Исключительное право на произведение. Право на публичное исполнение Право на публичный показ и публичное исполнение

Исключительное право на произведение (право использования произведения)

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат права, указанные на рис. 4.1.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ). В силу правил ч. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным регулятором творческого труда автора.

Указанная норма детализируется и в других статьях ГК РФ, в зависимости от создаваемого объекта. Так, исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Закон закрепляет таких лиц. В частности, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда исключительное право на произведение принадлежит супругам. В частности, об исключительном праве указано в ст. 36 СК РФ, где закреплено специальное правило для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные одним из супругов. Указанные права принадлежат автору соответствующего результата, т.е. тому супругу, чьим трудом он создан. Такое исключительное право является личным имуществом и не подлежит разделу. Согласие второго супруга на распоряжение исключительным правом не требуется.

Однако исключительное право может быть признано и совместной собственностью супругов. В частности, это касается ситуации, когда супруги приобретают исключительное право на произведение на совместно нажитые средства.

Кроме того, доходы, получаемые от использования исключительного права, являются совместными даже в том случае, когда исключительное право принадлежит только одному из супругов.

Исключительное право иначе именуется правом использования произведения. В связи с этим целесообразно определить способы такого использования. Законодатель такие способы закрепил в ст. 1270 ГК РФ (рис. 4.2).

Воспроизведение, т.е. изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на воспроизведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Рис. 4.2.

Бернская конвенция закрепила за авторами в первые годы своего существования именно исключительное право авторов на воспроизведение (reproduction, Vetfilfaltigung), а впоследствии - новые виды исключительных полномочий, относившихся поначалу к разряду воспроизводства. Согласно Бернской конвенции "авторы литературных и художественных произведений, охраняемых данной Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции" (ст. 9).

В силу подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо другом месте одновременно с представлением или показом произведения. При решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать соответствующее вознаграждение.

Публичное исполнение следует отличать от таких самостоятельных способов использования произведения, как сообщение в эфир или по кабелю.

Под сообщением в эфир или сообщением по кабелю, т.е. сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, следует понимать как прямую трансляцию произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения. Сообщение произведения в эфир или по кабелю производится теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем (в том числе наследником) или организацией по управлению правами па коллективной основе лицензионного договора. При этом право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Исходя из ст. 1272 ГК РФ, а также подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведений в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

В п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 подчеркивается, что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

Еще одной разновидностью использования произведения является размещение персонажей на различных товарах. Такой вид использования довольно часто является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как указал истец, 14.11.2013 в магазине, расположенном вблизи дома но адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, д. 3, по договору розничной купли-продажи были приобретены товары шорты и варежки "Маша и Медведь", содержащие изображения, сходные до степени смешения с персонажами мультипликационного сериала "Маша и Медведь", а именно персонажами "Маша", "Медведь".

Заключение договора купли-продажи подтверждается товарным чеком № А0016824 от 14.11.2013, на котором имеются реквизиты индивидуального предпринимателя г-на III., в том числе оттиск круглой печати предпринимателя. Оригинал чека представлен истцом в материалы дела. Сумма покупки составила 250 руб. Факт реализации товара подтверждается видеозаписью, на которой виден как факт приобретения товара, так и выдачи кассового чека от 14.11.2013, просмотр которой осуществлен судом.

Исключительное право на использование персонажей "Маша" и "Медведь" принадлежит ООО "Маша и Медведь" на основании договоров об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение № 010601-МиМ от 08.06.2010 (серии 1-8) и Ml-1007/19 от 12.11.2010 (серии 9-12), заключенных с ООО Студия "А".

Исключительные права на персонажи указанного выше мультипликационного сериала, в том числе упомянутых персонажей "Маша" и "Медведь", переданы правообладателем в доверительное управление Некоммерческому партнерству "Э" на основании договора № Э1-МиМ от 23.03.2012.

