Первая общесоюзная конституция ссср принята. Принятие конституции ссср

Идея обновления Конституции 1936 года, принятой ещё при Сталине, появилась в умах руководства страны аж в середине 1950-х годов, когда прошёл XX съезд КПСС, на котором Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв публично осудил «культ личности» Сталина, призвав восстановить нарушения социалистической демократии, которые при нём допускались. Юристы из аппарата Президиума Верховного Совета СССР стали готовить материалы о том, как изменить Конституцию, и первый пакет поправок представили уже летом 1958 года. Даже Климент Ворошилов, Председатель Президиума, а ранее — известный человек из сталинского «ближнего круга», заявил, что надо пройтись по тексту Конституции и пересмотреть его.

Н. С. Хрущёв на XX съезде КПСС, 1956 год

Предлагалось закрепить в основном законе страны руководящую и направляющую роль партии, определить Советы как высшие органы государственной власти (а не законодательные, как раньше), записать свободу критики и самокритики, предоставить право колхозам выдвигать кандидатов в депутаты Советов. Хрущёв годом спустя обмолвился на заседании Политбюро ЦК КПСС, что надо продумать вопрос о сменяемости руководства — два срока и не больше, например, как это было с президентом США. Он был обеспокоен проблемой обновления рядов партийных и государственных чиновников. В 1959 году на съезде партии решили внести изменения в Конституцию, а в 1961-м, тоже на съезде, принять новую.

В 1962 году были созданы рабочая группа при ЦК КПСС и Конституционная комиссия при Верховном Совете СССР — конституционный проект стал разрабатываться всё быстрее. В ходе работы над проектом высказывались самые разные, порой радикальные идеи: ввести элемент самоуправления в системе власти — народные собрания из трудовых коллективов или собраний граждан по месту жительства, проводить альтернативные выборы, то есть выдвигать несколько кандидатов в депутаты Советов, и даже выдвигать кандидатов вне зависимости от того, являются они членами партии или нет! В управлении предлагалась максимальная децентрализация, передача власти местам. Что только не предпринималось: эпопея с засеиванием кукурузы во всех уголках страны, разделение областных Советов и партийных комитетов на промышленные и сельские… Конституцию было предложено принимать референдумом, то есть всенародным голосованием. Осенью 1964 года проект был готов, но… Никита Сергеевич Хрущёв был снят со всех постов на Пленуме ЦК КПСС.


Н. С. Хрущёв и его кукурузная эпопея

Пришедший к власти Леонид Брежнев не торопился с Конституцией, ведь ему нужно было упрочить своё положение на политической арене и провести реформы, в том числе и те, которые пересматривали порой чересчур радикальные и опасные «эксперименты» Хрущёва в управлении и экономике. Тем не менее идея совершенствования работы Верховного Совета СССР — высшего органа власти в стране — всё-таки продолжала обсуждаться и проводиться в жизнь. Полноценно к проекту Конституции вернулись летом 1968 года. За основу взяли проект «хрущёвских» времён, то есть 1964 года, исправив в нём, по большому счёту, только идеологические положения. Если Хрущёв говорил о «развёрнутом строительстве коммунизма» и, как известно, планировал его «построить» уже к 1980 году, то Брежневу и его соратникам это положение пришлось пересмотреть из-за наметившихся проблем в экономике, поэтому стали говорить о постепенном, медленном появлении условий построения коммунизма — о «развитом социализме».


Л. И. Брежнев, А. Дубчек, М. А. Суслов

Это и было отражено в проекте Конституции 1968 года. В целом он оставался достаточно демократичным во многих своих положениях. Но наступила «пражская весна», и взятый социалистами Чехословакии во главе с Александром Дубчеком курс на реформы в стране не приветствовался ни Москвой, ни другими участниками Организации Варшавского Договора — они приняли решение ввести танки в Прагу.

В 1969 году наступает новый поворот в истории создания Конституции — консервативный. Под влиянием «пражской весны» партийное руководство отказалось от задачи создать новый проект и решило ограничиться лишь поправками к действовавшей Конституции. Поправки были незначительными, часто это были текстовые добавления, другие формулировки старых положений. Но к концу года проект так и остался проектом — он далеко не всех устраивал, о чём говорит, например, записка помощника Брежнева Виктора Голикова, который в пух и прах раскритиковал концепцию «развитого социализма», считая, что тем самым руководство страны заявляет о том, что в 1936 году было объявлено о победе социализма, но это был, так сказать, «недоразвитый» социализм! Вопрос о принятии изменений в Конституцию был снят. Подняли его вновь в 1972 году, но опять не договорились — видимо, были противоречия в самом тексте предлагавшегося проекта, и требовалась доработка.


