Субсидии на оплату жкх. Отказ, приостановление и прекращение получения субсидий. Срок действия дотационных выплат


Доходы домашнего хозяйства представляют собой часть национального дохода, который создается в процессе производства и предназначен для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, которые были израсходованы в процессе общественного производства материальных благ и услуг.
Денежные доходы. В основу деления доходов могут быть положены разные классификационные признаки.
В зависимости от источника дохода они подразделяются:
на заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;
доходы от предпринимательской деятельности;
доходы от операций с ценными бумагами;
арендную плату за переданное в наем имущество;
страховое возмещение;
доходы от реализации личного имущества;
социальные выплаты (трансферты), поступающие из государственных источников денежных средств (бюджеты, государственные внебюджетные фонды);
прочие.
В зависимости от степени равномерности поступлений различают следующие виды доходов:
регулярные (оплата труда, пенсии, пособия, арендная плата и др.);
периодические (авторские гонорары, доходы от операций с ценными бумагами и др.);
случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества, доходы от выигрыша в лотереи).
В зависимости от надежности поступления различают доходы:
гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
условно-гарантированные (оплата труда);
негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).
В настоящее время регулирование трудовых доходов граждан Российской Федерации осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем, посредством налогового механизма.
Так, в целях недопущения низкого уровня оплаты труда, гарантированное™ трудовых доходов и социальной защиты населения был принят Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому работодатели (юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы), не имеют права платить своим работникам меньше установленного минимума.
Для государственных бюджетных организаций, отраслей образования, здравоохранения, культуры (школ, вузов, больниц, музеев, театров и т.д.) в 1992 г. была установлена Единая тарифная сетка, которая определила уровень оплаты труда и ее дифференциацию по отдельным категориям работников. Классификация бюджетной сферы предусматривает 18 разрядов, для каждого из которых определен тарифный коэффициент.
Бюджетные организации в зависимости от количества выделенных бюджетных ассигнований могут также самостоятельно определять виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов единой тарифной сетки. Однако в целом оплата в бюджетной сфере пока остается в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, не говоря уже о финансово-кредитных организациях.
Следует отметить, что сравнение среднемесячной оплаты работников организаций здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки с прожиточным минимумом показывает, что она составляет от 90 до 125 % этого минимума. Следовательно, денежные доходы работников такой важной сферы, которая насчитывает около 20 % всех занятых в экономике, обеспечивают им удовлетворение лишь весьма скромных потребностей. Те домохозяйства, члены которых заняты только в отраслях данной сферы экономики, должны ограничивать свои потребности минимумом товаров и платных услуг. Возможность накопления денежных средств у данных семей практически отсутствует или минимальна.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации, учитывая низкую обеспеченность работников отраслей бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего регионального бюджета. Однако ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может и не должно, так как он напрямую зависит от финансовых возможностей работодателей.
В отраслях коммерческого сектора экономики конкретные размеры ставок оплаты по профессиям в крупных организациях определяются, как правило, условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, договором с каждым работником в отдельности.
Следует отметить, что расширение рыночных отношений вызвало резкое расслоение в обществе по размеру получаемых денежных средств и социально-имущественную дифференциацию населения.
Анализ доходности в разрезе отдельных домохозяйств дает возможность определить демографические, региональные и внутри-семейные факторы распределения и использования совокупного дохода, в том числе и в его натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказывают место проживания (в городской или сельской местности), а также численность с учетом количества детей в семье.
В Российской Федерации все большая часть населения становится бедной. Бедность - это низкий уровень денежных и натуральных доходов, которые являются недостаточными для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - жилья, питания, одежды, услуг. Показателем количества бедности в стране является удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В Российской Федерации прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя его расчеты отдельными экономистами предпринимались и ранее.
Соотношение среднедушевых совокупных доходов домохозяиств и прожиточного минимума свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения Российской Федерации, а динамика этого соотношения - о сохранении данной тенденции. В 2004 г. доля всех домохозяйств с доходом ниже величины прожиточного минимума, по данным Росстата, составила более 15%.
Анализ бюджетов домохозяйств позволяет сделать вывод, что бедность в Российской Федерации носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в большинстве регионов сельской местности Российской Федерации, как правило, выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства, в основном это семьи, воспитывающие трех и более детей.
Таким образом, высокий уровень бедности российского населения требует от государства в лице его законодательных и исполнительных структур проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума. При этом государственная помощь домохозяйствам должна быть направлена не только на обеспечение финансово-экономической защиты, но и осуществление правового и организационного стимулирования трудовой деятельности граждан.
Денежные расходы домохозяйства представляют собой фактические затраты на приобретение материальных и духовных благ, которые необходимы для продолжения жизни человека. Они включат потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Расходы выполняют наиболее важную роль по воспроизводству рабочей силы членов домашнего хозяйства.
Денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются по следующим признакам:
по степени регулярности:
постоянные расходы (на питание, коммунальные платежи и др.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); разовые расходы (на лечение, покупку товаров длительного пользования);
по степени необходимости:
первоочередные (необходимые) расходы - на питание, одежду; медицину, коммунальные платежи, налоговые отчисления; вторичные (желательные) расходы - на образование, страховые взносы, оплата туристско-экскурсионных услуг;
по целям использования:
потребительские расходы (на покупку товаров или оплату услуг);
оплата обязательных платежей и различных добровольных взносов;
накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;
покупка иностранной валюты;
прирост денег на руках населения.
Покупка товаров и оплата услуг, то есть потребительские расходы являются главными в структуре расходов и составляют 3/4 величины всех денежных затрат. Их величина определяется следующими факторами: объемом денежных доходов, которые в настоящее время недостаточно велики; удовлетворением необходимых личных и общесемейных потребностей; уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни; национальными особенностями.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. В последнее время в связи с проведением реформы в отраслях топливно-энергетического комплекса увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в обществен ном транспорте. Отдельные виды услуг настолько дороги, что просто выпали из бюджета некоторых групп граждан (например, химическая чистка одежды, услуги парикмахерских и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование, юридические услуги), которые стали занимать все большую часть расходов семьи.
В зависимости от социально-экономической категории домо-хозяйств резко меняется структура потребительских расходов семьи. Так, группа домашних хозяйств с наименьшими располагающими доходами в 2004 г. расходовала в месяц на одного члена свыше 50 % на продовольственные и лишь 15 % на непродовольственные товары от величины дохода. В то же время у группы до-мохозяйств с наивысшими располагающими доходами менее 40 % тратилось на питание и более 30 % на промышленные товары.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления семьи. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается, у них снижается доля расходов на питание и повышается доля расходов от реализации продукции из личного подсобного хозяйства.
Уменьшение общих расходов домашнего хозяйства на продовольственные товары отражается также на качественном составе продуктов питания: снижается доля потребления таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты; возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
Вторая группа денежных расходов домохозяйств представляет собой обязательные и добровольные платежи населения. К ним относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы, отчисления, которые взимаются органами государственной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят также отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных видов рисков, в негосударственные пенсионные фонды.
Члены домашнего хозяйства уплачивают различные обязательные платежи - федеральные, региональные и местные налоги и сборы. К федеральным налогам с населения относятся: налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди региональных и местных налогов основными являются транспортный налог и земельный налоги.
Основным, с точки зрения его фискальной тяжести на плательщиков, является налог на доходы физических лиц, который взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях на дату получения дохода. Для ослабления тяжести подоходного обложения и оказания поддержки малоимущим и многосемейным гражданам законодательством предусмотрен широкий перечень налоговых льгот и вычетов.
Третья группа расходов домохозяйств представляют собой сбережения и накопления, которые подверглись в 90-е гг. прошлого столетия существенным колебаниям. Так, к началу проведения экономической реформы в 90-х гг. у населения имелись значительные накопления, образовавшиеся преимущественно в результате отложенного спроса из-за дефицита товаров и сконцентрированные на счетах в Сберегательном банке Российской Федерации. Однако гиперинфляция в первой половине 90-х гг. прошлого столетия быстро обесценила все сбережения граждан.
Переход к рынку и свобода предпринимательской деятельности обусловили объективную возможность для отдельных категорий домохозяйств накапливать денежные средства, откладывая их для приобретения дорогостоящих товаров (земельных участков, домов, транспортных средств) либо для капитализации путем вложения в ценные бумаги, банковские депозиты. К середине 90-х гг. накопления денежных средств достигли около четверти всех расходов населения, которые размещались на вклады в кредитных учреждениях, где выплачивались высокие проценты; в ценные бумаги - акции; государственные ценные бумаги. Финансовый кризис августа 1998 г. ликвидировал многие накопления семей. Вновь произошло резкое уменьшение накоплений денежных средств домашнего хозяйства.
В настоящее время накопление и сбережение домохозяйств распределяются следующим образом:
значительная доля денежных средств граждан вкладывается в иностранную валюту (преимущественно в доллары США). Основными покупателями валюты являются лица, которые потеряли доверие к банкам, и так называемые «челноки», приобретающие ее для покупки потребительских товаров за рубежом;
сокращается количество денежных средств на руках у населения, составляющее оборотную наличность и необходимое для удовлетворения основных жизненно необходимых потребностей семей, особенно в условиях хронической нестабильности цен.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные функции домашнего хозяйства.
2. Объясните, что такое домашнее хозяйство.
3. Что такое бюджет домашнего хозяйства?
4. Охарактеризуйте состав и структуру доходов домашнего хозяйства.
5. Как классифицируются денежные доходы домашнего хозяйства?
6. Поясните, как распределяется структура расходов домашнего хозяйства.
7. Какие факторы влияют на расходы домашнего хозяйства, их уровень и структуру?

