Защита владения в российском гражданском праве батчаев юнус сапарбиевич. Общая характеристика работы


Чем отличается администратор от управленца? АдминистраторУправленец Контролирует выполнение сотрудниками своих обязанностей Контролирует соответствие действий существующей норме Руководит людьми и поддерживает существующее функционирование Соблюдает установленную схему финансирования Создает видение будущего продукта, результата Определяет назначение, цели и задачи организации Создает организационную структуру, для достижения целей организации Мотивирует персонал и т.д. Определяет стратегию, управляет процессами и их изменениями Распределяет ресурсы для поддержания эффективного функционирования Поддерживает требуемый документооборот


Управление это: Управление это вид профессиональной деятельности. Управление это вид профессиональной деятельности. Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Объекты управления – процессы - деятельность. Объекты управления – процессы - деятельность.


Управление (продолжение): Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). На сегодня, такое понимание деятельности управления получило в мире наибольшее распространение.


Эволюция понятия качества в экономике соответствие результата стандарту выработанного производителем внешний контроль (инспекция) параметров результата Недостатки модели: 1.Инспекция враг производителя 2.Удовлетворяет ли стандарт (продукт) ожиданиям потребителя?? Модель 1 Соответствие применению (ожиданиям, потребностям потребителя) Постоянное улучшение и самоконтрол ь каждого процесса Обратная связь от потребителя Модель 2 Соответствие скрытым потребностям - удовлетворени е нужд потребителя прежде, чем он осознает эти нужды Модель 3


Качество это: Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Справедливость – равенство в доступе к образованию Справедливость – равенство в доступе к образованию Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения


Качество-резюме: Качество не равно стандарту Качество не равно стандарту Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей


В чем специфика качества в образовании? Кто и как определяет результат? В каком виде должен быть сформулирован результат, чтобы он смог удовлетворить потребителя? Кто является потребителями образовательного результата? Как определить, что необходимо потребителям? В каких областях потребитель может использовать результат? Имеет ли значение какими способами достигать результат? В представлении и применении образовательного результата (продукта)


Качество образования это: Социальный заказ: Договоренность относительно требований к образовательны м результатам (в том числе, по результатам исследований) между: Правительством Обществом Работодателями Академическим сообществом ВУЗов Учащимися Родителями Программ а Развития Трансформа ция данных требований в миссию, цели и задачи образовате льного учреждения Организация условий Создание условий и их совершенствов ание для достижения образовательн ых результатов определенных в соответствии с социальным заказом – реализация Программы Внутренняя и внешняя экспертиза внутришкол ьной системы управления качеством, образовате льных условий (удовлетво ренность родителей, учащихся и учителей) и образовате льных результатов


Вызовы образованию человека со стороны современного общества Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Ориентированность на базовые демократические ценности Ориентированность на базовые демократические ценности Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе


Управление качеством образования – обеспечение и развитие качества (государственный уровень) На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач. определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач.


Образовательная политика США 1.Доступность образования для большинства граждан вне зависимости от их социального положения, принадлежности к расовой или этнической группе. 2.Образование должно способствовать реформе общества. 3.Образование должно способствовать подготовке политической, академической и научной элиты. 4.Образование должно способствовать самосовершенствованию и нахождению человеком своего жизненного пути. (Гуннар Мирдаль Образование. В книге: Америка: народ и страна. М., ППП (проза, поэзия, публицистика), 1993)


Развитие качества образования в ОУ Качество образования в ОУ Анализ исходного состояния в области качества образования. Решение о преобразованиях Разработка философии, миссии в соответствии с социальным заказом Согласование в целях образования и приоритетах (учителя, родители, учащиеся) Разработка программы реализации и критериев оценки результатов Создание условий для реализации миссии и целей (уклад, пед. технологии, организация образовательного процесса и т.д.) Внутренняя экспертиза деятельности по развитию качества образования


Система качества образования в ОУ Общая стратегия реализации социального заказа Общественно- государственное управление Миссия и цели (образовательные результаты) Педагогические принципы Педагогические технологии Способы и процедуры оценивания результатов Подходы к обучению разных категорий детей Школьный уклад (школа и класс – жизненное пространство Совершенствование педагогической компетентности Сотрудничество с родителями Социальное партнерство Внутренняя и внешняя экспертиза


Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством образования? Миссия, цели (компетентностная модель ученика) Общие педагогически е принципы Образовательный результат Преподавание, деятельность учителя (методы) Организация образовательног о процесса Оценка образовательных результатов Формирован ие социального заказа Внутренняя и внешняя экспертиза Совершенствовани е компетентности педагогического коллектива Школа, класс как жизненное пространство Общественное управление (самостоятельност ь, автономия школ) Сотрудничество с родителями Вовлеченность всех в деятельность по реализации целей Социальное партнерство (отношения с внешней средой)


Общественно-государственное управление ОУ Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Идея самостоятельной, ответственной и активной школы (любой организации образования) является ядром и стратегическим направлением развития систем обеспечения качества образования в развитых странах.


