Специальные принципы экологического права. Основные принципы экологического права

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

автора Сазыкин Артем Васильевич

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

2. Система и принципы аграрного права Система аграрного правасостоит из Общей и Особенной части.К Общей части относятся институты, характеризующие:1) государственное регулирование сельского хозяйства;2) правовое регулирование социальных отношений на селе;3) правовые

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 1. Социальная обусловленность экологического права (кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати.

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты:

  • - объективная обусловленность. Правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу;
  • - историческая обусловленность. Принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя;
  • - системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права.

В основном эти принципы закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие.

Принцип народовластия . Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ) и имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах, собраниях, сходах граждан и т.д.

Общественный экологический контроль является одной из форм экологического контроля, действует наряду с государственным экологическим надзором и производственным экологическим контролем.

Принцип гуманизма. Отношения экологопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Этот принцип имеет две стороны:

  • а) недопустим такой порядок использования объектов природы, который бы наносил вред здоровью людей. Запрещается превышение предприятиями нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу, уровней шума, вибрации, магнитных полей и т.п.;
  • б) каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность экологически безопасным способом. Так, принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина России (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.

Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.

Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания. Составными элементами этого принципа являются:

  • а) принцип всеобщности, состоящий в распространении нормативных предписаний на всех без исключения субъектов экологических правоотношений. Каждый проживающий на территории России обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.;
  • б) принцип безусловности, не допускающий отступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом;
  • в) принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений на территории РФ.

Принцип интернационализма. Данный принцип имеет международную и национальную стороны. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окружающей среды). Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 Закона об охране окружающей среды).

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается:

Принцип стимулирования надлежагцего исполнения экологополъзо- вателями своих прав и обязанностей . Законом об охране окружающей среды предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т.д. В экологическом законодательстве применяется позитивное и негативное стимулирование. Первое выражается в стимулировании экологонользователей к надлежащему исполнению ими своих обязанностей, второе - в наличии и применении юридической и иной ответственности за нарушения. Как правило, виды стимулирования используются в комплексе.

Принцип субъективного вменения . Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Исключение составляет ответственность, применяемая к владельцам источников повышенной опасности, если данным источником причинен вред окружающей среде (ст. 1079 ГК РФ). Ответственность таких владельцев за причиненный ими ущерб при отсутствии их вины в этом введена в качестве меры, обеспечивающей соблюдение ими повышенной осторожности. Она не имеет характера административного, уголовного или другого вида наказания, а носит компенсационный характер.

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.

Принцип сочетания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности применяются к отдельным лицам и в необходимых случаях. При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере экологонользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности, получив устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных законом случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжкого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.

Принцип гласности . Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ); должностные лица, виновные в искажении этой информации, несут административную и иную ответственность. Привлечение физических и юридических лиц к ответственности за экологические правонарушения должно предаваться гласности, поскольку это имеет важнейшее профилактическое значение.

Принципы Общей части экологического права. Эти принципы обусловлены спецификой регулируемого объекта - экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соот- ветствуюгцей территории, и защиты прав отдельного человека.

  • а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ);
  • б) природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, определенных законом;
  • в) управление в сфере использования и охраны природных объектов контролируется органами управления общей компетенции (надведом- ственными органами);
  • г) государство вправе вмешиваться в отношения по использованию природных объектов, в том числе изымать и принудительно выкупать их для государственных и муниципальных нужд.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Это право обеспечивается охраной окружающей среды; созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи.

Тесно примыкает к первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата общегосударственного управления эколого- пользованием и охраной окружающей среды, устраняющий возобладание ведомственных интересов над общегосударственными.

Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Так, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность. Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком при его использовании не в соответствии с целевым назначением может быть принудительно прекращено.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Нерациональное использование природных объектов считается нарушением: наряду с наказанием для виновных оно может повлечь за собой прекращение права эколого- пользования (например, за бесхозяйственное использование земель для виновных должностных лиц установлен штраф, сам же факт такого землепользования является основанием для возможного изъятия участка).

Этот принцип имеет экономическую и экологическую стороны. С экономической стороны он предполагает максимальное достижение положительного эффекта в использовании объектов природы при оптимальных затратах; с экологической - обеспечение максимальной экологической безопасности в ходе экологопользовапия и охрану окружающей природной среды.

