90 международно правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское населœение, в т.ч. на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 ᴦ. и Дополнительных протоколов 1977 ᴦ. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в т.ч. коллективное наказание. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением. С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Οʜᴎ считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. По этой причине воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут посœеляться в специальных для них лагерях. Οʜᴎ должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным должна быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всœех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. При этом частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 ᴦ. и Дополнительные протоколы к ним 1977 ᴦ. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населœению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не бывают объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии всœе данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское населœение неприкосновенно.

Искоренение войн и вооруженных конфликтов из жизни общества продолжает оставаться острейшей проблемой, стоящей перед человечеством. Оценивая в целом процесс послевоенного развития права вооруженных конфликтов, можно выделить ряд присущих ему характерных черт.

В первую очередь, указанный процесс протекал в условиях научно-технической революции, обусловившей качественные изменения в военном делœе.

Во-вторых, в международном праве появился принцип запрещения применения силы или угрозы ее применения, исключающий право государств на войну.

В-третьих, в данный период в международных отношениях сформировался и стал утверждаться принцип, согласно которому основные права и свободы человека должны соблюдаться как в мирное, так и в военное время. Новизной права вооруженных конфликтов является норма о преступности наемничества. Вооруженная поддержка колониальных и расистских режимов - международное преступление. Исходя из этого, право вооруженных конфликтов устанавливает, что наемники являются уголовными преступниками.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах, сводятся к следующему:

1. Лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всœех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта͵ во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый вправе на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телœесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные крайне важно стью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населœением и комбатантами и по возможности щадить гражданское населœение и имущество. Ни гражданское населœение в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов" 2017, 2018.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года - международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Являются основой международного гуманитарного права. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950.

Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Гуманные принципы этих, а также предыдущих соглашений, тем не менее, часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй мировой войны - около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

Использовать яды или отравленное оружие;

Убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

Отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

Использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

Употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

Уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

Наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

Объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародёрство запрещены.

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

19. Понятия: комбатанты и некомбатанты, добровольцы и наемники, разведчики и шпионы, их сущности и различия.

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно - медицинского и военно - духовного персонала).

Признаки (по Гаагской конвенции 1907 г.):

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак

3) открыто носят оружие

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны

Некомбатанты: В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица.

Разведчик - лицо из состава вооруженных сил, которое собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, не действует обманным путём и не прибегает преднамеренно к тайным методам.

Шпион – такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Шпион не имеет права на статус военнопленного.

Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в армию одной из воюющих сторон.

Наемник – лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Военнопленный – попавшее во власть неприятеля лицо. Среди военнопленных могут быть как комбатанты, так и некомбатанты.


Похожая информация.


Г ирин Олег Владимирович

магистрант кафедры международного права Кубанского государственного университета

(тел.: 89615915420)

Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов

Аннотация

Автор в своей публикации подробно рассматривает международное правовое положение жертв войны, подробно анализирует средства и методы ведения войны, проводит анализ международно-правовых актов регулирующих правовое положение субъектов международного права в условиях международных вооруженных конфликтов.

The author in its publications in detail considers the international legal position of the victims of the war, in detail analyses the facility and methods of conduct of the war, conducts the analysis international-legal acts adjusting legal position subject international right in condition international armed conflict.

Ключевые слова: жертвы войны, международное право, вооруженные конфликты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные конфликты.

Key words: victims of the war, international right, armed conflicts, generally accepted principles and rates of the international right, international conflicts.

оложение государств в мире

П характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Россия стремится к формированию идеологии равноправного многополярного мира и не поддерживает концепцию доминирования в международном сообществе развитых западных стран во главе с США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права .

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Конфликты последних лет (война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, недавние события в Косово, а также трагические столкнове-

ния, происходящие в настоящее время в Афганистане и на территориях, оккупированных Израилем , столкновение между Россией и Грузией ) ставят под сомнение существование традиционного различия между "правом Женевы", то есть сводом правил, предоставляющих защиту лицам, которые находятся во власти неприятеля, и "правом Гааги", то есть сводом правил, регулирующих ведение военных действий, а также связь между Международным Комитетом Красного Креста и этими двумя отраслями международного гуманитарного права (условно и проблематично говорить о двух различных отраслях) .

