От чего зависит объем функций государства. Функции государства и ᴇᴦο задачи и сущность. Функции и механизм государства

Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?

Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.

Понятие функций государства

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые , а именно основные, главные направления его деятельности , каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение . Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами , которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

Классификация функций государства

Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.

По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).

По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.

По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)

Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения . В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).

Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.

Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности . В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.

Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений , свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.

Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.

Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.

В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.

К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция . Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.

Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.

С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка . Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.

Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.

Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.

Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.

Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.

Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.

Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.

Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.

Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).

В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.

Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.

Вопросы для самопроверки

1) В чём суть понятия «функции государства»?

2) Какие классификации функций вам известны?

3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?

4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?

5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?

Понятие и основное назначение функций государства. Активная деятельность государства характеризует его природу и назначение. Содержание и характеристика функций обусловлены сущностью самого государства и прежде всего теми целями и задачами, которые стоят перед ним, а также потребностью в обеспечении необходимых условий сохранения, стабилизации и развития общества. Функциональный подход позволяет глубже изучить само понятие государства, раскрыть его признаки, научно аргументировать характер и содержание его деятельности в конкретных исторических условиях, что служит целям совершенствования его организационной структуры, эффективности государственного управления.

Функции (от лат - исполнение, осуществление) - это основные, наиболее важные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Они устанавливаются в зависимости от формы государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

Признаки функций государства. Функции государства многообразны, их возникновение и изменение зависит от очередности целей и задач, которые стоят перед обществом в ходе его постоянного развития. Характеризуя функции, можно выделить некоторые наиболее существенные их черты:

· функция государства представляет собой основное, существенное направление его деятельности, которое существует длительный период и без которого государство не может обойтись. Это объективно сложившаяся предметная деятельность государства в какой-либо сфере: в культуре, экономике, политике;

· в своей совокупности функции отражают классовую или общесоциальную сущность государства, раскрывают его социальное назначение. Они направлены на решение конкретных задач и достижение основных целей, которые стоят перед обществом и государством в данный исторический период. Так, в функциях Российского государства ярко проявляется динамика экономических, социальных, политических преобразований, существующих в настоящее время;

· осуществление и реализация функций есть непрерывный процесс, который происходит в определенных формах и с применением особых, характерных для государственной власти методов воздействия;

· функции государства - категория управленческая, представляющая собой особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Они имеют свой объект и субъект воздействия, свое содержание. Под объектом следует понимать определенную сферу общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций государства раскрывает саму эту-деятельность и выражается в определенных действиях его органов, которые выступают субъектами, реализующими функции государства. Функций отдельных государственных органов согласуются с функциям всего государства и не должны им противоречить. Объекты и содержание служат критерием разграничения функций государства между собой.



Таким образом, функции представляют собой основные направления внутренней и внешней деятельности государства, отражающие его сущность и социальное назначение, обусловленные целями и задачами, которые стоят перед обществом.

Классификация функций государства. В юридической науке проводятся различные классификации функций государства. Выделяют общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер). В литературе встречается также достаточно условное деление функций на основные и не основные (первичные и вторичные). Некоторые авторы указывают на наличие генеральной функция государства, которая составляет основу его деятельности, связанную с обеспечением условий существования человеческого общества. Сюда относятся различные условия: природные; экономические и социальные, связанные с обеспечением достойного уровня жизни, свободы труда и свободного развития; культурные, которые влияют На уровень культуры и образования в обществе, гарантируют свободу творчества.

По своей направленности функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних целей государства, показывают степень участия граждан в решении экономических, социальных, культурных и иных задач, а внешние - связаны с реализацией задач обороны страны и ее национальной безопасности, а также направлены на поддержание добрососедских, партнерских отношений с другими странами. Внутренние и внешние функции органически связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. В настоящее время Российское государство стоит перед необходимостью внесения уточнений как в саму систему функций, так в их названия и назначение.

