Звания офицерского состава: иерархия, права и обязанности военнослужащих. Определение статуса военнослужащего

Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни), руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.

В истории становления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именно воспитателей. "Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей".

К началу 20 века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогические курсы. "Кузница" военно-педагогических кадров для Кадетских корпусов размещалась в Санкт-Петербурге в зданиях "Соляного городка" на базе существовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей в течение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышало квалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсам особое внимание, т.к. считал, что главная задача – "развивать у кадет сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всего, что может унизить и оскорбить его...".

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Воспитатель, профессионал, педагог - духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Назначение воспитателя - максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

Создание благоприятных условий для формирования его личности.

Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Коррекция индивидуального развития кадет.

Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

На необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

Участие в управлении учреждением;

Защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

Повышение квалификации;

Аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

Нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

Обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

Преподавательский состав кадетского корпуса обязан:

Служить достойным примером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплении традиций своего учебного заведения и почитания российских законов;

Подчиняться Уставу кадетского корпуса;

Не допускать антипедагогических методов воспитания;

Обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенность в себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурный уровень;

Не допускать употребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;

Соблюдать правила ношения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;

Не опаздывать на работу и вовремя уведомлять о возможной задержке;

Вежливо относиться ко всем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споров между работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;

Беречь имущество кадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путями стремиться к его умножению.

Также существует свод правил поведения воспитателя, то есть "Кодекс чести офицера-воспитателя", включающий такие положения, как:

Первая и главная обязанность - это верность Отечеству.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь доброе имя.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более при подчинённых.

Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание.

Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинён младшему - обязан исполнять все его приказания.

Береги свою честь, честь корпуса.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Строго относись к своим служебным обязанностям.

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.

Помни всегда, что ты офицер.

Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Честь - святыня офицера.

Офицер-воспитатель должен уважать человеческие права своих воспитанников - кадет.

Офицер-воспитатель, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Не выдавай за неопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бы сомневаешься. Поступать так - преступление.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями.

Руководствуйся в жизни чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.

Всё знать никто не может, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.

Старайся, чтобы слова были мягкими, а аргументы твердыми.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито не меньше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.

На занятиях будь бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

Будь всегда правдив, и особенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:

1. Аналитическая:

а) изучение индивидуальности кадета;

б) анализ развивающегося коллектива и личности;

в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

г) анализ уровня воспитанности личности.

2. Организационно-координирующая:

а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

г) обеспечение материально-бытовых условий.

3. Коммуникативная:

а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

б) установление взаимоотношений "ученик - учитель";

в) содействие благоприятному климату в коллективе;

г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

Воспитатель отвечает:

За подготовку кадет отделения к завтрашнему учебному дню;

Воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние кадет отделения;

За поддержание внутреннего порядка в отделении;

За сохранность закреплённого за отделением имущества и помещений.

Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава отделения.

Воспитатель несет ответственность:

За жизнь и здоровье кадет вверенного ему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

За нарушение мер пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.2. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Заключение

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, формирование, сплочение и развитие коллектива, а также на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 6 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком, а кадетский коллектив – сплоченным, дружным и крепким на долгие годы. В такой коллектив живет под девизом: « Один за всех и все за одного!» Кадет отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 6 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника и коллектива в целом, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего, потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе - совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

В создании нравственной атмосферы в коллективе (учебной группе) Кадетского корпуса важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Только при наличии определенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

Библиография

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.

5. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

6. Волков И.П. Цель одна - дорог много. / И. П. Волков. - М,1988

7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

8. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001

9. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

11. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001

12. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2007 г.

13. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - N 4.

14. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

16. Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

17. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

18. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

19. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

20. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

22. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

23. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.

24. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" //www. Ruscadet.ru/

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

26. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир – 1995, №3.

27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

28. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru

29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994


Похожая информация.


1. Может ли лицо без звания исполнять обязанности лица со званием офицера.

1.1. Может конечно, если он стажер.

2. Офицер запаса при ношении формы обязан
ли иметь при себе военный билет?

2.1. Можно и без военного билета. Но для этого недостаточно быть просто в запасе
Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 01.02.2019) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части 21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.
Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

3. Скажите обязан ли офицер указывать в своей автобиографии погашенную судимость.

3.1. Скажите обязан ли офицер указывать в своей автобиографии погашенную судимость. Нет, не обязан. Удачи Вам!

3.2. Здравствуйте, нет, ваша автобиография это ваше дело, однако в любом случае об этой судимости узнают. В базе МВД есть информации и о погашенных судимостях.

