Информационные потоки. Информационные потоки предприятий и методы их исследования

технологий в управлении

Во всех сферах деятельности управление играет огромную роль. Любой процесс в природе развивается и протекает по некоторым присущим ему закономерностям. Однако в силу всеобщей связи между явлениями в природе на него воздействуют другие процессы. Такие воздействия могут быть случайными (непреднамеренными) или управляющими (специально предназначенными для изменения хода такого процесса, на который они направлены).

Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управление. Таким образом, управление предполагает, что существует некоторый орган, систематически или по мере необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Управление предполагает наличие управляемого объекта или группы объектов. Кроме управляемого объекта должен существовать некоторый управляющий орган (субъект управления), вырабатывающий управляющие воздействия, направленные на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой или целью управления. Процесс управления – это целенаправленное воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом информационной поток. Оба компонента связаны между собой прямой и обратной связью.

Рис. 2.1. Структура системы управления

Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от субъекта управления к объекту. Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении. Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушение подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе). Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления, но и поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.). Поскольку все элементы систем управления организаций, особенно крупных, функционируют в условиях большого числа случайных воздействий различного вида, передача информации является непременным и первостепенным фактором их нормального функционирования.

Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом .

В рассматриваемом контексте уместно отметить различия между понятиями «данные» и «информация». «Данные» – это сведения о некоторой сущности, зафиксированные в виде значений и хранящиеся на некоторых носителях. «Данные» превращаются в содержательную «информацию», будучи осмысленно обработаны и представлены в нужное время в нужном месте.

Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информационных ресурсов, повышение их надежности и оперативности. Если реализация технологии направлена на выработку управляющее воздействия, то это технология управления.

Довольно длительное время основным материальным носителем данных выступала бумага. Обработка таких данных выполнялась человеком по заранее разработанной методике. Как следствие, доступ к полученным знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс.

Создание искусственных систем по переработке информации и автоматизации управления стало возможным с появлением компьютеров и, прежде всего, для решения отдельных наиболее простых и трудоемких экономических задач. С ростом поколений ЭВМ расширился круг возможностей решаемых задач. С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличился объем перерабатываемой информации и повышается сложность алгоритмов управления.

Традиционно в законченной информационной системе выделяют три уровня информации: оперативный, тактический и стратегический (рис. 2.2).

Оперативная информация нижнего уровня требуется в повседневной работе. Она первична, часто обновляема и является основой в информационной иерархии информационной системы. Ее обработка автоматизируется в первую очередь. Причем назначение программного обеспечения этого уровня во многом состоит в фиксации изменений и движении данных, выводе требуемых печатных отчетов. Этот уровень сегодня представлен большим количеством автономных программных систем для решения бухгалтерских, складских и других задач «кусочной» автоматизации. Самый эффективный инструмент обработки оперативной информации – Access.

Рис. 2.2. Иерархия информации в информационной системе*

Тактическая информация получается путем обобщения информации оперативного уровня и предназначена для руководителей среднего звена. Она представляет собой различные варианты решения на основании соответствующих запросов.

Стратегическая информация получается в результате обработки оперативной и тактической информации и предназначена для руководства. Она содержит краткие, содержательные сводки, отчеты и прогнозы. На ее основе осуществляется долгосрочное планирование и разработка политики предприятия в целом.

Таким образом, содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. Управление – это целенаправленная деятельность, использующая главным образом информационный поток. Вот почему в конкурентной борьбе решающее значение приобретают вопросы насыщения производства потоками информации и управления этими потоками. Укрупненно все потоки информации, пронизывающие предприятие, можно разбить на внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Предприятие должно постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные и физико-экологические факторы.

Внутренние информационные потоки определяются отношениями, сложившимися в трудовом коллективе, а также производственными знаниями.

Предприниматель отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует реализации предпринимательской идеи. В современном бизнесе выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию, позволяющую сконцентрировать производственные ресурсы в нужном месте и в нужное время. Таким образом, знание и информация сегодня являются стратегическим ресурсом бизнеса.

В условиях рыночных отношений растущий спрос на информацию и информационные услуги привел к применению широкого спектра информационных технологий, представляющих собой совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распределение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.


Похожая информация.


Лекция 1. Роль и место информационных систем в управлении экономическими объектами

Информационные системы существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии развития общество требует своего управления систематизированной, предварительно подготовленной информации. Особенно это касается производственных процессов- процессов, связанных с производством материальных и нематериальных благ, так как они жизненно важны для развития общества. Именно производственные процессы совершенствуются наиболее динамично. По мере их развития усложняется и управление ими, что, в свою очередь, стимулирует совершенствование и развитие информационных систем (ИС).

Для того, чтобы разобраться, что такое экономическая информационная система (ЭИС), необходимо, прежде всего определить ее место в системе управления экономическим объектом, т.е. объектом, связанным с производством материальных и нематериальных благ.

Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть:

Обеспечение устойчивости функционирования или выживания объекта управления в конкурентной борьбе;

Получение максимальной прибыли;

Выход на международный рынок и т.д.

Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций.

В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта управления, например предприятия, и субъекта управления - управленческого аппарата (Рис.1).

Субъект управления объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы управления связаны прямой (П) и обратной (О) связями. Прямая связь выражаешься потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемых в обратном направлении.



Рис.1.Структура системы управления

Директивная информация порождается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления: она поставляет информацию и управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика).

Взаимосвязь информационных потоков прямого (П) и обратного (О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему экономического объекта.

