Кто может защитить авторское право

В главе "Защита авторских прав" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава "Защита авторских прав" будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье « », так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав - это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов .

2. Ответственность за нарушение авторских прав

1) Внеюрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице .

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под последним нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав с помощью норм уголовного права в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети Интернет. Достаточно упомянуть получивший печальную известность принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование и распоряжение произведениями, охраняемыми авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК. В частности, речь идет о применении ст. 1250 ГК "Защита интеллектуальных прав", ст. 1251 ГК "Защита личных неимущественных прав", ст. 1252 ГК "Защита исключительных прав", анализ которых был дан выше.

Такой способ защиты, как признание прав, применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей или регистрации произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может не препятствовать нарушению имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения, хотя его личные неимущественные права на произведение не нарушены).

Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе, это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 1267 ГК).

Законодатель не уточняет, кто имеется в виду под заинтересованными лицами. Обычно таковыми являются лица, к которым перешли права на произведение, однако сюда же могут быть отнесены государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны - участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Согласно п. 1 указанной статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в отношении произведений не допускается:

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Новым в ней (по сравнению со ст. 48.1 Закона об авторском праве и смежных правах) является включение в понятие технических средств наряду с техническими устройствами и их компонентами также любых технологий, при помощи которых осуществляется защита авторских прав. Такая формулировка в большей мере соответствует смыслу ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву.

Поскольку действия, связанные с устранением технических средств защиты или удалением информации об авторских правах, сами по себе могут не приводить к нарушению исключительного права, но в любом случае создают условия и предпосылки для нарушения авторских прав, было необходимо предусмотреть возможность применения в таких случаях адекватных мер правовой защиты.

В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны и защиты авторских прав, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с "пиратами" созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с "пиратством" аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступлением России в ВТО.

Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 "О введении защитного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители лазерные и компакт-диски" на государственное муниципальное унитарное предприятие "Информзащита" возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию, а также проверка законности их выпуска.

Легальное определение контрафактной продукции дано в п. 4 ст. 1252 ГК, согласно которому в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом. Следует учитывать, что существуют две разные категории контрафактных экземпляров. Первая - незаконно изготовленные, а потому их любое дальнейшее использование является незаконным; собственно они и есть "контрафактные экземпляры". Вторая - это те экземпляры, которые изготовлены и существуют законно, но их использование является ограниченным; поэтому, если эти экземпляры используются вне законных пределов, они, эти экземпляры, также считаются контрафактными.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, под контрафакцией прежде всего следует понимать самовольное и незаконное изготовление и распространение экземпляров произведения без согласия правообладателя. В обиходе применяется также понятие "пиратского" экземпляра произведения, под которым понимается экземпляр, созданный и используемый без согласия правообладателя. Экземпляры произведения, изготовленные в стране, где они перешли в сферу общественного достояния, и ввезенные в РФ, являются контрафактными, если в России авторское право на них продолжает действовать.

В случае нарушения исключительных (имущественных) прав в результате изготовления или распространения контрафактных экземпляров автор или иной правообладатель может потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав вместо возмещения убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости правонарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав. Следует отметить, что на практике указанная компенсация широко применяется.

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, то есть те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения, и определить размер этих убытков.

Следует отметить, что контрафакцию составляет и безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу (отсутствие умысла не исключает самого факта правонарушения). Что касается пиратства, то оно характеризуется злонамеренностью действий нарушителя, особым масштабом незаконного использования произведений и, как правило, организованным характером таких правонарушений.

Статья 1302 ГК РФ дополняет и конкретизирует общие положения п. 2 ст. 1252 об обеспечении иска по делам о нарушении исключительных прав. Наиболее существенным дополнением является указание в п. 2 ст. 1302 ГК на то, что суд может наложить арест, а органы дознания и следствия могут принять меры для розыска и наложения ареста на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения. Как отмечено в п. п. 18, 19 Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, при принятии решения об обеспечении иска по данной категории дел суд или судья обязан при наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав вынести определение о розыске и наложении ареста на экземпляры произведений или фонограмм, предположительно являющиеся контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм. В необходимых случаях суд или судья обязан решить вопрос об изъятии этих экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования и о передаче их на ответственное хранение.

В работах нет единого мнения по вопросу о том, относятся ли данные меры к мерам ответственности за нарушение исключительных прав или представляют собой способы защиты, не являющиеся мерами ответственности. Вместе с тем от ответа на него зависят условия реализации таких мер, определяющие возможность их применения в конкретной ситуации. На основе анализа действующих норм сделан вывод, что изъятие контрафактных материальных носителей, изъятие соответствующих оборудования, устройств и материалов не соответствуют понятию конфискации, установленному в ст. 235 ГК РФ, а также что целью такого изъятия является недопущение перехода соответствующих объектов от одних лиц к другим, их нахождения в обороте.