4. Поясните до какого возраста действует военная обязанность у офицеров запаса?

4.1. Смотря у каких. Изучите ст. 53 закона О воинской обязанности и военной службе.


5. Офицер в отставке, открыл ИП-обязан ли я платить налоги за свою деятельность.

5.1. Обязаны, налоговый кодекс не предусматривает подобных оговорок

5.2. Конечно обязаны.

Причем не забудьте в период до 30 дней после регистрации ИП вы обязаны зарегистрироваться в Пенсионном фонде как ИП.

Иначе штраф 10 000 руб.
Это не шутка. !!!

Имею дисциплинарное взыскание от зам командира по работе с личным составом (полковника). Сейчас он в отпуске, за него остался майор, офицер группы по работе с личным составом. В телефонном разговоре он (полковник) разрешил снять взыскание. Однако кадры и юристы говорят, что майор не может снять взыскание, объявленное полковником. Хотя взыскание было получено от должностного лица, чьи должностные обязанности в настоящее время выполняет майор. Кто прав? Читать ответы (1)

6. Я офицер запаса. Место прописки Москва. Живу на ПМЖ в Питере, состою на учете в Приморском р-не СПб, снимаю квартиру в Калининском р-не СПб без временных прописок с 2009 года.
Обязан ли я перевозить личное дело в Москву и там стоять на воинском учете, если я там жить не собираюсь.
Спосибо.

6.1. Здравствуйте, к сожалению да, так как военные пенсионеры состоят на учете по месту регистрации.

7. Объявил взыскание командир за обман. Сказал старшему офицеру в приказе установить премию за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей 5%.и пока он не скажет так и платить. Правомерно ли это?

7.1. Здравствуйте, разъясняю, что согласно положениям п.п. 78, 79, 80 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, оспариваемая премия выплачивается ежемесячно, на основании приказа соответствующего командира. Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Исходя из анализа приведённых правовых норм, можно сделать вывод, что оценка добросовестности и эффективности исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей является исключительной прерогативой соответствующего командира (начальника), а, следовательно, и установление военнослужащему конкретного размера премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей отнесено к дискреционным полномочиям этого командира (начальника).

8. Я вдова ветерана боевых действий, офицера, ветерана военной службы, умершего при исполнении обязанностей военной службы. Могу ли я получать военную пенсию с 50 лет?

8.1. Здравствуйте! Для наиболее полного ответа прошу вас позвонить по номеру 89869402218

9. Я работаю в полиции и у нас в подразделении две аттестованные должности мой начальник (майор) и я сержант. Подскажите может ли сержант исполнять обязанности офицера - майора? И могу ли я отказаться от выполнения обязанностей? 1 год делали исполнение обязанностей официально через приказ, а все предыдущие обязанности выполняла майора по должностному регламенту т.к я вписана. На какой закон они ссылаются?

9.1. Нет не может так как его обязанности предусмотрены контрактом и ничем более в соответствии со ст 12 21 и 31
Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ

Вы имеете право письменно отказаться от выполнения работы не предусмотренной вашим контрактом и никакие ведомственные указы не могут противоречить вашим обязанностям и права данным вам статьям вышеназванного фз
Младший состав не имеет никакого права исполнять обязанности старшего офицерского состава, возможна замена при чрезвычайных обстоятельствах но одного уровня званий и составом.
Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"

9.2. Добрый день ссылаются они на Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. № 681 "Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования” , а также Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отдел кадров не имеет право ставить вас на данную должность.

10. У офицера заканчивается контракт в декабре 2019 г.
У него накопилось 9 месяцев переработки. Он написал рапорт на увольнение.
Обязан ли начальник после написания рапорта предоставлять дополнительные сутки отдыха?
Спасибо.

10.1. Здравствуйте, командир воинской части до окончания контракта обязан Вам предоставить отпуск пропорционально послуженному времени за 2019 г., а также дополнительные дни отдыха, право на которые у Вас возникло в 2018 и 2019 г.г. (см. п. 3, п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 28 приказа МО РФ от 30.10.2015 номер 660).

11. Офицер почувствовал себя плохо в воинской части откуда был доставлен в госпиталь в последующим скончался! Приказом начальника части был исключен из списков личного состава с формулировкой " умер при исполнении должностных обязанностей военной службы" 31 октября 2003 года, справка цввк вышла 5 декабря 2003 года с формулировкой " умер в период прохождения военной службы "! Законно ли это? P.S. назначено было ЕДК! В остальных выплатах отказано, ссылаясь на цввк! Законно ли это?

