Общество международно правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта, регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.

В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев, которые традиционно складывались и закреплялись во внутригосударственном законодательстве. Например, в законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, в период боевых действий запрещалось: употреблять отравленное оружие; убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления, смерть на поле сражения давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX веке с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н. И. Пирогов.

В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК). Основателями комитета стали швейцарские подданные Дюнан, Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар. В 1864 году швейцарское правительство созвало международную конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.). Женевская конвенция стала первым письменным документом международного гуманитарного права. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к ней.

В целях обеспечения выполнения личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации общепринятых правил ведения военных действий издано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно содержит основные положения документов международного гуманитарного права, которые являются обязательными для всех военнослужащих при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов)

Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.

Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить объекты, не имеющие военного значения.

Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу:

Начала и окончания войны или вооруженного конфликта;

Нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);

Ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;

Защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Основными принципами международного гуманитарного права являются принципы гуманизма; недопустимости дискриминации жертв войны; международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права; ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий; разграничения военных и гражданских объектов; защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения на гражданское население.

Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.;

Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права.

Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт. Поэтому в содержании основных документов международного гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий, характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним (рис.1).

Рис. 1 Статус физических лиц воюющих сторон

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала).

Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц.

Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.

Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.

Таким образом, различия в правовом положении комбатантов и не- комбатантов связываются с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в процессе военного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.

К лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся имеющие право на защиту или на особый статус, нападение на которых запрещается (рис. 2). К ним относятся лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданские, находящиеся на территории противника и оккупированной территории, интернированные, медицинский, интендантский и духовный персонал, персонал сил гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей), и лица, переставшие принимать участие в военных действиях (военнопленные, раненые, больные и лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал вооруженных сил, участвующий в гуманитарных акциях).

Рис.2 Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права

Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники?

Впервые это понятие было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 11977 года. В соответствии с ней наемник - это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;

г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;

е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

Защита жертв вооруженных конфликтов

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью. Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации. Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.
Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Запрещенные способы и средства ведения боевых действий

В целях избежать излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, сопряженный с боевыми действиями, международное гуманитарное право устанавливает запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств их ведения. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте выбирать методы или средства ведения войны, не является неограниченным».

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
- убийство или ранение гражданских лиц;

Убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

Убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

Нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

Принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

Отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

Взятие заложников;

Вероломство;

Использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

Использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;

Нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

Террор в отношении гражданского населения;

Нападение на медицинские формирования, санитарно- транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

Уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

Уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

Отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся те из них, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами, а также конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания:

Снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным составом;

Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

Яды или отравленные боевые средства;

Удушливые ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;

Средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

Любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

Мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;

Любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;

Противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей;

Мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;

Самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;

Дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;

Зажигательное оружие, при любых обстоятельствах применяемое против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях;

Лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

Химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения.

Таким образом, нормы международного гуманитарного права устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения боевых действий.

Их нарушение влечет за собой меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и (или) внутригосударственному праву.

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия следует подчеркнуть необходимость в современных условиях ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон.

При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю занятия необходимо особое внимание уделить разъяснению целей, содержания, принципов и основных субъектов современного международного гуманитарного права военных конфликтов.

При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия надо раскрыть содержание понятия «жертвы вооруженных конфликтов», а также основные правила поведения военнослужащих по отношению к различным категориям жертв конфликтов. Целесообразно привести примеры современных вооруженных конфликтов, свидетельствующие о масштабах жертв среди гражданского населения.

При изложении материала по третьему учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть основные запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

1.Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002. - № 8.

3. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. - № 8.

4. Сучков В. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций //Ориентир. - 2007. - № 12.

Полковник запаса,кандидат военных наук, доцент Александр Лебедев

Одной из основных целей права вооруженных конфликтов является защита жертв войны, к которым относятся следующие категории лиц: 1)раненые; 2)больные; 3)потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4)военнопленные; 5)гражданское население. Под защитой жертв войны понимается предоставление им такого статуса, который гарантировал бы им максимальную защиту в условиях вооруженного конфликта. Соответствующий статус закреплен Женевскими конвенциями 1949 года и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 года.

