Основы безопасности жизнедеятельности что изучает. История обж. Оформление информационных стендов

Христианство

ХРИСТИА́НСТВО -а; ср. Одна из наиболее распространённых религий мира. Обратить в х. Распространение христианства на Руси. Исповедовать х. Религия возникла во второй половине 1 в. нашей эры в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев (в основе её лежит вера в Иисуса Христа как богочеловека, сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.

Христиа́нство

одна из трёх так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение Второго лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное Предание , главным в нём является Священное Писание (Библия); по значимости за ней следуют другие части Священного Предания (Символ веры, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов Церкви и др.). Христианство возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм . Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм . Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд. человек.

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИА́НСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом (см. БУДДИЗМ) и исламом (см. ИСЛАМ) ). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица (см. ТРОИЦА (догмат христианства)) ). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах (см. ТАИНСТВА) . Источник вероучения христианства - Священное предание (см. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ) , главным в нем является Священное писание (Библия (см. БИБЛИЯ) ); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви (см. ОТЦЫ ЦЕРКВИ) . Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие (см. ПРАВОСЛАВИЕ) и католицизм (см. КАТОЛИЦИЗМ) . Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ) . Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
* * *
ХРИСТИА́НСТВО [от греч. Христос - Помазанник, Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11:26, образованное на основе греческого языка с употреблением латинского суффикса существительное christianoi - приверженцы (или последователи) Христа, христиане, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в 1 в.], одна из мировых религий (наряду с буддизмом (см. БУДДИЗМ) и исламом (см. ИСЛАМ) ), одна из т. н. «авраамитических» (или «авраамических») религий, преемственных по отношению к библейскому монотеизму (наряду с иудаизмом (см. ИУДАИЗМ) и исламом).
Культурный контекст начального христианства
Христианство возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70 года, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как «еретиков»). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). Вплоть до конца Римской империи распространие христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины - Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2-3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, и расцветшей в городской среде Александрии христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких «буферных» территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая христианство несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина (см. КОНСТАНТИН I Великий) ).
Языковая ситуация раннего христианства была сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины - арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому (есть сведения об арамейском оригинале Евангелия от Матфея; семитологи склонны допускать, что древнейшая сирийская версия Евангелий лишь отчасти является переводом с греческого, отчасти же удерживает воспоминания об изначальном облике речений Иисуса (ср. Black M. An Aramaic approach to the Gospels and Acts. 3 ed. Oxford,1969). Однако языком межэтнического общения в пространстве средиземноморья был иной язык - греческий (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты самой священной книги христианства - Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) начинается на границе языков и цивилизаций; характерно древнее предание, согласно которому апостол Петр проповедовал, имея переводчиком Марка (будущего евангелиста). В Риме христианская литература долго создается на греческом языке, что характеризует космополитическую среду раннехристианской общины, в которой преобладали выходцы с востока (христианская латынь, которой предстояло в символической связи с папским Римом стать сакральным языком католической ветви христианства, делает свои первые шаги не столько в Риме, сколько в Северной Африке).
Вероучение. Учение о Боге.
Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама - Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque (см. ФИЛИОКВЕ) , особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное» учение (от лат. Trinitas - Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви («патристика», расцвет которой приходится на 4 - 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного - специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти (см. ТРИМУРТИ) индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.
Учение о Богочеловеке (христология)
Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в христианстве как единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» - таков тезис, отстаиваемый Блаженным Августином (см. АВГУСТИН Блаженный) против доктрины вечного возвращения («О граде Божьем» XII, 14, 11). Иисус Христос - «Единородный», единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв (см. БОДХИСАТТВА) . (Поэтому для христианства неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих просвященных» - от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма (см. СИНКРЕТИЗМ) , через манихейство (см. МАНИХЕЙСТВО) и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других «эзотерических» доктрин нового и новейшего времени).
Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном «вочеловечении», так что вездесущность Бога вмещается в пределах одного человеческого тела («в Нем обитает вся полнота Божества телесно» - Послание апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) к колоссянам 2:9), а Его вечность - в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для христианства, что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят «при Понтийском Пилате», т. е. во времена такого-то наместника - мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3:1). Христианство отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство (см. АРИАНСТВО) , отрицавшее «со-безначальность» и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство (см. НЕСТОРИАНСТВО) , разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство (см. монофиситы (см. МОНОФИСИТЫ) ), напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность - «воистину Бог» и «воистину человек» - четырьмя отрицаниями: «неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо». Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируемости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипассиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия - «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог в раи с разбойником и на престоле... со Отцем...»).
Антропология
Ситуация человека мыслится в христианстве остро противоречивой. В изначальном, «первозданном» состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме (см. ГНОСТИЦИЗМ) и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти - по выражению апостола Павла, «тела духовного» (Первое послание к коринфянам 15:44); в ситуации споров позднеантичной эпохи это навлекало на христианство насмешки языческих платоников и парадоксально звучащие для нас обвинения в чрезмерной любви к телесному. Аскетическая программа, сформулированная тем же Павлом в словах «усмиряю и порабощаю мое тело» (там же, 9:27), имеет своей целью в конечном счете не отторжение духа от тела, но восстановление духовности тела, нарушенной грехом.
Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершенный первыми людьми, разрушило богоподобие человека - в этом весомость т. н. первородного греха. Христианство создало изощренную культуру усмотрения собственной виновности (в этом отношении характерны такие литературные явления эпохи Отцов Церкви, как «Исповедь» Августина и исповедальная лирика Григория Богослова); самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы. Христос победил онтологическую силу греха, «искупил» людей, как бы выкупив их из рабства у сатаны Своими страданиями.
Христианство высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветленного», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. «Смирение» рассматривается как аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает» свое своеволие и через это парадоксальным образом становится свободным.
Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т. н. «обожение», особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что (...) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (Первое соборное послание Иоанна 3:2). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», а в католической традиции «чистилищем») своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность; середины между неземной славой и погибелью в конечном счете нет.
Учение о таинствах
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также - в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе - прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Послание к ефесянам 5:22-32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств. Идеал аскетико-сакраментального бытия - Дева Мария, именно благодаря своей девственности реализующая в своем физическом бытии Богоматери сакраментальное присутствие Божества в человеческом мире. (Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание таинства, закономерно отпадает аскетический институт монашества, а также почитание Девы Марии).
Христианство и монархия
Администрация римских цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной нормы, инкриминируя христианам «ненависть к роду человеческому»; отказ участвовать в языческих обрядах, особенно в религиозно-политическом культе императора, навлекал на христиан кровавые гонения. Воздействие этого факта на специфическую эмоциональную атмосферу христианства было весьма глубоким: лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству смертной казни (мученики (см. МУЧЕНИКИ) ) или заключению и пыткам (исповедники (см. ИСПОВЕДНИКИ) ) первыми в истории христианства почитались как святые, идеал мученика (соотнесенный с образом распятого Иисуса Христа) стал центральной парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как находящийся под неправедной властью «князя мира сего» (сатаны, см. Евангелие от Иоанна 14:30; 16:11 и др.), а должное поведение - как мирное сопротивление этой власти и постольку принятие страданий. В то же время универсально-цивилизующий характер Римской империи был созвучен вселенскому духу христианства, обращающегося ко всем людям; раннехристианские авторы 2-3 вв. (которых принято называть апологетами (см. АПОЛОГЕТЫ) , поскольку они в условиях преследований и нападок выступали с апологией своей веры) призывали в своих сочинениях, часто формально адресованных носителям власти, к примирению между Церковью и империей.
Став в начале 4 в. благодаря инициативе императора Константина (см. КОНСТАНТИН I Великий) официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, христианство надолго оказывается под покровительством, но также и опекой государственной власти (т. н. «константиновская эпоха»); границы христианского мира некоторое время примерно совпадают с границами империи (и греко-римской цивилизации), так что положение римского (позднее византийского) императора воспринимается как сан единственного верховного светского «предстоятеля» всех христиан в мире (по инициативе которого, в частности, собирались Вселенские соборы 4-7 вв., признаваемые не только католиками, но и православными). Эта парадигма, представляющая аналогию халифату в раннем исламе и оживленная необходимостью религиозных войн именно с исламом, теоретически значима еще на исходе западного Средневековья - например, для трактата Данте Алигьери (см. ДАНТЕ Алигьери) «О монархии» (1310-11). Тем более она определила византийскую идеологию священной державы и отчасти некоторые традиции православной ветви христианства (ср. в Московской Руси идею «-Москвы третьего Рима (см. МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ) »). В западной половине Римской империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъему власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции и спорившей с имперским принципом по существу о той же теократической парадигме.