Правообладатель может но своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Из материалов дела усматривается, что ООО "Маша и Медведь" не передавало ответчику право на использование персонажей мультипликационного сериала с одноименным названием (доказательств обратного арбитражному суду не представлено), из чего следует, что ответчик нарушил исключительное право автора произведения.

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250,1252,1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 43.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного подп. 2 ст. 1301, подп. 2 ст. 1311, подп. 1 п. 4 ст. 1515 или подп. 1 п. 2 ст. 1537 ГК РФ. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Разрешая данный спор с учетом указанных разъяснений, арбитражный суд принимает во внимание, что истцом не предоставлено доказательств, указывающих на длительность совершенного ответчиком нарушения авторского нрава, в том числе неоднократности совершения нарушений в отношении рассматриваемого объекта авторского права, а также на причинение каких-либо крупных (реальных) убытков правообладателя в связи с указанным нарушением (в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения авторского права посредством реализации продукции стоимостью 250 руб.).

С учетом изложенного, суд считает соразмерной допущенному нарушению денежную компенсацию в размере 20 000 руб., так как компенсация в данной сумме соразмерна возможным убыткам правообладателя, вызванным распространением продукции с изображением персонажа мультипликационного произведения "Маша и Медведь", торговля которым уменьшает покупательский спрос на лицензионную продукцию .

Прицеленное судебное решение демонстрирует самостоятельность персонажей "Маша" и "Медведь" даже в случае их размещения в составе аудиовизуального произведения. И их использование, в данном случае путем размещения на товарах, должно быть осуществлено с согласия правообладателя.

В некоторых случаях закон предусматривает исключения из этого правила, оставляя возможность для свободного использования исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

При этом свободное использование авторских произведений в обороте выступает как ограничение исключительных прав и может осуществляться либо в целях личного, некоммерческого использования авторских произведений, либо в общественных целях (научных, социально-культурных, учебных, информационных, политико-правовых).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина.

В п. 34 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 даются разъяснения правил, регулирующих свободное воспроизведение произведения, осуществляемое в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Подобное воспроизведение разрешается законом без необходимости получения согласия от автора или иного правообладателя на безвозмездной основе.

При этом должны соблюдаться цели некоммерческого, личного использования для собственных нужд или потребностей обычного круга семьи данного гражданина. Понятие "обычный круг семьи" может включать родственников, друзей, но в каждом случае будет определяться судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Полагаем, что толкование необходимо осуществлять расширительно с тем, чтобы избежать неравного положения граждан . Свободное воспроизведение разрешается законом в отношении правомерно обнародованного произведения.

В силу п. 4 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры.

Карикатуры, как и пародии должны быть узнаваемы и ассоциироваться с первоначальным произведением. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ.

Пародии и карикатуры, как и следует из названия ст. 1274 ГК РФ, должны быть использованы в информационных, научных, учебных или культурных целях. В иных случаях использование пародий и карикатур может вторгаться в сферу коммерческого использования авторских произведений, например, использования в рекламных целях или распространения как самостоятельного объекта авторского права.

Право па распространение (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) и право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) анализируются в п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29. В Постановлении справедливо делаются акценты на то, что для применения нормы об исчерпании исключительных прав необходимо соблюсти ряд условий. К ним закон относит условие о правомерном введении произведения в имущественный оборот на территории России либо самим правообладателем, либо другими лицами, которые осуществляли действия с согласия правообладателя (на практике преимущественным образом по лицензионному договору). Логично, что на контрафактные произведения данные правила не распространяются (исчерпания не происходит), и правообладатель может прибегнуть к соответствующим мерам защиты своих исключительных нрав (п. 4 ст. 1252 ГК РФ). Для правообладателя не имеет значения, каким способом изготавливались данные копии произведения за рубежом .

В абз. 2 н. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 содержится разъяснение, направленное на установление соотношения права на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения с принципом исчерпания исключительных прав.

Как следует из текста постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, право на импорт в целях распространения выступает как самостоятельное имущественное правомочие. Вместе с тем дается разъяснение, что норма об исчерпании не применяется в отношении оригинала или экземпляров произведений, которые были введены в оборот за рубежом, что следует из содержания ст. 1272 ГК РФ.

