Урок безопасности по правилам дорожного движения с презентацией. "Единый урок" по безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения

(водителя, велосипедиста, пешехода)

(методическая разработка открытого урока по ОБЖ)

Урок разработал Большаков Николай Валентинович , преподаватель курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

План-конспект открытого урока по ОБЖ

Тема урока:

Группы: 105 ,109 (профессии «автомеханик», «мастер отделочных работ»).

Цели урока :

Образовательные:

    способствовать усвоению студентами основных положений ПДД;

    продолжить формирование понятия о безопасных способах движения в качестве водителя и пешехода;

    познакомить студентов с причинами и последствиями нарушений ПДД;

    продолжить развивать умения анализировать дорожные ситуации, выделять угрожающие жизни и здоровью;

    сформировать умения избегать опасных дорожных ситуаций, а в случае их возникновения, выходить из них оптимальным способом.

Развивающие:

    развивать мотивацию изучения курса ОБЖ и ПДД, используя разнообразные приемы;

    развивать навыки образовательной деятельности.

Воспитательные:

    воспитывать поведенческую культуру водителя и пешехода;

    воспитывать самостоятельность в образовательной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок изучения материала.

Дидактические материалы: Н.В.Косолапова, Н.А, Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для начального и среднего профессионального образования, Москва, издательский центр «Академия», 2011 г ., Правила дорожного движения, тестовое задание, презентация к уроку.

Оборудование : автотренажёры, стенды с вариантами дорожных ситуаций.

Запись на доске: число, тема урока «

План урока:

Этап урока

Цель

Формы и методы

Время

Организационный момент

Настроить на образовательную деятельность

Рассказ

3 мин.

Мотивация и целеполагание

Сформулировать цели и задачи урока

Рассказ. Демонстрация видеосюжета о ДТП в Спасске-Д. Записи в тетради.

10 мин

Актуализация знаний

Определить уровень знаний по изучаемым вопросам, закрепить их

Фронтальная беседа. Решение ситуационной задачи. Записи на доске и в тетради.

7 мин

Изучение нового материала

Рассмотреть варианты опасных дорожных ситуаций, проанализировать причины их возникновения и правила поведения в них.

Объяснение. Демонстрация видеосюжетов, слайдов. Самостоятельная работа с учебником, с правилами дорожного движения. Аналогия, сравнение, моделирование безопасного поведения на дорогах, «зебре».

40 мин

Закрепление изученного материала

Научиться находить оптимальные выходы из различных дорожных ситуаций.

Абстрагирование, моделирование. Запись на доске и в тетради

15 мин

Первичная проверка усвоения материала

Проверить степень усвоения изученного материала по теме

Тестирование. Блицопрос. Взаимоконтроль

5 мин

Рефлексия

Беседа

5 мин

Домашняя работа

Сообщение

5 мин

90 мин

Урок проводят:

Большаков Николай Валентинович, преподаватель-организатор ОБЖ

Лутов Павел Владимирович, мастер производственного обучения по дисциплине «Автомеханик»

Зражевский Роман Алексеевич, инспектор ГИБДД, капитан полиции

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте! Приветствую всех студентов и гостей на уроке ОБЖ. Представляю вам инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Спасского отдела ГИБДД капитана полиции Зражевского Романа Викторовича. Сегодня мы изучим правила безопасного поведения на дорогах и пешеходных переходах.

2. Мотивация и целеполагание. Не забывайте, что самое главное при изучении любой темы, любого предмета - это научиться думать. (Слайд 1 )

Над чем же нам стоит задуматься в контексте нашей сегодняшней темы? Практически каждый день мы сталкиваемся с движением. Движением автомототранспорта, велосипедов, пешеходов. Каждый из нас - участник дорожного движения (в том или ином качестве: водителя, пешехода, велосипедиста и т.п.) Несоблюдение определённых правил участниками дорожного движения часто приводит к ДТП, иногда- с трагическими последствиями.

(Демонстрация видеосюжета о ДТП в г. Спасске -Дальнем.) Выступление инспектора ГИБДД о статистике ДТП в городе, крае, Российской Федерации.

За 2014г. В Российской Федерации произошло 199720 аварий, вследствие которых погибло 26963 человека. А 251 785 было ранено. За 1-е полугодие 2015 года в стране было совершено 79199 ДТП, в которых погибло 9712 человек и ранено 99740. В Приморском крае за 2014 год погиб 391 человек, 5388 было ранено в 4335 ДТП, а за 5 месяцев 2015 года произошло 4335 ДТП.

Россия занимает печальное 1-е место среди стран Европы и Северной Америки по количеству ДТП со смертельным исходом на 1000 жителей и 6-е при пересчёте на 100000 автомобилей. С 1990 года число погибших в Европе уменьшилось в 2 раза, в нашей же стране - практически не изменилось…

Тема сегодняшнего урока « Безопасность дорожного движения водителя, велосипедиста, пешехода».

Запишем тему урока в тетрадь. (Написать тему на доске )

Безопасность дорожного движения водителя, велосипедиста, пешехода.

Современную жизнь, будь это в мегаполисе или в деревне, невозможно представить без движения транспорта и пешеходов. Поезда, автобусы, грузовики, легковые автомобили, мотобайки и байки. Пешеходы- просто и любители катания на роликах и т.п. и для исключения несчастных случаев существуют определённые правила, которых следует строго придерживаться всем участникам движения. Эти правила- ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. К сожалению, несоблюдение этих правил, а также трагические случайности приводят к ДТП-дорожно-транспортным происшествиям. В ДТП нередко гибнут или получают увечья люди, наносится материальный ущерб.(Слайд 2)


Наша задача - педагогов, работников ГИБДД- лучше исключить, но, по крайней мере, значительно снизить внезапную смертность или причинение тяжких телесных повреждений вследствие ДТП. Отсюда и цель нашего урока – научить вас анализировать дорожную ситуацию и избегать опасностей на дорогах.