Если рассматривать различия между "правом Женевы" и "правом Гааги", то можно прийти к выводу, что между этими двумя системами норм не существует четко определенной линии раздела. Это можно наглядно проиллюстрировать на конкретных конвенционных нормах.

Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в Дублине 30 мая 2008 года и открытая для подписания в Осло в декабре 2008 года, вступила в силу 1 августа 2010 г. В этой связи следует отметить, что в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года гру-

зинская армия точно применяла американские кассетные боеприпасы М-85, запускаемые с установок "Град" . Помимо американских, в конфликте были применены старые советские кассетные боеприпасы, но какая из сторон их применила (или, может быть, обе), остается пока неясным. Ни Грузия, ни Россия не подписывали Конвенции о кассетных боеприпасах. Россия не намерена присоединяться к Конвенции о кассетных боеприпасах, поясняя, что с помощью этого документа страны НАТО пытаются ограничить Россию в применении дешевого и эффективного оружия. По мнению экспертов по внешней и оборонного политике России нет смысла в присоединении к конвенции,которая в реальности не будет исполняться.

Тем не менее, многие нормы Конвенции о кассетных боеприпасах относятся и к "праву Женевы", и к "праву Гааги". Это касается, например, правил, предусматривающих защиту гражданского населения от воздушных и/или артиллерийских бомбардировок: эти нормы можно рассматривать как составную часть права войны в воздухе, а значит - права ведения военных действий. Но эти нормы относятся также и к защите жертв и тем самым - к праву Женевы, так как взрывоопасные остатки кассетных боеприпасов убивают или калечат гражданских лиц, в том числе женщин и детей, препятствуют экономическому и социальному развитию, в том числе вызывая потерю средств к существованию, затрудняют восстановление и реконструкцию в посткон-фликтный период, задерживают процесс возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц или препятствуют ему, могут оказывать негативное воздействие на национальные и международные усилия по миростроительству и оказанию гуманитарной помощи и порождают другие тяжелые последствия, которые могут сохраняться на протяжении многих лет после их применения, если рассматривать последствия таких бомбардировок на земле.

С точки зрения Франсуа-Бернара Уига, появление новых игроков, не являющихся государствами, новых типов оружия и новых идеологических притязаний способствует распространению смешанных или неопределяемых вооруженных конфликтов . По мнению российского конфликтолога Д.М. Фельдмана, существует более 70-ти определений конфликта .

"Нормальными и естественными для международных отношений, - пишет Л.М. Энтин, - являются лишь противоречия. Разрешение их через международный конфликт не только не обязательно, но и вредно, пагубно, недопустимо. Превращение противоречий в конфликты свиде-

тельствует о низком уровне политической культуры, неумении или нежелании добиться разрешения противоречий цивилизованными средствами, которые были зафиксированы еще в конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений" .

В последнее время термин "конфликт" употребляется в сочетании с определением "вооруженный", обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права (далее -МГП), под которым понимается система норм, отвечающих требованиям гуманности и призванных ограничить последствия вооруженных конфликтов. Это право предоставляет защиту лицам, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Международный Комитет Красного Креста дал определение понятия "международный вооруженный конфликт" в комментарии к Женевским конвенциям 1949 г. как "любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения" . Протокол № I 1977 года добавляет, что международный вооруженный конфликт включает войны за национальное освобождение или самоопределение.

Одной из проблем, возникающих при смешении понятий "международный и/или внутренний вооруженный конфликт" , является то, что сильная сторона начинает лучше осознавать международно-правовую пробельность реализации угроз, т.е. существующие формы агрессии, которой могут подвергнуться современные государства и характер которых трудно определить, так как правовая регламентация имеет пробелы и не поспевает за высокотехнологичными фактическими обстоятельствами. Этот тезис говорит о том, что этот факт трудно определить как акт войны, который бы оправдал тот или иной акт возмездия. К таким обстоятельствам относится: "информационные войны" , "кибер войны" , название, которое охватывает все акты агрессии, которые могут осуществляться виртуально и дистанционно, обычно с анонимного компьютера или из компьютерной сети.

Это примеры возникновения новейших проблем в международном гуманитарном праве, в появлении виртуальных и/или смешанных вооруженных конфликтов, которые характерны для современного времени.