При этом не каждая деятельность может быть признана распространением произведения.

Судебная практика

Так, например, суд пришел к выводу, что требование издательства о взыскании с общества компенсации за нарушение исключительных авторских нрав издательства на произведение не подлежало удовлетворению, в частности потому, что общество только осуществляло функции по доставке товаров согласно агентскому договору и не являлось распространителем спорной книжной продукции применительно к подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГКРФ .

Исключительные права при распространении произведений имеют ограничения в силу исчерпания авторских прав. Данное правило позволяет ограничить контроль со стороны правообладателя за перепродажами авторских произведений, правомерно введенных в торговый оборот.

Распоряжение исключительным правом. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.

В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал помимо указания на то в учредительном договоре необходимо заключение отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК РФ, такой договор подлежит государственной регистрации.

Статьями 336, 1233 ГК РФ допускается распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации путем залога, с особенностями, предусмотренными частью четвертой ГК РФ.

Такие особенности установлены ст. 1232 ГК РФ, определяющей случаи, когда залог исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, а также п. 5 ст. 1233 ГК РФ, в силу которого в случае заключения договора о залоге исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство без согласия залогодателя, если договором не предусмотрено иное.

Не могут выступать в качестве предмета залога личные неимущественные права, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут выступать в качестве предмета залога при условии, что допустимо их отчуждение от правообладателя. Так, не могут быть предметом залога право следования на произведения изобразительного искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Предмет договора о залоге исключительного права (ст. 336, 339 ГК РФ) определяется применительно к п. 6 ст. 1235 ГК РФ путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого передается в залог, со ссылкой в соответствующих случаях на номер и дату выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат (патент, свидетельство).

Также в договоре о залоге должно быть определено: заложено ли исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме (применительно к п. 1 ст. 1234 ГК РФ) или право использования такого результата в предусмотренных договором пределах (применительно к п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В последнем случае договор о залоге должен предусматривать и обстоятельства, приведенные в подп. 2 п. 6 ст. 1235 и ст. 1236 ГК РФ.

Обращение взыскания па заложенное исключительное право осуществляется в соответствии со ст. 349 ГК РФ.

Обращение взыскания на заложенное исключительное право возможно по правилам п. 2 ст. 349 ГК РФ как в судебном, так и во внесудебном порядке на основании письменного соглашения залогодателя и залогодержателя.

С 1 октября 2014 г. стало возможным договорное регулирование распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ).

Действие исключительного права на произведение на территории РФ

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

  • а) обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на ее территории, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • б) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • в) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории России оно было опубликовано на ее территории.

Срок действия исключительных прав (ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, - срок действия исключительного права истекает через 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом сто правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, начиная с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

По истечении установленного законом срока действия исключительного права объект авторского права переходит в общественное достояние.

  • Арбитражный суд Московской области. Дело № A41-21593/14. URL: http: //asmo.arbitr.ru.
  • Гаврилов Э. П.

Право на импорт.

В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (Ст. 16, п.2 Закона). При этом под импортом понимается пересечением товаром (экземплярами произведения) государственной границы Российской Федерации; его последующее растаможивание значения не имеет.

Объектом данного права могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта, не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Право импорта тесно связано с правомочием автора на распространение произведения и в значительной мере является его конкретизацией. Осуществляя контроль за импортом своего произведения автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии его подготовки 2 . Он, однако, не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения (например, ввоз с целью удовлетворения личных потребностей).

Право на публичный показ

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.4 Закона).

В прежнем советском законодательстве данное правомочие распространялось только на неопубликованные произведения (ст. 476, 513 ГК РСФСР 1964 г.). Вопрос о том, может ли право публичного показа быть практически реализовано в отношении обнародованных произведений является спорным и в настоящее время. С одной стороны ныне действующий закон не связывает его осуществление с первым доведением произведения до сведения публики.

