Общее между законом и правом. Право и закон общее и различие. Сравнение правовых и нормативных правовых актов

Отличительные особенности норм права.

Выделить классификацию (основные виды) социальных норм.

6. Какие социальные нормы наиболее сходны с правовыми нормами?

7. Как в повседневной жизни Вы сталкиваетесь с социальными нормами?

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука. 1978.

2. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., Наука. 1986.

3. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. История и современность. М., 1986.

4. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

5. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., Мысль. 1985.

ТЕМА: НОРМЫ ПРАВА

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура правововй нормы: гипотеза, диспозиция и санкция, их виды.

3. Виды норм права. Критерии классификация правовых норм.

Понятие, сущность, признаки, норм права. Нормы права – связующее звено между государством и правовой системой общества. Сущность, содержание и форма юридической нормы.

Структура юридической нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм в актах государства.

Виды и многообразие норм права, их классификация, критерии классификации.

Среди сторонников легистского позитивного правопонимания, а особенно среди последователей нормативного подхода к понятию сущности права (Г.Кельзен, Алексеев С.С., Халфина Р.О. и др.), а в общем то говоря практически для всей армии юристов-практиков, или законников.

Нормы права – это своего рода фетиш, абсолютная истина, которая непреложена и необходимо точно исполнять. С точки зрения практической законности это безусловно верно, но подлежащей сомнению если мы будем рассматривать явление нормы права в рамках всей теории права, а особенно философии или этики права. К тому же выработаны многочисленные антилегистские антипозитивистские концепции современного правопонимания либертарная (либертадная), естественно-правовая, этическая и т.п.

Поэтому для нормативов норма права, как Вы прочтете в учебниках, главное связующее звено между государством и правом, первичный элемент правовой материи, кирпичик в здании права. Это все справедливо, когда мы рассматриваем право – как соционормативный инструмент. Однако, право, будучи многогранным объективно существующая феноменом общественной жизни нельзя ограничить только искусственно придуманной человеком (законодателем, правителем).

Вышеприведенные сомнения против абсолютизации юридической нормы в системе правовых явлений даются нами для того, чтобы на пути к познанию права Вы не ограничились одним лишь из его многочисленных проявлений как норма права, а все время иметь в виду, что и есть правоотношение, юридические факты, правосознание и другие самостоятельные правовые явления.



Особое внимание обратите на признаки права, так как собственно этим признакам право в определенной мере выделялось из социального окружения, подобно личинке стрекозы, обсохнувшей и выправившей свои крылья и другие частит тела, сразу ставшей взрослой особью среди мира насекомых. Сравните признаки норм права между собой. Часть в учебной литературе признаки норм права отождествляются с признаками права в целом. Подумайте, верно ли это.

Особое значение для практики правоприменения норм права имеет вопрос о структуре норм права (№2). Следует четко различать структурные элементы норм права между собой, так как от этого зависит юридическая квалификация рассматриваемого дела (казуса). Кроме того, запомните основные виды гипотез, диспозиций и санкций, что поможет детализировать и уточнить юрисдикционный процесс.

По 3 вопросу лучше составить для себя классификацию разнообразнейших по критериям юридических норм, подробно тому, как этномологи с живейшим интересом составляют альбомы прекрасных бабочек не только для простого живого созерцания, а для пользы юридической науки и практики. Подобный опыт проводил в 80-х годах 20 века Шахматов в книге «Учение о нормах права», где им была составлена библиография по данной проблематике.

Стремясь защитить себя от вседозволенности и анархии, человек придумал множество норм поведения, которые имеют как императивный (обязательный), так и субсидиарный (договорной) характер. С их помощью человеческая цивилизация не только сохраняет, но и приумножает свои богатства и достижения. Но почему одни правила являются общеобязательными, а другие – произвольными? Так, каждый обязан переходить дорогу исключительно на зелёный сигнал светофора, а вот помогать женщине выйти из общественного транспорта или нет – личное дело каждого.

Определение

Нормы права – это правила поведения, установленные законом и охраняемые государством. За уклонение от их соблюдения предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Современные правовые нормы направлены на защиту государственного статус-кво и созданы в интересах всего общества. Они разрабатываются и закрепляются законодательными органами власти, охраняются исполнительными, наказываются – судебными.

Социальные нормы – это традиционные правила поведения в обществе, признанные большей частью социума. При этом механизмов по их закреплению и, соответственно, охраны, не существует, так как они необязательны для соблюдения. Ряд социальных норм со временем перешёл в правовые: это касается уголовного, административного, гражданского, семейного права и многих других его отраслей.

Социальные нормы – понятие предельно широкое, они определили возникновение общества и стали его фундаментом. Как только они перестают соблюдаться, происходит определённый регресс, губительный для науки и культуры. Но для укрепления государственной власти было необходимо закрепление важнейших общественных норм и установление справедливой ответственности за их несоблюдение. Так появился закон, а с ним, вероятнее всего – государство.

