Органы осуществляющие обязательное социальное страхование. К кругу лиц, обеспечиваемых в порядке соц.страхования. Обеспечение жизни с помощью страхования

Содержание:

  1. Как работает организация добровольного социального страхования и зачем она нужна
  2. Страхование рисков
  3. Страхование и его особенности
  4. Страховка как способ защиты
  5. Работа страховщиков

Государство - это система, это целый организм, который не работает без одной из составных частей. Таким образом, получается, что люди должны иметь собственные гарантии и находиться под опекой и присмотром, которая необходима почти всем. Система социального и медицинского застрахования имеет много новых условий, они могут быть добровольного и обязательного типа. В принудительном порядке государственные страховые органы предоставляют свои услуги гражданам, которые работают на определенных должностях. Под профессиями такого характера, стоит понимать, тех людей, которые работаю по специальности с повышенной степенью риска для собственного здоровья. Таким образом, специальное и являются понятиями почти одинаковыми. Государство полностью обеспечивает всех, в том числе и безработных в их жизни. Для более детального рассмотрения понятия о страховании социального и медицинского, а также добровольного и обязательного типа в первую очередь нужно понимать, что это и как с ним можно взаимодействовать.

Как работает организация добровольного и зачем она нужна

Систему социального страхования можно назвать одной из форм заключения договора, при котором у сторон есть встречные обязанности и права. Первая сторона берет на себя в собственный страх и риск и обязуется выполнить собственные обязательства, в случае если у застрахованного лица возникнет страховой случай. Под таким происшествием следует понимать непредвиденную ситуацию, которая повредила то, что было застраховано. Застраховать можно абсолютно все, но вот только это производиться на разных условиях.

Как поступить после страхового случая?

Если человек вовремя не сообщил о страховом случае и сотрудники компании страховщика не смогли просмотреть все, что случилось то может быть, что застрахованное лицо не получить деньги которые оно надеялось получить. Но деньги, что выплачиваются, полностью состоят из страховых платежей. Они оплачиваются гражданами, которые застраховали свою жизнь или собственное имущество. Что ж такой порядок осуществления принят и работает очень хорошо. Сегодня почти все граждане стали страховать и автомобили и собственную жизнь, для того, чтобы обезопасить своих близких и себя в том числе. Что ж страхование пришло в жизнь человеческую довольно быстро и теперь без него невозможно представить простой работящей жизни. Люди страхуют свою жизнь как в обязательном та и в добровольном порядке.

Читайте также:

Страхование обязательного медицинского и социального типа


В стране осуществляется много сделок добровольного социального и медицинского застрахования, что позволяет защитить собственность. Но все, же можно сказать, что специальное и обязательное страхование должно быть предусмотрено таком случае только когда будет соблюдаться все, что указанно в нормативно - правовых актах. Под процесс обязательного медицинского и социального страхового акта попадают медицинские работники. В системе работы работника медицины очень много рисков. Первое что бросается в глаза, это риск заразиться заболеванием пациента. Очень частые случаи того, что при открытом переломе может повредиться кожа или тело самого врача или же медицинской сестры. Это может быть простой ошибкой, что будет стоить очень многих затрат. Первое, что это требует простое лечение.

Особенности предложений государственных органов

На сегодняшний день такие ситуации приводят к большому количеству заболеваний, что распространяются. Именно таким образом становиться понятно, что организация обязательного или добровольного застрахования предоставляется нормативными актами государственных органов и в таком случае все граждане должны выполнять предписания или же нет. Но есть нормативные акты, в которых указана обязательная страховка лиц, что имеют автомобиль. Автомобиль это источник повышенной безопасности. В таком случае каждый автомобиль должен быть застрахован и его владелец. В случае дорожно-транспортного происшествия вы будете защищены системой социального обеспечения.

Читайте также:

Автострахование, его основы и принципы

Компенсации по выплате добровольного застрахования стали очень распространенными. С их помощью люди получают желаемое. В каждой стране государство заботиться о собственных гражданах. Люди доверяют органам власти и с удовольствием застраховывают все, что нужно. Любой из видов страхования является платной услугой. Ставки страховок индивидуальны для каждого человека. Таки образом мы может установить, что не по всем страховкам могут быть осуществлены страховые выплаты. Каждый человек должен правильно понимать, что примеров в сфере страхования нет, и не может быть. Согласно программам добровольного медицинского обеспечения, которые были созданы, для обеспечения граждан будет осуществляться выплата на страховки по вкладам.

