Актуальность изучения появления конституции российской федерации. Исследовательская работа "конституция рф. Перспективы совершенствования Конституции РФ

Селенгинское районное управление образованием
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3 г. Гусиноозерск
Районная научно­практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция истории и обществознания

«История Конституции – основа
демократического устройства
российского государства»

Выполнила: Саввина Катя, ученица 9 класса

Руководитель: Бурлакова Н.М., учитель истории
1

Содержание
I.Введение 3
1.1.Цель 4
1.2. Задачи 4
1.3.Актуальность 4
1.4.Объект исследования 4
1.5Ход исследования 4
1.6. Предмет исследования 4
1.7. Методы исследования 4
1.8. Гипотеза. 4
II.Основная часть 5­10
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Конституционный проект М.М. Сперанского.
2.3. Конституция Н.Муравьева, «Русская Правда» П.Пестеля.
2.4. Высочайший Манифест Николая II 1905г. «Об усовершенствовании
государственного порядка»
2.5. Первая конституция РСФСР 1918г
2.6. Вторая конституция СССР 1925г.
2.7. Принятие Конституции РСФСР 1937г.
2.8. Новая Конституция СССР 1977г.
2.9. Конституция РФ 1993г.
2.10. Права гражданина РФ.
3. Выводы. Заключение. 11
4. Список использованной литературы 12
5. Приложения 13
2

I.Введение
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С.Джонсон
Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость…. Где
же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которых выросло раскидистое и могучее
«древо государства Российского»?
История России – это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность
понимания будущих путей развития нашего государства.
Одно из юбилейных событий – 20­летие Конституции Российской Федерации. Это основной
закон нашей страны, и знать его должны все люди от мала до велика.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины,
кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
С начальной школы на уроках нам рассказывали о Конституции, но в раннем детстве я не
придавала особого значения этому документу. Изучая подробно Конституцию РФ 1993 на
уроках обществознания, я задумалась над тем, какова история становления этого закона.
История конституции – основа демократии. Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот
вопрос необходимо обратиться к истории создания основного закона нашей страны.
Ныне действующая Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным
голосованием. Первая из девяти глав ­ глава об основах конституционного строя. Высшей
ценностью по Конституции образца 93­го года является человек, его права и свободы, их
незыблемость и неотчуждаемость. Раньше права государство даровало гражданам, а в новой
Конституции ­ провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом
государства. И в этом суть государства ­ признать эти права и защищать, обеспечивать их.
Сначала человек появился на земле, а потом государство. Надо бы, чтобы все граждане России
заразились идеей конституционного патриотизма ­ в России хорошая демократическая
Конституция.
3

1.1.Цель: изучить историю Конституции Российской Федерации.

1.2. Задачи:
1.
Провести анкетирование учащихся разных возрастов 5­9 классов, с целью
определения знаний учащихся о Конституции РФ.
2.
Рассмотреть этапы становления Конституции России.
3. Собрать материал об истории Конституции РФ.

1.4.Объект исследования: история Конституции РФ.

1.5. Предмет исследования: тексты, документы
1.6. Практическая значимость исследования: С созданной работой выступала на уроках
обществознания на классном часе по теме: «История конституционной монархии». Собран
фактический материал, для классных руководителей. Материал также может использоваться на
родительском собрании. Конкурс сочинений проводился школьный и районный. По итогам поиска
систематизирован для уроков истории и обществознания.
1.7. Методы исследования:
1. Теоретический (изучение литературных источников).
2. Метод опроса (беседы с учащимися, анкетирование).
3. Метод изучения документов.
1.8. Ход исследования:
1.Изучение литературы по поставленной проблеме; ресурсов Интернет.
2.Сбор фактического материала на основе опроса учащихся.
3.Проведение анализа собранного материала, его систематизация.
4.Формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Гипотеза: демократия – форма политической организации общества, основанная на признании
народа в качестве источника власти
II. Основная часть.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая
страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно.
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего, потому, что в ней
закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и
методы деятельности. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в
которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом
юридических актов, начиная с «Хабеас корпус, акт» и «Билля о правах» (оба приняты еще в
XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX
столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих
стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в
названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в
России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Если представить
себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция ­ это основание,
стержень и одновременно источник развития всего права. Становление демократии в России
сложный и противоречивый процесс. На первый взгляд, кажется, что может быть проще? Все
желают иметь гарантированные права и свободы гражданина, независимо от пола, расы,
национальности, языка, имущества и должностного положения. Самое ценное для людей – их
жизнь, и в демократическом государстве основной закон – Конституция защищает это право
человека. Она дает гражданам экономические, социальные, политические, культурные, личные
гражданские права.
Вне всякого сомнения, Конституция (от лат. «устройство») ­ это явление демократического
порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы,
обязанности, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее
принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности,
определенности в развитии общественных отношений.
5