Возрастание объемов информации в контуре управления, усложнение ее обработки повлекло за собой сначала внедрение компьютеров на отдельных операциях, а затем расширение их применения. Традиционная информационная система стала качественно меняться. В управленческом аппарате появилось новое структурное подразделение, единственной функцией которого стало обеспечивать процесс управления достоверной информацией на основе применения средств вычислительной техники. В связи с этим в контуре управления появились новые информационные потоки, а старые потоки частично изменили свое направление. Часть традиционной ИС стала постепенно трансформироваться в направлении все большей автоматизации обработки информации.

С учетом сферы применения выделяются:

Технические ИС;

Экономические ИС;

ИС в гуманитарных областях и др.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи экономической информации по запросам пользователя.

С помощью ЭИС, к сожалению, может перерабатываться далеко не вся информация, используемая для управления объектом, поскольку на любом предприятии циркулируют огромные потоки информации, играющие важную роль в принятии решений, но обработка которых с помощью компьютеров невозможна из-за сложности структуризации информации и формализации процессов ее переработки.

В ЭИС от объекта управления направляется только та часть информации обратного потока, которую можно систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера (О 2). Аналогично от управленческого аппарата передается в ЭИС лишь часть директивной информации – П 2 , которая может быть соответствующим образом переработана и передана объекту управления.

Место ЭИС в контуре системы управления показано на рис.2.

Информация о внешней среде




Воздействие внешней среды

Рис.2.Место ЭИС в контуре системы управления.

П 1 , П 2 -неформализованная и формализованная части директивной информации; О 1 , О 2 -неформализованная и формализованная части информации обратной связи

Доля информации, обрабатываемой в ЭИС, для различных уровней управления колеблется по отношению к общему объему от 10 до 20%. В процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические (функциональные) и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию:

Высший уровень (менеджеры высшего звена);

Средний уровень (менеджеры среднего звена и специалисты);

И оперативный уровень (менеджеры низшего звена и исполнители).

Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренция, поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.



На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении тактических планов и контроле за их выполнением, слежении за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предприятия на требуемый планами уровень.

На оперативном уровне происходит реализация планов, и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, сменами, отделами и т.д. Основная задача оперативного уровня управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации.

На каждом из уровней выполняются работы, в комплексе, обеспечивающие управление. Эти работы принято называть функциями . В зависимости от целей можно выделить функции различной степени общности. Типичными являются следующие функции:

1. Планирование - функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Планирование занимает значительное место в деятельности высшего руководства, меньшее - на среднем и минимальное - на оперативном уровне. Планирование на высшем уровне управления касается будущих проблем и ориентировано на длительный срок. На среднем уровне планирование осуществляется на более короткий срок, при этом план высшего уровня детализируется. Показатели на этом уровне более точные. Оперативное управление предполагает самую детальную проработку плана.

2. Учет - функция, направленная на получение информации о ходе работы предприятия. Учет в основном осуществляется на оперативном и среднем уровнях управления. На высшем уровне управления учет отсутствует, однако на его основе в полной мере выполняются анализ результатов производства и регулирование его ходом.

3. Анализ и регулирование - сопоставление фактических показателей с нормативными (директивными, плановыми), определение отклонений, выходящих за пределы допустимых параметров, установление причин отклонений, выявление резервов, нахождение путей исправления создавшейся ситуации и принятие решения по выводу объекта управления на плановую траекторию. Действенным инструментом для выявления причин отклонений является факторныйанализ, а для поиска путей выхода из создавшейся ситуации- экспертныесистемы.

Первоначально большинство ЭИС обеспечивали лишь оперативный уровень управления: обработку счетов, учет товаров и материалов, расчет заработной платы, обработку заказов и т.д. Впоследствии стали разрабатываться системы, обеспечивающие выполнение расчетов на среднем уровне: расчеты квартальных, месячных и годовых планов выпуска продукции, составление планов сбыта продукции и т.д.

Современные ЭИС способны предоставлять и обрабатывать информацию для всех уровней управления. Особенный интерес для высшего уровня управления представляют экспертные системы, способные обрабатывать ориентировочную информацию и на этой базе разрабатывать прогнозные планы.

Процесс управления заключается в изменении состояния объекта системы, ведущем к достижению поставленной цели. Цели системы задаются при ее создании и в процессе функционирования все время корректируются в соответствии с изменением внешних условий.

Подцелью понимаются характеристика системы и ее ожидаемое значение, задаваемые субъектом управления. Среди всего многообразия целей можно выделить два основных класса: стратегические и тактические. Они отличаются между собой прежде всего уровнем обобщения и периодом, на который рассчитаны.

Существует определенная зависимость между структурой управления и способом разбиения вышестоящих целей на подцели, т.е. процессом декомпозиции целей. И стратегические и тактические цели могут носить директивный характер. Они возникают в результате деятельности управленческих сотрудников более высокого уровня и называются траекторными , так как заданные цели отражают желаемую траекторию изменения управляемой системы во времени. В экономике траектория задается в виде совокупности показателей.

Для систем существует понятиединамического равновесия - это процесс, характеризуемый некоторой равновесной траекторией. Для выделения ее среди других должен быть задан критерий. Учитывая целенаправленный характер системы, траектория является равновесной тогда, когда она кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Если система стремится к равновесию, с одной стороны, и к достижению цели, с другой стороны, то непротиворечивым является случай тождественности равновесия и цели.

