Органы госслужбы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба РФ

За что накажут инспектора: Провел проверку без распоряжения или без оснований, Не выдал акт проверки, Нарушил сроки проверки, Не согласовал проверку с прокуратурой. Наказание назначает мировой судья по КоАП РФ.

Нет распоряжения на проверку

Иногда инспекторы приходят в компанию без распоряжения. Они предъявляют удостоверения и просят документы по списку. Такие действия незаконны. Проверять компанию без распоряжения нельзя (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ ). Инспектору грозит штраф по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, если он проведет проверку без распоряжения.

Пример, Инспектор провела проверку компании без распоряжения. Прокуратура выявила нарушение и направила материалы дела мировому судье на рассмотрение. Инспектор утверждала, что имела право запрашивать документы, чтобы установить необходимые обстоятельства. Суд этот довод не принял. Он указал, что проверки можно проводить только при наличии распоряжений. В итоге суд оштрафовал инспектора по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (решение Пензенского областного суда от 14.01.2016 по делу № 12–5/2016).

Таким образом, если инспектор пришел к вам с проверкой без распоряжения, вы не обязаны пускать его на территорию и предъявлять документы. Если вы все же отдали документы и инспектор выписал вам предписание и штраф, оспаривайте их. Суд признает предписание и штраф незаконными.

В жалобе не указаны нарушения

Проверка незаконна, если у инспектора не было оснований ее проводить. Например, работник выразил отношение к работодателю, но не жаловался на невыплату зарплаты, перевод на другое рабочее место или дисциплинарное взыскание. Инспектор не имеет права проверять компанию, так как в жалобе не указаны конкретные нарушения. Если же работник лишь выразил недовольство работодателем или сетует на плохие условия жизни, то проверять компанию нельзя.

Превышены сроки проверки

Срок любой проверки трудовой инспекции не должен превышать 20 рабочих дней. Точный срок контрольных мероприятий указывается в распоряжении. Инспектор вправе закончить проверку и досрочно. Также он имеет право ходатайствовать перед руководителем инспекции о продлении проверки. Например, если по уважительным причинам не смог оценить соответствие деятельности компании требованиям закона. Однако превышать срок проверки нельзя. За такое нарушение инспектору грозит штраф.

Глава 48.1 ТК РФ устанавливает упрощенное регулирование труда лиц, работающих у работодателей – микропредприятий. Типовой трудовой договор.

Узнайте, что может проверить у вас трудовая инспекция

Зачастую проверка, проводимая государственной инспекцией труда становится нелегким испытанием для руководителя и бухгалтера (в особенности, когда он ведет кадровый учет).

Варианты, при которых трудовая инспекция может нанести визит в организацию:

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ ) достаточно подробно указаны основания для проведения проверки трудовой инспекцией или другими государственными органами. Основания подразделяются на 2 группы:

1) Для плановой проверки .

2) Для внеплановой проверки .

Все ли организации могут попасть под плановую проверку, проводимую трудовой инспекции?

Да, и это возможно в следующих случаях. Причем для проведения плановой проверки достаточно всего лишь одного основания:

1) со дня государственной регистрации определенного работодателя прошло три года.

2) с момента завершения последней плановой проверки прошло три года.

3) с начала фактического ведения работодателем предпринимательской деятельности прошло три года.

Что может послужить поводом для внеплановой проверки?

Частота проведения внеплановых трудовых проверок никак не регламентируется. Согласно Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.12 № 875 , основанием для их проведения являются следующие обстоятельства:

  1. или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  2. установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, ;
  3. невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  4. поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  5. жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  6. запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  7. приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Может ли работодатель получить информацию у проверяющего - от чьего имени была получена жалоба в трудовую инспекцию?

Согласно закону анонимные обращения не рассматриваются трудовой инспекцией. А значит работник обязан указывать в жалобе свои данные, а именно Фамилию, Имя, Отчество, адрес, а также телефонный номер. Но в случае, когда заявитель хочет сохранить данные о себе в тайне (сделав соответствующую запись в заявлении), то инспекторы обязуются действовать конфиденциально. Это право закреплено в . Стоит отметить, что проверка организации должна быть проведена таким образом, чтобы никто не догадался с чей именно подачи она запланирована.

