Основные отрасли права в рф. Законы и подзаконные акты. Темы творческих проектов
Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свои предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.
Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.
Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федераций, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества.
Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.
Финансовое право имеет своим предметом финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс Российской Федерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности.
Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.
Трудовое право имеет своим предметом сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.
В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.).
Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
Уголовно-исполнительное право включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право (УИП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.
Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.
Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права и разделяется на публичное и частное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты которого закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
Источники права
Право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обусловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.
Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о постоянно развивающейся и воспроизводящейся системе социально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обусловленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотворческую деятельность.
Источник права в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.
В формально-юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю форму выражения и существования правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование.
Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществления со стороны всех субъектов права), формальная определенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).
Учитывая конкретные способы выражения (закрепления) формально-определенных правил в качестве обязательных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юридический прецедент.
Источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому важны так в данной области приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.
Во всех современных государствах используется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), нормативные указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.
В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы.
Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обычаев. Их содержание - это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных стереотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.
Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значение имеют нормативный договор и соответствующий обычай. Юридический же прецедент, в качестве которого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.
Законы и подзаконные акты
Самыми распространенными нормативно-правовыми актами выступают законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаками закона являются, что он является одним из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); установлен особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон - это нормативно-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ. Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. промульгацию.
Федеральный закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию:
> с момента принятия (например, постановления правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, например, момент опубликования);
> со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например, ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч. 2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2000 г.);
> по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).
Очевидно то, что создание правовых норм не может осуществляться лишь по чисто субъективному усмотрению конкретных законодателей. Соответствующее содержание и необходимость принятия правовых актов детерминированы реально существующей сложной системой социальных отношений, выступая частью которой правовое сознание отображает и воспроизводит ее специфику и структуру на юридическом уровне. В связи с этим право также имеет вид определенной системы.
Российское право: система, отрасли
Это два основополагающих понятия, ввиду чего стоит начать с их определения. Система права – так называемое единство действующих в рамках государства правовых норм, сгруппированных во взаимосвязанные отрасли, которое упорядочено структурно. Она выражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся социальных отношений. Ее первичные элементы – правовые предписания - .
Разделение всех существующих норм (юридических) на материальные (они регулируют реальные взаимосвязи между людьми, их объединениями, к примеру, по форме собственности, госуправления, политической и трудовой деятельности и пр.) и процессуальные (они устанавливают процедуру разрешения конфликтов, споров, расследования, судебного рассмотрения правонарушений, можно сказать, регламентируют чисто организационные вопросы) обуславливает формирование аналогичного рода отраслей права.
Деление данной системы на обособленные части зависит от сферы социальных отношений, которую регулируют определенные нормы (основной критерий выделения отдельных отраслей – это предмет регулирования (правового), дополнительный – метод регулирования ).
Система права (отрасли права в своей совокупности) имеет 3 вида:
- Англо-саксонская (источники права – ряд судебных процедур, нормативно-правовых актов; носит казуистичные черты).
- Традиционно-религиозная, мусульманская (правовой источник – религиозные догмы, каноны, обычаи).
- Романо-германская (присутствует строгая системность; основной правовой источник – закон, ряд нормативно-правовых актов, подлежащих систематизации и кодификации).
Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений. Один из критериев разделения вышерассмотренной системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи). Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового). Также они имеют отличительные признаки:
- особый предмет, метод;
- способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
- количественная достаточность норм;
- специфические признаки соответствующей отрасли;
- потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
- наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.
Понятие предмета отрасли права может быть интерпретировано как качественно однородный образ социальных отношений, который попадает под воздействие норм конкретной отрасли права. Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.
Также понятие отрасли права допустимо трактовать как главный особый компонент в правовой структуре, сосредотачивающий в значительной степени качественные особенности регулирования права. Это самый автономный компонент. Понятие отрасли права подразумевает, что в пределах ее предмета регулирования формируется особый правовой режим взаимосвязи субъектов правоотношений с их участниками. Она обеспечивает целостность в процессе урегулирования социальных отношений.
Итак, система права, отрасли права, ее предмет – основные понятия рассматриваемого вопроса.
