Технологическое развитие и технологическая безопасность. Технологическая безопасность страны и условия ее обеспечения. Работы ГПМ вблизи ЛЭП

Технологическая безопасность. Физика горения и взрыва


Вопросы по материалу

1. Основные причины возникновения очага возгорания.

2. Поражающие факторы.

3. Определение взрыва, его формы.

4. Что такое горение? Скорость горения. его виды.

5. Классификация ВС по выполнению целевой функции.

6. Охарактеризовать начальный импульс.

7. Показатели чувствительности.

8. Что является показателем взрывопожароопасности?

9. Что понимают под чувствительностью вещества к искровому разряду?


Технологическая безопасность

При производстве ВМ в большинстве случаев развитие аварии происходит по следующей схеме: образование начального очага загорания - рас­пространение горения за пределы очага - переход горения во взрыв или детонацию - возникновение вторичных факторов поражения, некото­рые из которых могут стать причиной образования новых зон аварии.

Как правило, производство ВМ на исправном оборудовании, из ка­чественного сырья, при соблюдении технологического регламента и правил эксплуатации оборудования не приводит к возникновению оча­га загорания.

Однако, при производстве, транспортировке и использовании ВМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания в энергоемком материале возникает начальный очаг заго­рания. Основные причины возникновения очага - механическое и (или) тепловое воздействие, электрический разряд, химическая реакция. Тех­ническими и организационными мероприятиями можно снизить часто­ту появления таких причин, но нельзя исключить их полностью. Чем раньше будет прервано развитие аварии, тем меньшим будет ущерб.

Величина ущерба в основном определяется физическими, химичес­кими, механическими и т.д. процессами, которые происходят в ВМ, и количеством материала, в них вовлеченного. Физические процессы, происходящие в ВМ, характеризуются различными поражающими фак­торами. Если развитие аварии заканчивается на стадии горения, то эти­ми факторами в основном являются сравнительно длительное действие пламени, тепловое излучение и образование токсичных продуктов го­рения. Если же горение перейдет во взрыв или детонацию, то среди поражающих факторов будут преобладать воздушная ударная волна (УВ), разлетающиеся осколки и обломки оборудования и строительных конструкций. Каждый из поражающих факторов имеет свои законы воз­никновения и распространения, размеры зон поражения, и знание этих законов необходимо для того, чтобы можно было правильно оценить тяжесть возможных последствий от различных аварий.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности производ­ства твердых ракетных топлив в конце 50-х - начале 60-х годов привела к созданию нового научного направления - технологической безопасности. Оно появилось на стыке наук, с одной стороны, физики горения и взрыва и, с другой стороны, химии и технологии производства ВМ. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах. При этом тщательно исследуется чувствительность ВМ к различным внешним воздействи­ям: удару, трению, тепловому импульсу, электрическому разряду; ста­бильность ВМ и его совместимость с различными веществами. Не каж­дый начальный очаг приводит к распространению реакции за его пре­делы. Следующим шагом является изучение условий распространения химической реакции после возникновения начального очага. Посколь­ку химические реакции могут протекать различными способами (в виде медленного химического разложения, горения или детонации), то сле­дует определить условия, в которых реализуется тот или иной механизм реакции, и условия, когда один из механизмов переходит в другой (пе­реход горения в детонацию). Необходимо изучить и механизмы процес­сов, и законы формирования сопровождающих реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений. Кроме того, надо решить, а чего, собственно, нельзя до­пустить: возникновения начального очага загорания, массового пожара или мощного взрыва? Необходимый шаг в разработке стратегии обес­печения безопасности - это установление границы между гипотетичес­кими авариями и проектными. Гипотетические аварии происходят из-за таких естественных инициирующих событий, возникновение кото­рых маловероятно, а устранение либо экономически и социально не обо­сновано, либо технически недостижимо (например, падение самолета на вагон со взрывчаткой). Проектные аварии порождаются определен­ными инициирующими событиями. Так, например, падение упаковки с ВМ с максимально предусмотренной регламентом проведения работ высоты на землю есть проектная авария. Для предотвращения ущерба от нее необходимо осуществление технических мероприятий, напри­мер, разработка погрузочно-разгрузочных средств и конструкции упа­ковки, позволяющих снизить вероятность такой ситуации, и, кроме того, не допустить воспламенения ВМ даже в случае падения содержащей его упаковки.