Какие полномочия есть у инспектора труда во время проверки?

С полным перечнем полномочий инспекторами можно ознакомиться в пункте 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства. утвержденного постановлением Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г.

13. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:
а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного "образца" посещать работодателей в целях проведения их проверки;
б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения , информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными "законами" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;
г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения "требований" охраны труда;
ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с "законодательством" Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным "требованиям" охраны труда;
и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Как можно получить информацию о плановой проверке в организации?

Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации - http://www.genproc.gov.ru/.

Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год».

Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.

Перечень документов, которые может затребовать трудовая инспекция для проверки

Как правило трудовая инспекция может затребовать в обязательном порядка следующие кадровые и документы трудового законодательства:

  1. Трудовой и коллективный договоры
  2. Книги по учету и движению трудовых книжек
  3. Личные карточки работников
  4. Штатное расписание
  5. и извещение о начале отпуска
  6. График работы и Табель учета рабочего времени
  7. Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего , положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников () и инструкции по охране труда ()
  8. Документы по охране труда
  9. Приказы (распоряжения) работодателя
  10. Документы по специальной оценке рабочих мест
  11. Журналы инструктажей;
  12. Документы на оплату труда (платежные ведомости, лицевые счета работников и др.)

Кроме оригиналов вышеназванных документов следует предоставить и подтверждение того, что сотрудник с ними ознакомлен.

Какие действия следует произвести в том случае, если у организации нет документов, требуемых трудовой инспекцией, во избежание штрафа?

Работодатель должен быть уведомлен о проведении внеплановой проверки не позднее чем за сутки до момента начала ее проведения. Но согласно имеют место и проверки без уведомлений. Так что, если позволяет время, то следует максимально быстро заняться подготовкой и оформлением недостающих документов.

В организациях, которые применяют УСН, за кадровый учет довольно часто отвечает сам бухгалтер. Какие документы ему следует не забыть оформить?

Зачастую в небольших фирмах нет локальных актов (положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных работников и т. д.). А это и есть нарушение. Данные документы должны быть утверждены, даже если в организации по найму работает всего один человек.

Примечание : Трудовая инспекция занимается проверкой всех документов, касающихся кадровой работы и документов, которые связаны с охраной труда, независимо от величины предприятия и количества занятых работников.

Довольно часто не уделяется должное внимание соблюдению требований законодательства в отношении охраны труда. К примеру, у работодателей нет инструкций об охране труда или журналов регистрации инструктажа по охране труда.

Порой забывают и о проведении аттестации рабочих мест, а также обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, если в них есть необходимость.

Список документов, проверяемых трудовой инспекцией, является открытым.

Какие нарушения имеют место при оформлении трудовых договоров, Наиболее частые нарушения в кадровом учете?

Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,- это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.

Что именно работодатели могут оформить неправильно?

Нарушениями будут признаны:

1) факт не указания в договоре размера заработной платы;

3) отсутствие подписи работника о получении его экземпляра трудового договора, которая должна быть на экземпляре, который принадлежит работодателю.

Варианты ошибок при оформлении графика отпусков. Что делать, если у компании нет графика отпусков?

Если работодатель заранее уведомлен о проверке со стороны трудовой инспекции, то он может заняться составлением графика отпусков до начала ее проведения. Отметим, что утвердить данный документ следует приказом руководителя от декабря прошлого года. Имейте ввиду, что график отпусков должен быть утвержден за две недели до наступления календарного года. Эти правила указаны в . Но вот на самом деле этот срок редко соблюдается. Поэтому можно сделать график отпусков в летнее время, а утвердить его серединой декабря прошлого года.

Еще одна ситуация. Некоторым работникам, к примеру лицам до 18 лет, следует предоставлять отпуск в любое время по первому требованию (согласно Трудового кодекса РФ). Есть ли необходимость в составлении графика отпусков на этих сотрудников?

Безусловно, в график отпусков необходимо включить всех сотрудников, а также имеющих право получения отпуска в подходящее для них время. Если, сотрудник захочет изменить указанную предварительно дату отпуска, то он может просто заранее подать заявление. Работодатель не имеет права отказать работнику в данном вопросе.

Действительно ли работник должен быть извещен под роспись об отпуске не позднее чем за две недели до его начала?