Внутренние функции государства. В современных условиях государство осуществляет следующие основные внутренние функции: экономическую, социальную, политическую, развития культуры, науки и образования, экологическую, охраны прав и свобод личности, всех форм собственности и др. Среди внутренних можно выделить блок правоохранительных функций, к числу которых, например, можно отнести функцию обеспечения законности, правосудия и иные функции.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Они классифицируются в зависимости от той сферы деятельности государства, в которых они протекают. Рассмотрим некоторые из них.

Главная цель экономической функции - обеспечение нормального функционирования экономики любого государства, охрана всех форм собственности, укрепление финансовой и налоговой системы, осуществление общественных работ, реализация внешнеэкономических связей и многое другое. Обязанности государства в этой сфере сводятся к регламентации определенных базовых экономических отношений и принципов, на основе которых оно существует. Оно также должно определять приоритеты и методы регулирования экономических отношений внутри страны.

Государство требует от всех органов государственной власти и должностных лиц обеспечить такие условия, при которых бы принимаемые ими решения не создавали прямо или косвенно препятствий для перемещения внутри страны товаров, финансовых средств, не вели к ограничению конкуренции или самостоятельной предпринимательской деятельности граждан и других субъектов экономических отношений. Под этим понимается также требование к созданию внутри страны такого законодательства и такой практики в деятельности государственных органов, которые бы позволили ограничивать или пресекать ту деятельность государственных органов, которая приводит к нарушению или ущемлению базовых экономических принципов.

Экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики; преимущественная поддержка стратегиче­ских, высоко конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов. Государство воздействует на экономические отношения также и через налоговую политику, создавая наиболее благоприятные условия хозяйствования в приоритетных отраслях экономики. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной смешанной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

Важное значение в этой сфере отводится налогообложению. Одним из важных принципов действующего налогового законодательства является принцип однократности налогообложения, состоящий в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период. Плательщиками налогов по закону являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом и иными законодательными актами возложена такая обязанность. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость Определенных товаров, отдельные виды деятельности: операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, а также имущество юри­дических и физических лиц.

В условиях развития России, в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания функции налогообложения, она, будучи тесно связанной с экономической, выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, за счет различных налогов - налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога с граждан, различных финансовых сборов, акцизов, пошлин и платежей.

Социальная функция направлена на осуществление специальных мер по удовлетворению социальных потребностей людей, повышению их жизненного уровня, улучшению условий труда, его оплаты, быта, социальной помощи нетрудоспособным, реализацию мер по улучшению здравоохранения, образования, культуры и др. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку многодетным семьям, охраняет материнство и детство, труд инвалидов и пожилых граждан. Оно развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и осуществляет иные гарантии социальной защиты.

Понятие «социальное государство» достаточно ново. Оно впервые появилось в 60-е гг. XX в. и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Под достойной жизнью обычно понимают материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием - физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Социальная политика демократического государства должна быть направлена на создание благоприятных условий для жизни и здоровья его граждан. Она охватывает общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также непосредственно связана с координацией вопросов здравоохранения, защиты семьи и социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек переходного периода в жизни на­шего общества, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, а также на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными социальными группами. Основное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение разных групп населения, развивать здраво­охранение, образование, культуру, науку.

В целях осуществления социальной функции государство создает фонды, денежные средства которых расходуются на выплату пенсий, пособий гражданам, а также на развитие здравоохранения и образования. С помощью этой функции разрабатываются и реализуются программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулируется в той или иной мере размер заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - правом социального обеспечения. В некоторых странах существуют специальные социальные кодексы, которые содержат нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения граждан.

Политическая функция направлена на развитие демократии, национального, а также гражданского согласия, поддержание стабильного порядка, защиту законных прав и интересов граждан.

Культурно-воспитательная (идеологическая) функция связана с осуществлением определенной политики в сфере образования, культуры. Она проводится через средства массовой информации - радио, печать, телевидение.

Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, вышла на передний план не только в пределах нашей страны, но в глобальном, международном масштабе, превратившись в проблему спасения земли и сохранения человечества.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. В то же время в цивилизованном обществе охрана окружающей среды есть проявление культуры этого общества и нравственный долг каждого. Забота о природе есть моральный долг каждого члена общества по отношению не только к нынешнему, но и к будущим поколениям.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду связана с осуществлением специальных действий (или воздержанием от действий), направленных на предупреждение изменений состояния природы или окружающей среды как единого комплекса природных объектов. Это рациональное, экологически целесообразное использование отдельных природных ресурсов. Нарушение установленных в законодательстве обязанностей каждого по сохранению природы и окружающей среды и бережному отношению к природным богатствам влечет применение мер юридической ответственности.

Еще одна внутренняя функция государства - функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Данные положения впервые в истории человечества были закреплены в Декларации независимости США 1776 г., в Билле о правах 1789 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов демократического государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении интересов человека.

В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности. Сообразно с этим государство, как крупный собственник, должно придерживаться принципа равенства в отношениях с другими собственниками.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на мировой арене. К внешним функциям относятся: взаимовыгодное сотрудничество государств мирового сообщества, оборона страны от нападения извне и национальная безопасность; вопросы интеграции в мировую экономику, обмен новейшими технологиями и товарами, расширение международных связей; проблемы мира и безопасности; культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является обеспечение его военной безопасности. Защита Отечества - это оборона страны в случае возможной агрессии против нее или ее союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной военной помощи или обороне. Участвовать в защите Отечества - не только юридическая обязанность, но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина.

Воинская обязанность предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время.

Государственная безопасность тесно связана с обороной и экологической безопасностью. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы: Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и некоторые оперативные органы других ведомств.

Функция государства по обеспечению мира и поддержке мирового порядка связана с деятельностью государства, направленной на недопущение и предотвращение новой войны, разоружение, поддержание режима нераспространения оружия массового уничтожения, контроль в сфере торговли вооружением, участие в локализации межгосударственных, межнациональных и иных конфликтов.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем связана с внешней политикой государства, его участием в международных договорах и соглашениях, международными связями. Внешняя политика государства направлена на его включение в мировую экономическую систему, активное международное сотрудниче­ство в различных областях, а также координацию таких связей. Большое значение в этом смысле играет взаимодействие с международными организациями, такими как ООН, ЮНЕСКО, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная организация труда и др.

Функции государства взаимодействуют, многие из них находятся в процессе становления и развития.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся напостоянные , которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные , исполнительные , судебные.

В зависимости от социального значения, важности в общественной жизни функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства, связанные с главными стратегическими целями и задачами государства (например, функция обороны страны осуществляется на всех этапах ее развития)ине основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства (например, организация системы связи, транспортного обслуживания).

Конечно, такое деление весьма условно. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все функции государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных исторических этапах приоритетных направлений. Эти направления становятся для государства основными.

По социально-политической значимости функции государства делятся наглавные , то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (например, экономическая, социальная, экологическая функции) и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера. Например, функции налогообложения, финансового контроля имеют вспомогательную природу по отношению к экономической функции.

По сфере и по объекту, по содержанию государственной деятельности функции государства делятся:

экономическая,

политическая,

социальная,

идеологическая,

экологическая

По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

1. Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

По территориальному масштабу функции государства делятся:

1. Функции федерации;

2. Функции субъектов федерации;

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние.Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, авнешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.