Гражданская школа « Только граждански понятая школа, в которой родители и учителя на основе общих основных убеждений в рамках обязательных для всего общества целевых установлений формируют определенную педагогическую программу, в состоянии соответствовать требованиям образования, ориентированного на ценности и учебные достижения в условиях плюралистического общества». Франк Рюдигер Йах


Стратегическая схема управления изменениями в рамках управления качеством образования Достижения ученика Что мы собой представляем? К чему мы стремимся? Что мы еще должны попытаться достичь? Мы начали меняться? Каковы результат ы? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать? Основные вопросы внутренней экспертизы (эвалюации)






Концепция – стратегия развития: Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Проблема – раскрывает социальное противоречие Проблема – раскрывает социальное противоречие Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов


Программа реализации Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Этапы достижения целей со своими результатами Этапы достижения целей со своими результатами Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Первый шаг в реализации концепции Первый шаг в реализации концепции


Формирование социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Определение тенденций развития социально- экономической системы Определение тенденций развития социально- экономической системы Учет мировых тенденций развития образования Учет мировых тенденций развития образования Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты


Миссия, ключевая идея Примеры – как не надо формулировать: Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Как следует формулировать: Как следует формулировать: Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения


Образовательные цели Как правильно формулировать цели? Информатизация образовательной среды Построение новой модели Построение новой модели образовательной среды образовательной среды Стимулировать мотивацию Стимулировать мотивацию учащихся учащихся Часто употребляемые глаголы: развить, активизировать, подготовить, обеспечить, увеличить, продолжать, организовать, совершенствовать и т.п. Умение выделять в тексте факты, оценки, интерпретации Объяснять причины физического явления (описывать, выдвигать гипотезы, использовать модели и т.д.) Анализировать и обобщать информацию Ставить цели и формулировать задачи (правильно) Гармоничная личность Развивающийся тип личности Учить физике Развивать логику Независимый интеллектуал Как средства: Неконкретный образовательный результат: Как конкретный образовательный диагносцируемый результат: (не правильно)


Педагогические принципы и подходы к обучению: Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Учение на основе собственной мотивации и ответственности Учение на основе собственной мотивации и ответственности Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня


Позиции взрослого в учебном процессе Учитель Учитель Куратор (решение социальных проблем) Куратор (решение социальных проблем) Тьютор Тьютор Психолог Психолог Специальный учитель (работа с отстающими) Специальный учитель (работа с отстающими) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Мастер Мастер Медицинская сестра (профилактика здоровья) Медицинская сестра (профилактика здоровья)


Совершенствование компетентности учителя для достижения заявленных образовательных результатов Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Коллективные и групповые формы: Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы,взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы, взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, школа мастерства, практическая конференция, методическая выставка, методический марафон, методическое объединение, панорама педагогических идей, педагогическая ярмарка, деловая игра, конкурс мастерства, конференция учителей, опытно- экспериментальные группы, школа молодого мастера Индивидуальные формы: Собеседование, самоанализ, консультация, самообразование, курсовая подготовка, авторская работа, творческий портрет, исследовательская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, аспирантура, стажировка


Ключевые компетентности Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется) Компетентный – достаточный, адекватный (Оксфордский словарь) Компетентность –Способность Умение Знание Необходимые для достижения требуемого результата Ключевые компетентности – качества, способности, умения необходимые каждому человеку в его профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе Ключевые компетентности – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков.


Виды ключевых компетентностей Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):


Виды ключевых компетентностей (продолжение) Австрийская модель: Компетенции в определенных сферах деятельности – язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение, природа и техника. Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Личностная компетенция -развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Немецкая модель: Предметные компетентности Компетентность методов (умение учиться) Личностные компетентности Социальные компетентности По типам деятельности: Научные (исследовательские) Педагогические Управленческие Экспертные Инженерные и т.д.


Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие компетентностей) Предметная компетентность Компетентность методов Социальная компетентность Личностная компетентность Работа и учение на основе собственной мотивации и ответственности Возможные учебные работы Организационные формы Работа по эпохам (в системе погружений) Работа в группах, по этапам Проекты, учебная исследовательская деятельность Работа по индивидуальному учебному плану Работа по недельному плану Изготовление учебных продуктов Доклады / Коммуникация Запрос и поиск информации из разных источников (узнавать и спрашивать) Тренинг методов ученияРабота в командеКоммуникативный тренинг Ключевые компетентности


Современные педагогические технологии Метод проектов – назначение - научить разным типам компетентностей: Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них