Ранеными и больными признаются лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие ранения, травмы, болезни или иного физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Таким образом, раненые и больные должны удовлетворять двум признакам: во-первых, необходимость в медицинской помощи или уходе, во-вторых, отказ от любых враждебных действий (сопротивления). Если раненое или больное лицо продолжает оказывать сопротивление, оно лишается соответствующего статуса. Для отнесения лица к данной категории жертв войны не имеет значения, в каком качестве оно участвовало в вооруженном конфликте до того, как стало нуждаться в медицинской помощи. Это означает, что ранеными и больными могут быть признаны лица, входящие в личный состав ополчений, партизанских отрядов, некомбатанты, гражданское население неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие и т. д.

Правовой режим раненых и больных включает в себя следующие элементы. Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, во власти которой они окажутся, обязана обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Преимущество в очередности оказания раненым и больным медицинской помощи допускается только по медицинским причинам неотложного характера. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать и истреблять их, подвергать пыткам, проводить биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. Запрещены такие действия, как взятие из числа раненых и больных заложников, коллективные наказания, лишение этих лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство и другие негуманные действия, оскорбляющие достоинство личности.

Все перечисленные обязанности несут во время вооруженного конфликта не только воюющие стороны, но и нейтральные государства. Характерно, что сами раненые и больные не могут отказаться от оказываемой им помощи, если она оказывается в соответствии с нормами международного права. Иными словами, такая помощь может быть оказана раненым и больным принудительно.

Для реализации статуса раненых и больных государства берут на себя целый ряд обязательств. В частности, они обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать этих лиц. С этой целью, а также с целью эвакуации раненых и больных, между воюющими сторонами могут быть заключены временные перемирия и соглашения о прекращении огня. Допускается и поощряется помощь местных жителей в оказании раненым и больным помощи и ухода. Воюющие стороны в обязательном порядке должны создавать специальные медицинские формирования, которые следует размещать так, чтобы они, по возможности, не подвергались нападению противника. Кроме того, стороны конфликта должны осуществлять регистрацию попавших в плен раненых и больных и передавать соответствующие данные государствам, гражданами которых они являются. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними. Здания, имущество и склады постоянных санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению.

Правовой режим военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 года. Согласно статье 4 этой Конвенции, военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица (комбатанты), принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, а также лица, следующие за вооруженными силами, на которых возложено их обслуживание, члены экипажей судов торгового флота, население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками.

Основополагающим элементом правового статуса военнопленных является то, что они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому, независимо от ответственности, которая может быть наложена на отдельных лиц, держащее в плену государство всегда несет международную ответственность за обращение с военнопленными.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, являются серьезным нарушением Конвенции. Запрещено подвергать военнопленных физическому калечению, научным или медицинским опытам, унижению их чести и достоинства, а также какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений. В то же время допускается установление отдельным категориям военнопленных привилегированного режима в связи с состоянием здоровья, возраста или квалификации. Военнопленные должны пользоваться защитой от любых актов насилия или запугивания, в том числе от оскорблений и любопытства толпы. По общему правилу, они сохраняют свою гражданскую правоспособность, которая может быть ограничена лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена. Через выборных доверенных лиц военнопленные имеют право поддерживать связь с официальными властями держащего в плену государства, представителями государства-покровителя и МККК.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и необходимую им медицинскую помощь. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. При этом допускается использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. Категорически запрещен принудительный труд военнопленных из числа лиц офицерского состава. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих его здоровью, а также унизительных работах и работах, имеющих военный характер или назначение. Денежные средства военнопленных являются их законной собственностью и не могут быть обращены в собственность держащего в плену государства. Военнопленные вправе носить знаки отличия, вести переписку, получать индивидуальные и коллективные посылки с продуктами питания и медикаментами. Тяжело раненых и тяжело больных военнопленных государство, во власти которого они находятся, обязано отправлять на родину независимо от их звания и количества.

