Перспективы развития российской муниципальной службы. Муниципальная служба в Российской Федерации (Проблемы конституционно-правового регулирования) Наквасина Галина Алексеевна. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной гражданс

Все больше российских банков и автопроизводителей присоединяются к программам льготного автокредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» , запущенным этим летом Правительством России и Минпромторгом в рамках Постановления от 7 июля 2017 года № 808. Срок действия обеих программ - до 31 декабря 2017 года . Ниже приводятся основные преимущества, которые предоставляются участникам обеих госпрограмм при покупке автомобиля в кредит с господдержкой.

Эти программы были разработаны Минпромторгом и запущены Правительством со второго полугодия 2017 года для того, чтобы сделать автомобили более доступными для российских семей, а также чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, уже длительное время испытывающих финансовые затруднения из-за падения спроса на новые автотранспортные средства на фоне сокращения реальных доходов населения. В итоге за первые месяцы действия госпрограмм «Семейный» и «Первый автомобиль» автодилеры во всех регионах страны отметили существенный рост продаж в массовом автомобильном сегменте.

Условия госпрограмма Семейный автомобиль

Участникам программы предоставляется право на скидку в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля , которая компенсируется банкам-участникам государственными субсидиями. Участие в новых госпрограммах до 31 декабря 2017 года могут принять граждане:

  • имеющие двух или более несовершеннолетних детей - «Семейный автомобиль» ;
  • приобретающие автомобиль в собственность первый раз - «Первый автомобиль» .

Первая госпрограмма у многих россиян неправильно ассоциируется с предложенной ранее программой «Автомобиль для многодетной семьи» (то есть для семей с тремя детьми и более). Также запущенная Правительством кредитная программа «Семейный автомобиль» не имеет ничего общего с за второго ребенка (уже на протяжении длительного времени, обсуждается возможность использования материнского капитала на покупку автомобиля, в том числе в 2017 году).

Однако все указанные категории семей, имеющие двух и более детей до 18 лет , могут принять участие в новой госпрограмме до 31 декабря 2017 года и приобрести новый легковой автомобиль стоимостью до 1.45 млн рублей в кредит со скидкой 10% по льготной процентной ставке (и никаких и для этого не потребуется ).

Всего в этом году по льготным автокредитам с государственным субсидированием в рамках указанных программ планируется реализовать не менее 58.35 тыс. автомобилей . Распоряжением от 29 июня 2017 года № 1369-р на соответствующие цели Правительство РФ выделило Минпромторгу средства в размере 3.75 млрд рублей . Всего за первые 2 месяца работы программы уже было продано более 16 тыс. машин (иными словами, сейчас программа в самом разгаре и для участия в ней у семей с детьми еще достаточно времени).

Примечательно, что программы действуют совместно с введенным ранее государственным субсидированием автокредитов, которое дополнительно предусматривает снижение процентной ставки на 6.7% от базового значения при покупке автомобилей 2016 и 2017 года выпуска (максимальная итоговая ставка в таком случае составит не более 11.3%).

Обязательное условие программы - заемщик не должен заключать в 2017 году иных кредитных договоров на приобретение автомобиля (в том числе до момента обращения). Соответствующий факт проверяется через Бюро кредитных историй.

Какие банки участвуют?

Обе госпрограммы - кредитные. Механизм их реализации - предоставление через банки, утвержденные Правительством в качестве участников программы, льготных автомобильных кредитов, в которые закладывается скидка в размере 10% от стоимости автомобиля в виде компенсации из госбюджета затрат на уплату первоначального взноса. Благодаря этому семьи, имеющие 2 и более несовершеннолетних детей, могут получить такой автокредит вообще без уплаты первоначального взноса (его в размере 10% банку уплачивает государство).

Список банков-участников программ «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» опубликован на официальном сайте Минпромторга России и периодически пополняется. Крупные банки с широкой федеральной сетью представляют Сетелем Банк (дочернее предприятие Сбербанка, специализирующееся на автокредитовании), ВТБ24, Банк Уралсиб, Совкомбанк, Русфинанс Банк и другие (на настоящий момент заявлено всего 15 кредитных организаций).

