Трудовые отношения с иностранными гражданами. Кадровый учет иностранных граждан Разрешение на прием на работу иностранных граждан

Кадровый учет сотрудников организации - дело непростое, в особенности если речь идет об оформлении и учете иностранных граждан. Очень часто работодатели, принимая на работу иностранных граждан, в особенности граждан СНГ, сталкиваются с рядом проблем и немалыми рисками.

Как правильно вести кадровый учет таких сотрудников и что вам полезно знать, как работодателю мигрантов, вы узнаете из нашей статьи.

Особенности ведения кадрового учета иностранцев

Принимая на работу иностранного гражданина, работодатель и кадровый специалист обязаны знать нюансы и правила, регламентированные миграционным законодательством, о том, как правильно оформлять иностранного сотрудника .

Важно понимать, что ошибки в оформлении могут грозить штрафом не только по миграционному, но и по налоговому учету. Именно поэтому так важно изучить процесс трудоустройства и ведения иностранного сотрудника.

Процесс трудоустройства и оформления иностранцев на работу

Сам процесс трудоустройства иностранца на работу занимает немного больше времени, чем оформление гражданина РФ, и требует определенного подхода.

Для начала вам необходимы все миграционные документы иностранца , в том числе действующий патент (с чеками об оплате НДФЛ), паспорт, миграционную карту, СНИЛС, ИНН, полис ДМС.

После сбора этих документов вам необходимо сделать их копии и подкрепить их трудовым договором со своей стороны, после чего отправиться в районное отделение УВМ МВД для подачи уведомления о приеме иностранца на работу .

В последующем вам необходимо будет продлевать регистрацию сотруднику каждый раз после очередной оплаты его патента.

Ведение кадрового учета иностранцев

Однако не столько много ошибок совершается в процессе оформления иностранца на работу, сколько в процессе ведения его кадрового учета. Важно знать 2 главных момента в данном деле.

Момент 1. Регулярная проверка чеков об оплате. Каждый месяц иностранный сотрудник оплачивает продление патента в размере 3000 рублей, это делает непосредственно он сам, а не работодатель.

Важно проверять и требовать от иностранца копию чеков оплаты, так как если платеж будет «просрочен» хотя бы на один день, то патент автоматически аннулируется, следовательно, данный сотрудник больше не будет иметь права работать у вас.

Во избежание огромного штрафа вам необходимо отнестись к этому очень серьезно, ведь проверяющие органы не дают никаких поблажек в этом вопросе и тщательно следят за компаниями, иностранные сотрудники которой просрочили платеж.

Момент 2. Продление регистрации. Как только иностранный сотрудник продлил свой патент, у работодателя есть только лишь 3 дня, чтобы продлить его регистрацию. Делается это непосредственно в районных отделениях УВМ МВД.

Однако есть небольшой нюанс: если иностранный сотрудник продлевает патент на 3 месяца сразу, то и регистрацию вы делаете на 3 месяца, таким образом, вы можете ограничить свои ежемесячные походы в миграционный центр. Но не всегда у ваших иностранных сотрудников есть возможность сразу оплатить налог за патент на 3 месяца вперед, тем более на полгода.

Поэтому нужно быть готовым к тому, что вам придется делать продление его регистрации по патенту каждый месяц.

Налогообложение и отчисления за иностранного гражданина

Налоговые отчисления за иностранного сотрудника происходят по стандартной схеме, как и за гражданина Российской Федерации.
Налоговые отчисления НДФЛ 13%, взнос в Фонд Пенсионного Страхования 22%, взнос в Фонд социального страхования + ФСС от несчастных случаев (1, 8 % + 0,2% (за исключением граждан Белоруссии, Казахстана, Армении, в таком случае оплачивается 2,9% от заработной платы сотрудника)).

Процедура увольнения иностранных граждан

Порядок увольнения иностранного сотрудника почти не отличается от стандартной процедуры оформления ухода с работы любого другого работника, так как регулируется в большинстве случаев Трудовым кодексом РФ.