Принимая решение о специальных способах обеспечения иска, суд или судья должен указать в определении достаточные основания, позволяющие полагать, что ответчик либо иные лица являются нарушителями авторского права или смежных прав. Определение суда не должно содержать выводы по существу возникшего спора и предопределять решение по делу. Исполнение определения суда об обеспечении иска с указанием способов обеспечения иска о защите авторского права и смежных прав осуществляется немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Данный вид договора является возмездным, однако стороны могут предусмотреть его безвозмездность, зафиксировав данное условие в самом договоре.

За невыполнение такого договора может быть предусмотрена ответственность автора, однако она имеет свои ограничения: заказчик может потребовать взыскание аванса, а также неустойки, предусмотренной договором.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

  • Плагиат . Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция) . Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат , а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.

Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании. При нарушении авторских прав на нарушителя - организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей. Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.

Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.

Защита авторских прав в административном порядке - действенная мера, ведь с помощью данного рычага можно пресечь нарушение. Однако, помните, что привлечение нарушителя к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав регулируется Уголовного кодекса Российской Федерации. Так в случае присвоения авторства произведения, если это причинило автору или правообладателю крупный ущерб, наказывается штрафом, обязательными работами или сроком ареста до 6 месяцев. При нарушении же выпуска, распространения произведения срок лишения свободы нарушителя достигает 2 лет. В случае, если нарушение прав будет признано тяжким преступление, нарушитель может быть лишен свободы до 6 лет, а также с него может быть взыскан штраф до 500 000 рублей.

Обратите внимание, что произведения, законно распространяемые в зарубежных странах, могут быть контрафактными на территории России, если их распространение на территории нашей страны не согласовано с правообладателем, а также не произошло исчерпание прав.

Помимо привлечения к ответственности с нарушителя в судебном порядке могут быть возмещены убытки, связанные с нарушением авторских прав ( Гражданского Кодекса Российской Федерации). Возмещение убытков может быть заменено на взыскание компенсации в размере до 5 млн. рублей или в двукратном размере от стоимости использования произведения.

Патентные поверенные и юристы нашего Патентного Бюро имеют многолетний успешный опыт защиты авторских прав как создателей объектов интеллектуальной собственности, так и правообладателей. Для того чтобы записаться на консультацию по вопросам права на произведение, или заказать услуги позвоните по контактному номеру нашего офиса или заполните на сайте

Международно-правовая охрана авторских прав

Особенности правового режима охраны прав на интеллектуальную собственность были рассмотрены в прошлый раз, и все они имеют прямое отношение и к авторскому праву.

Объектом охраны авторского права является произведение как совокупность идей, мыслей и образов, появившихся в результате творческой деятельности человека и получивших свое выражение в доступной для восприятия форме. К признакам произведения, соответственно, относят творческий характер произведения и объективную форму его выражения. Творчество можно определить как процесс созидательной деятельности (проф. Ксенофонтова А.Н.) человека, направленный на создание чего-то нового, уникального, неповторимого. Второй признак – объективная форма. До тех пор, пока идеи автора существуют только в виде замысла и не могут быть восприняты другими людьми, не выражены вовне (существуют лишь в голове автора), они не являются объектами правовой охраны. Форма может быть письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Права авторов произведений литературы, науки, искусства имеют общую особенность: носят строго территориальный характер, то есть, возникнув в одном государстве на основании его законов, в принципе, действуют только в пределах данного государства. В этом с точки зрения МЧП состоит их отличие от других гражданских прав, в отношении которых государства признают экстерриториальное действие. Из территориального характера прав вытекает, что если в одном государстве будет опубликовано литературное произведение, то в другом государстве это литературное произведение, в принципе, может быть издано и переведено без согласия автора и без выплаты ему гонорара.

Основным методом регулирования отношений, возникающих в результате творческой деятельности человека, осложненных иностранным элементом, выступает материально-правовой метод, имеющий целью создание единообразных, унифицированных норм, регулирующих соответствующие отношения.

1 Международно-правовое регулирование авторских прав

В настоящее время сложился целый комплекс международно-правовых соглашений универсального характера, касающихся авторского и смежного прав. Начало ему было положено в 1886 г. принятием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она неоднократно пересматривалась, последний раз в 1979 г. Причем для каждого государства-участника действует та редакция, к которой оно присоединилось. При взаимоотношении государств-участников действует принцип, в соответствии с которым применяется более ранний по времени текст из тех, которые ими ратифицированы. Конвенция идет по пути широкой унификации норм материального права. Участники создали Бернский союз охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Бернская Конвенция не единственный международный договор, регулирующий отношения по охране литературных и художественных результатов творческой деятельности.

В 50-х годах под эгидой ЮНЕСКО начались работы по созданию всемирной системы охраны авторских прав, и в 1952 г. была подписана Всемирная Конвенция об авторском праве. СССР присоединился к Конвенции 27 мая 1973 г. Россия участвует в соглашении на основе договорного правопреемства после СССР. Всемирная Конвенция была рассчитана на применение в универсальном масштабе. В настоящее время в ней участвуют около 90 государств.