Да, это так, о чем свидетельствует . Работодатель должен иметь подтверждение этого извещения. Но зачастую такого документа у него нет. А это уже нарушение. Также работодатели довольно часто нарушают сроки выплаты отпускных. Согласно Трудового Кодекса РФ оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три календарных дня до его начала.

Может ли инспекторов заинтересовать то, как работники делят свой отпуск на части?

Ежегодный основной отпуск должен быть не меньше 28 календарных дней, установленных законом. Об этом говорится в . При делении отпуска по заявлению работника, одна его часть не должна быть меньше 14 дней, согласно . А значит, Когда вы предоставляете работникам отпуск работникам отпуск частями, проверьте, чтобы хотя бы одна из частей была не меньше 14 календарных дней.

Когда инспекторов интересует размер заработной платы

Сумма заработной платы должна быть прописана в трудовом договоре.

Может ли размер зарплаты быть предметом проверки?

В статье 133 ТК РФ сказано, что заработная плата, которая начислена за отработанный месяц, не может быть ниже . С 1 января 2015 года он равен 5965 руб. Если же в регионе заключено и опубликовано соглашение о региональном МРОТ, который выше федерального, то выплата зарплаты ниже регионального МРОТ будет являться нарушением.

Должен ли быть указан размер зарплаты именно в рублях?

Безусловно, в трудовом договоре нельзя прописывать сумму заработной платы в иностранной валюте.

Сколько раз в месяц сотрудник должен получать заработную плату?

Согласно выплата заработной платы должна производиться не реже 1 раза в полмесяца. Согласно письму Роструда №472-6-0 от 01.03.2007 г. заявление работника о согласии получать оклад один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности.

Почему нужно выписывать расчетные листки. Можно ли обойтись без расчетного листка?

Нет, этого делать нельзя. Согласно ст.136 ТК РФ при выплате зарплаты работодатель обязан извещать работника о составных частях его заработной платы, о размерах и об основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, причем в письменной форме. Так что расчетные листки должны быть выданы при каждой выплате зарплаты. О чем свидетельствует письмо Роструда №739-6-1 от 18.03.2010г. А согласно постановлению Верховного суда РФ № 75-АД10-3 от 23.12.2010г. В случае невыполнения этих правил, можно получить штраф по ст.5.27 КоАП Российской Федерации.

Нужно выдавать расчетные листки, если зарплата перечисляется на банковские карточки?

Не смотря на то, что заработная плата работникам перечисляется на пластиковые банковские карточки, работодатель обязан выдавать им с данными о начислениях и удержаниях.

Если учесть, что заработная плата должна выплачиваться не реже раза в полмесяца нужно ли выдавать, расчетный листок дважды в месяц?

Это так, но при определенных обстоятельствах допускается выдача расчетных листков один раз в месяц, если они выдаются в бумажной форме (согласно письму Роструда №5277-6-1 от 24.12.2007г.) Расчетный листок может быть выдан работнику либо в момент выдачи зарплаты (при выплате наличными), либо он должен быть доступным со дня выплаты зарплаты в случае перечисления ее на банковскую карту работника.

Если при проведении проверки, инспекторы спросят у работников - выдают ли им расчетные листки, а кто-то не вспомнит об их получении, то какие действия следует предпринять, чтобы в дальнейшем не объясняться с проверяющими?

Прекрасный вариант- в день выдачи зарплаты повесить объявление или же сделать рассылку по электронной почте о том, что, если кому-то из работников нужны расчетные листки, то следует обращаться в бухгалтерию. И зафиксировать выдачу листков.

Зафиксировать выдачу расчетных листков можно при помощи журнала регистрации их выдачи, в котором работник будет подтверждать получение листка своей подписью. Еще можно составить список работников, которые при получении заработной платы будут расписываться в нем.

Но вот Трудовой кодекс не предписывает вручать работникам расчетные листки под роспись, поэтому введение какой-либо формы регистрации получения листков остается на усмотрение работодателя.

Правила оформления трудовых книжек. Какие существуют нюансы при проведении проверки трудовых книжек?