Л. И. Брежнев, А. А. Громыко, К. У. Черненко на международном совещании СБСЕ в Хельсинках, 1975 год

В 1973 году Политбюро ЦК КПСС принимает наконец-таки решение о необходимости создания проекта новой Конституции СССР. Юристы Президиума Верховного Совета СССР как сами, так и благодаря письмам простых граждан и научно-образовательных учреждений составляют предварительный проект. Следующие три-четыре года он постепенно дорабатывается, ведутся дискуссии по отдельным статьям. Конституционные права, свободы и обязанности граждан становятся предметом интереса, поскольку СССР подписывает с европейскими странами содержащий их перечень Заключительный акт СБСЕ в Хельсинках в 1975 году.


Сообщение о принятии новой Конституции СССР в газете «Правда»

И, наконец, в марте 1977 года Брежнев сказал руководителю рабочей группы по проекту Конституции при ЦК КПСС Борису Пономарёву (третьему на этом посту после Леонида Ильичёва и Александра Яковлева) о том, что надо «кончать тягомотину» (так передал его слова в своих мемуарах политический журналист Александр Бовин) и принимать Конституцию. Проект доработали, в мае Пленум ЦК КПСС его одобрил, документ вынесли на всенародное обсуждение, распространили и опубликовали в газетах. Граждане активно писали письма и выступали на собраниях по этому поводу.

Леонид Брежнев, как показали его недавно опубликованные дневники, работал весной и летом над текстом конституции. Мнения простых людей отчасти учли, когда Секретариат Конституционной комиссии в сентябре 1977 года сделал обобщение предложений. Изменения внесли в сотню статей и даже добавили новую — 102-ю — об обязательности исполнения депутатами Советов наказов избирателей, которые их выбирали. В октябре состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая приняла конституцию.


Такой непростой оказалась история принятия последнего основного закона Советского Союза. Двадцать лет её принимали, хотя жизнь её оказалась намного короче — лишь 14 лет. Это случилось в «перестройку» при М. С. Горбачёве. Впрочем, это уже другая история.

Конституция СССР 1924 года - первый основной закон СССР, был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР (В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства), Договор об образовании СССР (договор включал 11 глав).

Основные положения Конституции 1924 года

По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены: внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета и Совета национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР, который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция» , реже - «Конституция победившего социализма» ) - основной закон СССР, принятый 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах - государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие. Правительство страны сохраняло своё название - Совет народных комиссаров СССР, но в 1946 году оно было переименовано в Совет министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

УК РСФСР 1922 г. - первый российский уголовный кодекс - был принят на пленарном заседании ВЦИК 23. 05. 1922 г. и вступил в действие 1. 06. 1922 г.

Это был самый краткий УК в мире, поскольку насчитывал всего 218 статей, из которых примерно 1/4 приходилась на Общую часть. Последняя включала пять разделов: пределы действия Уголовного кодекса; общие начала применения наказания; определение меры наказания; роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; порядок отбывания наказаний. Из названий разделов Общей части видно, что главное место в ней занимали нормы о наказании.

Задачей УК объявлялась защита рабоче-крестьянского государства и общества от преступных посягательств (ст. 5).

В УК 1922 г. была включена норма об аналогии. Статья 10 устанавливала правило, согласно которому при отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются в соответствии со статьями УК, предусматривающими наиболее близкие по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части УК.

Пределы применения аналогии были установлены в Циркуляре Наркомюста от 8. 07. 1922 г., предписывавшем судам: "По общему правилу наказания и другие меры социальной защиты могут применяться судом лишь в отношении деяний, точно указанных в УК. Изъятие из этого правила допускается лишь в тех исключительных случаях, когда деяние подсудимого, хотя точно и не предусмотрено УК, но суд признает его явно опасным с точки зрения основ нового правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью, но не законом свергнутого правительства".

К достоинствам УК 1922 г. следует отнести нормы о формах вины - умысле и неосторожности, о ненаказуемости приготовительных действий, о дифференциации ответственности соучастников преступления, об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность.

