Надзор за расследованием уголовных дел. Бакаев Д.М.:Надзор прокурора района за расследованием уголовных дел. Надзор прокурора за решениями, определяющими движение производства по уголовному делу в ходе предварительного расследования: проблемы осуществлени

В случае удовлетворения судом жалобы на процессуальное решение нижестоящего прокурора при отсутствии оснований для оспаривания решения суда отменять незаконный акт в течение 10 дней с момента поступления необходимых материалов.

1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4 , пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ , обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

1.23.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах анализа надзорной деятельности на указанном направлении информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.

В докладных записках отражать:

Анализ состояния законности при производстве предварительного следствия и влияния на нее прокурорского надзора, отдельно выделяя соблюдение требований закона при проведении процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях и при расследовании уголовных дел;

Законность при применении мер процессуального принуждения и пресечения, производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан;

Эффективность работы следственных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлением;

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности

Курсовая работа

Сущность прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Выполнила: студентка

курса 509 группы

Института Прокуратуры

Шиханова Елена

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Никитин А. А.

Саратов 2013г.

Введение

Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Заключение


Введение

По данным Федеральной службы государственной статистики за период с января по август 2013 года, число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, составило 37,5 тысяч человек, что в 2 раза меньше числа подростков за этот же период в 2012 году. По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, количество предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, всего по Российской Федерации, составило:

·За 2011 год - 1965

·За январь - август 2012 года - 1138

·За январь - август 2013 года - 1188

Таким образом, прирост составил 4, 39 %.

В связи с вышеперечисленным, органы прокуратуры, как реальный гарант соблюдения прав и свобод несовершеннолетних, обеспечивают и должны обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и интересов несовершеннолетних, а также пресечение и предупреждение преступности среди подростков. Что так же предписывает Генеральный прокурор Российской Федерации в своем приказе от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», необходимо особо сконцентрировать внимание на надзорной деятельности за исполнением законов, направленных на решение проблемы молодежи, а также на надзоре за расследованием преступлений несовершеннолетних в органах прокуратуры Российской Федерации.

1. Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

В теории и практике прокурорского надзора существуют большое количество понятий и терминов, которые используются в различных видах деятельности, будь то научная, учебная или практическая деятельность. Не все понятия понимаются и используются учеными и практическими работниками однозначно, поэтому это в некоторой мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора, в том числе за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Прокурорский надзор характеризует основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности. Прокуратура является федеральным органом государства, осуществляющим ряд функций, важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В теории и на практике понятие «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок, касаемо исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, а также любого из них в каждом конкретном случае.

«Первой буквой», коренным для множества остальных является термин «прокурор». Прокурор (прокурорский работник) - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, необходимый возраст, определенные способности к работе, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные названным законом и приказами вышестоящего прокурора.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Также глава 2 Конституции Российской Федерации предусматривает перечень гарантий охраны прав личности, в том числе на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а гарантия каждому на судебную защиту его прав и свобод зафиксирована в статье 46 Основного Закона страны.

Статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Выделение данного направления деятельности обусловлено осуществлением прокуратурой правозащитной функции, поскольку при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а возможно, в ряде случаев, и ограничиваются, законные права и интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами.

Выполняя действия, направленные на борьбу с преступностью, прокурор обязан принимать все необходимые меры для того, чтобы виновное вино было привлечено к ответственности, установленной законом. Происходит реализация неотвратимости наказания. Президент В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2005 году говорит, что каждый законопослушный гражданин имеет право на государственную защиту и соблюдение в отношении себя правовых гарантий. При этом, гражданин, преступивший закон, должен знать, что наказание неотвратимо. Сама по себе суровость наказания не способна в полной мере остановить преступника, лучший способ предупредить преступность - есть реализация данного принципа.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, являясь важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Законодательство Российской Федерации, в частности, уголовно-процессуальное, регламентирует деятельность этих органов, в том числе, принимаемые ими процессуальные решения, а также является правовой базой их деятельности. Однако на практике со стороны вышеназванных лиц имеют место нарушения закона.

В теории под предметом прокурорского надзора понимается определенная сфера общественных отношений, которую регулирует прокурор посредством осуществления своей деятельности.