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Всякое действие по хозяйственной эксплуатации того или иного природного объекта должно сопровождаться разработкой и осуществлением мероприятий по его охране: использование пахотных земель предполагает мероприятия по повышению плодородия почв, вырубка лесов - лесовосстановительные работы и работы по лесоразведению и т.д.

В случае конфликта экономических и экологических интересов в эко- логопользовании, т.е. в ситуации, когда выгодный способ экологопользо- вания оказывается вредным для эксплуатируемого природного объекта, приоритет отдается экологическому интересу: способ экологопользования изменяется либо прекращается.

Принцип комплексного подхода в экологопользовании выражается в необходимости учитывать все экологические связи используемого природного объекта с другими объектами и окружающей средой в целом. В силу этого каждый конкретный вид экологопользования обычно характеризуется основной целью его осуществления и попутными целями, которые вытекают из основной. Например, землепользователь наряду с обязанностями и правами по поводу целевого, рационального и эффективного использования земельного участка неизбежно получает обязанности и права эксплуатировать его способами, обеспечивающими сохранность водных объектов, находящихся па его земле; не нарушать права и законные интересы соседних экологопользователей (лесопользователей, недропользователей) и т.д.

Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый экологонользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта (так, например, аренда земли должна, как правило, носить долгосрочный характер, ибо в противном случае она будет использована «на износ»).

Принцип устойчивости экологопользования обеспечивается различными положениями законодательства:

  • а) в законе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым может осуществляться изъятие природных объектов у лиц, их использующих;
  • б) в законе предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность лиц, использующих природные объекты;
  • в) законом определяется процедура защиты на случай незаконного вмешательства в деятельность экологопользователей.

Принцип платного использования природных ресурсов и природ- пых объектов. В 1991 г. Законом РФ № 1738-1 «О плате за землю» была введена плата за использование земли. Законом об охране окружающей среды предусмотрена платность природопользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 и 16). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Наряду с этим НК РФ установлены следующие федеральные налоги и сборы: водный налог; налог на добычу полезных ископаемых ; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 13). Земельный налог отнесен к местным налогам и сборам (ст. 15).

Принцип плановости экологопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностей исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере экономики. В связи с переходом к рыночной экономике указанный принцип стал играть менее важную роль, однако он остается весьма значимым. Для организации правильной хозяйственной эксплуатации и охраны всех природных объектов, входящих в экологическую систему РФ, необходимо:

  • - учитывать природные и социально-экономические особенности территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • - запрещать хозяйственную и иную деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
  • - помнить о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также об ответственности органов государственной власти всех уровней за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности соответствующих территорий.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды и эколого- пользованию осуществляется в рамках программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды. Финансирование этих программ и мероприятий производится за счет различных источников.

Принципы Особенной части экологического права. Эти принципы составляют определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей. Для несельскохозяйственных же целей должны предоставляться худшие земли, не пригодные для сельского хозяйства.

Использование любых земель должно сопровождаться работой по повышению плодородия почв. При выполнении работ, связанных с повреждением плодородного слоя земли, последний должен сниматься, храниться и направляться на осуществление мероприятий по повышению почвенного плодородия.

Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. В частности, запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых, за исключением случаев проведения мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых.

Приоритет лесов защитного назначения. Леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, относятся к лесам защитным, т.е. имеют правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность.

Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды.

Перечисленные принципы представляют собой «микросхему» экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами.

Основные принципы экологического права.

Источники экологического законодательства.

Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием

В корне системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природноресурсного и природоохранительного законодательств. Основу природоохранительного законодательства составляет Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ(2002 год), заменивший Закон Российской Федерации ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ(1991 год), сменивший Закон ʼʼОб охране природы в РСФСРʼʼ(1960 год).

Основу природноресурсного законодательства составляют: Земельный кодекс, закон РФ ʼʼО недрахʼʼ, Водный кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

Конституция Российской Федерации;

Законы и кодексы в области охраны природы;

Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

Правительственные природоохранные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сегодня экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в т.ч. 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правительства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов. Большое количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.

Принципы права (правовые принципы) - ϶ᴛᴏ выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Правовые принципы выявляют содержание и идеи экологического права. Οʜᴎ делятся на общеправовые, характерные для права того или иного государства в целом, межотраслевые, к примеру уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и отраслевые.