Компетентность учителя Что должен уметь делать учитель, используя метод проектирования? 1.Уметь проектировать (знать методологию проектирования) 2.Уметь организовать самостоятельную проектировочную деятельность учащихся 3.Уметь организовать групповую работу 4.Уметь обучать разным умениям (коммуникативным, исследовательским, рефлексивным и т.д.) 5.Уметь быть партнером, консультантом, организатором деятельности учащегося 6.Уметь оценить вклад каждого в конечный продукт Учитель должен уметь делать все то, чему он учит учащихся


Компетентность учителя Что должен обеспечить учитель в проектной форме организации деятельности учащихся? Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Осознанность цели работы и ответственность за результат Осознанность цели работы и ответственность за результат Реализацию индивидуальных интересов учащихся Реализацию индивидуальных интересов учащихся Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Демонстрацию своего компетентного поведения Демонстрацию своего компетентного поведения


Оценка образовательных результатов - компетентностей Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Разные виды экзаменов Разные виды экзаменов


Экспертиза как: Экспертиза (франц. Expertise, от лат. Expertus – опытный) – исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. (БСЭ, 1978, т.30, с. 9). «Оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого. Наличие эквивалента как меры оцениваемого Является наиболее важным фактором, отличающим процесс оценки от процесса познания». (Горбунова Т.И. Экспертиза как оценка человеческой деятельности и ее результатов.) Исследование Оценка


Внутренняя экспертиза Осуществляется экспертной группой в составе: учителя, родители, учащиеся, администрация (на выборной основе) Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Содержание образования – результаты – социальный заказ Содержание образования – результаты – социальный заказ Система оценивания – соответствует результатам Система оценивания – соответствует результатам Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Работа с родителями Работа с родителями Уклад жизни школы Уклад жизни школы Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением) Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением)


Внутренняя экспертиза (продолжение) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Инструменты: специально разработанные анкеты, интервью, наблюдение



1 Внутришкольная система управления качеством образования в образовательном учреждении: проектирование, оценка Московский центр качества образования Порошинская Л.Г год 1


В 40-е годы Америка имела военных героев; в 60-е годы образцами для подражания были космонавты. В настоящее время героями следует считать специалистов в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие и процветание может быть даже больше, чем выдающихся личностей прошлого." Дж. Харрингтон, 1990 «Управление качеством в американских компаниях » 2


3 Государственная политика в области образования должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования Главная задача Московской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. «Качество Российского образования является ключевым аспектом стратегии его развития» -А. Фурсенко Качественное образование ресурс устойчивого развития общества». Качество жизни и качество образования – главные ориентиры политики ЮНЕСКО и ООН В Берлинской декла- рации (г) определено что должно обеспечить националь- ную систему гарантии качества образования


4 ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Разработка единых критериев и стандартов качества образования Разработка единых критериев и стандартов качества образования Создание и развитие национальных систем аккредитации образователь- ных программ Европейских стран Создание и развитие национальных систем аккредитации образователь- ных программ Европейских стран Построение систем управления качеством образователь- ного процесса на принципах менеджмента качества Построение систем управления качеством образователь- ного процесса на принципах менеджмента качества Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования Международных стандартов Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования Международных стандартов Перенос цент- ра тяжести с поцедур внешнего контроля качества образоват. процесса и его р-тов на базе системы аттестации и аккредита- ции на внутр. самооценку ОУ Перенос цент- ра тяжести с поцедур внешнего контроля качества образоват. процесса и его р-тов на базе системы аттестации и аккредита- ции на внутр. самооценку ОУ




6 Управлять означает прежде всего, целенаправленно воздействовать на все компоненты управляемой системы для достижения заранее намеченных результатов. Иными словами, управление организацией как процесс включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы. Администрирование - стиль деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений. Руководство -это воздействие на людей, цель которого в том, чтобы они выполняли работу качественно, в соответствии со стандартом т.е руководить людьми но не ресурсами


7 Назначение управления состоит в измене- нии существующих условий (процес- сов, механизмов) для достижения поставленных целей – новых результатов Объекты управления – процессы деятельности Цели управления (идея, замысел, миссия, стратегия) – которые задают видение будущих результатов, назначение организации, содержание ее деятельности. Основные функции управления: анализ, планирование (постановка стратегических целей, разработка программы развития, плана реализации), организация (распределение полномочий, закрепление функций совместной деятельности, мотивация персонала) и контроль.