3. Актуализация знаний

Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материал прошлых занятий, а также вспомнить случаи острых дорожных ситуаций из собственной практики.

Фронтальная беседа.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Возможные последствия ДТП?

Причины, приводящие к ДТП?

Виновники ДТП?

Расскажите известные вам случаи ДТП и их последствий.

По схемам на стендах в специализированной аудитории решить ситуационные задачи:

а) По какой стороне дороги должен двигаться человек, ведущий мотобайк, велосипед?»

б) перейти дорогу в отсутствие какой-либо разметки;

в) пересечь на мотобайке нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог (для студента 105-й группы-автомеханики);

Контроль, поправки и комментарии осуществляют инспектор ГИБДД Зражевский Р.В. и мастер производственного обучения Лутов П.В.

г) выезд с примыкающей стороны Т-образного перекрёстка (для студента 105-й группы-автомеханики);

4. Изучение нового материала

Безопасность движения на дорогах рассмотрим с прямо противоположного- последствий несоблюдения мер безопасности водителями, пешеходами. Инспектор ГИБДД уже упомянул о печальной статистике ДТП. Рассмотрим этот аспект проблемы подробнее. Итак, последствиями ДТП могут быть:

    смерть одного или нескольких участников движения;

    причинение более или менее тяжких телесных повреждений, ранений;

    выход из строя автотехники,

    повреждение придорожных сооружений, повреждение полотна дороги.

Предложить студентам самим назвать опасные дорожные ситуации, могущие привести к ДТП.

Инспектор ГИБДД поправляет, дополняет сообщения учащихся.

Проанализируем причины опасных дорожных ситуаций, нередко приводящие к ДТП:
    1. употребление алкоголя, наркотических средств за рулём;

(Продемонстрировать слайд 3 )

2) употребление алкоголя, наркотических средств пешеходом;

3) нарушение скоростного режима (превышение допустимой, разрешённой или разумной скорости движения);

4) нарушение правил обгона, объезда, других манёвров на дороге;

5) выезд на встречную полосу движения;

6) ослепление дальним светом фар в ночное время;

7) нарушение правил остановки и стоянки (особенно в ночное время);

8) небрежное, невнимательное поведение за рулём (болтовня, разговоры по мобильному телефону (без специального устройства:блю-туз), курение, жестикулирование и т. п.)

9) езда без соответствующих документов на управление транспортным средством;

10) нарушение правил проезда железнодорожных переездов;

11) переход дороги вне пешеходных переходов (а при их отсутствии- вне дорожных перекрёстков);

12) хождение по полотну дороги при наличии пешеходных дорожек (а при их отсутствии- по правой стороне дороги;

13) хождение по полотну дороги в ночное время без светоотражающих элементов;

14) плохое состояние дорожного полотна;

15) отсутствие, недостаток, или несоответствие дорожной разметки, знаков, указателей реальному состоянию дороги;

16) неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства.

А теперь- в н и м а н и е!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ, исключающие (или, во всяком случае, резко сокращающие) вероятность попадания в ДТП.

Начнём с ПРАВИЛ для ПЕШЕХОДОВ (ведь большая часть вас именно в этом качестве участвует сейчас и будет участвовать в дорожном движении).

Учащиеся записывают в конспекты основные правила поведения

участников движения

    Пешеход обязан следовать по пешеходным дорожкам (тротуарам), а при их отсутствии- по левой стороне дороги (по обочине), навстречу движению, внимательно наблюдая за идущим навстречу транспортом.

    В ночное время пешеход должен иметь светоотражающие вставки на одежде или аксессуарах(сумка, рюкзак).

    Пересекать дорогу следует только на пешеходных переходах, обозначенных соответствующими дорожными знаками или разметкой (т.н. «зебра»), при разрешающем сигнале светофора(зелёный свет)внимательно наблюдая за идущим по дороге транспортом (Сделать примечание: убедившись при вступлении на разметку пешеходного перехода в намерении и готовности транспортных средств остановиться и пропустить пешехода ).

    При отсутствии пешеходных переходов-пересекать дорогу только на перекрёстках, под прямым углом, убедившись в отсутствии движущегося транспорта.

    В учебное заведение и из него передвигаться только по маршруту, определённому в Паспорте дорожного движения.

(Продемонстрировать слайд паспорта дорожного движения Спасского политехнического колледжа с комментариями ).

    Общая схема расположения ОУ, пути движения транспортных средств и обучающихся.

СПК

Мастерские СПК

Направление движения детей в ОУ

Направление движения детей домой

Направление движения транспорта

Жилая застройка

Проезжая часть

Тротуар

Железнодорожная ветка

Обочина


    При посадке (высадке) в городской транспорт (автобус, такси и т.п.) дожидаться его полной остановки. Обходить стоящий автобус следует сзади (а трамвай-спереди) с удвоенной осторожностью.

    Любителям катания на роликах, скейтборде и т.п. следует помнить, что они подчиняются правилам движения для пешеходов. Однако, учитывая совсем не «пешеходную» скорость движения, передвигаться с удвоенными осторожностью и вниманием. Категорически нельзя цепляться за авто- и мототранспорт.

9.Учащимся следует помнить не только о повышенной опасности автомототранспорта, но и о транспорте железнодорожном. Переходить железнодорожные пути можно только по специальным переходам (виадук, подземный тоннель). Железнодорожный состав-это даже не автомобиль. Для его остановки требуются сотни метров и даже- километры!