Основные принципы экологического права заключаются в следующем:

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа;

Рациональное использование природных ресурсов;

Учёт природных ресурсов;

Экоцентрическое развитие общества;

Контроль за использованием природных ресурсов;

Приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях ʼʼобщество – природаʼʼ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования;

Экологическое воспитание населœения;

Международное экологическое сотрудничество.

Некоторые перечисленные принципы одновременно являются экологическими функциями государства (экологическое воспитание, международное экологическое сотрудничество), функциями управления экологией (учёт, контроль), а также принципами права природопользования (рациональное и комплексное использование природных ресурсов).

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа. Это означает, что водные, лесные, минœеральные и другие ресурсы, в чьём бы пользовании они не находились или чьей бы собственностью они не были, являются основой материального благополучия и условием жизни народа, проживающего на данной территории. Принцип рационального использования природных ресурсов – главный принцип экологического права. Он аккумулирует всœе другие принципы. В частности из него вытекают принципы учёта природных ресурсов, их состояния, использования и охраны, а также комплексности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контроль за состоянием природных ресурсов позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность при их использовании на предприятиях. При этом возможно экономическое стимулирование регионального природопользования путём предоставления льготных кредитов, снижения налогов, выделœения средств из экологических фондов, поощрения предприятий.

Основные принципы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы экологического права." 2017, 2018.

Как определено ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей сре­ды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состоя­ние окружающей природной среды, органы государственной вла­сти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руко­водствоваться следующими основными принципами:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности че­ловека;

Научно-обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения

благоприятной окружающей среды и экологической безо­пасности;

Платность природопользования и возмещения вреда окру­жающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные га­рантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружаю­щей природной среды, необходимости воспроизводства при­родных ресурсов и недопущения необратимых: последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

Гласность в работе и тесная связь с общественными органи­зациями и населением в решении природоохранительных задач;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновываю­щих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, соз­дать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество в охране окружающей при­родной среды.

Кроме того принципы экологического права должны макси­мально соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.

В силу этого всем принципам экологического права присущи следующие черты.

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только то­гда можно признать верным, если он соответствует природе, исто­рии и обществу.

2. Историческая обусловленность. С изменением государствен­ной политики и государственного строя в первую очередь меняются принципы правового регулирования. Так. Если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключи­тельной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на при­родные объекты изменен.

3. Системность. Bсе принципы экологического права можно классифицировать следующим образом:

Общеправовые;

Общей части;

Особенной части.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права

в основном закреплены в Конституции России и в силу этого пред­ставляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся:

Принцип народовластия, предоставляющий возможность рос­сийскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государ­ственной власти органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

Принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных от­ношений строятъся, прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей;

Принцип социальной справедливости, заключающийся в рав­ноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 конституции РФ); в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нару­шаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.;

Принцип законности, выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъек­тами экологических правоотношений, включает в себя три основных элемента;

Принцип всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые являются субъектами эко­логических правоотношений;

Принцип безусловности, предполагающий недопустимость от­ступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением пре­дусмотренных законом;

Принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологиче­ских правоотношений на любой территории России;

Принцип интернационализма, имеющий международную и на­циональную стороны; с международной стороны принцип

интернационализма в экологических правоотношениях предполагает международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окру­жающей среды) и приоритет международно-правовых норм перед национальными;

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) определяется следующими нормативными положениями: пресечением монопольных тенденций, воз­никающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов; защитой от незаконного вмешательства в хозяйст­венную деятельность предприятий-природопользователей;

Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологополь- зователями своих прав и обязанностей - законом предусмот­рен экологический механизм охраны окружающей среды с учетом платности за использование природных ресурсов, налоговые и иные льготы запри внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий;

Принцип субъективного вменения, т.е. применение эколого­правовой ответственности только за виновные экологиче­ские правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды);

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологиче­ских правоотношений (ст. 42 и 58). Конституции РФ, выра­жающийся в том, что осуществление прав и свобод неотде­лимо от исполнения гражданами своих обязанностей (каж­дый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением);

Принцип сочетания убеждения и принуждения, отражающий формулу «Щначале убедить и лишь потом принудить», т.е. принуждение в сфере экологических общественных отноше­ний применяется лишь в необходимых случаях, за исключе­нием преступных посягательств, за которые ответственность установлена в обязательном порядке (дисциплинарная от­ветственность применяется к отдельным лицам и в необхо­димых случаях - при малозначительности административ­ного проступка, нарушитель может быть освобожден от от­ветственности с устным замечанием, и т.д.).

