Кто может требовать предъявления паспорта. Ваши права. Кто и когда может потребовать "предъявить документы". Minoxidil усиливает рост волосяных луковиц, не только кожи головы, но и подбородка

С перечнем таких документов и сведений подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Утверждение перечня позволит реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у заявителя уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. Кроме того, будет унифицировано межведомственное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти с федеральными, ускорено предоставление сведений по межведомственным запросам, говорится в комментарии к документу.

Перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления

Наименование запрашиваемого документа (сведений) Федеральный орган исполнительной власти, предоставляющий документы (сведения)

1. Сведения о факте обращения гражданина в органы внутренних дел Российской Федерации об утрате удостоверения ветерана труда

МВД России

2. Сведения о получении, назначении, прекращении выплат или неполучении пенсии лицом, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации

МВД России

3. Сведения о реабилитации лица, репрессированного по политическим мотивам, выдаваемые органами внутренних дел Российской Федерации

МВД России

4. Сведения об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с указанием основания увольнения

МВД России

5. Сведения об общей продолжительности службы в органах внутренних дел Российской Федерации

МВД России

6. Сведения о лишении права управления транспортными средствами

МВД России

7. Сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения

МВД России

8. Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске

МВД России

9. Сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации

МВД России

10. Справка о получении (неполучении) вынужденными переселенцами жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение

МВД России

11. Сведения о действительности (недействительности) паспорта гражданина Российской Федерации

МВД России

12. Сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации

МВД России

13. Сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации

МВД России

14. Сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства

МВД России

15. Сведения о постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания

МВД России

16. Сведения о выдаче или продлении срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства

МВД России

17. Сведения о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства

МВД России

18. Сведения о размере выплат государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

МВД России

19. Справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение гражданина, содержащая сведения об общей сумме материального обеспечения пенсионера

МВД России

20. Сведения из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Минкультуры России

21. Сведения о размере получаемой пенсии военнослужащих

Минобороны России

22. Справка о размере ежемесячного пособия супругам военнослужащих

Минобороны России*

23. Сведения, подтверждающие факт прохождения военной службы или увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Минобороны России

24. Сведения о получении, погашении или неполучении государственного жилищного сертификата для приобретения жилой площади

Минобороны России

25. Сведения о выслуге лет в календарном и льготном исчислении (с указанием периода прохождения военной службы) в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Минобороны России

26. Сведения об участии гражданина в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах или боевых действиях, а также информация о выполнении военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, интернационального долга

Минобороны России

27. Сведения о прохождении военной службы по призыву, о переводе военнослужащего в другую воинскую часть, об утрате права на получение ежемесячного пособия на ребенка

Минобороны России*

28. Сведения, подтверждающие гибель (смерть) сотрудника, признание без вести пропавшим при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

Минобороны России

29. Справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение заявителя, выданная не ранее чем за месяц до даты обращения, содержащая сведения о суммах денежных выплат, установленных ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи справки

Минобороны России

30. Справка о праве на компенсационные выплаты, выданная членам семей погибших (умерших) военнослужащих (подпадающим под подпункт "б" пункта 2 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475), проживающим в одном жилом помещении

Минобороны России

31. Справка о праве на компенсационные выплаты, выданная членам семей погибших (умерших) военнослужащих (подпадающим под подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475), проживающим в одном жилом помещении

Минобороны России*

32. Сведения о выполнении мероприятий, способствующих экономии затрат на подачу воды для орошения

Минсельхоз России

33. Сведения о подаче воды электрифицированной насосной станцией

Минсельхоз России

34. Сведения о статусе нотариуса

Минюст России

35. Сведения о статусе адвоката иностранного государства, осуществляющего адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации

Минюст России

36. Справка об общей продолжительности службы в МЧС России

МЧС России

37. Информация о нахождении граждан в зоне произошедшей чрезвычайной ситуации

МЧС России

38. Заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности

МЧС России

39. Справка, подтверждающая гибель (смерть) сотрудника МЧС России вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы

МЧС России*

40. Справка, подтверждающая факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара

МЧС России

41. Сведения из лицензий на осуществление перевозки пассажиров воздушным транспортом

Росавиация

42. Сведения из лицензий на осуществление перевозки грузов воздушным транспортом

Росавиация

43. Сведения из сертификата, подтверждающего соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил

Росавиация

44. Сведения из реестра аккредитованных лиц

Росаккредитация

45. Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Росалкогольрегулирование

46. Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре

Росводресурсы*

47. Сведения о регистрационных удостоверениях на медицинские изделия, выданных Росздравнадзором

Росздравнадзор

48. Сведения о выданных сертификатах специалиста лицам, получившим медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах

Росздравнадзор*

49. Сведения из реестра лицензий, выданных Росздравнадзором

Росздравнадзор

50. Сведения из реестра лицензии на пользование недрами

Роснедра

51. Сведения о выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности в реестре лицензий

Рособрнадзор

52. Сведения о согласовании условий водопользования

Роспотребнадзор

53. Сведения из санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях

Роспотребнадзор

54. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Росприроднадзор*

55. Сведения о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, об установленных нормативах временно согласованных выбросов вредных загрязняющих веществ

Росприроднадзор

56. Копия разрешения на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов

Росприроднадзор*

57. Сведения из государственного рыбохозяйственного реестра

Росрыболовство

58. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций

59. Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанным с ним общероссийским классификаторам ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики

60. Выписка из реестра лицензий на производство маркшейдерских работ

Ростехнадзор

61. Акт о выполненных ликвидационных (консервационных) работах, подписанный органом государственного горного надзора

Ростехнадзор

62. Сведения, содержащиеся в горноотводном акте, удостоверяющем уточненные границы горного отвода

Ростехнадзор

63. Выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по ремонту авиационной техники гражданской авиации при ее эксплуатации, осуществляемому организациями по техническому обслуживанию и ремонту, в том числе среднему и текущему ремонту, разборке, сборке, настройке, установке и испытанию, оценке технического состояния, дефектации изделий при ремонте авиационной техники

Ространснадзор

64. Сведения о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ

ФНС России

65. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

ФНС России

66. Сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней

ФНС России

67. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

ФНС России

68. Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц

ФНС России

69. Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

ФНС России

70. Сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков

ФНС России

71. Сведения о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина)

ФСБ России

72. Справка о смерти лица, необоснованно репрессированного

ФСБ России

73. Сведения о гибели (смерти) сотрудника, в том числе признание без вести пропавшим, при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

ФСБ России

74. Справка об общей продолжительности службы, выдаваемая ФСБ России относительно действующих сотрудников

ФСБ России*

75. Справка об общей продолжительности службы, выдаваемая ФСБ России относительно уволенных сотрудников ФСБ России

ФСБ России

76. Сведения о нахождении граждан в исправительном учреждении

ФСИН России

77. Сведения о размере выплат пенсионерам, состоящим на учете в отделе пенсионного обслуживания ФСИН России

ФСИН России

ФСИН России

79. Сведения об участии в выполнении гражданином задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах или боевых действиях (факт выполнения задач, период и место выполнения задач)

ФСИН России

80. Сведения о гибели (смерти) сотрудника, в том числе признание без вести пропавшим, при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

ФСО России*

81. Сведения о нахождении должника по алиментным обязательствам в исполнительном розыске, в том числе о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено

ФССП России

82. Справка о размере выплат пенсионерам, состоящим на учете в управлении ФССП России (включая надбавки и доплаты) (для заявителя и всех членов семьи)

ФССП России*

83. Сведения из документа о прохождении военной (иной) службы военнослужащего (служащего)

ФТС России

84. Сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера

ФТС России

85. Сведения о выдаче справки членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (служащего) на получение компенсационных выплат

ФТС России*

* В связи с тем, что сведения подлежат представлению на бумажном носителе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, устанавливает требования к составу сведений, указываемых в межведомственном запросе и в ответе на межведомственный запрос.

Мы с вами живём в правовом государстве, а, значит, все государственные служащие, в том числе и сотрудники полиции, должны осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом.

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в пункте 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции). Поводом для этого может быть следующее: 1) имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; 2) есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; 3) имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и (или) статьёй 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Иных причин для проверки сотрудниками полиции документов, удостоверяющих личность, федеральное законодательство не содержит.

Таким образом, требование сотрудника полиции предъявить документ, удостоверяющий личность, должно согласовываться с положениями пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции, в противном случае указанное требование является незаконным.

Представим себе ситуацию: полицейский проверил у подозрительного человека документы. Убедился, что никакого правонарушения гражданин не совершил, и вернул паспорт владельцу с извинениями. Нарушил ли постовой закон? Ответ однозначен: нет!