Демонстрация видеоролика «Обязанности пешеходов и

пассажиров»


1. Водителям (всех видов транспорта; следует помнить, что велосипед,

байк-это транспортное средство, чьи водители подчиняются

правилам движения наравне с водителями автомобиля ) надлежит

садиться за руль при наличии садиться за руль при наличии всех положенных документов: -удостоверения на право управления транспортным средством; -технического паспорта транспортного средства; -свидетельства о прохождении техосмотра; - полиса ОСАГО.

Транспортным средствам, в т.ч. и велосипедам-двигаться по правой стороне дороги (не во всех странах это так: в Японии, Великобритании, Тайланде и ряде других стран-левостороннее движение).

2. Выезд на встречную полосу движения при сплошной разделительной полосе-грубейшее нарушение ПДД. Допускается выезд на «встречку» только при совершении манёвра (обгона) на прерывистой разделительной полосе.

3. На регулируемых перекрёстках движение разрешено только на зелёный свет светофора. Жёлтый-это сигнал приготовиться к движению и возможность завершить манёвр выехавшим на перекрёсток, но отнюдь не отмашка к старту, как понимают его некоторые недисциплинированные водители.

    На нерегулируемых перекрёстках преимущественное право проезда у транспорта, едущего по главной дороге. А на равнозначном перекрёстке уступает дорогу тот, у кого помеха справа.

    1. На Т-образном перекрёстке примыкающая дорога-второстепенная.

    Нельзя забывать, что в настоящее время все транспортные средства должны двигаться с включённым ближним светом фар. В том числе и в дневное время. Это делается для активизации внимания водителей и, в конечном счёте-для повышения безопасности движения. При разъезде со встречным транспортом в ночное время следует переключать свет фар с дальнего на ближний, чтобы не ослеплять водителя.

    Железнодорожный переезд водитель переезжает только при поднятом шлагбауме, разрешающем сигнале светофора.

    Всегда пристёгивать ремни безопасности.

    Водители мотобайков любого класса должны иметь защитный шлем.

Демонстрация видеоролика «Как не попасть в ДТП»: 5 основных

правил


Воспользуемся полученными знаниями для решения задач

5. Закрепление изученного материала

Тестовая задача №1

Можно ли совершить обгон фуры в данной ситуации?

Ответы:1. Нельзя, поскольку на знаке «Конец зоны запрещения обгона» изображён только легковой автомобиль.

2. Можно обгонять, убедившись в отсутствии встречного движения и подав световой сигнал-указатель поворота ( правильный ответ).

3. Можно обгонять, имея в виду знак «Конец зоны запрещения обгона», без подачи светового сигнала-указателя поворота.

Тестовая задача №2

На каком фото правильная постановка рук на руле?

Ответы:1. На левом.

2. на правом

3. на среднем

Тестовая задача №3

На каком знаке изображён нерегулируемый железнодорожный переезд?

Ответы:1. На 1.

2. на 5

3 . на 4

4. на 2

6. Первичная проверка усвоения материала

Тестовое задание с взаимопроверкой. (раздать учащимся листки-тесты )

1 вариант

2 вариант

1. Как перейти дорогу при отсутствии пешеходного перехода и светофора?

1) Перехожу дорогу там, где мне надо;

2) Перехожу на перекрёстке, не обращая внимания на движущийся транспорт

3) Перехожу на перекрёстке, под прямым углом, убедившись в отсутствии движения автотранспорта;

2. При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:

Выберите правильный ответ из:

1) Большим, чем в действительности.

2) Меньшим, чем в действительности.

3) Соответствующим действительности.

3. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:

Выберите правильный ответ из:

1) Выше, чем в действительности.

2) Ниже, чем в действительности .

3) Восприятие скорости не меняется

    Как перейти дорогу на пешеходном переходе при красном свете светофора?

Выберите правильный ответ из:

    1. Стою в ожидании зелёного света светофора.
      2) Перехожу с осторожностью, убедившись в отсутствии движущихся автомобилей
      3) быстро пересекаю дорогу, умело лавируя между идущими машинами.
      4) Перехожу на жёлтый свет светофора.

    Что подразумевается под временем реакции водителя?

Выберите правильный ответ из:

1) Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2) Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

3) Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

3. Как следует поступить водителю, если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь?

Выберите правильный ответ из:

1) Не изменяя скорости продолжить движение.

2) Уменьшить скорость и быть особенно осторожным

3) Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь.

Варианты правильных ответов на .

По количеству правильных ответов поставьте оценку соседу.

Посмотрим, как справились с заданием (студенты поднимают руки на озвучивание соответствующей оценки) .

6 . Рефлексия

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

Как вы усвоили пройденный материал?

Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

7. Итоги урока. Оценки за урок

8. Домашнее задание: § § 4., 5, 6,14 Правил дорожного движения.

Ежедневно мы видим сотни автомобилей, байков. И многие, особенно юноши, восхищаются красотой обводов той или иной марки, спорят о мощности двигателя, вспоминают страну-производителя. Да, мир авто-это своеобразный, по-своему красивый мир.Здесь есть своя эстетика- техническая. Но хотелось, чтобы вы постоянно помнили: авто и мототранспорт-это источник повышенной опасности. И только неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, осторожность, воспитанная в себе и ставшая привычкой, взаимное уважение всех участников движения помогут избежать дорожных неприятностей. (Слайд 5)

Урок безопасности по правилам дорожного движения

Пояснительная записка.

Встреча ребенка с дорогой – настоящая чрезвычайная ситуация в его жизни. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения.

Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение ребят знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах невозможно без учета этих особенностей.