Согласно , в случае, если сотрудник проработал в организации более 5 дней и его работа является основной, то работодатель обязан оформить на него трудовую книжку. А значит у работодателя должны быть оформлены трудовые книжки на всех работников. Работник должен быть ознакомлен со всеми записями в своей трудовой книжке. Для этого под приказами, которые послужили основанием для соответствующей записи. К примеру о назначении на новую должность, работнику следует поставить свою подпись.

Примечание : Согласно письма Минфина РФ № 0307-11/367 от 27.11.2008 г.при оформлении трудовой книжки на работника, у которого нет стажа, следует удержать НДФЛ со стоимости книжки из его зарплаты.

Где должны храниться трудовые книжки?

Они должны храниться в сейфе или несгораемом шкафу. Трудовую книжку нельзя выдавать работнику, если нужно, то ему сделают заверенную копию.

На что следует обращать внимание работодателям, нанимающим иностранных граждан?

Довольно часто при с ним заключают срочный трудовой договор, который действует в течение срока разрешения на работу иностранца. А это является ошибкой. Ведь согласно ст.58 и 59 ТК РФ, заключить срочный договор можно только при определенных обстоятельствах. А срок разрешения на работу иностранца не является таким обстоятельством. Поэтому при проверке, действия работодателя, заключившего с иностранцем срочный договор до истечения у него разрешения на работу будут признаны неправомерными. А организация будет привлечена к административной ответственности. Поэтому, при приеме на работу иностранных граждан, при прочих равных условиях лучше заключать с ними обычные трудовые договоры на неопределенный срок.

Довольно часто на иностранных работников не заводят трудовые книжки. Это ошибочный подход. Как уже было сказано выше, на работника, проработавшего в организации более 5 дней должна быть заведена трудовая книжка. Иностранные граждане не являются исключением.

На какую сумму инспектор труда может оштрафовать. Какая ответственность может ждать работодателя, если были выявлены нарушения при проверке его работы?

Для начала инспектором трудовой инспекции будет выдано предписание об устранении нарушений (согласно ). Если нарушение не будет устранено, то возможна и административная ответственность в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток или же штраф для должностных лиц и предпринимателей от 1000 до 5000 руб., а для организаций от 30 000 до 50 000 руб. Избежать штрафа по данному основанию можно в случае, если это правонарушение будет выявлено инспекторами спустя два месяца с момента его совершения. А также согласно ст.20 Закона №294-ФЗ можно обжаловать результаты проверки трудовой инспекции.

Оплата штрафа не освобождает работодателя от устранения выявленных недостатков.

Кто является должностными лицами?

Руководители государственных или коммерческих структур.

Штраф должен оплачивать руководитель, предприниматель или сама компания?

Не только. На основании локальных актов организации на отдельных работников, например на начальника отдела кадров, главного бухгалтера, могут возлагаться организационно-распорядительные функции. В таком случае ответственность будут нести эти лица. А вот рядового работника оштрафовать в административном порядке нельзя.

Проверка призвана выявить нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении прав сотрудников и обеспечения их безопасности на рабочем месте. Совершаемая вне графика, она приносит много неприятностей должностным лицам, так как оставляет мало времени на ее подготовку.

Руководитель компании уведомляется о проведении внеплановой проверки за сутки до ее начала (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.). Однако, если имеются данные о ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека, расследование будет совершено немедленно, без отправки извещения (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Согласно Трудовому кодексу, анонимные жалобы не подлежат рассмотрению, поэтому они должны содержать Ф. И. О. заявителя, его место жительства и номер телефона. Эти данные не могут быть разглашены без письменного согласия работника (ст. 358 ТК РФ) ни прямо, ни косвенно - в процессе расследования, что предъявляет соответствующие требования к ее проведению.

Спровоцировать появление трудовых инспекторов могут не только обращение сотрудников, но и нарушения, выявленные налоговой службой или Пенсионным фондом. В этом случае речь будет идти уже о комплексной проверке с участием представителей от каждого учреждения.

Некоторые факты

Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации - http://www.genproc.gov.ru/. Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства». Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.

Основания

Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:

  • согласно заявлению сотрудников, на предприятии имеют место нарушения, предусмотренные ТК РФ;
  • от работников поступил запрос проанализировать рабочую обстановку на соответствие нормам законодательства;
  • возникла ситуация, создающая угрозу для здоровья сотрудников;
  • размер заработной платы ниже установленного законодательством;
  • оплата труда производится несвоевременно или же частично;
  • истек срок для выполнения предписания, выданного организации во время предыдущей проверки (п. 2 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.);
  • поступил приказ из прокуратуры.

