Когда был упразднен вас рф. Объединение верховного и высшего арбитражного судов стало реальностью. Изменения в надзорном производстве

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение - это важная задача.

Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон - от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша - это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки - это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору. Самая первая игра - это "Найди предметы". Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры. Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего - это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары - большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких - это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер - это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма - черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина - забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры - приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас - королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша - это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание - построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера - это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» - это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками - родителям придется принимать участие в игре.

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное - не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме - собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Здравствуйте, дорогие читатели!

У каждой системы раннего развития есть свои недостатки и преимущества, какая чем-то нас привлекает больше, какая-то нам вообще не симпатична. Давайте рассмотрим еще одну, логические блоки Дьеныша, думаю слышали немногие. А если не слушали, то тем более слушайте.

Немного об авторе

Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

Суть методики

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал нам на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.


Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит нам уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.

Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

Здесь вы не встретите занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать. Итак,

Задачей для родителей изучить методику самим и как можно активнее заинтересовать ребенка.



Просмотров