Внутренние функции:

1. Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в экономику. Экономическая функция – это осуществление государством управленческого воздействия на экономику. Эффективное развитие экономики – это основа для успешного решения любых задач, стоящих перед государством. Экономическая функция существовала всегда. Суть экономической функции состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности. Государство разрешает и запрещает определенные виды деятельности, обеспечивает свободу конкуренции и ведет борьбу с монополизмом на рынке товаров и услуг (государство может допускать существование естественных монополий в отдельных отраслях экономики – «Газпром», РАО ЕЭС, железные дороги), осуществляет планирование и прогнозирование, устанавливает госцены и др. Применительно к современному государству содержание экономической функции охватывает:

· Формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны);

· Создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; планирование производства; государственно-правовая охрана существующих форм собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции);

· Внешнеэкономическая деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций);

· Оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

Экономическая функция Российского государства охватывает структурную перестройку экономики России, целью которой является производство продукции, необходимой всем людям, государству, мировому рынку; поддержку стратегических, высококонкурентных на мировом рынке производств (например, высоких технологий); демонополизацию производства (главная задача – освободить от засилья монополистов); фактическую поддержку товаропроизводителей, стимулирование малого бизнеса; инвестиционную политику и защиту интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке. В период экономических кризисов, депрессий, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Внутренние экономические функции современного государства. К ним относятся: непосредственное управление объектами государственной собственности; регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности; концентрация и распределение финансовых средств; установление таможенного режима и др.”.

Функция налогообложения является производной от экономической функции.

Функция налогообложения включает в себя сбор денежных средств (прежде всего через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределение денежных средств (составление бюджета, кредиты).

Функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической функции. Она предполагает контроль за формированием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т.д. Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, федеральная налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

2. Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействиегосударственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это, прежде всего, представительный орган - парламент, избираемый народом и уполномоченный от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, с помощью которого население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум. Содержание политической функции в демократическом государстве составляет обеспечение народовластия. Государство, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Политическая функция - это направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах(Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

3. Социальная функция. Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, то есть достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: малоимущих, безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. В социальной функции ярко выражено общесоциальное начало государство – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни с помощью гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Назначение социальной функции: развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, обеспечивающие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы, осуществляет контроль за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроль за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Ст. 7 Конституции РФ: “РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мин. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. С переходом к рыночным отношениям, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч.1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

Внутренние социально-политические функции современного государства. К ним относятся: управление системами здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства; обеспечение экологической безопасности; регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями; охрана общественного порядка и др.”.

4. Идеологическая функция – это поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры, регулирование деятельности СМИ и др. Идеологическая функция состоит в поддержке, разработке общенациональной идеологии, организации и управлении развитием науки, образования, поддержке культуры, охране памятников истории и культуры.

Внутренние идеологические функции современного государства. К ним относятся: управление развитием науки, образования и культуры; регулирование деятельности средств массовой информации; формирование общенациональной идеологии; охрана памятников истории и др.”.

Культурная функция (духовная) как поддержка развития культуры, науки и образования.Государство призвано поддерживать развитие науки, обеспечивать культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр. Государство также финансирует сохранение историко-культурных памятников. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

5. Экологическая функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики приобретает самостоятельное и весьма важное значение лишь в XX веке. Интенсивная эксплуатация природной среды, промышленная революция, НТП, нарушение экологических требований, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. В ст. 24 Конституции РФ, например, зафиксировано: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдение природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований;

6. Охранительная функция, в которую входят:

· Охрана всех форм собственности. В демократических государствах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В государствах, где основной экономический потенциал сосредотачивался в руках того или иного класса, государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды;

· Охрана прав и свобод человека и гражданина. Эта функция направлена на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.Обеспечение прав человека – это главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере. Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой;

· Охрана правопорядка – это функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок – это необходимое условие нормальной жизнедеятельности государства, итоговое состояние упорядоченности отношений в обществе. Данная функция представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его законов всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Егоединичным проявлением является правомерное поведение конкретного субъекта права.

7. Функция развития научно-технического прогресса. Эту функцию предопределили научно-технические достижения XX века. С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии. С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить.