Граница между гипотетическими и проектными авариями во мно­гом определяется техническими и экономическими возможностями предприятий. Новые технические решения или даже просто ресурсы для реализации известных, но дорогостоящих мероприятий могут при­вести к тому, что гипотетическая авария станет проектной.

Научно обоснованный подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на промплощадке, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, установить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Результатами исследований в рамках этого научного направления являются нормы, правила и стандарты, исходные данные для проекти­ровщиков и конструкторов, рекомендации по схемам построения тех­нологических процессов, по конструкциям специальных зданий и за­щитных сооружений, методы исследований и испытаний различных видов ВМ.

Важность решения проблемы обеспечения безопасности настолько велика, что в последние годы вопросы безопасности стали одним из решающих факторов при выборе той или иной технологии производ­ства, а иногда и самой возможности организации производства, пред­ставляющего угрозу для персонала, населения и окружающей среды. Все это нашло свое отражение в вышедшем в 1997 г. «Законе о про­мышленной безопасности». Превалировавшая до сих пор концепция «абсолютной безопасности» перестала соответствовать внутренним за­конам техносферы. Техника безопасности, цель которой - не допустить никаких аварий и тем самым защитить работника, должна смениться качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены.

Цель:

· выявление потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ВМ;

· анализ условий проявления разрушительного потенциала ВМ;

· изложе­ние требований к конструкции оборудования, его размещению, защит­ным сооружениям, порядку организации технологического процесса и т.п., направленных на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий;

· описание методов регламентирования безопасности.


Похожая информация.


В последние десятилетия в экономике развитых стран отмечаются повышенные темпы использования достижений НТП. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных кадров и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире, что обусловлено процессами глобализации. В таких странах формируется экономика постиндустриального типа, основанная на знаниях, инновациях, внедрении передовых технологий во все сферы жизни общества.

Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко - недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.

1. Государственная научно-техническая политика

В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами . Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Основные положения Закона:

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной научно-технической политики:

  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
  • реализация важнейших социальных задач;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
  • улучшение экологической обстановки;
  • защита информационных ресурсов государства;
  • укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.

Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.

Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок . Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии - 2%, Китая - 3,9%, Японии - 15,1%, Европейского союза - 25,1%, США - 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями - долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции» .

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:

  • стадии экономического развития;
  • социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • активная, умеренная или пассивная;
  • сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ .

2. Научно-техническая безопасность России

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

  • утрата приоритетов научно-технической политики;
  • разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
  • снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
  • возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
  • утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

  • разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
  • стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
  • расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической, информационной. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология - научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное - это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

  • возвращение к стабильному экономическому развитию;
  • обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
  • выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке.

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

  • должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
  • должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
  • заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Научно-техническая безопасность - один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле - обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

3. Финансирование научных исследований и разработок

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г. Их удельный вес в расходах федерального бюджета в эти годы был равен 2.25%, 2.27% и 2.19 % соответственно. Рост финансовых вливаний в науку в последние годы не позволил компенсировать их масштабное снижение в начале реформ. Так, объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2007 г. Достиг всего 41.8% от уровня 1991 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 23.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США - 343.7 млрд. долл., Япония - 138.8, Китай - 86.8, Германия - 66.7, Корея - 35.9). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на 9-е место .

В условиях высоких цен на топливно-энергетические ресурсы динамика внутренних затрат на науку отстает от роста ВВП. После многообещающего увеличения с 0.95% до 1.28% в 1998 - 2003 гг. их доля в ВВП сначала упала - до 1.15% в 2004 г., затем стабилизировалась на уровне 1.07% в 2005-2007 гг. и выросла до 1.12% в 2007 г. По показателю внутренних затрат на науку Россия занимает 29-е место в мире.

Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя - 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США - 233.8, а в Корее - 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.

Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.

Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. По данным 2006 г. на социальные цели приходилось 4.1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства (в рамках цели «развитие промышленности») - 2.9%. Мало ресурсов направляется на поддержку наукоемких отраслей: производства автомобилей и прочих транспортных средств - 5.0%, электронной промышленности и производства оборудования для радио, телевидения и связи - 3.2%, производства электрических машин и аппаратуры - 0.4%, приборов - 2.3%.

Относительно небольшие средства тратятся на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (2% общего объема внутренних затрат), что противоречит общемировым тенденциям, поскольку практически всем развитым странам удалось добиться ощутимого изменения структуры расходов в пользу именно этого направления. Эффективность их усилий подтверждается увеличением продолжительности и улучшением качества жизни населения.

Сохранение в России невысоких по сравнению со странами - лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса. Парк приборов и оборудования обновляется медленно, что ведет к накоплению устаревших технических средств. В результате уровень техновооруженности в этой сфере является крайне низким ; уменьшается стоимость машин и оборудования в постоянных ценах. Даже крупные научные организации недостаточно хорошо оснащены специализированной исследовательской техникой, измерительными и регулирующими приборами, лабораторным оборудованием, что препятствует не только получению прорывных результатов, но и осуществлению текущей исследовательской деятельности .

Как видим, обеспечение научно-технологической безопасности - сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.

Сегодня заявленные правительством высокие темпы развития не подкреплены соответствующими действиями, а результаты не соответствуют декларируемым целям. Очевидно, развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва - важнейшая стратегическая задача России.

Эта задача может быть поставлена и решена исключительно государством, поскольку связана с решением как рыночных, так и нерыночных проблем. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной и нравственной необходимостью современной России. Проблема заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.

Россия как страна, стремящаяся к преодолению отставания и ускорению развития экономики, должна развиваться быстрее, чем передовые страны, применять новые эффективные достижения науки, новые принципы организации производства. Имитация и тиражирование широко известных достижений в технике и технологии никогда не дают эффекта большего, чем тот, который был получен страной-лидером, контролирующим, как правило, значительную часть мирового рынка. Поэтому для России чрезвычайно опасна осуществляемая ныне стратегия догоняющего развития. Ей сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание собственной национальной инновационной управляемой системы.

Источники и литература

Документы:

http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html - Совет Безопасности РФ.

Национальная безопасность России;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);

Федерально-целевая программа:

http://www.fcpir.ru/ - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62, от 06.04.2011 № 253);

Федеральный закон:

http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

http://www.aselibrary.ru/ - Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья - Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.

http://economuch.com/ - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. -Тема 7. Государственная научно-технологическая политика.

http://fin-result.ru/ - интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.

http://www.rau.su/ - Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.

http://sbinnovation.ru/content/view/14/1/ - интернет-портал: Инновации в малом бизнесе. Статья: Государственная научно-техническая политика.

http://trvscience.ru/ - Электронный журнал «Троицкий вариант» статья: Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 августа 2011г. ТрВ № 86, c.4, "Бытие науки", Евгений Онищенко .

Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Http://sbinnovation.ru/%20- Совет Безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Http://economuch.com/page/economikagos/ist/ist-11--idz-ax248--nf-8.html - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. - Тема 7. Государственная научно-технологическая политика ;

Доктрина информационной безопасности утв. Президентом РФ (сентября 2000 г. № Пр-1895)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Http://www.rau.su/observer/N03_00/03_25.HTM - Интернет-журнал "РАУ-Университет", статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев

Http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf - Министерство образования и науки РФ. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, с.16-19

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Под понятием опасность понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

    Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

    Риск – количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность реализации опасности. Обычно этобезразмерная величина в пределах от 0 до 1.

    Производство – процесс создания материальных благ, представляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. Сущ. две стороны производственного процесса: производственные силы; производственные отношения, которые образуют способ производства.

    Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

    Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под изменением состояния предмета труда понимается изменение его физических, химических, механических свойств, геометрии, внешнего вида.

    Технологическое оборудование - это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку (это средство технологического оснащения, дополняющее технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. К ним относятся режущий инструмент, приспособления, измерительные средства).

    Рабочее место представляет собой элементарную единицу структуры предприятия, где размещены исполнители работы и обслуживаемое технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства, технологическая оснастка и предметы труда.

    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. 2.Классификация технологических процессов.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

    Любое производство представляет собой совокупность самых разных процессов, среди которых особо выделяют процессы непосредственно связанные с производством продукции. Эти процессы разделяются по принципу их роли в изготовлении конечного продукта на:

    Основные процессы (тех. процессы, в ходе которых происходит изменение геометрической формы, размеров и физико-химических свойств продукта)

    Вспомогательные (процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов)

    Обслуживающие (процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов)

    Для временной характеристики технологических процессов их делят на фазы.

    Фаза – комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной фазы технологического процесса и связана с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.

    Каждая фаза состоит из последовательно выполняемых над данным предметом труда технологических действий – операций.

    Операции в зависимости от применяемых средств труда подразделяются на:

    Машинные

    Машинно-ручные (выполняются с помощью машин при участии ручного труда)

    Автоматизированные.

    В зависимости от формы организации согласно единой системы технологической документации (ЕСТД) (ГОСТ 3.1109-82) различают три вида технологических процессов (ТП): единичный, типовой и групповой .

    - единичный - технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства;

    - типовой - технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками;

    - групповой - технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.

    3.Общие требования безопасности к технологическим процессам.

    Требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам

    Согласно ГОСТ 12.3.002 - 75* «ССБТ. ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ.Общие требования безопасности», безопасность производства обеспечивается благодаря выбору:

    Оптимальных и безопасных технологических процессов, приемов, режима труда и порядка обслуживания производственного оборудования;

    Производственных помещений, уровни ОВПФ в которых не превышают установ­ленных санитарно-гигиеническими нормами величин;

    Оптимальных производственных площадок для проведения процессов, выполняемых вне производственных помещений;

    Исходных материалов, заготовок и полуфабрикатов, не оказывающих вредного воздействия на работающих, а в случае необходимости использования вредных компонентов - применению соответствующих средств защиты людей;

    Производственные процессы должны быть пожаро- и взрыво- безопасными и в результате их проведения в окружающую среду не должны поступать выбросы вредных веществ;

    Необходимого производственного оборудования, а также за счет и благодаря:

    Безопасному размещению оборудования и организации рабочих мест;

    Механизации и автоматизации производственного процесса;

    Безопасному хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;

    Профессиональному отбору и обучению работающих;

    Применению средств защиты.

    Требования безопасности к технологическим процессам . При проектировании, организации и проведении технологических процессов должно быть предусмотрено выполнение следующих требований:

    Устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на организм:

    Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, на процессы и операции, при которых эти факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;

    Комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами и операциями;

    Герметизация оборудования;

    Применение средств коллективной защиты работающих;

    Рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики гиподинамии, а также ограничения монотонности и тяжести труда;

    Своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных производственных факторов при проведении технологических операций;

    Установка системы контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающей защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

    Своевременное удаление и обезвреживание отходов производства.

    4.Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

    ГОСТ 12.2.061-81«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К РАБОЧИМ МЕСТАМ»

    1. Рабочее место должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» и настоящего стандарта.

    2. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с характером работы, должны обеспечивать безопасность, охрану здоровья и работоспособность работающих.

    3. Конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов (органов управления, средств отображения информации, кресла, вспомогательного оборудования и т.п.) должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, а также характеру работы.

    4. Уровни (концентрации) ОВПФ, воздействующих на человека на рабочем месте, не должны превышать установленных предельно допустимых значений.

    5. Рабочее место и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать безопасное и удобное техническое обслуживание и чистку.