Стоит заметить, что во многих традиционных обществах социальные нормы возведены в ранг закона, а за их нарушение наступает остракизм, то есть изгнание отступника из общины. При этом уровень лояльности всех членов гораздо выше, чем в современном государстве. То же самое можно сказать о закрытых обществах: преступных организациях, сектах, корпорациях. Здесь писаные и неписаные нормы соблюдаются свято, поскольку они определяют внутреннюю стабильность такого социального организма.

thedifference.ru

Чем отличается понятие «правовая норма» от «нормативно- правового акта» ?

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное ПРАВИЛО поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является ПЕРВИЧНОЙ ЕДИНИЦЕЙ права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:
(1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми) , деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
(2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов) . Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
(3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
(4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от нормы права:

Нормативно-правовой акт – это властное ПРЕДПИСАНИЕ государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть включает в себя нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.
Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.
Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:
1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.
2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.
3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.) .
Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:
а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;
б) различиями в юридической природе или юридической силе;
в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Объясните, чем понятие «право» отличается от понятия «закон»?

ПРАВО
— 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения) , установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) , либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право) . По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное) , светское и религиозное, национальное и международное.
П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см. , напр. , гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право) , подотрасли (авторское право, наследственное право и др.) , межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право) .

В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи) : романо-германскую (континентальную) , англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую;

2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта

ЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. З. составляет основу системы права государства. З. обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Наконец, для З. характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, З. в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в З. норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные З. делятся на кодификационные и текущие. См. соответственно Конституционный закон, Органический закон;
2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

По-просту говоря: Право это система Законов

Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Чем отличается гражданское право от административного права?

Уголовное правонарушения — реальный вред причинен и в соответствии с УК РФ причинитель вреда (всегда конкретное физическое лицо) должен быть НАКАЗАН, чтобы таких поступков впредь не повадно было совершать ни ему, ни кому-то другому. И наказание не освобождает от.

Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах.

Источники административного права

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере.

Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Соотношение административного права с другими отраслями права. Методы административно-правового регулирования. Предмет, задачи и система курса «Административное право». Источники (формы выражения) административного права. Административное право и административное законодательство.

Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.

Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и.

6. Отличия гражданского права от других отраслей российской системы права

Гражданское право регулирует имущественные отношения, имеющие экономическую основу современного общества. Однако данная отрасль права регулирует не все имущественные отношения, возникающие в цивилизованном мире, часть правоотношений относится к трудовой, финансовой, семейной.

Определение “Организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделенный оперативной самостоятельностью, имеющий, как правило, постоянные штаты, образующийся вышестоящими органами, подотчетный и подконтрольный им, структура и порядок деятельности которого в основном регламентируется нормами административного права” относится к понятию

1.2. Отграничение гражданского права от других отраслей права

Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.

  • 1. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида общества .
  • 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
  • 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания -- «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания.

Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом.

Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Право состоит, в установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью.

Специфический предмет морального регулирования -- сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать.

Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

  • 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
  • 7. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.
  • 8. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.
  • 9. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.
  • 10. Нормы права -- это общеобязательные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усредненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие. К примеру, только некоторые люди, не будучи профессиональными пожарными и спасателями, с риском для собственной жизни, оказывают помощь людям при пожарах, стихийных бедствиях, хотя нормы права их к этому не обязывают. Но государство не вправе требовать героизма от всех людей.
  • 11. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.

Нормы морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

12. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

В области права могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые нравственностью. Право, никогда не может всецело проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным, даже и в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее требования.

Не будучи всецело нравственным, право дает известный простор личным интересам и стремлениям, даже в их эгоистическом и своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой более чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования имеют всеобъемлющий и безусловный характер. Это проявляется по преимуществу в двух направлениях.

1. Право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не составит каких-либо границ для своих предписаний.

Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного совершенства нет, и не может быть, никаких заранее установленных рамок; это область постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и самопожертвования.

В отличие от этого право и для наиболее важных обязанностей, возлагаемых им на нас, - например, в области общественной, - всегда устанавливает сроки, размеры, формы. Вводя, таким образом, свои предписания в определенные границы. Эта ограниченность права, по сравнению с безграничностью морали, является первой чертой их различия, заставляющей характеризовать юридическую область как минимум общественных предписаний.

2. Нравственность, не удовлетворяется, подобно праву, требованием внешних действий, но вменяет людям в обязанность также и добрые чувства, без которых исполнение заветов лишается истинной цены . Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не безразлично: она осуждает те действия, которые имеют одну видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями.

Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения. Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное значение. «…в самих требованиях общества по отношению к исполнению своих предписаний заключается известная двойственность, рано или поздно приводящая в раздвоении этих предписаний на две самостоятельные области».

Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений.

С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.

По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются прежде всего на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Вое остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный пра­вовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не про­тиворечащий.

Верховенство законов - одно из необходимых условий существо­вания правового государства. Для соблюдения этого требования необходимо, од­нако, четкое закрепление круга вопросов, которые должны регламен­тироваться только законами, а не подзаконными актами, включая указы Президента РК. Попытка законодательного урегулирования этого вопроса была предпринята в ходе подготовки проекта закона РК «О нормативных правовых актах» и принятого на сегодняшний день.

Все другие (кроме законов) нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и в рамках полномочий издав­шего их органа. Указы Президента РК не должны противоречить Кон­ституции РК. Особым видом правотворчества является систематизация норматив­ных правовых актов, т.е. приведение их в упорядоченную совокупность, систему. Необходимость в проведении такого рода работ обусловлена как множественностью актов, издающихся правотворческими органа­ми, так и быстрыми изменениями, которым в современных условиях подвержена система законодательства.

Основными видами систематизации являются: учет нормативных правовых актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация. Ос­новной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Учет нормативных правовых актов осуществляется как на бумажных (карточки), так и на машиночитаемых носителях.

Что касается последующих функциональных задач - согласования выражающих основные (правообразующие) факторы разнообразных плюралистических интересов, их оптимального сочетания и отраже­ния в содержании законопроекта, то они решаются в основном на следующей стадии - обсуждения законопроекта, прежде всего в парла­ментских комитетах. Осуществлению этой функциональной задачи призваны способствовать эксперты, консультанты, аналитические центры парламента.

Принятый закон направляется Президенту РК для подписания и обнародования.

Принципиальное значение для укрепления законности в стране имеет конституционное правило, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Правовое государство - всеохватывающая политическая ор­ганизация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последо­вательного ограничения государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Право - система общеобязательных, формально определен­ных юридических норм, устанавливаемых и обеспечи­ваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.Понятие права . Право - продукт обшественного развития, основной нормативный регулятор обшественных отношений. Существует множестао подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих признаков права:

1.Право есть социалъное явление, без которого невозможно существованис цивилизованного общества. 2.Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности. 3.Право частной собственности: владение, использование и распоряженис частной собственностью являстся основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен. 4.Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции.

Сущность и содержание права.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обшестве.

1.Для тех. кто считает. что право может существовать в форме праооотношений, его содержяние - это поведение субъектов правоотношений.

2.Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля.

3.Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

Начинающие юристы часто путают закон и право, ссылаясь не на конкретные нормы, а на базовые принципы отрасли. К сожалению, эти категории могут не только не совпадать друг с другом, но и находиться в противоречии. Однако в теории всё выглядит иначе, и нам необходимо стремиться к гармонии этих понятий. Небольшой анализ поможет вам понять разницу между правом и законом и усвоить отличия раз и навсегда.

Что такое право и закон?

Право – это система императивных норм, которые устанавливаются и охраняются государством. За отказ от их соблюдения или нарушения предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В мире доминирует несколько правовых систем: англо-саксонская, романо-германская и теократическая.
Закон – нормативный акт, принятый в соответствующем порядке и затрагивающий определённую сферу правовых отношений. Его главные атрибуты – формальное выражение, сфера действия, круг субъектов, сила.

Сравнение права и закона

В чем же разница между правом и законом? Как следует из определений, право – широкое понятие, и в его объём входит несколько элементов, наряду с которыми – закон. Всё зависит от того, каким образом выстроена система. К примеру, романо-германское право – это иерархия законов, начиная от конституции и заканчивая конкретной нормой. Англо-саксонская система представляет собой множество прецедентов, то есть практических норм.
Право рассчитано на длительное использование и может сохраняться веками. А вот законы периодически обновляются, так как они теряют свою актуальность. Легитимность права подтверждается конституцией, которая ратифицирована органом верховной власти. Любой закон, который ей противоречит, автоматически признаётся ничтожным и не должен исполняться.

ImGist определил, что отличие права от закона заключается в следующем:

Объём понятия. Категория «право» значительно шире, чем «закон», полностью включая в себя данное определение.
Состав. Право состоит из нескольких элементов: обычаи, прецеденты (практика), договора, в то время как закон — из конкретных норм.
Длительность применения. Законы периодически утрачивают свою силу и меняются на актуальные акты. Право может оставаться незыблемым на протяжении столетий, что ярко подтверждают некоторые государства.
Легитимность. Конкретный закон может утратить свою силу ещё до опубликования, так как он противоречит основным нормам законодательства. Право остаётся легитимным в силу конституции и других актов, которые определяют его структуру.



Просмотров