Военнопленный находится под юрисдикцией держащего в плену государства. Это означает, что он должен подчиняться законам и воинским уставам держащего в плену государства. Их нарушения влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Однако предварительно администрация лагеря для военнопленных должна довести до них содержание действующих правил и приказов на понятном для военнопленных языке. По общему правилу, побег военнопленного из мест содержания не считается уголовным преступлением и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы на родину. Единственное исключение составляют те военнопленные, которые, находясь в плену, совершили уголовное преступление. Они могут быть задержаны до окончания суда или отбытия ими наказания. Расходы по репатриации справедливо делятся между держащим в плену государством и государством, за которым числятся военнопленные.

Последней категорией жертв войны, согласно Женевским конвенциям, является гражданское население . Как свидетельствует статистика жертв вооруженных конфликтов, наблюдается устойчивая тенденция к росту удельного веса гражданского населения в общем числе пострадавших. Известно, что среди убитых в ходе Первой мировой войны лишь 5 % принадлежали гражданскому населению, а среди жертв Второй мировой войны эта цифра достигла уже 48 %. Что же касается современных вооруженных конфликтов, то удельный вес их жертв из числа гражданского населения составляет абсолютное большинство. Это связано с тем, что защитные средства военнослужащих (комбатантов) постоянно эволюционируют, чего нельзя сказать о средствах защиты гражданского населения. Кроме того, современные конфликты характеризуются все большим применением техники и дистанционных средств ведения войны, что также уменьшает риск потерь среди комбатантов и увеличивает опасность гибели мирного населения.

Его статусу во время вооруженного конфликта посвящена Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Под защитой этой Конвенции находятся лица, которые в какой-либо момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются. К гражданскому населению относятся только такие лица, которые не принадлежат ни к одной категории участников вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в военных действиях. Согласно действующему международному праву, гражданское население не теряет своего статуса, даже если среди него присутствуют отдельные военные лица. Статус гражданского населения распространяется на всех лиц независимо от расы, национальности, религии или политических убеждений.

Согласно статье 13 Конвенции, ее положения "...должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной". Под особой защитой при этом должны находиться раненые, больные, инвалиды, престарелые, матери с детьми до 7-летнего возраста, беременные женщины, а также дети в возрасте до 15 лет.

Лица, составляющие гражданское население, при любых обстоятельствах имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, обрядов, привычек и обычаев. Гражданское население охраняется от любых актов насилия или запугивания, его представителей запрещено брать в заложники, грабить, терроризировать, а также искусственно вызывать на оккупированных территориях голод, безработицу и массовые беспорядки. Женевская конвенция запрещает также мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение гражданского населения к службе в оккупационных войсках и т.д. Привлечение населения к работам возможно только при условии, что они не имеют военного характера и справедливо оплачиваются.

На оккупированной территории может устанавливаться новое уголовное и административное законодательство, которое вступает в силу только после того, как будет доведено до населения на понятном ему языке. Вместе с тем, оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы и порядки и не допускать на захваченных участках социальных бедствий. В частности, на оккупированной территории должна быть организована деятельность медицинских учреждений и налажено снабжение населения продовольствием.

Гражданское население не может быть депортировано с оккупированной территории помимо своей воли. В то же время возможна его временная эвакуация в случаях, когда дальнейшее проживание в данной местности представляет для населения опасность. Запрещено эвакуировать гражданское население на территорию оккупирующего государства; после завершения военных действий эвакуированных людей как можно быстрее необходимо вернуть на ранее занимаемые территории. Помимо эвакуации, возможно также интернирование гражданского населения, то есть помещение его в специально отведенные места, безопасные с военной точки зрения. Интернированные лица должны иметь собственную администрацию и содержаться отдельно от военнопленных и лиц, приговоренных к лишению свободы.