Вышеуказанная норма Закона о полиции не предполагает, что сотрудник полиции в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Вполне возможно, что проверяемый попросту внешне похож на лицо, находящееся в розыске, а это уже основание для того, чтобы попросить его предъявить документы.

Не следует забывать и о том, что процедура проверки документов сопряжена с необходимостью обращения к гражданину. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о полиции при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим обязанности гражданина.

Велели паспорт показать

Законодательство Российской Федерации не налагает на гражданина обязанность иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в связи с этим отказ гражданина идентифицировать свою личность посредством предъявления сотруднику полиции указанных документов не может расцениваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (19.3 КоАП РФ). Соответствующий вывод подтверждается судебной практикой (постановление Сыктывдинского районного суда от 2 февраля 2015 года по делу № 5-41/2015).

Безусловно, в этой статье уместно затронуть закономерный вопрос о том, какие же документы позволяют установить личность гражданина? Подавляющее большинство юристов при ответе на поставленный вопрос безапелляционно заявляют, что таким документом является исключительно паспорт гражданина Российской Федерации. Однако обоснованность такой позиции вызывает сомнения. В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пункте 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, указано, что паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Использованное законодателем понятие «основной документ» вовсе не означает, что паспорт гражданина Российской Федерации одновременно является и «единственным документом», удостоверяющим личность. Различие этих понятий подтверждается статьёй 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Вместе с тем нормативный правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, в российском законодательстве отсутствует.

Права и парадокс права

Стоит также упомянуть про отдельную категорию документов, которые выдаются гражданам Российской Федерации с целью удостоверения их личности, однако по своей правовой природе они весьма специфичны и не могут в полной мере и на неопределённый срок заменить собой паспорт гражданина. В пункте
16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведён наиболее полный перечень соответствующих документов: 1) военный билет, временное удостоверение, выданное взамен военного билета, или удостоверение личности военнослужащего, для лиц, которые проходят военную службу (военный билет является документом, удостоверяющим личность гражданина, только в период прохождения им военной службы. - Прим. авт.); 2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; 3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); 4) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

При наличии законных оснований сотрудники полиции также уполномочены на осуществление проверки документов, удостоверяющих личность, у лиц, не имеющих устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Документы, позволяющие установить личность иностранных граждан и лиц без гражданства, указаны в федеральных законах, определяющих правовой статус таких лиц.

Ошибочно отождествляются с документами, удостоверяющими личность: удостоверения государственного гражданского служащего, адвоката, студенческий билет и пенсионное удостоверение. Указанные документы выдаются с целью удостоверения правового статуса лица, его принадлежности к той или иной структуре или социальный группе.

Дискуссионным является вопрос о признании водительского удостоверения документом, удостоверяющим личность. Верховным судом Российской Федерации в определении ГКПИ 06-1016 указано, что водительское удостоверение «содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина». Данная позиция подтверждена Кассационной коллегией Верховного суда Российской Федерации в определении КАС 06-547. При этом информации о том, какие именно реквизиты являются «необходимыми», определение Верховного суда Российской Федерации не содержит. Одновременно с этим ни в одном документе, имеющем статус нормативного правового акта, включая Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, из которой следует вывод о том, что любой документ, имеющий реквизиты, схожие с реквизитами водительского удостоверения, может приравниваться к удостоверению личности гражданина. Обозначенная проблема правоприменительной практики подтверждает необходимость законодательного утверждения перечня документов, удостоверяющих личность.

Зачастую конфликтные ситуации при проверке документов, удостоверяющих личность, возникают на почве расхождения мнений по вопросу о правомерности передачи документа в руки сотруднику полиции. Несмотря на то что законодательно процедура передачи документов, удостоверяющих личность, в руки сотрудников полиции не регламентирована, органы, осуществляющие надзор за законностью деятельности полиции, придерживаются по данному вопросу единообразной позиции. В ответ на обращение гражданина прокуратура города Санкт-Петербурга сообщила следующее: «Сотрудник ППС вправе изучать документы гражданина, получив их на руки. Такая процедура не может расцениваться как изъятие документов» (исх. № 35-116-2013 от 18 января 2013 года).