Доходы домашних хозяйств.

Доходы домашнего хозяйства - это часть ВВП, созданная в процессе производства и предназначенная для удовлетворения различных потребностей домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств (семьи) оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства некоторых категорий домохозяйств (семей).

Как правило, домашнее хозяйство начинает свою жизнедеятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом пе­реходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, преж­де всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некото­рых случаях - ценных бумаг. Впоследствии помимо первоначальных ресурсов появляются различного вида доходы.

Прежде всего, различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов . С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства (взнос на социальное страхование). С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это - трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и неко­торые другие виды социальной помощи государства.

Кроме этого, для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов , или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. Средства которые расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных и результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Доходы можно разделять по различным критериям.

1. Различают постоянный и временный доход домохозяйства.

Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду дохода относят, как правило, оплату трудовой деятельности.

Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением деятельности акционерного общества. Когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным и трудно прогнозируемым.

2. Также выделяют доходы в денежной и натуральной форме.

Натуральные доходы - в основном состоят из продуктов, полученных в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий, и потребленных в хозяйстве, а также предоставленных государством и различными предприятиями льгот, дотаций, подарков в натуральном выражении (без учета накопленных сбережений).

- денежные доходы - это объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства.

Значение отдельного вида источника у конкретного домохозяйства определяется его социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода (работающая супружеская семья без детей). Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов (например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат). На структуру доходов домохозяйств оказывает и влияние место проживания - в городе или на селе.

В любой стране с развитыми рыночными отношениями большая часть населения занята в государственном или частнопредприни­мательском секторах экономики, и потому очевидно, что денежные доходы доминируют над натуральными.

Классифицируют денежные доходы в соответствии с различными признаками:

1. В зависимости от способа получения дохода:

Заработная плата и дополнительная оплата трудовой деятельности;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от ценных бумаг;

Арендная плата за переданное во временное пользование имущество;

Доходы от реализации имущества;

Выплаты из государственных денежных фондов;

Страховое возмещение;

Прочие доходы.

2. В зависимости от равномерности поступления:

Регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

Случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

3. В зависимости от надежности поступления:

Гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);

Условно-гарантированные (оплата труда);



Негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономки играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят: (1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, должностным окладам; (2) выплаты за работу в особых условиях; (3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; (4) премии и единовременные поощрительные выплаты; (5) плата за выслугу лет; (6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков; (7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции); (8) командировочные расходы и подъемные; (9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

Заработная плата на сегодня является главным способом получения доходов для членов многих домохозяйств. Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Системы оплаты труда работников государственного сектора (государственных и муниципальных учреждений) устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановление от 5 августа 2008 г. 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов,…..».

