Правовое регулирование товаров. Правовое регулирование реализаии товаров, работ и услуг

Цель изучения темы: понять основные подходы в правовом регулировании реализации товаров

Задачи изучения темы:

Изучить правовые основы реализации товаров;

Определить основные виды договоров реализации товаров;

Уяснить основные условия заключения, изменения и расторжения договоров купли-продажи

Гражданское законодательство устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ) по договору купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование реализации осуществляется через деятельность государственных органов. К государственным органам, выражающим интересы государства в данной сфере экономических отношений, в первую очередь следует отнести Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ и др. Задачами данных государственных структур в отношении реализации товаров, работ, услуг являются оказание поддержки предпринимателям, обеспечение государственных нужд, защита интересов потребителей, осуществление контроля и надзора. Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование реализации товаров, работ, услуг, определяются в соответствующих положениях о них.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России»; субъектам малого предпринимательства и др.

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

договоры, направленные на передачу результатов работ;

договоры, направленные на оказание услуг.

Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК РФ, а также специальными законами: Федеральным законом от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)», Законом об оценочной деятельности, Законом о рекламе, Законом о почтовой связи и др.

Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Так, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК РФ создана постоянно действующая Комиссия. Права и обязанности, задачи Комиссии определены положением о ней, утв. Приказом Минсельхозпрода РФ от 5 февраля 2001 г. № 942. В соответствии с данным положением, к полномочиям Комиссии, в частности, относится принятие решений рекомендательного характера по ярмарочно-выставочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

Порядок заключения договоров на товарных биржах определяется Законом о биржах и правилами биржевой торговли, которые принимаются на каждой товарной бирже. Особенностями биржевых сделок являются заключение их участниками биржевой торговли; заключение сделок в ходе биржевых торгов; заключение сделок в отношении биржевого товара; регистрация заключенных сделок на бирже.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почтовой связи и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи.

Разновидностями договора купли-продажи являются:

  • 1. Договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
  • 2. Договор поставки товаров. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
  • 3. Договор поставки товаров для государственных нужд. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном порядке потребности Российской Федерации или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
  • 4. Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
  • 5. Договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов:

  • 1. Купля-продажа недвижимости. По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
  • 2. Продажа предприятия как имущественного комплекса. Под предприятием как самостоятельным объектом гражданских прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и включающий все виды имущества, предназначенные для такой деятельности, как-то: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права.

Предметом любой разновидности договора купли-продажи являются: наименование товара (имущества, сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

  • - сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
  • - достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам.

Гражданское законодательство к числу существенных относит следующие условия договора:

1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет договора детализируется, а диспозитивные нормы, определяющие это существенное условие, дополняются специальными правилами. Например, по договору, предусматривающему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно. Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несоответствиях или недостачах товаров незамедлительно уведомить поставщика.

В некоторых случаях законодатель ужесточает требования к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диспозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

  • 2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К таким условиям договора, в первую очередь, относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данного вида договоров. Данные условия обычно содержатся в самом определении понятия соответствующего вида договора. Например, рассмотрев понятие договора поставки и отбросив из числа квалифицирующих признаков, выделяющих договор поставки в отдельную разновидность купли-продажи, те, которые не относятся к условиям договора, можно сказать, что помимо предмета договора и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки следует признать также условие о сроке или сроках передачи поставщиком товара (товаров) покупателю.
  • 3. Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Например, в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Кроме того, ГК РФ содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных условий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором; б) положение о том, что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
  • 4. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например, о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон заявляет о том, что договор следует считать незаключенным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условию договора о неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достижения соглашения по спорному условию договора. Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара.

Все условия договора обычно складываются заранее и зависят от своевременности и правильности реакции на конъюнктуру рынка, в основе которой лежит соотношение спроса и предложения. В рыночной экономике предприятия самостоятельно отстаивают свои интересы на рынке, конкурируя с другими предприятиями. Механизм конкуренции и цен позволяет осуществлять согласование множества планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий, присутствующих на данном рынке.

Одним из основных параметров механизма рыночного ценообразования является цена равновесия спроса и предложения.

Рыночная ситуация, при которой предложение превышает спрос, создает конкуренцию продавцов и вызывает непрерывное понижение цен (рынок покупателей). Рыночная конъюнктура, при которой спрос превышает предложение, создает конкуренцию покупателей, давление которой ведет к росту цен (рынок продавцов). Растущие цены привлекают на рынок производителей товаров, а предприятия, уже присутствующие на рынке, расширяют свое предложение до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие.

Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно движутся а направлении равновесной цены. Этот процесс представляет собой механизм ценообразования.

Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение цен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменения в доходах потребителя, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде и др. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются, и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям.

Немаловажную роль в регулировании реализации товаров играют товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения товаров. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Основным назначением товарных знаков и знаков обслуживания является демонстрация покупателю добротности товара, изготовленного данным предприятием (или поставляемого на рынок данным посредником). Владелец товарного знака и знака обслуживания имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и знаком обслуживания, а также запрещать их использование другими лицами. Никто не может использовать их без разрешения владельца.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (или его историческое название), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Помимо договора купли-продажи, реализация товаров может осуществляться по правилам договора мены. По договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже.

Товары, подлежащие обмену, как правило, считаются равноценными, и расходы на их передачу и принятие осуществляет сторона, принимающая соответствующие обязанности. Если же обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, передающая в обмен товар меньшей стоимости, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения обязанности по передаче товара, если иной порядок не предусмотрен договором мены.

Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров.

Книга Пугинского – ʼʼКоммерческое правоʼʼ.

Выбор концепции предмета коммерческого права. Торговое право в узком смысле слова – с тз нашей кафедры. Пугинский же коммерческое право использует в широком смысле.

Только товарообмен, только отчуждение, продажа товаров – предмет торгового права в узком смысле этого слова. Это и есть сегодняшняя тематика. Как формировалось з-д-во, регулирующее товарообмен. В КРФ нет статьи о торговом з-д-ве, не упоминается к чьей компетенции отнесено регулирование торгового товарообмена.

2 концепции дуализма:

1) Дуализм частного и публичного права.

2) Дуализм частного права (есть и ГК, и Торговый кодекс). Регулирование частного права – монизм, единство частного права. Проф. Ровный ʼʼЕдинство частного праваʼʼ.

1990ые – рабочая группа по разработке Предпринимательского кодекса. Вторая группа возглавлена была Яковлевым (создатель системы арбитражных судов). К 1994 году победили сторонники чистой концепции частного права, монистической концепции. ГК на базе монистической концепции разрабатывали: Яковлев, Суханов, Витрянский и т.д.

Укоренение идеи единства частного права. В РФ всœе основные идеи коммерческого права абсорбировались гражданским правом. Главная причина: в России не было автономного сословия торговцев и купцов. Как была выстроена гос система – предполагала сословную зависимость, в отличие от зап гос-в. Одна нормативная система исходила из гос-ва – регулировала отношения по общегражданскому обороту, вторая нормативная система исходила из купеческих сословий – в рамках которой свобода договора, pacta sunt servanda и др принципы торг права формировались. Автономные юрисдикц негос образования – третейские суды формировались. В решениях купеческих судов фиксировалась система торгового права – отсюда корни дуализма частного права. Причины: наличие сильного независимого от гос-ва сословия, создание собственных судов, поддержавших систему этого сословия. В России не была реализована идея сословной независимости, не приживались третейские суды.

Не было предпосылок формирования дуалистичной системы частного права, типа. 20 век – тенденции монистического свойства. Голландия и Швейцария отказались от дуализма в частном праве. Украина напротив приняла Гражданский кодекс, и Хозяйственный кодекс.

Среди причин, которые не стимулируют кодификацию торгового права – общая коммерциализация гражданского права. Уровни торг оборота и на уровне принципов, и на уровне норм – в гр право включаются.

Сейчас, сложилась опр система торгового оборота. Куча нпа. Регулирует взаимодействие частных объектов и инфраструктуру, способы взаимодействия част субъектов и гос-ва.

Тенденции по формированию системы регулирования торговли товарами. Направления регулирования торговой д-ти:

1) Регулирование розничной торговли

2) Регулирование оптовой торговли

3) Биржевая торговля товарами

4) Регулирование поставки для гос и мун нужд

5) Регулирование внешней торговой д-ти

А что насчет регулирования оборота недвижимости или ценных бумаг? Что такое товары как предмет регулирования? в эк смысле товары – широкий спектр: овеществленные товары, оказание услуг, оборот имущ прав, которые не имеют овеществленной формы (аля факторинг). Оборот инт соб-ти – товары это или нет? В нашей пр системе нет легальной дефиниции понятия товар.