Для кого доступны страховые выплаты


Все могут получить собственные страховки в независимости, какая сумма их вкладов. Согласно со страхованием добровольного медицинского и социального случая, необходимо очень существенно отнестись к этому. При создании всех условий для страхования очень большого внимания требует организация обязательного медицинского и социального страхования. Этот вид обязательного застрахования имеет все основания для того, чтобы стать одной из самых востребованных. Медицинские работники подвержены самому большому риску. Это риск, который относиться к их здоровью. В любой момент человек может заразиться неизлечимым заболеванием и ему придется очень сильно страдать. Стоит правильно определять приоритеты в страховании. Старайтесь быстро и точно определяться с выбором страховщика.

Читайте также:

Органы, которые должны проходить страхование.

В соответствии с законодательной базой каждое учреждение и организация имеет специальные возможности. Для таких органов управление в социальной или иных сферах государство применяет очень многие принципы. Стараясь избежать неурядиц приходиться использовать несколько приемов для осуществления всех полномочий. Как известно органы управления это органы государства, которые распространяют собственную юрисдикцию на всех в не зависимости это ли органы государства или же простые органы собственного самоуправления. Таким образом становится понятно, что все находятся в равных правах и закон один. Выполнение норм законодательства предполагает очень многие полномочия. Если становитесь законопослушным гражданином, к вам никогда не будет проявлено мер принудительного или иного характера. Но если граждане не согласны выполнять нормы установленные законом, то приходиться к ним применять многие санкции. Соблюдение норм распространяется не только на граждан определенного государства.

Нормы закона регулирующие страховые отношения

Существует международное право, которое регулирует отношения между странами. Именно в этом законодательстве указано о защите прав людей и каждая страна должна нести ответственность за собственных людей. В том числе и при помощи страхования. Для того, чтобы регулировать отношения между государствами было создано очень много законов и нормативных актов, которые являются действующими и на сегодняшний момент. Так и получается, что для сотрудничества на мировом уровне страна просто обязана иметь правильное социальное развитие. Под социальным развитием стоит понимать все, то что предоставляется людям для улучшения их жизни, в том числе и принудительное-обязательное страхование. Примером, который подтверждает, что страховке подлежит абсолютно все. Может служить закон о аудиторских компаниях.

Куда идут вложенные в банк средства?


Также не каждый человек знает, что банковская деятельность имеет определенный вид страховки. Вы отдаете собственные средства на сбережение в банк и никогда не задумываетесь над тем, как банк их сможет вернуть. Очень многие банки просто прекращают свою деятельность и вкладчики могут не получить средства. Но банки страхуют и себя и клиентов с помощью страховки. Они выплачивают каждый месяц страховые платежи. Именно на страховых платежах и формируется большая база капитала в страховых компаниях.

Страхование рисков

Для аудиторских компаний установлено специальные страховые принципы, по которым они осуществляют собственную деятельность на основе добровольного выполнения. Это намного проще, потому как государственные органы не очень часто проверяют такие компании. Относительно страховщиков, то их сейчас много. Страховщиком может стать любое физическое лицо, которое имеет необходимые средства, для первоначального создания страхового фонда. Изначально страховой фонд создается из собственных средств, потом он наполняется деньгами. Что клиенты платят за предоставленные ими услуги. Но в законодательстве четко указывается сумма первоначального страхового фонда и с каждым последующим годом она должна увеличиваться.

В чем состоит работа страховщиков?

Страховые компании являются как государственной формы собственности, так и частной. Все они выполняют свою работу на одних условия, отличием является только вид собственности. Но когда некоторым государственным органам вышестоящие органы могут установить лимит бесплатных страхований в системе большой системы страны. Вот, что касается частной формы добровольного указания, то они не получают таких указаний. Существование таких страховых компаний позволяет создавать выбор для людей. Также, таким образом, намного приятней и лояльней становиться отношение к клиентам. Самое главное не забывать, что так же как и сотрудники компании, так и ее клиенты должны нести собственные обязательства перед работниками страховой компании.