11


Планирование организация Управление руководство контроль 5 Анализ 5 Анализ целицели целицели Информационное обеспечение управления Управленческое решение


13 Как вы понимаете суть понятия «внутришкольное управление качеством образования» Система управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников школы. Управление качеством образования это управление механизмами оценки и контроля качества Система управления качеством образования – это организованный внутришкольный контроль и планирование работы школы по вопросам качества образования Система управления качеством - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством


14 Управление образовательным процессом информация о ходепроцесса Показатели образовательного процесса Показатели образовательного результата Удовлетворенность потребителей Ресурсы Основная деятельность процесса конт роль потребитель результат Контрольные точки процесса коррекция вход Схема образовательного процесса


15 Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством Организация образовательного процесса Совершенствование компетентности педагогов Учебно-методические и материально- технические ресурсы Общественное управление Самостоятельность и открытость ОУ Реализация миссии, целей и задач программы развития Организационная культура ОУ, направ- ленная на поддержа- ние стратегии ОУ Социальное партнерство Новые подходы к системе оценивания качества образования Суть резуль тата Социальный заказ: успешный выпускник контроль Внешняя и внутренняя экспертиза


16 Новые акценты в системе оценивания Переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования Переход от констатирующей оценке - к формирующей, программирующе й саморазвитие ученика, педагога, школы Переход от оценки исключительно предметной обученности – к оценке образовательных результатов в целом




Внутришкольная система управления качеством образования - механизм внутренней гарантии качества образования в целом Требования к национальной сист- еме качества образования опреде- ляются директивами и стандартами качества в Европейском регионе и могут рассматриваться как базовые для ОУ При разработке внутришкольной модели управления качеством рекомендуется использовать: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ» (Федеральное агенство по образованию 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления Эдвардс Деминг 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления Эдвардс Деминг 18


19 концепция комплексного управления качеством (Totel Quality Control), предложенные Армандом Фейгенбаумом- Метода повышения качества личности, предложенные Клаусом Мёллером: Основные принципы AQI: Джозеф М.Джурана «Справочник по управлению качеством" Рекомендуется использовать при разработке Системы управления качеством образования Рекомендуется использовать при разработке Системы управления качеством образования Принципы теории Управления качеством американца Эдварда Деминга


20 Основы управления процессом Определение желаемого результата измерение «входа» и «выхода» процесса; Внимание на этапах процесса, его ресурсах и оценки Внимание на процессе принятия решений Согласованность с возможностями ОУ Оценка барьеров и неудач Четкое распре- деление полно- мочий и ответст- венности Концепция комплексного управления качеством


21 Факторы, определяющие успешность ОУ (исследования Европейской комиссии) Финансовая самостоятельность Высокий уровень автономии ОУ Высокий уровень соревновате льности внутри системы Высокий уровень управления в ОУ Высокий уровень контроля качества образования


22 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Общий эффект Среднее значение Удовлетворение личностно важных ожиданий ученика качественным выполнением задач 1,13 Мотивация ученика (ценностные ориентации на достижения) 1,04 Образовательная эффективность элементов образования (образовательный процесс) 1,00 Образовательное пространство, позволяющее организовывать самообразование ученика в соответствие с его возможностями 0,84 Непосредственное воздействие учителя путем прямых обучающих инструкций 0,82 Интенсификация (включение дополнительных программ, ув. темпа прохождения программ) 0,72 Домашние факторы (условия жизни, влияние родителей) 0,67 Наличие обратной связи и коррективной поддержки (результаты успеваемости, что инициирует специальную помощь) 0,65 Работа, объединившая исследований, опубликована университетом Окленда


23 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Отношение к учению 0,61 Классное окружение (благоприятная атмосфера, поддержка, высокая степень ожиданий от ученика) 0,56 Формирование целей (цели формируемые в совместной деятельности с учителем, как собственные учебные задачи ученика) 0,52 Равноправное тьютерство (успевающие ученики оказывают помощь слабым) 0,50 Повышение квалификации учителей (обучение новым методам) 0,49 Вовлечение родителей 0,46 Домашняя работа 0,43 Опрос – экзамен (при условии, что это помогает ученикам обдумывать изучаемое) 0,41


24 Управление качеством образования – это управление качеством образовательного процесса и др. видов деят-ти, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых ОУ Каждое ОУ в зависимости от поставленных целей в области качества и имеющихся ресурсов выбирает собственную организационную структуру системы качества Служба качества Функции: планирование качества уч. процесса, проведение мониторинговых исследований, разработка предупрежда- ющих и корректирующих мероприятий, разработка документации СК и др. Деятельность службы регламентируется: Уставом, положением о службе, приказа- ми и распоряжениями директора, прика- Зами и инструктивными док-тами Минобрнауки РФ и др.


25 Варианты построения организационной структуры управления качеством образования ОУ Совет по качеству образования при директоре ОУ Заместитель директора ОУ по качеству образования Служба качества образования ОУ Лаборатория качества образования ОУ Отдел по качеству образования ОУ


26 Задачи службы качества образования ОУ Разработка и внедрение организацио нной и функцио- нальной структуры СК ОУ Проведе- ние внутренних аудитов и самооцен- ки ОУ Разра- ботка проек- та полити ки ОУ облас- ти качест- ва образо вания Разработка и ведение докумен- тации СК ОУ Подготовка предложе- ний адми- цистрации по улучше- нию качес- тва образо- вания в ОУ Определе- ние изме- ряемых характе- ристик качества образова- ния и мето- дов их измерения Организа- ция работ по улуч- шению качества: планирова- ние, сбор и анализ ин- формации, мониторин- говые и кон- трольные операции и др.