Юрисконсульт (ведущий) 4-го отдела

ПУ ГУ МВД России по г. Москве

Оглавление [Показать]

Проверка документов в крупных городах – частое явление. Многие сталкивались с проверкой документов сотрудниками полиции или просьбами работников той или иной организации предъявить документ удостоверяющий личности. А кто может требовать для проверки такие документы? И что является “документом удостоверяющим личность”? Разберем этот вопрос с правовой точки зрения.

В действующем законодательстве отсутствует понятие – «удостоверение личности». Но при этом в нормативных актах имеется список документов, которые можно предъявлять при отсутствии паспорта, являющегося главным удостоверяющим документом для граждан РФ.

В РФ основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина РФ (в п.1 Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность»).

На ряду с паспортом, удостоверять личность гражданина могут следующие документы:

  • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
  • временное удостоверение личности по стандартезированной форме № 2-П, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);
  • справка, выдаваемая подозреваемым и обвиняемым, в установленной форме;
  • удостоверение личности моряка;
  • свидетельство о рождении (для граждан не достигших 14 лет);
  • удостоверение личности военнослужащего;
  • служебное удостоверение работника прокуратуры.

Для иностранных граждан на территории РФ, документом удостоверяющим личность являются:

  • паспорт иностранного гражданина;
  • дипломатический паспорт;
  • документ выданный иностранным государством и признанный в соответствии с международным договором документом, удостоверяющим личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство в РФ;
  • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ.

Вопрос спорный и противоречивый. Прямого указания в законе на то, что водительские права можно использовать в качестве документа удостоверяющего личность нет. В то же время права обладают всеми обязательными реквизитами способными удостоверить личность гражданина.

В установленных законом случаях сотрудники полиции имеют право проводить проверку документов, удостоверяющих личность, например, при рейдах и иных специальных мероприятиях. При этом отсутствие паспорта или иного документа, его заменяющего не является основанием для привлечения к административной ответственности, но может стать причиной для административного задержания сроком до трех суток .

Закон устанавливает перечень ситуаций, при наличии которых предъявление паспорта необходимо, а именно:

  1. судопроизводство (предъявляется при входе в суд дежурному и судье (секретарю заседания);
  2. нотариусу при осуществлении нотариальных действий;
  3. в органах ЗАГСа при проставлении соответствующих записей;
  4. при выполнении действий на основании доверенности;
  5. работодателю (в отдел кадров, секретарю, юристу) при трудоустройстве и увольнении;
  6. в кредитные учреждения при получении (оформлении) денежных переводов;
  7. в почтовые службы при получении отправлений;
  8. при оформлении пенсии в пенсионный фонд (территориальное подразделение);
  9. при выдаче военного билета, водительских прав, заграничного паспорта и в прочих ситуациях, прямо предусмотренных в действующих нормативных актах.

Нередко предъявление паспорта требуется при подписании договоров и соглашений и при заключении различного рода сделок, а также получении государственных услуг.

Стоит сразу оговорить, что полномочия сотрудников правоохранительных органов, в том числе полицейских, строго регламентированы и поэтому ограничены законом. Соответственно без веских причин у вас не могут потребовать предъявления паспорта. Если же имеет место такое требование без законных оснований, то можно говорить о превышении полномочий и соразмерной ответственности сотрудника правоохранительного органа.

Среди оснований для проверки документов, ФЗ «О полиции» выделяет следующие ситуации:

  1. когда имеются причины полагать, что гражданином могло быть совершено преступное деяние;
  2. когда имеются подозрения, что гражданин объявлен в розыск;
  3. когда есть информация о совершении лицом административного правонарушения (в т.ч. когда гражданин был застигнут на месте совершения проступка);
  4. когда имеются основания для применения к гражданину задержания в качестве принудительной меры.

При этом основания для задержания гражданина также перечислены в законе. Помимо лиц, подозреваемых в совершении преступления, могут быть задержаны граждане:

  1. объявленные в розыск;
  2. совершившие побег из-под стражи или из психиатрической лечебницы;
  3. предпринявшие попытку проникновения на находящиеся под охраной объекты;
  4. уклоняющиеся от административного ареста;
  5. признанные невменяемыми на основании решения суда и уклоняющиеся от необходимого медицинского лечения;
  6. совершившие попытку суицида;
  7. нарушившие комендантский час;
  8. затребованные к выдаче иностранным государством;
  9. имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.

Кроме того, на фоне введения личного банкротства, многие граждане, накопившие множество долгов получают ограничение выезда из РФ. Это также является основанием для предъявления паспорта сотрудникам соответствующего органа.

