Подрядчиком по договору строительного подряда может быть. Договор подряда на выполнение строительных работ. Права и обязанности сторон договора строительного подряда, связанные с подготовкой, уточнением и изменением технической документации и сметы строит

На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошли изменения. Полностью сменилось руководство НКИД и Коминтерна. Перед новым наркомом М.М. Литвиновым была поставлена основная задача -- обеспечить благоприятные внешние условия для построения социализма в СССР. Для этого нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в военные конфликты, а также наладить экономическое сотрудничество с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД.

На первом этапе были урегулированы отношения с ближайшими соседями СССР. В 1929 г. в Москве был подписан протокол между СССР, Эстонией, Литвой, Польшей, Румынией, Турцией и Ираном, предусматривающий отказ от применения силы при рассмотрении территориальных претензий. В начале 30-х гг. СССР заключил пакты о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Афганистаном, а также конвенцию об определении агрессора с малыми государствами Европы. Опасной для СССР в конце 20-х гг. была ситуация на Дальнем Востоке, где активизировалась Япония и продолжался советско-китайский вооруженный конфликт на КВЖД.

В это же время развивались связи СССР и с крупными капиталистическими государствами мира. До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. В 1929 г. удалось восстановить нормальные отношения с Великобританией, а в 1932 г. было подписано советско-французское соглашение о ненападении. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США.

Резкий поворот в международных отношениях произошел после прихода Гитлера к руководству Германией. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора.

СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии.

В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто. На Дальнем Востоке положение пришлось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халхин-Гола.

Поэтому СССР решил, во-первых, попытаться максимально отодвинуть сроки втягивания его в новую мировую войну, а, во-вторых, избежать войны на два фронта. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Сталин и Гитлер договорились о разделе сфер влияния в Восточной Европе. 1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. СССР стал ее непосредственным участником с самого начала и до июня 1941 г. расширил свои границы за счет таких государств как Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Румыния.

Тема: «Внешняя политика СССР в 30 – е годы»

Цели: 1. Учащиеся должны уяснить особенности международного

положения и основные направления внешней политики СССР

в 30-е годы;

2. Понять принятие необходимости советско - германского

пакта о ненападении, осознать его отрицательные и поло-

жительные стороны влияния на СССР;

3. Воспитывать защитников Отечества, формировать любовь

к Родине, критическое сознание;

4. Знать основные понятия: Коминтерн, Лига Наций, фашизм,

агрессия, шовинизм.

План урока:

    Объявляется тема урока;

    Учащиеся ставят по ней цели;

    Обобщение целей учителем;

Знать особенности и основные направления внешней политики;

Знать словарные слова;

Уметь составлять по теме опорный конспект.

Объем материала сегодня большой! Много нужно будет запомнить, мы достигнем этого с вами, если будем работать четко и внимательно.

Логическое задание:

В ходе объяснения нового материала определите основные направления внешней политики СССР в 30-е годы.

Работа со словарными словами:

КОМИНТЕРН - Коммунистический третий интернационал, международ-

ное объединение коммунистических партий. Создан в

1919 году в Москве.

ЛИГА НАЦИЙ – союз, объединение, организация государств (после II

мировой войны – ООН: организация объединенных

наций). Выступала за мир, против агрессии.

ФАШИЗМ – открытая террористическая диктатура шовинистических

реакционных элементов финансового капитала.

АГРЕССИЯ – нападение одной стороны на другую.

ШОВИНИЗМ – сторонники этого направления говорили о превосходстве

одной нации над другой.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – отношения одного государства с другими

государствами.

Прежде чем говорить о внешней политике в 30-е годы, давайте вспомним как относились к единственному государству: Советская Россия, а затем и СССР капиталистические государства запада в

20-е годы?

- СССР признали многие государства мира, в том числе ведущие

западные страны (в 1924 г. были установлены дипломатические

отношения с Великобританией, Италией, Францией, а также с

Финляндией, Австрией, Прибалтикой). Тем неменее политичес-

кие контакты между СССР и странами Запада оставались

напряженными.

В 30-е годы СССР пересмотрел курс внешней политики:

1. укрепление безопасности СССР;

2. создание системы коллективной безопасности;

3. советская внешняя политика приобрела антигерманскую

направленность;

В 1933 году СССР установил дипломатические отношения с

Испанией, Румынией.