28 Какие виды деятельности охватывает внутришкольная система управления качеством образования Анализ качества образования (предметные, надпред- метные результаты, личностное разв.) Рабочие процессы по управлению качеством Информационное обеспечение управ- ленческих реше- ний по проблемам повышения ка- чества образова- ния; Реализация политики в области качества:. планирование качест- ва учебного процесса; организация работ по улучшению качества; разработка предупреж- дающих и корректи- рующих мероприятий; Экспертиза диаг- ностика, оценка качества образования Система повышения профес- сиональной компетенции педагогических кадров Материальная и учебно- методическая поддержка образов. процесса Проведение различных мони- торинговых операций ка- чества образования


29 Рабочие процессы по управлению качеством образования Содержание рабочих процессов Анализ качества образования Анализ: - ВШК; - Итоговой аттестации; - Внешнего контроля; - Сопоставительный анализ внешнего и внутреннего контроля -Условий, обеспечивающих образовательный процесс (качество уроков, проф. компетенция, учебно-методическое обеспечение и др.) Планирование качества образовательного результата Планирование качества условий для достижения планируемого результата, включая использование ресурсов для его достижения


30 Организация работ по обеспечению качества образования Создание условий необходимых для обеспечения качества образования (кадровых, учебно- методических, материально-технических, финансовых) Направления деятельности по изучению личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп (Индивидуальная оценка возможностей и способностей детей, диагностика профессиональной ориентации и др.), Направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагога (системно – деятельност-ный подход, новые подходы к оценке образовательных достижений и др.) Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество Деятельность по организации предупреж-дающих и корректирующих мероприятий Создание системы мер для отслеживания и стимулирования улучшения четкое распределение полномочий, ответствен-ности в организации работ по обеспечению качества. Организация работ по контролю качества Разработка критериев и показателей экспертизы и оценки. Разработка контрольно-из-мерительных материалов и др. Деятельность по организации ВШК Организация работы по определению измеряемых параметров характеристик качества образовательного процесса Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества образования Нормативное закрепление процедур оценки, сбора, хранения данных о ка-честве образования и др.


31 Мониторинг качества образования Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации Определить частоту проведения мониторинга, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ. Информационное обеспечение управления - прогресс школьников и уровень успеваемости; - конкурентноспособность школьников в плане обучения в Вузах, участия в олимпиадах - удовлетворенность школьников учебными программами; - эффективность преподавания; - состав школьников и его анализ; - доступные обучающие ресурсы и их стоимость и др. Управленческие решенияОпределение информационных потоков необходимых для принятия управленческого решения по вопросам качества образования Определение конкретного объекта управленческого воздействия и определенных исполнителей и ответственных за его выполнение;


32 Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей! Единственный способ улучшить результаты обучения – улучшить качество преподавания! Условия для совершенствования преподавания – механизм улучшения преподавания Результаты международного исследования факторов успешно функционирующих школ (Мак Кинзи, 2007) Роль качества деятельности учителя


33 Каждый ребенок должен иметь доступ к высококвалифициров анному преподаванию Эффективная подготовка преподавателе й Преподавателями должны быть «подходящие люди» Факторы, имеющие решающее значение для повышения качества образования (по материалам международного исследования 25 лучших школьных систем) Привлечение сильных кандидатов к учительской профессии Механи зм отбора кандида тов Ужесточение академических требований к получаемому обр. Ежегодные курсы профессиональ ного развития Каждый учитель должен быть обеспечен всеми доступными материалами, знаниями, способностями для повышения уровня ребенка Внедрение процессов, гарантирующи х повышение качества


34 Направления деятельности по формированию новой формации учителей Использование механизмов Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей Новая система подтверждения уровня профессионализ ма учителя Разработка профессиональ ного стан- дарта деятель- ности учителя в русле компетентност- ного подхода Обновление системы подготовки и повышения квалификации кадров Развитие общественного участия в оценке результа- тов деятельнос- ти учителя


35


36 Выполнить задание и ответить на вопросы: Описать систему управления развитием педагогов в школе Какую аналитическую информацию вы используете в школе для оценки качества образования и принятия управленческих решений Описать структуру, направления деятельности и оценку эффективности внутришкольной системы управления качеством образования.


37 литература ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».) 2005 год Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы Поливанова К.Н. Каспржак А.Г. Венгер А.Л. М. 2006г Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы Поливанова К.Н. Каспржак А.Г. Венгер А.Л. М. 2006г Мониторинг качества: статистика и социология образования М.Л.Агранович О.Я.Дымарская и др. М. 2007г Мониторинг качества: статистика и социология образования М.Л.Агранович О.Я.Дымарская и др. М. 2007г






Понятие владения.