Минимальный возраст уголовной ответственности был установлен в 14 лет. Однако, в соответствии с внесенными в УК изменениями, наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет подлежало сокращению наполовину, лицам в возрасте от 16 до 18 лет - на одну треть - относительно верхнего предела наказания. К несовершеннолетним лицам смертная казнь не применялась. Она не могла быть назначена и беременным женщинам.

Система наказаний, не включавшая смертную казнь, носившую исключительный характер, состояла из следующих видов: изгнание из пределов РСФСР на определенный срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; Максимум лишения свободы составлял 10 лет.

В отступление от принципа законности, УК 1922 г. основанием уголовной ответственности признал, помимо совершения преступления, и некую "социальную опасность" лица в связи с его прошлой судимостью или отношениями с "преступной средой". Такое основание уголовной ответственности имело самостоятельный характер и позволяло привлекать к ответственности независимо от совершения лицом преступления. УК РСФСР 1926 г., Так, в УК 1926 г. появилась норма о малозначительном деянии, т. е. деянии, формально подпадающем под признаки какого-либо преступления, предусмотренного в Особенной части УК, но в силу явной ничтожности (малозначительности) и отсутствия вредных последствий лишенном общественной опасности.

В некоторых вопросах УК 1926 г. отступил от положений своего предшественника. Так, приготовление к преступлению было признано уголовно наказуемым. Условное осуждение было исключено из системы наказаний УК, однако в нее было включено предостережение.. Ссылка и высылка рассматривались как основные или дополнительные виды наказаний как для лиц, совершивших преступления, так и для "социально опасных элементов". К сожалению, репрессии имели законодательное обоснование. Помимо этого в рассматриваемый период на общесоюзном уровне был принят целый ряд нормативно-правовых актов, способствовавших существенным нарушениям законности, а также основных прав и свобод человека.

Таким образом, уголовное законодательство 30-х гг. оказалось поистине кровавым, отбросившим принципы законности, гуманизма и справедливости в средневековую бездну. Во-первых, вопреки принципу демократизма и суверенности союзных республик, они были лишены права на издание собственных уголовных кодексов. Во-вторых, в противовес принципу законности, исходящему из того, что основанием уголовной ответственности может быть исключительно совершение преступления, а не опасная личность в виде "врагов народа", "кулацко-зажиточных элементов" и проч., акцент в уголовном законодательстве этого периода был сделан именно на "опасную личность", не совершившую конкретного преступления. В-третьих, грубо нарушался принцип личной ответственности и вины, когда уголовной (не говоря уже о десятилетней административной) высылке подвергались лица, не виновные в совершении преступлений других лиц (так называемые "ЧСИР" - члены семьи изменника Родины). В-четвертых, в противоречие принципу гуманизма была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста, лишение свободы повышено до 25 лет, введено тюремное заключение, отменено условно-досрочное освобождение. В-пятых, в отступление от принципа категоризации преступлений и дифференциации ответственности посягательства на государственную собственность преследовались без учета тяжести ущерба. Преступления против государственной собственности, против представителей власти карались несопоставимо строже, чем преступления против жизни и здоровья граждан. За хищение социалистической собственности суд мог приговорить к расстрелу, а за умышленное убийство - только к 10 годам лишения свободы.

Гражданский кодекс 1924г .

Кодекс из общественной части вещного обязательства наследственного права. закон подчеркивал, что имущественное право частных лиц является уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены. Общей идеей о господствующей роли социальной собственности. Наряду с государственной и кооперативной собственности закон выделил частную собственность имевшую 3 формы: единаличную собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, объединение собственников частных юридических лиц. Владение не рассматривается как источник права собственности во всех случаях для возникновения права составляющих требований. Закон ограничивающий права распоряжения своей собственности. Домовладение получившее по наследству не могло отчуждаться или можно было только пользоваться. Устанавливаются нормы жилой площади тарифы цен, сроки сдачи. Обладание- предмет находившейся в частной собственности не может вливаться в гражданский оборот его нельзя продать или купить.

Введение……………………………………………………………….3стр

1. История создания Конституции СССР 1924года……………….4стр

1.1. Причины образования СССР……………………………………4стр

1.2. Предпосылки образования СССР…………………….............4стр

1.3. Образование СССР……………………………………………..6стр

1.4. Разработка Конституции СССР……………………………….7стр

2. Структура Конституции СССР 1924 года………………………..11стр

2.2. Договор об образовании СССР…………………………….11стр

3. Основные черты содержания Конституции СССР 1924 года…19стр

3.1. Союзные органы власти и управления…………………19стр

3.2. Статус союзных республик……………………………..20стр

Заключение…………………………………………………………….24стр

Список использованной литературы………………………………...26стр

Введение.

Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской России были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР – в 1924, 1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году. 30 декабря 1922 было образовано государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 II Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Все основные государственные правовые функции высшей власти (оборона, финансы, внешние дела, промышленность, транспорт, связь и т.д.) передавались в ведение Центра (в Москву), союзным республикам оставались второстепенные, декоративно-представительские функции. 11 мая 1925 была принята Конституция РСФСР, закреплявшая разделение функций и полномочий между СССР и РСФСР в соответствии с требованиями Конституции СССР.

1. История создания Конституции ссср 1924года

1.1. Причины образования ссср

Образование СССР определялось следующими причинами: необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления нэпа; объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

1.2. Предпосылки образования СССР

На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу". С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т. д. В то же время вряд ли можно провести аналогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия, характерные для России, бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.

История принятия

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции . Цитаты из Декларации:

  • «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»
  • «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»
  • «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

  • Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • Глава III. О Съезде советов СССР
  • Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
  • Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • Глава VII. О Верховном суде СССР
  • Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
  • Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
  • Глава X. О союзных республиках
  • Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство .

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР , избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР , в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1924 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Конституция СССР. Конституция СССР 1977 года конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила… … Википедия

    Года была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Содержание 1 История принятия 2 Структура Конституции 1924 года … Википедия

    Конституция РСФСР 1925 года конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России). Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

    Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание … Википедия

7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую конституцию, которая оказалась четвертой и последней в истории советской страны. Этот Основной закон, получивший гордое название «конституция развитого социализма» прекратил свое действие в 1991 году, как только перестал существовать сам Советский Союз.

Старт конституционному процессу в новом советском государстве дала Первая Конституция, которая была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР. Она отражала актуальный на тот момент призыв «Вся власть Советам!», который из простого лозунга превратился в основополагающий принцип строительства нового государства. В связи с чем, Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Вторая Конституция (первая Конституция СССР) была принята в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

После индустриализации, коллективизации и фактической кардинальной реформы власти, которая стала результатом победы И.В.Сталина в ожесточенной внутрипартийной борьбе, принцип «Вся власть Советам» хотя и продолжал существовать формально, однако реальное значение полностью утратил. Это обстоятельство потребовало соответствующего законодательного оформления, в результате чего появилась Третья конституция - Конституция СССР от 1936 года, которую в народе окрестили «сталинской». Из самого этого прозвища следовало, что единоличная власть вождя теперь поддерживалась конституционно, как и главенство партийных структур над государственными. И кроме того, новый Основной Закон окончательно закрепил приоритет союзного законодательства над республиканским, утвердив таким образом жесткую (практически царскую) централизацию власти.

Последняя Конституция СССР («брежневская») была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она хотя и не вносила существенных изменений в государственный строй, однако ее общий дух вносил некоторую либерализацию во внутриполитическую практику, как бы подчеркивая окончательный конец сталинской эпохи. Одним из моментов такой либерализации стал ввод нового понятия - «трудовой коллектив», который вносился в список легальных общественных организаций и наделялся формальным правом законодательной инициативы и правом выдвижения кандидатов в органы власти. Что хотя и чисто номинально, но уравнивало трудовые коллективы в правах с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и другими легальными организациями.

Эта видимость «опоры на трудовой народ» так импонировала руководству страны, что законодательная база деятельности трудовых коллективов постоянно расширялась. Результатом чего стало появление в 1983 году специального закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Брежневская конституция внесла еще ряд изменений чисто косметического характера. Например, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов, а срок их полномочий продлен до 2,5 лет (срок полномочий Верховного Совета продлили до 5 лет). Важным было и то, что эта конституция законодательно закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), которая и так существовала фактически. Этот последний в истории СССР Основной закон вошел в историю как «конституция развитого социализма».

За весь период действия последней Конституции СССР поправки в ее текст вносились шесть раз и касались в основном статей, посвященных деятельности органов власти. А формальный конец ее действия наступил вместе с прекращением существования самой страны, для которой она была написана. Это случилось 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь). В этот день президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.



Просмотров