    6. Конструкция рабочего места должна обеспечивать удобную рабочую позу человека, что достигается регулированием положения кресла, высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении и (или) высоты и размеров рабочей поверхности.

    7. Рабочее место должно иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполняемой работы и при необходимости аварийное освещение.

    8. При выполнении работ, связанных с воздействием ОВПФ, рабочее место должно быть оснащено средствами защиты, средствами пожаротушения и спасательными средствами.

    9. Наличие или возможность опасности и способы, которыми можно предупредить или уменьшить ее воздействие на работающих, должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76* «ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ».

    10. Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации. Пути эвакуации и проходы должны быть обозначены и иметь достаточную освещенность.

    11. Организация и состояние рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами должны обеспечивать безопасное передвижение работающих и транспортных средств, удобные и безопасные действия с материалами, заготовками, полуфабрикатами, а также техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования.

    ГОСТ 12.2.003-91«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. Общие требования безопасности»

    Конструкция производственного оборудования должна исключать возможность падения, опрокидывания и смещения при эксплуатации и монтажа. Движущиеся части производственного оборудования, являющиеся источником травмоопасности, должны быть ограждены.

    Производственное оборудование должно быть пожаровзрывобезопасным. Производственное оборудование, являющееся источником шума, ультразвукаи вибрации, должно быть выполнено так, чтобы шум, ультразвук и вибрация не превышали установленные стандартами допустимые уровни.

    Необходимость наличия на рабочих местах средств пожаротушения и других средств, используемых в аварийных ситуациях, должна быть установлена в стандартах, технических условиях и эксплуатационной документации.

    Размеры рабочего места и размещение его элементов должны обеспечивать выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах и не затруднять.


  • Общие требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам установлены государственными стандартами.
    Обеспечение безопасности работников, занятых в технологических процессах, связано с повседневным контролем за соблюдением правил охраны труда, применением средств защиты, проведением необходимых для конкретного технологического процесса организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мер.
    В процессе конструкторской разработки оборудования реализуются общие требования, заложенные в нормативно-правовых доку-
    138
    ментах, и специальные требования к конкретной разработке, заложенные в отраслевых и заводских инструкциях. Согласно общим требованиям, производственное оборудование должно иметь:
    • органы управления, соответствующие установленным эргономическим показателям;
    • приборы, отображающие информацию о ходе технологического процесса;
    • систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех режимах работы;
    • устройства защиты работающих.
    Документами определяются требования к организации рабочих мест. Рабочие места должны быть безопасными, удобными и расположены и оборудованы таким образом, чтобы пользование ими не вызывало повышенной утомляемости. Органы управления станочным и другим оборудованием должны находиться в зоне досягаемости работника. Усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека. Рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть профилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Они должны быть защищены от случайного и самопроизвольного приведения в действие.
    Число, различимость и расположение средств отображения информации (чаще всего приборов) должны учитывать возможности восприятия работником информации и не вызывать чрезмерной концентрации внимания.
    Устанавливаются требования безопасности к производственным помещениям и размещению в них производственного оборудования. Вокруг оборудования выделяют опасные зоны, в пространстве которых при нарушении правил охраны труда, безопасной эксплуатации и технологической дисциплины чаще всего возникают случаи травматизма. В понятие «опасная зона» входит пространство, в котором возможно воздействие опасного и (или) вредного производственного фактора на работника.
    На стадии конструкторской разработки проектируются средства коллективной защиты: предохранительные и блокирующие устройства, исключающие возможность контакта человека с опасными элементами оборудования; системы аварийного отключения; устройства, ограждающие опасные зоны; сигнализация; системы дистанционного управления для особо опасных технологий.
    При проектировании также предусматривают защиту рабочих от поражения электрическим током. Предусматривают и устройства, исключающие возможность накопления в опасных количествах зарядов статического электричества.
    Основными требованиями производственной безопасности к технологическим процессам являются:
    • исключение контакта работников с материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на человека;
    • замена травмоопасных и вредных технологических процессов процессами, обеспечивающими сохранение здоровья и жизни работников;
    • применение дистанционного управления и роботизации в особо вредных и травмоопасных технологических процессах;
    • рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики снижения работоспособности в результате быстрого утомления, травматизма и профзаболеваний;
    • ограничение тяжести и напряженности трудовых процессов за счет применения комплексной механизации, автоматизации и роботизации на тяжелых и требующих высоких умственных напряжений производственных операциях;
    • своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, которые являются источниками вредных и опасных производственных факторов;
    • обеспечение пожаро- и взрывобезопасности;
    • обеспечение безопасности выполнения внутрицеховых операций по транспортировке исходных материалов, готовой продукции, отходов производства.