11.1. Отказ в выплатах незаконный.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Каждый взрослый мужчина знает, с какого звания офицерский состав берет свое начало - это, конечно же, лейтенант. А можете сейчас перечислить все армейские чины по порядку? Если нет, то стоит дочитать эту статью до конца. Будучи школьником или студентом, вам наверняка рассказывали на уроках по НВП (допризывная подготовка) о субординации в вооруженных силах. Какая-то часть полученной информации отложилась в багаже знаний. Как бы там ни было, знания в этой области лишними не бывают. Особенно это касается мужчин, чтобы при необходимости не задумываясь понять, кто перед вами: капитан, прапорщик, сержант или генерал. В этой статье вы подробно узнаете о воинских званиях офицерского состава. Чтобы не запутаться, начнем с азов.

Что такое и для чего они нужны

В армии РФ воинские чины предоставляют всем, кто поступает на службу без исключения, независимо, в каком месте будет служить человек и какой пост займет. Звания - это своеобразная иерархия, которая определяет статус, круг полномочий и степень ответственности военнослужащих всех родов войск. Соответственно, устанавливает иерархию (субординацию) между военнослужащими. Это касается и званий офицерского состава. В армии заведено разграничивать регалии по роду войск:

  • корабельные чины (морская составляющая армии);
  • общевойсковые звания (части и соединения сухопутного базирования).

Если воинское подразделение или боевое судно имеет гвардейский статус, то в обращении к военному, который проходит службу в данном подразделении, прибавляется слово «Гвардии». Примером может служить словосочетание: «Гвардии лейтенант», «Гвардии майор». Получив определенное звание, после увольнения со службы за выслугу лет чин остается за человеком пожизненно. К званию будет прибавлено «в отставке», примером в таком случае будет - «майор в отставке».

Офицер

Впервые привычное для нас понятие «офицер», возникло в эпоху царя Петра Первого. Государь выпустил указ, где устанавливался порядок прохождения армейской службы для дворянства. Декретом вводилась иерархия воинских чинов. В русской армии впервые появились звания офицерского состава. С тех пор воинские различия неоднократно дополнялись, а структура видоизменялась несколько раз. За многовековую историю офицерский корпус стал своеобразным стержнем, основополагающим элементом построения современной армии РФ. За несколько веков были сформированы традиции и понятие «чести», которые бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Иерархическая структура

Звания офицерского состава имеют определенную структуру. К каждой группе офицерского звена относятся соответствующие армейские чины. Принято различать следующие начальствующие звенья:

  • младшее командное звено;
  • командиры среднего звена;
  • офицеры высшего командного звена.

Помимо вышеперечисленных категорий армия Российской Федерации состоит:

  • из рядовых солдат и матросов;
  • сержантского состава в сухопутных подразделениях, на флоте аналогом является чин старшины;
  • прапорщиков (в царской армии назывались - унтер-офицер) и мичманов (военно-морской аналог).

Младшее командное звено

Ранняя стадия военной карьеры начинается с присвоения звания младшего офицерского состава. В него входит:

  • Младший лейтенант. На погоне одна маленькая звезда. Может командовать взводом. В наши дни присваивается редко. Необходимый срок службы для получения очередного звания не менее двух лет.
  • Лейтенант. Отмечается двумя небольшими звездами. Самый распространенный первоначальный офицерский чин. Получают после окончания военного училища. Также присваивается при зачислении на военную службу по контракту, если у соискателя есть диплом об окончании университета, института или академии. Если военнослужащий имеет звание прапорщик, то после окончания университета тоже получает лейтенантские погоны. Необходим трехлетний срок службы для получения очередного чина.
  • Старший лейтенант. Чин отмечен тремя звездами небольшого размера. Статус дает возможность служить на посту заместителя командира роты. Потребуется трехлетний срок службы для дальнейшего продвижения.
  • Капитан. Статус отмечен небольшими звездами в количестве четырех единиц. Очередная ступень карьерной иерархии. Звание дает возможность быть командиром роты, также офицер может проходить службу на посту заместителя командира батальона. Необходим четырехлетний срок службы для очередного продвижения по службе.