Большинство работников (более 60%) трудится в негосударственном секторе экономики, где размер заработной платы (а также величина премий, доплат, надбавок и т.д.) целиком определяется руководством предприятия исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда на предприятии, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников.

При этом существует государственное регулирование оплаты труда, которое осуществляется с помощью государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 ТК РФ:

· величина минимального размера оплаты труда в РФ (МРОТ);

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· ограничение оплаты труда в натуральной форме;

· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

· ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

· сроки и очередность выплаты заработной платы.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - это гарантируемый федеральным законом размер месячной зарплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Т.е. в соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ФЗ-82 от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» было сказано, что МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда на территории всего государства, причем Правительство РФ должно регулярно осуществлять его индексацию, дабы избежать его обесценивания, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда.

МРОТ, установленный с 1 января 2009 года, включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т.д., т.е. включаются все виды выплат, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

В связи с тем, что МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), тарифная ставка (оклад) работника может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда может повлечь административную ответственность (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):

Для руководителя организации - штраф от 1 000 до 5 000 руб.;

Для индивидуального предпринимателя - штраф от 1 000 до 5000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;

Для организации - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.

Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека .

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально по социально-демографическим группам населения на основании потребительской корзины и данных исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:

Оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

Обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

Формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

Оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

Оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

Формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, одежды, лекарств, предметов первой необходимости и услуг, обеспечивающий физическое выживание человека (стоимость выживания среднего гражданина в условиях действующих цен). Формируется по основным статьям расходов человека или семьи: на питание; одежду, белье, обувь; лекарства, предметы санитарии и гигиены; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилье и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги, связь транспорт; содержание детей в дошкольных учреждениях.

Второе место по значимости занимают - доходы от предпринимательской деятельности, которые включают в себя доходы членов домохозяйства (семьи) от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. К такой деятельности относится три группы занятий:

1. частная неорганизованная торговля;

2. надомное и кустарное производство;

3. оказание частных услуг.

Предпринимательство в сфере индивидуальной трудовой деятельности и частной практики в настоящее время чрезвычайно разнообразно и оказывает населению практически все виды услуг бытового и социально-культурного характера (строительство и ремонт квартир - 26%, продажа собак и кошек - 24%, репетиторство и обучение - 16%, ремонт бытовой техники - 6%, ремонт автомобилей - 5,5%, медицинские услуги - 4,7%, ветеринарная помощь - 3%, услуги домработниц, нянь, гувернеров - 2,4%, астрология, гадание - 2%, перевод с иностранных языков - 1,5%, компьютерный набор текстов - 1,5%, прочие - 7,6%).

Значительную долю в доходах домохозяйств (семьи) составляют пенсии и различные пособия.

Следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности. Развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению.

Если сумма в платёжке за услуги ЖКХ составляет почти четверть дохода, а пенсии или зарплаты перестало хватать на жизнь, обращайтесь за субсидией ЖКХ.

«Не путайте субсидию и льготы по ЖКХ, — говорит исполнительный директор „Школы грамотного потребителя“ Александр Козлов . — Льготы предоставляются определённым категориям — ветеранам, инвалидам и т. д., а субсидию может получить любой гражданин. И неважно, где он живёт — в частном доме, в собственной квартире в многоэтажке или снимает соцжильё. Главным критерием получения является доход человека. Федеральное законодательство установило: максимально допустимая доля расходов семьи на оплату ЖКУ не может превышать 22%. Если траты больше, значит, всё, что свыше, должно компенсировать государство в виде субсидии на оплату ЖКУ. По данным Росстата, её получают 3,38 млн семей, а это 6% от всех семей России. У одних субсидия 3 тыс. руб. в месяц, у других — 500 руб. в месяц. Средний размер по стране — 1372 руб. в месяц».

Кому дадут?

Как рассчитать, положена ли вам помощь государства в оплате «коммуналки»? Можно прикинуть, превышают ваши платежи за квартиру 22% от доходов семьи или нет. Но это будет слишком грубый подсчёт: дело в том, что формула придумана мудрёная, к тому же привязана она к 3 региональным нормативам, которые утверждаются местными законами.