Товар – предмет материального мира, овеществленные результаты труда всœе-таки. Это значительно сужает круг регулируемых отношений. Это путь нашего з-д-ля.

Недвижимость – товар? З-д-ль вывел в отдельную систему регулирования недвижимость, в отличие от товара. З-д-ль не рассм-т в юр смысле недвижимость как товар.
Размещено на реф.рф
Потому что в отличие от др товаров, которые удовлетворяют множество потребностей, отчуждение недвижимости носит инд х-р.
Размещено на реф.рф
Любой предмет недвижимости – строго индивидуальная вещь, не может иметь унифицированной цены, особые правила по отчуждению недвижимости потому. Даже особое описание предмета недвижимости иначе сделка не заключенная! Потому недвижимость выведена из нормативного регулирования по отчуждению товаров в узком смысле слова.

Нормативная система отчуждения товаров формализована. Для частного оборота первостепенное значение имеют нормы ГК, основные базовые законы:

2) ФЗ № 44 – от 5 апреля 2013. Что критикуемо: есть публ способы контроля гос закупок, но зачастую они превращаются в формальность, которая легко преодолима.

3) ФЗ об основах гос регулирования торговой д-ти в РФ от 28.12.2009 № 381. ГК уст-т основные инструменты для субъектов торгового оборота. А данный закон носит инфраструктурный х-р, отношения между торговцами, отношения по гос контролю над торг д-тью (и частная, и публичная сфера в законе затронута).

4) ФЗ от 30. 12.2006 № 271 О розничных рынках…В случае если коротко, то закон уст-т особые пр режимы некоторых имущ комплексов, уст-т правила торговли на них.

5) Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 ʼʼЗакон о защите прав потребителœейʼʼ. Основная цель этого закона – сбалансировать отношения неравных субъектов (торговца-продавца товара), а также покупателя-потребителя товара.

6) ФЗ от 08.12.2003 ʼʼОб основах гос регулирования внешнеторговой д-тиʼʼ

7) З о применении ККТ, контр-кассовых аппаратов и т.д.

Система нормативного регулирования ограничивается не только законами, но и подзаконные акты есть. С юрп-техн тз практика сложилась: Правительство применяет правила, в которых рег-т виды/способы торговли. ППравит-ва от 19.12.1998 № 55.

Регулирование договоров к-п – осн массив в ГК.

Помимо розничной к-п - есть субинститут, где рег-ся иные виды продажи товаров. Отдельным образом рег-ся продажа энергии. Продукция технического назначения – отдельно регламентируется, энерг ресурсы также – как специфический товар.

Основные направления регулирования :

1) Розничная торговля: цель потребителя = личное потребление. Разновидность предпринимат д-ти, связанной с торговлей товарами на базе д-ров розничной к-п. ст. 346. 27. При этом, ряд товаров исключен из дефиниции: подакцизные товары, продукты питания, торговля напитками в орг-ции общепита. Понятие товаров сужено в нал целях.

2) Оптовая торговля : цель потребителя = извлечение прибыли. У продавца то же самое.

Различаются по цели!

Закон гос регулирования торг д-ти тоже определяет торговлю:

Розничная торговля – вид торг д-ти, связанной с приобретением и продажей товаров для исполнения их в лич, сем, домаш и иных целях = не для извлечения предпринимат прибыли. Итак, термины наделœены разными объёмами. Учитывая зависимость отконтекста.

Третья дефиниция розничной торговли (ГОС РФ) - ϶ᴛᴏ торговля на базе д-ра товарами и услугами. Оборот имущ прав.

Оптовая торговля.

Разновидность торг д-ти, цели ее – приобретение и продажа товаров для их использования, предпринимат д-ти, иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением. Ст. 1 Закон о торг д-ти.

Договор поставки – в ГК. Венская конвенция 1980.

Нормирование отношений в розничной торговле – при торговле на розничных рынках

Розничные рынки – совокупность имущества, объект, а не субъект права. Как наследств масса, как ОСС супругов – имущ комплекс. Пр контуры ограничены целями комплекса.

Это имущ комплекс, предназначенный для осущ-ния д-ти по продаже товаров на базе свободно определяемых цен непосредственно при заключении д-ра. З-д-ль выделяет особые места для продажи, уст-т особый пр режим торговли в этих зонах имущ комплексов.