С точки зрения заместителя директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова В. Ященко, вопрос о ре-

альном применении информационного оружия пока не перешел в практическую плоскость, а в информационных войнах главные усилия должны быть направлены на решение международно-политических вопросов .

Тем не менее, когда совершается "кибер нападение" на государство, возникает проблема обнаружения агрессора (откуда совершено нападение и кто на самом деле контролирует сайты и серверы, с которых оно совершено?) и становятся актуальными вопросы: Кто руководит нападением? Правительственная служба? Наемники, которых можно "нанять" по Интернету? Частное лицо, криминальная или террористическая группировка? Как оценить ущерб и когда можно рассматривать нападение как акт войны, особенно если никто не был убит? Касается ли все это частных или общественных интересов? Как защитить интересы жертв компьютерных и/или информационных войн?

Так, в ходе подготовки и проведения США и Великобританией односторонней военной акции в обход Совета Безопасности ООН против Ирака одну из ключевых ролей сыграло ее тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение (наличие в этой стране оружия массового уничтожения), которое стало основанием для вторжения. Экс-глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс на слушаниях по британскому участию в войне в Ираке выразил уверенность, что вторжение в страну в 2003 году было незаконным, и подверг сомнению качество разведданных, собранных западными странами для оправдания военной операции. Оружие массового уничтожения найдено не было, а вооруженный конфликт, построенный на информационной угрозе, продолжается и по сей день.

Следует отметить, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточиваются во внутриполитической, экономической, социальной, международной, информационной, военной и оборонно-промышленной сферах... .

В национальном аспекте, к совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности, к внешним источникам угроз, например информационной безопасности Российской Федерации, отнесена разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получе-

ние несанкционированного доступа к ним . Некоторые авторы, как правило, зарубежные, мониторинг безопасности, определяющийся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, рассматривают как тотальный контроль в Интернете . Хотя этот баланс интересов весьма хрупок, условен и относителен.

Вызывает серьёзную озабоченность другой вопрос, а именно: какие ответные действия предпринять, например, при ответе на виртуальную агрессию вредоносными программными средствами (вирусами, ботнетами) - физической бомбардировкой?, а еще труднее принять меры по согласованию межгосударственного позиционного восприятия в рамках Организации Объединенных Наций. По сути, важнейшие глобальные информационные структуры, например Интернет, -в значительной степени находится вне сферы международного правового регулирования.

Политическое решение Страсбургского суда, осудившего бывшего руководителя партизанского отряда Василия Кононова, создало казус, но не прецедент..., когда бывшие борцы с нацизмом оказались вне закона в Европе. В. Кононов - жертва войны, требующая защиты, или комбатант, нарушающий "право Женевы"? Именно по инициативе России правила ведения партизанской войны сформулировал русский профессор Ф.Мартенс, которые вошли в состав Гаагской конвенции 1899 г., а затем совершенствовались в последующих международных документах.

В рассматриваемом аспекте следует отметить, что в годы войны погибло около 3 миллионов гражданского немецкого населения, изгнано 16 миллионов немцев из Восточной Пруссии, Померании, Судет, Силезии, стран Восточной Европы, 8 миллионов мирных граждан, убито в СССР, 3 миллиона убито польских граждан и мирных граждан других стран. Латвия заявила, что решение суда является подтверждением принципа международного права. А в России и ряде других стран считают, что вердикт стал пощечиной всем силам сопротивления нацизму в Европе .

Следует подчеркнуть, что кодификация МГП в мировом масштабе началась в XIX веке. С тех пор государства приняли целый ряд правил, учитывающих горький опыт войны в современных условиях и направленных на установление строго равновесия между требованиями гуманизма и военными интересами государств. Но интересы меняются и "аналоговые" вооруженные конфликты трансформируются в "цифровые", либо с использованием других психических и/или высо-

котехнологичных средств и методов ведения таких войн . Эти отношения усложняется тем фактом, что кибер нападение следует логике хаоса (чем больший беспорядок оно создает и, следовательно, чем больше времени, энергии и финансов потрачено, тем оно эффективнее), и сложно получить результат соотношения между желаемым и полученным эффектом, особенно, через призму эффективности права .