В настоящее время комплекс международно-правовой охраны авторских прав составляют: Бернская Конвенция (пересмотренная последний раз в Париже в 1971 г.), Всемирная Конвенция об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже в 1971 г.), Международная Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. В 1996 г. под эгидой ВОИС приняты новые международные универсальные соглашения в сфере авторского права и смежных прав, призванные поднять на новый уровень правовую охрану произведений литературы, науки, искусства с учетом требований настоящего времени и развития научно-технической революции в этой сфере. Цель всех международных соглашений, принятых в сфере защиты авторских прав – обеспечение правовой охраны прав авторов на территории более чем одного государства – государства, где произведение было облечено в объективную форму.

Кроме того, большое значение для определения объема предоставляемых и охраняемых прав авторов имеет национальное законодательство государств. Можно говорить о сложившейся системе национально-правового регулирования результатов творческой деятельности. Так, применительно к РФ необходимо указать на положения Конституции 1993 г. (ст. 44), Закона РФ от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах (с изм. на 19.07.1995 г.) и целый ряд иных нормативных актов и подзаконных актов.

Однако существует мнение, что ни универсальные международные соглашения, ни исключительно национально-правовое регулирование творческой деятельности не достигают указанной цели эффективной правовой защиты творческого гения человека. Вывод видится в активизации такого элемента полисистемного комплекса правовой охраны произведений литературы, науки, искусства, как международный региональный правовой механизм. Начало ему было положено еще в конце 19 века, когда целый ряд государств Латинской Америки заключили между собой несколько соглашений в сфере авторского права. В Латинской Америке в 1889 г. была принята Межамериканская конвенция об авторском праве, содержащая во многом сходные с нормами Бернской конвенции. В 1946 г. была подписана Вашингтонская конвенция, объединяющая американских 15 государств. Говоря о сегодняшнем дне, необходимо обратить внимание на опыт Европейского Союза в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. В 1994 г. было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Специальный раздел и ряд приложений к этому соглашению посвящены вопросам охраны и. собственности. Закреплена прямая обязанность РФ по совершенствованию механизмов охраны права интеллектуальной собственности с целью обеспечения уровня правовой охраны, аналогичной уровню, существующему в ЕС, посредством совершенствования российского законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности и присоединения к целому ряду универсальных соглашений в этой сфере. Процессы унификации и гармонизации в сфере авторского права в рамках ЕС осуществляются посредством регламентов и директив, принимаемых институтами ЕС.



Опыт ЕС мог бы послужить основой для развития аналогичного сотрудничества в рамках СНГ. Однако, в рамках данного регионального образования было заключено только одно общее соглашение о сотрудничестве от 24.09.1993 г., наметившее лишь внешние рамки кооперации государств СНГ в этой сфере и подтвердившее важность обстоятельств, вытекающих из международных соглашений универсального характера.

В настоящее время роль основоположных универсальных актов, регулирующих отношения по защите прав авторов произведений, играют Бернская и Всемирная конвенции, на анализе норм которых в связи с этим и хотелось бы остановиться. Основное отличие этих двух нормативных актов заключается в том, что Бернская Конвенция содержит большое число материальных норм, направленных непосредственно на регулирование отношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности, в то время как Всемирная К содержит много отсылок к национальному праву и мало материальных норм, в силу чего является более универсальной. Странам-участницам не приходится вносить изменения в свое национальное законодательство, что значительно упрощает процедуру действия Конвенции. Всемирная Конвенция носит более гибкий характер, что облегчает присоединение к ней большего числа государств с различными уровнями развития механизмов охраны прав авторов.

Некоторые авторы высказывают мнение, что положения Всемирной Конвенция представляют собой коллизионные нормы, так как практически не содержат материально-правовых норм, но отсылают к нормам национального законодательства. С этим, однако, трудно согласиться, ввиду специфики коллизионных норм, решающих проблему выбора применимого права. Здесь же следует говорить, скорее, о материальных нормах, указывающих случаи применения национального законодательства соответствующего государства.

Бернская Конвенция в качестве объектов охраны называет литературные и художественные произведения» - все произведения в области литературы, науки, искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся географии, топографии, архитектуре или наукам. Наравне с оригинальными произведениями защищаются переводы, переделки, музыкальные оранжировки и другие трансформации литературного или художественного произведения. Подлежат охране (без ущерба правам авторов отдельных произведений) сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой продукт интеллектуального творчества.

Вышеуказанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, образованного участниками Конвенции. Эта охрана действует в пользу автора и его правопреемников.

Законодательству государств-участников предоставляется право обеспечивать охрану произведений, выраженных в определенной законодательством государства той или иной материальной форме.

За государствами сохраняется право самостоятельно решать вопрос о предоставлении или не предоставлении правовой охраны таким объектам, как политические речи, речи, произнесенные в ходе судебных процессов, лекции и другие, произнесенные публично произведения, а также устанавливать условия их охраны.