Но и тут есть подводные камни - необходимо подать уведомление в УВМ МВД о расторжении или прекращении действия трудового договора с иностранным гражданином в течение 3 дней с момента его увольнения.

Таким образом, вы наглядно можете увидеть, что начало оформления сотрудника на работу, как и прекращение с ним сотрудничества, непосредственно связано с подачей уведомлений в миграционные органы.

Как избавиться от проблем с кадровым учетом иностранных сотрудников?

Чтобы избежать всевозможных ошибок и миграционных рисков, связанных с оформлением на работу и ведением иностранных граждан, существует такая услуга, как

Как принять на работу иностранца, зависит от правового статуса иностранного гражданина на территории РФ, от того, является ли иностранец высококвалифицированным специалистом, требуется ли мигранту получение визы или он прибыл в Россию в безвизовом порядке, а также от его гражданства.

Прием на работу иностранных граждан

Основными документами, отличающими прием на работу иностранца от приема на работу гражданина России, являются разрешение на привлечение и использование иностранных работников (для работодателей), разрешение на работу или патент (для иностранного гражданина) ().

Трудовая деятельность иностранных граждан в России регламентируется Законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Покажем в таблице, в каких случаях необходимо иметь патент или разрешение на работу иностранному гражданину, а также в каких случаях работодателю нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:

Статус иностранного гражданина Документ, подтверждающий разрешение на нахождение на территории России Разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(для работодателя)
Разрешение на работу в России или патент
(для иностранца)
Временно пребывающий из стран с визовым режимом с Россией (ст. 5 , ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Виза, миграционная карта Нужно Разрешение на работу
Временно пребывающий в безвизовом порядке (кроме граждан из стран — участниц ЕАЭС) (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Миграционная карта Не нужно Патент на работу
Граждане из стран, входящих в состав ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014) Паспорт соответствующего государства Не нужно Не нужно
Временно проживающий в РФ (ст. 6 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Разрешение на временное проживание Не нужно Не нужно
Постоянно проживающий в РФ (ст. 8 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство либо отметка в национальном загранпаспорте о временном проживании в РФ Не нужно Не нужно
Высококвалифицированный специалист (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство,
виза (при необходимости)
Не нужно Разрешение на работу, где в графе «Особые отметки» указано «Высококвалифицированный специалист»

Список стран с описанием режима въезда в Россию иностранных граждан (визовый, безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд .

Также следует отметить, что временно пребывающие в России граждане других государств могут работать только в должности, указанной в разрешении на работу, и только в том регионе, на территории которого им было выдано разрешение на работу или патент (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). Временно проживающий в России иностранец может работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ).

Уведомление о приеме на работу иностранного работника

При приеме на работу иностранного гражданина работодателю необходимо уведомить МВД по месту работы иностранца о заключении с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты подписания договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N N 115-ФЗ ).

За неуведомление территориального органа МВД РФ работодателю грозит штраф на должностных лиц в размере от 35 000 руб. до 50 000 руб., на работодателя — от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 суток до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ ).

Подробнее об уведомлении о заключении трудового договора с иностранцем читайте .

Разрешение на работу для иностранных граждан

Оформление визовых иностранцев на работу в 2019 году, а также высококвалифицированных специалистов производится при наличии разрешения на работу. О том, как получить разрешение на работу в России иностранным гражданам, определено в Приказе МВД России от 01.11.2017 N 827 .

Разрешение на работу для иностранцев (прибывших в визовом режиме, высококвалифицированным специалистам) выдается ГУВМ МВД России, а также подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России (п. 22 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, временно пребывающим из стран с визовым режимом с Россией, работодатель представляет следующий пакет документов (п. 45 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827):

  • заявление об оформлении разрешения на работу отдельно на каждого иностранца по форме, утвержденной Приказом МВД России от 14.08.2017 N 637 ;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца;
  • медицинское заключение о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний у иностранного гражданина по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н ;
  • сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции.