Владение (possessio) - это такое об щественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью - это телесный момент, и animus possessions - душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй - субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользо вание». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего с владением». оригинальные флешки

Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio - от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц. «Corpus» некогда понималось как физическое обладание вещью: в руках, в доме, во дворе. Позднее стали рассуждать так: «corpus» - налицо во всех случаях, когда при нормальных условиях обеспечена возможность длительного и беспрепятственного проявления господства лица над вещью.

Виды владения.

Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью:

1) законное владение (posessio iusta) - вещью владеет ее собственник;

2) незаконное владение (posessio vitiosa) - когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

Добросовестное владение (posessio bona fidae) - владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

Недобросовестное владение (posessio malae fidae) - владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не дей ствует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3) производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица.

Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он - хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осу ществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств.

Также различали следующие виды владения:

цивильное владение (posessio civilis) - владение в соответствии с ius civile (цивильным правом). Этот вид владения существовал в древнее время еще до принятия Законов XII таблиц. Цивильный вла делец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;

посредственное владение - нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически - держание вещи). Оно не признавалось владением, несмотря на то, что имело место воздействие на вещь, но держатель не имел права владеть вещью от своего имени. Чаще всего в роли держателей выступали поверенный, поклажеприниматель и ссудоприниматель. Они были экономически зависимы от владельца и владели «для него». По усмотрению владельца вещи такое держание могло быть прекращено. С течением времени отношения держания развивались, стали появляться договоры пожизненного «посредственного владения» землей и другим имуществом по договору найма;

преторское владение - владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

Защита владения.

Владение защищалось специальными правовыми средствами, т. е. интердиктами (interdicta). Интердикты (запрещения) издавались римскими магистратами в форме распоряжения о немедленном прекращении действий, нарушающих права граждан. Первоначально они издавались преторами после фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как прямое и категорическое указание передать вещь реальному владельцу, а впоследствии - как условные распоряжения: «если подтвердятся доводы просителя, то передать ему вещь, запретить посягательства на его вещь».

Нарушение налогового законодательства как один из видов административных правонарушений.
Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные нормативными правовыми актами совокупности описаний признаков правонарушений, наличие которых влечет административную ответс...

Владение защищалось специальными правовыми средствами интердиктами, издавались магистратами в форме распоряжения о немедленном прекращении действий, наруш. права. Первоначально издавались преторами после фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как указание передать вещь реальному владельцу, впоследствии - как условные распоряжения: если подтвердятся доводы просителя, то передать ему вещь. Характерная черта защиты владельческими интердиктами – в процессе о владении не только не требовалось доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, необходимо установить факт владения, а не факт его нарушения. В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестор. Виды владельческих интердиктов: 1) в зависимости от последствий интердикта: – запретительные – направленные на удержание существующего владения; – восстановительные – о возвращении насильственно или тайно утраченного владения. Насилие должно быть направлено против личности в виде изгнания или воспрепятствования доступа тайно – в отсутствие владельца;– предъявительные – об установлении владения впервые (например, в сфере наследования); 2) в зависимости от предмета интердикта: – для защиты владения недвижимостью. Направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание недвижимой вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом). Владельческая защита данным интердиктом не давалась тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получил недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватчик недвижимости просил защитить его владение от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом; – для защиты владения движимой вещью. Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к др. случайным (поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т.п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.

При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения – для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами; – по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим. Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями (за время после отнятия владения) и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение. Защита владения также могла осуществляться при помощи иска с фикцией (публицианов иск).

51. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев

Понятие владения. Владение (possessio) - это такое общественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью - это телесный момент, и animus possessions - душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй - субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользо вание». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего с владением».

Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio - от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц. «Corpus» некогда понималось как физическое обладание вещью: в руках, в доме, во дворе. Позднее стали рассуждать так: «corpus» - налицо во всех случаях, когда при нормальных условиях обеспечена возможность длительного и беспрепятственного проявления господства лица над вещью.

Виды владения. Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью:

1) законное владение (posessio iusta) - вещью владеет ее собственник;

2) незаконное владение (posessio vitiosa) - когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

Добросовестное владение (posessio bona fidae) - владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

Недобросовестное владение (posessio malae fidae) - владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не дей ствует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3) производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица.

Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он - хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осу ществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств.