К функции системы и к структуре относится понятие устойчивости. Система с устойчивой структурой может восстанавливать даже существенно нарушенные функции. Нарушение структуры почти неизбежно ведет к потере функциональной устойчивости структуры, а часто к ее гибели. Одним из факторов устойчивости структуры является структурная избыточность, что достигается дублированием.

Если траекторная цель не структурирована и выражена неявно, она может быть сформулирована самим менеджером как творческая.

Вся иерархия траекторных целей должна соответствовать структуре управления, т.е. каждый элемент структуры управления, представленный на графе управления вершиной, должен иметь набор траекторных (директивных) целей, которые должны соответствовать служебным обязанностям управленческого работника. Таким образом, управленческая структура должна быть упорядочена в соответствии с целевым определением каждого уровня.

В процессе управления системой по директивным целям менеджер стремится погасить негативные влияния и добиться совпадения фактической траектории поведения системы с желаемой (директивной) траекторией. Если траекторные цели отражают иерархию управления, то управление на горизонтали осуществляется менеджером в соответствии с рабочими целями, которые носят творческий характер, поскольку вырабатываются самим менеджером. Эти цели подчинены траекторией цели и меняются в соответствии с возникновением той или иной фактической ситуации. Если творческая цель предназначена для реализации на нижнем уровне управления, она становится для этого уровня траекторией.

Полученные с вышестоящего уровня траекторные цели должны быть реализованы через механизм формирования новых целей (в пределах траекторией, поскольку менеджер получает с вышестоящего уровня лишь цели, а не решения). Новые цели формируются менеджером самостоятельно, и этот процесс является творческим. Траекторные цели тоже считаются творческими в момент формирования их менеджером соответствующего уровня, и поэтому являются некоей директивой лишь для низшего уровня управления. Т.о., творчество менеджера любого уровня определяется сложившейся ситуацией (условия и ограничения) и

директивным направлением поддержания нужного состояния управляемой системы.

Информационные системы являются вспомогательным средством для управления экономическим объектом, и поскольку управление носит целевой характер, то и информационная система призвана обеспечить поддержку принятия решений.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое информационная система?

2. Что понимают под управлением?

3. Какова структура системы управления?

4. Какое место ЭИС занимает в контуре управления?

5. Что такое планирование, учет и анализ?

6. Что такое цель, траекторная цель?

Cтраница 1


Директивные данные.| Начальные условия. Состояние скваи ины на начало периода.| Проектные данные.| Начальные данные. Наличие ресурсовj.  

Директивная информация (табл. 5.5) включает в себя основные технико-экономические показатели государственного плана УБР: объем проходки по целям бурения на планируемый год; количество скважин, заканчиваемых строительством (испытанием) по целям бурения на планируемый год; стоимость буровых работ.  

Директивная информация поступает также от объемного планирования. К ней относятся состав ресурсов предприятия и организационно-технологические ограничения на построение графиков производства.  

К официальной относится директивная информация органов власти, административная, регламентирующая виды деятельности, налоговая, таможенная и пр.  

Каждая из указанных выше форм директивной информации имеет свои чисто ислхологические особенности и оказывает различное психологическое воздействие. Это должно учитываться в ходе принятия и оформления соответствующих управленческих решений.  

Подсистема ТЭП осуществляет информационный обмен с другими подсистемами АСУ и одновременно является потребителем нормативно-справочной, плановой и директивной информации, поступающей из подразделений предприятия и внешних организаций. Эта подсистема снабжает результирующей информацией другие функциональные подсистемы АСУП и управленческий аппарат предприятия.  

Оператор вмешивается в работу системы, если из-за неисправности в периферийных устройствах или необходимости директивной информации, или дополнительных данных решение задачи не может быть продолжено. Для этого на клавиатуре ПМ оператор набирает алфавитно-цифровую информацию и посылает ответы на поставленные процессором запросы для продолжения работы ЭВМ.  

Кроме картографической информации в вычислительную систему вводятся следующие данные: предварительно описанная форма документа, который необходимо получить; различного рода директивная информация, которая должна быть занесена в данный документ по данной трассе. Ввод этой информации осуществляет - - ся посредством отдельных программ из пакета ТРАССА, а также ТИГР. Для сокращения времени кодирования исходной информации в пакете ТРАССА предусмотрен интерфейс с тематической базой данных картографической информации. Это позволяет выводить из базы данных уже сформированные прямоугольники с тематической информацией.  

Эти подразделения не только обеспечивают поступление информации извне, но и играют определенную роль в формировании точки зрения проектировщиков на современный уровень, и перспективы развития объектов проектирования. Информация четвертого вида (директивная информация) поступает в виде приказов, распоряжений, технических заданий и других директивных материалов со стороны руководителей проекта или вышестоящих органов.  

Эти подразделения не только обеспечивают поступление информации извне, но и играют определенную роль в формировании точки зрения проектировщиков на современный уровень и перспективы развития объектов проектирования. Информация четвертого вида (директивная информация) поступает в виде приказов, распоряжений, технических заданий и других директивных материалов со стороны руководителей проекта или вышестоящих органов.  

Под информационным обеспечением систем понимают совокупность данных (технологические переменные, диагностические характеристики, управляющие сигналы, сигналы аварийных режимов и др.), способов их передачи, методов преобразования и форм представления, а также программного обеспечения системы управления. В информационное обеспечение также могут входить нормативная, справочная и директивная информация, динамические модели.  

Реализацию решений городской администрации осуществляют местные органы. Они являются функциональным звеном, преобразующим директивную информацию сверху в практические действия по управлению, контролю, преобразованию ситуации на местах.  