Конституция ­ это договор между государством и его гражданами. Она устанавливает
пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное –
Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам
человека, защищает его честь и достоинство.
В нашем государстве во все времена народ также стремился создать правовое
демократическое общество. Демократия является формой правления, при которой все граждане
участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом
либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей. Демократические
государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют
процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и
местный уровень.
Элементы конституционной монархии присутствовали в России в начале XVII века,
власть
царя Василия Шуйского была ограничена. В 1730 году Дмитрий Михайлович
Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны
Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена.
Опираясь на нижние чины армии, Анна надорвала кондиции, и Россия стала абсолютной
монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по
кондициям, были почти все репрессированы.
В 1773 году дипломат Н.И.Панин и литератор Фонвизин попытались осуществить
переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича и ввести в России конституцию.
Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям.
«Дней Александровских прекрасное начало…» ­ так начиналось правление Александра 1.
Начав преобразования, я думаю, что в начале 19 века у нашего государства была альтернатива
развития демократии. Первым конституционным проектом, появившемся в России можно назвать
"План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Но
Царь не дал возможности продолжать дальнейшее реформирование государства. Желание
сохранить свою власть оказалось сильнее.
Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом
будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее
совершенствованияюОн прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ
и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. Но большинство его
реформ потерпело фиаско.
6

В чем же причина неудач реформ? Причин тому было несколько:
Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его ­
выскочки, «поповича» ­ в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. Уже
в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому
начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес
сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и
очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный
совет и повышены налоги,
Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и
всеобщее недовольство достигло апогея.
задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям.
Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами,
показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Отсутствие определенных сведений о
предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям возможности выступить активно в
их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку
Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному
мнению, когда дело дошло до практики, совершенно исключил «народный дух» из числа своих
союзников, сделав ставку на верховную политическую власть.
Наконец третьей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и
Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы
согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в
обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола
владельца. Они надеялись получить быстрые результаты, не до конца оценив реальную
действительность, и эта поспешность во многом обусловила неудачу их начинаний.
Закон требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810­
х годах. Проекты конституции, предлагавшие лучшие люди из дворян, были самыми различными:
от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, предлагала
введение гражданских прав для всего населения России, до радикальной «Русской Правды»
декабриста Павла Пестеля, которая не только уничтожала крепостное право, но и отменяла
самодержавие, учреждая республику.
Проект конституции создал и Лорис­Меликов. Его обсуждение было назначено на март 1881
года, но, увы, это так и не состоялось, царь Александр II был убит. На престол взошел его сын,
который только укрепил свою реакционную политику. Ни о какой Конституции – как об
ограничении власти монарха речи быть не могло.
7