Решение о выдаче разрешения на работу иностранцам, временно пребывающим в РФ в порядке, требующем получения визы, принимается в течение 15 рабочих дней со дня приема документов (п. 31 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Работодателям важно обращать внимание на два момента в разрешении на работу иностранного работника:

  • территория действия разрешения, указанная на оборотной стороне документа, должна совпадать с тем регионом, где мигрант будет фактически трудиться;
  • профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранца должна соответствовать указанной в разрешении на работу.

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются - 13.7

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее также - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем , нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite» , которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке , а также о читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на : http://www.fms.gov.ru/

Прием иностранных граждан на работу российскими нанимателями является законным, если иностранцы находятся на территории РФ легально. Процесс оформления, однако, сопровождается рядом сложностей. Некоторые работодатели, не желая соблюдать формальности, уклоняются от исполнения требований законодательства. В результате создаются условия для нелегалов, стремящихся получить доступную, но низкооплачиваемую работу.

Необходимо знать, что такие недобросовестные действия влекут негативные последствия для бизнеса. На руководителей и лиц, ответственных за прием иностранных граждан на работу , могут быть наложены крупные штрафы.

Нормативная база

Увеличение потока мигрантов, необходимость четкой регламентации процедур, связанных с принятием на работу и увольнением иностранцев обусловили принятие Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ " 115-ФЗ. В нормативном акте освещены ключевые вопросы, касающиеся пребывания иностранцев в стране, порядок устройства их на работу на отечественные предприятия и увольнения с них.

До недавнего времени учет въезжающих и выезжающих мигрантов осуществляла ФМС. При приеме на работу иностранных граждан наниматель уведомлял о заключении трудового договора. В настоящее время функции службы переданы МВД.

Статус мигранта

При приеме на работу иностранного гражданина необходимо определить, к какой категории он относится. От этого будут зависеть дальнейшие действия нанимателя. Существует три категории иностранцев:

  • Проживающие постоянно в России с видом на жительство.
  • Получившие разрешение на временное пребывание и работу.
  • Имеющие визу и работающие по миграционной карте.

Фактически иностранцы разделяются на постоянно и временно проживающих лиц на территории России.

В соответствии с Законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ ", наниматель должен уведомить МВД о заключении контракта с мигрантом. Это требование установлено в 13 статье нормативного акта. Правило распространяется на прием иностранца любой приведенной выше категории.

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан с временным разрешением

Устройство их на работу оформляется по тем же правилам, что и прием мигрантов, имеющих вид на жительство и живущие в стране постоянно. Закон, однако, предусматривает обязанность этих лиц подтверждать статус временно проживающего.

Порядок устройства на работу будет зависеть от отсутствия/наличия визы. Если у иностранца она есть или в будущем предполагается ее оформление, наниматель должен:

  1. Обратиться в территориальное подразделение службы занятости с заявлением о привлечении иностранного гражданина к работе. Его заявка будет рассмотрена, вынесено решение о ее удовлетворении или об отказе в этом.
  2. Подать заявление в территориальное подразделение МВД. Этот орган осуществляет выдачу разрешений на работу мигрантов в России.
  3. Уплатить госпошлину за каждого наемного работника. Она составляет 10 тыс. р./чел.
  4. Подать заявление о выдаче приглашения на въезд в Россию. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение МВД. Оформление приглашения займет 20 дн. При получении документа наниматель должен уплатить госпошлину (800 р.).
  5. Сформировать пакет документов. В него входят, как правило, фотографии мигранта, копия его паспорта, заявление нанимателя.
  6. Получить разрешение на работу иностранца в территориальном подразделении МВД. При этом нужно заплатить госпошлину 3,5 тыс. р.

Приглашение необходимо отправить иностранцу. После его въезда на территорию РФ в течение трех дней в МВД направляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина , с которым заключается договор.

Особенности оформления лиц, не имеющих визы

С 2015 года этим гражданам необходимо получить патент на работу. В Москве поток мигрантов особенно большой, поэтому процесс оформления документа жестко контролируется. Патент необходим иностранцам:

  • Достигшим совершеннолетия.
  • Приехавшим в РФ для работы по найму.
  • Гражданам, проживающим в странах, с которыми предусмотрен безвизовый режим.
  • Лица, временно находящиеся в РФ.