Чаще всего детьми допускаются следующие виды нарушений:

    переход проезжей части в неустановленном месте;

    выход из-за стоящего транспорта;

    переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора;

    ходьба по проезжей части при наличии тротуара;

Данный урок по изучению учащимися правил дорожного движения направлен на профилактику дорожно-транспортных происшествий среди учащихся класса.

Возраст детей, на которых направлена разработка урока: 7-8 лет.

Цель урока: Разъяснить учащимся важность знания и необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Задачи:

Повторить правила дорожного движения, изученные в первом классе;

Изучить правила движения по загородной дороге;

Изучить новые для детей правила перехода улицы;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

    Умение использовать знания Правил Дорожного Движения на практике, в конкретных дорожных ситуациях.

    Сознательное и ответственное отношение учащихся к вопросам личной безопасности.

Конспект урока

    Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

    Введение в тему урока

Каждый год в нашей стране происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают десятки тысяч человек. Это население небольшого города. Еще большее количество людей получают в этих авариях серьезные травмы.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема нашего урока звучит так «Берегись автомобиля!»

Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история» Движением полон город-

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя-

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Еще одна минута –

Случилась бы беда.

О чем говориться в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правил дорожного движения).

Ребята, Чебурашка хочет задать нам вопрос. Прочитаете, что он спрашивает?

(А что такое правила дорожного движения?) (Ответы детей)

О правилах дорожного движения мы уже говорили в 1 классе, и сегодня продолжаем разговор о них. Пройдет наш урок необычно - в виде игры-КВН

Деление на команды

Первый ряд будет командой №1 - пешеходы, второй ряд командой №2 - велосипедисты, 3 ряд- команда №3 - автомобилисты.

    Ход игры

Первый конкурс «Разминка»

Ты загадки отгадай,

А отгадки мне подай.

Загадки загадываются по очереди. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл.

Что такое отгадай:

    Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

(Троллейбус)

    Для этого коня еда-

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не посеется.

По дороге он несется.

(Автомобиль)

    Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес:

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(Автомобиль)

    Незнакомец краснокожий

С ярко-желтой полосой,

На автобус чуть похожий.

На троллейбус чуть похожий-

Кто же все же он такой.

(Трамвай)

    Загудел глазастый жук,

Обогнул зелёный луг.

У дороги смял ковыль

И ушёл, оставив пыль.

(Мотоцикл.)

    Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь – упадёт.

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед.

(Велосипед.)

    Стоп! Здесь проезжая дорога!

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в … (больнице.)

    Если вдруг под перекрёстком

Есть подземный переход,

По нему через дорогу

Ходит каждый … (пешеход).

    Объяснить надо просто,

Будь ты юн или стар!

Мостовая - для транспорта,

Для тебя - … (тротуар)

Подводятся итоги «Разминки». Максимальный результат – 3 балла. Результат

записывается

Второй конкурс «Светофор»

Начинаем разговор

Про трёхглазый светофор.

У Чебурашки опять возник вопрос. Прочитаем, что он хочет узнать?

(Почему светофор называется светофором?)

Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, свет есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греч. «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе – светофор – значит «носитель света» или «несущий свет».

Для запрещающего сигнала взяли красный свет потому, что он хорошо виден и днём, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.

Зелёный виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.

У каждого из вас есть лист с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных:

Люди делят их на два вида: транспортные и пешеходные. Сейчас вам нужно будет выполнять мои задания. Конкурс на знание сигналов светофора и быстроту.

Вспомним, что означают сигналы светофора. С помощью карандашей на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте!».

На втором – «Внимание».

На третьем – «Идите» или «Движение разрешено».

На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите»? Раскрасьте и их.

Проверяем. Все участники должны поднять свои светофоры, как только вся команда выполнила задания. Учитель проверяет, у всех ли правильно выполнено задание. Сверяют со светофорами на экране.

Подведение итогов второго конкурса: максимальный результат – 3 балла.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать.

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Полетим как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперед.

Третий конкурс «Дорожные знаки»

Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки.

Каждая команда получает по два дорожных знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так называется, где мы его можем увидеть на дороге.

На выполнение даётся – 3 мин.

Проверяем. Знаки для первой команды:

«Надземный пешеходный переход»

«Движение пешеходов запрещено»

Знаки для второй команды:

«Подземный пешеходный переход»,

«Движение на велосипедах запрещено».

Знаки для третьей команды:

«Пешеходная дорожка»,

«Пешеходный переход».

Первая команда начинает. Кто будет вашим представителем команды и расскажет про первый знак? Рассказывай.

Озвучиваем название последнего знака. Почему он так называется?

Подведение итогов. Максимальный результат – 6баллов (3 балла за знак).

Четвёртый конкурс «Составь правило дорожного движения»

В этом конкурсе мы выясним, насколько вы внимательны и сообразительны, как хорошо вы умеете делать выводы. Откройте учебник на с.19.

(Учитель читает текст.)

Время выполнения задания – 3мин.

От каждой команды по одному представителю. Дети рассказывают правила дорожного движения по загородной дороге: если нет тротуара, пешеходной дорожки или удобной обочины, пешеходам разрешено идти по краю проезжей части, причем только в один ряд друг за другом, обязательно навстречу движению транспортных средств.

Если команда указала все три момента, она получает 6 баллов за ответ.

Подведение итогов четвёртого конкурса.

Пятый конкурс «Школа пешеходов»

В этом конкурсе мы проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о ПДД.

Первая команда читает текст на с. 22-23. «О ступеньках под землёю и полосатой «зебре»».

Вторая команда читает текст на с. 23-24. «Посмотри налево, посмотри направо».