Полномочия

В Пост. № 875 указано, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника и на какие действия имеет право:

  1. Проводить расследование в любое время суток.
  2. Выявлять лиц, ответственных за возникновение несчастных случаев, предположительной причиной которых является несоблюдение требований по охране труда.
  3. Требовать документы, относящиеся к делу, как от предприятия, так и от федеральных властей или муниципалитета.
  4. Отправлять в лабораторию пробы веществ. Это действие должно сопровождаться выдачей акта.
  5. Назначать меры по ликвидации нарушений, вплоть до увольнения некоторых лиц. Данные предписания не могут быть отклонены руководителем предприятия.
  6. Обращаться в суд с ходатайством о лишении компании прав на осуществление трудовой деятельности.
  7. Принимать участие в судебном процессе в качестве эксперта.

Однако, трудовые инспекторы не вправе требовать:

  • бумаги или образцы, не касающиеся предмета расследования;
  • оригиналы документов для изъятия.

Длительность

Время, отпускаемое на расследование, зависит от величины организации.

Если проверяющее лицо не успевает завершить расследование в указанное время, он вправе подать прошение об увеличении срока на:

  1. 20 суток - для крупных и средних компаний;
  2. 15 ч. - для малых предприятий.

Документы

Какие документы подготовить для проверки инспекцией по труду:

  1. Устав организации и правила, регламентирующие режим работы.
  2. Договоры, заключенные с работниками, их личные дела и другая имеющаяся информация.
  3. Трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами, имеющими право на льготы.
  4. Трудовые книжки сотрудников и журнал, в котором ведется их учет.
  5. График работы и табель, куда заносится количество времени, в течение которого сотрудники находились на работе.
  6. Документ, отражающий очередность предоставляемых отпусков, заявления работников и другие сопутствующие бумаги.
  7. Локальные акты о величине зарплаты, премиях и личных данных работников.
  8. Ведомости о начислениях заработной платы, счета сотрудников и другие документы, касающиеся оплаты труда.
  9. Расчетные бланки.
  10. Бланки с росписями работников, подтверждающими их ознакомление с перечисленными документами.

Точный перечень того, какие документы проверяет трудовая инспекция, будет зависеть от причин проверок.

Нарушения

На небольших предприятиях часто встречается нарушение, представляющее собой банальное отсутствие локальных документов, касающихся внутреннего распорядка, заработной платы, личных дел сотрудников, охраны труда. Их наличие является обязательным, даже если персонал компании ограничен единственным сотрудником. Существуют и другие, наиболее распространенные ошибки.

Трудовые договоры

Иногда работник нанимается в небольшую фирму по устной договоренности, без оформления письменного соглашения, что и является нарушением законодательства. Возможно также неверное его оформление:

  • не указана точная величина зарплаты;
  • отсутствует подпись сотрудника о том, что им был получен второй экземпляр договора.

Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,- это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.

График отпусков

Согласно ст. 123 ТК РФ, график должен быть утвержден приказом директора, выпущенным за 2 недели до наступающего года. Редкий работодатель способен соблюсти это правило на практике. Поэтому, если данный документ отсутствует, нужно попытаться составить его до проведения проверки, и не забыть выставить правильную дату утверждения.

Также нельзя забывать о том, что лицам, не достигшим 18 лет, отпуск предоставляется вне очереди, в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). Тем не менее, таких сотрудников нужно также вносить в график. Если они решат выйти в отпуск в другое время, то должны будут написать заявление. Другие встречающиеся недочеты:

  1. Сотрудники не были уведомлены об отпуске за 3 недели до его наступления.
  2. Выплата отпускных была произведена позже, чем за 3 дня до выхода работника в отпуск.

Подробно о проверках трудовой инспекции в ролике ниже

Результат

Итоги проверки отражаются в акте, который составляется в двух экземплярах. Обычно для подписания и получения акта руководителю приходится посетить Инспекцию труда. Если были зафиксированы нарушения Трудового кодекса (избежать которые удается очень редко), организация получает предписание, в котором указывается информация о нарушении:

  1. В чем оно заключается и когда было допущено.
  2. Каким нормативным актом подтверждается.
  3. Что нужно предпринять для его устранения.
  4. За какое время должно быть ликвидировано.