  1. ООО «Сетелем Банк » (принадлежит «Сбербанку» и специализируется на автомобильном и потребительском кредитовании);
  2. ПАО «ВТБ24»;
  3. ООО «Фольксваген Банк РУС»;
  4. АО МС Банк РУС;
  5. ПАО «Банк Уралсиб»;
  6. ПАО НКБ «Радиотехбанк»;
  7. АО «ТатСоцБанк»;
  8. ПАО «Совкомбанк»;
  9. ПАО «Саровбизнесбанк»;
  10. ПАО АКБ «Энергобанк»;
  11. АО «РН Банк»;
  12. ООО «ПСА БАНК Финанс Рус»;
  13. ООО «Русфинанс банк»;
  14. ПАО «Плюс Банк»;
  15. АО «Газбанк».

В большинстве указанных банков-участников возможно оформление льготного кредита без первоначального взноса . Максимальный срок выплаты кредита составляет 36 месяцев .

Какие автомобили попадают под программу

Приобретаемый автомобиль должен быть новым (2016 или 2017 года выпуска), не дороже 1.45 млн рублей (с учетом стоимости страховки) и должен быть собран на территории России. Под эти критерии подпадает:

  • весь модельный ряд традиционных российских автомобильных марок, которые выпускают новые легковые автомобили в 2016 и 2017 годах (LADA, УАЗ);
  • иномарки, собираемые на конвейерах АвтоВАЗа и LADA Ижевск (Nissan Almera, Datsun);
  • автомобили китайских марок, выпускаемые в Карачаево-Черкесии на заводе «Дервейс» (Brilliance, Chery, Lifan и др.);
  • другие иномарки российского производства стоимостью до 1450000 рублей (Chevrolet Niva, автомобили Ford, Renault и Nissan, несколько моделей Skoda и Volkswagen, автомобили корейских марок Hyundai и KIA и т.п.)

Более подробную информацию о конкретных моделях автомобилей, участвующих в программе льготного автокредитования в 2017 году, уточняйте у своего автодилера.

Как оформить льготный автокредит по госпрограмме

Для льготного приобретения автомобиля необходимо обратиться к автодилеру интересующего производителя либо непосредственно в центр автомобильного кредитования при выбранной кредитной организации.

В первом случае покупателю сначала будет необходимо убедиться, что автосалон сотрудничает с банком-участником программы субсидирования автокредитов (для этого нужно будет проверить список дилеров-партнеров на сайте кредитной организации).

Далее процедура получения льготного автокредита стандартная, но помимо традиционного набора документов (в большинстве случаев автокредит оформляется при предъявлении паспорта, справки о доходах и водительского удостоверения) будет необходимо:

  • участнику программы «Семейный автомобиль» потребуется предоставить свидетельства о рождении детей , содержащие ФИО заемщика в полях об одном из родителей (в случае необходимости - также документы, подтверждающие смену фамилии заемщика, например свидетельство о браке).
  • клиентов, желающих оформить кредит по программе «Первый автомобиль», также ждет проверка по базам ГИБДД на наличие в собственности других машин.

В 2017 государственная программа поддержки автокредитования продолжила действие. Она направлена на поддержку автомобильной промышленности. С помощью банков, господдержка автокредитования помогает россиянам приобретать новые и подержанные автомобили. Познакомимся с условиями поближе.

Государственная программа субсидирования автокредитов является своеобразной финансовой помощью автопроизводителям и жителям страны, со стороны правительства и Минпромторга.

Ее целью является:

Условия программы господдержки автокредитования в 2017 году

Условия программы в 2017 году изменились:

  • увеличена стоимость автомобиля, который попадает под льготное кредитование до 1,45 млн. рублей;
  • снизился размер первоначального взноса до 20%, а в планах правительств его полная отмена;
  • расширен список автомобилей, которые попадают под льготное кредитование. К бюджетным добавились внедорожники и иные популярные модели. Список таких автомобилей представлен ниже. Но каждый банк самостоятельно выбирает автомобили для кредитования с государственными субсидиями;
  • кредит оформляется в рублях, дополнительных комиссий и сборов не предусматривает. Однако банки могут настоятельно предлагать программы страхования, что сказывается на стоимости кредита;
  • максимальный срок кредитования - 3 года;
  • скидка на кредит с господдержкой стала фиксированной и составляет 6,7%;
  • семьям с двумя и более детьми позволено приобретать автомобиль за материнский капитал;
  • планируется ввести новые целевые кредитные программы на покупку новых автомобилей с привлекательными условиями.