Страхование и его особенности

Не каждый человек может заниматься страховой деятельностью и выдавать страховки. Так может делать только лицо, что получило лицензию на занятие такой деятельностью. Перед тем, как нужно осуществлять процедуру обязательного социального застрахования, просто необходимо проверить страховщика. Некоторые страховые компании просто не могут разместить много рекламных вывесок, для того чтобы их стали узнавать. Но есть такие случаи, когда на дороге стоит автомобиль, на котором размещено вывеску автострахование. Не стоит в этот момент думать, что тут дешевле. Нужно проверить является ли по настоящему зарегистрированным в органах государственной власти страховщик или страховая компания, которая предлагает систему обязательного социального обеспечения. Это можно осуществить при помощи сети интернет. На сегодняшний день базы данных, по которым можно проверить зарегистрированных все адвокатов и иных лиц, открыты или все находиться в открытом доступе. Таким способом можно определить большое количество мошенников и обезопасить собственных друзей, а в первую очередь самого себя.

Страховка как способ защиты


Страхование приносит очень много положительных моментов, что получаются не всегда в нашей жизни.

Это первое что требуется при прохождении любой комиссии. Сотрудники, которые работают в больших организациях и в обязательном порядке проходят страхование и регулярные проверки. Только когда будет понятно, что никто и никому не несет опасности, то можно допускать работника к рабочему месту. Обязательное социальное страхование имеет характер распространения на всех объектов данной отросли. Специальные принципы создания страхового обеспечивают более эффективную работу многих аппаратов власти.

Обеспечение жизни с помощью страхования

Вывод, система медицинского страхования позволяет обеспечить собственную жизнь и застраховать себя от несчастных случаев. Даже застрахованная жизнь позволяет получить средства, на лечение которых может не оказаться. Есть некоторые нюансы. Вы должны понимать, что когда будет застраховано и вашу собственную жизнь и автомобиль, то вы сможете получить выплату на страховку. Если вы виноваты в дорожно-транспортном происшествии то страховая выплата обязательного типа будет выплачена лицу, которое понесло ущерб, как ущерб автомобиля, так и собственного здоровья.

Страхование как средство защиты граждан от непредвиденных ситуаций

Некоторые люди не понимают, почему так происходи. Ответ на все это прост, с помощью страховки вы сможете намного быстрее избавиться от всех проблем, что возникли по этому поводу. Обязательное страхование позволяет намного существенней работать и не опасаться о последствиях. Даже при покупке билета на транспорт такого плана как автомобильный или же железнодорожный в билете устанавливается процентная ставка за страхование, то есть в случае какого ни будь случая с летальным исходом или травмой пассажиры являются застрахованными. Но в автобусе и железнодорожном транспорте могут быть установлены и иные правила страхования. Если водитель или автомобиль имеют страховки, то не нужно пользоваться таким транспортом.

Работа страховщиков

Органы, осуществляющие страхование добровольного и обязательного типа работают по уставу и рабочему графику, который прописан в уставных документах. Вот только каждый человек самостоятельно определяет, как и когда нужно страховаться. Обязательное страхование предполагает вид страхования, который производиться за счет средств граждан и выполняются специальными органами. Прежде чем пройти страхование, нужно пройти процесс медицинского комиссионного осмотра. Если будет определенно, что у вас нет ни каких хронических заболеваний или сложных случаев со здоровьем, то тогда вы будете застрахованными. Специальные рамки обязательного страхования стали применяться для спортсменов. Когда человек страхует собственное здоровье, то он в первую очередь должен понимать, что нужно учесть некоторые особенности. Когда спортсмен получает травму непосредственно на соревнованиях, то страховка будет действовать. Но если травма получена вне соревнований, то никакой страховой выплаты не будет.

Страхование добровольного типа. Его применение

В систему обязательного и добровольного медицинского страхования нужно учитывать все малейшие детали, ведь именно от них зависит то, как вы будете проходить страхование и что получите в конечном результате. При выборе страховщика нужно выбирать очень тщательно. Именно от этого будет, зависит то, как пройдет организация страховки. Многие школы предоставляют специальную систему медицинского страхования для учащихся. Ученики страхуются от несчастных случаев во время занятий и вне их выполнения. Когда ребенок получает страховой полис добровольного медицинского и социального обеспечения, он становиться защищенным и страховая компания оплатит ему лечение. Одной из главных составных при страховании добровольного социального или обязательного медицинского типа становиться постоянное сплачивание платежей. Страховые платежи - это средства, из которых создается уставной фонд, а в последующем формате наполняется. Но не только с этих средств он создается, эти деньги идут на выплату страховых случаев.

Это организационно-правовая форма, применяемая гос-вом для СО настоящего (прошлого) работника, а также его семьи в случае смерти работника. Финансовым источником СО в рамках данной формы является обособленные внебюджетные кредитно-финансовые системы (это фонды соц.страхования).