Если гражданин не относится ни к одной из названных выше категорий, то для проверки у него документов (паспорта гражданина) оснований нет.

Помните, что независимо от основания, сотрудник полиции, обратившийся к гражданину для проверки его документов, удостоверяющих личность, обязан выполнить следующие действия, согласно ст. 5 закона РФ «О полиции»:

  1. представиться, назвав свою фамилию, имя и отчество, а также занимаемую должность (звание);
  2. в подтверждение своих слов представить для ознакомления гражданину свое служебное удостоверение (однако об этом должен попросить сам гражданин);
  3. сообщить причину и с какой целью он обращается к гражданину.

Помните, что начинать спор или ругаться с представителем правоохранительной организации не стоит, как и отказываться от представления документов, даже если, по вашему мнению, нет причин для проведения проверки.

В противном случае, при подтверждении законности проверки, за неповиновение требованию полицейского на нарушителя будут наложены штрафные санкции, предусмотренные в положениях ст. 19.3 КоАП РФ. При этом вы можете получить штраф в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Сотрудник полиции не имеет права требовать оплаты административного штрафа за неповиновение в месте проверки документов , поскольку он назначается исключительно по решению компетентного органа после рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется сотрудником полиции, которому не подчинился нарушитель, в обратном случае следует воспользоваться юридическими услугами по представительству в суде.

Кроме того, если не имело место неповиновение, но документ, удостоверяющий личность предоставлен не был, сотрудник полиции имеет полное право доставить гражданина в отделение для выяснения личности. Поскольку конкретного времени доставления закон не содержит, то он может быть какой угодно, но не более трех суток.

Говоря об ответственности, необходимо напомнить, что на основании прямых указаний Конституции РФ, являющейся основным законом, (ст. 55) любая обязанность на гражданина (в частности, носить при себе паспорт) может быть возложена только федеральным законом. При этом ни один федеральный закон не требует ношения при себе документа, удостоверяющего личность от граждан России . Соответственно всегда можно апеллировать данным положением при общении с представителями власти.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по семейным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно. Но, как было указано выше, гражданина могут оштрафовать за оказание сопротивления полиции или доставить в участок до выяснения личности. Ответственность предусмотрена за утрату паспорта или его порчу (небрежное хранение) положениями ст.19.16 КОАП (если паспорт не был предоставлен по этим причинам), а также за отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания).

Имеет ли право охрана бизнес-центров требовать при входе наши паспортные данные

Добрый день! Увидел обсуждение о том, законно ли поступают охранники в бизнес-центрах, заставляя посетителей на входе оставлять свои паспортные данные. Хотелось бы узнать мнение юриста об этом.

Спасибо. Во-первых, в соответствии с ФЗ «О персональных данных» 152-ФЗ (ст.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 283 ТК РФ)- обычно это кадровые работники работодатели -Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Лица перечисленные в ст.

Проверка документов в крупных городах – частое явление.

Многие сталкивались с проверкой документов сотрудниками полиции или просьбами работников той или иной организации предъявить документ удостоверяющий личности. А кто может требовать для проверки такие документы? И что является “документом удостоверяющим личность”?

Разберем этот вопрос с правовой точки зрения. В действующем законодательстве отсутствует понятие – «удостоверение личности».

Это Ваша личная точка зрения. Спросить о возрасте - не значит установить возраст.

Звездоболов полно. А продавец не имеет права продавать спиртное гражданину, не достигшему определенного возраста, а не тому, кто говорит, что не достиг этого возраста. В случае контрольной закупки офигенные проблемы будут и у продавца и у его хозяина, что в свою очередь отразиться на продавце.

Не хотите предъявлять паспорт продавцу - покупайте кефир и не предъявляйте.

Прежде чем выполнять какие-либо требования человека в милицейской форме (предъявлять ему Ваши документы, показывать Ваши вещи и т.д.) необходимо попросить его представиться, назвать свою должность и предъявить Вам свое удостоверение.

Он обязан это сделать по Вашей просьбе По-возможности перепишите его ФИО, звание, № удостоверения, название ОВД, в котором он работает. Утратив анонимность, сотрудник милиции будет вести себя аккуратнее, более того, его данные могут Вам пригодиться позже.

Иван Ниненко в Коррупции на Дожде рассказал о своем опыте проверки документов и отличительных знаков у сотрудников российской полиции.

Вы смотрите не совсем обычный выпуск коррупции на Дожде.