Типология отраслей права
Есть определенное соотношение отраслей права. Важно очертить общие границы между разными группировками норм, учитывая их тесную взаимосвязь. Существуют общепринятые виды отраслей права, а именно:
- Конституционное право – это, безусловно, ведущая отрасль.
- Финансовое право (его нормы тесно взаимосвязаны с административным).
- Административное право (объекты управления – экономика, культура, здравоохранение, правопорядок, наука, образование, оборона, охрана гражданских прав и пр.).
- Сельскохозяйственное право (нормативный акт – это примерный устав с/х артели, уставы колхозов и пр.).
- Земельное право (главным нормативным актом является Земельный кодекс).
- Гражданское право – самая обширная отрасль.
- Трудовое право – достаточно крупная отрасль.
- Семейное право (главным нормативным актом выступает Семейный кодекс).
- Уголовное право (правовая база – Уголовный кодекс).
- Уголовно-процессуальное право (правовая база – Уголовно-процессуальный кодекс).
- Уголовно-исполнительное право (нормативным актом признается Уголовно-исполнительный кодекс).
- Гражданско-процессуальное право (нормативный акт – это Гражданский процессуальный кодекс).
Из всего перечня выделяют: основные отрасли права и производные. Особое место отводится международному праву (комплекс юридических норм, принципов, регулирующих взаимосвязи, которые возникают между государствами и иными участниками мирового общения). Его принципы прописаны в Уставе ООН, иных документах.
По мере эволюции цивилизации выделяют и такие виды отраслей права, как морское, таможенное и космическое. В связи с этим, можно сказать, что сфера применения юридической деятельности постоянно расширяется.
Отрасли права РФ
В нашей стране оно имеет четко структурированную систему, имеющую свою иерархию. Так, ведущей отраслью права является конституционное . Оно определяет, закрепляет основы права человека, государственного устройства, а также порядок формирования соответствующих органов госвласти, принципы их работы. Это комплекс норм, фиксирующих основы российской политики и общественного строя, правового положения российских граждан, их свободы, права, обязанности, национально-государственное устройство России, систему ее госорганов.
Нормы госправа устанавливают требуемую политическую, экономическую социальную основу, госдеятельность в сфере соцразвития и культуры, защиты Отечества и внешней политики и регулируют взаимосвязи личности с государством, определяют систему, порядок образования органов судебной, исполнительной, законодательной власти, а также местного самоуправления, принципы их деятельности. Госправо – ведущая отрасль из-за его способности фиксировать основы всей общественной и государственной организации страны.
Конституционное право как отрасль права – особая система его норм, которые регулируют качественно однородную совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе организации, функционирования контроля, выполняемого конституционными судами в качестве автономного вида судопроизводства. Оно подразделяется на 2 подотрасли:
- конституционно-судебный процесс;
- конституционно-судебное право.
Ведущий характер рассматриваемого права заключается в наличии основного источника – Конституции государства, которая содержит базовые нормы для остальных отраслей, где они впоследствии находят конкретное развитие и воплощение. В связи с этим, можно сказать, что конституционное право как отрасль права – так называемое ядро всей системы (правовой).
Первый уровень российской системы права
Он включает 3 основные отрасли права:
- Гражданское право . Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
- Административное право . Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
- Уголовное право . Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.
Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).
Гражданское право как отрасль права
Оно признано самым большим, исходя из охвата регулирования социальных отношений. Гражданское право как отрасль права включает определяющие начала для нескольких его отраслей, а именно:
- Хозяйственное право . Предмет регулирования – социальные взаимосвязи в области имущественного, хозяйственного оборота. Оно существенно дополняет, конкретизирует обширное гражданское право.
- Земельное право . Предмет регулирования – отношения касаемо охраны и использования земли.
- Таможенное право . Оно нацелено на взаимосвязи, которые формируются в процессе перемещения товаров, транспортных средств, граждан через существующую таможенную госграницу.
- Трудовое право . Предмет регулирования – отношения, появляющиеся в ходе трудовой деятельности. Оно могло быть частью гражданского, если бы действующие в нем нормы не прописывали жесткие требования касаемо соблюдения установленной трудовой дисциплины, а также строгую зависимость (административную) сотрудника от работодателя.