Последней ситуацией является передача верхним уровнем управления директивных параметров управления, которые не могут быть удовлетворены с помощью рассматриваемой подсистемы. Состав И нагрузки агрегатов задаются в потоке директивной информации. Такой режим встречается достаточно редко, но должен быть предусмотрен на случай форсированных режимов энергосистемы.  

Взаимодействие системы коллективного пользования с внешними абонентами (предприятиями отрасли, ГВЦ отрасли, ГВЦ Госплана СССР, АИДП смежных отраслей) обеспечивается средствами автоматизированного обмена данными в режиме ЭВМ-ЭВМ. Сбор оперативных данных от предприятий отрасли, передача на предприятия директивной информации и запросов осуществляются сетью передачи данных ПД-200. Обмен данными с ГВЦ и АИДП смежных отраслей - среднескорост-ной аппаратурой со специальной выделенной телефонной сетью.  

Подсистема ТЭП осуществляет интенсивный информационный обмен с другими подсистемами АСУ, является потребителем нормативно-справочной, плановой и директивной информации, поступающей из подразделений предприятия и внешних организаций, и снабжает результирующей информацией другие функциональные подсистемы АСУП и управленческий персонал объекта.  

Тот, кто владеет информацией,
имеет шанс управлять "с открытыми глазами".

Проблемы

Информационные ресурсы управления представляют собой некоторые сведения, данные, оформленные таким образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой деятельности.

Как утверждают известные норвежские ученые Къелл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале, "проблема большинства организаций — это не то, что они мало знают, а то, что они не знают, что именно они знают. Знания разбросаны по всей организации, и никому не ведомо, сколько их, как и куда они перемещаются, где они складируются и каков на самом деле интеллектуальный потенциал компании" .

Функции информационного обеспечения крупных и средних компаний оформились в самостоятельную, хотя недостаточно структурированную и, главное, слабо интегрированную в систему управления отрасль. Подразделения и персонал, отвечающие за информационное обеспечение, как правило, не представляют единого целого как в смысле формальной структуры, так и в плане бизнес-процессов.

Непорядок в организации информационного обеспечения проявляется во всех аспектах жизнедеятельности компании. Ниже представлены различные ситуации, возникающие вследствие подобного беспорядка.

  1. Компания занимается дорогостоящим поиском специалистов с привлечением рекрутинговых агентств, в то время как в ее подразделениях на малодефицитных должностях работают сотрудники, обладающие нужными опытом и квалификацией, однако сведения об этом не введены в учетные карточки (или введены, но недоступны из-за отсутствия поисковых систем, а также средств отображения).
  2. Сотрудники компании ежемесячно сдают отчеты о своей деятельности, в которых они формулируют предложения по усовершенствованию работы. Часть из них реализуется, часть в силу различных обстоятельств не используется. Со временем, однако, возникают ситуации, когда некоторые предложения становятся актуальными, но о них уже забыли, а авторы не знают, что их идеи оказались востребованы. К тому же они могут уволиться. В результате наработанные ценные сведения, опыт, "ноу-хау" так и остаются на бумаге.
  3. В компанию поступают письма и информационные материалы, содержание которых в общем случае может быть многопрофильным. При регистрации в графе "Содержание" отражается актуальная на данный момент смысловая составляющая письма. Все остальные идеи не фиксируются. Между тем, если сгруппировать входящие данные по видам технологий, объектов, предметов деятельности, группам специалистов, может обнаружиться новое содержание, которого разрозненные материалы не отображают.

    Если компания не располагает технологией извлечения и актуализации такой информации, полезные данные можно считать потерянными.

  4. Утрачиваются важнейшие сведения о факторах, влияющих на целевые результаты. Например, некоторые процессы выполняются неэффективно, однако эта информация если и учитывается, то фрагментарно. В результате влияние организационных, технических, человеческих и прочих факторов на издержки не прослеживается системно.
  5. Директивная информация трансформируется в планы, программы и действия персонала. Количество распоряжений и незавершенных работ исчисляется сотнями, потому что объем запланированных работ превышает производительные возможности персонала и подразделений.

В итоге выполняются либо те пять-десять наиболее актуальных задач, за которые начальство реально спрашивает, либо те задания, которые удобны для сотрудников. Со временем выясняется, что какая-то забытая директива имела архиважное значение, но время упущено и потери неизбежны. Это происходит из-за отсутствия системы мониторинга данных о потоках, сроках и очередности работ, их важности, вовлеченности в них и загруженности персонала. В результате управленцы не в состоянии предусмотреть развитие событий и принять обоснованные решения о маневрировании ресурсами и очередности исполнения директив, а сотрудники, перегруженные работой, несправедливо числятся в отстающих. Все это приводит к ошибкам в планировании, неэффективному использованию потенциала компании и мешает проводить разумную структурную, штатную и кадровую политику.

Из-за невозможности использования необходимых сведений вне оперативного доступа остается 80-90% информации, которая могла быть применена для решения текущих задач, поэтому в большинстве случаев роль "информационных справочников" берут на себя специалисты- профессионалы. Такие незаменимые кадры, владеющие частицами знаний, составляющими тайну для остальных сотрудников, есть в любой организации. Потеря подобного гуру порой наносит компании невосполнимый ущерб.