Преимущества программы государственной поддержки автокредитования очевидны:

  • государство компенсирует банкам доход, недополученный от снижения ставок;
  • автолюбители - возможность приобрести новый автомобиль по пониженной на 6,7% ставке.

Некоторые автосалоны и банковские учреждения, работающие по госпрограмме, предлагают новые автомобили, не снижая процентной ставки. Продавцы пропорционально понижают стоимость автомобиля, что также выглядит привлекательно.

Список автомобилей по госпрограмме в 2017 году

Лишь отдельные автомобили принимают участие в госпрограмме поддержки автокредитования. Список автомобилей 2017 года:

Марка автомобиля

Идент. номер ТС (VIN)

1117, 1118, 1119, 2105, 2107, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115,2121, 2131, 2170, 2171,2172

Фабия, Октавия

Хантер, Патриот, Пикап

Хантер, Патриот

2206, 2860, 3303, 3741, 3909

2217, 2310, 2705, 2752, 3221, 3302

Соната, Акцент

Тайгер, LC100, Роад партнер

Условия получения автокредита с господдержкой

Условия получения автокредитов с государственной поддержкой одинаковы для всех банков:

  • автокредит выдается только в рублях;
  • кредитные средства выделяются только на покупку автомобиля из списка, приведенного выше. Стоимость такого авто - не дороже 1,45 миллиона рублей, а вес - до 3,5 тонн;
  • приобрести по этой программе можно только автомобили, зарегистрированные на юридической лицо и выпущенные меньше года назад;
  • первоначальный взнос - 20%;
  • срок кредитования - до 36 месяцев.

При этом за банковскими учреждениями оставлено право вносить корректировки, предлагать более выгодные условия кредитования для клиентов. Однако они не могут: менять максимальную процентную ставку, размер авансового платежа, иные требования как по срокам, так и по переплатам.

Кто получит автозаем с государственной поддержкой

Общие требования к заемщикам:

  • российское гражданство;
  • возраст - 25-65 лет;
  • официальное трудоустройство в течение последних 6 месяцев, что подтверждает официальная справка;
  • подтверждение платежеспособности в виде справки о доходах;
  • положительная кредитная история, отсутствие задолженностей и просрочек по предыдущим кредитам.

Лояльные условия господдержки привлекательны. Но воспользоваться таковыми смогут не все автолюбители. Некоторым лицам будет отказано в автокредите с господдержкой. Это произойдет с теми, кто:

  • не соответствуют требованиям программы;
  • не предоставил необходимых документов;
  • имеет негативную кредитную историю.

Также в кредитовании будет отказано женщинам с детьми до 6 месяцев.

Пакет документов, предоставленный заемщиком, будет рассмотрен в течение 2-5 дней. Если хотя бы одно требование не удовлетворено, в автокредите будет отказано.

Список банков - участников программы по льготному авторедитованию

В 2017 году свыше 90 банков реализуют программы автокредитования с господдержкой. Как отмечалось выше, банка дано право самостоятельно вносить коррективы в условия кредитования. Поэтому предложения банков отличаются, как и преимущества. Клиентам разрешается досрочно погашать кредит, отсутствуют комиссии и т.д.