- Жилищное право . Предмет его регулирования – общественные отношения, которые появляются в жилищной области. Жилые строения принадлежат к такой категории, как недвижимое имущество, отчуждение либо приобретение которого также попадает под регулирование гражданского права.
- Семейное право . Оно регулирует отношения (имущественные, неимущественные) между супругами, детьми и родителями, остальными членами семьи.
Определяющая роль обширного гражданского права относительно остальных отраслей в том, что в ситуации, когда вышеперечисленные виды отраслей права будут иметь пробелы в законодательстве, в ход пойдут нормы гражданского.
Административное право и перечень близких ему отраслей
Для начала стоит напомнить суть данного юридического понятия. Административное право как отрасль права – совокупность норм, которые регулируют социальные отношения, появляющиеся в ходе осуществления исполнительной и распорядительной работы госорганов, а также устанавливают их структуру, компетенцию. Именно его нормы регламентируют деятельность органов управления (кабинета министров, правительств), федеральных служб, агентств, министерств, муниципальных органов.
Административное право как отрасль права имеет схожие отрасли, такие как банковское, финансовое, налоговое право и пр. Объекты данных отраслей – деньги. Главное отличие их от гражданского права (в рамках которого государство не осуществляет вмешательство в работу лиц, выполняющих перераспределение имущества) – применение административных методов регулирования. К примеру, в соответствии с нормами финансового права именно государство устанавливает размер бюджета, а также занимается его распределением.
Уголовное право: второй уровень
Это отрасль права, его нормы определяют, какие из деяний являются преступлениями, а также какие наказания положены за их совершение. Данное право закрепляет основания соответствующей уголовной ответственности, характер, объем и цели наказания, условия его реализации по отношению к преступникам.
Его второй уровень – уголовно-исполнительное право, которое регулирует посредством действующих норм взаимосвязи, сопряженные с правосудием по конкретным уголовным делам, и определяет порядок отбывания преступниками уголовного наказания.
Третий уровень рассматриваемых отраслей права
Он включает следующие отрасли процессуального права:
- уголовно-процессуальное;
- арбитражное и гражданское;
- административно-процессуальное.
Эти отрасли регулируют установленный порядок судопроизводства по административным, уголовным и гражданским делам.
Частное и публичное право: определение, отрасли
Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.
Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.
Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:
- гражданское право;
- жилищное;
- трудовое;
- семейное и пр.
Отрасль публичного права – конституционное .
Систематизация законодательства: понятие, формы
Такие категории, как «система законодательства » и «» достаточно близки. Иногда их даже отождествляют. Однако они все же не совпадают по критерию содержания. Последнее – более обширное понятие. К примеру, уголовное законодательство – комплекс ряда нормативно-правовых актов, которые регулируют социальные отношения, относящиеся к компетенции уголовного права. Здесь само уголовное право охватывает и уголовное законодательство, и уголовно-правовые взаимосвязи. Помимо этого, оно выступает отраслью научного знания (теоретическая, учебная дисциплина).
В той ситуации, если система права представлена совокупностью его отраслей, то система законодательства – это упорядоченная совокупность их источников (официальных госдокументов, в рамках которых закрепляются соответствующие юридические нормы, предназначенные для регулирования социальных отношений в одной из отраслей права). Для целей упорядочивания и совершенствования норм права государство осуществляет их систематизацию, вследствие чего становится очевидным употребление понятия системы законодательства.
Существуют следующие формы рассматриваемой категории:
1. Кодификация – особая деятельность правотворческих госорганов в сфере упорядочивания, корректировки, переработки существующего законодательства в определенной области социальных отношений для формирования нового единого, логически непротиворечивого нормативного акта (сводного). Как правило, выделяют 3 ее вида:
- законодательные основы;
- уставы;
- кодексы.
Последний вид считается наиболее распространенным (ГК, СК, УК и пр.). Кодифицированные акты нацелены на продолжительное регулирование социальных отношений. А их принятие – шаг вперед в эволюции законодательства.
2. Инкорпорация – объединение существующих нормативных актов в соответствующие сборки через их репродуцирование (без переработки). Она бывает:
- систематической (например, принятые в течение месяца нормативные акты объединяются в сборники по конкретному предметному признаку – отраслям права);
- хронологической (нормативные акты сгруппированы в сборниках, исходя из их времени принятия).
