Конституционное право граждан на жилище означает возможность. Правовые основы жилищного обеспечения граждан и пользования жилыми помещениями. лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции

Конституционное право на жилище В российском законодательстве понятие "жилище" раскрывается неполно, что вызывает на практике различные споры. Термин "жилище" означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: , квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)*(86). появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 года, а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.). В статье 40 Конституции Российской Федерации определено по-другому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 года. Часть 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено также в конституционных законах отдельных субъектов Российской Федерации*(87). Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами*(88). Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки "каждый имеет право на жилище"? Прежде всего, ограничительно, исключая из ее содержания "реальную возможность". Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно (без громких фраз и эпитетов) говорится о смысле этого выражения*(89). Выделим основные точки зрения и высказывания. Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого"*(90). Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*(91). СМ.Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается"*(92). В-третьих, высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям: - стабильное, устойчивое, постоянное ; - содействие государства в улучшении жилищных условий; - обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды*(93). Как видно, в первую очередь обращается внимание на "постоянное", "устойчивое" имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что "жилье неприкосновенно". Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий. Обойдены или комментируются иначе выражения "реальная или гарантированная возможность получения", "государство гарантирует" и т.п., которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище. Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади*(94). Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция Российской Федерации создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища*(95). По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда*(96). Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации: возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством; возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; возможность другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка; возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.); обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др. Право на жилище согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на , включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению. Право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением, прежде всего, малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность*(97). В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами. Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции Российской Федерации о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах)*(98). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей. Положение ст. 35 Конституции РФ о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной сфере. По смыслу ст. 35 Конституции РФ это правило распространяется на всех граждан - будь-то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников*(99). Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией РФ, имеют экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.). С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает те обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д. Данные субъективные права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, различных организаций. Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на конкретное жилое помещение*(100). Конституция Российской Федерации также гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции Российской Федерации прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом Российской Федерации от 25июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(101) вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма, или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом*(102). В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"*(103). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Право на личную жизнь - Содержание 1 Понятие 2 История 3 Правовое регулирование 4 Исследования … Википедия

Уголовное право в Канаде - В Канаде уголовное право отрасль права, следующая принципам common law и на которую распространяются исключительные законодательные полномочия Парламента Канады по параграфу 91.27 Конституционного акта 1867. Этот же параграф признаёт за… … Википедия

Это комплексная отрасль права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права. Жилищное право не является самостоятельной отраслью права наравне с такими отраслями права, как… … Жилищная энциклопедия

Конституция - (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

Права человека - Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

Права и свободы человека и гражданина - Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