Условия 10 привлекательных программ автокредитования с господдержкой:

Банк

Программа

Процентная ставка (% в год)

Особенности

Русфинанс Банк

Fiat (Doblo, Ducato, Scudo, Fullback, личное страхование)

Обязат. оформление КАСКО и личное страхование заемщика

Банк Санкт-Петербург

Государственная программа

Обязат. оформление КАСКО, не требуется подтверждать доход

Локомотив (с государственным субсидированием)

При отсутствии КАСКО и страхование жизни, ставка возрастает на 3% за каждый полис

ЛокоБанк

Локо-Авто Престиж ГОС

Обязат. оформление КАСКО в СК, одобренных банком

АвтоЛайт (гос. программа субсидирования)

Обязат. оформление КАСКО, ДСАГО и страхование жизни - добровольно

Обязат. оформление КАСКО, если клиент не согласен, ставка увеличивается на 2,18%

Совкомбанк

Авто Стиль-Особый (гос. субсидирование)

При отказе от КАСКО или личного страхования, ставка увеличивается

СвязьБанк

Свой автомобиль (с гос. поддержкой)

Обязат. оформление КАСКО, при отсутствии, ставка увеличивается на 3%

Сетелем Банк

Партнерский (субсидированный, классика Hyundai, KIA)

Досрочное погашение с соблюдением условий банка

Государственная программа поддержки автокредитования делает покупку автомобилей доступной. Потому количество заемщиков, воспользовавшихся таким шансом постоянно растет.

Проблемы совершенствования муниципальной службы в России Братановский Сергей Николаевич

Заключение

Заключение

В первой главе работы рассматриваются основы организации муниципальной службы в Российской Федерации на современном этапе.

Муниципальная служба – это сложный, комплексный, социальный, правовой и организационный институт. Чтобы выявить те аспекты муниципальной службы, которые подчеркивают ее публичную направленность, первый параграф работы был посвящен анализу современных концепций как муниципальной службы в частности, так и службы вообще.

На основе анализа существующих подходов к пониманию служебной деятельности предлагается следующее определение службы как вида профессиональной деятельности. Служба – это разновидность социальной трудовой деятельности, которая осуществляется на постоянной основе, заключается в обработке информационных потоков и регулируется правовыми нормами непосредственно в процессе своего осуществления.

В данном определении мы попытались соединить те признаки службы, которые характерны для всех ее видов. Вместе с тем служебная деятельность является достаточно неоднородной. В научной учебной и литературе можно встретить различные подходы к классификации видов службы. Наиболее резким является различие между публичной и частной службой.

Концептуальное различие между публичной и частной службой проистекает из того, что публичная служба направлена на достижение общественного (публичного) блага, в то время как частная служба – на достижение частных целей конкретной организации.

Понятие «публичная служба» не используется в законодательстве, однако мы полагаем что данный термин вполне имеет право на существование и является достаточно распространенным в специальной литературе.

Разграничение между публичной и частной службой лежит прежде всего в области целеполагания. Как нам представляется, идея о единстве государственной и муниципальной службы имеет право на существование. Доводы в пользу следующей позиции могут быть следующие:

– и государственная и муниципальная служба являются публичными институтами, то есть их деятельность направлена на достижение общественного блага;

– оба этих вида службы связаны с реализацией их субъектами властных полномочий;

– государственная и муниципальная служба базируются на единых принципах;

– правовые статусы государственного и муниципального служащего достаточно схожи.

Здесь следует отметить, что, говоря об общности государственной и муниципальной службы, мы имеем в виду только государственную гражданскую службу. Вряд ли можно говорить об общности муниципальной службы с военной или правоохранительной.

В то же время между этими двумя видами служебной деятельности имеются и различия. Задачами государственной службы является реализация общегосударственных функций, в то время как задачами муниципальной – решение вопросов местного значения. Государственный служащий осуществляет свои полномочия от имени и по поручению государства, в то время как муниципальный – от имени и по поручению муниципального образования. Существуют также различия в полномочиях государственных и муниципальных служащих, источниках финансирования государственной и муниципальной службы.

По нашему мнению, в настоящее время назрела необходимость принятия базового федерального закона, регулирующего все виды публичной службы. В данном законе могли бы найти отражение такие вопросы, как: разграничение предметов ведения в регулировании государственной муниципальной службы; принципы построения и функционирования публичной службы; основы права на равный доступ к публичной службе; соотношение между классными чинами, квалификационными разрядами, воинскими и специальными званиями, дипломатическими рангами; правила исчисления стажа государственной и муниципальной службы; общие принципы оплаты труда государственных и муниципальных служащих и др.