Если указанные рекомендации не были приняты во внимание, что неминуемо выявит повторное расследование, на предприятие может быть наложено административное взыскание. В случае несогласия с выводами комиссии, руководитель может обжаловать ее результаты.

Взыскания

Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.

Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.

Нарушения Сумма штрафа (р.) для
ИП Должностного лица ЮЛ
Несоблюдение Трудового кодекса 1000–5000 30 000–50 000
Повторное нарушение 5000–10 000 1) 10 000–20 000
2) Дисквалификация, с максимальным сроком в 3 г.
50 000–100 000
Неправомерный допуск к работе (например, при отсутствии санитарной книжки) Для работника: 3000–5000
Для работодателя: 10 000–20 000
Отсутствие трудового договора или неправильное оформление 5000–10 000 10 000–20 000 50 000–100 000
Повторные допуск к работе или отсутствие договора 30 000–40 000 Дисквалификация, максимальный срок которой достигает 3 лет 100 000–200 000
Невыполнение норм по охране труда 2000–5000 50 000–80 000
Повторное невыполнение норм 1) 30 000–40 000
2) Дисквалификация сроком до 3 лет
1) 100 000–200 000
2) Приостановление деятельности до 3 мес.
Неправильное осуществление специальной проверки 5000–10 000 60 000–80 000
Допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда 15 000–25 000 60 000–80 000
Отсутствие защитных средств (если их наличие предписано ТК РФ) 25 000–30 000 130 000–150 000

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

У многих людей в нашей стране возникает ситуация, связанная с нарушением их прав в области труда. Но далеко не все знают, что для защиты этих прав существует трудовая инспекция, деятельность которой направлена на принятие жалоб от работников и решение других вопросов с работодателями.

Не стоит забывать, что отличаются от общих сроков исковой давности. Если общий срок составляет 3 года, то для трудовых споров3 месяца . Срок начинает течь с того момента, когда лицо узнало (или должно было узнать), что его права нарушены. Так куда же конкретно нужно подавать жалобу на работодателя и какие документы для этого требуются?

Основания

Любой гражданин нашей страны имеет право обратиться в трудовую инспекцию, если его права как работника были нарушены. Деятельность инспекции направлена на восстановление этого права. Туда можно обратиться по любому поводу, в котором имели места трудовые отношения.

Чаще всего обращаются по следующим основаниям:

  • Невыплата, или удержание заработной платы.
  • Отказ в реализации права на отпуск.
  • Нарушение условий труда (либо их изменение).
  • Вопросы соблюдения норм и требований трудового законодательства в области охраны труда.
  • Отказ в расчёте при увольнении.
  • Отказ в в день увольнения.
  • Вопросы, связанные с особенностями рабочего времени, а именно — , сверхурочная работа и др.

Оснований для обращения может быть множество - все они регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Где это можно сделать?

Так куда же конкретно можно подать заявление?

Подавать заявку необходимо в инспекцию той области, в которой произошло нарушение прав работника. В каждом регионе имеется своя инспекция по труду. Существует 3 основных способа подачи:

  1. Лично . Для этого необходимо приехать с заявлением и необходимым пакетом документов в инспекцию и сдать их в приёмную.
  2. Заказным письмом с уведомлением . Этот способ более удобен, но не стоит забывать, что письмо с оригиналами документов может быть утеряно в процессе пересылки.
  3. В электронном виде через интернет . Для этого способа также необходимо будет составить заявление и собрать необходимый пакет документации. Все документы нужно будет отсканировать и направить вместе с заявкой.

Порядок обращения и рассмотрения жалобы подробно разобран на следующем видео:

Можно ли пожаловаться анонимно?

У многих граждан возникает вопрос о возможности анонимной подачи заявления - причин этому может быть несколько:

  • Сотрудник не уволился с этого места работы, но он хочет инициировать проверку у своего работодателя (при этом опасаясь, что его жалоба может негативно отразиться на его карьере).
  • Работник уже уволился, но он опасается каких-либо действий со стороны бывшего работодателя, которые могут повлечь негативные последствия для заявителя.