Ситуация изменилась в начале XX в, когда уже общество все настойчивее требовало
реформ, своего участия в государственном управлении.
Однако в этом случае роли поменялись, власть оказалась неготовой к решительным
политическим преобразованиям. Так как они были навязаны снизу, не удалось реализовать
стратегический замысел М.М.Сперанского ­ постепенно меняя, согласно «духу времени», систему
государственного управления, обеспечить России исторический неизбежный переход к
конституционной форме правления без «воспаления страстей и крайности обстоятельств».
«Власти и обществу» не удалась дружная реформаторская деятельность, что привело Россию в
начале прошлого века к глубокому кризису.
Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в
в результате опубликования
1832 году под руководством М. М. Сперанского,
Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно
изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.
Этот
обнародован 17 октября 1905.
законодательный акт Верховной Власти Российской империи,
был
Он разработан Сергеем Витте по поручению
Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». Высочайший Манифест
Николая II от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод
основных государственных законов 1906г. В России впервые провозглашались неотъемлемые
гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и
др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и
Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва
Государственной думы при общем сроке 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении
российского парламентаризма.
После свержения царского самодержавия в российской империи была установлена
советская власть. Первая конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом
Советов на заседании 10 июля 1918 года. Она закрепляла федеративное устройство России и
утверждала конструкцию советской власти. Также признавались равные права граждан
независимо от расовой и национальной принадлежности. Но эта Конституция не была
совершенной. Статья 65 лишала избирательного права лиц, прибегающих к наемному труду.
Статья 19 ограничивала их в праве на военную службу. Также в Конституции не было закреплено
право на образование. Не признавалось равенство прав.
В связи с образованием нового государства ­ СССР 31 января 1924 года была принята первая
Конституция Советского Союза. Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации
8

об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. Для всех республик СССР
этой конституцией устанавливалось единое гражданство ­ "смотрите, завидуйте, я гражданин ­
Советского Союза".
Вторая конституция 1924 закрепила отношение между гражданами и новым союзом.
Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав
которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою
конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 31 января 1924
года закон был единогласно принят II съездом Советов.
Конституция утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая
1925года.

Начавшийся процесс перестройки и демократизации всех сторон жизни общества был
ознаменован законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принятым в
1989г.12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая после политического противостояния и
трагических событий октября 1993 года, создавала новый политический режим с сильной
президентской властью.
Эта Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием
– референдумом. Высшей ценностью по Конституции является человек, его права и свободы, их
незыблемость и не отчуждаемость. По Конституции Российской Федерации ­ Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Согласно второй главе Основного закона РФ провозглашаются права и свободы человека, такие
как: право на жизнь, всеобщее равенство перед законом, право на свободу и личную
неприкосновенность, каждый имеет право определять и указывать свою национальную
принадлежность и многие другие. Если в отдельности рассмотреть все права гражданина России,
то можно убедиться в том, что все они существуют, и государство их всецело защищает.
Так же в нашей стране присутствует множество партий, например: «Единая Россия»,
«Патриоты России», «Справедливая Россия», «КПРФ». Все эти партии обеспечивают
соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной
власти Российской Федерации.
Эти исторические факты свидетельствуют о том, что именно мнение народа сыграло
решающую роль в вопросе о принятии Конституции. Ведь демократия – это степень участия
народа в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан прав и свобод,
официально признанных и закрепленных в политике.
Нельзя создать полностью идеальный документ, поэтому в конституцию РФ вносились
многочисленные поправки, а это говорит только об усовершенствовании законодательства нашей
страны и дальнейших процессах демократизации общества. Человек, его права и свободы
признаются высшей ценностью. Впервые в Конституции 1993 года закреплен принцип
непосредственного действия конституционных прав и свобод.
3.Выводы.
Таким образом, высшим непосредственным выражением власти народа являются
референдум и свободные выборы, благодаря чему человек может принять участие в голосовании
по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения, в
10