Командиры среднего звена

Группа военнослужащих представляет собой своеобразный стержень среднего командного звена армии. Перечень званий старшего офицерского состава:

  • Майор. Чин отмечен звездой среднего размера. Носители погон служат на постах руководителей служб на уровне учебной роты или батальона. Ими могут быть комендатура, штаб батальона, а также должность комбата. Четырехлетний срок службы для очередного звания.
  • Подполковник. Чин отмечен двумя средними звездами. Чин позволяет занимать пост комбата, заместителя командира или начальника штаба на полковом уровне. В данном звании часто выходят в отставку по выслуге лет. Потребуется пятилетний срок службы для очередного чина.
  • Полковник. Погон имеет три среднего размера звезды. Высшая карьерная ступень старшего командного звена. Носители данного статуса служат на посту командира войсковой части или проходят службу на посту начальника штаба дивизии. Высшие чины присваиваются крайне редко, поэтому для большинства звание полковник становиться пиком армейской карьеры.

Офицеры высшего звена

Какой лейтенант на заре своей армейской карьеры не мечтал стать генералом. Но, к сожалению, данное звание присваивается редко. К званиям высшего офицерского состава относятся:


Корабельные звания

Воинские звания высшего офицерского состава, присваиваемые в ВМФ РФ:

  • Младшие офицеры:
  1. младший лейтенант;
  2. лейтенант;
  3. старший лейтенант;
  4. капитан-лейтенант.
  • Старшие офицеры:
  1. капитан 3 ранга;
  2. капитан 2 ранга;
  3. капитан 1 ранга.
  • Высшие офицеры:
  1. контр-адмирал;
  2. вице-адмирал;
  3. адмирал;
  4. адмирал флота.

Корабельные звания и должности, которые занимают военнослужащие, соответствуют общевойсковым званиям с поправкой на ведомственные различия.

Права, обязанности, задачи офицеров

Главной задачей, которую выполняют офицеры в ВС, является обеспечение функционирования и устройство армейской службы на вверенном им участке. Подготовка, обучение военнослужащих и поддержание боеготовности личного состава и техники. Грамотный офицер также должен заботиться, решать проблемы и возникающие вопросы в процессе несения службы своих подчиненных.

Офицер не только следит за исполнением приказов, но и несет личную ответственность за действия людей, которые находятся под его началом. Права и обязанности военнослужащих четко регулируются уставом прохождения военной службы.

Заключение

После распада СССР армия РФ на протяжении десяти лет финансировалась по остаточному принципу. Это привело к плохому состоянию вооруженных сил, как следствие, к массовому увольнению из армейских рядов кадровых офицеров. Также пострадал престиж военной службы, быть офицером было не модно. Но ни что не стоит на месте, к управлению государством пришли новые люди и шаг за шагом начало возрождаться Российское государство. На данный момент осуществляется оснащение вооруженных сил новыми видами вооружений, денежное довольствие кадровых офицеров тоже существенно выросло. В военные вузы снова большой конкурс. Сегодня быть офицером не только модно, но и престижно.

  • III. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Ус­тавом, не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию другого государства (принцип невмешательства).
  • IV. Отграничение гражданского права от других отраслей права.
  • Демократические процессы, происходящие ныне в РФ, затронули все слои общества, включая и Вооруженные Сила РФ. В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие Российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования, строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решить военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.

    В настоящее время, когда создание Вооруженных Сил России подкрепляется принятием целого пакета законов - "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах ВД и их семей" и других, можно утверждать, что формируется Российское военное право.

    Оно складывается как совокупность юридических норм, закрепляющих принципы и формы устройства ВС РФ, регулирующих вопросы военного управления, жизни, быта и деятельности войск, определяющих систему комплектования и порядок прохождения воинской службы личным составом, права, обязанности и ответственность военнослужащих и других участников воинских отношений.

    В РФ принят целый ряд законов, направленных на обеспечение и реализацию прав военнослужащих. Права человека, совершенствование внутриармейских отношений, правовая и социальная защищенность военнослужащих - это те вопросы, которые не сходят со страниц военной печати, обсуждаются в воинских коллективах, отражаются в проектах военно-законодательных актов. Тема нашей лекции как раз и отвечает на все эти вопросы, мы подробно остановимся на изучении закона "О статусе военнослу­жащего".

    Настоящий Закон усиливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    В разделе 1 закона, статья 1 "Военнослужащие и их статус" даются основные положения и определения, знать и руководствоваться этими понятиями должен и каждый будущий офицер запаса.

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а так же обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.



    Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

    2. Военнослужащим выдаются установленные для граждан РФ документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    3. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством РФ и общевоинскими уставами ВС РФ.

    4. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

    5. Особенности статуса военнослужащих в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливаются законами РФ о военном положении, о мобилизации и чрезвычайном положении. В разделе III закона определены общие обязанности военнослужащих. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:



    Быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов ВС; беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

    Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

    Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

    Соблюдать нормы международного права в военной области, принятые Российской Федерацией.

    Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе",

    Должностные и специальные обязанности

    1. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяется законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами.

    2. Командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение.

    3. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности.

    Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

    Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинение строго определенным лицам и другими), которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами ВС РФ.

    Должностные обязанности военнослужащего

    Эти обязанности определяются уставом, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям настоящего Устава.

    Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равна перед законом и несут ответственность, установленную для граждан РФ, с учетом особенностей своего правового положения:

    а) дисциплинарную ответственность несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести на основании и в порядке, установленном дисциплинарным уставом ВС РФ;

    б) административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административной ответственности

    в) гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам и, в других случаях, предусмотренных законодательством;

    г) материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих;

    д) уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством РФ. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону "Об уголовной ответственности за воинские преступления".

    За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

    Основные права военнослужащих

    Права военнослужащих и прядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются законодательством РФ.

    Никто не вправе ограничивать военнослужащего в правах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством.

    Использование военнослужащими своих прав не должно наносить ущерба правам и законным интересам общества, государства, военной службе, правам других военнослужащих и иных граждан.

    Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшению условий службы и быта.

    Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

    Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применения. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении.

    Назначение и состав корабельной вахты

    Вахта - особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту.

    В состав корабельной вахты входят: вахтенный офицер, помощник вахтенного офицера, командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенные на концах, рассыльный.

    Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен.

    Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб.

    При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному. Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

    Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля ее продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

    Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость. Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

    Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит ее развод в установленном месте. После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

    Вахтенный офицер назначается из офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.



    Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

    Вахтенному офицеру подчинены:

    а) личный состав командных пунктов и боевых постов, находящихся в боевой готовности по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия корабля на самооборону;

    б) наряд корабельной вахты и корабельного дежурства, если дежурный по кораблю не назначен.

    Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

    Вахтенный офицер обязан:

    а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

    б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

    в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

    г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

    д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварий и предпосылки к ним;

    е) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

    ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства - самостоятельно;

    з) знать состояние главной энергетической установки корабля;

    и) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

    к) знать запасы корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

    л) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, опускающемся тумане, тропическом циклоне (тайфуне, урагане);

    м) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

    н) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

    о) организовать выполнение воинского приветствия прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

    п) вести вахтенный журнал, подписывая в конце вахты сделанные в нем записи.

    Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

    При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. В крайних случаях, не терпящих отлагательства вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив о происшествии или предпосылке к нему командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

    По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

    Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

    а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);

    б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

    в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

    г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

    д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

    е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры по затемнению в ночное время;

    ж) следить за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

    з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

    и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

    к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

    л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;

    м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

    н) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и т.д.), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым;

    о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

    Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке - и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.

    На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

    а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

    б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

    в) контролировать режим работы главной энергетической установки, радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

    г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

    д) следить за использованием средств регенерации и составом газовоздушной среды;

    е) контролировать подъем и опускание выдвижных устройств и состояние забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

    ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

    Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

    а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

    б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

    в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

    г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

    д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

    е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

    ж) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением (выключением) якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72);

    з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

    н) контролировать своевременность отбития склянок.

    Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) ведет наблюдение: за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

    При усилении ветра требует от вахтенного рулевого докладывать ему замеры направления и силы ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему на борт катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место с разрешения командира корабля (старшего помощника командира). Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, лично определяя место корабля по контрольным пеленгам и замерам на навигационной РЛС дистанции до береговых ориентиров, прокладывая их на специальном планшете, а также используя брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа он должен немедленно доложить командиру корабля.

    Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

    ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ……………………………………6

    Общие положения КУ ВМФ-2001…………………………………. 6

    Повседневная и боевая организация корабля………………….8

    Повседневная организация………………………………….8

    Боевая организация………………………………………….10

    Корабельные расписания…………………………………………..14

    Объявление тревог на корабле……………………………………18

    БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА НА КОРАБЛЕ…………………………………..19

    Общие положения……………………………………………………19

    Виды и формы боевой подготовки………………………………...20

    Подготовка матросов, старшин и мичманов……………………..25

    Подготовка офицеров………………………………………………..26

    Подготовка корабля…………………………………………………. 28

    Планирование и учет боевой подготовки……………………….. 28

    ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА КОРАБЛЯ…………………………………..29

    Корабельный распорядок и содержание корабля………………30

    Корабельный распорядок…………………………………… 30

    Повседневная жизнь корабля……………………………………….34

    Размещение личного состава на корабле…………………34



    Просмотров