Во-первых, региональный закон может снизить максимальный порог всем (как это сделала Москва, где субсидию дают при расходах на ЖКУ свыше 10%) или некоторым категориям граждан. Например, в Смоленской обл. (и похожий расчёт характерен для многих субъектов) этот порог зависит от среднедушевого дохода в семье (надо сложить все доходы и разделить на количество членов):

  • если среднедушевой доход до 1 прожиточного минимума, максимум расходов семьи на оплату ЖКУ — 5%;
  • 1-1,5 минимума — 12%;
  • 1,5-2 минимума — 15%;
  • больше 2 прожиточных минимумов — 22%.

Во-вторых, размер субсидии привязан к региональному «стандарту стоимости ЖКУ» — условной величине, которая зависит от вида дома, количества проживающих и др. Для расчёта госпомощи используется именно этот показатель, а не ваш конкретный ежемесячный платёж.

В-третьих, получите вы или нет субсидию и какой она будет, зависит от «стандарта нормативной площади», который тоже устанавливает регион. То есть если в 60-метровой квартире живёт одна бабушка, ей помогут заплатить лишь за нормативные квадратные метры, а за «излишки» придётся рассчитываться самостоятельно.

Жилищные субсидии оформляют в МФЦ, отделах соцзащиты или специальных отделах по расчёту субсидий. Писать заявление можно в любое время. К примеру, если подать документы с 1 по 15 апреля, субсидию дадут с 1 апреля, если обратиться с 16-го до конца месяца — с 1 мая. Будете получать деньги на карту 6 месяцев, после чего надо снова прийти с заявлением.

Кто спасёт от бюрократов?

«Для нашей семьи субсидия стала очень хорошим подспорьем, — говорит президент калининградской Ассоциации многодетных Елена Урбан . — У нас квартира 77 кв. м, живут 9 человек. Я, супруг, две бабушки и 5 детей — два школьника и три детсадовца. Сложили зарплату мужа, пенсии бабушек и компенсации по уходу за ними, которые получаю я, — среднедушевой доход в семье вышел меньше прожиточного минимума. Поэтому при платёжке в 4 тыс. руб. мы получаем субсидию около 3 тыс. руб. Без этой поддержки было бы сложнее. Правда, знаю, многие не могут получить субсидию из-за несправедливого правила — зарплаты учитываются „грязные“, без скидки, что из них вычитается 13% подоходного налога и реальный доход человека получается меньше».

Николаю Голубеву (фамилия изменена) из Первоуральска Свердловской обл. вообще отказали в субсидии из-за того, что в справке 2-НДФЛ его сына не было указано почтового адреса и полного наименования выдавшей её организации. Мужчина обратился в прокуратуру. Оказалось, что данные, которые требовал МФЦ, «носят рекомендательный характер и не требуют строгого исполнения». В результате семья начала получать госпомощь.

Ещё одна распространённая причина, из-за которой людям отказывают в субсидии, — долг за ЖКУ. При этом мало кто знает, что в ст. 159 ЖК есть норма: «Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению». «Даже если вы успели накопить долг, но при этом договорились с управляющей компанией о рассрочке и заключили соглашение, субсидию вам должны оформить, — говорит исполнительный директор Гильдии УК Вера Москвина . — Мало ли по какой причине у человека образовался долг — была командировка, заболел ребёнок, уволили с работы... Не надо в критических ситуациях копить долги, а надо идти в управляющую компанию и договариваться о рассрочке. И обращаться за жилищной субсидией».

Что изменится?

Скорее всего, летом этого года процедура получения субсидий упростится. «Приняты в первом чтении поправки в ст. 159 и 160 ЖК, по которым жильцам больше не придётся самим собирать справки и доказывать отсутствие у них долга за ЖКУ. Это будут делать органы соцзащиты по данным базы судебных приставов, — говорит первый зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин . — Ко второму чтению законопроекта будем готовить ещё одну поправку, которая освободит граждан от предоставления сведений о доходах. Их будут запрашивать соцслужбы в базах УФНС, Пенсионного фонда и т. д. Основная масса получателей субсидий — пенсионеры. Надо пожалеть простых граждан, особенно пожилых, которым приходится собирать справки. Законопроект должен быть принят в весеннюю сессию и, надеюсь, заработает сразу после опубликования».