Принципы, присущие Общей части экологического права, обуслов­лены спецификой регулируемого объекта - экологической системы

страны, состоящей из совокупности природных объектов.

К ним относятся:

Принцип приоритете интересов народов, проживающих на территории, и защита прав отдельного человека (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ); земля и другие природные ресурсы при­надлежат народам проживающим на соответствующей тер­ритории; природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу других государств, за исключением случаев опреде­ленных в законе и т.д.;

Принцип примата общегосударственного регулирования эколо- гопользования и охраны окружающей среды, устраняющий во­зобладание ведомственных интересов над общегосударст­венными;

Принцип строго целевого использования природных объектов, обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым на­значением;

Принцип рационального и эффективного использования природ­ных объектов, который отражает возведенную в закон эко­номическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наиболь­ший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологиче­ского вреда;

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использо­вании природных объектов, который обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных по­следствий хозяйственной эксплуатаций;

Принцип комплексного подхода в экологопользовании, опреде­ляющий использование природного объекта в взаимосвязи с другими природными объектами и с окружающей природ­ной средой в целом;

Принцип устойчивого экологопользования, обусловленный по­требностью стабильности в эксплуатации природных объек­тов (аренда объектов природопользования краткосрочная, долгосрочная для всех желающих экологопользователей);

Принцип платного использования природных ресурсов и природ­ных объектов, введенный Законом РСФСР «О плате за зем­лю» была введена плата за использование земли; средства, образуемые за счет платы за использование природных ре­сурсов и воздействия на окружающую среду направляются на специальный бюджет и используются в области охраны окружающей среды;

Принцип плановости экологопользования определен планами сферы народного хозяйства в области охраны окружающей среды.

Правовые принципы особенной части экологического права отра­жают приоритеты в использовании природных объектов. Среди них можно назвать:

Приоритет земель хозяйственного обеспечения, определящий, что данные земли предназначены для сельскохозяйственных целей;

Приоритет вод питьевого и бытового назначения, который ус­тановлен в водном законодательстве (ст. 133 BК РФ) и регу­лирует вопросы для питьевых и бытовых нужд населения;

Приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых (ст. 11 и 19 Закона о недрах), который касается воз­можности и запретов в области использовании недр земли;

Приоритет лесов защитного назначения, установленный в Лесным кодексе РФ 1997 г. и определяющий правовой ста­тус повышенной охраны лесных массивов;

Приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы (ст. 1 Федерального закона о животном мире), согласно которому не допускается пользование жи­вотным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природ­ной среды или это наносит вред фауне и флоре и среде оби­тания.

B истории развития экологического права и законодательства выделяются три периода - дореволюционный, советский и совре­менный российский, причем советский разделяется на несколько этапов: послереволюционный, довоенный, послевоенный, а также этап становления природоохранного законодательства (конец 1950 - начало 1980-х гг.) и завершающий этап (конец 1980-х гг.), который характеризуется осознанием экологического кризиса и необходимо­сти скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX - первую половину XX в. B этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану пощадной ее эксплуатации, а сохранение определенных видов флоры и фауны. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап (от середины XX в. до 1980-х гг.) характеризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологическо­го законодательства можно назвать, конечно также условно, приро- доресурсовым. Например, в 1957-1963 гг. в тогдашних союзных рес­публиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР», под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и дос­топримечательные природные объекты, что хотя и не являлось при­родным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представ­ляло значительный экологический интерес.

Третий этап (примерно с начала 1980-х гг. и по настоящее вре­мя) характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окру­жающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальней­шего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, поя­вилось само понятие экологического права, были введены новые нормативные акты об охране окружающей среды. Появились спе­циальные ведомства отвечающие за экологическую безопасность.

B настоящее время экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагополучная. Ha земле происходит экологический кризис - обострение противоречий между экономикой и экологией, чему спо­собствует потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологиче­ских, социальных и экономических последствий. Недоучет аккумуля­ции вредных веществ в окружающей среде ставит под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей. Экологиче­ский прогноз сводится к единственной альтернативе: либо человечест­во преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологиче­ские проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возмож­но, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению боль­шей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состоя­ние. Таким образом, выживание человека базируется на активной при­родоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность означает, что для ее обеспечения необхо­димо участие всех жителей планеты, развитие их экологического соз­нания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего гло­бального сотрудничества.



Просмотров