Исключения

На законодательном уровне закреплен перечень категорий граждан, которым не требуется получение патента. К ним относят:

  1. Участников и их родственников.
  2. Представителей дипмиссий, консульств, международных организаций.
  3. Сотрудников предприятий, зарегистрированных в другой стране, осуществляющих сервисное, послегарантийное, гарантийное обслуживание, монтаж техники, поставляемой в РФ.
  4. Аккредитованных журналистов.
  5. Студентов высших и профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих трудовую деятельность в каникулы и другое свободное от учебы время.
  6. Научных сотрудников, преподавателей, приглашенных в Россию. Исключение составляют педагоги духовных учреждений.
  7. Медработников, приглашенных в РФ для участия в международных проектах по здравоохранению.
  8. Иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца.
  9. Казахов и белорусов.

Документы

Чтобы получить патент на работу в Москве или в ином другом регионе, иностранец должен предоставить в территориальное подразделение МВД (по адресу своего пребывания):

  1. Два экземпляра заявления.
  2. Паспорт, бланк которого признается в России. С 1 янв. 2016 г., например, гражданам Узбекистана нужно предъявлять документ нового образца.
  3. Миграционную карту. В этом документе в графе "Цель визита" должно стоять "работа". Если по какой-то причине миграционная карта отсутствует (утеряна, к примеру), контрольный орган проверяет информацию самостоятельно по информационной базе.
  4. Медполис либо договор с организацией, предоставляющей платные медуслуги. Соглашение оформляется на весь период работы и действует в регионе, в котором иностранец планирует работать.
  5. подтверждающий отсутствие у заявителя наркозависимости, ВИЧ и других опасных заболеваний.
  6. Документ, удостоверяющий прохождение курсов обучения русскому языку, основам отечественного права и российской истории.
  7. Регистрационный талон по адресу временного пребывания.

В ряде случаев в патент могут вноситься сведения о профессии или видах деятельности иностранца. Если такая информация присутствует, то работать по другой специальности лицо не может.

Подать указанные документы гражданин должен в 30-дневный срок. Если этот период пропущен, лицу придется заплатить административный штраф (10-15 тыс. руб.). прилагается к документам.

Патент на работу для иностранных граждан: цена

Если контрольным органом было принято положительное решение по заявлению, иностранец должен прийти лично в территориальное подразделение МВД с паспортом и квитанцией об оплате аванса по НДФЛ, предусмотренного ст. 227.1 НК.

Стоимость патента различна в разных регионах страны. Размер авансового платежа за месяц формируется из:

  1. Базовой стоимости, определенной п. 2 ст. 227.1 НК. Она составляет 1200 руб.
  2. Федерального коэффициента-дефлятора. Он устанавливается по приказу Минэкономразвития.
  3. Регионального коэффициента. Этот показатель устанавливают уполномоченные органы субъектов РФ. Если коэффициент не определен, его значение принимается за единицу.

В 2016 г. за патент в Москве нужно было заплатить 4200 руб.:

1200 х 1,514 х 2,3118 = 4200.

Лица, приравненные к гражданам России

Для лиц, приехавших из Беларуси, Казахстана и Армении, предусмотрены льготы. В отношении них не действуют ограничения, установленные для других иностранных граждан. Прием на работу производится по общим правилам, распространяющимся на российских граждан.

Кроме того, льготное оформление предусматривается для лиц, имеющих вид на жительство. Процедура занимает 7 дней с даты пересечения границы.

Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу , следующие:

  • Паспорт заявителя.
  • Трудовая книжка. Если она отсутствует, ее оформляет отдел кадров по месту работы.
  • Медполис.
  • Документы об образовании.
  • Вид на жительство. Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии этот документ не предъявляют.

Важный момент

При трудоустройстве иностранца с ним заключается контракт в обязательном порядке. В договор вносятся сведения, перечень которых предусмотрен в 57 статье ТК.

Если лицо проживает на территории РФ временно, в контракт включается информация по визе/патенту. Кроме того, определяются правила и условия оказания медпомощи.