Также различали следующие виды владения:

цивильное владение (posessio civilis) - владение в соответствии с ius civile (цивильным правом). Этот вид владения существовал в древнее время еще до принятия Законов XII таблиц. Цивильный вла делец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;

посредственное владение - нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически - держание вещи). Оно не признавалось владением, несмотря на то, что имело место воздействие на вещь, но держатель не имел права владеть вещью от своего имени. Чаще всего в роли держателей выступали поверенный, поклажеприниматель и ссудоприниматель. Они были экономически зависимы от владельца и владели «для него». По усмотрению владельца вещи такое держание могло быть прекращено. С течением времени отношения держания развивались, стали появляться договоры пожизненного «посредственного владения» землей и другим имуществом по договору найма;

преторское владение - владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

Защита владения. Владение защищалось специальными правовыми средствами, т. е. интердиктами (interdicta). Интердикты (запрещения) издавались римскими магистратами в форме распоряжения о немедленном прекращении действий, нарушающих права граждан. Первоначально они издавались преторами после фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как прямое и категорическое указание передать вещь реальному владельцу, а впоследствии - как условные распоряжения: «если подтвердятся доводы просителя, то передать ему вещь, запретить посягательства на его вещь».

Виды интердиктов:

Интердикты, служащие для защиты владения прежнего владельца (interdicta retinendae possessionis). Такой интердикт применялся при владении и движимыми, и недвижимыми вещами, если владение требовалось защитить от посягательств третьих лиц.

Интердикт, издаваемый для защиты недвижимых вещей, назывался «uti possidetis», он издавался по просьбе заинтересованного лица независимо от давности владения. Таким образом, этот интердикт защищал последнего владельца недвижимости.

Интердикт для защиты движимых вещей (interdictum utrubi) - до Юстиниана мог применяться только в том случае, если владелец вещи владеет ею большую часть года в том календарном году, когда издается интердикт.

При Юстиниане на движимые вещи стали распространяться такие же правила, что и на недвижимость:

Интердикты, предназначенные для повторного установления владения в интересах владельца, который противоправно был лишен владения (interdicta recuperandae possessions). Фактически это интердикт о возврате владения тем, у кого оно было отнято силой. Этот интердикт мог применяться любым владельцем, даже если вещь была приобретена противоправным путем.

Защита владения также могла осуществляться при помощи иска с фикцией (публицианов иск).

Приобретение владения. Приобретение владения всегда устанавливается впервые и самостоятельно самим лицом, желающим владеть предметом. Все способы приобретения владения в классическую эпоху представлялись римским юристам как первоначальные, всегда осуществлявшиеся впервые приобретателем. Это, конечно, не исключало помощи и содействия подвластных и рабов римского домовладыки, но владение возникало только в лице последнего. Требовалось лишь, чтобы оба элемента владения - волевой и материальный - были осуществлены им или для него самого. В тех случаях, когда приобретение владения облегчалось тем, что шло от лица, уже осуществившего владение, путем передачи предмета владения, можно было говорить о производном владении. Но и в этих случаях не признавалось никакого преемства и тождества между старым и новым владением. Объем и содержание последнего определялись собственными фактическим господством и волей нового владельца.

Общим термином для акта установления фактического господства над вещью было завладение (apprechensio). В нем явственно выступал момент материального захвата, осуществляемый в полном составе. Особенно широкое поле для применения его как преимущественно первоначального способа приобретения владения открывало приобретение никому не принадлежащих движимых вещей (res nullius) и диких животных (ferae bestiae), населяющих природу. В этих случаях акт владения сводился к окончательному захвату их в руки или к преследованию и поимке их. Так, диким зверем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может случиться много такого, что помешает поймать зверя (D. 41. 1. 5. 1).

Поимка и захват сводились к фактическому господству данной вещи. При возникновении споров о захвате учитывались все совокупности обстоятельств и воззрений оборота.

В случаях первоначального приобретения владения вещью, не состоявшей ни в чьем владении, факт завладения связан, естественно, с волей владеть на себя, т. е. основание владения (causa possessionis) заменяет другое проявление воли. Гораздо сложнее вопрос, когда владение устанавливается на основании каких-либо соглашений с предшествующим владельцем. Характер этих соглашений определяет, порвал ли последний окончательно свое владение вещью, чтобы всецело уступить место новому владению (например, при продаже), или наоборот (сдача внаем, в ссуду или на хранение). В приведенных отношениях основание владения создает для нового владельца равное положение: или цивильного владельца, или простого держателя. Определившееся из основания владения положение владельца или держателя не может быть изменено самим обладателем вещи: «nemo sibi causam possessionis mutare potest» - «никто не может изменять себе основания владения». Перемена намерения держателя не может превратить его во владельца.

Таким образом, только фактическими действиями против владельца держатель может изменить основание своего отношения к вещи (первоначальным способом) или установить иное путем соглашения с владельцем (производным способом).