На данный момент нет единого фонда соц.страхования. И в качестве самостоятельных существуют:

Пенсионный фонд (ПФ)

Фонд социального страхования (ФСС)

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Фонд занятости населения

Они образуются за счет обязательных страховых платежей работодателя, а ПФ также и за счет страховых платежей самих работающих.

В связи с принятым налоговым кодексом с 01.01.00г. эти фонды будут формироваться за счет единого соц.налога – на работодателя. Страховые платежи для самих работающих отменяются, однако размер подоходного налога, который составляет 12% увеличивается до 13%, имея ввиду, что 1% от среднего заработка, который сегодня платят работники в ПФ будут включатся в подоходный налог. Налоговый кодекс ч.2 предусматривает

также новый механизм контроля за своевременным поступлением страховых платежей в ФСС. Вся работа по обеспечению поступления в эти фонды возлагается на налоговую службу.

Круг лиц обеспечиваемых в порядке обязательного соц.страхования

– это все работающие по найму (труд.договору), в силу закона о труде они подлежат обязательного соц.страхованию и поэтому имеют право на СО в порядке соц.страхования независимо от того фактически уплачивал за них работодатель или нет страховые взносы. Если в силу недобросовестности работодателя он взносы не уплачивал или уплачивал не полностью, то к нему применяются санкции, обеспечивающие полное возмещение в ФСС страховых платежей.

К кругу лиц, обеспечиваемых в порядке соц.страхования

относятся те граждане, которые наемными работниками не являются, но для них предусмотрены специальными законами обязательное соц.страхование. К этим лицам относятся адвокаты, старатели, члены крестьянско-фермерского хозяйства. У них право на СО в порядке соц.страхования возникает, если они докажут, что у них страховые платежи были внесены полностью и в срок.

К кругу лиц, обеспечивающих в порядке соц.страхования

относятся также категории лиц, для которых добровольное соц.страхование (частные охранники, частные детективы, частные аудиторы). Они приобретают право на СО если были зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов и уплачивали их.

Виды обеспечения в порядке соц.страхования.

Основным видом является пенсионное обеспечение.

Все застрахованные обеспечиваются трудовыми пенсиями:

По старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца

За выслугу лет.

Наряду с пенсиями застрахованные обеспечиваются пособиями:

По временной нетрудоспособности в случае болезни работника

Женщины-работницы по беременности и родам

По безработице (кто имел работу и ее потерял)

На погребение (в случае смерти работника или несовершеннолетнего члена его семьи)

Матери, отцу, другому лицу за период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет

При рождении ребенка.

Наряду с денежными выплатами по соц.страхованию, застрахованные получают иные виды СО:

Санаторно-курортное лечение (когда путевка предоставляется бесплатно или со скидкой)

Медицинское лечение в порядке соц.страхования (бесплатно)

Отдых детей застрахованных в оздоровительных лагерях.

Фонд социального страхования - это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является неработоспособным.

Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.

Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу.

Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд - это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью РФ.

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются: КРФ. БК и НК РФ; ФЗ «Об основах ОСС». ФЗ «О бюджете ФСС». ПП «О ФСС». Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами. Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.

ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

исполнительные;

руководящие;

контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются: региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации; центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях; филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» -- ПП №101). Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством. В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда - это правление (далее - ПФСС), а для его отраслевых подразделений - координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости. В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

Рисунок 1 - Структура фонда социального страхования РФ



Рисунок 2 - Развернутая организационная структура фонда

Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения - в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» -- ПП №101) . Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие.

Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда. Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью. В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год. Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с: налоговой инспекцией; профсоюзами. Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей.

Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий. Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.

Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить. Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия - часть средств от его капитализации. Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

Основные функции фонда социального страхования РФ - аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших. При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами. Резервные, временно свободные деньги вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.

Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений. Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам. В случае невыплаты пособия, или выплаты в недостаточном объеме, если ошибка произошла по вине Фонда, застрахованное лицо получает возмещение недополученных средств. Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги. В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших. Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости. Из средств Фонда выплачиваются пособия работникам, получившим инвалидность на производстве, оплачивается лечение и реабилитация, а также финансируются программы по улучшению условий труда и сокращению травматизма. Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан. В основные задачи фонда входит не только поддержка работников, получивших травму или заболевание на производстве, но и стимулирование улучшений условий труда, сокращение профессиональных заболеваний.

Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги. Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица. Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем. Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.

Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни. Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности. Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы. Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице.