Для многих россиян оплата жилищно-коммунальных услуг стала серьезной финансовой проблемой. Чтобы помочь таким слоям населения, существует отдельная компенсация от государства – субсидия на оплату ЖКХ – выплата денежных средств на безвозвратной основе. При условии оформления четкого перечня документов, вам предоставляется субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году и вы сможете оплачивать коммунальные услуги вдвое дешевле.

Кто может получить субсидию на оплату ЖКХ

Чтобы получить компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином и своевременно оплачивать коммунальные услуги. Если вы пришли оформлять субсидию, а за вами числится какая-либо задолженность, то денежной помощи не ждите до полного погашения долгов. К сожалению, денежную компенсацию могут получить не все. К категории граждан, которые могут претендовать на выплату относятся:

  • собственники квартир, жилых помещений;
  • граждане, которые снимают жилье (необходим договор аренды);
  • граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих государственному жилищному фонду;
  • граждане, проживающие в жилищных кооперативах.

Какие показатели учитываются при расчете­

  • среднемесячный доход семьи;
  • находится ли жилище в собственности или нет;
  • площадь жилья;
  • общие расходы за содержание жилья.

Стандарт жилой площади на который начисляется компенсация в Москве

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году начисляется исходя из региональных стандартов жилой площади. То есть, если вы проживаете один, а площадь вашего жилища превышает указанные стандарты (например, 53 кв. м), то субсидирование предоставляется только за положенные 33 кв. м на 1 человека. В Москве и Московской области установлены следующие стандарты площади жилья:

  • прописан и проживает 1 человек – 33 кв. м;
  • проживает 2 человека – 42 кв. м;
  • 3 и более человек – 18 кв. м каждому члену семьи.

При каком доходе положена субсидия на квартплату в 2018 году

Выплата гарантирована гражданам Российской Федерации, чьи расходы за коммунальные услуги превышают 22% от общей суммы дохода семьи. Например, вы проживаете с мужем вдвоем и ваш общий официальный месячный заработок составляет 30000 рублей, а за услуги ЖКХ вы платите 7000 рублей. В таком случае вашей семьей полагается ежемесячное субсидирование. Во всех регионах процент оплаты устанавливается индивидуально и процентный лимит снижается (например, в Москве он составляет 10%).

Нормативно-правовое регулирование

Выплаты производятся из бюджета государства определенному кругу лиц. Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации описывает условия, при которых начисляется субсидия, когда она начисляется, а также кто и когда может получить компенсацию от государства. Официально правила предоставления субсидии закреплены с 14 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 761, где описаны:

  • условия, при которых начисляется жилищная компенсация;
  • состав семьи;
  • условия расчета ежемесячного дохода семьи;
  • размеры дотаций;
  • общие положения, с помощью которых рассчитывается размер выплат.

Условия получения в 2018 году

Получить субсидии могут только:

  • граждане России, Беларуси, Киргизии;
  • лица, имеющие все документы на право использовать занимаемую жилплощадь;
  • лица, которые постоянно проживают в заявляемой жилплощади;
  • если нет долгов по коммунальным платежам за последние полгода;
  • если размер превышает положенные проценты от общего дохода семьи.

Есть масса нюансов, при которых гражданин может получить отказ в выплате субсидии. Все они прописаны в ЖК и Постановлении Правительства РФ. Например, вам могут отказать, если вы не уложитесь в указанный срок подачи документов или допустите ошибку при заполнении документов. Объяснить все правила и порядок оформления документов вам помогут работники органов социальной защиты вашего района.

Как получить компенсацию на оплату коммунальных услуг

Чтобы оформить субсидию на коммунальные услуги вам потребуется:

  1. Обратиться к соответствующим органам власти, узнать о правилах подачи заявления;
  2. Заполнить заявление (форму вам предоставят), указать актуальные данные.
  3. Подготовить ряд документов (список приведен ниже).
  4. Подать заявление и документацию на оформление компенсации лично или через интернет.
  5. После получения заявления сотрудники органов рассматривают его максимум 10 дней.
  6. Если не хватает каких-либо документов, то рассмотрение приостанавливается на 30 дней. За это время вам необходимо предоставить недостающие бумаги, иначе в выдаче компенсации будет отказано.
  7. При положительном ответе выдача денежных средств возможна через банк или путем перевода на ваш личный счет.