Республика Казахстан присоединилась к Женевским конвенциям 27 декабря 1993 года, взяв тем самым на себя соответствующие международные обязательства по защите жертв вооруженных конфликтов. Данный шаг представляется необходимым для любого цивилизованного государства. Отказ от международного сотрудничества в рассматриваемой области может повлечь для страны весьма печальные последствия. Например, СССР отказался присоединиться к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 года, хотя ее подписали большинство государств, принимавших участие во Второй мировой войне. Это обстоятельство впоследствии стало одной из причин антигуманного обращения Германии (кстати, тоже участницей Конвенции) с советскими военнопленными. Помимо Женевских конвенций 1949 года, Казахстан является участником Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. В соответствии с этим Соглашением стороны взяли на себя обязательство принять все необходимые меры для пресечения любых действий, нарушающих международное гуманитарное право, включая наказание лиц, виновных в совершении деяний, квалифицируемых как военные преступления или преступления против человечества по международному праву и национальному законодательству. Кроме того, государства-участники решили предпринимать согласованные меры для защиты лиц, незаконно лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, а также для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. Координация данной совместной деятельности должна осуществляться с участием национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК).

Примечательно, что одной из обязанностей государств в области защиты жертв войны является проведение своеобразной просветительской работы. Например, согласно статье 47 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, государства обязуются как в мирное, так и в военное время распространять текст Конвенции в своих странах. С этой целью приветствуется включение изучения Конвенции в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования, чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и особенно сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

Большую роль в деле защиты жертв войны традиционно играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК), мандат которых на соответствующую деятельность закреплен действующим международным правом. Республика Казахстан также активно сотрудничает с данными структурами. Так, 10 августа 1992 года был заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о статусе регионального представительства Международной Федерации в Алма-Ате.

На уроке мы рассмотрим понятие международного гуманитарного права и основные международные документы, его образующие. Вы узнаете, кто является жертвами вооруженных конфликтов, какие права они имеют в ходе военных действий и какие гарантии должны предоставлять им воюющие государства. Также вы познакомитесь с основополагающими принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, и с понятием международных преступлений.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Права и защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана международным сообществом, когда мировая история первой половины XX века продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги» , или «право войны», закрепленное в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Эти международные соглашения устанавливают законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров. Также они закрепляют права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивают методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних и неоправданных человеческих жертв и разрушений.
Данные конвенции являются действующими международно-правовыми нормами, признанными большинством стран мира. Они были первой попыткой сформулировать принципы и нормы международного права, касающиеся войны на суше и на море. Несоблюдение Гаагских конвенций квалифицируется международным правом как военное преступление, подлежащее наказанию.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН в 1945 г. Среди принципов международного права , закрепленных в Уставе ООН, которые создали фундамент современного международного права, можно выделить следующие:
1. Принцип равноправия и самоопределения народов;
2. Принцип уважения прав человека;
3. Принцип мирного разрешения международных споров;
4. Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления;
5. Принцип международной уголовной ответственности индивидов и т.д.

Фактически Устав ООН поставил войну как средство разрешения международных конфликтов вне закона и первым из международных правовых документов обратил внимание на права отдельной личности, сделав принцип уважения прав человека общепризнанным.
На этот же период приходится становление «права Женевы» , которое является развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях, и берет свое начало с Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право вводился новый принцип нейтральности медицинского персонала, по которому помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Впоследствии право Женевы было дополнено Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными. Эти документы закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.
Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Положения данных конвенций обязательны и для нейтральных стран.
Женевские конвенции также устанавливают механизм привлечения к ответственности военных преступников, нарушающих положения данных документов. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны - участницы этих конвенций, если она имеет доказательства их виновности. Военными преступлениями считаются преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в таких нарушениях, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Военные преступления наряду с действиями, направленными на развязывание или ведение агрессивной войны, и преступлениями против человечества относятся к международным преступлениям - самому тяжкому из всех возможных видов преступлений. Примерами таких преступлений являются геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др. Субъектами международных преступлений могут выступать как государство, так и индивиды. Ответственность за международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, и к ним неприменим срок давности.