На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством. Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты. Одно из следствий этого - повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета. Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием. Какой производится учет отчислений в фонд социального страхования, вы можете прочитать в статье: отчисления в фонд социального страхования. Что входит в правовые основы обязательного социального страхования, читайте тут.

  • 5.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
  • 5.5. Обязательное страхование от несчастных случаев
  • 5.6. Обязательное медицинское страхование
  • 5.7. Добровольное медицинское страхование
  • Тема 6. Имущественное страхование
  • 6.1. Особенности и виды имущественного страхования
  • 6.2. Страхование имущества промышленных предприятий
  • 6.3. Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств
  • 6.4. Страхование транспортных средств
  • 6.5. Страхование грузоперевозок
  • 6.6. Страхование строений, принадлежащих гражданам
  • 6.7. Страхование домашнего имущества граждан
  • Тема 7. Страхование ответственности
  • 7.1. Особенности страхования ответственности
  • 7.2. Виды страхования гражданской ответственности
  • 7.3. Виды и особенности страхования профессиональной ответственности
  • Тема 8. Страхование предпринимательских рисков
  • 8.1. Понятие предпринимательского риска. Виды страхования предпринимательского риска
  • 8.2. Особенности страхования от убытков вследствие перерывов в производстве
  • 8.3. Страхование технических рисков
  • 8.4. Страхование финансовых рисков
  • Тема 9. Страхование внешнеэкономической деятельности
  • Раздел 3. Финансовые основы страховой деятельности
  • Тема 10. Актуарные расчеты в страховании
  • Тема 11. Принципы построения страховых тарифов
  • 11.1. Понятие и структура страхового тарифа
  • 11.2. Методики построения страховых тарифов по видам страхования, иным, чем страхование жизни
  • 11.3. Основы определения тарифов по страхованию жизни
  • Тема 12. Перестрахование
  • 12.1. Понятие и основные особенности перестрахования
  • 12.2. Формы перестрахования
  • 12.3. Виды договоров перестрахования
  • Тема 13. Финансовые основы страховой деятельности и налогообложение
  • 13.1. Финансовый результат деятельности страховых компаний
  • 13.2. Финансовая устойчивость страховщика
  • 13.3. Платежеспособность страховщика и определение нормативного соотношения активов и принятых им страховых обязательств
  • Тема 14. Порядок формирования и использования страховых резервов
  • 14.1. Расчет резерва по страхованию жизни
  • 14.2. Расчет резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
  • 14.3. Расчет резерва незаработанной премии
  • 14.4. Расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков
  • Тема 15. Характеристика инвестиционной деятельности страховщиков
  • Тема 16. Порядок уплаты налогов страхователями, застрахованными лицами и выгодоприобретателями
  • 3. Контроль знаний
  • 3.1. Контрольные вопросы
  • 3.2. Примерные темы рефератов
  • 3.3. Тест для самоконтроля
  • 4. Глоссарий
  • 5. Литература
  • Тема 3. Социальное страхование

    3.1. Сущность, принципы и формы организации социального страхования

    Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.

    Необходимость и формы социальной зашиты

    Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа человеческого существования. Процесс воспроизводства человека подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.

    История развития социальной защиты населения демонстрирует большое разнообразие применяемых методов управления социальными рисками:

    прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);

    обязательное социальное страхование;

    корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятий (коллективные формы личного страхования);

    добровольное личное страхование;

    обязательное страхование рисков, потенциально угрожающих жизни, здоровью и благосостоянию людей (государственное страхование жизни и здоровья определенных профессиональных групп, некоторые виды страхования гражданской ответственности, предусматривающие компенсацию личных ущербов и потери дохода);

    общественная благотворительность;

    льготное налогообложение доходов социально уязвимых групп населения или тех средств, которые направляются на финансирование превентивных мероприятий по снижению социальных рисков;

    регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.

    Современные национальные системы социальной защиты включают десятки различных форм и методов регулирования социальных рисков. Однако в большинстве развитых стран доминантой в общей системе управления соци-


    альными рисками на протяжении длительного периода остается социальное страхование. Например, в странах Европейского союза объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в два раза превышает ассигнования государственного бюджета на социальную помощь и в три раза – поступления на дополнительную добровольную социальную защиту, аналогичная ситуация складывается и в Российской Федерации. Основным элементом отечественной системы социальной защиты также является социальное страхование. По данным Госкомстата за 1999 г., средства социального страхования составляли более 69% в общем объеме расходов на обязательную социальную защиту населения.

