Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний (Магомедрасулов М.М., Чобанян А.Г.). Прокурорский надзор в местах лишения свободы Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

Конкретизация задач органов прокуратуры в данной сфере правовых отношений, критерии и условия определения приоритетов их деятельности, направлений, форм и методов организации работы осуществляется в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. В нормативном Приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" конкретизируются задачи и направления деятельности органов прокуратуры.
Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта Российской Федерации, городов и районов, так и на специальных прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Прокурорам по надзору за соблюдением в уголовно-исполнительной системе поручено Генеральным прокурором РФ осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов данной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях.
Специализированными прокуратурами осуществляется предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительных учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято другое решение.
Специализированные прокуроры поддерживают государственное обвинение в территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в рассмотрении судами гражданских дел, а также в рассмотрении дел арбитражными судами в порядке, установленном соответствующими приказами и указаниями Генерального прокурора.
Организация прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений регламентируется рядом приказов, указаний Генерального прокурора, утверждаемых им положений и инструкций.
Приказом № 8 Генерального прокурора РФ "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" (1997 г.) важное значение придано организации проверок состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. В качестве приоритетных задач обращено внимание на необходимость искоренения фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
При этом на прокуроров возложено исполнение организационно-управленческих функций по анализу практики надзора за исполнением уголовных наказаний, с учетом данных o результатах деятельности органа прокуратуры в иных сферах, при выполнении иных видов деятельности прокуратуры.
При организации работы на данном участке прокурор учитывает, что следственные изоляторы должны ими проверяться не реже одного раза в месяц. При организации надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности особое внимание уделяется законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и лицами, заключенными под стражу. При организации надзора среди постоянных приоритетов выделяется законность приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы.
Законность правовых актов любых органов управления, на которые распространяется прокурорский надзор, является самостоятельным предметом прокурорского надзора, который в данном случае может осуществляться независимо от поступления сведений о допущенных при этом нарушениях. Тем более это актуально в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, когда возможности защиты прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде лишения свободы, существенно ограничены.
Для успешного осуществления надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах устанавливается четкое взаимодействие между специальными прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью.
Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в структуре аппаратов органов прокуратуры действуют соответствующие подразделения. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
Работа управления организуется по зонально-предметному принципу, в соответствии с текущими и перспективными планами Генеральной прокуратуры РФ, основанных на результатах перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) анализа состояния законности и работы по ее укреплению.
Управление контролирует выполнение нижестоящими прокурорами приказов и указаний Генерального прокурора РФ, решений Коллегии, координационных и оперативных совещаний при Генеральном прокуроре РФ по вопросам обеспечения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Прокуроры данного управления непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности центральных органов управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственных изоляторов центрального подчинения МВД РФ.
Управление Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за законностью издаваемых Министерством юстиции нормативных правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Управление организует деятельность нижестоящих специализированных и территориальных прокуратур, а также непосредственно осуществляет при выезде его работников на места надзор за соблюдением законов об охране конституционных прав осужденных и заключенных под стражу; о режиме отбывания наказания, о трудовом использовании осужденных и возмещении ими материального ущерба, причиненного в результате совершения ими преступлений, а также об охране труда и правил техники безопасности, по другим вопросам, входящим в содержание предмета прокурорского надзора при его осуществлении в данной сфере правовых отношений.
В Управление Генеральной прокуратуры РФ поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуроров, а также копии протестов, представлений прокуроров, иные данные, характеризующие состояние законности в уголовно-исполнительной системе, работу прокуроров. Периодически проводятся обобщения состояния этой работы, на основе которых готовятся обзоры, указания, совместные инструкции с Минюстом, МВД, другими правоохранительными органами. С учетом состояния законности в данной сфере осуществляется контроль за работой органов прокуратуры, оказание им практической и методической помощи. Выявляется и распространяется положительный опыт работы, организуются учебно-методические мероприятия, стажирование работников нижестоящих органов прокуратуры, специализирующихся в работе по надзору за соблюдением законов в уголовно-исполнительной системе. В управлении Генеральной прокуратуры заслушиваются отчеты территориальных и специализированных прокуроров о работе в данной сфере; результаты проверки их работы с выездом на места заслушиваются на заседаниях Коллегии Генеральной прокуратуры РФ.
Надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в следственных изоляторах, в прокуратурах субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующими отделами, группами прокуроров, старшими помощниками (помощниками) прокуроров субъектов Федерации, на которых возложено исполнение надзорных и других функций (координация и др.) в сфере обеспечения законности при исполнении уголовных наказаний. В зависимости от количества поднадзорных объектов (колоний, следственных изоляторов и др.), численности содержащихся в них лиц, состояния законности, а так же штатных возможностей прокуратуры работа в прокуратуре субъекта Федерации на этом участке организуется по зональному, предметному или зонально-предметному принципам.
Вопросы осуществления надзора за соблюдением законов в изоляторах временного содержания (ИВС) лиц, подозреваемых в совершении преступлений, Генеральным прокурором РФ отнесены к ведению прокуроров, входящих в состав подразделений по надзору за следствием и дознанием. Они также отнесены на районном, городском уровне к ведению прокуроров города, района или их заместителей в соответствии с распределением между ними обязанностей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В предусмотренных законом случаях в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Надзор за законностью содержания задержанных в ИВС Погранвойск осуществляется соответствующими подразделениями военной прокуратуры. На военных прокуроров возложен надзор за соблюдением законов при использовании гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Такое содержание возможно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок несения гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах РФ.
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Организационная структура дисциплинарных воинских частей определяется Министерством обороны РФ. Надзор за соблюдением законов в таких подразделениях осуществляют соответствующие военные прокуроры (гарнизонов, соединений, округов и т.д.).