Другой характерной чертой рассматриваемого права является признак публичности, означающий, что показ произведения должен происходить в месте, открытом для посещения. Демонстрация произведения узкому кругу специалистов, близким друзьям или членам семьи не является публичным показом.

Осуществление данного права может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств (например, проекция изображения, показ телефильма).

Право на публичное исполнение.

Исключительное право автора на публичное исполнение созданного им произведения впервые признается российским законодательством. Прежде исполнение выпущенных в свет произведений допускалось без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (п. 1. ст. 495 ГК РСФСР 1964 г.). Таким образом, разрешение автора требовалось только в отношении исполнения неопубликованных произведений. Если же произведение уже было однажды исполнено (или опубликовано иным способом), то его дальнейшее исполнение производилось без согласия автора. Согласно ст.4 Закона исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). При практическом осуществлении данного правомочия большое значение имеют нормы подзаконного акта - Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994г.) 1 . Предусмотренные им ставки являются минимальными и применяются, если иное не определено в договоре между пользователем и автором, а размер вознаграждения не подлежит спору между заинтересованными сторонами.

Объектом права на публичное исполнение являются музыкальные, эстрадные драматические, музыкально-драматические, хореографические, литературные произведения, произведения шоу-искусства, пантомимы и сценографии.

В отличие от рассмотренного выше правомочия на публичный показ, для публичного исполнения характерно наличие исполнителя как связующего звена между автором произведения и публикой, тогда как в первом случае осуществляется непосредственный контакт со зрителями. В качестве исполнителя может выступать артист шоу-программы, пианист, певец, актер, танцор и т.д. При этом исполнение может быть доступно как для слухового, так и для визуального восприятия.

Вместе с тем публичное исполнение допускает лишь однократное восприятие произведения аудиторией. Если произведение изобразительного искусства может неоднократно восприниматься публикой, то для повторного восприятия публично исполненного произведения требуется его повторное исполнение.

В качестве иных различий указывают на то, что право на публичный показ может быть осуществлено лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе; исполняться же могут и выраженные в устной форме произведения 2 .

Общей чертой, характерной для обоих правомочий является признак публичности. Так, например, музицирование в кругу близких друзей или исполнение произведения во время прослушивания не составляет публичного исполнения.

Осуществление данного права не ставится в зависимость от наличия непосредственного контакта с аудиторией. Например, возможно исполнение произведения в механической записи на танцевальной площадке, а также во время проведения во время проведения какой-либо церемонии или мероприятия (шоу-концерта,презентации, выставки, и т.д.).


1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Комментарии к статье 1270 ГК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого вида интеллектуальных прав, как исключительное право на использование произведения.

Исключительное право на использование произведения является имущественным правом.

Право на использование - это, в сущности, право автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и его использованием.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определены способы использования объектов авторского права. Указанный перечень объектов авторского права носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит.

Подпункт 1 п. 2 комментируемой статьи к ним относит воспроизведение.

Под воспроизведением понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме.

По своей сути воспроизведение есть повторное придание произведению объективной формы, допускающей восприятие третьими лицами.

Следующий способ использования произведения - распространение последнего.

Законодатель не раскрывает понятие "распространение". Однако, безусловно, распространение связано только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе, и их распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот.

Законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня способов распространения экземпляров произведения. Распространение может осуществляться посредством продажи или иного отчуждения экземпляров произведения. К отчуждению можно отнести залог экземпляров произведения.

В качестве одного из способов использования произведения законодатель в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи назвал публичный показ произведения.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения, при этом показ подразумевает осуществление прямого контакта с аудиторией, без посредников.

Вместе с тем закон установил ограничения в отношении состава этой аудитории, так, данная аудитория должна состоять из лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Подпункт 4 п. 2 комментируемой статьи определяет следующий способ использования произведения - импорт в целях распространения.

Под импортом следует понимать пересечение товарами (экземпляров произведения) государственной границы Российской Федерации.