    Сущность социального страхования

    Что позволяет социальному страхованию занимать ведущую позицию в социальной политике? Объяснение заключается в том, что социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.

    В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

    социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

    обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

    размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

    социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

    право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

    Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков (рис. 1).


    Страхователи

    Работодатели

    Работники

    Социальный

    Перераспределение –

    Обязательные

    страховые взносы

    Страховщики

    Гарантия защиты

    Застрахованные

    Подтверждение

    Перераспределение –

    Социальные

    наступления риска

    бенефициары

    Рис. 1. Экономическое содержание социального страхования

    Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование являетсянекоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

    Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования (табл. 1). Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.

    Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.

    Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

    В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.


    Таблица 1

    Социальное страхование в сравнении с другими элементами социальной зашиты

    Критерии

    Государственное

    Социальное

    социальное

    Личное страхование

    сравнения

    страхование

    обеспечение

    Риски, связанные со

    Универсальные соци-

    Любые социальные

    снижением дохода

    альные риски, свя-

    риски, которые носят

    ниже минимальных

    занные с потерей тру-

    страховой характер и

    государственных га-

    дового дохода

    связаны с любыми

    рантий, специальные

    имущественными ин-

    тересами граждан

    Нетрудоспособные

    Работающие гражда-

    Любые физические

    граждане или граж-

    не и члены их семей

    лица, имеющие сред-

    дане, прошедшие тест

    (иждивенцы)

    ства для личного

    на нуждаемость

    страхования

    Финансовый

    Государственное

    Страхование

    Страхование

    механизм

    бюджетное финанси-

    Источники

    Налоги и другие

    Обязательные стра-

    Страховые взносы

    финансирования

    бюджетные поступ-

    ховые взносы работ-

    любых юридических

    ников, работодателей

    или физических лиц

    и государства

    Организация и

    Полностью находится

    Может находиться в

    Осуществляется лю-

    управление

    в ведении органов го-

    ведении органов го-

    быми юридическими

    сударственной власти

    сударственной вла-

    лицами, имеющими

    сти, а может осуще-

    право (лицензию) на

    ствляться через неза-

    осуществление дан-

    висимые организа-

    ного страхования по

    ции, но, в любом слу-

    индивидуальным

    чае, по установлен-

    правилам

    ным законодательст-

    вом правилам

    Принцип возме-

    Принцип солидарно-

    Принцип ограничен-

    Принцип эквивалент-

    щения ущерба

    сти (в зависимости от

    ной эквивалентности

    ности (выплаты стро-

    нуждаемости без уче-

    (в зависимости от ну-

    го пропорциональны

    та индивидуального

    ждаемости, но с уче-

    степени индивиду-

    участия в финансиро-

    том индивидуального

    ального риска и упла-

    вании выплат)

    участия в финансиро-

    ченным страховым

    вании выплат)

    Право на социаль-

    Только по результа-

    При наличии покры-

    Кроме права на вы-

    ные выплаты

    там проверки нуж-

    ваемых социальных

    платы при наступле-

    даемости при нали-

    рисков, но при со-

    нии страхового случая

    чии последствий дей-

    блюдении определен-

    существует право на

    ствия социальных

    ных условий уплаты

    возврат уплаченных

    взносов (страховой,

    страховых взносов

    трудовой стаж и т.п.)

    (выкупной суммы) без

    страхового случая


    Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании, как компонент системы финансов, социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

    В узком смысле, как элемент финансовой системы, социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

    Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты. На рис. 2 представлена схема, отражающая процесс осуществления социального страхования с точки зрения его финансового механизма.

    Работодатели

    Государство

    Работники

    Страховые взносы

    Страховые взносы, дотации

    Фонд социального страхования

    Денежные выплаты

    Оплата услуг учреждений

    социального назначения

    Пособия Пенсии

    Медицина

    обучение

    Бенефициары

    Работники

    Члены семей

    Установленные государ-

    работников

    ством группы населения

    Рис. 2. Финансовый механизм социального страхования


    Фонды социального страхования

    Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

    Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.

    Существует два основных метода формирования фондов социального страхования:

    на основании текущего распределения ущерба;

    на основании принципа накопления.

    Первый метод в социальном страховании получил название «pay-as-you- go» и предполагает покрытие текущих расходов текущими доходами:

    Сумма страховых взносов = Сумма страховых выплат.

    В данном случае все получаемые доходы системы социального страхования равны производимым расходам в течение определенного периода времени. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потерях заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между числом застрахованных и вероятных бенефициаров. При необходимости уровень компенсации, т.е. социальных выплат, корректируется в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной стоимости труда.

    Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов» и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов:

    Страховая выплата = Сумма страховых взносов + Инвестиционный доход.

    Страховые выплаты в этом случае будут равны уплаченным страховым взносам, умноженным на норму процента, или наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования. Данный механизм применяется в основном в долгосрочных видах страхования, например, в пенсионном страховании. Однако в чистом виде для целей социального страхования капитализация не используется, хотя многие экономисты настаивают на применении накопления как механизма, наиболее отвечающего инвестиционным потребностям рыночной экономики.

    Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.


    Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

    Разделение ответственности по уплате взносов между наемными работниками и работодателями носит достаточно условный характер. Оно принимает принципиальный характер в начальный период организации социального страхования, когда взносы, подлежащие уплате непосредственно работником, могут вызвать реальное снижение индивидуального трудового дохода, а за счет взносов работодателей возрастает себестоимость продукции. По своему содержанию взносы на социальное страхование являются частью фонда заработной платы, которая откладывается в принудительном порядке на покрытие возможного ущерба, связанного с наступлением социальных рисков.

    Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления – индивидуальный трудовой доход.

    Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Их значения существенно различаются по странам. В РФ совокупный размер тарифов составляет от 35,8 до 44,1% (по плоской шкале). В Европе размеры тарифов варьируются от 24,4% в Великобритании до 55% в Италии и Нидерландах1 . Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.

    Государственное регулирование системы социального страхования существенно влияет на структуру доходов фондов социального страхования. В последнее время в связи с ростом продолжительности жизни, снижением прироста населения, удорожанием медицинского обслуживания и другими факторами, многие страны столкнулись с проблемой дефицита бюджета системы социального страхования. В одних случаях государство вынуждено увеличивать страховые тарифы, в других – привлекать дополнительные источники финансирования.

    Анализируя методы финансового участия государства в формировании фондов социального страхования, можно выделить три основных:

    прямое дотирование фондов социального страхования;

    государственные субсидии;

    введениеспециальныхналогов, идущихвфондысоциальногострахования. Прямое дотирование фондов социального страхования из государственного

    бюджета применяется при временной обоснованной нехватке средств страховых взносов. Предоставление государственных субсидий предполагает постоянное

    1 Eurostat Yearbook 98/99. Luxembourg. – 1999. – P. 120-127.


    финансирование за счет средств государственного бюджета определенных целевых расходов фондов социального страхования. Применяются также различные специальные налоги, средства которых напрямую поступают в распоряжение фондов социального страхования. Чаще всего используются косвенные налоги, связанные с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.

    Режимы социального страхования

    С точки зрения методологии формирования и использования фондов социального страхования следует выделить режимы социального страхования, отражающие основные принципы взаимодействия элементов системы. Система социального страхования может быть построена по одному из следующих принципов:

    государственное участие в формировании фондов социального страхования. Согласно этому принципу различаются государственные и коллективные режимы социального страхования. Государственная система социального страхования полностью находится в ведении государства, которое управляет ею, отчуждая финансовые средства от страхователей. В коллективной системе социального страхования государство формирует нормативно-законодательную базу и осуществляет функции контроля, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции организаций страхователей и страховщиков;

    автономность страховых фондов. При этом различают фонды, ассоциированные с государственным бюджетом, и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут быть заимствованы для финансирования других государственных потребностей; во втором - фонды не зависимы от бюджета. Автономные фонды могут быть как государственными, так и находиться в ведении организаций взаимного страхования и страховых компаний.

    Выбор того или иного режима организации социального страхования мало зависит от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального страхования определяются в большей степени национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью. Возможные организационные формы социального страхования представлены на рис. 3.

    Социальное страхование

    Государственное

    Коллективное

    Ассоциированное

    Внебюджетные

    Государственные

    Организации

    с государствен-

    страховые фонды

    страховые

    взаимного страхо-

    ным бюджетом

    организации

    вания и частные

    компании

    Зависимое

    Частично зависимое

    Автономное

    Рис. 3. Основные формы организации социального страхования


    Для каждого режима социального страхования характерны свои организационные формы и своя инфраструктура. Национальные системы социального страхования различаются, прежде всего, выбором страховщиков, т.е. тех учреждений, которые осуществляют сбор и расходование средств. Например, в Великобритании основным элементом инфраструктуры государственного социального страхования, ассоциированного с государственным бюджетом, является Национальный страховой фонд. В Германии, где социальное страхование носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, основным инфраструктурным элементом являются кассы взаимного страхования. Помимо централизованной и децентрализованной систем социального страхования существуют смешанные модели, в которых представлены и те, и другие формы (Япония, Франция, Швейцария).