Еще по теме § 4. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний:

  1. О.С. Капинус и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики, 2010
  2. § 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  3. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" от 26 февраля 1997 г. № 8
  4. Т е м а 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
  5. Т е м а 11. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
  6. § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  7. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 мая 1996 г. № 30
  8. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  9. Прокурорский надзор в административно-публичной сфере
  10. Глава VII ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
  11. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  12. Д.В. Григорьев и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, 2010
  13. Н.В. Крючкова, А.В. Паламарчук, А.Е. Русецкий. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие, 2012
  14. Черепанова И.В.. Прокурорский надзор за исполнением законов о внешней трудовой миграции: лекция, 2012
  15. § 1. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  16. Баскакова С.И.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, 2010
  17. 16.1. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
  18. § 1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  19. Т е м а 9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

В соответствии со ст.22 УИК РФ и приказа Генерального прокурора РФ «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и прокурорами субъектов Федерации, городов и районов, находящихся в подчинении у Генеральной прокуратуры РФ. Проверки соблюдения законов в местах лишения свободы осуществляется прокурором систематически, то есть, не зависимо от наличия сигналов о нарушении законов. В ходе выявления нарушений, они должны быть устранены непосредственно при их обнаружении. При этом в случае опротестования прокурором приказа или распоряжения администрации учреждения, который противоречит закону, действие опротестованного акта приостанавливается администрацией до рассмотрения протеста. Полномочиям прокурора в сфере прокурорского надзора за исполнением закона в учреждениях и органах УИС относятся:

  • право посещать в любое время учреждения и органы;
  • право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • право знакомиться с документами;
  • право знакомиться с оперативными материалами.

Помимо этого прокурор вправе проверять соответствие правовых актов учреждений и органов УИС законодательству РФ, а так же отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных лиц и выносить постановление о немедленном освобождении каждого содержащегося под стражей без законных оснований. Право прокурора посещать в любое время учреждения и органов исполнительной системы, предусмотрено статьёй 32 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так согласно данной статье Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчинённые им прокуроры, а так же прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях имеют право без разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Помимо этого закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, так как прокурор сам определяет время посещения. Так же прокуроры наделяются правом проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания (ИВС), проводить проверки в нерабочее время и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность содержания. Проверка законности и обоснованности содержания в следственных изоляторах проводится не реже одного раза в месяц. Периодичность же проверок в других учреждениях и органах не определена. Право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц и подвергнутых мерам принудительного характера, так же относится к полномочиям прокурора. При помощи данного полномочия прокурор может выявить любые нарушения законов УИС.

В прокурорском надзоре существует несколько оснований, которые выявляют сущность данных требований прокурора, которые заключаются в следующем:

  • прокурор, может требовать от администрации органов и учреждений УИС соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осуждённых к труду и других условий;
  • прокурор может, исходя из конкретных ситуаций, установить время для исполнения своих требований;
  • требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией;
  • обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение, так же предусматривается форма требований прокурора, они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме, но в основном в целях контролирования требования издаются в письменной форме.