А) универсальные рынки

Б) Специализированные рынки

В) С\х рынки

Г) С\х кооперативные рынки

Проблемные моменты. В случае если говорить о круге субъектов, которые вправе осущ-ть торговлю на розничных рынках - это не иолько ИП, но и гр-не с иным пр статусом. Οʜᴎ ведут КФХ/садоводство/огородство/животноводство. Проблема, что положения, опр круг лиц, имеющих права торговать на розничных рынках не согласован со ст. 94 ГК. В случае если гр-не не ИП, то заключаемые ими д-ры не мб квалифицированы в качестве д-ров роз к-п. отсюда следует, что применительно к отношениям в процессе отчуждения товаров на роз рынках не подлежат применения з-д-ва о защите прав потребителœей.

Товар – то, что инд-но неопределœено. В случае если однородны, массовы – то это товар.
Размещено на реф.рф
В законе это не указано.

02.10.14.

ФЗ ʼʼОб основах гос регулирования торговой д-ти в РФʼʼ № 381-ФЗ. Принят 28.12.2009. вступил в силу с 1.02.2010.

Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров." 2017, 2018.


20.1. Предприниматели получают прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Понятие реализации дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Законодательством РФ (ст. 39 НК РФ) установлены случаи, когда передача товаров, работ, услугне признается реализацией:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

иные операции в случаях, предусмотренных законом.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное. Правовое выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. К прямому относится установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности, установлении льгот.

20.2. Правовыми формами реализации товаров, работ и услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Порядок заключения договора на торгах установлен ГК РФ и рядом законодательных и подзаконных актов.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». К особенностям биржевых сделок относятся:

Заключение их участниками биржевой торговли;

Заключение сделок в ходе биржевых торгов;

Заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается неизъятый из оборота товар определенного рода и качества;

Регистрация заключенных сделок на бирже.

Имеет свои особенности заключениедоговоров на выставках и ярмарках. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

20.3. Особенности реализации товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных нужд

Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд осуществляется законом РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Государственные нужды – потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Поставки товаров для государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

Поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

Обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств РФ.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы . Государственным заказчикоммогут выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

Конкурс – способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт , т.е.договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.

Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. В качестве товара могут рассматриваться большинство объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, в том числе вещи, иное имущество, работы, услуги, информация и другие объекты, которые имеют стоимость и могут включаться в имущественный оборот.

Товарный характер рассматриваемых объектов вместе с тем не означает их тождества. Дифференциация понятий товаров, работ и услуг необходима и в качестве объектов различных сделок и в целях налогообложения. Так, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др. (ст. 38 НК РФ). В связи с этим понятия товара, работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве, и в налоговом законодательстве.

В качестве объекта налогообложения НК РФ товаром признает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38). В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав указаны вещи, а товар не упоминается. Определение товара в качестве объекта договора купли-продажи содержится в п. 1 ст. 455 ГК РФ, в соответствии с которой товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (т.е. правил оборотоспособности). В качестве особого объекта ГК РФ выделяет предприятие (ст. 132). Предприятие как объект прав необходимо отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Хотя в состав предприятия входят разные виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности, оно не может считаться сложной вещью, а признается имущественным комплексом, составляющим более высокий уровень организации производства. В составе предприятия выделяются различные виды недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения, движимые вещи (оборудование, инвентарь, сырье и др.), права требования и долги, а также исключительные права, имеющие единое функциональное назначение. НК РФ не признает имущественные права в качестве имущества и в качестве объекта налогообложения (п. 2 ст. 38), поэтому в целях налогообложения при реализации предприятия из его состава исключаются имущественные права.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ рассматривает овеществленный результат, полученный от деятельности и имеющий стоимостную оценку. С гражданско-правовой точки зрения в качестве объектов договоров подряда (глава 37 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ) выступают как работа (деятельность), так и материальный результат такой деятельности - строительная продукция (образец нового изделия, результат научного исследования, конструкторская документация, новая технология), получение которой является для заказчика целью заключенного договора.

Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Схожий подход к услугам содержится в ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (ст. 779). Такой же смысл вкладывается и в определение отдельных (конкретных) видов услуг (например, перевозки - ст. 785, транспортной экспедиции - ст. 801).