За законодательством стран Союза сохраняется право предписать, что литературные и художественные произведения подлежат охране постольку, поскольку они закреплены в той или иной материальной форме.

Письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

Устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

Звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

В других формах.

Всемирная Конвенция регулирует охрану литературных, научных, художественных произведений, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

Конвенцией установлен специальный знак охраны авторских прав в виде специального символа «С» в окружности, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет как средства подтверждения осуществленных формальностей. Если на книге или другом произведении такого знака нет, то в странах-участниках Всемирной Конвенции они не охраняются.

В РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К числу произведений, являющихся объектами авторского права, относятся: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Из числа объектов охраны изъяты: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы, и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (в отношении последних – они изъяты также и из предмета регулирования Бернской Конвенции п. 8 ст. 2). Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Это обусловлено тем, что авторское право охраняет форму, а не содержание произведения. Не охраняются авторским правом произведения народного творчества, так как невозможно установить их авторство.

3 Субъекты охраны. Обнародование произведения, его опубликование и выпуск в свет

При определении субъектов охраны в Бернской Конвенции используется территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения или первого опубликования произведения. Конвенция устанавливает критерии для предоставления правовой охраны: гражданство автора, место выпуска произведения в свет, местожительство автора. Бернская Конвенция защищает права следующих категорий лиц: 1) авторов-граждан какой-либо из стран Союза в отношении своих произведений, как опубликованных, так и не опубликованных; 2) авторов, не являющихся гражданами какой-либо из стран Союза в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Авторы-неграждане стран Союза, но постоянно проживающие на территории одного из государств, приравниваются при применении Конвенции к гражданам этой страны. Подлежат охране также авторы кинематографического произведения, изготовитель которого имеет свое местонахождение или обычное местопребывание в какой-либо стране Союза; и авторы произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо из стран Союза.

Итак, Конвенция разделяет, во-первых, граждан стран Союза и не граждан, во-вторых, опубликованные и неопубликованные произведения. Защита неопубликованных произведений предоставляется только гражданам стран-участниц.

Под опубликованным произведением понимается произведение, изданное с согласия автора, при условии, что экземпляры произведения выпущены в свет в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

Таким образом, при предоставлении правовой охраны во внимание принимаются критерии: гражданство лица, его обычное местопребывание и место выпуска в свет произведения.

Факт опубликования произведения в одной из стран-участниц Союза означает приобретение правовой охраны и иностранными лицами, причем на территории всех государств Союза. Вот так сформулирован механизм расширения территории охраны прав авторов в Бернской Конвенции.

От вопроса о действии возникших в силу иностранных законов авторских прав следует отличать вопрос об объеме субъективных прав автора, или, о положении иностранных граждан в данной стране в области авторского права. Большинство стран предоставляют иностранным гражданам в области авторского права национальный режим, то есть равенство в правах с гражданами.

Еще одним принципиальным положением Бернской Конвенции является закрепление принципа национального режима. Авторы из числа граждан, которым предоставляется охрана по данной Конвенции, пользуются в других странах, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений правами, которые предоставляются соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. Следовательно, объем охраны, равно как и средства защиты, предоставляемые автору для защиты его прав, регулируются с помощью настоящей Бернской Конвенцией и соответствующих норм национального законодательства страны, где испрашивается охрана. В силу этого говорят о дуализме в системе правового регулирования прав интеллектуальной собственности, которая обеспечивается международными соглашениями, с одной стороны, и национальными законами, с другой стороны.

Бернская Конвенция также содержит нормы о принципе взаимности, в соответствии с которым страны Союза могут ограничить охрану произведений авторов стран, не входящих в Союз, когда такие страны не обеспечивают достаточной охраны произведениям авторов – граждан какой-либо из стран Союза.

Всемирная Конвенция, также как и Бернская, исходит из принципа национального режима, но во Всемирной Конвенции этот принцип имеет главенствующее значение, так как Конвенция преимущественно построена на отсылках к национальному законодательству государств и содержит небольшое число прямых материально-правовых предписаний.

В основу определения субъектного состава, то есть лиц, чьи права подлежат охраны, положены те же критерии, что и в Бернской Конвенции: гражданство авторов и «выпуск в свет».

В отличие от Бернской Конвенции Всемирная Конвенция вводит еще один случай защиты прав авторов: как и прежде, защищаются права граждан Договаривающихся стран на опубликованные и неопубликованные произведения, также права иностранцев в отношении произведений, впервые выпущенные в свет на территории одного из государств – участников Конвенции, и, кроме того, правовую охрану приобретают произведения авторов-граждан Договаривающихся стран, даже выпущенные в свет в государстве, не участвующем в Конвенции. Произведение гражданина Договаривающегося государства, впервые выпущенное в свет на территории государства, не участвующего в Конвенции, считается впервые выпущенным в свет в договаривающемся государстве, гражданином которого является автор. Тем самым расширяется сфера действия принципа национального режима, причем не только посредством его применения к лицам, не являющимся гражданами договаривающихся государств, но и проживающим на их территориях, а также и к другим субъектам в случае первого выпуска в свет произведения гражданами договаривающихся государств в не участвующих странах.