В этот раз ведет ее Иван Ниненко в одиночестве.

Иван Ниненко: История началась достаточно давно. Тогда я ещё не работал в Transparency и даже не очень знал о существовании этой организации.

Но я попал на семинары Молодёжного Правозащитного Движения и стал живо интересоваться тем, какие права у меня есть, когда сотрудник полиции решает проверить мои документы.

Отвечая на ваш вопрос может ли в данном каких (и на случае основаниях) СМ задержать «для выяснения скажу», личности, что «для выяснения личности» граждан задерживать можно.

Но это выяснение должно просто не быть так - а для дальнейшего использования Вашей о полученной личности информации.

Например, для Ваших внесения данных в протокол (если Вы совершили подразумевающее, правонарушение составление протокола, и у Вас нет себе при паспорта).

Ежедневно мне приходится проходить проходную на режимный объект по временному пропуску вместе с которым необходимо предъявлять паспорт.

Подскажите, имею ли я право предъявлять документы из своих рук, абсолютно доступно показывать охранникам все интересующие их данные (не отдавая им его в руки, паспорт новый). Охранники требую его в свои руки и отказываются пропускать на территорию.

-
Редакция сайта «Я имею право!» не несет ответственности за материалы, размещенные в этом разделе читателями ресурса.

Они добавляются через форму на сайте посетителями и могут быть опубликованы без предварительной модерации. Всю ответственность за достоверность опубликованных материалов несут исключительно разместившие эти материалы пользователи, о чем они предупреждены при публикации.

В общественных местах милиция иногда проводит массовые проверки документов граждан.

Как правило, документы сотрудники правоохранительных органов проверяют без всяких на то оснований. При этом они требуют предъявить именно паспорт. А это, как известно, основной, но не единственный документ, удостоверяющий личность.

Милиция также проверяет прописку.

Если регистрации не оказалось и человек не смог предъявить проездные документы, его штрафуют.

Охранники имеют достаточно ограниченные полномочия, из-за чего их деятельность выглядит очень однообразной. По этой причине владельцы помещений, заключившие договор с частным охранным предприятием, любят включать в правила пропускного режима пункты о необходимости досмотра посетителей, изъятия у них продуктов питания или удостоверения личности. При этом вопрос законности таких требований обычно никого не волнует.

В соответствии со ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», сотрудник охранного предприятия вправе осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны). Соответственно, если на пропуске нет фотографии, то охранник может потребовать предъявить документ, удостоверяющий личность, с целью убедиться, действительно ли лицо, предъявляющее пропуск является тем, кому оно было выдано.
Хотя паспорт является основным документом, удостоверяющим личность человека, можно предъявить любой другой документ, среди которых может быть временное удостоверение личности гражданина РФ, военный билет или водительское удостоверение.

Нередко охранники требуют передать им паспорт с целью сделать его ксерокопию или переписать данные документа, что является грубым нарушением закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно этой же статье, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Таким образом, запись любых паспортных данных делает сотрудника охраны оператором персональных данных.

Ст. 9 указанного закона требует получения от субъекта персональных данных согласия на их обработку. При этом, бремя доказывания получения данного согласия лежит на операторе.
Более того, согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Соответственно, без письменного согласия на обработку персональных данных, сотрудники охраны не вправе собирать паспортные данные.
К тому же, ничто не мешает гражданину дать согласие на обработку персональных данных, пройти в необходимое помещение и сразу же отозвать своё согласие.
Таким образом, требование охранников передать паспорт для записи данных или для сканирования отдельных страниц не несёт никакой практической пользы, кроме занятия сотрудников частных охранных предприятий хоть какой-то деятельностью.

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Самый главный вопрос, какие именно цели преследуют сотрудники охраны, собирая персональные данные. Единственным разумным аргументом будет именно желание заказчика охранных услуг сделать видимость бурной деятельности на посту охраны. Проверка или запись данных паспорта не может даже банально удостоверить наличие владельца паспорта в здании в определённое время, ведь сейчас легко можно приобрести целые базы данных отсканированных паспортов, а значит ничего не мешает охраннику записать в тетрадь данные любого человека из подобной базы.