Инкорпорация также может быть неофициальной (внешняя обработка действующего законодательства для создания сборников, справочников, предназначенных конкретной категории специалистов, которые работают на предприятии, в организации, учреждении; на них нельзя ссылаться в ходе правотворчества, применения права) и официальной.
Иногда выделяют и консолидацию в качестве формы систематизации законодательства. Она может быть трактована как группировка ряда нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках одной и той же сферы социальных отношений, в единый (общий) сводный акт без какого-либо изменения содержания.
Консолидация по форме близка к инкорпорации (систематической), ввиду того что нововведения в регулирование социальных отношений не вносятся, однако по своей сути она схожа с кодификацией из-за того, что консолидированный акт выступает сводным нормативным. Чаще всего данная форма применяется в местах, где отсутствует необходимость либо возможность кодификации.
Все отрасли права оснащены собственной системой законодательства (источниками права). Рассматриваемое понятие также разграничено на законодательные отрасли, а именно:
- Отраслевое . Данное законодательство включает нормы лишь 1-ой отрасли права. К примеру, трудовое законодательство состоит из норм исключительно трудового права.
- Внутриотраслевое . Оно содержит нормы только конкретной части отрасли. Например, В гражданском праве можно выделить такое законодательство, как авторское, о предпринимательстве и прочие, выступающие именно внутриотраслевым законодательством ввиду того, что регулируют отдельно взятые сферы гражданско-правовых взаимосвязей.
- Комплексное . Оно встречается достаточно редко и состоит из комплекса норм, которые относятся сразу к нескольким отраслям, однако входят в самостоятельную отрасль. К примеру, военное законодательство включает часть норм административного права, а часть – других отраслей.
Итак, отрасль законодательства может совпадать по форме с отраслью права, однако по содержанию она более узкая.
Заключение
Таким образом, стоит отметить, что все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.
Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях.
Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает конституционное право. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Главный нормативный акт этой отрасли – Конституция (Основной закон) Российской Федерации.
Административное право. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо . Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, организаций, учреждений и т.д.
Гражданское право. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право – наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т.д.
Трудовое право. Предмет – общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы данной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и т.д.).
Финансовое право. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т.д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица.
Земельное право. Предмет – общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением.
Уголовное право. Предмет – общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовно-процессуальное право. Предмет – отношения, возникающее по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.
Гражданское процессуальное право. Предмет – общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых правоотношений.
Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства.
Под законодательством в узком смысле слова понимают совокупность действующих в стране законов.
В российской правовой системе чаще всего под законодательством понимают его второе значение. В связи с этим определяется и понятие системы законодательства.
Система законодательства – внешняя форма права, выражающаяся через иерархический ряд нормативно-правовых актов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.
Система права и система законодательства не являются тождественными понятиями. Между ними есть существенные различия.
Вопросы:
1. Дайте понятие и признаки системы права.
2. Дайте краткую характеристику структурных элементов системы права.
3. Почему отрасль права является основным структурным элементом системы права?
4. Какие отрасли образуют систему права современного общества. Дайте им характеристику.
5. Почему система прав органически связана с системой законодательства?
6. Как соотносятся отрасли права и отрасли законодательства?
7. Дайте понятие «правового института».
Темы творческих проектов:
«Понятие правового института»,
«Система права и система законодательства».
Система права | Система законодательства |
Система права состоит из отраслей, подотраслей, институтов. Первичным элементом системы права является норма. | Система законодательства состоит из нормативных правовых актов. Первичным элементом системы законодательства выступаетстатьянормативно-правового акта. |
В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и методправового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. | Отрасли законодательства выделяются только по предмету регулированияи не имеют единого метода. Предмет отрасли законодательства включает в себя различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как и отрасль права. |
Система права носит объективныйхарактер. Объективность системы права объясняется тем, что она выражает различные виды и стороны общественных отношений. | Система законодательства в большей степени подвержена субъективномуфактору и зависит во многом от воли законодателя. Однако, субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными процессами, происходящими в стране. |
Система права имеет первичныйхарактер. | Система законодательства имеет вторичныйхарактер: законодательство производно от права, его целей и принципов. |
Система права – внутренняяструктура права, его строение по правовым отраслям и институтам. | Система законодательства – внешняяформа права, выражающаяся через иерархический ряд нормативно-правовых актов. |
Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).
Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.
Финансовое право - отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли - бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.
Уголовное право - совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.
Экологическое (природоохранное) право - молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право - это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.
Гражданское право - ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.
Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.
Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.
Трудовое право - отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.
Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.
Исправительно-трудовое право - отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.
Уголовное процессуальное право - отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.
Гражданское процессуальное право - отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство - рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражное процессуальное право - сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.
Международное публичное право - не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.
Международное частное право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет - отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.
В науке, и даже в юридической практике, категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства - это объективация, конкретное выражение системы права. Система права - это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства, наоборот, - полностью является детищем законодателя, она подвержена воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).
Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников. Она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.
Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства - из нормативных правовых актов, поэтому первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.
Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации их насчитывается 48.
Действующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала.
Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу.
К более развитому способу систематизации относится инкорпорация, которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм.
Еще более высоким способом систематизации является консолидация, которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация, в отличие от инкорпорации, - это форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов.
Самый высокий способ систематизации - кодификация. Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.), некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (уголовный, гражданский, семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (таможенный, бюджетный, налоговый кодексы).
Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения, которые лежали вне компетенции того или иного национального права. Однако в последнее время процессы общемировой глобализации приводят, во-первых, ко все большей унификации национальных систем права (например, путем разработки и принятия модельных нормативных актов, путем реформы системы законодательства), во-вторых, к резко возросшей роли международного права, которое весьма активно вторгается в во внутригосударственные правоотношения.
Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаимонезависимые системы правового порядка;
2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству национального права;
3) приоритет отдается именно международному праву. Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимодействия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека. Заинтересованные субъекты политической и геоэкономической активности используют международное право как инструмент в достижении своих целей, связанных в том числе с разделом сфер влияния в общемировом масштабе.
В Российской Федерации проблематика соотношения международного и национального права решена на конституционном уровне: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое система права? Что характеризуют с помощью этой категории?
2. Что такое отрасль права? Каковы критерии ее выделения в системе права? Назовите отрасли права в российской системе права? В чем заключается объективный характер выделения отраслей права?
3. Что такое правовой институт? Какие виды правовых институтов различают в системе права россии? Что такое подотрасль права?
4. Что такое система законодательства Российской Федерации?
5. В чем различие между частным и публичным правом в Российской Федерации?
6. Что такое систематизация норм права и каковы ее основные виды?
Список литературы
Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. Тема 9.
Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. Тема 11. Раздел III.
Общая теория государства и права: Учебник для вузов; В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Главы: XIV, XV, XVII, Т. 2.
Общая теория права и государства/ B.C. Афанасьев, А.П. Герасимов и др. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999. Тема 14. Раздел III.
Конституционное право -
ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).
Административное право -
совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.
Финансовое право -
отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли - бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.
Уголовное право -
совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.
Экологическое (природоохранное) право -
молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право - это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.
Гражданское право -
ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.
Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.
Семейное право -
отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.
Трудовое право -
отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.
Земельное право -
отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.
Исправительно-трудовое право -
отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.
Уголовное процессуальное право -
отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.
Гражданское процессуальное право -
отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство - рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражное процессуальное право -
сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.
Международное публичное право -
не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.
Международное частное право -
совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет - отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.
В науке, и даже в юридической практике, категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства - это объективация, конкретное выражение системы права. Система права - это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства, наоборот, - полностью является детищем законодателя, она подвержена воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).
Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников. Она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.
Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства - из нормативных правовых актов, поэтому первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.
Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации их насчитывается 48.
Действующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала.
Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета
правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу.
К более развитому способу систематизации относится инкорпорация,
которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм.
Еще более высоким способом систематизации является консолидация,
которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация, в отличие от инкорпорации, - это форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов.
Самый высокий способ систематизации - кодификация.
Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.), некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (уголовный, гражданский, семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (таможенный, бюджетный, налоговый кодексы).