Второй параграф работы посвящен анализу основополагающих принципов организации муниципальной службы.

Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Кроме того, правовые принципы имеют и регулятивную функцию. Она проявляется в том, что в случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами.

В работе подробно проанализированы принципы муниципальной службы, закрепленные действующим законом о муниципальной службе. Подводя итоги, отметим, что принципы муниципальной службы в целом схожи с принципами государственной гражданской службы, что подчеркивает взаимосвязь этих видов публичной службы.

В третьем параграфе работы подробно рассматривается правовой статус муниципального служащего, который представляет собой центральный элемент специфики правового регулирования труда муниципального служащего. Именно нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего, соответственно, от обычного работника. И, наконец, правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени из всех законодательных норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим.

По вопросу о составе (перечне) элементов правового статуса в юридической литературе высказаны многочисленные точки зрения, нередко крайне противоречивые. Еще не достигнуто единого мнения по вопросу о возможности включения тех или иных элементов с правовой статус, вследствие чего предлагаемые разными авторами конструкции статуса включают от 2-3-х до 6-7-ми элементов.

Между тем анализ Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» показывает, что как элементы этого статуса законодатель рассматривает лишь права, обязанности, ограничения и запреты (нормы, посвященные именно этим правовым явлениям содержатся в главе 3 закона «Правовое положение „статус“ муниципального служащего»).

Собственно элементами правового статуса муниципального служащего в узком смысле, с нашей точки зрения, являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи, действительно, производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам. Отдельно следует сказать об ограничениях, закрепленных в ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанные ограничения по сути являются обстоятельствами, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу или должен быть уволен с муниципальной службы.

С нашей точки зрения, сам термин «ограничения» в данном случае использован неверно. Ограничения ограничивают права личности, в то время как нормы, содержащиеся в ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не ограничивают права муниципального служащего, а определяют условия поступления на муниципальную службу и условия нахождения на муниципальной службе. Поэтому более верно ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» было бы назвать «Обстоятельства, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе». Разумеется, эти «ограничения» не являются элементами правового статуса муниципального служащего в узком смысле, а должны рассматриваться в качестве предстатусных элементов, т. к. предопределяют возможность возникновения или не возникновения муниципально-служебных отношений.

Таким образом, собственно статусными элементами статуса муниципального служащего являются права, обязанности и запреты.

Во второй главе рассматриваются вытекающие из специфики муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности особенности поступления на муниципальную службу и ее прохождения.

Первый параграф посвящен анализу условий, которым должно соответствовать лицо, претендующее на замещение должности муниципальной службы.

Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, как мы уже говорили выше, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу.

Отмечается, что новым требованием, которого ранее не было предусмотрено Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" является владение гражданином, поступающим на муниципальную службу, государственным языком Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают ограничения, связанные с муниципальной службой. На наш взгляд, указанные ограничения в отличии от запретов представляют собой условия, которым должен удовлетворять гражданин для того, чтобы находиться на муниципальной службе. Запреты же включают в себя действия, от которых гражданин должен воздерживаться при прохождении муниципальной службы. Отсюда – и различия в последствиях нарушения соответственно запретов и ограничений.

Образно выражаясь, запреты «вступают в силу» после назначения лица на должность муниципальной службы. Например, законом установлен в отношении муниципального служащего запрет заниматься предпринимательской деятельностью. Означает ли это, что лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе поступать на муниципальную службу? Как нам представляется, такой вывод не соответствует требованиям закона. Такому лицу нельзя отказать в приеме документов для участия в конкурсе. Только после того как гражданин будет назначен на должность муниципальной службы он должен будет прекратить свою предпринимательскую деятельность.