В 1935 году СССР заключает договор о взаимопомощи с Францией,

Бельгией, Болгарией, Колумбией. В этом же году СССР

заключает договор с Чехословакией, но при условии,

что помощь СССР может оказать только вместе с

Францией.

В 1937 году договор о взаимопомощи с Китаем и Англией.

В 1936 году договор о взаимопомощи с Монголией, Турцией,

Польшей, Ираном.

В 1934 году СССР вступает в Лигу Наций.

В 1935 году СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской

повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после

введения немецких войск в демилитаризованную Рейнс-

кую область Советский Союз предложил Лиге Наций

предпринять коллективные меры для действенного

пресечения нарушений международных обязательств.

В 1936 году СССР поддерживает левые силы в Испании.

Групповые задания:

1 группа – Как менялась тактическая линия Коминтерна в 30-е годы?

(параграф № 27, пункт № 2).

2 группа – Война в Испании. Что показали эти события?

(параграф № 27, пункт № 3).

3 группа – Как Мюнхенское соглашение отразилось на идее создания

системы коллективной безопасности?

(параграф № 27, пункт № 5).

На выполнение заданий отводится 4 минуты.

Вывод на вопрос 1 группы:

До 30-х годов Коминтерн критиковал социал-демократов-пособников фашизма. В 1935 году – идея создания единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. Сотрудничество со всеми от социал-демократов до либералов.

Вывод на вопрос 2 группы.

События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии - фашистский или коммунистический.

На западе положение было относительно спокойным. В то же время на дальневосточных рубежах дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.

В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания. 1937 год Япония начала военную агрессию против Китая.

Агрессия против СССР и МНР:

Война с Японией

1938г. озеро Хасан

1939г. река Халкин – Гол

В это время новая угроза миру на западе.

Сентябрь 1938 года – Мюнхенское соглашение:

Франция прибыли на переговоры с Германией и Италией.

Чехословакию и СССР на конференцию не пустили. Западные государства проводят политику «умиротворения». Германии отдается Судетская область Чехословакии, часть Литвы, часть Польши и город Данциг. В марте 1939 года Германия захватывает всю Чехословакию, а Италия в апреле 1939 года захватывает Албанию.

Разбирается вопрос 3 группы.

Вывод на вопрос 3 группы.

Надежды СССР на возможность создания системы коллективной системы безопасности рухнули.

Игра – задание:

Что ты знаешь об этом государстве, какую роль оно сыграло в предвоенный период?

Германия:

Фашистское государство. В 1933 году Гитлер приходит к власти. В стране устанавливается военная диктатура. Все в государстве было подчинено подготовке к войне. Цель такой политики: мировое господство, план уничтожения славянского народа. Гитлер по отношению к СССР проявлял двуличие, хитрость. Ненавидел СССР, хотя накануне войны военные специалисты Германии: летчики, танкисты проходили обучение в СССР. Наша страна поставляла в Германию полезные ископаемые.

Италия:

Фашистское государство. С 1922 года в стране правит вождь фашизма Муссолини. Это союзница Германии. Вела агрессивную политику против СССР. Готовилась к войне.

Эфиопия:

Была захвачена Италией. Все ресурсы страны принадлежали ей, они шли на подготовку к войне.

Испания:

Фашистское государство. С 1939 года у власти находится фашистская диктатура Франко. Союзница Германии, Италии, Испании. Готовилась к войне.

Англия:

Демократическое государство. На дипломатическое сближение с СССР пошла из-за внутреннего кризиса. На тесное сближение с СССР правительство Англии не шло, не доверяли. Стремилась толкнуть Германию в войну против СССР, тем самым показывая двуличие.

Франция:

Демократическое государство. Не хотело сближения с СССР. Не доверяло нашему государству из-за внутренней политики: тоталитарный режим, репрессии. Виновно в развязывании войны. Толкало Германию против СССР.

Демократическое государство. Экономически сотрудничало с СССР, точнее торговало с нашей страной. В политике соблюдала нейтралитет. Это государство войны не боялось т. к. было сильное, богатое. А зря! Американский флот был сразу же потоплен Японией в Тихом океане.

Япония:

Агрессивное милитаристское государство. Считали: «Азия для азиатов». Говорили о превосходстве своей нации. Союзница Германии, Италии, Испании. Японцы постоянно нарушали границы нашего государства на Дальнем Востоке. Япония готовилась к войне. Готовила бактериологическое оружие.