Даже если предположить, что сотрудники охраны не станут сами раздавать персональные данные, вероятность того, что они будут серьёзно относиться к книге, где хранятся данные граждан, очень мала. Поэтому велик шанс, что чем больше мест, в которых останутся Ваши данные, тем выше шанс в один из дней проснуться и узнать, что по этим данным был взят кредит или на них открыта фирма. Разумеется, можно потом доказать, что кредит был взят не владельцем паспорта, однако это потребует определённое количество времени и сил.

Если есть возможность, лучше обойти данное заведение стороной. В противном случае, можно пойти навстречу охраннику и позволить переписать данные паспорта, а затем написать заявление в роскомнадзор по факту незаконного сбора персональных данных.

comments powered by HyperComments

Одного нормативно-правового документа, которым бы был определен перечень лиц, имеющих право требовать документ, удостоверяющий личность, в частности паспорт нет.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 283 ТК РФ)- обычно это кадровые работники работодатели

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - лица перечисленные в ст. 5 указанного закона:

Статья
5.
Организации, осуществляющие
операции с денежными средствами или
иным имуществом

В
целях настоящего Федерального закона
к организациям, осуществляющим операции
с денежными средствами или иным
имуществом, относятся:

кредитные
организации;

профессиональные
участники рынка ценных бумаг;

страховые
организации (за исключением страховых
медицинских организаций, осуществляющих
деятельность исключительно в сфере
обязательного медицинского страхования),
страховые брокеры и лизинговые компании;

организации
федеральной почтовой связи;

ломбарды;

организации,
осуществляющие скупку, куплю-продажу

таких изделий, за исключением религиозных
организаций, музеев и организаций,
использующих драгоценные металлы, их
химические соединения, драгоценные
камни в медицинских, научно-исследовательских
целях либо в составе инструментов,
приборов, оборудования и изделий
производственно-технического назначения;

организации,
содержащие тотализаторы и букмекерские
конторы, а также организующие и проводящие
лотереи, тотализаторы (взаимное пари)
и иные основанные на риске игры, в том
числе в электронной форме;

организации,
осуществляющие управление инвестиционными
фондами или негосударственными
пенсионными фондами;

организации,
оказывающие посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества;

операторы
по приему платежей;

коммерческие
организации, заключающие договоры
финансирования под уступку денежного
требования в качестве финансовых
агентов;

кредитные
потребительские кооперативы, в том
числе сельскохозяйственные кредитные
потребительские кооперативы;

микрофинансовые
организации;

общества
взаимного страхования;

негосударственные
пенсионные фонды, имеющие лицензию на
осуществление деятельности по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию;

операторы
связи, имеющие право самостоятельно
оказывать услуги подвижной радиотелефонной
связи.

Права
и обязанности, возложенные настоящим
Федеральным законом на организации,
осуществляющие операции с денежными
средствами или иным имуществом,
распространяются на индивидуальных
предпринимателей, являющихся страховыми
брокерами, индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих скупку, куплю-продажу
драгоценных металлов и драгоценных
камней, ювелирных изделий из них и лома
таких изделий, и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих
посреднические услуги при осуществлении
сделок купли-продажи недвижимого имущества

Здравствуйте!

Хочу уточнить один момент: в повседневной жизни очень часто сталкиваюсь с тем, что меня просят показать паспорт, а потом при мне же делают с него копию.

Насколько я понимаю, любая организация, у которой есть копия моего паспорта или мои паспортные данные, становится обладателем моих персональных данных и обязана их хранить.

Могу ли я потребовать с организации письменное обязательство о неразглашении моих персональных данных?

Владимир А.

Здравствуйте, Владимир!

Кристина Фролова

Вы совершенно правы. В паспорте содержатся ваши персональные данные. Тот, кому вы их предоставляете, становится оператором персональных данных и должен соблюдать требования закона: использовать данные для конкретной цели, хранить в защищенном месте и не допускать утечки. Операторы сами должны запрашивать ваше согласие на обработку персональной информации.

Насторожитесь, когда копию паспорта делают без вашего согласия. Если паспортные данные окажутся у мошенников, вас могут ждать неприятные последствия.

Теперь подробнее.

Мы уже Но давайте еще раз вспомним главное.

По закону персональные данные - это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Любой, кто получает и использует сведения о других людях, становится оператором персональных данных и должен соблюдать требования закона.

Поэтому вы смело можете запросить у фирмы, которая получила копию вашего паспорта или паспортные данные, обязательство не разглашать эти данные. А лучше потребовать у компании соглашение на обработку данных. Оно обязательно должно быть.