Давая объективную политико-правовую оценку актуальным вопросам и проблемам международного гуманитарного права, основанных на нормах действующего международного права, для понимания современной сущности международных вооруженных конфликтов в гуманитарном разрезе, на наш взгляд, необходимо согласиться с тезисом Якоба Келленбергера (президента Международного Комитета Красного Креста), - "Ни одна война не может быть выше международного гуманитарного права". Это означает, что России следует рассмотреть возможность её участия в Конвенции о кассетных боеприпасах и Европейской конвенции о киберпреступности (ETS № 185), так как принятие качественной международно-правовой нормы означает, что ее применение и реализация приводит именно к тому оптимальному результату и достижению той конкретной гуманитарной цели, которая была установлена сторонами при разработке и принятии международных соглашений .

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая; Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)/Пер. О. Ю. Уральской//М., 1998.

2. Геграева Л. Х. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов: На примере арабо-израильского, руандийского и иракского конфликтов. Диссертация... кандидата политических наук. М., 2005; Черноудова М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10 М., 2006; Окран Сидней Самуэль. Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов на африканском континенте: 1990-2007. дис.... канд. фи-лолог.наук. М., 2009; Боженко В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на терри-

тории Содружества Независимых Государств: дис.... канд. юр. наук: 12.00.10М., 2001; Феду-няк С. Г. Політичний вимір системи безпеки євроатлантичного простору і нових незалежних держав: дис... д-ра політ. наук: 23.00.04 / НАН України; Киев, 2006.

3. Прим. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. См.: Сорокина Н. Молчание Фемиды //Российская газета. 2007. 14 нояб.; Российская делегация впервые за 14 лет готова одобрить доклад ПАСЕ по Северному Кавказу / / Российская газета. 2010. 22 июня; Маркедо-нов С., Грузино-абхазскийконфликт и безопасность на Кавказе // Южный Кавказ: проблемы региональной безопасности и интеграции. Т. 2, №1. РАУ: Ер., 2005. С. 118-119.

4. Бюньон Ф. Право Женевы и право Гааги // Сборник статей из выпусков Международного журнала Красного Креста, № 841-844 за 2001 год. М., 2001. С. 137-159.

5. Прим. Кассетные бомбы представляют собой боеприпас, в котором вместо взрывчатки находится несколько сотен мелких мин. Эти боеприпасы разрушаются на высоте несколько сотен метров и маленькие мины разлетаются в радиусе до нескольких километров, взрываясь при ударе о землю и поражая все живое вокруг. Мины не срабатывают и могут годами лежать в земле, пока кто-нибудь их не потревожит. Как правило, жертвами таких мин становятся мирные жители и животные. Именно из-за этого эффекта в мире растет протест против кассетного оружия.

6. Уиг Ф.-Б. Неоднозначность понятия войны; Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации // Международный журнал Красного Креста. 2009. № 873. См.: Официальный сайт Международного журнала Красного Креста (дата посещения: 15 сентября 2010 г.) http://www.icrc.org/web/ гизШегивО. пзШті/ІЙЙС_2009_ 873

7. Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие М., 1998. С. 9.

8. Цит. по.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. ДА МИД России. М., 2003. С. 22.

9. Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 г., к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера / Пер. с англ. Клод Пийту и др. М., 2000. С. 34.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2010 № 3

ся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 10. 06.77 // СПС "Консультант-Плюс". Международное гуманитарное право.

11. Основные документы МГП (Женевские

конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.), проводят различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, конкретно указывая, какие нормы применяются в каком типе конфликта //Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. И др. Обычное международное гуманитарное право. МККК. Женева. 2006. С. XVIII.

12.Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003. О понятии "информационные войны" см. подробнее: электронный ресурс Информационные войны (http:// www.infwar.ru).

13. Кирьянов О. Южнокорейская разведка предупреждает об атаке хакеров на госсайты // Российская газета. 2010. 28 янв.; "Акт о Национальный кибербезопасности 2009" (The Cybersecurity Act of2009). Подробнее: Гасюк А. США обнародовали национальную стратегию / / Российская газета. 2010. 4 марта.

15. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. № 1. С.32-36.

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537// Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая.

17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2010. 28 сент.

Id.Zigfeld Kim. Re-imposing totalitarian information control in Russia // American Thinker.

