов, не могут рассматриваться международными коммерческими арбитражами и третейскими судами, а также иностранными судами, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Кодексом и федеральным законом. Тем самым можно будет дать ответ на вопрос, который до сих пор является дискуссионным: могут ли дела специальной подведомственности (ст. 33 действующего АПК) рассматриваться коммерческими арбитражами, третейскими судами и иностранными судами либо они отнесены только к компетенции арбитражных судов Российской Федерации.

3.4. Предлагается сохранить статью о специальной подведомственности арбитражных судов. При этом не вводится статья о специальной подведомственности судов общей юрисдикции, поскольку по логике объединения судебных систем и разграничения предметов ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами последние имеют более специальную компетенцию, чем суды общей юрисдикции.

В связи с изложенным общее правило по смыслу главы 3 "Компетенция" состоит в том, что дела, не отнесенные и не "попадающие" в сферу ведения арбитражных судов, будут подведомственны судам общей юрисдикции.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено» , которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Областные и соответствующие им суды - второе звено, Верховный Суд РФ - третье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее (второе) звено - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск; высшее (третье) звено - Военная Коллегия Верховного Суда РФ.

По трехзвенной схеме построена и система арбитражных судов. Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации образуют первое, основное звено. Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды. Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд РФ. Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суда Первой,второй(кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено - понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РФ (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого. Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд
Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен: признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения; установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

1 вариант

Подсудность гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности .

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т. е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

В свою очередь территориальная подсудность делится на:

1) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

2) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

3) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству.

Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

понятие судебного звена и судебной инстанции

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

– основное звено – районные суды;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:

– основное звено – гарнизонные военные суды;

– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

– среднее звено – окружные арбитражные суды;

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

2 вариант

Звено судебной системы – суды, наделенные законом одинаковыми полномочиями и занимающие одинаковое место в судебной системе

Существует 4 звена:

1 звено – мировые судьи (низшее звено) – действуют на судебных участках соотв района

2 звено - основное звено – районные (городские в городах без районного деления): рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке

3 – среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов фед значения, суды автономной области и автономных округов. Рассматривают дела по существу, проверяют законность и обоснованность суд решений в касац порядке и в порядке надзора

4 звено – верховный суд, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, осуществляет судебный надзор, дают разъяснения по вопросам суд практики

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия -президиум), выполняющий строго определенную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражд и уголовн дела по существу либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в кассац или надзорн порядке.

Суд 1 инстанции – рассматривает дела и выносит первичные решения. Судьи вправе пересматривать суд дело в апелляц или касацион порядке

Апелляция (апелляц инстанция) – пересмотр вышестоящим судом решения нижестоящего суда с участием сторон с новым исследованием или вновь представленных доказательств с вынесением в том числе нового судебного решения

Кассационный порядок – проверяет законность, обоснованность, справедливость суд решения суда 1 инстанции и апелляц инстанции по материалам дела и принимает реш о законности или незаконности суд постановления нижестоящего суда (ст 361 упк, ст 320 гпк)

Надзорная инстанция – суд, наделенный полномочиями по проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу суд постановлений судов 1, апелляц, касац инстанций, а также решений нижестоящей надзорной инстанции.

Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

При возбуждении гражданских дел (принятии заявлений судьей) важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность. Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи: а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность) и б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии с ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)

Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией . Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену. Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.

Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.

Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.

Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.

Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.

От данного понятия необходимо отличать понятие «судебная инстанция», которое является преимущественно судопроизводственным понятием и характеризует в первую очередь порядок осуществления правосудия. Законодательно различается рассмотрение дела по первой инстанции, во второй инстанции (т.е. в апелляционном порядке), а также в кассационной и надзорной инстанциях. В качестве самостоятельного вида судопроизводства предусмотрено производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но в силу исключительности этой процедуры оно традиционно не относится к разновидности инстанций.


Подчеркивая, что судебная инстанция – это порядок рассмотрения дела, следует заметить, что под инстанцией понимается также и суд, который вправе осуществить рассмотрение дела в порядке первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К этой характеристике следовало бы добавить такой существенный признак как непосредственное исследование доказательств, поскольку непосредственность восприятия судом доказательственных сведений является важнейшей предпосылкой постановления приговора. По существу, т.е. в целях разрешения основного вопроса уголовного дела – вопроса о виновности подсудимого, дело рассматривается в каждой из инстанций. Поэтому это скорее общий для всех инстанций признак, чем характерная особенность производства по первой инстанции.

При усвоении понятий «суд первой инстанции», «рассмотрение дела по первой инстанции» нужно помнить, что слово «первая» («первой») не должны ассоциироваться с количеством рассмотрений дела. Например, неправильно, полагать, что по первой инстанции дело может быть рассмотрено только один раз. По общему правилу с введением апелляции это так и происходит, поскольку апелляция имеет право окончательно разрешить дело с вынесением нового приговора. Однако имеются предусмотренные законом основания для возвращения дела в суд, принявший отмененное решение, для повторного рассмотрения дела в первой инстанции (в порядке, предусмотренном для первой инстанции). Таким образом, первая инстанция – это не уровень суда и не очередность, а порядок рассмотрения дела.

Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 1 УПК РФ.

Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой. Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание. Преимущество апелляции, по сравнению с практиковавшимся многие десятилетия кассационным пересмотром не вступивших в законную силу решений в том, что здесь, как правило, все вопросы разрешаются в самой второй инстанции, без возвращения дела в суд первой инстанции. Именно для этих целей предусмотрено непосредственное исследование апелляционной инстанцией доказательств. Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость. В этом производстве суд интересует не только формальная (юридическая) чистота решения, но и его соответствие фактическим обстоятельствам исследуемого события, что принято называть обоснованностью решения.

Апелляционное производство предусмотрено также арбитражным процессуальным законодательством. В системе арбитражных судов выделено самостоятельное звено судов, занимающихся проверкой в апелляционном порядке решений нижестоящих судов – звено апелляционных арбитражных судов.

Пункты 14 и 16 ст. 5 УПК РФ дают соответственно разъяснение понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция». Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Из содержания данных норм следует, что пересмотр вступивших в законную силу решений осуществляется в кассационной и надзорной инстанциях. Детальное изучение кассационного и надзорного производств входит в предмет самостоятельной учебной дисциплины – «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Для уяснения смысла понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция» следует иметь в виду следующее. Трактовка данных понятий является для современных условий новой, возникшей с внесением изменений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, вступивших в силу соответственно с 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. До революции термин «кассационное производство» использовался для обозначения пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Понятие «надзорное производство» применительно к судебной инстанции не употреблялось. Зародившаяся советская власть, как уже отмечалось, отказалась от апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, заменив его на кассационный порядок, т. е. термин, использовавшийся по Уставу уголовного судопроизводства для пересмотра вступивших в силу решений, применен («перенесен») к пересмотру не вступивших в силу решений. При этом законодатель, как подчеркивалось, в частности, в советской теории уголовного процесса, создал советскую кассацию, принципиально отличающуюся от кассации буржуазной. Делался акцент на том, что советская кассация имеет целью проверку не только законности судебного решения, но и его обоснованности, т.е. исследует как формально-юридическую, так и содержательную стороны дела. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений получил наименование «надзорное производство». Теперь мы возвратились к истокам и общемировой практике.

Требует ответа вопрос, почему для пересмотра вступивших в законную силу предусмотрены две инстанции – кассационная и надзорная. Для изучающих дисциплину «Правоохранительные органы» поясним кратко, что по процедуре (порядку деятельности) кассационное и надзорное производства практически идентичны. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ они регламентированы главами 47 1 и 48 1 . Сравнение норм этих глав подтверждает, что процедурно регламентированная ими деятельность в главном совпадает. Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ (областные, краевые и равные им) (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 1 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ) и Судебная коллегии (по административным, гражданским, уголовным делам, Военная коллегия) Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; пп. 2, 3 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ). В системе судов общей юрисдикции, таким образом, созданы и функционируют две кассационные инстанции.

Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 16 ст. 5, ч. 1 ст. 412 1 УПК РФ). Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Применительно к кассационному и надзорному производству существует понятие «инстанционность» , означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции. Если дело не получило надлежащего разрешения в нижестоящей кассационной инстанции, оно может стать предметом рассмотрения вышестоящей инстанции. Каждое дело последовательно может быть пересмотрено в двух кассационных инстанциях. При определенных условиях оно может стать предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, т.е. надзорной инстанции.

В отличие от апелляционной проверки приговоров и решений, которая осуществляется в каждом случае подачи жалобы, кассационный и надзорный порядки предполагают предварительный анализ жалобы судьей. Судья вправе передать жалобу на рассмотрение соответственно кассационной или надзорной инстанции или отказать в этом. Такой предварительный судебный анализ жалобы предопределен тем, что приговор или решение вступили в законную силу и обладают свойством общеобязательности. Опровергнуть вступившее в законную силу решение суда можно при наличии достаточных оснований.

В случае вынесения судьей постановления о передаче жалобы в кассационную или надзорную инстанции дело рассматривается по существу в судебном заседании. В заседании вправе участвовать заинтересованные лица, наделенные процессуальным статусом. Рассмотрение осуществляется по материалам дела без непосредственного исследования доказательств. Использование дополнительных материалов ограничено строго определенными случаями. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить приговор или решение суда первой инстанции, а также состоявшиеся апелляционные или кассационные решения по делу и направить его на новое рассмотрение в порядке первой или апелляционной инстанций. Суд вправе оставить приговор или решение без изменения, может изменить их. Кассационная или надзорная инстанции не вправе непосредственно принять решение, ухудшающее положение осужденного (правило недопустимости поворота к худшему). Существенно ограничено право данных инстанций на отмену состоявшегося судебного решения в целях усиления наказания или отягчения обвинения. Отмена вступившего в законную силу судебного решения при рассмотрении дела кассационной или надзорной инстанцией для усиления наказания или отягчения обвинения при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции возможно лишь при наличии нарушений, искажающих саму суть правосудия, т.е. фундаментальных по своему значению.