Китай:

Подписал договор с СССР о ненападении в 1937 году. Постоянно защищалось против агрессии Японии. СССР оказывало техническую и материальную помощь, отправляли русских летчиков и военных специалистов в Китай.

ВЫВОД: надежды на поддержку СССР не было.

Работа с картой:

Посмотрите на карту Европы. Скажите, какому государству, прежде всего, нужно было думать о своем будущем?

(Франции).

Это государство соседствует с агрессивными фашистскими государствами: Испания, Германия, Италия.

Забегая вперед, скажу, что в Болгарии, Венгрии, Албании, которые соседствуют с Францией, тоже были установлены фашистские режимы.

Такая политика государств – соседей отрезвила правящие круги Франции и Англии. Начинаются переговоры о заключении соглашения с СССР о мерах по пресечению германской агрессии. Но переговоры сознательно затягивались (стр. учебника 202).

Почему Франция и Англия не сумели договориться с СССР о создании системы коллективной безопасности?

Причины краха:

    взаимное недоверие СССР и западных держав;

    срыв переговоров с Англией и Францией;

    Мюнхенский сговор;

Есть и другая причина. Но о ней мы скажем чуть позже. Гитлер, узнав

о переговорах СССР с Англией и Францией, о создании системы коллективной безопасности, предлагает Советскому Союзу начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе.

23 августа 1939 года СССР и Германия подписали договор о ненападении сроком на 10 лет (договор Риббентропа – Молотова). К договору прилагались секретные протоколы.

    разграничение сфер влияния в Европе между СССР и Германией;

а) раздел Польши;

б) развязывание рук Германии в Восточной Европе.

Работа с учебником: стр.203.

Определить сферы влияния в Европе?

Из- за этого протокола Прибалтика считает Россию оккупантами.

Выгоден ли договор обеим странам?

Работа по рядам:

1 ряд – для Германии

2 ряд – для СССР

Работа с учебником: стр.203

Какими были 30 – е годы для СССР?

    Изменился внешнеполитический курс СССР;

    Не найдя поддержки европейских государств по вопросу создания

системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти

на союз с главным агрессором – фашистской Германией.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

    Логическое задание: назовите основные направления внешней политики СССР?

2. Каковы особенности внешней политики СССР?

    С кем подписан пакт о ненападении, когда, каковы его последствия для подписавших государств?

Домашнее задание: параграф № 27, даты, словарные слова.

В конце 20-х - начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - па Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшею укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. Летом 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна было принято решение о тактике левого блока с европейской социал-демократией и всеми силами, выступающими против фашизма. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нес отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того. Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась Вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после раз1рома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получи? право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу комму-нистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский персшеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы.

Внешняя политика СССР в 30-е годы

В 30-е гг. и особенно накануне Великой отечественной войны советская внешняя политика носила сложный и противоречивый характер.

Основные этапы внешней политики СССР в 30-е гг.:

1. 1929-1933 гг. Главный внешнеполитический партнер СССР – Германия. Отношения с остальными западными государствами остаются крайне сложными (дипломатические конфликты с Великобританией и США). В 1929 г. происходит вооруженный конфликт с гоминдановским Китаем по вопросу о собственности на КВЖД. Чанкайшисты разгромлены частями РККА во главе с Блюхером. Обстановка на советско-китайской границе изменилась в 1931 г., когда японские войска оккупировали Манчжурию. Теперь СССР оказывает помощь Китаю в борьбе с агрессорами.

2. 1933-1939 гг. Приход к власти Гитлера превращает Германию в главного внешне политического противника СССР. Немецкая угроза заставляет страны Запада пойти на некоторое сближение с советским государством. В 1932-1933 гг. был подписан ряд договоров о ненападении (с Францией, Финляндией, странами Прибалтики). В 1933 г. США официально признали СССР. В 1934 г. наша страна была принята в Лигу Наций (довоенный аналог ООН). СССР выступает с инициативой создания в Европе системы коллективной безопасности. Однако, западные государства, хотя и были обеспокоены усилением Германии, своим главным врагом продолжали считать коммунистический СССР. Единственным значительным договором о взаимопомощи в случае военной агрессии стал трехсторонний франко-советско-чехословацкий договор, подписанный в 1935 г.
В 1936-1939 гг. СССР оказывает военную помощь республиканской Испании в ее борьбе с фашистскими мятежниками, поддерживаемыми Германией.
После так называемого мюнхенского сговора (1938 г., западные страны передали Германии права на Судетскую область Чехословакии) и договора о ненападении между Францией и Германией (1938 г.) стало очевидно, что Запад проводит политику «умиротворения агрессора», в расчете на то, что свой главный удар германский фашизм обрушит на СССР.
Обстановка осложнялась крайним обострением советско-японских отношений. В 1938 г. возник вооруженный конфликт в районе озера Хасан , а в 1939 г. – на реке Халхин-Гол .
Попустительская позиция Запада и явная угроза со стороны Японии заставили СССР искать пути для сближения с Германией.