Какой бы ни была причина, свои данные указать на заявлении придётся - в противном случае оно не будет принято и рассмотрено, так как трудовая инспекция не рассматривает анонимные заявки .

Если уже уволенный работник опасается бывшего работодателя — в случае неправомерных действий в свой адрес он будет иметь полное право обратиться в полицию, которая и примет необходимые меры. Кроме того, в самой жалобе можно высказать просьбу не разглашать данные другой стороне .

Подача через сайт

Для подачи жалобы онлайн необходимо:

  1. Зайти на официальный сайт трудовой инспекции.
  2. Заполнить все необходимые поля (данные о работнике и работодателе).
  3. Изложить суть проблемы.
  4. Прикрепить сканы всех необходимых документов.

Кроме того, необходимо будет выбрать - какие действия вы ожидаете получить от инспекции:

  • Инициировать проверку предприятия-работодателя.
  • Возбудить административное производство, установить виновных лиц и привлечь их к административной ответственности.
  • Получить консультацию.

В электронном обращении также необходимо указывать только реальные контактные данные - вымышленным и анонимным авторам инспекция помощь не оказывает.

В течение 30 дней с момента подачи сотрудники учреждения рассматривают обращение и направляют ответ заявителю.

Что для этого требуется?

Для подачи жалобы необходимо написать заявление, которое будет содержать:

  • ФИО, адрес, контактный телефон заявителя.
  • Данные работодателя (ФИО руководителя, фактический и , название предприятия).
  • В самой жалобе необходимо описать все обстоятельства, при которых произошло нарушение прав.
  • В конце необходимо высказать требование: какие меры заявитель просит применить к работодателю (как и в электронном обращении), а также указать список приложенных документов.
  • Поставить дату и подпись с расшифровкой.

Основные документы, которые необходимо приложить к заявлению:

  • Приказ о назначении на должность.
  • Копия трудовой книжки (если она имеется у заявителя).
  • Копия его паспорта.

В качестве дополнительных можно выбрать любые документы, которые заявитель посчитает необходимыми при рассмотрении его заявки (служебные записки, переписка по электронной почте и т. д.)

Срок рассмотрения

Как и в других государственных учреждениях, для инспекции установлены определённые сроки, в течение которых данный орган обязан рассмотреть заявление, произвести все необходимые действия и дать ответ заявителю о принятом решении в письменной форме.

Жалобы в трудовую инспекцию рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления. В случае необходимости этот срок может быть продлён, но не более чем на 30 дней . В случае продления сроков сотрудники учреждения обязаны об этом уведомить заявителя в письменной форме.

Проверка трудовой инспекции

Существует 2 основных варианта проверки:

  • Плановая производится без заявления - по инициативе инспектора. Чаще всего им подвергаются предприятия, на которых ранее произошёл или были выявлены многочисленные нарушения. Перед проведением такой проверки инспектор предварительно предупреждает руководство организации.
  • Целевая проводится по заявлению работника. Любая жалоба, как правило, влечет за собой проверку инспектором, к чьей территории относится данное предприятие. При визите в компанию уполномоченное лицо в первую очередь проверяет описанные в заявлении нарушения. В случае их выявления инспектор выпишет штраф, а также вынесет предписание для их устранения, соблюдение которого он проверит при повторном визите. Также, в зависимости от характера нарушений инспектор может не ограничиться предписанием, а принять более жёсткие меры в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

Полномочия инспектора:

  • выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
  • предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
  • выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
  • привлечение к административной ответственности;
  • расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
  • приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Что делать, если вы не согласны с решением

Принятое решение трудовой инспекции (как и других гос. органов) можно обжаловать в случае, если заявитель не согласен с результатом.

Необходимо составить жалобу руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

Уголовная ответственность работодателя

В случае, если работодатель не выплачивает заработную плату свыше 3 месяцев, работник вправе написать заявление о привлечении его к уголовной ответственности.

Данный документ необходимо направить в полицию по местонахождению организации-работодателя. В этом случае лицо, ответственное за выплату зарплаты, будет привлечено по ст. 145.1 УК РФ.