Если лицо проживает постоянно в стране, указывается информация о виде на жительство. Также в договор включаются сведения о компенсации затрат на переезд иностранного работника и его родственников, а также его возвращение на родину.

Общие правила трудоустройства

Они установлены в статье 65 ТК РФ . В норме закреплен общий перечень документов, предъявляемых нанимателю лицом, поступающим на работу. Для иностранцев , разумеется, действуют исключения. К примеру, мигрантам не нужно предъявлять документы о воинском учете.

В общий перечень документов, согласно статье 65 ТК РФ , включены:

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство.
  4. Документ о квалификации, наличии спец. знаний, об образовании, если работа требует специальной подготовки или знаний.
  5. Справка об отсутствии судимости/уголовного преследования или о прекращении уголовного производства по реабилитирующим обстоятельствам. Этот документ выдается в форме и в порядке, определенном МВД.
  6. Справка об отсутствии административного наказания за употребления психотропных/наркотических соединений без назначения.

Перечень может сокращаться или увеличиваться в зависимости от специфики работы. Для иностранцев , постоянно проживающих в России, но не имеющих трудовой книжки, действует тот же порядок, что и для россиян. При устройстве на работу впервые кадровая служба предприятия самостоятельно оформляет трудовую книжку и страховое свидетельство.

Извещение органа МВД

В соответствии с требованиями ФЗ № 115, в обязательном порядке осуществляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина и его увольнении и самим нанимателем, и мигрантом.

Работодатель направляет извещение о расторжении контракта, если:

  1. Квалификация мигранта не подходит для выполнения работы.
  2. Иностранец пропал, сбежал.
  3. Закончился период действия контракта или срок, на который было выдано разрешение.
  4. Мигрант увольняется с работы по собственному желанию.

На каждого работника заполняется отдельный бланк. При приеме на работу иностранный гражданин , получивший патент, должен направить извещение в территориальное подразделение МВД в двухмесячный срок с даты выдачи разрешения. К нему прилагается копия контракта с нанимателем.

Работодатель обязан известить контрольный орган о приеме/увольнении мигрантов, стоящих на миграционном учете по месту пребывания /проживания, в том числе:

  • Визовых с разрешением на трудовую деятельность.
  • С видом на жительство.
  • Беженцев.
  • С разрешением на временное проживание.
  • Безвизовых с патентом, в том числе из ЕАЭС.

Нюансы

Бланк уведомления необходимо заполнять внимательно. Если в нем будут допущены ошибки, контрольный орган не примет документы, а на предприятие будет наложен штраф.

Предоставить уведомление можно лично либо отправить заказным письмом с описью и извещением о вручении. Госорган после проверки сведений передает заявителю отрывной талон с печатью.

Уведомления направляются в трехдневный срок с даты заключения/расторжения договора.

В соответствии с изменениями в законодательстве, с 2015 г. извещать налоговую инспекцию и службу занятости о трудоустройстве/увольнении мигрантов не нужно.

Типовая форма извещения утверждена в Приложении № 19 к Приказу ФМС от 28.06.2010 (в ред. от 12.03.2015).

Бланк можно заполнить и от руки, и на компьютере. Все слова должны быть на русском языке. Писать необходимо разборчиво. Бланки с исправлениями, сокращениями, зачеркиваниями не принимаются.

В уведомлении должны присутствовать следующие данные о нанимателе:

  • Полное наименование и форма собственности организации или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
  • Статус работодателя. Это может быть ИП, юрлица, нотариус/адвокат, занимающийся частной практикой.
  • Номер по ЕГРЮЛ.
  • Код деятельности по ОКВЭД.
  • ИНН (при наличии) или КПП.
  • Адрес, контактные сведения (телефон, эл. адрес).

О мигранте должны указываться следующие сведения:

  • Ф. И. О., место и дата рождения, гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  • Дата выдачи и номер миграционной карты.
  • Номер патента.
  • Адрес регистрации, дата
  • Специальность, профессия и иная информация о рабочей деятельности.
  • Род договора (трудовой, гражданско-правовой), его реквизиты.