Таким образом, право Гааги и право Женевы закрепили следующие важнейшие положения:
1. систему мирных средств для разрешения споров между государствами;
2. военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
3. мирное население, а также взятые в плен лица, не должны являться объектом военных действий;
4. обязанность заботиться о военнопленных, больных и раненых;
5. запрет на применение отравляющего оружия и методов ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

В современном виде международное гуманитарное право представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Оно предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в военных действиях: раненые, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные (комбатанты). Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
С принятием новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями, и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет также распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Приведите примеры международных вооруженных конфликтов, имеющих место в настоящее время.

2. Приведите примеры международных преступлений и преступников, которые вам известны из курса истории.

Г ирин Олег Владимирович

магистрант кафедры международного права Кубанского государственного университета

(тел.: 89615915420)

Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов

Аннотация

Автор в своей публикации подробно рассматривает международное правовое положение жертв войны, подробно анализирует средства и методы ведения войны, проводит анализ международно-правовых актов регулирующих правовое положение субъектов международного права в условиях международных вооруженных конфликтов.

The author in its publications in detail considers the international legal position of the victims of the war, in detail analyses the facility and methods of conduct of the war, conducts the analysis international-legal acts adjusting legal position subject international right in condition international armed conflict.

Ключевые слова: жертвы войны, международное право, вооруженные конфликты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные конфликты.

Key words: victims of the war, international right, armed conflicts, generally accepted principles and rates of the international right, international conflicts.

оложение государств в мире

П характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Россия стремится к формированию идеологии равноправного многополярного мира и не поддерживает концепцию доминирования в международном сообществе развитых западных стран во главе с США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права .

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Конфликты последних лет (война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, недавние события в Косово, а также трагические столкнове-

ния, происходящие в настоящее время в Афганистане и на территориях, оккупированных Израилем , столкновение между Россией и Грузией ) ставят под сомнение существование традиционного различия между "правом Женевы", то есть сводом правил, предоставляющих защиту лицам, которые находятся во власти неприятеля, и "правом Гааги", то есть сводом правил, регулирующих ведение военных действий, а также связь между Международным Комитетом Красного Креста и этими двумя отраслями международного гуманитарного права (условно и проблематично говорить о двух различных отраслях) .

Если рассматривать различия между "правом Женевы" и "правом Гааги", то можно прийти к выводу, что между этими двумя системами норм не существует четко определенной линии раздела. Это можно наглядно проиллюстрировать на конкретных конвенционных нормах.

Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в Дублине 30 мая 2008 года и открытая для подписания в Осло в декабре 2008 года, вступила в силу 1 августа 2010 г. В этой связи следует отметить, что в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года гру-

зинская армия точно применяла американские кассетные боеприпасы М-85, запускаемые с установок "Град" . Помимо американских, в конфликте были применены старые советские кассетные боеприпасы, но какая из сторон их применила (или, может быть, обе), остается пока неясным. Ни Грузия, ни Россия не подписывали Конвенции о кассетных боеприпасах. Россия не намерена присоединяться к Конвенции о кассетных боеприпасах, поясняя, что с помощью этого документа страны НАТО пытаются ограничить Россию в применении дешевого и эффективного оружия. По мнению экспертов по внешней и оборонного политике России нет смысла в присоединении к конвенции,которая в реальности не будет исполняться.

Тем не менее, многие нормы Конвенции о кассетных боеприпасах относятся и к "праву Женевы", и к "праву Гааги". Это касается, например, правил, предусматривающих защиту гражданского населения от воздушных и/или артиллерийских бомбардировок: эти нормы можно рассматривать как составную часть права войны в воздухе, а значит - права ведения военных действий. Но эти нормы относятся также и к защите жертв и тем самым - к праву Женевы, так как взрывоопасные остатки кассетных боеприпасов убивают или калечат гражданских лиц, в том числе женщин и детей, препятствуют экономическому и социальному развитию, в том числе вызывая потерю средств к существованию, затрудняют восстановление и реконструкцию в посткон-фликтный период, задерживают процесс возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц или препятствуют ему, могут оказывать негативное воздействие на национальные и международные усилия по миростроительству и оказанию гуманитарной помощи и порождают другие тяжелые последствия, которые могут сохраняться на протяжении многих лет после их применения, если рассматривать последствия таких бомбардировок на земле.