В общем и целом проблема сводится к тому, что:

  • деятельность компании как единого организма, а также ее подразделений и работников не имеет полного объективного информационного отображения или фиксируется фрагментарно;
  • невозможно узнать историю вопроса: кто был инициатором, каковы были исходные документы и содержательные основания, почему и кем было принято конкретное решение;
  • отсутствует возможность найти нужные документы или даже получить сведения об их существовании;
  • не получается извлечь адекватную запросу информацию из документов, в которых она содержится;
  • документы "движутся" медленно, на какой стадии находится процесс, никому не известно, важные бумаги иногда теряются;
  • появляются дублирующие или противоречивые документы;
  • поручения подготовить документы не осуществляются в срок или вообще не выполняются.

Этот перечень можно было бы продолжать; ясно, однако, что без специальных технологий учета, регистрации, хранения и мобилизации информационных ресурсов накопленные опыт и знания не будут использованы в полной мере для решения насущных задач управления.

На рынке информационных услуг существует множество программных продуктов, которые в значительной степени способны восполнить пробелы в информационных технологиях компаний, но внедрение ПО не даст положительных результатов без предварительной подготовки и настройки организационной системы, ее согласования с конфигурацией бизнес-процессов и формальной структурой компании.

Ниже предлагается вариант построения оргсистемы информационного обслуживания предприятия, которая объединена с технологией оперативного управления бизнес-процессами и способна:

Структура информационных потоков компании

Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций , поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений.

Релевантную информацию получают путем поиска и "процеживания" доступных источников. Обработанные, но не использованные данные, из которых извлекли релевантную составляющую, называют информационным шумом. Очистка от "шума" — одна из важнейших задач отдела информационного обслуживания. Информация и коммуникации вместе со средствами связи и программно- техническим обеспечением составляют инфраструктуру управления, т. е. каналы и способы поддержания процессов управления.

Информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет принимать обоснованные решения. Перефразировав любимый афоризм Ротшильда, можно сказать: кто владеет информацией, тот имеет шанс управлять "с открытыми глазами".

Информация распространяется импульсами, в виде отдельных "квантов" сообщений, передача которых может осуществляться в устной форме или посредством материальных носителей: бумажных, магнитных, электронных.

Информационные сообщения могут быть директивными (рис. 1) и обеспечивающими функционирование. Документированные сообщения, как правило, имеют формат официально установленных реквизитов, недокументированные — произвольную форму. Директивная информация предназначена для уведомления о том, кому, что и в какие сроки нужно выполнить; обеспечивающая информация содержит сведения нормативного характера о правилах поведения, порядке исполнения функций и операций, а также данные, расширяющие профессиональные знания персонала. Кроме того, существует смешанный вид сообщений, объединяющий директивные и обеспечивающие сведения.

Традиция самообеспечения

В небольших компаниях с невысокой интенсивностью документооборота (не более 20 документов в день) функции информационного обеспечения, как правило, децентрализованы. Это означает, что подразделения в основном занимаются самообеспечением. Централизованная составляющая этой функции сводится к распределительной деятельности секретаря при передаче входящей и отправке исходящей почты, а также соединении сотрудников с внешними и внутренними абонентами.

Традиция информационного самообеспечения не обременена сложными технологиями, не отвлекает дополнительные штатные ресурсы. Ее достоинством является прямой оперативный доступ пользователей к источникам информации, которая принадлежит им по целевым и функциональным признакам. При таком положении дел каждый солидный отдел создает собственный архив, отвечающий требованиям данной конкретной службы. Однако при большом потоке документов и штатной численности офиса, превышающей 30 человек, недостатки децентрализованной системы управления информацией становятся заметнее, чем ее достоинства.

Во-первых, значительная часть данных, пригодных для многофункционального применения, становится труднодоступной из-за децентрализованного способа хранения (в архивах профилирующих отделов). Например, сведения об исполнении договоров и расходах по их исполнению нужны одновременно бухгалтерии, финансовому, плановому, маркетинговому и экономическому отделам. Поэтому необходимо наладить одновременный доступ к источникам данных для разных специалистов. В децентрализованной системе это приводит к множественным взаимным запросам, связанным с поиском, подготовкой и передачей информации смежникам, что, разумеется, отвлекает сотрудников от выполнения основных служебных обязанностей. При этом контроль и учет движения документов крайне затруднен, а зачастую и вовсе отсутствует.

Во-вторых, отделы, монополизировавшие определенные источники информации, формируют базы данных с учетом лишь своих, узковедомственных потребностей. Форматы баз данных, создаваемых в разных подразделениях, как правило, не совпадают. В результате много времени уходит на переоформление, дополнение или коррекцию информации при повторном или параллельном использовании. Часто одни и те же сведения механически переносятся (или даже перепечатываются) из одних таблиц в другие, по-иному отформатированные.

В-третьих, в ряде случаев по причине межличностных и межведомственных противоречий информация попросту утаивается.

В-четвертых, несопоставимость форматов сужает возможность использования и извлечения данных и новых знаний для поддержания функционирования и дальнейшего развития компании.

В-пятых, децентрализация в управлении организацией ИТ-комплекса способствует развитию множества несовместимых программных средств обработки данных. И чем их больше, тем больше препятствий для эффективного управления.

В-шестых, функция поддержания и развития информационной технологии, которая является основой инфраструктуры управления, в децентрализованной системе не имеет ответственного координатора и развивается спонтанно: в лучшем случае под влиянием ИТ-подразделения, в худшем — инициативных руководителей непрофильных ведомств, монополизирующих отдельные источники информационных ресурсов. Надо отметить, что передача функций развития информационных технологий ИТ-специалистам, перегруженным проблемами технического характера, тоже не выход, поскольку данная деятельность — одно из важнейших стратегических направлений, тесно связанное со спецификой организации управления. Руководство им должны осуществлять системные бизнес-аналитики — специалисты в области оргструктур, бизнес-процессов и экономики.