Возникновение государства предопределяет формирование государственной службы, которая является средством осуществления обязанностей государства. Дееспособность органов государственной службы зависит от организации, функционирования и политической воли всех веток власти, а также органов местного управления. Действенность государственной политики обусловлена также высоким профессионализмом государственных служащих и приверженность законодательству страны.

Специфика государственной службы

К государственной службе относится служебная деятельность высококвалифицированных граждан, которые способны обеспечить осуществление полномочий всех государственных органов и субъектов государственной власти. Поскольку одним из условий пребывания на службе является профессионализм, соответственно, занимать должности в государственных структурах могут граждане, имеющие соответствующее образование, при наличии подтверждающих документов.

Осуществление государственной деятельности может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Политический подход , который заключается в эффективном взаимодействии государственных структур и общества в целом.
  • Социологический подход осуществляет практическую сторону государственной службы, уровень эффективности и проблемы осуществления.
  • Социальный подход заключается в плодотворной общественной деятельности служащих, занимающих государственные должности.

Данной службе присуще не только достижение конкретных целей, поставленных государством, но и обеспечение сохранности прав граждан.

Немаловажной особенностью государственной службы является официальность . Это означает, что госслужащим является лишь гражданин, с соответствующим образованием, который наделен полномочиями и выполняет служебные обязанности лишь в официальных органах государственной власти.

Характеристика гражданской службы

Гражданская служба является одной из вариаций государственной службы и представляет собой осуществление гражданами служебных обязанностей по обеспечению исполнения правомочий федеральных органов и государственных субъектов, а также лиц, которые замещают должности в соответствующих структурах государства.

Различают федеральную и региональную службы. Разница состоит в выполнении обязанностей и принятия постановлений на уровне государства и отдельного региона.

Функциональными возможностями гражданской службы является не только предназначение государственных органов, но и гарантия воплощения запланированного в общественной жизни. То есть, цель государства – обеспечение благоприятного развития общества, как в моральном, так и материальном аспектах.

Функциональное предназначение государственной гражданской службы состоит из:

  • Обеспечения равных условий для духовного и материального развития общества.
  • Организации координационных государственных структур.
  • Утверждения важных государственных решений.
  • Отбора профессиональных кадров в государственные структуры.
  • Проектирования стратегических планов в политической, социальной, экономической сферах государства.

Сходство и различия государственной и гражданской служб

Поскольку гражданская служба является одним из вариантов государственной службы, то их служебные принципы будут совпадать. К ним относятся: федерализм, легитимность, верховенство прав и свобод граждан, доступ общества к государственной службе на равных правах, профессионализм государственных должностных лиц.

Отличительными особенностями государственной и гражданской служб являются:

  1. Классификация . Государственная служба состоит из гражданской, военной и правоохранительной служб. Гражданская служба — это федеральная и региональная службы.
  2. Направления деятельности . Государственная служба сосредоточена на деятельности в нескольких направлениях. Гражданская служба обеспечивает реализацию полномочий государства в конкретном направлении.
  3. Доступ к деятельности государственных структур . В государственной службе некоторые структуры не могут предоставить открытый доступ к их деятельности (военная или правоохранительная службы). Гражданская служба обеспечивает открытый доступ к служебной деятельности должностных лиц.
  4. Порядок принятия граждан на службу . При принятии на государственную службу в некоторых случаях не проводится конкурс. Гражданской службе свойственно принятие граждан в ряды должностных лиц лишь на конкурсной основе.

Понятие государственной гражданской службы. Исторические начала «Табель о рангах Петра I » . Государственная гражданская служба в РФ и ее правовые основы. (Закон РФ «О государственной гражданской службе в РФ» 2005г.) Принципы Государственной гражданской службы. Субъекты государственной гражданской службы. Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов РФ".

Государственная служба РФ делится на следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба; федеральная государственная служба. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на: федеральную государственную гражданскую службу; государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба . Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции).

Особняком стоит федеральная государственная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией РФ и федеральными законами:

«О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) - определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;

«О государственной гражданской службе РФ» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) - детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

Исторические начала «Табель о рангах Петра I »

Еще при Петре I закладывались основы государственной службы.

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

Принципы Государственной гражданской службы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные права гражданского служащего

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

19) Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.



Просмотров