Между тем законодатель не всегда последователен при нормативном закреплении ограничений, связанных с муниципальной службой. Если проанализировать обстоятельства, названные в п. 6 ст. 13 Закона, то напрашивается вывод, что они относятся скорее к запретам, чем к ограничениям. Действительно все указанные обстоятельства (приобретение гражданства иностранного государства, утрата российского гражданства, оформление вида на жительство и т. п.) относятся не к лицам, поступающим на муниципальную службу, а исключительно к муниципальным служащим. Кроме того, наличие данных обстоятельств статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» прямо относится к дополнительным основаниям расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Однако нарушение ограничений, установленных статьей 13, также представляет собой основание для увольнения с муниципальной службы. В этой связи на практике возникает проблема: по какому из этих оснований должен расторгаться трудовой договор с муниципальным служащим, например, в случае приобретения им гражданства иностранного государства? Мы предлагаем исключить из содержания статьи 13 пункт 6, поскольку предусмотренные им обстоятельства так или иначе будут являться основанием расторжения трудового договора с муниципальным служащим в силу указаний ст. 19 Закона.

Во втором параграфе второй главы анализируются административные процедуры, направленные на реализацию приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы. К таким процедурам, по нашему мнению, прежде всего относятся конкурсный отбор на замещение должности муниципальной службы, аттестация муниципальных служащих и формирование кадрового резерва муниципальной службы.

Следует отметить, что из названных процедур только аттестация носит обязательный характер. Конкурс на замещение вакантной должности и работа с кадровым резервом предусмотрены лишь на уровне потенциальной возможности.

Ранее порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы устанавливался как региональными так и муниципальными правовыми актами. Теперь федеральный законодатель прямо указал, что порядок и условия проведения конкурса могут определяться исключительно представительным органом местного самоуправления. В работе подробно анализируется содержание указанных положений. Особо отмечается слабость методических разработок проведения конкурса. Проблема в данном случае имеет две стороны: с одной процедура оценки должна быть объективной, что предполагает участие квалифицированных экспертов (например, для оценки личностных качеств – специалистов области психологии). С другой стороны участие таких экспертов и их роль в проведении конкурсного отбора, должно предусматриваться соответствующими нормативными актами.

В отличие от конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы аттестация является обязательной процедурой. Традиционно некоторые категории лиц освобождаются от аттестации. В целом данная норма направлена на предоставление государственных гарантий лицам, нуждающимся в особой социальной защите. Вместе с тем вызывает недоумение освобождение от аттестации тех муниципальных служащих, которые замещают соответствующие должности на основе срочного трудового договора. Связь между заключением срочного трудового договора и процедурой аттестации представляется нам мало понятной. Возможно это оправданно, когда заключается трудовой договор на время замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется должность. Однако ст. 59 Трудового кодекса содержит 20 (!) оснований заключения срочного трудового договора. В их числе, например, заключение срочного трудового договора с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законодательством. Это означает, что все муниципальные служащие, которые принимаются на службу по конкурсу, не проходят аттестацию. Вряд ли наличие подобной нормы способствует цели и задачам муниципальной службы. Представляется, что федеральный законодатель должен исключить п. 5 из содержания ст. 18 Закона о муниципальной службе.

В законе о муниципальной службе отдельно названы решения, которые принимаются комиссией и рекомендации по результатам аттестации.

Решение аттестационной комиссии может заключаться только в том соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует.

Рекомендации же касаются поощрений отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышения их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Закон закрепляет, что по результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. Как можно заметить, неясным остается вопрос о том насколько обязательными для представителя нанимателя являются решения и рекомендации аттестационной комиссии. Как нам представляется, решения аттестационной комиссии во всяком случае являются обязательными для представителя нанимателя. Что же касается рекомендаций, то сама семантика этого слова наводит на мысль о том, что представитель нанимателя не связан такими рекомендациями. Однако формулировка приведенной выше нормы не дает однозначного ответа на этот вопрос.

На наш взгляд, следовало бы прямо предусмотреть какие решения представитель нанимателя обязан принять, а какие вправе принять по результатам аттестации. Так, по смыслу рассмотренных выше норм представитель нанимателя обязан принять решение о понижении муниципального служащего в должности с его согласия в том случае если аттестационная комиссия принимает решение о том, что муниципальный служащий не соответствует замещаемой должности. В то же время если аттестационная комиссия дает рекомендацию о направлении муниципального служащего на повышение квалификации, то представитель нанимателя может принять решение о направлении его на повышение квалификации вместо понижения в должности.