Кроме того, еще одной новеллой Конвенции является введение института выпуска в свет , под которым понимается (ст. 6) воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия. Именно с этим актом и связывается начало исчисления срока предоставляемой охраны. Надо отметить, что само понятие выпуска в свет или его содержание было воспринято многими национальными системами права.

Так, законодательство РФ содержит понятие обнародование произведения, под которым понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. В качестве способов обнародования названы опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и другие способы.

Опубликование (выпуск в свет) трактуется как выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или произведений, фонограмм, исполнений, постановок непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Передача в эфир – это сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, для всеобщего сведения (включая показ и исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).

В литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой выпуск в свет понимают в узком и широком смысле. В широком смысле выпуск в свет соотносим с обнародованием произведения, в узком – с опубликованием. Оба эти процесса имеют много общего, однако существенно отличаются друг от друга. Для обнародования характерны следующие критерии: 1) обнародование охватывает собой действия, впервые делающие произведение доступным для всеобщего сведения. Соответственно, это процесс единичный, если только автор не отозвал свое уже обнародованное произведение, а затем вновь сделал его доступным для публики; 2) обнародование осуществляется только с согласия автора или его правопреемников; 3) обнародование возможно любым способом, делающим его доступным для публики (даже без тиражирования); 4) должна быть создана реальная возможность ознакомления с произведением третьих лиц; 5) такая возможность должна быть создана для неопределенного круга лиц.

В отличие от обнародования опубликование связывается законом с такими действиями, которые означают выпуск в свет экземпляров произведения. То есть речь идет об изготовлении и выпуске в обращение экземпляров произведения, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики исходя из характера произведения.

Следует отметить, что понятие «опубликование произведения» (выпуск в свет) по российскому праву расходится с аналогичным понятием Всемирной К, так как в К выпуск в свет связан с обеспечением доступности экземпляров произведения, предназначенных для читательского или зрительного восприятия. Российский закон не содержит такого ограничения и считает выпуском в свет выпуск в обращение любых материальных носителей произведения (это и звукозаписи литературных, музыкальных или иных произведений, связанных со слуховым восприятием). Видимо в данном вопросе, в соответствии с Конституцией РФ предпочтение должно отдаваться нормам международного договора.

На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

В результате факта создания произведения литературы, искусства его автор приобретает две категории субъективных прав: личные неимущественные права и имущественные права. Эти права, возникающие у автора произведения, именуются исключительными, что обусловлено тесной, неразрывной связью с личностью автора как монопольного обладателя права на использование произведения. Деление прав на имущественные и неимущественные часто подвергается оспариванию, что обусловлено тесной их взаимосвязью и трудностью в выделении прав чисто имущественного или неимущественного характера. Тем не менее, международно-правовые и национальные акты признают такое деление. Важность такого разграничения обусловлена еще и тем, что личные неимущественные права могут принадлежать только самому создателю произведения, они, как правило, не передаваемы другим лицам и охраняются бессрочно.

Бернская Конвенция предусматривает следующие права авторов.

К числу закрепленных в Конвенции неимущественных прав, которые автор сохраняет даже после уступки имущественных авторских прав, отнесены: право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Конвенция защищает следующие права имущественного характера: исключительное право автора делать или разрешать переводы своих произведений (ст. 8); право разрешать воспроизведение произведений любым образом и в любой форме (ст. 9); авторы драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешать публичное представление и исполнение своих произведений (ст. 11); авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать передачу своих произведений в эфир, всякое публичное сообщение, публичное чтение своих литературных произведений; право разрешать переделки, аранжировки и другие трансформации своих произведений; право разрешать кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений, и выпуск в свет таких произведений, публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их для всеобщего сведения.

Бернская Конвенция предусматривает возможность использования произведения третьими лицами в форме цитирования при соблюдении определенных требований. Цитирование возможно из произведения, которое уже стало доступным для всеобщего сведения; в объеме, оправданном поставленной целью; с обязательным ясным указанием источника цитирования. Кроме того, законодательством государств-участников могут быть установлены дополнительные требования и условия цитирования.

Всемирная Конвенция среди прав авторов называет лишь исключительное право разрешать воспроизведение любыми способами, публичное исполнение и передачу в эфир, а также исключительное право автора переводить, выпускать в свет свои переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений. Обладатель авторского права в соответствии с Конвенцией имеет исключительное право на перевод и переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать перевод произведения без разрешения того издательства, которое впервые выпустило его в свет. К тому же вступает в действие и другое имущественное правомочие правообладателя – право на получение соответствующего вознаграждения.