8. Информационная функция. Вступление общества в новую, информационную, стадию развития одновременно означает появление у государства информационной функции.К ее появлению государство подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения, (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства. Содержание информационной функции охватывает создание единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, обеспечение свободного доступа пользователей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; содействие дальнейшему развитию рынка информации, фактическом удовлетворению потребностей общества в информационных продуктах и услугах и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

основные направления деятельности государства внутри страны и вне ее пределов, которые выражают его сущность и социальное назначение (экономическая функция, функция обеспечения правопорядка, социальная функция и др.). Функции государства видоизменяются в процессе его становления, укрепления, развития.

От Ф.г. следует отличать функции государственных органов, составляющих ветви государственной власти – законотворчество, сбор налогов и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Функции государства

это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности, с исторически меняющимися, эволюционными, производными от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития, направлениями.

Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Их реализация обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди них особо следует выделить своеобразие его сущности (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и тому подобных проблем, стоящих перед данным обществом.

По степени общности выделяют основные и неосновные функции государства; по сферам деятельности государства - внутренние и внешние; по продолжительности действия - постоянные и временные; по специфике объектов государственного воздействия - экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, обороны и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей статье.

Трактовка функций

На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства. Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность. При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом отождествляя их с деятельностью государства.

Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят. Вместе с тем функции государства - это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. Также не нужно путать их с задачами и целями. Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма.

Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы.

Признаки

Как можно было заметить, функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства. Если объединить все определения признаков и отразить в них все условия, то можно прийти к следующему.

  1. В функциях стран разнообразных исторических видов обнаруживаются и объективизируются свойственные им особенности и закономерности формирования, динамика общественно-экономических, общественно-политических и духовных преображений в жизни общества.
  2. В функциях материализуется и открывается активная служебная миссия как главнейшей части надстройки по отношению к собственной основе, осуществляется многоплановое фактическое функционирование внутри государства и на международной арене.
  3. Функции Российского государства натурально высказывают и реально конкретизируют его классовую и человеческую суть. Их смысл предусматривает классовые, массовые, национальные и личные интересы членов общества.
  4. Функции государства, понятие, содержание, классификация которых меняются в зависимости от этапа развития страны, появляются и формируются соразмерно его историческим задачам и целям. Федерация исполняет свое общественное предназначение путем претворения в жизнь подобающих ему функций, представляющих собой стабильно сформировавшиеся ключевые курсы его деятельности.

Классификация

С целью упорядочения весьма многочисленных и разнообразных функций, возложенных на государство, было произведено их деление на виды. Понятие и классификация функций государства помогают отделить одну функцию, нацеленную на свершение какой-либо миссии, от другой, у которой эта цель совсем иная. В системе государства и права полагается разделять их на следующие виды.

  1. Социальная значимость. в данном случае подразделяются на основные и производные. Первые при этом имеют приоритетное значение при их выполнении. К ним относится социальная функция, экологическая и экономическая. Производными называются функции дополняющие главные. Например, развитие научной деятельности является производной функцией от социальной.
  2. По сфере деятельности их можно разделить на 2 функции государства - это внутренние и внешние. Из самих названий этих видов можно понять, что внутренние функции предназначены для решения каких-то целей и задач внутри страны, они оказывают непосредственное влияние на общество внутри государства. К таким относятся социальные, экономические функции, охрана правопорядка, развитие здравоохранения и т. п. К внешним же относится всевозможная деятельность по сотрудничеству с другими государствами. Среди внешних функций можно отметить оборону государства, деятельность, направленную на поддержание мира и другие.
  3. Третье деление функций происходит по продолжительности их действия. Они могут быть как временные, так и постоянные. Временные функции, в отличие от постоянных, осуществляются какой-то определенный промежуток времени. С окончанием этого промежутка надобность в них отпадает. Как правило, временные функции осуществляются в какие-то переходные этапы. Постоянные же, наоборот, реализуются долгое время. Без их осуществления может нарушиться государственный порядок. Понятие и классификация функции государства, примеры направления его деятельности достаточно многообразны. Так, к постоянным относятся экономическая функция, охрана правопорядка, налоговая и другие функции.