формировании органов власти за выдвинутых представителей народа, выражая свои политические
предпочтения.
Уровень развития Конституции напрямую зависит от народа, проживающего на территории
Российского государства. А именно от нашей законопослушности. Только мы –народ Российской
Федерации можем своими действиями и поступками укреплять, способствовать развитию нашего
государства или разрушать его. Выбор за вами – быть патриотом или вредителем. Искренне
любить свою родину просто – знать историю, уважать предков, которые много сделали для нашей
страны и, конечно же, соблюдать законы своего государства.
Наши предки начали путь к демократическому устройству страны. Наша же цель ­ не
останавливаться на достигнутом, и продолжать усовершенствовать наше великое государство во
имя счастья будущих поколений.
И если вернуться к вопросу, вставшему передо мной в самом начале, «История Конституции
основа демократии. Так ли это?» я с уверенностью, отвечу: «Да!», так как по сути именно народ
пришел к принятию основного закона – Конституции.
Я горжусь своей Великой Россией и благодарна ее не менее великим сынам за то, что у меня
есть много гарантированных прав и свобод. Но нельзя забывать, что моя свобода заканчиваются
там, где начинается свобода другого человека, а это означает почтительное уважение и
беспрекословное соблюдение законов моей многонациональной Родины. С 18­летнего возраста я
обязательно реализую свое избирательное право, а также надеюсь принять участие в
усовершенствовании демократического устройства Российской Федерации
Пройдя двадцатилетний путь, Конституция Российской Федерации 1993г. доказала свою
жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития
современного российского общества и государства.
4.Заключение.
В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.
В большей мере история Конституции изучена. В результате проделанной работы на основе
официальных документов:
­ дополнена и проанализирована история создания Конституции РФ;
­ систематизированы знания;
­собран и передан в кабинет истории материал по данной теме.
Изучив историю становления конституционного строя в России я поняла, что Конституция РФ
11

закрепляет правовой статус гражданина России, а это значит что дает человеку возможность не
чувствовать себя чужим в стране.
Быть гражданином России почетно это значит иметь права и обязанности, установленные
юридическими нормами, получать государственные гарантии соблюдения прав. Я поняла, что
главная ценность демократической КРФ 1993 года ­ это основные права, зафиксированные во 2
главе конституции, которых не было в предшествующих.
Когда я окончу школу, мне придется учиться или работать. Все это также мне гарантирует
Конституция. Ведь каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на
жизнь. Принятие Конституции – это всегда событие, событие для всех граждан, живущих в этом
государстве. Мне кажется, что человек чувствует себя увереннее в правовом государстве, которое
признает его источником власти. Поэтому, чтобы чувствовать себя полноправным гражданином
России, необходимо знать и уважать наши законы, а главное, соблюдать их.
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!
5.Список использованной литературы:
Конституция РФ 1993г
Учебник. История России 8, 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Учебник. Обществознание. Кравченко А.И.
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html Ссылка:
http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html
Основы демократии в России Дальневосточный Юридический Институт МВД России
Будников В.А
История развития Конституции Российской Федерации
Ссылка: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
История

http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34 ИСТОРИКУС 1529
- Википедия
конституции

Проектная работа по истории (обществознание, право) История развития Конституции России

Руководитель : учитель истории I категории Рахманкулова А.Ф.

АОУ гимназия №13

г. Долгопрудный


Актуальность данной работы

определяется основополагающей значимостью Конституции в жизни российского общества, ее верховенством в системе законодательства и в национальной правовой системе.

В этих целях в разное время предпринимались попытки улучшить с помощью конституционных установлений и предписаний государственные структуры, усовершенствовать механизм правового регулирования, добиться эффективного действия государственно-правовых институтов.


Конституция - основной закон практически любого современного государства.

Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства.


Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства.

В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества.


Хронологические исторические рамки данной работы

определены историческим периодом с XVIII в. до настоящего времени.

Это обусловлено тем, что уже в XVIII в. стали появляться первые проекты конституционного характера. И хотя не все из них были реализованы, тем не менее они заложили основу для становления и развития конституционного развития России.


Выделяют три больших периода процесса развития Конституции России

  • дореволюционный период (до 1917 года);
  • советский период (1917 – 1991 гг.);
  • постсоветский период.

Дореволюционный период

Этот период начинается с этапа, который часто называют аристократическим. Он возник в XVIII в. и ознаменовался разработкой Верховным тайным советом Кондиций, которые были предъявлены Анне Иоанновне как непременное условие для занятия российского престола.




Второй этап носит название эпохи идей либеральной конституции. Его начало положил А.Н. Радищев, который не только критиковал русское крепостничество. А.Н. Радищев видел основное назначение государства в обеспечении защиты слабых и угнетенных, а законодательства - в утверждении справедливости.