Согласно статьи 29 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Представляется, что применительно к осуществлению прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, предметом будут являться вышеперечисленные элементы предмета надзора, но уже касаемо лиц, не достигших возраста 18 лет.

Так, прокурор контролирует и обеспечивает законность выполнения следующих мероприятий:

.Возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или отказ в его возбуждении;

.Задержание и арест подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего;

.Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетнего;

.Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего как непосредственного участника уголовного процесса;

.Обеспечение достаточности доказательств для принятия процессуальных решений;

.Разрешение дела по существу.

В предмете прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо выделить важные элементы надзорной деятельности. Для того, чтобы их определить, нужно учесть всю важность законных прав и интересов несовершеннолетнего лица, которые находятся под охраной. Отсюда надзорная деятельность прокурора в первую очередь должна быть направлена на охрану конституционных прав граждан (несовершеннолетнее лицо, прежде всего, является гражданином Российской Федерации), на обеспечение неприкосновенности личности. Законные интересы несовершеннолетнего как участника процесса затрагиваются в большей степени тогда, когда решаются вопросы о возбуждении уголовного дела, задержании, о привлечении к уголовной ответственности, разрешения дела по существу.

На законодательном уровне установлены также пределы прокурорского надзора. Согласно статьи 5 пункта 31 УПК РФ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Представляется, что помощники прокурора имеют право принимать участие (по поручению надзирающего прокурора) в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно части 6 статьи 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Прокурор осуществляет надзорную деятельность только в рамках УПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права. Указания прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

В юридической литературе довольно часто встречаются случаи, когда происходит неправильное применение объекта и субъекта, когда объект называют субъектом, и - наоборот. Эти понятия тесно связаны между собой, и поэтому следует определиться, что они означают.

Субъект прокурорского надзора - это участники прокурорско-надзорных отношений, которыми являются прокурор и физические (должностные) лица, исполнение закона которыми проверяется прокурором.

Объект прокурорского надзора - это предприятия, учреждения, организации, а также другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки на предмет соблюдения и исполнения законов.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

Статья 150 УПК РФ часть 1 предусматривает, что предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие производится следователями и дознавателями.

А именно, предварительное следствие производится:

.

.следователями органов федеральной службы безопасности;

.следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

.следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание производится:

.дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

.дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

.дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

.следователями Следственного комитета Российской Федерации;

.дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

.дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

Другими объектами, на деятельность которых распространяются надзорные полномочия прокурора, являются следующие: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по уголовному делу осуществляет следователь, являющийся должностным лицом и наделенный рядом полномочий в пределах предоставленной ему компетенции. Так следователь уполномочен:

.возбуждать уголовное дело;

.принимать дело к своему производству;

.осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Статья 39 УПК РФ называет лиц, наделяющиеся полномочиями руководителя следственного органа: председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1.органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с частью 1 статьи 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Дознаватель в пределах своей компетенции уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

дознание розыскной следствие прокурорский

2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели прокурорского надзора - это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры, в частности, прокурорский надзор. Они во многом определены местом и ролью прокуратуры в государстве, а также ее статусом, и закреплены в Конституции Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также иных законах, регламентирующих деятельность органов прокуратуры.

Наиболее четко цели прокуратуры определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», статья 1 которого определяет, что ее целями являются:

.обеспечение верховенства закона;

.обеспечение единства и укрепления законности;

.обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

.обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора тесно связаны с его предметом.

Задача - это более конкретная и частная, многочисленная категория по сравнению с целью.

Прокурор должен следить за законностью соблюдения норм, касающихся оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия, а в случае их нарушения - принимать меры к устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и предупреждению совершения новых правонарушений.

Статья 1 часть 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Досудебные стадии уголовного судопроизводства характеризуются двумя взаимосвязанными направлениями прокурорской деятельности.

Во-первых, статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 37 УПК РФ устанавливают, что задачей прокурорского надзора является своевременное принятие предусмотренных мер к устранению нарушений закона.

Во-вторых, отдельные положения УПК РФ содержат требования к процессуальному доказыванию, к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, к окончанию предварительного следствия с обвинительным заключением, к обоснованности приговора. Поэтому принятие важных процессуальных решений должно основываться на всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления. Здесь речь идет о двух аспектах: об устранении имевших место и о выявленных прокурором нарушений и их предупреждении.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования, прокурор обязан:

.Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

.Незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

.В полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

.Обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;

.Принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

.Осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

.Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Заключение

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы несовершеннолетних граждан, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством и др.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление. Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Борьба с преступлениями будет эффективной лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.