  • 4.Качество, количество и ассортимент товара по договору купли-продажи. Последствия нарушения условий о качестве, количестве и ассортименте.
  • 5.Договор розничной купли-продажи.
  • 6.Права покупателей и их защита по договору розничной купли-продажи.
  • 7.Понятие и признаки договора поставки.
  • 8.Структура договорных отношений по поставке.
  • 9.Исполнение договора поставки: время, место, участники.
  • 10.Последствия ненадлежащего исполнения договора поставки.
  • 11.Договор продажи недвижимости.
  • 12.Юридическая характеристика и элементы договора дарения. Форма договора.
  • 13. Запрещение, ограничение и отмена дарения.
  • 14.Договор постоянной ренты.
  • 15.Договор пожизненной ренты.
  • 16. Договор пожизненного содержания с иждивением.
  • 17.Понятие, элементы и виды договора аренды. Форма договора.
  • 18.Права и обязанности арендодателя по договору аренды.
  • 19.Права и обязанности арендатора по договору аренды.
  • 20.Прекращение договора аренды. Право арендатора на возобновление договора.
  • 21.Договор проката.
  • 22.Договор аренды транспортных средств.
  • 23.Договор аренды зданий и сооружений
  • 24. Договор лизинга.
  • 25.Жилищные фонды в рф: классификация и их значение.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.
  • 27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.
  • 28.Юридическая характеристика и элементы договора социального найма жилого помещения.
  • 29.Права и обязанности сторон по договору социального найма жилого помещения.
  • 30.Договор поднайма. Временные жильцы.
  • 31.Обмен жилых помещений по Жилищному кодексу рф.
  • 32.Приватизация жилых помещений: понятие, правовое регулирование, принципы, условия, оформление.
  • 33.Правовое положения членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения.
  • 34.Наем жилого помещения на коммерческой основе: юридическая характеристика, элементы, срок, отличие от договора социального найма.
  • 35.Расторжение договора социального найма жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
  • 36.Расторжение договора социального найма жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
  • 37.Расторжение договора найма жилого помещения по Гражданскому кодексу рф- основания и порядок.
  • 38.Понятие и элементы договора подряда. Отличие от смежных договоров.
  • 39.Права и обязанности подрядчика по договору подряда. Риск подрядчика.
  • 40.Права и обязанности заказчика по договору подряда.
  • 41. Договор бытового подряда: понятие, оформление, содержание, ответственность.
  • 42. Договор строительного подряда: понятие, элементы, ответственность сторон.
  • 43. Структура договорных связей по договору строительного подряда.
  • 44.Договор возмездного оказания услуг.
  • 45. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
  • Глава 40 гк, состоящая из 17 статей. В ней отражаются самые главные положения. Транспортное законодательство не может от них отклониться.
  • 46. Обязательство по подаче транспортных средств: понятие, содержание, ответственность.
  • 47.Договор перевозки грузов: юридическая характеристика, элементы, оформление, правовое регулирование
  • 48.Содержание договора перевозки грузов. Ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение.
  • 49.Договор перевозки пассажиров и багажа.
  • 50.Юридическая характеристика и область применения договора займа.
  • 51. Договор банковского кредитования: юридическая характеристика, элементы, отличие от договора займа.
  • 52.Права, и обязанности сторон по договору банковского кредитования. Санкции за ненадлежащее исполнение договора.
  • 53 Вексель.
  • 54.Договор банковского вклада: понятие, юридическая характеристика, элементы оформления.
  • 55. Договор банковского счета: понятие, элементы, заключение, виды.
  • 56.Права и обязанности сторон по договору банковского счета. Прекращение договора.
  • 57.Платежное поручение как форма безналичных расчетов.
  • 58.Аккредитив как форма безналичных расчетов.
  • 59. Безналичные расчеты чеками.
  • 60.Безналичные расчёты по инкассо.
  • 61. Понятие и виды страхования.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.

    В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст. 671-672) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

    а)приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

    б)приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

    в)предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

    Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

    Служебного жилого помещения;

    Специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

    Жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

    Жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

    Право на жилище - это гарантированная законодательством возможность пользоваться жилым помещением. Юридическая природа этого права вызывает спор в науке, т.к. нет однозначного мнения к какой отрасли его отнести.

    Гарантия этого права : ст. 40 Конституции РФ - «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Малоимущим и другим лицам, указанным в законодательстве жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. (В настоящее время нет такого закона). Органы ГВ поощряют жилищное строительство. Формы реализации права:

    Приобретение и пользование жильем в режиме социального найма;

    Вступление в жилищные, жилищно-строительные кооперативы;

    Приобретение жилья в частную собственность;

    Индивидуальное строительство.

    27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.

    В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

    Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

    Основанием возникновения найма из социального фонда является совокупность юридических фактов. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении. Самым распространенным критерием является: метраж на каждого человека; Учет - норма, по которому определяется нуждаемость (в НО - 7 м2 на каждого проживающего жилой площади); составление жилого помещения (ветхий фонд); проживание в 2-х неизолированных комнатах семей, не состоящих в родственных связях; в квартире (коммунальной) есть больной определенным заболеванием; другие.

    1.Постановка на очередь (заявление подается в местную администрацию или на предприятие, которое имеет жилищный фонд).