Право импорта подразумевает ввоз (контроль над ввозом) на территорию действия авторских прав автора или иного правообладателя экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.

Подпункт 5 п. 2 комментируемой статьи выделяет такой способ использования произведения, как его прокат (оригинала или экземпляра).

В ЗоАП данный способ использования в качестве самостоятельного не выделялся, а входил в состав такого способа использования, как распространение.

Сдача в прокат (наем) - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения коммерческой выгоды.

В отличие от ЗоАП в Гражданский кодекс Российской Федерации не включен принцип, согласно которому право на распространение экземпляров путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

К способам использования отнесено, как и ранее в ЗоАП, публичное исполнение.

Под исполнением произведения понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств. При исполнении в отличие от показа произведение доводится до сведения зрителей или слушателей путем активных действий. Данное действие опосредуется деятельностью исполнителя; третьим отличием является то, что при исполнении произведение может восприниматься как зрительно, так и на слух.

В пункте 2 закреплен и такой способ использования произведения, как сообщение в эфир.

Сообщение в эфир - это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению. Сообщение для всеобщего сведения включает в себя показ или исполнение.

Сообщение по кабелю (подп. 8 п. 2) - также один из способов использования произведения. Сообщение в эфир по кабелю - это также сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению. От предыдущего способа отличается техническим методом доведения произведения до всеобщего сведения. Так как различается метод доведения до всеобщего сведения, следовательно, изменяется и потенциальный состав субъектов, воспринимающих произведение.

В подпункте 9 п. 2 комментируемой статьи указан в качестве самостоятельного способа использования произведения перевод или другая переработка произведения.

ЗоАП не раскрывал понятие "переработка произведения". В комментируемой статье законодатель раскрыл понятие термина "переработка", под которой понимается создание нового производного произведения. При этом право на переработку включает в себя возможность автора самостоятельно перерабатывать произведение в другой вид, форму или давать разрешение на переработку другим лицам.

В комментируемом пункте раскрывается понятие переработки в отношении такого объекта авторского права, как программа для ЭВМ. Во-первых, переработка в отношении программ для ЭВМ именуется модификацией. Во-вторых, поскольку по общему правилу в результате переработки должно появиться производное, т.е. новое произведение, то в результате модификации программы для ЭВМ должно также появиться новое произведение - новая программа для ЭВМ.

В подпункте 10 п. 2 комментируемой статьи раскрывается такой способ использования произведений, как практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта.

Для раскрытия содержания данного способа использования необходимо обратиться к положениям ст. 1294 Кодекса и к специальному нормативному акту - Федеральному закону от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Под проектом следует понимать рисунки, чертежи, макеты, а также прилагаемые к ним пояснения и описания.

Дизайнерский проект - это проект, относящийся к художественно-конструкторским работам, к внешнему оформлению промышленных изделий.

В подпункте 11 п. 2 комментируемой статьи определен такой способ использования произведения, как доведение до всеобщего сведения.

Практический пример реализации данного способа - размещение произведения в глобальной сети Интернет.

Закрепление данного способа использования произведения в российском законодательстве является реализацией положений договора ВОИС по авторскому праву (общепринятое условное сокращенное название - ДАП) и договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). Так, в ДАП данное право сформулировано следующим образом: "...разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение своих произведений для всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места в любое время по их собственному выбору".

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлены исключения, которые не являются реализацией исключительных прав на использование произведения, а следовательно, отсутствует нарушение имущественных прав автора или иного правообладателя.

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи , независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 95-100

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Московского государственного университета управления

Рассмотрено исключительное авторское право, дано определение исключительного права на произведение науки, литературы и искусства, раскрыто содержание указанного права. Проанализированы правомочия, из которых состоит исключительное право на произведение: право на воспроизведение, на распространение, на публичный показ и публичное исполнение, на импорт и прокат, на сообщение в эфир, на доведение до всеобщего сведения, а также на перевод и другую переработку произведения.