С точки зрения Франсуа-Бернара Уига, появление новых игроков, не являющихся государствами, новых типов оружия и новых идеологических притязаний способствует распространению смешанных или неопределяемых вооруженных конфликтов . По мнению российского конфликтолога Д.М. Фельдмана, существует более 70-ти определений конфликта .

"Нормальными и естественными для международных отношений, - пишет Л.М. Энтин, - являются лишь противоречия. Разрешение их через международный конфликт не только не обязательно, но и вредно, пагубно, недопустимо. Превращение противоречий в конфликты свиде-

тельствует о низком уровне политической культуры, неумении или нежелании добиться разрешения противоречий цивилизованными средствами, которые были зафиксированы еще в конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений" .

В последнее время термин "конфликт" употребляется в сочетании с определением "вооруженный", обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права (далее -МГП), под которым понимается система норм, отвечающих требованиям гуманности и призванных ограничить последствия вооруженных конфликтов. Это право предоставляет защиту лицам, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Международный Комитет Красного Креста дал определение понятия "международный вооруженный конфликт" в комментарии к Женевским конвенциям 1949 г. как "любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения" . Протокол № I 1977 года добавляет, что международный вооруженный конфликт включает войны за национальное освобождение или самоопределение.

Одной из проблем, возникающих при смешении понятий "международный и/или внутренний вооруженный конфликт" , является то, что сильная сторона начинает лучше осознавать международно-правовую пробельность реализации угроз, т.е. существующие формы агрессии, которой могут подвергнуться современные государства и характер которых трудно определить, так как правовая регламентация имеет пробелы и не поспевает за высокотехнологичными фактическими обстоятельствами. Этот тезис говорит о том, что этот факт трудно определить как акт войны, который бы оправдал тот или иной акт возмездия. К таким обстоятельствам относится: "информационные войны" , "кибер войны" , название, которое охватывает все акты агрессии, которые могут осуществляться виртуально и дистанционно, обычно с анонимного компьютера или из компьютерной сети.

Это примеры возникновения новейших проблем в международном гуманитарном праве, в появлении виртуальных и/или смешанных вооруженных конфликтов, которые характерны для современного времени.

С точки зрения заместителя директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова В. Ященко, вопрос о ре-

альном применении информационного оружия пока не перешел в практическую плоскость, а в информационных войнах главные усилия должны быть направлены на решение международно-политических вопросов .

Тем не менее, когда совершается "кибер нападение" на государство, возникает проблема обнаружения агрессора (откуда совершено нападение и кто на самом деле контролирует сайты и серверы, с которых оно совершено?) и становятся актуальными вопросы: Кто руководит нападением? Правительственная служба? Наемники, которых можно "нанять" по Интернету? Частное лицо, криминальная или террористическая группировка? Как оценить ущерб и когда можно рассматривать нападение как акт войны, особенно если никто не был убит? Касается ли все это частных или общественных интересов? Как защитить интересы жертв компьютерных и/или информационных войн?

Так, в ходе подготовки и проведения США и Великобританией односторонней военной акции в обход Совета Безопасности ООН против Ирака одну из ключевых ролей сыграло ее тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение (наличие в этой стране оружия массового уничтожения), которое стало основанием для вторжения. Экс-глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс на слушаниях по британскому участию в войне в Ираке выразил уверенность, что вторжение в страну в 2003 году было незаконным, и подверг сомнению качество разведданных, собранных западными странами для оправдания военной операции. Оружие массового уничтожения найдено не было, а вооруженный конфликт, построенный на информационной угрозе, продолжается и по сей день.

Следует отметить, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточиваются во внутриполитической, экономической, социальной, международной, информационной, военной и оборонно-промышленной сферах... .