    Очередь: общая; внеочередники (лица, чье жилище разрушено; дети, оставшиеся без попечения родителей после выхода из интерната); первоочередники (участники ВОВ, семьи, кормильцы, которые погибли на производстве или получили увечья; герои Советского Союза; лица, страдающие определенными формами хронических заболеваний). Лицо, поставленное на очередь, получает справку, в которой отражается решение о постановке или не постановке на очередь. Возможно оспаривание.

    2.Решение администрации I предприятия о предоставлении жилой площади.

    3.Выдача ордера. Ордер - административный акт, выдаваемый местной администрацией, где указывается кому выдан, состав семьи, описание квартиры. Лишь с момента выдачи ордера, у лица возникает субъективное право на жилье. Возникает исковая форма защиты права. Ордер может быть признан недействительным в судебной порядке, по основаниям, предусмотренным

    законодательством. Срок исковой давности - 3 года. Заключение договора найма жилого помещения. Договор заключается на основе ордера.

    Договор заключается в письменной форме (ст. 674 ГК) без страха недействительности.

    Договор бессрочный.

    "

    Страница 1 из 5

    § 1. Право граждан на жилище

    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозглашает пра­во каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан, как и важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений, определена в ЖК РФ 1 .

    В ч. 2 и 3 ст. 1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жи­лищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством основа­ний. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, сво­боды и законные интересы других граждан. При этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Анализ конституционных норм, а также положений, предусмот­ренных федеральным законодательством, показывает, что в настоя­щее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:

    Путем предоставления жилых помещений по договору социаль­ного найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов 2 . Конституция РФ предусматривает ограниченный круг гра­ждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;

    Путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма 1 . По данному договору в коммерческий наем
    может передаваться жилье из государственных, муниципальных и ча­стных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся
    от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на за­ключение данного договора, неограничен;

    Путем приобретения либо строительства жилых помещений в до­мах различных жилищных фондов за собственные средства без ог­раничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные
    проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других дейст­вий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государ­ственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение граж­данами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении
    комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку
    либо на строительство жилых помещений.

    На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

    Содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потреб­ностей граждан в жилище;

    Используют бюджетные и иные денежные средства для улучше­ния жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления
    в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

    В установленном порядке предоставляют гражданам жилые по­мещения по договорам социального найма и найма жилых помещений
    в государственном и муниципальном жилищных фондах;

    Стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;

    Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приоб­ретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных осно­ваниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

    Обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищ­ного законодательства, использованием и сохранностью жилищного
    фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

    Обеспечивают государственный контроль за соблюдением требо­ваний градостроительного законодательства, государственных норм
    и стандартов при жилищном строительстве.

    Нельзя не согласиться с мнением Б.М. Гонгало о том, что, несмотря на «разнокалиберность» полномочий, они имеют цель обозначить со­вокупность различного рода действий всех органов власти и местного самоуправления, обеспечивающих условия для осуществления права на жилище 1 .

    Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.

    Конституционное право на жилище непосредственно связано с дру­гим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного За­кона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и житель­ства 2 . При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

    Защиты основ конституционного строя;

    Защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

    Обеспечения обороны и безопасности государства.

    В ГК РФ месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответ­ствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

    Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных ос­нований. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре­бывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 (далее - Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не мо­жет служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

    Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на прожива­ние в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 (п. 7) «О практике применения судами жилищного законодательства» 2 . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и как следствие признана Конституционным Су­дом РФ неконституционной. В постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» 3 указано, в частности, что пово­дом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

    По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в тече­ние пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гра­жданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

    В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конститу­ции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

    Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридиче­ского содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и по­рождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

    Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к наруше­нию конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

    Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоя­тельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

    Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоус­танавливающее значение.

    Несмотря на то что постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в редак­ции Постановления от 21 декабря 1993 г. № 11 1) было установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, пра­воприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствовались отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», «определяют смысл, содержание и применение за­конов» и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.

    Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передви­жения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или усло­вием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение по­ложений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

    Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его бук­вальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к наруше­нию ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам 2 .

    Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло постановление от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» 1 , а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию 2 , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передви­жения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевре­менно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

    Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.

    В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» 3 . Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ устанавливает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на за­конных основаниях лиц допускается в случаях и в порядке, предусмот­ренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катаст­рофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчаст­ного случая. Как верно отмечает Л.О. Красавчикова, «неприкосновенность жилища - это неприкосновенность не объекта... это неприкосновенность одного из элементов личной жизни граждан» 1 .

    Кроме того, ч. 4 ст. 3 ЖК РФ определяет, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

    Понятие и содержание права человека на жилище

    Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

    • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
    • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

    Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле - это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

    Гарантии реализации права на жилище

    Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

    Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

    • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
    • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

    Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

    • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
    • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
    • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
    • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
    • создание для жителей безопасной среды проживания;
    • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

    Способы реализации конституционного права на жилище

    Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
    Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

    Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

    • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
    • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
    • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
    • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

    Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

    Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

    Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

    Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

    • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
    • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
    • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

    Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

    • служебные помещения;
    • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
    • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
    • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

    Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

    Конституционные и законодательные гарантии жилищных прав граждан

    Право граждан на жилище провозглашено в ст. 40 Кон­ституции наряду с другими основными правами человека и гражданина. Оно имеет важное политико-правовое и соци­альное значение. Закрепленные в Конституции принципы и гарантии получили развитие в ЖК РФ, в частности в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жи­лище» и ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопусти­мость его произвольного лишения». Однако следует отме­тить, что данное право и раньше имело конституционное и законодательное закрепление. Право граждан на жилище в нашей стране было установлено в Конституции СССР (1977) и Конституции РСФСР (1978), затем в кодифика­ционных жилищных законах: Основах жилищного законо­дательства Союза ССР и союзных республик (1981) и ЖК РСФСР (1983). В частности, ст. 1 ЖК РСФСР дословно воспроизводила положения ст. 58 Конституции РСФСР, предусматривая следующее: «...это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Впоследствии текст Конституции по данному вопросу изменялся, и это было отражено в Основах. Было предусмотрено следующее:

    «Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых поме­щений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобре­тения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает по­мощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья».

    В действующей Конституции, как уже отмечалось, име­ется несколько статей, которые посвящены праву граждан на жилище и другим конституционным правам, непосред­ственно связанным с реализацией данного права:

    Ст. 25 - 0 неприкосновенности жилища;

    Ст. 27 - 0 свободе передвижения по территории РФ, избрании места пребывания и жительства;

    Ст. 40 - о праве граждан на жилище и недопущении его произвольного лишения.


    Безусловно, основополагающие нормы содержатся в ст. 40:

    «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть про­извольно лишен жилища.

    2. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуж­дающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законо­дательством нормами.»

    Право граждан на жилище согласно ч. 2 ст. 17 Кон­ституции, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя изъять (отменить), передать другому лицу или отказаться от него. Важно отметить, что права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими. Иначе говоря, право на жилище должно быть реально обеспечено со стороны государства. В противном случае оно будет иметь декларативный характер. По мнению Л. М. Пчелинцевой: «...право граждан РФ не может считаться «мнимым», по­скольку закреплено на высшем законодательном уровне и подкрепляется обязанностью государства по созданию бла­гоприятных условий гражданам для его реализации».

    Право на жилище, провозглашенное в Конституции на­шего государства, базируется на важнейших международно-правовых документах по правам человека. В ст. 25 Всеоб­щей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соци­альное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В ст. 11 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах также подчеркивается:

    «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осу­ществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

    Из указанных документов следует, что в понятие «до­стойный жизненный уровень человека» входит в качестве обязательной составляющей право на жилище, т.е. оно отно­сится к числу общепризнанных прав и свобод человека. Как известно, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

    Данный вопрос нашел отражение в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некото­рых вопросах, возникших в судебной практике при приме­нении Жилищного кодекса Российской Федерации»:

    «Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международ­ном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора чело­веком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

    Конституционное право граждан на жилище относится к основ­ным правам человека и заключается в обеспечении государ­ством стабильного, постоянного пользования жилым поме­щением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании со­действия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25,40 Конституции Российской Федерации).