Если же муниципальный служащий по результатам аттестации соответствует замещаемой должности, то по смыслу части 4 статьи 18 Закона о муниципальной службе представитель нанимателя должен в этом случае принять решение о его поощрении. При наличие же соответствующей рекомендации аттестационной комиссии представитель нанимателя вправе (но не обязан) принять решение о повышении в должности муниципального служащего.

Наконец, нам хотелось бы обратить внимание на еще одну нестыковку действующего законодательства. Так, статья 81 Трудового кодекса (п. 3), которая в полной мере распространяется на муниципальных служащих, предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Между тем, Закон о муниципальной службе такой возможности не содержит. Как мы уже упоминали выше представитель нанимателя в случае несоответствия муниципального служащего замещаемой должности может принять лишь решение о его переводе (понижении в должности). И лишь при отказе муниципального служащего от понижения в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Причем, по истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается. Не очень понятно, для чего законодателем установлен пресекательный срок в отношении увольнения муниципального служащего. Трудовой кодекс также закрепляет подобные сроки, однако они касаются наложения дисциплинарных взысканий (в том числе в виде увольнения). Такая жесткая позиция законодателя и судебных органов обусловлена необходимостью защиты интересов сторон трудового договора. Во-первых, эффективность любого наказания зависит от его оперативности и неотвратимости. Во-вторых, работник не должен длительное время находиться под угрозой применения к нему дисциплинарных санкций. Однако в рассматриваемом случае речь не идет о нарушении трудовых обязанностей. Здесь муниципальный служащий объективно не способен надлежащим образом исполнять должностные обязанности вследствие недостаточной квалификации. По нашему мнению, применительно к данному основанию увольнения установление подобного пресекательного срока неуместно.

Закон о муниципальной службе фактически не регламентирует вопросов формирования и работы с кадровым резервом. Однако на сегодняшний день многие муниципальные образования приняли собственные положения о кадровом резерве муниципальной службы. В работе проанализированы некоторые из этих положений. Указанный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие из них не соответствуют федеральному законодательству. Нам представляется, что федеральному законодателю следовало бы закрепить хотя бы общие принципы формирования кадрового резерва и работы с ним, как это например, сделано в отношении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Наконец, третий параграф второй главы посвящен анализу общих и специальных оснований прекращения трудового договора с муниципальным служащим. Общие основания предусматриваются трудовым законодательством и закрепляются в статьях 77, 81 и 83 Трудового кодекса. Специальные основания предусматриваются ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В работе исследуются вопросы разрешения коллизий между нормами, закрепляющими основания прекращения трудового договора с муниципальным служащим.

Значительными особенностями обладает прекращение трудового договора с главой местной администрации муниципального образования. В отношении этой категории муниципальных служащих предусматривается еще одна группа специальных норм, закрепленных ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Прежде всего, следует отметить, что перечень оснований расторжения контракта с главой местной администрации носит исчерпывающий характер и не может быть расширен в том числе и федеральным законом. Возникает вопрос: применимы ли в данном случае основания увольнения предусмотренные трудовым законодательством и Законом о муниципальной службе. Если исходить из буквального смысла данной статьи то на этот вопрос приходится дать отрицательный ответ. Однако, в таком случае глава местной администрации не может быть уволен, например, за прогул или появление на службе в состоянии алкогольного опьянения, что представляется абсурдным. Кроме того, это означает, что глава местной администрации может не соблюдать большинство ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. Представляется, что в данную норму следует внести соответствующие изменения и предусмотреть, что помимо специальных оснований прекращения контракта с главой местной администрации должны применяться как основания предусмотренные трудовым законодательством, так и основания увольнения муниципального служащего установленные Законом о муниципальной службе.

История развития отечественной муниципальной службы

2.2 Проблемы и перспективы развития муниципальной службы в современной России

Хотя существуют и весьма специфичные проблемные вопросы касаемо муниципальной службы, куда насущнее будут и общегосударственные темы. Наиболее общие и важные проблемы российской муниципальной службы это коррупция и отсутствие профессиональных кадров.