    Еще по теме Обеспечение безопасности в технологических процессах:

    1. 4.9 Обеспечение экологической и технологической безопасности
    2. Математическое обеспечение АСУ ТП и алгоритмизация технологических процессов.
    3. Кузнецов Виктор Георгиевич. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕКТИФИКАЦИИ НЕФТИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата технических наук. 05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность). Самара-2005, 2005
    4. 13. Компоновка операций и технологического оборудования при автоматизации технологических процессов. Последовательное, параллельное и смешанное агрегатирование

    Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей,среды широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все с производственной деятельности сопровождается появлением и распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

    От каждого специалиста требуется умение определять и осуществлять ком эффективных мер защиты от их неблагоприятного действия на человека и природную среду.

    Решение проблемы безопасности технологических процессов состоит в обеспечении безопасных условий деятельности людей, защите человека и окружающей его среды от

    воздействия вредных факторов.

    Основная цель безопасности заключается в обеспечении защиты человека от негативного

    воздействия вредных факторов и достижении комфортных условий жизни.

    Средством

    достижения

    является

    реализация

    обществом

    соответствующих правил, обеспечивающих снижение негативных воздействий до приемлемых

    допустимых значений.

    1.1 Понятия опасности и безопасности

    Любая деятельность человека является потенциально опасной.

    Два самых важных вывода, которые необходимо учитывать при формировании принципов

    безопасности и создании систем безопасности:

    Невозможно создать абсолютно безопасный вид деятельности человека или абсолютно

    безопасную технологию;

    Ни один вид деятельности не

    обеспечить абсолютную

    безопасность

    человека, что указывает на отсутствие нулевых рисков.

    Негативное

    взаимодействие

    системе«ч ловек -

    обитания

    производственной деятельности» принято называть опасностью.

    Под опасностью понимают процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их

    комбинации, нарушающие или способные нарушать устойчивое состояние среды обитания или работы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека.

    Различают опасности естественного, техногенного и антропогенногопроисхождения.

    Чем активнее деятельность человека, тем выше уровень и количество антропогенных и техногенных опасностей - вредных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду обитания.

    Все факторы опасностей, формирующихся в процессе деятельности человека, можно разделить на следующие группы:

    - физические факторы, к которым относятся движущиемашины и механизмы, электрический ток, ионизирующие излучения, режущие и вращающиеся инструменты и приспособления;

    - химические факторы;

    - биологические факторы;

    - психофизиологические факторы, связанные с физическими и нервно-психическими нагрузками.

    По вероятности воздействия на человека и среду обитания опасности разделяют потенциальные, реальные и реализованные.

    Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с

    пространством и временем воздействия(опасность присутствует, но не наносит при этом вреда).

    Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека и скоординирована в пространстве и во времени.

    Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека или окружающую среду обитания, приведший к потере здоровья, летальному исходу или материальным потерям.

    Реализованные

    опасности

    подразделяются

    происшест, чрезв ычайныеия

    происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Происшествием называют событие негативного воздействия с причинением ущерба

    людским, природным или материальным ресурсам.

    Чрезвычайное

    происшествие - событие, обладающее

    уровнем негативного

    воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К чрезвычайным происшествиям

    относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей,

    восстановление

    технических

    устройств

    невозможно

    нецелесообразно.