Взносы

Страховые отчисления рассчитываются в процентах к окладу в соответствии со статусом трудоустроенного мигранта. Взносы перечисляются в ПФР, ВСС и ФФОМС.

В страховой фонд с временно проживающих мигрантов вносится 1,8 % от оклада. Отчисления в ПФР производятся в соответствии с установленными тарифами.

Граждане Казахстана, Армении, Беларуси выплачивают суммы по ставкам, определенным для конкретного предприятия.

НДФЛ устанавливается исходя из статуса трудоустроенного мигранта:

  • 13 % выплачивают резиденты, которые находятся в РФ больше 183 дн.;
  • 30 % - нерезиденты, находящиеся в России меньше 183 дн.;
  • 13 % - граждане Казахстана, Белоруссии, Армении.

Последние осуществляют перечисления с первого дня работы.

Патент: срок действия, продление

Разрешение на работу выдается в 10-дневный срок с даты подачи необходимого пакета документов. Патент действителен в течение 1-12 мес. Трудовая деятельность по нему может осуществляться в конкретном регионе РФ.

Патент, оформленный на 1 мес., можно продлить не больше 11 раз. При этом общий срок его действия не должен превышать 1 г. В качестве основания для продления выступает отчисление аванса по НДФЛ. Патент будет продлен автоматически на срок, за который внесена сумма. В этом случае обращаться с заявлением в контрольный орган нет необходимости.

Действующий патент можно переоформить однократно на срок, не более года. Он также может выдаваться на 1-12 мес.

Если мигранту отказано в переоформлении, повторно подать заявление он вправе только через год.

Санкции за трудовую деятельность без патента

Мигрантам, нарушившим требования законодательства, может вменяться штраф 2-5 тыс. р. Кроме того, нормативными актами предусмотрена возможность выдворения иностранца с территории России. Соответствующие положения закрепляют части 1 и 2 ст. 18.10 КоАП.

Необходимо помнить, что за нарушения миграционного законодательства ответственность несет и наниматель. Физлицам может вменяться штраф 205 тыс., должностным лицам - 25-50, руководителям - 250-800 тыс. руб.

В соответствии с положениями ст. 18.15 КоАП, исполнительные органы могут приостановить работу предприятия, принявшего в штат мигранта, не имеющего патента, на период от 14-ти до 90 дней. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст. 2.4 КоАП, как и должностные лица.

Санкции за несвоевременное извещение о принятии/увольнении мигрантов

Меры ответственности предусматриваются в ст. 18.15. Если наниматель не подал уведомление, нарушил сроки его направления, неверно заполнил бланк извещения, ему может грозить штраф:

  • 5-7 тыс. руб. - для физлиц;
  • 35-70 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 400 тыс. руб. - 1 млн руб. - для организаций.

Кроме того, как и в предыдущем случае, предусмотрено приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на 14-90 дн.

Заключение

С 2016 г. надзор за приемом мигрантов на работу на отечественные предприятия существенно ужесточился. Контрольные меры направлены на сокращение потоков нелегальных работников.

Из-за того, что мигранты готовы выполнять любую доступную работу, а наниматели, в свою очередь, стремятся сократить расходы на персонал, внутренний рынок труда дестабилизируется. Многие квалифицированные отечественные специалисты не могут найти хорошо оплачиваемую работу. Повышается уровень безработицы. После ужесточения контроля, как показывает статистика, ситуация стала меняться в лучшую сторону. Потоки нелегалов существенно сократились.

В целом предписания законодательства выполнить не так сложно. В ФЗ № 115 требования сформулированы достаточно четко. Нанимателям, стремящимся избежать расходов и нарушающим требования нормативных актов, нужно хорошо подумать. Ведь на предприятие может быть наложен довольно крупный штраф или вовсе его деятельность будет приостановлена. Размер денежных взысканий по КоАП намного выше, чем сумма всех пошлин, определенных законом. Грубые или неоднократные нарушения законодательства могут повлечь и уголовное наказание.

Следует помнить, что контроль трудоустройства мигрантов осуществляет не только МВД, но и служба занятости и ИФНС.



Просмотров