Третья команда читает текст на с. 24-25. «Не играй в прятки с водителем».

Проверяем. Первая команда. Отвечаем на мои вопросы:

    Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски?

Вторая команда отвечает на мои вопросы:

    Как нужно переходить улицу, если поблизости нет «зебры» или подземного перехода? Что нужно сделать сначала?

Проверим третью команду.

Подводятся итоги пятого конкурса. Максимальный результат – 5 баллов.

Посмотрите на экран, прочитайте слова Чебурашки. (Правила движенья выучи для ясности, будешь всегда ты в полной безопасности).

IV. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: чит. с.18-25.

А я посчитаю баллы, которые вы набрали.

V .Подведение итогов игры

Баллы подсчитываются, выявляется победитель.

Команда «Пешеходов» набрала - … балла; команда «Велосипедистов» - … балла; команда «Автомобилистов» - … балла. Таким образом, побеждает команда …

Молодцы!!!

VI . Награждение

Капитаны выходят к доске, и учитель вручает грамоты.

Наглядные пособия, которые были использованы при проведении урока

1.Дорожные знаки из бумаги, цветные карандаши;

2. Карточки с изображением светофоров;

3. Презентация «Берегись автомобиля».

Оборудование

1. Ноутбук учителя

2. Проектор

3. Интерактивная доска

Список использованной литературы

    Учебник «Мир вокруг нас»/Под ред. А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2012 .

    Безопасность начинается до поездки / Под ред. нач. УГИБДД С.В. Мельникова. – Кострома, 2000. – 76 с.

    Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2010.

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. – М.: 5 за знания. – 240 с.

    Основы безопасности жизнедеятельности (1 – 11 классы). – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

    Правила дорожного движения в школе: методические рекомендации. – Кострома, 2004. – 27 с.

Актуальность обучения детей школьного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений, особенно проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я считаю важным, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть программа МОУ «СОШ №75» «Азбука пешехода».

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • Совершенствовать работу по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
  • Активизировать деятельность ОУ по агитации и пропаганде знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах среди учащихся 1- 11 классов.
  • Воспитывать дорожную и правовую культуру поведения детей и подростков, вовлекать их в мероприятия по пропаганде Правил дорожного движения.

Немаловажную роль в воспитании безопасности играет учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ, где имеет место раздел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я считаю, что из учащегося можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Моя задача дать ученику необходимые для этого знания по ПДД.

Свою работу я строю на основе программы МОУ «СОШ №75» «Азбука пешехода» и программ «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» 1 класс Поторочиной Е.А., «Основы безопасности жизнедеятельности для 2-4классов» Полякова В.В., «Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов » Топорова И.К., «Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса» Смирнова А.Г., «Основы безопасности жизнедеятельности для 11 класса» Смирнова А.Г.
Моя работа адаптирована к уровню развития учащихся, используется дополнительный материал, ведется отбор содержания, средств ИКТ.

Формы работы применяются разнообразные: урок-практикум, урок-праздник, урок-конкурс, интегрированный урок и др. Использую в основном игровой метод.
При разработке занятий применяю следующие технологии:

  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологию сказкотератии,
  • межпредметные связи.

Форма занятий – урок, факультативы.

Урок в 7-м классе «Дорожные знаки и их группы»

Цель: знакомство с дорожными знаками и их группами.

Задачи:

  • Познакомить с историей дорожных знаков.
  • Познакомить с дорожными знаками и их группами.
  • Совершенствовать навыков ориентировки на дороге.
  • Формировать мотивационно-поведенческую культуру учащегося в условиях общения с дорогой.
  • Повышать ответственность детей за свое поведение на дорогах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Сегодня мы поговорим о Правилах дорожного движения. А о чём конкретно, определите сами, отгадав загадку:

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути... (дорожный знак)

Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче (1629 – 1676). Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту (1, 07 км) высокие нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему они видны были издалека. Сколько проехали верст от столицы до дворца? Сколько осталось? Ответить на вопрос труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов. А потом такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу они служили путникам: в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день на дорогах стоят их потомки, только их теперь зовут километровыми указателями.
В древности таких крестов и часовенок по всей России было очень много. Обычно их ставили на перекрестках дорог, либо в особо опасных местах.

Память о тех первых столбах сохранилась в поговорке «вымахал с коломенскую версту» – о людях высокого роста и в песнях о тройке, которая мчится «по дороге столбовой».

ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

XVIII век, что же произошло в те далекие годы?
Именно тогда и именно в России было доведено до сведения широкой публики несколько очень строгих требований:
– В городе и в предместьях кучерам ездить только на лошадях малой рысью, а скоро вообще не ездить.
– Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не причинить или с кем не съехаться, не столкнуться, на мостах через реки карет не обгонять, а ехать напротив порядочно и не скоро.
– Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные, конным на камнях отнюдь не становиться, и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
– На улицах ямщикам предписывается не в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать.
– Впервые в России водительские права получил извозчик. На плотной глянцевой бумаге черным по белому было написано:
“Оный билет выдан извозчику Рождественской части, дворовому человеку (т.е. крепостному) Ивану сына Иванова”. И дата – 1784.

3. Современные дорожные знаки

За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно изменились и стали очень разнообразными. Сейчас они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Ночью некоторые из них светятся в лучах автомобильных фар: на них нанесена специальная краска. Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход или водитель, откуда бы он ни приехал, мог свободно в них ориентироваться.
Если сравнить правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира.
Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, они облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц и дорог как водителям, так и пешеходам.

4. Все дорожные знаки делятся на 7 групп.