В национальном аспекте, к совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности, к внешним источникам угроз, например информационной безопасности Российской Федерации, отнесена разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получе-

ние несанкционированного доступа к ним . Некоторые авторы, как правило, зарубежные, мониторинг безопасности, определяющийся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, рассматривают как тотальный контроль в Интернете . Хотя этот баланс интересов весьма хрупок, условен и относителен.

Вызывает серьёзную озабоченность другой вопрос, а именно: какие ответные действия предпринять, например, при ответе на виртуальную агрессию вредоносными программными средствами (вирусами, ботнетами) - физической бомбардировкой?, а еще труднее принять меры по согласованию межгосударственного позиционного восприятия в рамках Организации Объединенных Наций. По сути, важнейшие глобальные информационные структуры, например Интернет, -в значительной степени находится вне сферы международного правового регулирования.

Политическое решение Страсбургского суда, осудившего бывшего руководителя партизанского отряда Василия Кононова, создало казус, но не прецедент..., когда бывшие борцы с нацизмом оказались вне закона в Европе. В. Кононов - жертва войны, требующая защиты, или комбатант, нарушающий "право Женевы"? Именно по инициативе России правила ведения партизанской войны сформулировал русский профессор Ф.Мартенс, которые вошли в состав Гаагской конвенции 1899 г., а затем совершенствовались в последующих международных документах.

В рассматриваемом аспекте следует отметить, что в годы войны погибло около 3 миллионов гражданского немецкого населения, изгнано 16 миллионов немцев из Восточной Пруссии, Померании, Судет, Силезии, стран Восточной Европы, 8 миллионов мирных граждан, убито в СССР, 3 миллиона убито польских граждан и мирных граждан других стран. Латвия заявила, что решение суда является подтверждением принципа международного права. А в России и ряде других стран считают, что вердикт стал пощечиной всем силам сопротивления нацизму в Европе .

Следует подчеркнуть, что кодификация МГП в мировом масштабе началась в XIX веке. С тех пор государства приняли целый ряд правил, учитывающих горький опыт войны в современных условиях и направленных на установление строго равновесия между требованиями гуманизма и военными интересами государств. Но интересы меняются и "аналоговые" вооруженные конфликты трансформируются в "цифровые", либо с использованием других психических и/или высо-

котехнологичных средств и методов ведения таких войн . Эти отношения усложняется тем фактом, что кибер нападение следует логике хаоса (чем больший беспорядок оно создает и, следовательно, чем больше времени, энергии и финансов потрачено, тем оно эффективнее), и сложно получить результат соотношения между желаемым и полученным эффектом, особенно, через призму эффективности права .

Давая объективную политико-правовую оценку актуальным вопросам и проблемам международного гуманитарного права, основанных на нормах действующего международного права, для понимания современной сущности международных вооруженных конфликтов в гуманитарном разрезе, на наш взгляд, необходимо согласиться с тезисом Якоба Келленбергера (президента Международного Комитета Красного Креста), - "Ни одна война не может быть выше международного гуманитарного права". Это означает, что России следует рассмотреть возможность её участия в Конвенции о кассетных боеприпасах и Европейской конвенции о киберпреступности (ETS № 185), так как принятие качественной международно-правовой нормы означает, что ее применение и реализация приводит именно к тому оптимальному результату и достижению той конкретной гуманитарной цели, которая была установлена сторонами при разработке и принятии международных соглашений .

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая; Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)/Пер. О. Ю. Уральской//М., 1998.

2. Геграева Л. Х. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов: На примере арабо-израильского, руандийского и иракского конфликтов. Диссертация... кандидата политических наук. М., 2005; Черноудова М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10 М., 2006; Окран Сидней Самуэль. Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов на африканском континенте: 1990-2007. дис.... канд. фи-лолог.наук. М., 2009; Боженко В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на терри-

тории Содружества Независимых Государств: дис.... канд. юр. наук: 12.00.10М., 2001; Феду-няк С. Г. Політичний вимір системи безпеки євроатлантичного простору і нових незалежних держав: дис... д-ра політ. наук: 23.00.04 / НАН України; Киев, 2006.