Приобретение владения считается всегда первоначальным, даже если владение передается одним лицом другому. Для приобретения владения в любом случае требуется наличие у приобретающего владения обоих его элементов - воля на владение и реальное господство над предметом владения. Однако, если владение переходит от одного лица к другому по их обоюдному согласию (посредством передачи), тем самым облегчаются требования в отношении господства над предметом владения и воли на владение нового владельца:

1) при приобретении движимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно было, чтобы вещи были перемещены отчуждателем в дом приобретателя и находились там под охраной. По аналогии способом передачи товаров считалась передача ключей от помещений, где находились проданные товары. Она рассматривалась как установление власти над всем, что находится в запертом помещении. Требовалось, чтобы передача ключей происходила перед складами, чем подчеркивается наличие товара (praesentia) и момент свободного доступа к передаваемому объекту. Благодаря постоянному фактическому содействию подвластных и рабов римские владельцы могли вдали от своего домицилия через них осуществить передачу;

2) точно так же при приобретении владения недвижимостями от предшествующих владельцев требование полного материального овладения ослаблялось допущением частичного овладения, при полноте знания плана и границ имения. Продавцу при отчуждении недвижимости достаточно было показать покупателю передаваемый участок с соседней башни, чтобы совершить акт передачи участка. Те случаи, когда прежний владелец, не передавая предмета, лишь указывает на него приобретателю, получили название «передача длинной рукой» (traditio longa manu);

3) право Юстиниана пошло дальше по пути облегчения передачи владения и стало пользоваться наличным материальным отношением к вещи, чтобы изменять его значение путем выражения соответствующих намерений сторон. Оно ввело передачу короткой рукой (traditio brevi manu) (сокращенно). Прежний держатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например, когда наниматель покупал вещь у наймодателя.

Наряду с этим некоторые классики сформулировали еще один способ приобретения владения, при сохранении материального момента, но путем изменения волевого элемента. Это бывало в тех случаях, когда собственник продавал кому-нибудь вещь и одновременно брал ее у покупателя внаем, не выпуская вещи из рук. В средневековом праве этот способ получил название «установление владения» (от constituere - устанавливать).

Самовольный захват владения. Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда постороннее лицо завладевало участком в отсутствие и без ведома владельца. Самовольный захватчик, по воззрению Ульпиана, насильственно (VI) нарушивший существовавшее до тех пор владение, окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав об этом, не оспаривал захвата, или если и оспаривал, то без успеха. С более древней точки зрения Лабеона, признавалось за таким захватчиком только тайное владение (possessio clandestina), которое становилось сразу недействительным, если прежний владелец оспаривал его.

Насильственное вытеснение владельца из земельного участка не прекращало его владения, если его подвластным удавалось удержаться на нем.

Приобретение владения через других лиц. Приобретение владения домовладыкой через подвластных ему лиц вытекало из строения римской семьи. Приобретение владения через третьих свободных лиц получило признание лишь в эпоху классической юриспруденции. Одной из причин этого является то обстоятельство, что в этот период крупную роль в ведении хозяйства богачей играли вольноотпущенники. «Per quemlibet volentibus nobis possidere adquirimus» - «Мы приобретаем через любое лицо, раз мы желаем владеть».

Приобретение владения через других лиц предполагало, что:

а) последний подчинил вещь своему господству;

б) имел намерение приобрести владение для другого лица;

в) другим лицом была изъявлена воля приобрести владение через постороннее лицо.

Утрата владения. Для недобровольной потери владения достаточно было утраты фактического господства над вещью. При добровольном прекращении владения требовалась утрата обоих элементов владения: фактического господства над вещью и намерения владеть вещью:

1) утрата фактического господства над вещью предполагала длительную очную потерю господства над вещью. Так, владение убежавшим со двора сразу не прекращалось, ибо его можно было найти и возвратить обратно. Владение земельным участком (равно другой недвижимостью) прекращалось с того момента, когда владелец узнал об этом и не смог или не пожелал предотвратить насилие со стороны оккупанта. Пренебрежительное отношение владельца к своей вещи также могло рассматриваться как отказ от владения. Такое могло иметь место, когда лицо не обрабатывало землю, не пыталось организовать ее охрану, а также допускало другие существенные упущения по сохранению владения движимыми и недвижимыми вещами;

2) смерть владельца. Со смертью владельца владение прекращалось и не распространялось на наследников. Ввиду этого наследники обязаны были заявить о своем намерении и «захватить» владение естественным путем;

3) гибель вещи и превращение ее во внеоборотную вели к прекращению владения;

4) прекращение владения, осуществляемого через представителя. Владение вещью через представителя могло быть прекращено:

По воле владельца;

Вследствие смерти владельца;

В случае гибели вещи.

Если владелец был вытеснен из господства над вещью, он все-таки продолжал владеть, если его представитель продолжал владение для него.

В том случае, если представитель был вытеснен из господства над вещью, то владелец продолжал владеть, пока он имел возможность воздействовать на вещь. Если же земельный участок был захвачен третьим лицом в отсутствии представителя, то владелец терял владение, если представитель не смог либо не изъявил желания изгнать захватчика. В том случае, когда самовольный захват был вызван небрежностью или умыслом представителя, владение для владельца утрачивалось лишь тогда, когда он сам не желал или не смог вытеснить захватчика.



Просмотров