Классификация систем. Системы можно классифицировать по различным признакам. Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенцииВерховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.

1. По происхождению различают:

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пределах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров, по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

  • 2. По форме коллизионной привязки:
    • * односторонние - норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

* двусторонние - норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

  • 3. По характеру содержащегося в норме правила поведения:
    • * императивные - нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору

компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению

участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

* диспозитивные - нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но

предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:

К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

* альтернативные - нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

  • * простые альтернативные - нормы, где все альтернативные привязки равнозначны
  • * сложные альтернативные - нормы, где привязки подчинены основной привязке, которая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.

Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была применена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

Предприятия можно классифицировать по различным признакам, к наиболее значимым следует отнести классификацию по характеру деятельности, размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, принадлежности капитала.

1. По характеру деятельности прежде всего выделяются предприятия производственной и непроизводственной сферы. Более дробными подразделениями являются группы отраслей (в статистике в настоящее время производится классификация предприятий по видам деятельности, что не отменяет отраслевого деления, принятого в экономической литературе ): промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговля, финансово-кредитная сфера и др. В свою очередь каждая группа подразделяется на отрасли. Так, промышленность по признакам характера сырья или назначения готового продукта подразделяется на угольную отрасль, электроэнергетику, металлургию, машиностроение, химическую, легкую, пищевую и др. В машиностроении в свою очередь выделяются станкостроение, автомобилестроение, приборостроение и т.д.

2. По размерам . Классифицирующим признаком может быть количество работников, объем продаж, активы, прибыль и т.п. В России законодательно определены признаки, по которым выделяются малые и средние предприятия.

В то же время необходимо учитывать, что юридическая и экономическая трактовка размеров предприятия не всегда совпадает. При классификации предприятий по размерам с экономической точки зрения следует учитывать целый ряд характеристик внешней среды, в том числе – национальную принадлежность; регион, в котором функционирует предприятие, отрасль и др. В этом случае оценивается позиция предприятия в некоторой однородной группе. Например, расположенное в Воронежской области предприятие пищевой промышленности с годовым объемом реализации 3 млрд рублей или валютой баланса 3 млрд. рублей следует признать крупным . Те же параметры для машиностроительного предприятия в этой же области характеризуют его как небольшое, а для российских предприятий, осуществляющих добычу или переработку нефти, такие параметры характеризуют его как крайне малое.

3. По формам собственности различают:

– частные предприятия, которые могут существовать в виде самостоятельных независимых юридических лиц, в виде объединений на основе системы участия, на договорной основе. В их составе в качестве отдельной подгруппы можно выделить предприятия, находящиеся в собственности общественных и религиозных организаций;

государственные предприятия. Под ними понимаются в РФ как чисто государственные, так и с долей государства свыше 50 %;

– муниципальные, в том числе – чисто муниципальные и с долей муниципалитета свыше 50 %.



4. По организационно-правовым формам выделяются: юридические лица, физические лица, договоры между физическими и юридическими лицами.

Юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие организации.

Коммерческие организации подразделяются на товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые, закрытые и акционерные общества – народные предприятия.

Некоммерческие организации подразделяются на общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Могут существовать и другие формы, предусмотренные федеральными законами.

В системе договоров выделяется договор о совместной деятельности (простое товарищество) как особая организационно-правовая форма, объединяющая двух и более участников без образования юридического лица.

5. По принадлежности капитала различают национальные и смешанные предприятия.

При этом под национальными понимаются предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам одной страны. В ряде случаев национальная принадлежность определяется местоположением и регистрацией предприятия. В числе национальных – не только предприятия, сформированные физическими или юридическими лицами своей страны, но любой другой. В последнем случае предприятие будет считаться иностранным. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам другого государства. Зарубежным принято считать предприятие, представленное национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране.

Предприятия с участием капитала различного происхождения могут формироваться различным способом. Принято выделять многонациональные предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам нескольких стран. Как правило, многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданного предприятия. Другими способами образования многонациональных предприятий являются:

– обмен акциями между предприятиями, сохраняющими юридическую самостоятельность;

– создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации;

– приобретение иностранной компанией пакета акций национальной фирмы, не дающего ей права контроля.

К числу смешанных относятся предприятия, капитал которых принадлежит физическим или юридическим лицам двух и более стран. Регистрация смешанных предприятий осуществляется, как правило, в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Тема 19

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица , статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям.

Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц – семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.



Просмотров