Муниципальные правовые нормы и институты. Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения. Социальный и организационный институты муниципального права

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие обществен­ные отношения, возникающие в процессе организации и деятель­ности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые харак­терны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значитель­ную часть норм муниципального права составляют общеобяза­тельные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (изда­вать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муници­пальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких пра­вовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены «по двум адре­сам». Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, граждан­ское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, усвоения их содержания производится клас­сификация норм муниципального права по видам. В основу клас­сификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулиру­емых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: местное самоуправление в системе наро­довластия (понятие, принципы, функции местного самоуправле­ния); основы деятельности местного самоуправления (территори­альная, организационная, финансово-экономическая основы); полномочия местного самоуправления (муниципальных образова­ний); гарантии местного самоуправления; ответственность орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления, контроль за их деятельностью.



По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавли­вающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, напри­мер, определяют предметы ведения местного самоуправления;

обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина. Данные нормы устанавливают также обязанности госу­дарственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные идиспозитивные. Императивная норма, напри­мер, устанавливает порядок вступления в силу нормативных пра­вовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и ре­шения законодательным (представительным) органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации вопроса о пре­кращении полномочий соответствующего органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России) нор­мами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта Российской Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образо­вания.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, они могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Нормы муниципального права содержатся в федеральных зако­нах, законах субъектов Российской Федерации, а также в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Россий­ской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть норм муниципально­го права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления. К этим актам относятся уставы муниципальных образований, общеобя­зательные правила по предметам ведения муниципального обра­зования.

Кроме того, нормы муниципального права могут быть поделе­ны на нормыматериально-правовые ипроцессуальные. Матери­ально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определя­ют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местно­го самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Классификация норм муниципального права возможнанетолько по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет со­вокупность муниципально-правовых норм, регулирующих опре­деленный круг взаимосвязанных общественных отношений, ко­торые образуют в рамках предмета муниципального права само­стоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институ­тов: института территориальной основы местного самоуправле­ния, института муниципальной собственности, института муни­ципальной службы и др.

Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).

Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.

В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. При дальнейшем дроблении обособляются группы норм о статусе депутатов, должностных лиц представительных органов местного самоуправления, должностных лиц иных органов, статусе и порядке принятия муниципальных правовых актов и др. Институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления включает институт муниципальных выборов, местных референдумов, правотворческих инициатив. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права <*>. Так, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации <**>. Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д.

Не все авторы считают возможным выделять в муниципальном праве общую и особенную части. Таков, например, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское, сельское муниципальное право. Если принимать данный подход, то необходимо выделить еще и районное муниципальное право.

вопросы: 1, 4, 21,22,24,33,39 (ну может просто ст.50 закона,если ниче и ты не найдешь), 41,42,46.

1. Муниципальное право - комплексная отрасль права . Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.1 По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм 2. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым. " Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления".

4. Муниципально-правовые нормы и институты

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

По характеру предписаний они делятся на:

управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

  • Билет 12. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  • Билет №9 1. Нормы и правила закрепления подвижного состава тормозными башмаками.
  • Билет№5 Погрузочно-разгрузочные пункты. Требования, нормы времени, расстановка АТС, технические средства, расчёт пропускной способности.
  • МП как комплексная отрасль в системе российского права.

    Понятие «МП» новое для нашего государствоведения, хотя вопросы мун. управления являлись предметом исследования юристов земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами СУ. В настоящее время муниципалитеты – избираемое городское и сельское СУ. В Конституции РФ используется другое понятие – МСУ. Но в качестве одной из форм собственности закрепляется мун. собственность.

    Признаки отношений, составляющих предмет:

    1) имеют локально-территориальный характер,

    2) носят комплексный характер,

    3) обязательным субъектом выступает либо население МО, либо орган или должностное лицо МСУ.

    МПРФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность прав. норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО непосредственно, через выборные и др. органы МСУ вопросов мест. значения, а также в процессе реализации отдельных гос. полномочий, которыми м-т наделяться органы МСУ.

    1) императивный

    2) диспозитивный

    3) Метод гарантий – применяется на федеральном уровне правового регулирования МСУ.

    2. МП как научная и учебная дисциплина МП – отрасль российского права – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-сти МСУ. Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности МСУ.