Ключевые слова: авторские права; исключительное авторское право; произведения науки, литературы и искусства; воспроизведение произведения; распространение произведения; публичный показ и публичное исполнение произведения; импорт и прокат; сообщение произведения в эфир; перевод и другая переработка произведения.

The exclusive right to work

This article relates to copyright rights. The aim of the article is to describe an exclusive copyright right which is property right. The article gives a definition of exclusive right to the work of scholarship, literature and art, opens the contents of exclusive right to the work. The exclusive right to the work is consist of different small rights which are described in the article, i.e. right to reproduction, right to distribution, rights to public display and public performance of work, import and renting out of the original or of copies of work, right to the communication over the air and bringing to general knowledge, translation or other reworking of a work.

Keywords: copyright rights; exclusive right to a work; works of scholarship, literature and art; reproduction; distribution; public display and public performance of work; import and renting out; communication over the air, bringing to general knowledge, translation or other reworking of a work.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, одним из которых является исключительное право. Исключительное авторское право - это имущественное право на результат интеллектуальной деятельности, возникающее при создании произведений науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ). Данное право первоначально возникает у его автора. Являясь имущественным правом, оно может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, а затем появилось в ст. 16 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в настоящее время утратил силу; далее - Закон об авторском праве). В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного закона исключительные права автора на использование произведения означали право осуществлять или разрешать осуществлять: 1) воспроизведение; 2) распространение; 3) импорт; 4) публичный показ; 5) публичное исполнение; 6) передачу в эфир; 7) сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) перевод; 9) переработку; 10) практическую реализацию проектов дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства. Федеральным законом от 20.07.2004 № 72-ФЗ в Закон об авторском праве были внесены изменения, в соответствии с которыми к указанным правам автора добавилось еще одно - право на доведение до всеобщего сведения.

В настоящее время исключительное право на произведение - это право автора и (или) иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Таким образом, само понятие исключительного права в целом не претерпело существенных изменений. В соответствии с действующим законодательством правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения, которое при этом может осуществляться как с целью извлечения прибыли, так и без таковой.

Содержание исключительного права на произведение составляют способы возможного использования произведений, перечень которых приведен в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим - очевидно, потому, что в будущем могут появиться какие-то новые способы использования произведений. В настоящее время законодатель предусматривает следующие способы использования произведений.

Право на воспроизведение произведения. Исторически оно является первым имущественным правомочием автора. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин copyright переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение».

В действующем законодательстве под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Первая запись произведения также охватывается понятием «воспроизведение произведения». Материальная форма воспроизведения может быть различной, что зависит от вида, жанра и назначения произведения. Запись на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, также признается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись носит временный характер, обусловленный особенностями технологического процесса. Примером такого случая может служить компьютерная верстка литературного произведения, переданного для издания по договору его автором или правопреемником.

Между тем в законодательстве содержится довольно много положений, ограничивающих право на воспроизведение случаями свободного воспроизведения произведений, т. е. такого воспроизведения, которое допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Например, произведение может свободно воспроизводиться гражданами в личных целях, за исключением случаев, установленных п. 1 ст. 1273 ГК РФ. К последним относятся: воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведение баз данных или их существенных частей; воспроизведение программ для ЭВМ, за исключением случаев, установленных ст. 1280 ГК РФ; репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов; видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. При этом в случаях, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Такое вознаграждение согласно ст. 1245 ГК РФ выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Помимо воспроизведения произведений в личных целях, в силу ст. 1274 ГК РФ без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, однако с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается:

Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Репрографическое воспроизведение (репродуцирование) библиотеками, архивами и образовательными учреждениями в порядке, установленном ст. 1275 ГК РФ;

Воспроизведение, а также сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ);

Воспроизведение произведения для целей правоприменения согласно ст. 1278 ГК РФ;

Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст.1279 ГК РФ);

Воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных в соответствии со ст. 1280 ГК РФ.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что право на воспроизведение ограничено целым рядом условий свободного воспроизведения произведений, которые допускаются в установленных законом случаях и производятся без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения за подобное использование произведения.