    Катастрофа - происшествие, сопровождающееся гибелью людей.

    Стихийное

    бедствие - событие, связанное

    со стихийными явлениями

    приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

    Опыт эксплуатации сложных технических систем убеждает, что никакие конструктивные,

    внешние и внутренние факторы, воздействующие на элементы систем и оборудования. Задача состоит в том, чтобы предвидеть эти ситуации и путем технического обслуживания и ремонта

    являются безопасность и экономичность.

    На современном этапе развития науки и техники актуальной проблемой явля необходимость коренного пересмотра подходов к созданию систем безопасности основанных на уменьшении влияния на безопасность человеческого фактора.

    Выполненный анализ причин аварий на АЭС, включая аварии с тяжелыми последствиями на АЭС «Three Mile Island» в США, на Чернобыльской АЭС, на АЭС «Фукусима-1» в

    Не имеет смысла определять безопасность как полное отсутствие опасности, потому что

    абсолютной безопасности достичь невозможно.

    Представляется логичным трактовать безопасность для конкретной системы как такое состояние этой системы и систем с ней взаимодействующих, при которой суммарный риск не превышает некоторого порогового значения, определяемого обществом в соответствии с принятой им системой ценностей. Поэтому понятие «безопасность» можно характеризовать как пребывание системы в условиях пренебрежимо малого риска. (Риск – количественная мера опасности).

    Проблема управления риском решается сейчас в большинстве случаев исходя из того, что

    безопасность - это пребывание системы в условиях приемлемого риска.

    В научной и специальной литературе по вопросам радиационной защиты принц приемлемого риска известен как принципALARA. Дозы облучения должны быть настолько низкими, насколько это возможно в пределах разумного подхода с учетом экономических и социальных факторов данного конкретного общества.

    Задача определения пределов безопасности или уровней приемлемого риска представляет собой часть общей проблемы выбора оптимальных способов учета интересов различных групп общества (рис. 1.1). С течением времени многие факторы, влияющие на выбор приемлемого риска, меняются. Соответственно должны пересматриваться условия и пределы безопасности, постепенно приближаясь к области пренебрежимо малого риска.

    РИС 1.1. ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА СНИЖЕНИЕ ТЕХНОГЕННОГО РИСКА

    К настоящему времени сложились два подхода к обеспечению безопасности.

    Первый - традиционный инженерный подход- основан на увеличении количества и повышении эффективности разных защитных и локализующих систем и устройств, которые снижают вероятность аварий и уменьшают степень опасности их последствий. Осуществление на практике только такого подхода приводит к усложнению и удорожанию устано,

    ухудшению других ее характеристик и принципиально не исключает возможности крупной аварии с тяжелыми последствиями, поскольку не устранены внутренние причины, которые могут привести к ее возникновению.

    Для доказательства безопасности при этом подходе в основном приходится опираться на вероятностный анализ безопасности, рассматривающий отказы технических устройств и ошибки эксплуатационного персонала как случайные события.

    Второй подход основан на концепции технологической системы с внутренне присущей безопасностью. Здесь причины возникновения серьезных аварий исключены применением обратных связей внутри самого устройства на основе физических законов, не посредством приборов и органов управления, что делает техническое устройство самозащищенным.

    При таком подходе не требуется нагромождения защитных и локализующих систем, которые в некоторых случаях могут сами стать причиной аварий, и сложных доказательств безопасности с проведением большого объема расчетных и экспериментальных работ недостоверным сценариям.

    числу относятся: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно- гигиенические и лечебно-профилактические меры.

    Для обеспечения безопасности конкретного вида производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

    выполнение детального анализа опасностей, формирующихся в изучаемой деятельности

    разработка эффективных мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей

    разработка эффективных мер защиты от остаточного риска данной деятельности или технологического процесса. Эти меры применяются в случае, когда нужно заниматься спасением человека или среды обитания.