    Научная дисциплина МП – совокупность знаний, идей, теорий о МСУ, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

    Система – логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание.

    1) введение в МП

    2) МСУ в системе народовластия

    3) основы МСУ;

    4) предметы ведения и полномочияМСУ;

    5) гарантии МСУ;

    6) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ

    7) В дореволюционный период имелось множество исследований по вопросам земского и городского СУ в рамках гос. и АП.

    В советский период – организация и деятельность местных советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами гос. и АП и соответственно изучались науками гос. иАП.



    На стыке этих наук возникает наука советского строительства, изучавшая всю систему Советов в целом

    Муниципально-правовые нормы и институты

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отн-ия, возникающие в процессе организации и деят-стиМСУ, называются мун-правовыми нормами.

    Особенности:

    1) значительная часть норм МП – общеобязательные правила поведения, издаваемые органами, не входящими в систему гос. власти,

    2) Одновременно м-т явл-ся нормами других отраслей.

    Классификация:

    1) по объекту правового регулирования – закрепляющие: МСу в системе народовластия; основы деятельности; полномочияМСУ; гарантииМСУ, ответственность органов МС и должностных лиц, контроль за их деятельностью.

    2) По характеру предписаний: управомочивающие; обязывающие; запрещающие.

    3) По степени определенности предписаний – императивные и диспозитивные.

    4) По территории действия – федеральными, субъекта, местными.

    5) По источникам

    6) Материально-правовые и процессуальные.



    Правовой институт в МП представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений.

    Муниципально-правовые отношения (понятие, структура, содержание, субъекты)

    Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-ти МСУв городских, сельских поселениях и другихМО.

    Субъекты:

    1) Особым субъектом МП является МО – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осущ-сяМСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органыМСУ.

    2) Субъекты мун-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения по вопросам мест. значения.

    3) Субъекты мун-правовых отношений, которые содействуют осущ-ию МСУ, взаимодействуют с субъектами мун-правовых отн-ий, наделенными полномочиями по решению вопросов мест. значения, по различным аспектам своей деят-сти, затрагивающей права и интересы МО: органы территориального общественного СУ, ассоциации и союзы МО, гос. органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.

    М-П отношения:

    1) отн-ия, связанные с организацией МСУения;

    2) отношения, характеризующие мун.деят-сть по непосредственному жизнеобеспечению населения МО;

    3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос.полномочий.

    В зависимости от субъектов:

    1) Отношения, в которых одной из сторон выступает МО,

    2) Отношения, в которых, одном из субъектов выступает население МО,

    3) Отношения, в которых одной из сторон явл-ся орган или должностное лицо МСУ.

    Муниципально-правовые нормы и институты.

    Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

    Муниципально-правовая норма - это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

    Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

    4. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и основные направления реформы местного самоуправления на современном этапе.

    ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 №154-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ;

    «Европейская Хартия МСУ» от 15.10.1985 (ратифицирована РФ ФЗ от 11.04.1998 № 55-ФЗ);

    ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 №184-ФЗ;

    ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 №8-ФЗ;

    Источники МП – правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. Выделяют три группы источников МП с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:

    НПА, принимаемые на федеральном уровне (прежде всего, Конституция РФ – содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ);



    НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы МП;

    НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ – уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований.

    Источники МП также можно классифицировать следующим образом:

    общепризнанные нормы международного права;

    федерально-правовые нормы;

    нормативные акты субъектов;

    локальные акты;

    правовой обычай – правило, сложившиеся в результате единообразного повторения определенных фактических отношений и получившие признание государства.

    Международно-правовые акты стали источником российского права только после принятия Конституции 1993 года. Статья 15 закрепила эти акты как составную часть национального права. Международные договоры бывают двусторонние и многосторонние (конвенции, хартии). Для муниципального самоуправления в России наибольшее значение имеет хартия о местном самоуправлении. Деятельность по ней началась в 1968 году. В ней обобщен весь законодательный опыт по МСУ.