Документы на субсидию ЖКХ в 2018 году

К обязательному списку документов, которые необходимы для оформления субсидии, относят:

  • Паспорта всех совершеннолетних членов семьи, свидетельства о рождении детей.
  • Документы, которые подтверждают право на жилье;
  • Копию трудовой книжки заявителя или подлинник трудовой книжки, если человек безработный.
  • Квитанции об оплате коммунальных услуг за последний месяц.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки о доходах всех членов семьи за последние полгода. Учитываются все виды дохода: заработная плата, пенсия, алименты, стипендия, пособия для безработных, детские пособия. Если алиментов или стипендии нет, то предоставьте справку об их отсутствии.
  • Страховое свидетельство (СНИЛС).
  • Счет заявителя. Реквизиты из банка, куда нужно перечислять средства.

Где оформить

Вы можете обратиться в удобную для вас организацию:

  • Органы соцзащиты населения (собес).
  • МФЦ вашего района.
  • Центр жилищных субсидий.
  • Сайт Госуслуги.

Как рассчитать субсидию на квартиру

Размер высчитывается с помощью специальной формулы – калькулятора субсидии. Так как сумма на оплату ЖКУ меняется в зависимости от времени года, размер компенсации определяют каждый месяц. Если итоговая сумма выплаченной субсидии превышает фактические расходы ЖКУ, то вы обязаны вернуть часть денег обратно. При расчете субсидии учитываются следующие данные:

  • общий доход семьи за последние полгода;
  • семейный прожиточный минимум (определяется с помощью данных о минимальном прожиточном уровне в конкретном регионе);
  • информация о количестве людей;
  • сумма оплаты за ЖКУ;
  • информация о средней стоимости коммунальных услуг, общих стандартах потребления;
  • параметры квартиры, ее состояние, издержки на капитальный ремонт и т.д.

Формула расчета

Чтобы рассчитать субсидию на оплату ЖКХ в 2018 году, вы можете воспользоваться формулой: Субсидия = Установленный минимум на оплату услуг ЖКХ – Общий доход семьи х 0,22. Цифра 0,22 здесь не случайна – это максимальный процент, который семья платит за услуги ЖКУ ежемесячно. Чтобы рассчитать минимум, можно воспользоваться еще одной формулой: Установленный минимум = Cредняя сумма на коммунальные услуги за квадратный метр х Норма жилой площади.

Срок действия дотационных выплат

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году выплачивается заявителю каждый месяц. При этом выплаты проводятся только в течение полугода. По окончании шести месяцев вам нужно подать новый пакет документов, и субсидирование продолжится. Возможно, у вас изменятся какие-то показатели и понадобятся дополнительные документы. Все бумаги должны быть поданы в течение 10 дней с тех пор, как закончился срок субсидирования.

Особенности начисления для отдельных категорий граждан

Вне зависимости от ситуации, государство предоставляет субсидирование отдельному перечню граждан:

  • военные пенсионеры, их нетрудоспособные родственники;
  • инвалиды всех групп;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • ветераны труда;
  • жители закрытых военных объектов;
  • репрессированные граждане и др.

Каждый регион вправе расширить список дополнительными категориями льготников. Порядок получения денежной компенсации для перечисленных категорий граждан существенно отличается от общепринятого – они могут претендовать на получение максимальной доли. Например, ветераны боевых действий получают скидку на квартплату 50%, а семьям с 3 детьми и более государство оплачивает 30% счетов. Все расходы покрываются за счет средств госбюджета.

По достижении пенсионного возраста граждане могут рассчитывать на некоторые льготы. Субсидии на оплату ЖКХ пенсионерам в 2018 году выплачиваются, если общая сумма за коммунальные услуги более 22% их дохода. Пенсионеры должны быть владельцем жилплощади или выступать арендатором помещения. Тяжело больные пенсионеры, престарелые граждане, которым необходим постоянный уход, получают субсидию с доставкой на дом.

Видео



Просмотров