Право на распространение произведения. Традиционно оно рассматривалось как право пускать в гражданский оборот экземпляры произведения, размноженные на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. Таким образом, распространению произведения обычно предшествует его воспроизведение.

В подпункте 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ под распространением произведения понимается продажа или иное отчуждение оригинала или экземпляров произведения. Помимо продажи формами распространения и отчуждения произведения могут быть предложение к продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат. В то же время к распространению произведений не относятся случаи, в которых создаются какие-либо новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без передачи материальных носителей, например при передаче произведений с помощью цифровой сети.

Процесс распространения следует отличать от процесса воспроизведения. Так, произведение может распространяться не на той территории, где оно было воспроизведено; не тем лицом, которое осуществляло воспроизведение; в иное время, отличное от времени воспроизведения.

В соответствии со ст. 1272 ГК РФ, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории России путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного в связи с предоставлением права следования. При этом дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения представляет собой принцип исчерпания прав. Условия применения данного принципа таковы: если произведение опубликовано правомерно; если оригинал или экземпляры произведения введены в гражданский оборот на территории России; если оригинал или экземпляры произведения введены в гражданский оборот посредством продажи или иного отчуждения (договора мены, дарения и др.). Принцип исчерпания прав применяется также и в отношении произведений, обнародованных после перехода их в общественное достояние, на которые распространяются права публикатора.

Право на публичный показ произведения. Под публичным показом произведения понимается любая демонстрация оригинала или экземпляров произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

По мнению Л.Ю. Богатовой, осуществление права на публичный показ может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств (например, проекция изображения, показ телефильма). В то же время следует согласиться с теми учеными, которые считают, что публичный показ (и это отличает его от публичного исполнения) охватывает только случаи статичного показа произведения. В связи с этим в литературе отмечается, что демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения признается публичным показом, а демонстрация самого аудиовизуального произведения - публичным исполнением такого произведения.

Право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав. Под импортом произведения следует понимать ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Объектом права на импорт могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Как отмечается в литературе, основанием выделения права на импорт в отдельное правомочие автора является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры такого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это нарушит авторские права.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Как отмечает А.П. Сергеев, право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии подготовки нарушения. Однако автор не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения, в частности ввезенных с целью удовлетворения личных потребностей.

Прокат оригинала или экземпляра произведения. В настоящее время указанный способ использования произведения находит широкое применение. Право на прокат означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Право на прокат отличается от права на распространение и является самостоятельным правомочием, входящим в состав исключительного права на произведение.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК РФ право разрешать прокат оригинала или экземпляра произведения, даже если право собственности на них передано третьим лицам, однозначно принадлежит автору как один из способов реализации его исключительного права использования произведения.

В соответствии с п. 4 ст. 1270 ГК РФ правила в отношении проката произведений не применяются к случаям проката программ для ЭВМ, если сама программа при этом не является основным объектом проката. Данная оговорка, по мнению И.А. Близнеца, призвана исключить случаи предъявления каких-либо претензий со стороны правообладателей при передаче во временное пользование оборудования или иных сложных технических устройств, содержащих в своем составе программы для ЭВМ. Например, обладатель прав на программу для ЭВМ не вправе запрещать сдачу в прокат автомобилей, компьютеров и иных технических средств, на которых правомерно используется соответствующая программа.

Публичное исполнение произведения - это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). В литературе обращается внимание, что термин «исполнение» применяется в данной статье для обозначения действия, связанного с использованием произведения. Кроме того, этот же термин употребляется в ГК РФ для обозначения одного из объектов смежных прав.

В отличие от понятия «показ», характеризующего статическую, неизменную во времени демонстрацию произведения, понятие «исполнение» охватывает случаи, когда использование произведения представляет собой динамический, развивающийся процесс. Так, показ аудиовизуального произведения с точки зрения ГК РФ будет признаваться исполнением.