    1.2 Качественный и количественный анализ опасностей

    Качественный анализ опасностей проводят с целью выявления источников опасностей и

    их основных характеристик, определения негативных факторов, возникающих при действии

    опасностей,

    уточнения

    последовательности

    причин, приводящих

    нежелательным

    последствиям, а также для оценки этих последствий.

    Выявление опасностей проводят при помощисистемного анализа ,

    понимается совокупность методологических средств, в основе которых лежит разделение

    составные

    элементы, являющиеся

    исходными

    обоснования

    безопасности. Целью

    системного

    анализа безопасности

    является

    обнаружение причин,

    влияющих на появление нежелательных событий(аварий, катастроф, пожаров, несчастных

    случаев, травм), и разработка предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность их

    появления.

    Результаты причинно-следственного анализа причин и

    последствий

    нежелательны

    событий могут быть представлены в виде специальных таблиц или графических изображений

    деревьев событий (причин и последствий), в основе которых лежит теория графов.

    Количественная

    опасностей

    вероятности

    нежелательного события,

    вызванного ею. При анализе вероятности появления нежелательного

    события за определенный период времени, а также в случае определения его последствий используют понятие риска.

    Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной

    количество людей за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев за определенный промежуток времени.

    Оценка риска является исключительно важным аргументом для принятия обоснованных решений по созданию систем безопасности различного назначения, а также для определения необходимости и целесообразности финансирования мероприятий, направленных на снижение величины риска.

    Риск определяют как количественную оценку опасности или как частоту реализации опасности. Математически риск R можно определить по формуле:

    N нж

    N общ

    где Nнж - число нежелательных событий за определенный период времени(обычно за

    Nобщ - общее число событий за тот же период времени.

    Риск есть не

    Иноекак вероятность появления нежелательных событий з

    определенный период времени

    Индивидуальный

    оценивает величину

    опасности

    рассчитывается по формуле:

    R инд= U

    где U - величина ущерба за счет возникновения нежелательного события;Т - рассматриваемый интервал времени;М - численность группы людей, для которой рассчитывается риск.

    Под приемлемым риском понимают уровень индивидуального риска, который является оправданным с экономической и социальной точек зрения, иначе говоря, с которым общество готово мириться ради получения тех или иных благ в результате своей деятельности. Можно сказать, что приемлемый риск- это оптимальный уровень индивидуального риска, при котором в существующих социально-экономических условиях его дальнейшее снижен нецелесообразно.

    Существует

    понятие пренебрежимого

    риска , когда

    вероятность

    исключительно мала (см. рис. 1.1).

    приведены

    значения

    средних годовых

    эффектив

    эквивалентных

    индивидуальных

    доз облучения

    населения

    соответствующие им значения индивидуального риска.

    Таблица 1.1 - Средние годовые эффективные эквивалентные индивидуальные дозы и

    средний индивидуальный риск облучения населения Земли и Украины

    Источник облучения

    Население Земли

    Население Украины

    Доза за год, мЗв

    за, мЗвгод

    6,1 · 10-5

    5,4 · 10-5

    Естественный фон

    (0,05- 0,2 мкЗв/ч)

    Техногенный

    естественный фон, в том

    7,1 · 10-5

    5,7 · 10-5

    радон и торон в

    7,1 · 10-5

    5,7 · 10-5

    помещениях

    удобрения в сельском

    4,1 · 10-7

    хозяйстве

    выбросы угольных

    1,1 · 10-7

    электростанций

    пользование

    автотранспортом

    пользование

    5,4 · 10-8

    авиатранспортом

    употребление

    радиолюминесцентных

    5,4 · 10-8

    Искусственные источники

    2,2 · 10-5

    8,5 · 10-5

    облучения, в том числе:

    медицинское облучение

    (рентгенодиагностика,

    2,2 · 10-5

    рентгене- и радиотерапия)

    выпадения от испытаний

    5,4 · 10-7

    5,4 · 10-7

    ядерного оружия

    ядерная энергетика

    3,4 · 10-8

    7,8 · 10-8

    1,9 · 10-4

    2,0 · 10 -4



    Просмотров