1 группа – предупреждающие знаки
Эти знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

2 группа – знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда на перекрёстках, пересечениях проезжих частей, узких участков дорог.

3 группа – запрещающие знаки
Запрещающие знаки вводят или отменяют определённые ограничения движения.

Приложение 1 , слайд 10

4 группа – предписывающие знаки
Разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками или тех объектов, которые изображены.

Приложение 1 , слайд 11

5 группа – знаки особых предписаний
Эти знаки вводят или отменяют определённые режимы движения.

Приложение 1 , слайд 12

6 группа – информационные знаки
Информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения.

Приложение 1 , слайд 13

7 группа – знаки сервиса
Эти знаки информируют о расположении соответствующих объектов.

Приложение 1 , слайд 14

5. Закрепление пройденного

Вопрос: К какой группе относятся эти дорожные знаки?

  • Запрещающие
  • Предписывающие
  • Предупреждающие
  • Знаки сервиса
  • Знаки особых предписаний
  • Знаки приоритета

Вопрос: Каких знаков нет?

Ответ: информационных.

Приложение 1 , слайд 15

Вопрос: что вы сделаете в данной ситуации?

1. Вы уступите дорогу велосипедисту.
2. Вы, имея преимущество, продолжите движение, приняв меры предосторожности.

Приложение 1 , слайд 16

Вопрос: съезжая с дороги на прилегающую справа территорию,

Вы:
1. Пользуетесь преимуществом перед другими участниками движения.
2. Должны уступить дорогу только пешеходам.
3. Должны уступить дорогу только велосипедисту.
4. Должны уступить дорогу пешеходам и велосипедисту.

Приложение 1 , слайд 17

6. Заниматеьная страничка

Приложение 1 , слайды 18,19

Ответ: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»

Загадки:

Тормози скорей шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

Чудо конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!

(Велосипедная дорожка)

Видно строить будут дом –
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.

(Въезд запрещён)

Белый круг с каемкой красной –
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья?

(Движение запрещено)

Скоро будет огород –
Знак об этом знать дает.
Если есть с собой лопата,
Вас там ждут всегда, ребята!

(Дорожные работы)

Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион.

(Движение пешеходов запрещено)

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?

(Место остановки автобуса)

Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить!

(Место стоянки)

Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке.

(Пешеходная дорожка)

7. Итог урока

Приложение 1 , слайд 20

Взрослым и ребятам
Надо точно знать,
Что правила движения
Лучше выполнять!

Урок-игра по ПДД в начальной школе "Азбука дорожных наук"

Акафьева Юлия Геннадиевна
Место работы: МАОУ гимназия № 111 г. Уфа
Описание работы: Урок- игра «Азбука дорожных наук» предназначен для детей младшего школьного возраста (3-4 класс). Данной разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов. Урок- игру можно применять во внеурочной деятельности, на занятиях по правилам дорожного движения.
Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения
Задачи:
- закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;
- познакомить с историей возникновения правил дорожного движения;
- развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
- развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать общую культуру поведения на улице
Оборудование:
- проектор, компьютер, доска;
- презентация «Азбука дорожных наук»;
- плакаты по ПДД;
- разрезные дорожные знаки «Кирпич», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место стоянки», Подземный переход», «Место остановки автобуса, трамвая», «Дорожные работы», «Обгон запрещен», « Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пункт первой медицинской помощи», «»Больница», «Автозаправочная станция»;
- листы для ответов викторины;
- жезл;
- светофор;
- грамоты для награждения победителей;
- карточки с заданиями

Ход урока

1. Орг. момент
- Сегодня у нас необычный урок- игра. В игре принимают участие 4 команды нашего класса, которые покажут знание законов улиц и дорог, правил дорожного движения.
(Идет представление команд).

2. Постановка целей урока
-Для чего нам надо знать правила дорожного движения? (чтобы не попасть под машину, не погибнуть)
-Предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово в нем подскажет, для чего нужны ПДД? (слайды № 2-14)

Вопросы кроссворда
1) Как иначе называют пешеходный переход? (зебра)
2) Человек, который регулирует движение на перекрестке и дороге. (регулировщик)
3) Полосатая палка регулировщика. (жезл)
4) Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
5) Место пересечения дорог и улиц. (перекресток)
6) Чем освещают дороги автомобили? (фары)
7) Одно из средств регулирования дорожного движения. (светофор)
8) На какой сигнал светофора разрешено движение пешеходов и транспорта? (зеленый)
9) Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.(тротуар)
10) Место ожидания автобуса, троллейбуса, трамвая. (остановка)
11) Как одним словом назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (транспорт)
12) Человек, управляющий каким- либо транспортом. (водитель)

Так для чего необходимо знать правила дорожного движения? (для нашей безопасности)
-Посмотрите, что может случиться с теми, кто не соблюдает ПДД! (слайды № 15-21).
-На уроке мы вспомним ПДД, дорожные знаки, станем участниками викторины, посоревнуемся между командами в решении непростых задач.

3. Актуализация знаний
- Кто знает, когда и где появились первые правила дорожного движения?
- Оказывается, это было давным-давно.
-Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно было считать первыми транспортными средствами. Ездили они как вздумается, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Часто происходили столкновения людей с лошадьми, лошадей между собой. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, поэтому изобрели правила, которые сделали движение удобным и безопасным. Первые ПДД появились более 2000 лет назад.
(Слайд № 22-27)

4. Повторение изученного
-Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? (светофор, дорожные знаки)
(к доске выходят дети с дорожными знаками и читают стихи)

Знаки все мы знать должны,
Чтобы выехав на рынок,
Не остались дружно мы
И без ног, и без ботинок.