Венская Конвенция предусматривает такой институт, как выдача неисключительной лицензии на перевод и выпуск в свет переведенного произведения. Право на получение такой лицензии имеет любое заинтересованное лицо-гражданин договаривающегося государства в случае, когда по истечении 7 лет со времени первого выпуска в свет какого-либо письменного произведения его перевод на общеупотребимый язык договаривающегося государства не был выпущен в свет обладателем права на перевод или с его разрешения. Такая лицензия может быть выдана компетентным органом в том случае, если ходатайствующее лицо докажет, что оно обращалось к автору с просьбой о разрешении перевода и разрешение не было получено, а также в случае, когда издания перевода, уже вышедшего на общеупотребимом языке, полностью распроданы. При выдаче лицензии необходимо соблюдать требование, в соответствии с которым название и имя автора произведения должны быть напечатаны на всех экземплярах вышедшего в свет перевода. Лицензия действительна только в отношении выпуска в свет перевода на территории государства, в котором она испрашивается. Лицензия не может быть выдана, если автор изъял из обращения все экземпляры своего произведения.

Конвенция устанавливает более льготные нормы для развивающихся стран. Они могут свободно использовать выпущенные в свет произведения в учебных и научных целях. Также предусматривается сокращенный срок действия авторского права, выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры, образования. Развивающимся странам также предоставлено право на перевод произведений по истечении 10 лет после выхода произведения в свет.

Закон РФ предусматривает более широкий круг прав личного неимущественного и имущественного характера.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом, как правило, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

К числу личных неимущественных прав относят: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения. Основным имущественным правом является право на воспроизведение . Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

Импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

Публично показывать произведение (право на публичный показ);

Публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

Сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир);

Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

Переводить произведение (право на перевод);

Переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Законодательство большинства государств предусматривает возможности свободного использования произведений (без выплаты вознаграждения автору).

Имущественные права авторов переходят по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных личных неимущественных прав осуществляет компетентный орган государства.

Имущественные права, указанные могут передаваться по авторскому договору. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

В этом смысле можно провести параллель с простой и исключительной лицензией, используемых в патентном праве для передачи прав патентообладателя третьим лицам.

Специфика авторского права, как одной из ветвей прав на интеллектуальную собственность, является его срочный характер. Права авторов защищаются в течение сроков, установленных законодательством государств, а также международными договорами.

Бернская Конвенция устанавливает срок охраны неимущественных прав – они сохраняют силу, по крайней мере, до прекращения имущественных прав. Срок охраны, предоставляемый настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо если этого не произошло – в течение 50 лет со дня создания произведения. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения. Однако, если принятый псевдоним не оставляет сомнений в личности автора, а также если автор раскроет свою личность, сроком охраны будет срок – в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Государства самостоятельно определяют сроки охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства – но эти сроки не могут быть менее 25 лет со времени их создания. При создании произведения совместно несколькими лицами в соавторстве, сроки охраны исчисляются со времени смерти последнего из соавторов.

Конвенция предоставляет право договаривающимся государствам установить сроки охраны авторских прав, превышающие сроки, предусмотренные конвенцией. Во всех случаях срок определяется законодательством государства, в котором предъявляется требование об охране, но по общему правилу, он не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения.

Всемирная Конвенция установила более короткий срок охраны авторских прав, вернее сказать, минимальный срок охраны – время жизни автора и 25 лет после его смерти. Аналогично Бернской Конвенции Всемирная Конвенция оперирует таким понятием, как «страна происхождения» произведения, вводя тем самым в оборот инструмент, именуемый «сравнением сроков». Суть его сводится к тому, что ни одно государство не обязано обеспечивать охрану произведения в течение срока большего, чем тот, который установлен для произведений данной категории законом участвующей в Конвенции страны автора, если речь идет о невыпущенном в свет произведении; если же говорить о выпущенном в свет – законом участвующей в Конвенции страны, в которой произведение впервые выпущено в свет. Проще говоря, иное государство не предоставляет более продолжительной охраны, чем то, в котором произведение было создано или выпущено в свет.

Страной происхождения произведения при этом считается страна, где произведение было впервые опубликовано; что касается произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах союза, установивших различные сроки охраны – та из стран, где установлен наименее длительный срок охраны; для произведений, опубликованных в стране, не входящей в Союз и в одной из стран союза – страна союза; для неопубликованных произведений, а также для опубликованных, но в государстве, не входящем в союз – страна союза, гражданином которой является автор. Что касается кинематографических произведений - страна, где имеет свое местонахождение их изготовитель; для архитектурных произведений – страна их сооружения.

Законодательство РФ также содержит сроки действия авторского права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, оговоренных специально. Личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно.

Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

6 Организационно-правовые механизмы защиты авторского права

Бернская Конвенция – Ассамблея, Исполнительный комитет, Международное Бюро.

Всемирная Конвенция – Межправительственный комитет.