Список использованной литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//СПС «КонсультантПлюс»

."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013)//СПС «КонсультантПлюс».

.Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//СПС «КонсультантПлюс»

.Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2010

.Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2003

7.Дудин Н.П. научно-практическое издание «Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних». М., 2009


Проблема дальнейшей оптимизации прокурорского надзора за расследованием уголовных дел продолжает сохранять свою актуальность. Прокуратура воздействует на процесс расследования уголовных дел, при этом содержание и средства надзорной деятельности должны отвечать требованиям эффективности. В правильной, социально ориентированной уголовно-процессуальной идеологии, справедливо отмечает В. И. Зажицкий, должны быть сбалансированы правовые средства раскрытия преступлений и правовые средства, надежно обеспечивающие права, свободы и законные интересы любой личности, вовлекаемой в сферу уголовного процесса .

В связи с этим является актуальным исследование целей прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства во взаимосвязи с целями процессуальной деятельности органов предварительного расследования.

Целью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

Следует отметить, что законодатель определяет эту цель как единую для всех надзорных направлений (отраслей) деятельности прокуратуры - «общего надзора», надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, надзора за исполнением законов судебными приставами.

Такой подход к определению цели прокурорского надзора не отражает специфику содержания целевой направленности надзорной деятельности прокуратуры в конкретной сфере ее реализации. При определении содержания целей прокурорской деятельности в соответствующей отрасли надзора следует исходить из того, что цели надзора не могут быть обособлены от целей той деятельности, за законностью которой осуществляется надзор, которые, в свою очередь, обусловлены функциональным назначением поднадзорного прокуратуре органа.

Специфика деятельности, за законностью которой осуществляется прокурорский надзор, особенность ее правового регулирования, детерминирует содержание прокурорского надзора, на что в юридической литературе учеными обращалось внимание.

Так В. М. Савицкий отмечал: «надзирая за исполнением законов, прокуратура действует в строго регламентированных формах. Эти формы многочисленны и разнообразны, они определяются, прежде всего, характером деятельности поднадзорных органов и лиц... Между деятельностью следователя и надзорной компетенцией прокурора существует определенная зависимость, опосредованная совокупностью связывающих этих должностных лиц процессуальных отношений» .

С. Н. Назаров обосновывает, что «содержание правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры взаимосвязано с правовым режимом той сферы правового регулирования, в которой осуществляется надзор. В связи с этим действенность правовых средств прокурорского надзора, отмечает он, следует оценивать с позиций их соответствия (адекватности) правовому (процессуальному) режиму той сферы правового регулирования, в которой осуществляется надзор» .

Цели субъектов процессуальной деятельности обусловлены целями уголовного судопроизводства. Действующий УПК РФ, в отличие от предыдущего, использует термин не «цель», а «назначение» уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 6 УПК РФ назначение уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Полагаем, что претендующая на цель ст. 6 УПК РФ не отражает таковую в полной мере. Назначение - это внешняя категория, которая обозначает социальное явление, по своему содержанию

более широкое, нежели уголовно-процессуальные отношения. В результате достижения назначения уголовного судопроизводства нормализуются любые общественные отношения, которые возникли в результате факта совершения преступления .

Очевидно, что ст. 6 УПК не сбалансирована с Уголовным кодексом РФ. Согласно части 1 ст. 2 УК РФ задачами Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Таким образом, целью уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений посредством установления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления и привлечение его (их) к установленной законом ответственности, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Дискуссионным является вопрос и о том, является ли цель уголовного судопроизводства единой для всех участников уголовно-процессуальной деятельности, в том числе и органов, осуществляющих уголовное преследование?

Данный вопрос актуален тем, что положительный ответ на него влечет, например, обязанность органов предварительного расследования осуществлять защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

Мнения ученых по данной проблеме различны. Одни считают возможным рассмотрение целей уголовного судопроизводства с позиции их общности (единства) для всех властных субъектов уголовно-процессуальной деятельности и выделяют соответствующую функцию в деятельности субъектов уголовного преследования.