В красном треугольнике
Знаки осторожные,
Они предупреждают,
К вниманью призывают!

Запрещающие знаки
Разное движенье: обгоны, поворот-
И в красные кружочки
Обводит их народ.

А еще есть знаки- добрые друзья:
Укажут направленье вашего движенья.
Где поесть, заправиться, поспать,
И как в деревню к бабушке попасть.

5. Игра- соревнование
-Я буду загадывать загадки о дорожных знаках, а вы после обсуждения в команде должны будете поднять нужный знак.

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (знак «Въезд запрещен»)

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти! (знак «Пешеходный переход»)

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!» (знак «Движение пешеходов запрещено»)

Коль водитель вышел здесь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб не нужная ему,
Не мешала никому. (знак «Место стоянки»)

Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает! («Подземный переход»)

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. («Место остановки автобуса, трамвая»)
(слайд № 28)

Подведем предварительные итоги.

6. Физминутка
-Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, пошли на месте.

7. Конкурс капитанов
- Я задаю вопросы, а вы даете правильный ответ. (слайды № 29-40)
-Кому из вас еще надо поработать над ПДД?

8. Конкурс «Дорожные ситуации» (слайд № 41)
- Каждая команда получает конкретную ситуацию, которая может возникнуть на дороге. Члены команд обсуждают и представляют нам план действий,
который поможет справиться с возникшей проблемой.
Проблема № 1.
Вы ехали на заднем сидении легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам надо выйти. Как вы поступите?
Проблема № 2.
Вы стоите на остановке и ждете автобуса. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке увеличивается. И вот автобус подъехал. Что вы будете делать?
Проблема № 3
При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримите?
Проблема № 4
Вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек быстро- быстро заморгал и переключился на желтый. Что вам делать: идти вперед на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
(учащиеся в командах обсуждают ситуацию и рассказывают о своих действиях)
-Давайте подведем предварительные итоги.

9. Физминутка
-Кто к нам пожаловал? (входит ребенок с жезлом в руке)
-Регулировщик управляет движением на дороге пешеходов и транспорта. Он «разговаривает» только жестами. Поворачивается то вправо, то влево, взмахивает палкой, то поднимет ее, то опустит.
- А знаете ли вы, как управляет движением регулировщик? (с помощью жезла)
-Какой его жест обозначает красный, желтый, зеленый сигнал?
(слайд № 42)
-Регулировщик обращен к пешеходам или водителям грудью или спиной, руки опущены вниз - это красный сигнал. Если поднял жезл вверх - внимание. Можно считать, что это желтый сигнал. Регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены - пешеходам разрешен переход дороги.

Поиграем вместе с нашим регулировщиком! (Внимательно следите за жестами регулировщика. Если он покажет жест, соответствующий зеленому сигналу, вы идете на месте. Если жест, соответствующий желтому сигналу, хлопаете. Если он покажет жест, соответствующий красному сигналу, стоите молча).

10. Подведение итогов урока (дети выходят к доске и читают стихи)
Знают взрослые и дети
Будет легче жить на свете,
Если без сомнения
Знать правила движения.

Если правила нарушишь
И на красный свет пойдешь,
Травмы разные получишь
И в больницу попадешь!

Если свет горит зеленый,
Иди смело, не зевай!
Но будь все же осторожен
Про машины не забывай!

Если рядом перекресток
Или просто поворот,
Будь внимателен, подросток,
Или просто пешеход!
(слайд № 43)

Вам понравилась наша игра?
-Молодцы! (слайд №44)
11. Награждение победителей

Урок-практикум безопасности дорожного движения в 4 классе.

Тема «Части улиц и дорог. Безопасный подход к школе. Опасные участки дорог и дорожные знаки пос. Первомайский»

Учитель: Гайнанова Э.А.

Цели:

1.Познакомить с правилами безопасного дорожного движения по улице, создать у детей представление о сложности движения на перекрёстках.

2.Развивать внимательность, учить прогнозировать ситуацию.

3.Воспитывать критическое отношение к неправильным действиям пешеходов и не повторять их.

Ход урока.

Вступительная беседа во дворе школы.

Как только ты выходишь из дома или школы на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.

Если ты идёшь пешком, то кто ты? Пешеход.

Кем ты становишься в транспорте? Пассажиром.

Пешеход, водитель, пассажир - люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Беседа «Наша улица»

Как называется улица, на которой расположена наша школа? (улица Матросова)

Улица Матросова находится в поселке Первомайский. Улица включает в себя дорогу, частные дома с придомовыми территориями и школу со школьным двором.

Как можно добраться до поселка Первомайский ученикам?

Хорошо, если кого-то привозят до школьного двора родители на машине. Но многие из наших детей добираются до школы самостоятельно.

Давайте, разделимся на группы: 1 – ребята, которые добираются до школы пешком - Пешеходы, 2 – ребята, которые добираются до п. Первомайский на транспорте - Пассажиры.

Игра на внимание «Пешеходы – пассажиры».

Команда «Пешеходы!» - пешеходы топают ногами.

Команда «Пассажиры!» - пассажиры хлопают в ладошки.

Игра «Узнай свой автобус»

Мои помощники – ребята, которые добираются до школы не на общественном транспорте. Они высоко поднимут таблички с номерами автобусов и маршрутных такси. По моему сигналу каждый ребенок должен встать к табличке с номером своего автобуса или маршрутного такси.

Таблички: № 21, № 2 А, № 21 Б.

Молодцы! Все вы знаете, на каком именно автобусе должны доехать до ближайшей к школе остановке. А где находится ближайшая к школе остановка?

Одна остановка находится на улице Дудина, а другая - на улице Победы.