7 Иные международно-правовые акты по охране авторского права

Современным документом в области многостороннего регулирования прав интеллектуальной собственности явился документ, разработанный и принятый в рамках ВТО – Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности, вступившее в силу с 1.01.1995 г. (ТРИПс). РФ также в 1999 г. присоединилась к Соглашению. Текст соглашения инкорпорировал в себя положения Бернской и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности, за исключением норм Бернской Конвенции о моральных (неимущественных) правах. Соглашение устанавливает минимум стандартов охраны в отношении институтов интеллектуальной собственности, минимальный срок охраны. К объектам охраны отнесены: объекты авторского права, в числе которых особо выделяются компьютерные программы и базы данных, смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания. Установлены принципы национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

В 1996 г. в Женеве был принят универсальный Договор ВОИС по авторскому праву. Впервые закрепил, что авторско-правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения, а не на идеи, процессы, методы функционирования как таковые. Подчеркивается необходимость в новых международных правилах охраны авторских прав.#G1

Правовое заключение по защите авторских прав в интернете от Ridero

Если речь о защите в сети Интернет, то защита авторских прав на русскоязычном рынке в настоящий момент достаточно серьезно реформирована. В силу вступил ряд поправок, в соответствии с которыми разработан механизм защиты. Для решения проблемы защиты прав был разработан Федеральный закон №187 -ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный Федеральный Закон установил механизм защиты авторов в сети Интернет. Если правообладатель обнаружил, что информация распространяется с нарушением его авторских прав, он вправе обратиться в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде ограничения доступа к информационному ресурсу. Подробнее об этом — ниже.

В настоящий момент в России не предусмотрено какой-либо официальной процедуры регистрации авторский прав на произведения (кроме программ для ЭВМ). В соответствии с действующим законодательством, в России действует презумпция авторства. Что это значит? Авторство признается юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Автором произведения считается лицо, указанное автором на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Что касается способов защиты. Основной закон, регулирующий авторские и исключительные права на произведение — это Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, для возникновения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения. То есть, для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, его нужно создать.

Как показывает практика, иногда приходится доказывать своё авторство. Существуют разные способы, выработанные авторами произведений и примененные на практике, которые могут помочь при возникновении в будущем спора об авторстве.

  1. Необходимо сохранять все исходные материалы, как бумажные, так и цифровые.
  2. Заверение у нотариуса. Можно пойти к нотариусу с распечатанным текстом произведения, заверить у нотариуса либо копию документа, либо удостоверить время предъявления документа, либо подлинность подписи на оригинале произведения.
  3. Депонирование авторских прав. у одной из организаций, к примеру РАО. Депонирование не является государственной регистрацией прав, но фиксирует дату и время предъявления произведения, и в случае спора об авторстве, такие сведения могут быть использованы в качестве одного из доказательств. О депонировании произведения в РАО можно почитать здесь: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/registratsiya
  4. Отправка объекта авторских прав себе по почте заказным письмом с уведомлением. Письмо не вскрывать. Таким образом, при возникновении спора об авторстве будет доказательства существования и отправки автором экземпляра произведения (на конверте обязательно ставится дата отправки). Минус данного способа — конверт в качестве доказательства может использоваться только один раз, когда будет вскрыт в суде.

Что касается защиты авторских прав в сети Интернет, то здесь, в случае, если правообладателем обнаружено незаконное использование материалов, порядок действий может быть следующим: Правообладатель должен направить владельцу ресурса в сети Интернет претензию, в которой необходимо изложить суть нарушения, и требование о том, чтобы материал был удален. Как показывает практика, при получении подобного письма информация с интернет ресурса удаляется. Если возникают сложности с поиском адресата, можно воспользоваться сервисом, позволяющим связаться с администратором домена. Информация содержится в базе данных РосНИИРОС. Для осуществления блокировки (предварительного обеспечения защиты авторских прав) в сети Интернет, правообладателю необходимо обратиться в суд, и предоставить документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. После предварительного обеспечения защиты авторских прав, в срок не позднее 15 дней необходимо подать исковое заявление.

В соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, подсудность данной категории дел — Московский городской суд, который рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. К владельцу страницы в сети-интернет предъявляются требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, в случае, если требовании об удалении не исполнены, производится блокирование через интернет-провайдера.

Ridero, как издательская платформа, работающая с текстами авторов, обеспечивает соблюдение авторских прав несколькими способами. Все книги проходят процедуру предпубликационной проверки, в рамках которой сотрудники Ridero проверяют тексты в том числе и с точки зрения плагиата. Тексты книг, загруженные в систему, не передаются никаким третьим лицам, все сотрудники, имеющие доступ к текстам произведений, соблюдают требования сохранения конфиденциальности и строгого следования нормам ГК РФ.

— Есть ли серьёзная разница для крупных и мелких писателей? (скорее всего есть, но какая на практике?)

Глобально, порядок защиты своих прав для всех один и тот же. Для “крупных” авторов более высок шанс работать с традиционным издательством, которое соблюдает права автора, следит за их соблюдением и борется с их нарушением. поскольку исключительное право на произведение передается самому издательству, т.е. традиционное издательство в первую очередь защищает свои права, как правообладателя.