В крупных компаниях, где обрабатывается до 100 и более документов в день, отношения "каждый с каждым" в рамках информационного обмена серьезно запутывают ситуацию. Снижается ответственность конкретного сотрудника за конечный результат информационной работы: теряются документы, задерживается выполнение заданий, искажаются данные, растет число проблемных и конфликтных ситуаций. Прежде всего это касается документов, которые инициируют цепочку работ и порождают новые документы. Для устранения этих проблем в компаниях создаются специальные подразделения, секретариаты, канцелярии, орготделы, архивы. Однако без интеграции новых подразделений в общую систему управления компанией, а главное, не объединив потоки директивной и функционально обеспечивающей информации, ослабить остроту проблемы не удастся.

Обеспечение управления

До 60% указаний и распоряжений руководители отдают в устной форме, не оставляя следов на информационных носителях. Как следствие, выполнение этих указаний контролируется плохо; они слабо координируются с другими мероприятиями и не всегда обеспечиваются необходимыми информационными материалами, поскольку выпадают из стандартной технологической цепочки регистрации и обслуживания.

Недокументированная информация, выполняющая обслуживающие функции, также не является технологически адаптированной к формату документов и средствам их обработки и поэтому не может полностью или частично учитываться, анализироваться и контролироваться в рамках формальных процедур. Из-за того что недокументированная информация, как правило, содержит большой объем информационных шумов и не имеет официального статуса (не институциализирована технологическими стандартами, инструкциями и другими нормативными документами), ее использование приводит к дополнительным тратам времени, ошибкам или даже помехам в работе.

Вовремя доставленная исполнителю релевантная информация является одним из главных условий успешного выполнения функций и эффективного достижения поставленных целей. Важнейшим условием эффективности и конкурентоспособности становится скорость нахождения, использования и преобразования исходной информации в решения и действия, направленные на изменение качества или количества продуктов и/или услуг на целевом рынке. Тенденции роста организаций и расширения специализации — это сигнал к преобразованию функций информационного обеспечения в специализированную отрасль деятельности, интегрированную с процессами управления.

В крупной компании, например, недопустима ситуация, при которой юрист отвлекается на сбор всевозможных сведений и справок, что затягивает процесс подготовки договора и может привести к потере заказчика. Юридическая работа была бы продуктивнее, если бы необходимые сведения собирала по запросу юристов специальная служба.

Функции информационного обеспечения необходимо придать свойства не только фильтра, концентратора, накопителя и регулятора информационных потоков, но и производителя и поставщика необходимой для работы персонала информации. Только в кабинетных исследованиях можно отрывать процесс основной деятельности от его информационного обеспечения. В реальности это единый процесс. Производственные процедуры, перемещение материальных и денежных потоков всегда имеют информационное отображение и документальное сопровождение. Прежде чем товары пойдут на склад или со склада, выписываются соответствующие документы (накладные или требования). Работы выполняются по нарядам, денежные транзакции оформляются платежными документами.

Информационные продукты являются как средством ведения деятельности, так и ее результатом. Очевидно, что без надлежащего оформления работа либо невозможна, либо незаконна. Следовательно, чтобы полноценно управлять деятельностью, необходимо синхронизировать и интегрировать движение информационных потоков с потоками работ, материальных и финансовых ресурсов, а это требует контроля, учета, анализа, планирования, координации — т. е. управления, централизованного и организационно согласованного.

Существующая на практике несогласованность объясняется особенностями функционирования крупных и средних компаний, в которых оперативное управление жизнедеятельностью организации осуществляется из разных локальных центров, коими являются члены дирекции и руководители служб или крупных подразделений. Чем больше у генерального директора непосредственных подчиненных, тем более рассогласованы их действия, поскольку никто из руководителей не располагает полной информацией о текущем положении дел и состоянии ресурсов и решения зачастую принимаются без достаточных информационных оснований. Между тем компания в целом обладает всей полнотой информации, крупицы которой рассредоточены между членами организации.

Если документы и сведения передавать от подчиненного к начальнику и наоборот, в условиях линейно-функциональной структуры этот процесс займет много времени — данные потеряют свою актуальность. Если исполнители связываются напрямую с лицами, принимающими решения (что широко распространено на практике), топ-менеджеры начинают "захлебываться" в мелочах и перестают заниматься перспективными вопросами, а руководители среднего звена оказываются не у дел.

Даже если компания располагает всей полнотой информации, но ее источники не охвачены технологией обработки и регулярного информационного обращения, "процедить" и адсорбировать эти данные для дальнейшего адресного использования не удастся. В то же время очищенная и подготовленная к использованию информация, направленная специалистам, которым она не требуется, будет воспринята как "шум" и не получит дальнейшего применения.

Особенно важна работа с директивной информацией, которая задает направление изменений в организационной системе компании и ее процессах. Директивная информация может быть представлена устными указаниями, письменными приказами и распоряжениями, резолюциями на документах, протоколами, планами, программами и т. п. Некоторые документы соединяют в себе свойства информации разных типов. Так, ознакомительное письмо может содержать в себе сведения о новых правилах оформления таможенных документов для отдела логистики и резолюцию генерального директора в адрес юридической службы о внесении изменений во внутренние нормативные документы. Поэтому, с одной стороны, копии документа необходимо разослать в соответствующие подразделения, а с другой — поставить на контроль исполнение резолюции генерального директора. Таким образом, один документ инициирует движение информации по нескольким направлениям, каждое из которых должно быть учтено в рамках функций планирования и контроля доставки информации, а также исполнения директив, содержащихся в ней. Очевидно, что такой порядок требует соответствующей организации структур и процессов.