По закону оператор должен получить письменное согласие на обработку персональных данных, если эти данные не нужны суду или гос. органам (ст. 6 Закона о персональных данных). В согласии должны быть прописаны данные, которые от вас требуются, и цель, для которой они нужны.

Если соглашения нет, возможно, вы имеете дело с мошенниками.

Чем грозит утечка паспортных данных

На ваше имя могут оформить кредит или микрозаем. Мошенникам достанутся деньги, а вам - звонки коллекторов и обязанность погасить долг. Конечно, такой кредит можно оспорить в суде, но вы потратите время и нервы.

Вы можете стать учредителем фирмы-однодневки. Паспортных данных достаточно, чтобы зарегистрировать на ваше имя ООО или открыть ИП . Фирмы-однодневки используются для отмывания денег и организации преднамеренного или фиктивного банкротства, ответственность за которые несет в том числе учредитель.

Ваши данные могут использовать для незаконных финансовых операций. Чтобы снять ограничения в некоторых платежных системах, достаточно предъявить фото паспорта. В этом случае вы рискуете стать участником дел о незаконной торговле или финансировании терроризма.

Как обезопасить себя

Во-первых, предоставляйте паспортные данные только проверенным людям и компаниям, когда паспорт действительно необходим. Например, без паспорта не обойтись, если оформляете договор аренды квартиры или получаете кредит в банке. Если вы покупаете товар не в рассрочку, а в магазине у вас просят ксерокопию паспорта, лучше отказать.

Во-вторых, не давайте делать копии всех страниц паспорта. Первой страницы и страницы с пропиской обычно достаточно.

Наконец, по возможности напишите на копии паспорта, для какой фирмы она сделана. Либо замажьте или зачеркните какие-нибудь данные, например вашу подпись.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

В каких случаях у вас могут проверить документы и как это должно происходить, выяснил сайт.

Проверка документов сотрудниками полиции - ситуация в наши дни достаточно привычная. И все же для любого гражданина она сопряжена с малоприятными минутами.

Основания

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в 13 статье (часть 1 пункт 2) Федерального закона «О полиции». Согласно этому документу поводом для проверки документов может стать следующее:

Имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

Есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

Имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и (или) статьей 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Но сотрудник полиции может проверить у гражданина документы, когда тот просто спокойно идет по своим делам. Вышеуказанная норма закона «О полиции» не оговаривает, что полицейский в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Для проверки вполне достаточно внешнего сходства с лицом, находящимся в розыске.

Кроме того, проверка документов для сотрудников полиции может являться еще и поводом пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д. Законопослушным гражданам стоит относиться к таким ситуациям с пониманием - в конечном итоге это забота об их же безопасности.

Как должен вести себя сотрудник полиции?

Согласно закону «О полиции», при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться (назвать свои должность, звание, фамилию), предъявить служебное удостоверение (по требованию гражданина), сообщить причину и цель обращения.

Полицейские, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий их идентифицировать. Если такого знака не имеется и удостоверение вам страж порядка показать отказался - у вас должны появиться закономерные сомнения в том, что вы говорите с сотрудником полиции.

Также нарушением будет являться:

Попытка изъять у вас паспорт или взять его в залог. Однако сотрудник полиции может взять документ, удостоверяющий вашу личность, в руки - чтобы ознакомиться с ним.

Попытка оштрафовать вас на месте за отсутствие регистрации, просроченный или недействительный паспорт и т.д. Административное взыскание по любому из этих правонарушений может быть наложено только по месту пребывания или жительства гражданина.

Что делать, если паспорта с собой нет?

По закону вы не обязаны носить с собой паспорт. И в случае его отсутствия можете предъявить иной документ, удостоверяющий вашу личность: водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п. Если у вас с собой ничего нет - предложите полицейскому записать ваши данные. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о вас как о законопослушном гражданине.

«Пройдемте в участок»

Наиболее неприятным последствием проверки документов может стать предложение пройти с представителями правоохранительных органов для дальнейшего выяснения обстоятельств. Но это возможно только в следующих случаях:

В целях пресечения административного правонарушения;

Установления личности нарушителя;

Составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

Подозрения в совершении преступления.

При этом вы можете попросить подробно объяснить вам, в чем именно вас подозревают и на основании каких данных. Согласно закону «О полиции» (ст. 14 п. 7) у вас есть право на телефонный разговор. Не стесняйтесь об этом напомнить.



Просмотров