Понятие реализация товаров, работ, услуг приобрело правовое значение.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В НК РФ перечислены случаи передачи имущества и других объектов, осуществление операций не признается реализацией:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов и др. (п. 3 ст. 39).

Следовательно, понятие реализации товаров НК РФ связывает с переходом права собственности на них. Общим правилом, определяющим момент перехода права собственности вещи по договору, является возникновение права собственности с момента передачи вещи по договору, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223).

По договору купли-продажи передача товара не всегда сопровождается передачей права собственности на него. Между тем у продавца имеются две обязанности - передать товар и передать право собственности на него (ст. 454). Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ). Следовательно, стороны по договору купли-продажи могут определять момент возникновения права собственности у покупателя на переданный ему товар. Данное обстоятельство имеет не только гражданско-правовое значение, но и влечет установленные налоговым законодательством последствия.

По отдельным видам договора купли-продажи (поставки, поставки товаров для государственных нужд) обязанность передать право собственности на товар не предусматривается, но подразумевается исходя из общих правил о договоре купли-продажи, предусмотренных параграфом 1 главы 30 ГК РФ.

Момент перехода права собственности на предприятие определяется законом: с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ). В ГК РФ имеется диспозитивная норма о том, что право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п. 2 ст. 564). Однако и в отношении предприятия действует общее правило ГК РФ о праве сторон договора определить момент перехода права собственности на переданный товар, т.е. в данном случае предприятие (п. 3 ст. 564).

Переход права собственности на товар регулируется и по договору мены. Право собственности на обмениваемые товары, если законом или договором не предусмотрено иное, переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

В отношении услуги, так как она не имеет вещественного результата, исследователи отмечают такое свойство, как синхронность оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью*(1094) .

Понятие деятельности по реализации товаров. Реализация товаров - это деятельность по передаче товара одним лицом в собственность другого. Такая деятельность опосредуется разными по природе отношениями: 1)

торговыми отношениями, возникающими между продавцами и покупателями (предмет гражданского права - ст.

2 ГК РФ); 2)

публичными отношениями, связанными с государственным регулированием деятельности по реализации товаров (предмет публично-правового регулирования).

Торговые отношения регулируются нормами гражданского права, составляющими институт гражданского (предпринимательского) права - торговое право. Иногда торговое право, опосредующее только отношения оптовой торговли, именуют коммерческим правом. Однако из ГК РФ не следует, что коммерческое право - это только то, что связано с торговлей в узком смысле слова. ГК РФ выделяет коммерческие организации не по виду деятельности (торговая, строительная, банковская и т. п.), а по основной цели деятельности (систематическое извлечение прибыли). На наш взгляд, торговое предпринимательство - это лишь один из видов предпринимательской деятельности наряду с другими (строительной, банковской и т. д.). Торговое право - это один из институтов предпринимательского (коммерческого) права.

1 См.: Пугинский Б. И. Указ. соч.; Илюшина М. И., Челышев М. Ю. Коммерческое право. Казань, 2001.

В случаях, когда торговые отношения возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, эти отношения являются предпринимательскими. Например, таковыми являются отношения с участием изготовителей товара, оптовых и розничных торговых организаций, иных посреднических организаций, а также предпринимателей, приобретающих товары в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление.

Торговое законодательство можно определить как совокупность комплексных нормативных правовых актов, т.

Е. нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих деятельность по реализации товаров.

Источниками правового регулирования реализации товаров являются ГК РФ, ряд иных федеральных законов и подзаконных актов. ГК РФ регулирует отношения по купле-продаже (гл. 30). Из иных федеральных законов следует назвать федеральные законы: «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 30 декабря 2006 г. № 217-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» .

Действуют также указы Президента РФ: например «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»; постановления Правительства

вил продажи отдельных видов товаров» ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Большое значение имеют также постановления Пленума ВАС РФ (например, от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых

вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса

Российской Федерации о договоре поставки») и информационные письма Президиума ВАС РФ (например, от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости») .

1 СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 34.

2 СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

3 Вестник ВАС РФ. 1998. № 3. С. 23.

Вестник ВАС РФ. 2003. Специальное приложение к № 11. С. 6, 15.

Глава 19. Правовое регулирование реализации товаров

Еще по теме § 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности по реализации товаров:

  1. Глава 19. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров
  2. § 1. Общая характеристика правового регулирования сельскохозяйственной деятельности
  3. § 1. Общая характеристика правового регулирования совместной деятельности


Просмотров