Производство в кассационной и надзорной инстанциях имеет черты сходства с пересмотром дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (в гражданском процессе – по вновь открывшимся обстоятельствам). В том и другом случаях приговор или решение вступили в законную силу. Однако если предметом исследования суда кассационной или надзорной инстанции являются те же самые обстоятельства и сведения, которые исследовались судом первой инстанции, то при возобновлении дел суд принимает во внимание вновь возникшие или новые обстоятельства, не бывшие известными суду при рассмотрении дела.

Таким образом, принято различать производство в первой, второй (апелляционной), кассационной и надзорной инстанциях. Суд любого звена системы судов общей юрисдикции может рассмотреть подсудное ему дело по первой (в порядке первой) инстанции. Апелляционной инстанцией является вышестоящий суд по отношению к суду, разрешившему дело. В качестве суда кассационной инстанции выступают строго определенные подразделения судов. Надзорная инстанция одна – Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная компетенция – это совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. В дальнейшем при характеристике каждого из органов судебной власти будут названы конкретные их полномочия в сфере уголовного, гражданского судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Определить компетенцию суда в целом или отдельных его подразделений, значит – указать какие категории дел он рассматривает по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.

Частью понятия «судебная компетенция» является понятие «подсудность». Подсудностью называется отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяется на основе фактических обстоятельств преступления или гражданско-правовых отношений, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен это дело рассматривать. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Среди юристов это положение получило наименование «право на своего судью» или принцип законного суда.

Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.

Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судам и судам субъектов федерации (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Судам субъектов федерации (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела, перечень которых (в некоторых случаях дополнительные условия) предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме того, к их подсудности отнесены все уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (п. 2 ч. 3 ст. 31), а также дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Верховный Суд РФ не рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, поэтому его предметная подсудность законом не определяется.

В УПК РФ определена также предметная подсудность военных судов, которая имеет некоторую специфику.

Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ). Изменение территориальной подсудности допускается в строго установленных законом случаях по решению судьи вышестоящего суда, принятому в процессуальном порядке с участием сторон (ст. 35 УПК РФ).

Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам.

Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.

В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).

Все предусмотренные виды подсудности применяются одновременно. Нарушение правил о подсудности недопустимо. Поскольку при несоблюдении норм о подсудности происходит произвольное ограничение конституционных прав граждан, всякое нарушение подсудности является безусловным основанием для отмены приговора или решения.

Звено судебной системы - суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти.

Всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее .

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

· основное звено – районные суды;

· среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

· основное звено – гарнизонные военные суды;

· среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

· основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

· среднее звено – окружные арбитражные суды, апелляционные арбитражные суды;

· высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.

Компетенция суда - это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда при осуществлении правосудия и при выполнении других функций, предоставленных судебной власти.



С понятием "компетенция" связано понятие "полномочия", употребляемое в нормативных актах и учебной литературе. Более правильным будет использование понятия "компетенция" применительно к государственным органам и структурным подразделениям этих органов, например компетенция районного суда, компетенция Конституционного Суда РФ. Применительно к должностным лицам судов по руководству соответствующими судами или их более точным будет использование понятия "полномочия" , например полномочия председателя суда.

Подсудность – распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами - установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как власть, принадлежащую суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.


20. Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.



2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Федеральные суды общей юрисдикции в своей подсистеме представляются тремя подвидами судов: общими, военными и специализированными. Два из названных подвида имеют свои ветви звеньевого устройства, соединяющими на высшем звене – Верховном Суде РФ. Специализированные суды в реальной действительности на настоящее время не созданы, хотя неоднократные законодательные попытки к этому были. Предлагались законопроекты об административных судах.

Возглавляет и организует работу федеральных судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ непосредственно или через Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

ФКЗ Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года, Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года, в силе от 7 февраля 2011 г. Содержит 6 глав, 44 статьи. Законом регулируются Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции, Принципы деятельности судов общей юрисдикции, составы и полномочия звеньев судов общей юрисдикции, их материальное и техническое оснащение и т.д. + утверждает отмену закона «О судоустройстве» с 2013 года!!!


21.Суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды, мировые судьи

Суды субъектов РФ – конституционные (уставные) суды, мировые судьи

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.

Постановление о рассмотрении Конституционным судом РФ заявления от Невинского и Ко о проверки конституционности некоторых статей Устава Алтайского края!!!

В соответствии с законом о мировых судьях (17 декабря 1998 г.). мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах Российской Федерации. Они наделяются своеобразным положением в судебной системе - отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их систему, но при этом не являются судами федеральными. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Лишь при рассмотрении материалов об административных правонарушениях их разрешено при отсутствии федеральных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавливаемым законами субъектов Федерации.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества;

· дела об определении порядка пользования имуществом;

· дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.



Просмотров