    Отрасли социального страхования

    Функциональная (отраслевая) организация социального страхования – это структура видов компенсации социального ущерба, содержанием которой выступает целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия различных групп социальных рисков.

    Функциональная организация системы социального страхования отражает структуру социальных рисков. В зависимости от конкретных форм проявления и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски можно объединить в отдельные группы, которые и выступают предметом различных отраслей социального страхования (табл. 2).

    Таблица 2

    Классификация отраслей системы социального страхования

    Форма социального

    Тип социального

    Влияние риска на

    Отрасль социаль-

    ного страхования

    Болезнь, травма,

    Временная

    Временная утрата

    Медицинское

    беременность и роды,

    нетрудоспособность

    (больничное)

    уход за детьми

    страхование

    Старость,

    Постоянная

    Постоянная утрата

    Пенсионное

    инвалидность, смерть

    нетрудоспособ-

    страхование

    ность. Потеря кор-

    мильца семьи

    Профессиональные

    Временная и посто-

    Временная или

    Страхование от

    заболевания, инвалид-

    янная нетрудоспо-

    постоянная утрата

    несчастных случаев

    ность, смерть в резуль-

    собность, потеря

    на производстве и

    тате несчастных случа-

    кормильца семьи

    профессиональных

    ев на производстве

    заболеваний

    Серьезные критиче-

    Потеря способности

    Дополнительно воз-

    Страхование по

    ские нарушения здо-

    к самостоятельной

    никающие расходы

    уходу (долгосроч-

    ровья, требующие по-

    жизнедеятельности

    на медицинский и

    стороннего ухода

    бытовой уход

    Безработица

    Невозможность

    Временная утрата

    Страхование от

    трудоустройства

    безработицы


    Функциональная организация социального страхования меняется во времени и по странам. Еще пять лет назад система социального страхования включала четыре отрасли: медицинское, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и от безработицы. В настоящее время появился новый вид – страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль страхования он существует сейчас только в Германии. Его появление обусловлено социализацией риска утраты человеком физиологической способности самостоятельного существования. Во многих странах (Швеция, Австрия, Бельгия, Греция, Финляндия) страхование по уходу включено либо в медицинское, либо в пенсионное страхование.

    Социальные выплаты

    Важнейшим элементом функциональной организации социального страхования выступают методы и формы осуществления социальных выплат населению. Система социальных выплат, сложившаяся в социальном страховании, несмотря на все многообразие конкретных видов и наименований, в основе своей имеет достаточно традиционную структуру. Классификация социальных выплат может быть осуществлена по следующим признакам:

    периодичность выплат;

    формы выплат;

    методы расчета.

    По временному характеру выплаты делятся на единовременные, периодические, постоянные. Единовременные выплаты связаны с единичными рисковыми событиями и выплачиваются один раз полной суммой, компенсирующей полученный ущерб. В зарубежной практике такие выплаты называют грантами. Периодические выплаты покрывают повторяющиеся и длящиеся определенный промежуток времени рисковые события и в основном связаны с временной нетрудоспособностью и безработицей. Постоянные выплаты назначаются пожизненно или на длительный срок; они в основном связаны с постоянной утратой трудоспособности и предоставляются в виде пенсий.

    По форме различаются следующие виды выплат: денежные, натуральные, оплата социальных услуг. В социальном страховании в основном используются денежные выплаты. Однако иногда используются и такие натуральные формы помощи, как детские подарки, продуктовые наборы, предоставление медикаментов. Третья форма означает защиту индивидуальных доходов застрахованных граждан за счет бесплатного предоставления различных видов социальных услуг. Социальное обслуживание используется в различных видах всеми отраслями социального страхования.

    По методикам расчета социальные выплаты разделяют на фиксированные и расчетные. Фиксированные выплаты представляют собой твердо установленные суммы денежных средств, которые не зависят от величины потерянного дохода, равны для всех застрахованных и определяются только фактом наступления рискового события. Иногда используется некоторая шкала значений страховых выплат, которые применяются для отдельных групп населения. Расчетные выплаты определяются исходя из потерянного заработка. Обычно для исчисления размера таких пособий или пенсий кроме заработка учитывают



    Просмотров