И, хотя дробление функций государства разнообразно, наибольшее применение как в юридических трудах, так и в других областях отдается функциям, подразделенным по критерию сферы деятельности.

Экономическая функция

Уже со второй половины прошлого столетия экономическая функция стала считаться одной из основных. Понятие и классификация функции государства и права в экономической области, ее значение на сегодня весьма велики. Осуществляя эту функцию, государство регулирует экономические процессы, выстраивает темпы экономического роста. Таким нововведением стал являться государственный сектор экономики, при котором государство предстает в роли предпринимателя. На сегодняшний день существует достаточно много коммерческих организаций, в которых государство или является единственным учредителем (акционером), или имеет значительную долю участия. Кроме этого, он еще и предстает крупным банкиром, так как в его руках сосредоточено огромная часть ссудного капитала. Вообще, сейчас государство способно регулировать процессы в области экономики, происходящие в масштабе целой страны.

Если применять эту функцию на примере России, то можно наблюдать, что за последние десятилетия в стране проявились многие важнейшие элементы рыночных отношений. Это и право собственности, и свобода в экономическом отношении, и функционирующие рынки товаров и услуг. Наряду с этим имеется и потребность в поиске наиболее оптимальных методов участия в этих экономических процессах, необходимость выработки эффективного регулирования со стороны государства, которое будет совместимо с рыночными механизмами.

Задачи экономической функции

Основные задачи, встающие перед страной в экономической сфере - это надзор за соблюдением требуемых правил; охрана интересов игроков финансового оборота; определение главных правил в экономике; реализация экономической деятельности; координация взаимоотношений участников; помощь негосударственным предприятиям, выраженная в поддержке.

Многие юридические работы, посвященные этой экономической функции государства, понятие, содержание, классификация которой весьма многогранны, содержат главные направления решения вышеперечисленных задач. Это:

  • выстраивание заинтересованностей российских обществ на внутреннем и всемирном рынках, формирование условий для зарубежных вложений;
  • централизованная инвестиционная стратегия;
  • помощь стратегическим и общественно значимым производствам;
  • разгосударствление, демонополизация и руководство государственным состоянием;
  • структурная реорганизация российской экономики;
  • образование правовых начал управления экономикой и другие.

Рассматриваемая функция направлена на принятие антикризисных мер, ее основной целью является обретение рыночной экономики, которая была бы социально ориентированной. При этом такая экономика должна учитывать интересы всех потребителей и производителей. С этой целью государством издаются нормативные акты об акционерных обществах, о компаниях, других объединениях. Также государством применяется введен институт лицензирования, осуществляется надзор над импортом и экспортом продукции, одновременно стимулируется развитие наиболее востребованных в определенный момент отраслей экономики.

Социальная функция

Функции современного государства, понятие, классификация которых даются в настоящей статье, включают в себя социальную функцию. тесно взаимосвязана с социальной. Так же, как и первая, она довольно многообразна, а если исходить из ее объема деятельности, проводимой государством, то достаточно масштабна. Наиболее важнейшей целью этой функции является снятие социальной напряженности, уравнивание социального положения всех граждан. Также она преследует и другие цели, среди которых - развитие здравоохранения, культуры, образования и прочее.

Меры государства, направленные на реализацию этой функции, а соответственно, на достижение поставленных задач, осуществляются в виде создания специальных фондов, денежные средства которых направляются на развитие той или иной отрасли. Государством разрабатываются всевозможные программы, направленные на стабилизацию занятости граждан, на снижение безработицы. В отдельных случаях государством выступает регулятором, устанавливая размеры минимальной оплаты труда для граждан. Среди нормативных актов, призванных обеспечивать функции и задачи государства в социальной сфере, следует отметить законодательство о семье, об охране здоровья, о социальном и пенсионном страховании и многие другие.