3. 1939-1941 гг. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали в Москве Пакт о ненападении Пакт Риббентроп-Молотов ») и секретные дополнительные протоколы к нему о разделе сфер влияния в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. 17 сентября на территорию Польши вступили части РККА. 28 сентября 1939 г. был подписан советско-германский договор «О дружбе и границе» также содержавший секретные протоколы (в зону влияния СССР отходила еще и Литва). В следующем году в состав СССР включаются Латвия, Литва, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина (Молдавия).
31 октября 1939 г. СССР предъявил территориальные претензии Финляндии, потребовав от нее передвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30 км, в обмен на вдвое большую территорию в советской Карелии. Отказ Финляндии стал поводом к началу кровопролитной и очень неудачной Советско-финской войны («Зимняя война »). Главным ее событием стал штурм финской «Линии Маннергейма», возведенной вдоль границы по Карельскому перешейку. Прорвать ее удалось лишь ценой огромных человеческих потерь.
В марте 1940 г. был подписан мирный договор, по которому к СССР отошла вся Карелия с городом Выборг и часть островов Балтийского моря. Главной причиной неудач в войне стала откровенная слабость командных кадров РККА, вызванная недавними репрессиями.

1. Понятие и виды капитального строительства

Капитальное строительство - это деятельность государственных органов , органов местного самоуправления , физических и юридических лиц , направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ.

Стройка - это совокупность зданий и сооружений, возведение которых осуществляется на одной или нескольких строительных площадках по единому проекту. Объект строительства - это каждое отдельно стоящие здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями и т.д.), на которые составлены отдельный проект и смета.

Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий , зданий и сооружений, т.е. их модернизация.

Новое строительство - строительство комплекса объектов вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, отдельных производств, которые возводятся на новых строительных площадках и после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, т.е. возникает новая организация - юридическое лицо.

Расширение действующих предприятий - строительство на их или прилегающей к ним территории дополнительных производств, новых отдельных цехов и объектов или осуществление работ по расширению уже существующих на предприятиях таких цехов и объектов. К этому виду капитального строительства относится также строительство филиалов и производств действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий - переустройство существующих цехов и объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. Такое переустройство осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, и, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Техническое перевооружение действующих предприятий - комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков. Осуществляется оно по проектам и сметам на отдельные объекты или отдельные виды работ и, как правило, без расширения производственных мощностей.

В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:

  • подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля;
  • хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;
  • смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть - силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы, монтаж технологического оборудования и т.п.).

Основной способ осуществления капитального строительства - подрядный. Работы этим способом осуществляются по договору строительного подряда .

2. Понятие договора строительного подряда

Условия договора сохраняют силу в течение всего срока действия договора. В случаях, когда после заключения договора законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение хотя бы одной из сторон, договор может быть изменен.

Заключение и исполнение договора строительного подряда

1. Заключение договора строительного подряда

Предварительная разработка и утверждение в установленном порядке обязательных для обеих сторон определенных документов, наличие которых необходимо для заключения договора строительного подряда (так называемых плановых предпосылок или оснований заключения договора), действующим законодательством не предусматриваются. Как отмечалось выше, заключение договора, выбор контрагента и определение условий договора (не противоречащих законодательству) законом отнесены к компетенции сторон договора.

Однако, чтобы заключенный договор был действителен, стороны предварительно должны получить определенные документы. Для заказчика - разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления , а для подрядчика - лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Согласно этому Временному положению объект предъявляется подрядчиком к приемке после завершения всех предусмотренных договором работ по объекту. Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц , создавая в необходимых случаях приемную комиссию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета , осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с указанным Государственным комитетом особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях .

Объекты производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором строительного подряда.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, форма которого (образец) приведена в Приложении 1 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов. Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком работ, предусмотренных договором.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результата работы.

Данная форма оплаты наиболее прогрессивна и выгодна для заказчика. В этом случае подрядчик заинтересован в конечном результате своей деятельности, которая снижается или вовсе утрачивается при постепенной, поэтапной или, например, помесячной оплате фактически произведенных им работ. Однако значительная стоимость и длительность капитального строительства требует авансирования деятельности подрядчика, причем он вправе требовать выплаты аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре (п. 2 ст. 711 ГК). Поэтому согласованный сторонами порядок оплаты работ, учитывающий их взаимные интересы, является важным средством эффективной организации их взаимоотношений.

4. Особенности договора подряда на строительство объектов "под ключ"

Такой договор заключается между заказчиком и подрядной организацией (генеральным подрядчиком) и предусматривает выполнение последним цикла: проектирование, строительные, монтажные и специальные строительные работы, сдача объекта в эксплуатацию.

Основной обязанностью заказчика является предоставление генеральному подрядчику документации, на основании которой проектируется объект: проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов; утвержденные технико-экономические обоснования строительства объектов производственного назначения и крупных общественных зданий и сооружений и др.

К основным обязанностям генерального подрядчика относятся:

  • обеспечение разработки строительной части проектно-сметной документации собственными силами или по договору с проектными организациями;
  • обеспечение своевременного и качественного выполнения строительных, монтажных и других специальных строительных работ;
  • комплектация объектов оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечение ввода в действие объекта в предусмотренный договором срок и др.

Стоимость работ по договору определяется соглашением сторон. Затраты генерального подрядчика до сдачи объекта заказчику покрываются за счет его собственных средств и полученных им кредитов банка.

Заказчик рассчитывается с генеральным подрядчиком после подписания акта приемки объекта. Генеральный подрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов работ в соответствии с ценой, установленной при заключении договора субподряда.

Таким образом, в данном договоре подрядчик берет на себя все обязанности по организации и обеспечению строительства, освобождая от них заказчика. На последнем, по сути дела, остается лишь обязанность оплаты результата работ, причем только после его приемки (без авансирования). Поэтому договор подряда на строительство объектов "под ключ" считается одной из наиболее прогрессивных форм капитального строительства.

5. Имущественная ответственность за нарушение условий договора строительного подряда

Такая ответственность может быть установлена как в договорном порядке, т.е. по соглашению сторон, так и в нормативном порядке, т.е. предусмотрена законом или иными правовыми актами. Она наступает в соответствии с общими положениями о гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств : должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств . Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15, 393 ГК). Поскольку стороны договора строительного подряда обычно являются предпринимателями, ответственность эта наступает независимо от наличия вины сторон в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств (п. 3 ст. 401 ГК). Если договором строительного подряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств предусмотрено взыскание неустойки (штрафа , пени), убытки взыскиваются за вычетом этой неустойки. Но договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

Применение мер имущественной ответственности к контрагенту в случае нарушения им обязательств по договору строительного подряда - право, а не обязанность потерпевшей стороны.

Наряду с гражданско-правовой ответственностью сторон договора строительного подряда за нарушение его условий, строительное законодательство предусматривает также административную ответственность за правонарушения в области строительства. Такая ответственность установлена Законом РФ от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона предприятия, учреждения, организации и объединения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Размер штрафов за различные правонарушения определен в твердых суммах, которые несколько раз индексировались постановлениями Правительства РФ .

6. Изменение и прекращение договора строительного подряда

Изменение содержания договора может иметь место, например, при внесении заказчиком изменений в техническую документацию на объект строительства (она определяет по объекту строительства объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования), влекущих за собой дополнительные работы по стоимости, превышающей 10% указанной в смете общей стоимости работ. Внесение таких изменений в техническую документацию осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 1, 2 ст. 744 ГК).

Прекращение (расторжение) договора строительного подряда может иметь место по различным основаниям. Ими могут быть консервация или полное прекращение строительства, систематическое нарушение подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ или их низкое качество, систематическое нарушение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом) и др. Кроме того, заказчик (инвестор) вправе в любое время прекратить или приостановить действие договора с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду.