    Основные принципы, формы и порядок реализации права граж­дан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года».

    Вместе с тем в юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно понятия и содержа­ния этого конституционного права.

    По мнению П. И. Седугина: «...Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспечен­ным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабиль­ного пользования имеющимся жилищем и одновременно воз­можность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища... По своей юридической природе конститу­ционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для раз­вития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми поме­щениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.». Он также подчеркивал: «...главная цель законодательного регулирования жилищной сферы - это всемерно содействовать развитию инициативы в этой области как граждан, так и организаций в направлении улучшения жилищных условий граждан».

    « - возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, да­рения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

    Возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законодательством нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных субсидий государства и кредитов банка;

    Возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

    Обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

    Обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Это, в частности, призвано сдерживать многочисленные случаи сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, под предлогом (нередко недостаточно обоснованным) необходимости использования земельного участка, на котором находится дом, для государственных и общественных нужд».

    В принципе аналогичны высказывания и других ученых-правоведов по данной тематике. По мнению В.П. Грибанова:

    «Право на жилище означает гарантированную законодатель­ством возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами; является сред­ством, обеспечивающим удовлетворение данной потребности».

    С.М. Корнеев отмечал:

    «Право на жилище имеет две составные части. Во-первых, пра­во на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновен­ности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что госу­дарство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем».

    В. П. Скрипко считает:

    «Конституционное право на жилище означает для гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимися у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юри­дическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья».

    Однако имеются и иные точки зрения, которые либо по сути исключают право на жилище из числа основных прав человека и гражданина, либо принижают его роль и значение.

    Так, В. И. Иванов полагает:

    «...Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обя­занности государства предоставлять каждому находящемуся на территории России жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в РФ не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни «на улице». Важно отметить, что жили­ще в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий «домашний очаг», защищающий его от неблагоприятных воз­действий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помеще­ния, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным ли­цам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституци­онная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики - повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него - с правом проживания именно в таком помещении...».

    Однако указанное мнение не является преобладающим в научной литературе, и, на наш взгляд, такой подход не осно­ван на Конституции, которая содержит соответствующие нормы прямого действия. Ими следует руководствовать­ся непосредственно, в том числе при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. Принципиальное значение по данному вопросу имеет постановление Пленума № 8, в котором указано, что суд непосредственно применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанно­сти человека и гражданина и другие положения.

    Безусловно, Конституция закрепляет основные поло­жения и не содержит конкретного правового механизма реализации жилищных прав граждан, в том числе права на жилище. Эти положения конкретизируются и развиваются в соответствующих федеральных законах, в частности в нор­мах главного жилищного законодательного акта - ЖК РФ.

    Право граждан на жилище, конечно, предполагает обе­спечение человека жилым помещением. Статьей 40 Кон­ституции, жилищным и гражданским законодательством предусмотрены возможные способы (формы) решения жи­лищного вопроса, в том числе:

    Приобретение жилых помещений на основании договоров купли-продажи, мены и других сделок;

    Приобретение или строительство жилого дома (квартиры) с помощью субсидий или жилищных кредитов;

    Предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

    Предоставление жилого помещения в домах ЖК или ЖСК.

    Таким образом, из Конституции следует, что государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) долж­но позаботиться о каждом гражданине в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса.

    Важную роль в реализации конституционного права на жи­лище призваны выполнять органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции (ч. 2 ст. 40) содержится указание на их обязанность поощрять жилищ­ное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. При этом они должны руководствоваться положениями ч. 2 ст. 40 Конституции, предусматривающи­ми льготное обеспечение жилищем двух категорий граж­дан: «малоимущих» и «иных, указанных в законе граждан». Эти граждане, нуждающиеся в жилище, вправе получить его бесплатно или за доступную плату. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоя­тельный) вправе решить задачу обеспечения жильем с по­мощью различных льгот, например налоговых.



    Просмотров