С этих же позиций он считал крепостное право безнравственным, а с экономической точки зрения - несостоятельным. Наилучше политической организацией общества является республика, базирующаяся на народном правлении. Просвещенную монархию А.Н. Радищев отождествлял с деспотией.


На рубеже XVIII – ХIХ вв. конституционные идеи стали еще либеральнее. Их авторами выступали выходцы из дворянской среды, поддерживаемые Александром 1.

Ярким выразителем конституционных идей названного этапа стал М.М. Сперанский (1772 – 1839гг.).


Именно Александр I, обладавший смелыми конституционными намерениями сделать Россию свободной демократической страной, поручил М.М. Сперанскому составить план эволюционных преобразований, решая при этом три главные задачи:

1) обоснование необходимости замены абсолютной монархии конституционно-правовым государством;

2) осуществление разделения властей;

3) гарантии гражданских и политических свобод при ограждении прав собственности.



Ярким периодом является деятельность декабристов. Декабристы были противниками крепостного права и выступали за учреждение в России конституционной монархии (Н.М. Муравьев) и даже республики (П.И. Пестель) с широким народным представительством.

Но как известно движение декабристов было разгромлено. Впоследствии развитие конституционных идей было на некоторое время прервано.






Советский период

Здесь также отсутствует общепризнанная периодизация конституционного развития страны. Чаще всего она проводится в соответствии с принятием советских конституций. Выделяются следующие стадии (периоды).


Первый этап , который охватывает 1917–1924гг., когда осуществлялись слом старого государственного аппарата и формирование основ нового конституционного строя. Конституцией закреплялась диктатура пролетариата. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах передавалась Советам. На V Всероссийском съезде Советов проект Конституции был единогласно принят (с поправками и дополнениями) 10 июля 1918г.

По Конституции РСФСР 1918г. представители эксплуататорских классов лишались политических прав и прежде всего права избирать и быть избранными в органы государственной власти.


Второй этап 30 декабря 1922г. на I съезде Союза ССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Позднее его состав расширился за счет новых республик. Объединение суверенных республик в союз произошло на базе РСФСР, сыгравшей государствообразующую роль.



Третий этап связан с принятием Конституции СССР 1936г., которая характеризуется как закрепившая победу социализма в стране. Это обусловило отмену прежних ограничений в правах отдельных категорий населения: выборы провозглашались всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании. Существенно был расширен перечень прав и свобод граждан.


На ее базе 21 января 1937г. XVII Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию РСФСР 1937г.

Вместе с тем этот период оценивается как самый тоталитарный, поскольку именно в данное время в стране утвердился административно-командный стиль руководства при однопартийной политической системе общества.


Четвертый этап обозначен принятием Конституции СССР 1977г. и Конституции РСФСР 1978г. По официальной версии оба акта закрепили построение в стране «развитого социализма». Однако и этот этап можно поделить на две части: 1977-1988гг. и 1989-1991гг, и если в первой части в это время совершенствовалась советская форма правления, то во второй части произошел развал СССР, что потребовало внесения серьезных изменений в конституционные акты. Это было обусловлено в первую очередь отказом от социалистической модели общественного развития, провозглашением союзных республик независимыми государствами и другими кардинальными изменениями в общественном и государственно-правовом устройстве России.


Постсоветский период

Начало постсоветскому периоду положило принятие 22 ноября 1991г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, вошедшей впоследствии в Конституцию Российской Федерации 1993г. Впервые в стране Конституция была принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993г.


В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип

верховенства Конституции РФ.

Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось.

Не закреплялось верховенство и в Конституции СССР.



Библиография

  • Конституция Российской Федерации. Москва. 2015 г.
  • Все о Конституции России. – М.: Мартин, 2015 г.
  • Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1- ХХ вв.- М., 1995. - С. 188.
  • История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова.: 2-е изд. - М., 2008. - С.225 – 233, С.362.
  • Учебники по истории России 7 – 9 класс. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2014 г.


Просмотров