Прекращение или приостановление капитального строительства (следовательно, и действия договора строительного подряда) возможно и по решению правомочного государственного органа в случаях стихийных бедствий и иных проявлений действия непреодолимой силы, введения чрезвычайного положения , если в процессе строительства выяснилось, что его продолжение приведет к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, экологических и других норм, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства .

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

1. Проектирование и изыскания для капитального строительства

Проектирование для капитального строительства - процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства.

Изыскания для капитального строительства - процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.

Техническая документация (или проект строительства) - комплекс документов, включающий технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства, а также другие предъявляемые к этим работам требования.

Проектно-сметная документация - это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства. Строительство без наличия проектно-сметной документации не допускается.

Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем - рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Как и в договорных отношениях по строительному подряду, заключение договора на выполнение проектных и изыскательских работ, выбор партнера (контрагента), определение обязательств , любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией сторон договора, а основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения сторон, наряду с действующим законодательством является заключенный ими договор (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей - индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования - выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией - генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций - это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций - полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений. Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании на проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК).

В договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются предмет договора (наименование проектной документации, требования к ее качеству и техническому уровню), состав и содержание проектно-сметной документации, срок действия договора, сроки разработки и этапы выдачи документации, цена, порядок сдачи и приемки документации, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора, другие существенные условия, обеспечивающие интересы сторон.

Как отмечалось выше, определение условий договора законом отнесено к компетенции сторон, но они не должны противоречить действующему законодательству. Так, в силу п. 1 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности стороны обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством. Поэтому, например, определяя состав и содержание подлежащей разработке проектно-сметной документации, стороны обязаны руководствоваться требованиями санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством, соблюдать единые правила оформления документации и т.д.

Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.

Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен (п. 2 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). Какие-либо "плановые основания" или "плановые предпосылки", обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме. При этом они могут использовать форму договора строительного подряда, приведенную в упомянутом выше Руководстве по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации (учитывая особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ). Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) - выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.

К обязанностям подрядчика относятся также:

  • согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции;
  • внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование;
  • внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.

Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика.

Основная обязанность заказчика - принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее.

Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
  • оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • возместить подрядчику дополнительные расходы , вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
  • привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

4. Экспертиза и приемка технической документации

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 г. "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации" проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем - проекты строительства) независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации , отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то органах.

Такая экспертиза осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации, утвержденным Госстроем России 29 октября 1993 г. по поручению Совета Министров - Правительства РФ. Упомянутым выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ установлено, что:

  • проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России (в настоящее время - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу) или в порядке, устанавливаемом им совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждаются их соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлекаемых средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Приемка технической документации оформляется актом. Обязательная для сторон форма такого акта законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме, разрабатываемой самими сторонами. В акте обычно отмечается, соответствует ли техническая документация условиям договора, дается ее краткое описание, фиксируется эффективность технической документации и на основании чего она определена, указывается обусловленная договором цена, а также размер надбавки или скидки к цене в процентах с учетом выполнения условий договора. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.

5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий

Изменение содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.

Заказчик (инвестор) вправе в любое время расторгнуть договор с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности).

Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом).

В ГК содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостатки, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором не установлено иное (ст. 761 ГК).

Поскольку в Законе об инвестиционной деятельности, как и в других законодательных актах, специальных указаний об ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не содержится, заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК. Как отмечалось выше, ответственность заказчика в полном объеме в случае одностороннего расторжения им договора предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации . Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Государственные контракты предназначены для:

  • реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • развития и создания производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ ;
  • развития общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга;
  • строительства отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
  • развития фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны (п. 20 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594).

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Предполагается принятие специального закона о подрядах для государственных нужд. Основными подзаконными нормативными актами , регулирующими отношения по выполнению подрядных работ для государственных нужд в настоящее время, являются:

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд";

Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (далее - Основные положения). Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом такими ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане , занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 764 ГК).

2. Основания и порядок заключения государственного контракта

В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 упомянутого выше Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г.).

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен упомянутым выше Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК). Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне.

При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда . Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт.

Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Обязательными (существенными) условиями государственного контракта являются условия:

  • об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;
  • о сроках ее начала и окончания;
  • о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  • о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).

Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений.

Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит .

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора (п. 7 Основных положений). Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).



Просмотров