Человеческий фактор здесь будет играть определяющую роль. Две эти проблемы являются результатом комплекса условий, в том числе и недостаточного уровня заработной платы, отсутствие стимула к поднятию собственной квалификации, труднодоступность получения нужного образования. Но от желания работать, человеческой честности, добропорядочности зависит характер работы муниципальной службы. Так что имеется абсолютный смысл говорить о том, что от личных характеристик человека зависит его предрасположенность к муниципальной службе.

Тем не менее, решение вопроса вовсе не заключается в дорогостоящих агитационных акциях или восхвалении чиновников. Наоборот, при добросовестном, человеческом отношении к общественно полезной деятельности муниципальной службы существующая "идеология" постепенно спадет на нет, а в перспективе сменится другим мнением, подстегивающим служащих. Так что следует отметить, что эта проблема, как и большинство других решается путем преобразований внутри самого института службы. Дадашева И.А. Муниципальная служба: некоторые проблемы и тенденции развития в современном российском обществе // Университетские чтения - 2014. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Часть XIV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2014. - С. 11.

Коррупция, к сожалению, является вечной проблемой нашего государства. Как уже можно было заметить в вышерасположенном историческом описании лица, работающие в органах местного самоуправления, зачастую пользовались своим положением для поборов с населения. М.В. Масловская справедливо подчеркивает, что административная реформа и реформа местного самоуправления тесно взаимосвязаны между собой, поскольку их общей целью является решение проблем социально-экономического развития российского общества, совершенствование федеративных отношений, упрочение механизма, способствующего надлежащей реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, становление России как демократического правового и социального государства. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград. - 2014. - С. 18.

Так сегодня муниципальная служба как профессия формально утвердилась, но выполнение профессиональных обязанностей служащими находится на недостаточном уровне. В связи с социальной значимостью труда муниципальных служащих, важностью выполняемых ими функций возрастают требования к эффективности, качеству, востребованности их труда. От работника требуются не только исключительно глубокие знания в области управления, права, экономики, психологии, социологии и других наук и дисциплин, но и наличие высокоразвитых профессиональных норм и ценностей. В современной России контроль над профессиональной деятельностью муниципальных служащих осуществляется, прежде всего, в отношении их профессионализма и компетентности. Помимо названных общеизвестных проблем, в целом, касающихся всей структуры государственной власти, следует также выделить некоторые проблемы, касающиеся только данного сегмента государственного аппарата.

В ходе анализа закона, устанавливающих правовой порядок работы муниципальной службы, можно найти ряд противоречий, которые мешают ее эффективной работе. Например, законом установлено важное и основное положения для работы муниципальной службы - единство основных требований к муниципальной службе. Однако, анализируя характер деятельности в органах местного самоуправления, можно все должности разделить на пять групп:

Верховенство закона в правовом государстве

Для того, чтобы сформировать правовое государство в России были сделаны важные шаги, но, к большому огорчению, пока не представляется возможным сказать, что в настоящее время наша страна полностью является правовым государством...

Верховенство правового закона в правовом государстве

Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя...

Государственая служба в Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации

На практике гражданство воплощается во множестве взаимодействий между индивидами, их ассоциациями и конкретными агентами, выступающими от имени государства. Эти взаимодействия протекают в определенной социальной и культурной среде...

История развития отечественной муниципальной службы

Лизинг как вид инвестиционной деятельности

Становление лизинга в России можно отнести к началу 90-х годов 20 века, когда рыночная переориентация экономики и внедрение новых форм хозяйствования позволили расширить виды предпринимательской деятельности...

Малые города и сельские поселения: перспективы развития

Для решения множества социально-экономических проблем необходимо комплексно решать весь спектр проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Так будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов...

Среди трудностей становления гражданского общества российскими исследователями отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий. Эти ожидания...

В царской России функции глав территорий (губерний) исполняли царские наместники и губернаторы (лат. gubernator - правитель), в советское время -- первые секретари партийных комитетов...

Условия формирования гражданского общества в России

Одной из стратегических целей начавшегося еще десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства...

Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния



Просмотров