Помимо этого к полномочиям прокурора относится проверка соответствия законодательству РФ приказов, распоряжений и постановлений администраций органов и учреждений УИС. Здесь следует отметить, что прокурор может проверять соответствие закону правовых актов учреждений не только при поступлении жалоб и заявлений о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе. Так же в представлении прокурора может быть поставлен вопрос о необходимости привлечения конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов к дисциплинарной и материальной ответственности. Помимо этого при выявлении в действиях администрации и учреждений и органов УИС признаков преступления прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела. При этом, возбудив дело, он должен принять все меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний

прокурорский надзор исполнение наказание

В нормативном Приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" конкретизируются задачи и направления деятельности органов прокуратуры.

Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта Российской Федерации, городов и районов, так и на специальных прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Прокурорам по надзору за соблюдением в уголовно-исполнительной системе поручено Генеральным прокурором РФ осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов данной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях.

Важное значение придано организации проверок состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. В качестве приоритетных задач обращено внимание на необходимость искоренения фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

При организации работы на данном участке прокурор учитывает, что следственные изоляторы должны ими проверяться не реже одного раза в месяц. При организации надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности особое внимание уделяется законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и лицами, заключенными под стражу. При организации надзора среди постоянных приоритетов выделяется законность приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы.

Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в структуре аппаратов органов прокуратуры действуют соответствующие подразделения. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

Работа управления организуется по зонально-предметному принципу, в соответствии с текущими и перспективными планами Генеральной прокуратуры РФ, основанных на результатах перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) анализа состояния законности и работы по ее укреплению.

Управление Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за законностью издаваемых Министерством юстиции нормативных правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Управление организует деятельность нижестоящих специализированных и территориальных прокуратур, а также непосредственно осуществляет при выезде его работников на места надзор за соблюдением законов об охране конституционных прав осужденных и заключенных под стражу; о режиме отбывания наказания, о трудовом использовании осужденных и возмещении ими материального ущерба, причиненного в результате совершения ими преступлений, а также об охране труда и правил техники безопасности, по другим вопросам, входящим в содержание предмета прокурорского надзора при его осуществлении в данной сфере правовых отношений.

В Управление Генеральной прокуратуры РФ поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуроров, а также копии протестов, представлений прокуроров, иные данные, характеризующие состояние законности в уголовно-исполнительной системе, работу прокуроров. Периодически проводятся обобщения состояния этой работы, на основе которых готовятся обзоры, указания, совместные инструкции с Минюстом, МВД, другими правоохранительными органами. С учетом состояния законности в данной сфере осуществляется контроль за работой органов прокуратуры, оказание им практической и методической помощи.

    НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    В.А. ПОНЕВЕЖСКИЙ

    Охрана прав, свобод и законных интересов человека - это приоритетная задача государства. Лица, содержащиеся под стражей, так же как и другие граждане, обладают комплексом конституционных прав. Уголовно-исполнительный кодекс гарантирует осужденным законность средств их исправления, личную безопасность при исполнении наказаний.
    Однако, учитывая социальные, экономические и психологические факторы, именно в этой сфере особенно велик риск злоупотреблений. Российская пенитенциарная система испытывает трудности, о чем неоднократно в своих ежегодных докладах упоминал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Поэтому надзор за исполнением требований действующего законодательства учреждениями, исполняющими наказание, и их должностными лицами - важнейшее направление в работе органов прокуратуры. Следует отметить, что для обеспечения режима законности в уголовно-исполнительной системе необходимо проверять соблюдение норм различных отраслей права: административного, трудового, социального обеспечения, жилищного, финансового и других, так как выявляемые нарушения производны друг от друга. Например, игнорирование санитарных правил ставит под угрозу здоровье не только осужденных, но и сотрудников исправительных учреждений.
    Органами прокуратуры Республики Коми в рамках надзора за исполнением законодательства ГУФСИН России по Республике Коми и подведомственных ему учреждениях за 2009 - 2010 гг. проведено более 1500 проверок, по результатам которых внесено 740 представлений, принесено 360 протестов, 46 должностных и юридических лиц уголовно-исполнительной системы привлечено к административной ответственности, 862 лица - к дисциплинарной.
    Статистика показывает, что количество выявляемых прокурорами нарушений в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы республики в сравнении с предыдущими годами увеличивается, что в первую очередь связано с отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны руководства ГУФСИН по Республике Коми и усилением роли прокуратуры в обеспечении правопорядка, прав и законных интересов граждан при исполнении уголовных наказаний.
    В рамках осуществления надзорной деятельности прокуратура республики особое внимание уделяет вопросу противодействия коррупции в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы по Республике Коми. В связи с этим в течение двух прошлых лет прокуроры неоднократно проводили проверки по вопросам привлечения к труду осужденных в интересах сотрудников исправительных учреждений, использования федеральной собственности, в ходе которых устанавливались многочисленные нарушения закона.
    Так, сотрудница одной из исправительных колоний М., превышая свои должностные полномочия, в нарушение требований ч. 1 ст. 103 УИК в сентябре 2009 г. потребовала от осужденных провести работы по откачке воды из ее личного погреба. Действуя по ее указанию, двое осужденных производили откачку воды с использованием бензопомпы с нарушением правил техники безопасности, в результате чего получили отравление дыхательных путей и скончались. Согласованные действия органов прокуратуры республики, следственных органов и оперативных служб позволили собрать доказательства вины, зафиксировать следы преступления. Суд признал сотрудницу колонии виновной по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК и приговорил ее к 5 годам лишения свободы.
    В связи с выявленными массовыми нарушениями и непринятием руководителем ГУФСИН по Республике Коми адекватных мер к их устранению прокуратура Республики Коми направила в Генеральную прокуратуру РФ соответствующую информацию и проект представления. По результатам их рассмотрения Генпрокуратура внесла в адрес директора Федеральной службы исполнения наказаний России представление об устранении нарушений закона. Руководитель ГУФСИН по Республике Коми уволен со службы.
    По факту незаконной передачи руководителем управления по конвоированию С. в аренду государственного имущества коммерческой фирме прокуратура республики в январе 2010 г. провела проверку, по результатам которой материалы направлены в следственные органы. Незаконными действиями указанного должностного лица бюджету Российской Федерации был причинен материальный ущерб на сумму более 2,6 млн. руб. Приговором Сыктывкарского городского суда С. осужден по ч. 1 ст. 286 УК.
    По материалам прокурорской проверки в отношении начальника ФБУ "Объединение исправительных колоний-33" М. в прошлом году возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК. Установлено, что фигурант дела получил денежные средства от коммерческой организации за заключение договора поставки оборудования на сумму 150 тыс. руб. При этом после перечисления предприятием денежных средств директор фирмы передал М. разницу в стоимости оборудования в размере 50 тыс. руб. Приговором Сыктывкарского городского суда М. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 160 УК.
    В некоторых исправительных колониях не соблюдались правила охраны труда при привлечении осужденных к труду, допускались нарушения, связанные с непроведением аттестации рабочих мест, трудоустройством осужденных на работу без документов, подтверждающих наличие специальности, использованием оборудования с нарушением установленных правил безопасности, невыдачей специальной одежды и средств индивидуальной защиты. Прокуратура своевременно реагировала на нарушения - виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности.
    В 2010 г. прокуроры, надзирающие за соблюдением законов в исправительных учреждениях республики, активизировали работу по надзору за исполнением учреждениями уголовно-исполнительной системы требований ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    В ходе проверок прокуроры выявили многочисленные нарушения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в этих учреждениях.
    С целью устранения выявленных нарушений закона и привлечения виновных лиц к ответственности специализированные прокуроры республики внесли 3 представления, возбудили 7 производств об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП в отношении должностных лиц ГУФСИН по Республике Коми.
    Кроме того, при проведении надзорных мероприятий в некоторых учреждениях уголовно-исполнительной системы обнаруживались грубые нарушения правил пожарной безопасности. Предписания органов государственного пожарного надзора и представления прокурора относительно исправления недостатков не всегда выполнялись в срок. Поэтому наиболее эффективным средством к устранению нарушений стало обращение прокуроров в суд с требованием обязать соответствующие учреждения устранить нарушения ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности". В 2009 - 2010 гг. прокуроры предъявили 10 исковых заявлений этой категории, которые судами удовлетворены в полном объеме.
    Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" деятельность прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ограничена кругом вопросов, относящихся к исполнению и отбыванию наказания и содержанию лиц под стражей.
    Однако анализ надзорной деятельности показывает, что для большей эффективности работы к компетенции специализированных прокуроров было бы целесообразно отнести осуществление надзора в целом за исполнением федерального законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы (это и вопросы противодействия коррупции, соблюдения порядка прохождения государственной службы, трудовых, социальных прав сотрудников и иных работников поднадзорных учреждений уголовно-исполнительной системы, порядка использования государственной собственности и др.) Это позволит осуществить эффективный и комплексный подход к обеспечению законности администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, прав и законных интересов лиц, отбывающих наказания и содержащихся под стражей, персонала указанных учреждений, охраняемых законом интересов общества и государства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.



Просмотров