Кто ожидает приезда автобуса на улице Дудина? А кто – на улице Победы?

А кому из вас придется перейти дорогу, чтобы дойти до своей остановки?

Мы сейчас с вами пройдем к автобусным остановкам, и там вы мне расскажете, как должны себя вести дети на остановках.

Учитель с детьми выходят из территории школы.

Беседа «Дорога и части дороги»

Мы вышли из школы. Мы становимся пешеходами. Перед нами дорога.

Правило 1. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Вспомним части дороги. Какие части дороги вы знаете?

Как называется часть дороги, по которой едут машины? (Проезжая часть)

Как называется та, часть дороги, по которой передвигаются люди? (Тротуар)

Дорога имеет проезжую часть, тротуары, обочину и разделительные полосы.

Покажите, где проезжая часть дороги? Есть ли на ней разделительные полосы?

По дороге нашей улицы транспорт проезжает редко, но это не значит, что вы не должны быть внимательны. Обратите внимание, что тротуаров по пути в школу нет. И это делает движение по дороге в школу опасным.

Где должен идти пешеход, если нет тротуара?

Правило 2. Там, где нет тротуара, разрешается идти только по краю дороги (обочине) навстречу машинам.

Покажите, по какой стороне дороги мы сейчас начнем движение? Навстречу транспорту по правой стороне. При движении нужно двигаться по обочине ближе к территории частных домов.

Практикум «Движение до перекрестка».

Правило 3. Во время движения нужно быть очень осторожным, не играть, не выбегать на проезжую часть!

Беседа у перекрестка.

Вот мы дошли до перекрестка. Здесь встречается улица Матросова с улицей Дудина. На улице Дудина движение транспорта становится более интенсивным.

Перекресток – опасное место! Нам необходимо повернуть направо, а для этого нужно перейти на другую сторону дороги.

Вспомните, где нужно переходить улицу?

Правило 4.

Улицу переходить нужно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Учитель показывает знак «Пешеходный переход», модель светофора с зеленым сигналом.

На нашем перекрестке нет пешеходного перехода, нет светофора. Какое правило нужно вспомнить нам при переходе улицы?

Правило 5.

При переходе улицы посмотри налево, посмотри направо, только когда убедишься, что нет приближающегося транспорта, переходи улицу!

Запомни! Будь внимательным в пути: влево, вправо погляди.

Практикум «Переход улицы», где нет пешеходного перехода.

Продолжаем движение по обочине к остановке.

Поведение на остановке.

Вот мы дошли до автобусной остановки.

Какой знак говорит, что здесь находится автобусная остановка?

Кто из ребят ожидает свой транспорт на этой остановке?

А кому придется перейти еще раз дорогу, чтобы пройти к остановке на улице Победы?

Что нужно помнить при переходе улицы?

Проблемная ситуация.

Послушайте одну грустную историю. Ребята после школы ожидали автобус на остановке. Стояла хорошая осенняя погода и у детей было хорошее настроение. Дима вдруг встал на скамейку, которая расположена внутри остановки и громко объявил «Ребята, давайте играть в догонялки!» И тут же вспрыгнув со скамейки и толкнув женщину с сумками, которая подошла к остановке, стал бегать и громко кричал «Алёша, не догонишь!». Алёша, не задумываясь. Побежал за Димой и стал его догонять. Они громко смеялись и бегали, не обращали внимания на женщину, которая что-то им говорила, и не заметили как оказались на дороге… А что с ними случилось и почему история грустная, вы, наверное, догадались?

Как вы думаете, что случилось с мальчиками?

Что вам не понравилось в поведении мальчиков?

Расскажите, как себя вести на остановке?

Правило 6. Нельзя играть вблизи проезжей части дороги и на тротуаре.

Запомните! Игры на проезжей части могут привести к несчастью!

Дождавшись автобуса, вы добираетесь до своей остановки.

Как называется остановка, на которой вы должны выйти?

С какой стороны нужно обходить автобус?

Правило 7. Автобус на остановке надо обходить только СЗАДИ, а трамвай можно обходить только СПЕРЕДИ. Это правило очень легко запомнить, если представить, что автобус и троллейбус это собаки и кусаются спереди, а трамвай это лошадь и лягается сзади.

Возвращение в школу.

Какие правила безопасного движения мы вспомнили и соблюдали?

Беседа «На дороге не играют!»

Многие мальчики любят играть в футбол. У нас есть специальный стадион для игры в футбол. И наши ребята молодцы – они играют в мяч только на стадионе.

Но встречаются мальчишки, которые не знают, что на дороге играть нельзя! Послушайте стихотворение о таких мальчиках. Что вы им посоветуете?

Валентин, Данил и Ваня
У дороги в футбол играли.
Ване - пас, Данилу - пас,
Валентину - пас, и раз! –
Промахнулся он немного –
Мяч упрыгал на дорогу.
Будет там теперь лежать,
Ведь нельзя за ним бежать.
Их водители ругают:
«На дороге не играют!»

Беседа о светофоре.

Есть в нашем классе ребята, которые от остановки дальше до дома идут пешком. Расскажите, как вы переходите улицу?

Где в нашем городе есть светофоры?

Что обозначают его сигналы?

Демонстрация макета светофора.

Сигналы светофора: Красный – Стой! Желтый – Жди! Зеленый – Иди!

«Красный человечек» означает: «СТОЙТЕ!», «зеленый человечек» означает: «ИДИТЕ!»

Правило 8. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Почему?

Игра «Светофор».

Мы поиграем на территории школьного двора в игру «Светофор».

На зеленый сигнал дети шагают, на красный – останавливаются.

Итог урока.

- Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности!




Просмотров