19.Шестаков Е. Безрассудный Страсбург // Российская газета. 2010. 21 мая; Маргелов М. Страсбург против Нюрнберга // Российская газета. 2000. 24 мая; Радзиховский Л. В Европе повешенных // Российская газета. 2010. 1 июня.

21.Прим. Беспилотный израильский аппарат Aerostar активно применялся и применяется израильскими вооруженными силами во время арабо-израильского конфликта в 1973 г., в 1982 г. они использовались во время боевых действий в Ливане, в 2008 году в Ираке. Ударные беспилотные летательные аппараты показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. См. также: Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). Л.: Издательство ЛГУ. 1975. C. 28; Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. М., РАН. 2000.

22. См.: Эужению деЖезуш Уильсон де Кар-

вальо. Проблема повышения эффективности Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов: Дис...к.ю.н. М., 1996. С. 37; Кривчикова Э.С. Международ-

ный контроль - важное средство достижения эффективности международного права: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2001. [Рецензия]/Э. С. Крив-чикова // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 216 - 220; Мингазов Л.Х. Некоторые теоретические вопросы эффективности норм международного права // Международное право и современность. Тбилиси. 1984. С. 78-102; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань. 2000. С. 41.

23. См. например: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве: Монография. Казань. 2003. С. 110.

Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, во­еннопленных , а также населения оккупированных территорий . В по­следние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.

Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложивши­мися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военно­пленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христи­анской морали, независимо от того, какую религию исповедовали са­ми военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполео­новского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.

Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохраня­лись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетво­рительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничива­лась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомить­ся с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли ре­шение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.

Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа во­еннопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы че­ловек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-

275

пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и клима­тических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболева­ний и смертности среди них.

Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложе­нию правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Совет­ский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем воен­нослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Крас­ной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что совет­ские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превра­щало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Же­невской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и со­хранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в ре­зультате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к англий­ским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.


Эти факты, получившие широкую известность уже после оконча­ния Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому во­просу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для со­хранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (за­хваченных в ходе военных действий).

Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Воен­нопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, меди­цинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть

276

организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Во­еннопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военно­пленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состо­ять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение уста­новленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвер­гаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они нахо­дятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за не­го положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не под­лежит.

Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных ра­ботах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспо­собности их собственной армии.

Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близки­ми, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содер­жания военнопленных должны быть открыты для посещения предста­вителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправле­ние религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.

После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.

Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный со­став регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа дру­гих вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покро­вительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана

§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277

обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запре­щается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опы­там, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допу­скается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вме­сте с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского пер­сонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться напа­дению.

Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограб­ления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную ме­дицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военно­пленными, к которым применяются соответствующие нормы между­народного права.

В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обяза­ны заключить между собой соглашение о перемирии или прекраще­нии огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для об­мена ими.

Военные власти должны разрешать мирному населению самостоя­тельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созда­ны специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий воен­ных действий.

Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учи­тывают и особенности войны на море.

Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Вто­рой мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-

278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

С точки зрения международного права, оккупация - особое право­вое состояние, при котором территория одного государства оказывает­ся под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная тер­ритория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятель­ности оккупационные власти должны учитывать законодательство со­ответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способство­вать восстановлению и функционированию основных систем жизне­обеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.

Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, соб­ственность и религиозные убеждения находящихся на оккупирован­ной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещает­ся: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; при­менять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа граждан­ского населения заложников и депортировать это население с оккупи­рованных территорий; применять телесные и коллективные наказа­ния. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государст­ву, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят пря­мой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.

Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа на­селения оккупированных территорий к принудительным работам в пре­делах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.

Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением мас­штабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало при­водить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирно­го характера, в том числе представляющих историческую и культур­ную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких

Контрольные вопросы и задания 279

объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке но­вых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подпи­сана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиоте­ки, музеи, архивы).

Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время ста­ла защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения куль­турных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.

2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны меж­ду государствами?

3. Что такое «театр войны»?

4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».

5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?

6. Что означает статус нейтралитета?

7. Каков правовой статус участников военных действий?

8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?

9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военно­пленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфлик­тов.

10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?

11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во вре­мя вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.



Просмотров