В крупных компаниях создаются новые подразделения и должности для работы с документами, информацией и техническими средствами поддержки. Однако интеграция функций информационного обеспечения в систему управления компаний не всегда эффективна. Именно по этой причине механическое наращивание численности персонала и подразделений ощутимого положительного результата не дает.

Централизованная система управления информационным обеспечением

Итак, вместо несогласованных действий локальных источников и потребителей информации, несовпадения форматов и структур баз данных документов, используемых разными сотрудниками, отсутствия единой базы данных и общего координатора информационной деятельности предлагается технология централизованного управления информационным обеспечением на основе координационно-информационного центра (КИЦ) компании. Этот центр представляет собой главный контрольно-регулирующий и организующий элемент подсистемы оперативного управления, соединяющей и направляющей информационные потоки, трудовые, материальные, финансовые ресурсы для достижения запланированных результатов.

На рис. 2 представлена функциональная схема КИЦ с обособленными технологически взаимосвязанными метафункциями координации и информационного обеспечения деятельности. Каждая из них имеет информационные входы и выходы: потоки документированной информации (зеленые стрелки) и потоки информационных сообщений, возникающих в связи с приемом и передачей сведений, касающихся директивной информации (красные стрелки).

Директивы (жирная красная стрелка) являются результатом принятия решений руководством на основе изучения регулярной или единовременной информации, поступающей из подразделений и опосредуемой информационным обеспечением.

Функция координации включает следующие процедуры:

  • регистрацию директив;
  • разделение их на задачи и работы, которые должны быть поручены исполнителям (подразделениям);
  • планирование сроков и результатов исполнения;
  • доведение планов до исполнителей;
  • поиск и доставка необходимой для выполнения работ информации;
  • контроль исполнения и предоставления отчетов о результатах выполнения директив.

Система информационного обеспечения неразрывно связана с функцией координации и включает следующие основные направления:

  • экспертизу информационных носителей;
  • регистрацию;
  • маршрутизацию;
  • комплектование;
  • доставку;
  • архивирование.

Метафункции КИЦ для компаний различных размеров и направлений деятельности мало чем различаются. Однако их структурирование для конкретных целей приводит к появлению существенных различий в организационном строении и распределении функций между элементами КИЦ. Например, состав КИЦ небольшого офиса может быть представлен исполнительным директором, делопроизводителем, секретарем и курьером. КИЦ крупной компании включает подразделения оперативного управления, планирования, учета и отчетности, информационной экспертизы, информационного обеспечения, доставки корреспонденции и некоторые другие.

Для более крупных компаний функция координации может быть разделена и закреплена за двумя специализированными подразделениями: оперативного планирования, учета, отчетности и оперативного управления (рис. 3). При этом отдел оперативного управления берет на себя функции регулирования потока работ, а поток документов, обеспечивающий эти работы необходимыми данными, регулирует отдел информационного обеспечения. Отдел оперативного планирования, учета и отчетности принимает и анализирует информацию о результатах работы за прошедшую смену и планирует деятельность на следующую. Это повышает эффективность и качество координационной работы по информационному обеспечению и управлению компанией.

В качестве примера более детального описания функций КИЦ на рис. 3а (см. сайт www.zhuk.net в открытом доступе) приведена структура головной организации крупного строительного холдинга. Ее КИЦ находится во взаимодействии с координационными центрами управляющей компании (Организационный отдел) и административно-функциональных комплексов (КЦК) — на рис. 3а они выделены красной рамкой.

КИЦ и КЦК головной организации объединены в подсистему оперативного управления, которая регулирует и обеспечивает горизонтальные межфункциональные связи. Подсистему возглавляет исполнительный директор головной организации, который является первым заместителем генерального директора управляющей компании.

В структуру КИЦ включены отделы оперативного управления, информационного обеспечения, оперативного планирования, учета и отчетности. Взаимодействие КИЦ с административно-функциональными комплексами осуществляется через соответствующие КЦК, которые, как и КИЦ, ведут координационно-информационную работу, но только внутри своих комплексов (рис. 4).

В коммерческом комплексе роль КЦК играет оперативно-распорядительный отдел (см. рис. 3а); в производственном — планово-диспетчерский; в инженерном — производственно-технический. В финансовом комплексе соответствующие функции выполняет заместитель директора по финансам и экономике; в административном — управляющий делами головной организации; в управляющей компании — организационный отдел.

В целях повышения роли и ответственности центров координации их начальников назначают первыми заместителями руководителей комплексов.

Отдел информационного обеспечения

На рис. 5 представлена функциональная схема работы отдела информационного обеспечения. Процесс начинается с момента поступления информационного носителя или устного сообщения. Если сообщение стандартное (это выясняется в процессе идентификации документа), оно сразу поступает на регистрацию. При этом устная информация проходит процедуру документирования . Затем осуществляются:

  • регистрация в базе данных (внесение записей и кодов, характеризующих документ и информацию);
  • маршрутизация (установление этапов и ответственных за порядок работы с документом согласно действующим стандартам);
  • координация порядка работы в соответствии с планом отдела оперативного управления и текущей ситуацией;
  • контроль движения документов;
  • составление регулярных и разовых отчетов по результатам управления документооборотом.