Все писатели могут заказать услуги защиты своих авторских прав. Ряд организаций занимаются защитой прав авторов, в том числе в сети Интернет. Такими организациями проводится постоянный мониторинг реестра информационных ресурсов. В случае выявления каких-либо нарушений прав автора, данные организации всеми доступными законом способами выполняют действия по написанию претензий, жалоб, и даже исковых заявлений за авторов, действуя от имени автора на основании доверенности и договора.

Все авторы, публикующиеся в системе Ridero, пользуются одинаковым объемом функциональности сайта и равные возможности по защите своих авторских прав. Требования соблюдения авторских прав, предъявляемые к сотрудникам Ridero, распространяются абсолютно на все произведения, вне зависимости от статуса “крупности” автора.

— Какие преимущества предлагает в этом смысле издательство, по сравнению с авторами самиздатом или на издательских платформах?

В зависимости от того, какой договор заключается с издательством, способ и порядок защиты и охраны авторских прав может оговариваться отдельно. Это может быть схема: 1) автор передает произведение для распространения, защитой прав на свое произведение занимается самостоятельно и за свой счет. 2) автор передает права на произведение, устанавливается вознаграждение за проданный экземпляр, Издательство же, как правообладатель, самостоятельно и в интересах своих и автора осуществляет защиту авторских прав.

Как правило, крупные издательства, заключают договор о передаче прав, становятся правообладателями произведения, приобретают права на распространение произведения, получения прибыли от продаж данного произведения, выплачивают роялти автору, и следят за соблюдением авторских прав. В случае заключения подобного договора автор теряет право распоряжения своим произведением, например, опубликовать его в другом издательстве или распространять самостоятельно.

— По сети гуляют жалобы, что издательства не слишком уж стараются защищать права писателей, особенно маленьких. Что скажете?

Практически по данной теме что-либо сказать сложно, мы не сталкивались с практикой действий традиционных издательств. Исходя из теории права, в первую очередь необходимо смотреть договор с издательством, определить, кто согласно условиям договора является правообладателем, кто занимается защитой авторских прав. Если издатель должен осуществлять такую защиту, то необходимо урегулировать данный вопрос последовательно: а) путем переговоров; б) в претензионном порядке; в) в судебном порядке.

Ridero не принадлежат права на книги, публикуемые через сервис, поэтому мы не вправе осуществлять активные действия по защите авторских прав авторов, произведения которых опубликованы с нашей помощью. Но мы стараемся оказать максимальную помощь авторам — на сайте в свободном доступе указана подробная информация в FAQ о том, как защитить свои авторские права. Если у авторов возникают конкретные вопросы, касающиеся нарушений их авторских прав, авторы могут обратиться к юридическому советнику, который предоставит правовое заключение по конкретному случаю нарушения и будет готов представлять интересы обратившегося автора.

— Проскочила информация, что некоторые торговые платформы (не будем называть какие) без разрешения продают книги автора. Что в таком случае делать, куда обратиться?

Распространение произведения без разрешения автора, либо иного правообладателя, является нарушением исключительного права на произведение. Меры по защите исключительных прав включают в себя предъявление одного или нескольких требований в судебном порядке:

2) о пресечении действий, нарушающих право, если книга распространяется без разрешения правообладателя;

3) о возмещении убытков, если такие убытки причинены;

Необходимо отметить, что вместо взыскания убытков автор или правообладатель вправе требовать компенсации. Размер компенсации определяется судом в размерах от нуля до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

Требование о пресечении действий можно отправить в адрес площадки, которая распространяет произведение без разрешения. Это самый быстрый способ пресечь продажу книг, но не самый надежный. Для возмещения убытков или получения компенсации и применения других мер по защите права необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения нарушителя прав.

В судебном процессе автор должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права, а также факт использования данных прав нарушителем. В связи с этим, желательно зафиксировать факт распространения книги, как минимум сделать скриншоты экрана.

Чтобы защитить свое право на “доход от авторства” нужно беречь свое произведение как материальную ценность, с должной степенью осмотрительности и разумности подходить к опубликованию произведения — публиковать произведения на специальных площадках, пользовательское соглашение с которыми не предусматривает передачу прав на произведение площадке или неограниченному кругу лиц. Подробнее о доказательстве авторства — ответ на вопрос 1.

— Каким образом издательства отчитываются перед автором по объёмам продаж? Есть ли шанс как-то проверить это?

В личном кабинете Пользователя Ridero есть раздел Статистика, где отражены объемы продаж произведений. При заключении договора с Пользователем Ridero берет на себя ответственность за предоставление реальных данных о количестве проданных книг. Кроме того, в соответствии с пользовательским соглашением Ridero несет ответственность за все сведения, данные и сообщения, которые видит Пользователь на сайте или получает посредством электронной почты.

Александр Васильев



Просмотров