Культура, наука, образование

Понятие и классификация функций государства включают в себя осуществление деятельности не только в экономике и Государство призвано поддерживать не только эти области, но и прикладывать все усилия по развитию культуры. Среди таких направлений его деятельности отмечается поддержка развития телевидения, литературы, театра, архитектуры, музыки, сохранение памятников, заповедников, музеев и т. п.

Помимо культуры, государство обязано реализовывать мероприятия по научному, техническому прогрессу, что выражается в спонсировании разнообразных исследований. В части образования государство регулирует отношения посредством законов об образовании, о физической культуре и т. д.

Экология

Понятие и классификация функций государства дополнились еще одним важным направлением. С недавнего времени экологическая функция страны стала одним из приоритетных векторов ее деятельности. Она заключается в принятии и реализации программ, направленных на охрану окружающей среды, в разработке таких программ как в федеральном масштабе, так и на уровне субъектов федерации, в регулировании природопользования, постановке экологических нормативов, надзоре за соблюдением гражданами и организациями законодательство, охраняющего природу. Законодательных актов, регламентирующих деятельность в области охраны природы, много, а основными считаются Конституция и законы о недрах, об охране окружающей среды, о радиационной безопасности и другие.

Охрана правопорядка

Эта функция является неотъемлемой в любом правовом государстве. Она включает в себя защиту граждан и организаций от противоправных посягательств, охрану их прав и интересов, борьбу с преступностью, защиту собственности, и преступлений. Если государство является демократическим, то функция охраны правопорядка будет стоять у него на первом месте. В такой стране соблюдение прав и свобод граждан - приоритетное направление деятельности. В России Конституцией признаны эти права и свободы, они провозглашены верховной ценностью государства, а их защита считается прямой обязанностью государства.

Внешние функции

Деятельность по решению каких-либо внешнеполитических задач - это внешние функции государства. Понятие, признаки, классификация этих функций также рассматриваются многими правоведами. Примечательно, что они изменяются вместе с переменами, происходящими в мире. Так, буквально за заключительные два десятка лет одни из внешних функций отпали, другие, напротив, усилились. Среди отпавших можно указать, например, функции по сотрудничеству со странами, в которых развивается социализм, мероприятия по предоставлению помощи развивающимся государствам. И наоборот, такие функции, как оборона страны, сотрудничество для установления и поддержания мира, получили более приоритетное значение.

Оборона Российского государства в настоящее время занимает самую значительную позицию во всей внешней политике. Она не только претерпела изменения в ее содержании, но и получила новую законодательную основу. Так, государством приняты законы об обороне, о статусе военнослужащих и другие. С целью реализации рассматриваемой функции государством проводится модернизация армии, разведка и контрразведка, сотрудничество с иными странами в военной сфере и другие мероприятия.

С целью поддержки мира на всей планете Россия устанавливает тесные контакты с многочисленными государствами, участвует во всевозможных ассамблеях, совещаниях, организациях, иных межгосударственных мероприятиях, направленных на нераспространение оружия массового поражения, уменьшение количества ядерного оружия, борьбу с терроризмом.

Кроме перечисленного, к внешним функциям РФ относятся и мероприятия, направленные на вхождение в мировую экономику, разрешение различных глобальных вопросов совместно с остальными государствами. Представители страны входят в международные организации, решающие проблемы в области экономики, торговли, труда, техники, на них возложены миссии по предупреждению и ликвидации результатов крупнейших катастроф, происшедших в экологии и т. п.

Заключение

Таким образом, понятие и классификация функций государства могут определяться по мере поступления каких-либо важных задач. В свою очередь, эти цели и задачи могут быть различны и зависят от этапа развития самого государства. Вместе с тем наиглавнейшей миссией и целью любой страны, в том числе и РФ, должно быть обеспечение благополучия людей, проживающих на ее территории. Развитие функций государства в этом направлении - приоритетная задача.



Просмотров