    15.10.1985 – Европейская хартия МСУ – цель: выработка единых стандартов в местном и региональном самоуправлении, которого не было до 1985 года. Была ратифицирована ФЗ от 11.04.1998 №55-ФЗ, а вступила в силу 01.09.1998. Россия принята в Совет Европы в 1996 году. ВСМВ – Всемирный союз местных властей – принимает в сентябре 1985 года «Всемирную декларацию о МСУ». Задача союза – следить за достижениями в этой области.

    «Европейская конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ / властей» – 46 субъектов РФ имеют пограничные территории, конвенция призвана урегулировать эти отношения.

    Хартии американских и европейских городов.

    Декларация о местном самоуправлении стран содружества.

    Федеральные НПА – конституционные основы МСУ:

    1 глава Конституции РФ: МСУ – одна из форм власти народа (статьи 3, 8, 9, 12);

    деятельность МСУ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 18, 24, 32, 40, 41, 43, 97 Конституции РФ);

    8 глава (статьи 130-133) определяет конституционные основы МСУ.

    Среди источников федерального уровня самый главный закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 №154-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ.

    Законодательство субъектов федерации. Право принимать законы предоставлено субъектам РФ Конституцией. Законодательство субъектов не должно противоречить Конституции. 4 группы НПА субъектов:

    1) Конституции республик, уставы субъектов федерации;

    2) Законы законодательных органов субъектов РФ – Закон о МСУ;

    3) Указы губернатора, Постановления Правительства;

    4) Решения Уставных судов.

    Статья 19 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 закрепила право органов МСУ и должностных лиц принимать (издавать) по вопросам своего ведения правовые акты. Правовые акты МСУ в своей совокупности образуют единую, целостную и дифференцированную систему правовых актов МСУ. Их наименование, виды, полномочия по их принятию, а также порядок принятия и вступления в силу определяется муниципальными образованиями, уставами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации.

    Муниципально-правовой акт – обязательное для исполнения на территории муниципального образования, документально оформленное решение, принятое населением, органами МСУ, должностными лицами, устанавливающие либо изменяющие общеобязательное правило или имеющее индивидуальный характер по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются государством органам МСУ.

    Виды актов, принимаемых на локальном уровне:

    1) Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного.

    2) Решение – НПА ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ).

    3) Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера.

    4) Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений.

    5) Положения – НПА, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом).

    6) Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь.

    7) Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ.

    8) Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей.

    Все локально-правовые акты не должны противоречить уставам и решениям, принятым населением. Эти акты обязательны для исполнения, это законы за неисполнение наступает ответственность, в том числе административная.

    МПО – это урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления МСУ.

    В муниципально-правовых отношениях:

    участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих МПН;

    регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;

    обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области МСУ посредством специальных юридических средств.

    Важнейшим элементом МПО являются его участники – субъекты – лица, участвующие в МПО и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере МСУ.

    Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются:

    население муниципального образования;

    граждане РФ, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства;

    органы МСУ и должностные лица МСУ;

    государство и отдельные государственные органы;

    физические и юридические лица.

    Особенности МПО:

    они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;

    одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа МСУ или должностного лица;

    отношения носят локально-территориальный уровень; МПО имеют свою структуру:

    (1) Юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой. Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.

    (2) Объект – материальные и нематериальные блага (права). Социально-экономическое благо – объект – материальный.

    (3) Субъект – участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления МСУ. Одна сторона – носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов МПО могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы. Три вида субъектов МПО:

    особый субъект – муниципальные образования;

    субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения – население муниципального образования (вопросы местного значения могут решаться на собрании (сходе) граждан);

    все остальные, которые способствуют, содействуют осуществлению МСУ – органы территориального общественного самоуправления; ассоциации, союзы муниципальных образований; предприятия, учреждения, общественные объединения и другие).

    Статья 10 ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах»: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.

    ГК статья 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию.

    Население муниципального образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление МСУ. МПО с учетом их содержания можно подразделить на:

    отношения, связанные с организацией МСУ – отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением границ и т.д.;

    отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований – отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы МСУ вопросов социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения (содержание дорог, регулирование застройки);

    отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных государственных полномочий.

    Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

    Муниципально-правовая норма - норма, регулирующая общественные отношения в сфере местного самоуправления.

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

    Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

    Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

    Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

    § 5. Место муниципального права в правовой системе рф

    Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права ; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права ; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом ; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.



    Просмотров