3. Прим. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. См.: Сорокина Н. Молчание Фемиды //Российская газета. 2007. 14 нояб.; Российская делегация впервые за 14 лет готова одобрить доклад ПАСЕ по Северному Кавказу / / Российская газета. 2010. 22 июня; Маркедо-нов С., Грузино-абхазскийконфликт и безопасность на Кавказе // Южный Кавказ: проблемы региональной безопасности и интеграции. Т. 2, №1. РАУ: Ер., 2005. С. 118-119.

4. Бюньон Ф. Право Женевы и право Гааги // Сборник статей из выпусков Международного журнала Красного Креста, № 841-844 за 2001 год. М., 2001. С. 137-159.

5. Прим. Кассетные бомбы представляют собой боеприпас, в котором вместо взрывчатки находится несколько сотен мелких мин. Эти боеприпасы разрушаются на высоте несколько сотен метров и маленькие мины разлетаются в радиусе до нескольких километров, взрываясь при ударе о землю и поражая все живое вокруг. Мины не срабатывают и могут годами лежать в земле, пока кто-нибудь их не потревожит. Как правило, жертвами таких мин становятся мирные жители и животные. Именно из-за этого эффекта в мире растет протест против кассетного оружия.

6. Уиг Ф.-Б. Неоднозначность понятия войны; Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации // Международный журнал Красного Креста. 2009. № 873. См.: Официальный сайт Международного журнала Красного Креста (дата посещения: 15 сентября 2010 г.) http://www.icrc.org/web/ гизШегивО. пзШті/ІЙЙС_2009_ 873

7. Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие М., 1998. С. 9.

8. Цит. по.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. ДА МИД России. М., 2003. С. 22.

9. Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 г., к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера / Пер. с англ. Клод Пийту и др. М., 2000. С. 34.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2010 № 3

ся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 10. 06.77 // СПС "Консультант-Плюс". Международное гуманитарное право.

11. Основные документы МГП (Женевские

конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.), проводят различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, конкретно указывая, какие нормы применяются в каком типе конфликта //Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. И др. Обычное международное гуманитарное право. МККК. Женева. 2006. С. XVIII.

12.Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003. О понятии "информационные войны" см. подробнее: электронный ресурс Информационные войны (http:// www.infwar.ru).

13. Кирьянов О. Южнокорейская разведка предупреждает об атаке хакеров на госсайты // Российская газета. 2010. 28 янв.; "Акт о Национальный кибербезопасности 2009" (The Cybersecurity Act of2009). Подробнее: Гасюк А. США обнародовали национальную стратегию / / Российская газета. 2010. 4 марта.

15. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. № 1. С.32-36.

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537// Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая.

17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2010. 28 сент.

Id.Zigfeld Kim. Re-imposing totalitarian information control in Russia // American Thinker.

19.Шестаков Е. Безрассудный Страсбург // Российская газета. 2010. 21 мая; Маргелов М. Страсбург против Нюрнберга // Российская газета. 2000. 24 мая; Радзиховский Л. В Европе повешенных // Российская газета. 2010. 1 июня.

21.Прим. Беспилотный израильский аппарат Aerostar активно применялся и применяется израильскими вооруженными силами во время арабо-израильского конфликта в 1973 г., в 1982 г. они использовались во время боевых действий в Ливане, в 2008 году в Ираке. Ударные беспилотные летательные аппараты показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. См. также: Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). Л.: Издательство ЛГУ. 1975. C. 28; Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. М., РАН. 2000.

22. См.: Эужению деЖезуш Уильсон де Кар-

вальо. Проблема повышения эффективности Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов: Дис...к.ю.н. М., 1996. С. 37; Кривчикова Э.С. Международ-

ный контроль - важное средство достижения эффективности международного права: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2001. [Рецензия]/Э. С. Крив-чикова // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 216 - 220; Мингазов Л.Х. Некоторые теоретические вопросы эффективности норм международного права // Международное право и современность. Тбилиси. 1984. С. 78-102; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань. 2000. С. 41.

23. См. например: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве: Монография. Казань. 2003. С. 110.



Просмотров