Сообщение произведения в эфир. Согласно подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ сообщением произведения в эфир признается сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения произведения по кабелю. В литературе отмечается, что право на сообщение в эфире включает право на сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.

Под сообщением в ст. 1270 ГК РФ понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. К сообщениям произведения в эфире относятся также сообщения, осуществляемые через спутник, а также сообщения кодированных сигналов, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией вещания или с ее согласия.

Сообщение произведения по кабелю охватывает случаи сообщения произведения для всеобщего сведения по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу организацией кабельного вещания или с ее согласия (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Перевод и другая переработка произведения. В соответствии со ст. 16 Закона об авторском праве перевод и переработка произведения считались самостоятельными правомочиями.

В действующем законодательстве указанные правомочия объединены: согласно подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ переработкой, включая перевод, признается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.), а также изменение (модификация) программы для ЭВМ, за исключением ее адаптации.

Право на перевод - это возможность автора переводить произведение на другой язык или разрешать данное действие другим лицам. Следует согласиться с мнением Л.В. Самсоновой о том, что сам перевод может быть объектом авторского права, а может быть техническим (подстрочным). Для признания перевода самостоятельным объектом авторского права, как и других видов переработок, необходимо наличие элемента творчества и его связь с оригинальным произведением.

Как отмечается в литературе, во всех «переработках» происходит полное обновление одного из сущностных компонентов произведения, появляется новая внешняя форма произведения, в которой, однако, остается идейное и образное содержание оригинала. При этом в любом случае при использовании перевода, переработки должны быть соблюдены права автора произведения, которое было переведено или переработано (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Кроме того, поскольку производное произведение должно быть основано на ранее существовавших произведениях (или включать их в себя), нарушение права на переработку почти всегда будет сопровождаться нарушением права на воспроизведение (при условии, что произведение зафиксировано на материальном носителе). В то же время, пишет Л.Ю. Богатова, самовольная адаптация такого произведения, как балет или пантомима, является нарушением исключительного права обладателя на создание производных произведений, даже если такая переработка и не была зафиксирована в материальной форме.

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Согласно ст. 1294 ГК РФ использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора. За автором проекта закрепляются право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. В отличие от других имущественных авторских прав, право на реализацию указанных проектов не может быть передано другому лицу.

Доведение произведения до всеобщего сведения. Данное право означает возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору. Выделение права на доведение произведения до всеобщего сведения связано с развитием сети Интернет.

В заключение отметим следующее. Несмотря на довольно широкий круг правомочий, предоставленных авторам и иным правообладателям по использованию произведений, существуют ограничения исключительных прав, о которых было сказано выше. Кроме того, исключительные авторские права ограничиваются сроками действия, установленными ст. 1281 ГК РФ, по истечении которых произведение переходит в общественное достояние в соответствии со

ст. 1282 ГК РФ. Как правильно отмечается в литературе, срочность исключительного права обусловлена не продолжительностью существования объекта, а временем, в течение которого государство признает за правообладателем монополию на созданный объект (произведение).

Библиография

1 См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - М., 1996. С. 88-89.

2 См.: Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учеб. - М., 2011. С. 71.

3 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Право интеллектуальной собственности: Учеб. / Под ред. И.А. Близнеца. - М., 2010. С. 82.

4 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 71-72.

6 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 72.

7 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 82.

8 См.: Гаврилов Э.П. Указ. раб. С. 88-89.

9 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2011. С. 160.

11 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 84; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 153.

12 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 84.

13 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 77.

14 См.: Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. - М., 2009. С. 121.

15 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 225.

16 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 77.

17 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 153.

18 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 73.

19 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 83.

20 Там же. С. 84.

22 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 155.

23 См.: Самсонова Л.В. Гражданско-правовое регулирование авторских прав на литературные произведения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 113.

24 См.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М., 1972.

25 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 87-88.

26 См.: Самсонова Л.В. Указ. раб. С. 89.



Просмотров