Нестандартный документ передается профильному эксперту-аналитику, который производит с ним следующие процедуры:

  • отделяет содержательную часть от информационного шума;
  • осуществляет семантический анализ и присваивает документу смысловые коды;
  • определяет потенциальных пользователей;
  • составляет примерный план работы, т. е. программу использования информации, содержащейся в документе; согласовывает план с лицами, принимающими решения;
  • передает кодированный документ для регистрации и дальнейшего использования.

Кроме того, эксперт осуществляет интеллектуальный поиск данных в базе знаний компании и во внешних источниках информации, а также готовит отчеты по запросам пользователей, в том числе составляет предметные и систематические каталоги для поиска информации в базе знаний компании.

После регистрации документ помещается во временный или постоянный архив. Временный архив создается для документов, план работы с которыми окончательно не определен. Копии документов из временного архива перемещаются к адресату согласно плану маршрутизации и исполнения. Копирование, размножение и доставку документов адресату выполняют экспедиторы. Внутренние документы и их проекты, подлежащие согласованию или использованию, регистрируются так же, как и внешние. По окончании работы документы передаются в архив для хранения или уничтожения.

Штатная численность сотрудников отдела информационного обеспечения определяется объемом работ, который, в свою очередь, зависит от технологии обработки и интенсивности потока документов.

Распределение функций информационного обеспечения

В таблице приведены сведения о распределении между специалистами компании функций информационного обеспечения включая техническое обслуживание и поддержание инфраструктуры.

Применение описанной технологии информационного обеспечения компании требует инвентаризации документальной базы, разработки маршрутов движения документов и процессов их обработки, а также внедрения автоматизированных программных средств ведения баз данных и учета движения документов. Наградой за проделанную работу станут ускорение бизнес-процессов и сокращение времени, затрачиваемого на поиск информации, оценку ситуации и принятие взвешенных управленческих решений.

    Борис Бармаков , ведущий консультант ЗАО "ФинЭкспертиза Консалтинг", зав. отделом Института экономики, политики и права, канд. экон. наук.

Система управления представляет собой совокупность объекта управления (например, предприятия) и субъекта управления (управленческого аппарата) (рис. 1.3). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, формулирующих цели, разрабатывающих планы, устанавливающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу объекта управления входит выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом, т. е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления. Оба компонента системы связаны прямой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении.

Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде, о сложившейся внешней ситуации. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т. п.). Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления: она поставляет информацию и управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т. д.).

Обратная связь, увеличивающая влияние входа системы на ее выход, называется положительной обратной связью, а уменьшающая это влияние - отрицательной. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе, когда оно нарушается внешним воздействием, а положительная обратная связь вызывает большее отклонение, чем то, которое вызвало бы внешнее воздействие при отсутствии обратной связи.

Системы управления с обратной связью функционируют следующим образом. Выбирается управляющее воздействие, которое определяет требуемое состояние управляемого объекта. Информация о фактическом состоянии управляемого объекта поступает по каналу обратной связи. Специальный орган сравнивает эти состояния, и при несовпадении требуемого и фактического состояний управляемого объекта вырабатываются управляющие воздействия, назначением которых является корректировка его поведения. Управляющие воздействия каждого контура управления могут влиять на реакцию управляемого объекта на управляющие воздействия в других контурах управления. В таких случаях их называют системами многосвязанного управления.

Метод управления, основанный на исдользовании обратной связи, нашел широкое применение как в системах управления техническими объектами, так и в организационно-административных системах. Одним из главных достоинств этого метода является работа элементов систем управления в условиях значительных изменений внешней среды, т. е. в условиях большого числа случайных воздействий различного вида.

Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом.

^

Тесты и тренировочные задания

Тесты*

* Для выполнения тестов выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1.1. Верно ли высказывание, что между данными и знаниями не существует границ:

1.2. Можно ли сказать, что «информация» и «сообщение» - это одно и то же:

1.3. Отметьте правильный ответ:

а) тезаурус - это шкатулка для хранения драгоценностей;

б) тезаурус - это свод слов, понятий, связанных смыслом;

в) тезаурус - это хранилище сведений о данных в базе данных.

1.4. Существует ли в настоящее время мера ценности информации, не зависящая от ее индивидуального приемника:

1.5. Эмерджентность - это свойство, присущее:

а) объекту;

б) системе;

в) информации;

г) взаимосвязям между объектами.

1.6. Если рассматривать поток информации от уровня к уровню, то количество информации, выраженное в числе символов с повышением уровня иерархии управления:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным.

1.7. Процесс управления - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом:

а) информационный поток;

б) управляющие воздействия;

в) различного рода ресурсы.

1.8. Какую систему называют эргатической?

а) сервисную;

б) производственную?

1.9. Способствует ли отрицательная обратная связь восстановлению равновесия в системе, когда оно нарушается внешним воздействием:

1.10. Верно ли утверждение, что информационная система управления - это:

а) совокупность информационных потоков (прямой и обратной связи);

б) совокупность средств обработки, передачи и хранения данных;

в) совокупность сотрудников аппарата управления, выполняющих операции по переработке данных;

г) совокупность первых трех совокупностей (а + б + в)?
^ Тренировочное задание
1.11. Какое количество информации несет сообщение, если оно указывает на одно из 32 равновероятных событий?



Просмотров