Так, по мнению С. П. Ефимичева и П. С. Ефимичева «...следователь, дознаватель в стадии предварительного расследования при подтверждении виновности обвиняемого совокупностью доказательств привлекают его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, выполняя тем самым функцию обвинения, завершают расследование направлением дела в суд. В случае отсутствия доказательств виновности обвиняемого или их недостаточности названные участники процесса разрешают уголовное дело его прекращением, тем самым выполняя функцию защиты. Принимая же решение о прекращении уголовного дела и оформляя это решение вынесением соответствующего постановления, они выполняют функцию разрешения уголовного дела» .

Другие оспаривают возможность рассмотрения назначения уголовного судопроизводства, приведенное в ст. 6 УПК РФ, как закрепляющего единство целей и задач для официальных субъектов уголовно-процессуальной деятельности. По мнению В. А. Лазаревой иной подход следует рассматривать как дань советскому прошлому, не признававшему состязательность уголовного судопроизводства, а потому отрицавшему не только разделение процессуальных функций, но и само существование уголовного преследования. В отличие от УПК РСФСР, отмечает автор, закреплявшем единство целей и задач официальных субъектов уголовно-процессуальной деятельности и обязывающего суд, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, в каждом случае совершения преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела, выяснить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность, новый уголовно-процессуальный закон не позволяет сохранять иллюзию единства целей участников уголовного судопроизводства. Каждый субъект в состязательном процессе, заключает она, играет свою роль, амбициозные претензии любого властного субъекта (следователя, прокурора, суда) на расширение сферы своей компетенции за счет присвоения чужих полномочий должны оставаться в несостязательном прошлом .

Такой подход разделяет С. В. Корнакова, которая отмечает, что состязательный уголовный процесс построен на разделении функций обвинения и защиты. Цели каждой из сторон обусловлены их позицией в деле и не могут совпадать, поэтому речь не может идти о единой цели всех участников уголовного процесса .

Не подлежит сомнению то обстоятельство, что в состязательном уголовном судопроизводстве цели деятельности должны конкретизироваться для основных его сторон: обвинения, защиты и разрешения дела.

Как правильно отмечает Л. А. Воскобитова, «...в состязательном процессе цели не могут определяться в общем виде. Они должны быть конкретизированы применительно к разным участникам процесса и выполняемым ими функциям. Только для субъектов процесса, выступающих на стороне обвинения, можно сформулировать цель доказывания как обязанность устанавливать фактические обстоятельства дела всесторонне, полно и объективно. Сторона защиты вообще не может нести процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств преступного деяния в силу презумпции невиновности. Суд, выполняющий функцию разрешения дела, имеет в доказывании принципиально иную цель: он обязан участвовать в доказывании с целью принять законное, обоснованное и справедливое решение по делу. Он не создает дело, а разрешает дело, которое представляют ему стороны» .

Очевидно, что такая цель уголовного судопроизводства, как защита прав личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), в случае ее распространения на органы расследования, не согласуется с закрепленной в п. 55 ст. 5 УПК РФ целью процессуальной деятельности следователя (дознавателя) - изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В противном случае возникает вопрос: как органу уголовного преследования (следствия, дознания), обязанного «в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления» (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) обеспечить при этом выполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ - «защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод».

Полагаем, что защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), обязательным элементом которой является оценка результатов деятельности органов уголовного преследования, не может непосредственно составлять цель самих этих органов, поскольку «пешо_)^ехтге8иа» (никто не может быть судьей в собственном деле). Орган расследования может опосредованно обеспечить реализацию этой цели уголовного судопроизводства путем всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (к сожалению, не закрепленного в УПК РФ).

В отличие от органов предварительного расследования, для прокуратуры каждый элемент целевой направленности уголовного судопроизводства составляет предмет надзора. Так, защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод имеет своим правовым основанием положения гл. 2 Федерального закона «О прокуратуре РФ» - «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и соответствующие нормы УПК РФ. Надзор за деятельностью по установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления и привлечение его (их) к установленной законом ответственности взаимосвязан с последующим осуществлением прокурором уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Таким образом, целью надзорной деятельности прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности при установлении органом расследования события преступления, изобличении лица или лиц, виновных в совершении преступления и привлечении его (их) к установленной законом ответственности; защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также охраняемых законом интересов общества и государства, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Литература

1. Зажицкий В. И. О процессуальном положении следователя // Государство и право. 2001. № 6.

2. Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975.

3. Назаров С. Н. Проблема универсализации надзорных полномочий прокуроров и пути ее решения // Власть. 2012. № 9.

4. Уголовный процесс: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Гриненко. М., 2004.

5. Ефимичев С. П., Ефимичев П. С. Функции в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность, значение // Журнал российского права. 2005. № 7.

6. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики / под ред. В. А. Лазаревой, А. А.Тарасовой. М., 2012.

7. Корнакова С. В. Об установлении истины в уголовном судопроизводстве России // Библиотека криминалиста. 2012. № 4.

8. Воскобитова Л. А. Некоторые особенности познания в уголовном судопроизводстве, противоречащие мифу об истине // Библиотека криминалиста. 2012. № 4.

  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.

    Приостановление предварительного следствия - это вынужденная мера, обусловленная невоз¬можностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого.

    Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия регламентируются ст. 208 УПК РФ. Основанием приостановления предварительного следствия является наличие од¬ного из следующих обстоятельств:

    1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не уста¬

    новлено по иным причинам;

    3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность

    его участия в уголовном деле отсутствует;

    4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицин¬

    ским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

    Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия включает в себя вы¬полнение и соблюдение предусмотренных законом условий приостановления следствия: выполне¬ние всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, принятие мер к их розыску либо установлению лица, совершившего преступление; юридическое закрепление обстоятельств, препятствующих окончанию расследования, путем выне¬сения следователем постановления о приостановлении предварительного следствия, копию которо¬го он направляет прокурору.

    Если по уголовному делу привлечено два и более обвиняемых, а основания для приостановле¬ния относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дел в отношении отдельных обвиняемых (ч. 3 ст. 208).

    Если не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, а также если по¬дозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено, предварительное следствие приостанавливается по истечении его срока.

    Если место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возмож¬ность его участия в уголовном деле отсутствует, а также если временное тяжелое заболевание по¬дозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его уча¬стию в следственных и иных процессуальных действиях, то предварительное следствие приостанавливается и до окончания его срока.

    Сущность института приостановления предварительного следствия состоит не только во вре¬менном перерыве в производстве следствия в связи с отсутствием центральной фигуры уголовного процесса - обвиняемого, но и в устранении причин, препятствующих завершению расследования, в целях решения задач уголовного судопроизводства при соблюдении прав и законных интересов граждан, нарушенных совершенным преступлением.

    Отсутствие единого и правильного понимания сущности и целей приостановления предвари¬тельного следствия на практике привело к тому, что следователи, приостанавливая дело, самоуст¬раняются от всякой по нему работы, в том числе и по розыску скрывшихся подозреваемых или об¬виняемых. Учитывая это, законодатель в ст. 209 УПК РФ указывает действия следователя после приостановления предварительного следствия. Во-первых, следователь должен уведомить о приос¬тановлении предварительного следствия потерпевшего, его представителя, гражданского истца. гражданского ответчика или их представителей, одновременно разъяснив им порядок обжалования данного решения. Представляется, что такие действия следователя действительно целесообразны, поскольку способствуют соблюдению прав и законных интересов указанных участников процесса, обеспечению их безопасности, а также активизации мероприятий по обнаружению разыскиваемого.

    Обвиняемый (подозреваемый) и его защитник уведомляются о приостановлении следствия в случае, если следователю известно место нахождения обвиняемого (подозреваемого), однако ре¬альная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208), в том числе вслед¬ствие его временного тяжелого заболевания (п. 4 ч. 1 ст, 208).

    После приостановления предварительного следствия следователь в случаях, предусмотренных.1. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в ка¬честве обвиняемого. В случае, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого не уста-шишено, следователь устанавливает это, а если он скрылся, то принимает меры к его розыску. Од-- 1ко необходимо иметь в виду, что производство следственных действий после приостановления "т-елварительного следствия не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

    Организация следователем розыска обвиняемого (подозреваемого) предусматривается в ст. 210 ПК РФ. В данной норме говорится о том, что следователь поручает его розыск органам дознания, ; чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит от¬дельное постановление. Причем розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен как во:г«емя производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.



    Просмотров