Но и на фоне сакрализации трона реальность постоянно создавала конфликты между христианской совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианские идеалы мученичества и «исповедничества», т. е. морального сопротивления власти (такие ключевые для христианской традиции фигуры святых, как Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) в ранневизантийскую эпоху, Фома Бекет (см. БЕКЕТ Томас) и Иоанн Непомук (ум. 1393), в контексте средневекового католицизма и митрополит Филипп (см. ФИЛИПП (митрополит)) в русском православии, связаны именно с исполнением христианского долга перед лицом репрессий от вполне «единоверных» им монархов).
Древние вероисповедания
Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст определил логику последовательных церковных разделений («схизм»), в результате которых возникла рознь Церквей и вероисповеданий (конфессий). Уже в 5-7 вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественной и человеческой природ в личности Иисуса Христа (т. н. христологические споры) от единой Церкви Римской империи отделились т. н. «нехалкидониты» (от названия 4-го Вселенского собора в Халкидоне) - христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны; не признавшие уже 3-го Вселенского собора (431) несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и дальше на Восток от Средней Азии до Китая [ныне общины т. н. ассирийцев («айсоров»), разрозненные от Ближнего Востока до США, а также «христиане св. Фомы» в Индии]; не признавшие 4-го Вселенского собора (451) монофиситы, которые возобладали в яковитской (сирийской), грегорианской (армянской), коптской (египетской) и эфиопской Церквах; монофелиты (см. МОНОФЕЛИТЫ) , остаток которых - вторично соединившаяся с католиками маронитская Церковь Ливана. В настоящее время (после научно-аналитической работы, одним из инициаторов которой еще в 19 в. был русский церковный ученый В. В. Болотов) среди католических и православных богословских экспертов преобладает отношение к «нехалкидонским» Церквам как к отделенным не столько в силу реальных вероучительных различий, сколько под действием лингво-культурных недоразумений и политических конфликтов.
К 1054 было официально провозглашено и в 13 в. закрепилось разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме); за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными (см. выше о filioque) и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на 2-м Лионском соборе 1274 и особенно на Флорентийском соборе 1439) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма т. н. «униатства», или «католицизма восточного обряда» (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции, включая Символ веры без filioque, с признанием вселенского примата Рима), чаще всего приводившая к психологическому обострению конфессионального конфликта (особенно Брестская уния (см. БРЕСТСКАЯ УНИЯ) среди украинцев и белорусов), как это нередко признается и с католической стороны; тем не менее необходимо иметь в виду, что примерно для 10 млн. христиан во всем мире «униатство» давно уже является унаследованной и выстраданной в конфликтах традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453, присущая византийскому христианству тенденция к отождествлению церкви, царства и народа и к связанной с этим сакрализации привела в спорах 17 в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от Православия отделилось т. н. старообрядчество (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) (само раздробившееся на множество «толков»).
Реформация
На Западе папство вызвало под конец Средневековья протест как «сверху», со стороны светских властей, с которыми оно вступало в спор о полномочиях, так и «снизу» (лолларды (см. ЛОЛЛАРДЫ) , гуситы (см. ГУСИТЫ) и т. п.). На пороге Нового времени инициаторы Реформации - Лютер (см. ЛЮТЕР Мартин) , Меланхтон (см. МЕЛАНХТОН Филипп) , Цвингли (см. ЦВИНГЛИ) , Кальвин (см. КАЛЬВИН Жан) и др. - отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, Реформация породила множество протестантских конфессий и т. н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени (ср. знаменитую концепцию «протестантской этики» у М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс) ). Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не говоря уже о православном Востоке (а в развитии традиционного капитализма в дореволюционной России особую роль играют старообрядцы, в противостоянии царистскому официозу развившие у себя черты, представляющие известную аналогию «протестантской этике»).
Христианство и Новое время
Однако при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16-17 вв. в кровавые религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей христианской культуры прослеживаются некоторые общие свойства. И создатели системы протестантского образования вроде «наставника Германии» Меланхтона, и такие крайние поборники католицизма, как иезуиты (см. ИЕЗУИТЫ) (и пиаристы), субъективно стремясь вытеснить друг друга, объективно разрабатывают и насаждают новую систему школьного дела, менее репрессивную, чем прежняя, более ориентированную на соревнование между учениками и на эстетическое воспитание; ср. феномен иезуитского школьного театра, оказавший влияние и на украинско-русскую православную культуру 17 в., в частности, на поэтическое творчество св. Димитрия Ростовского (см. ДИМИТРИЙ Ростовский) , что само по себе было одним из проявлений православной рецепции барочно-схоластических форм культуры в Киеве (митрополит Петр Могила (см. МОГИЛА Петр Симеонович) , и созданная им Киево-Могилянская академия) и затем в Москве (Славяно-греко-латинская академия). Можно отметить, например, сходство в методах публичной проповеди у двух несходных течений, возникших в 18 в., - у католической конгрегации редемптористов и таких крайних представителей английского протестантизма, как методисты (см. МЕТОДИСТЫ) .
Секуляризаторские тенденции Нового времени последовательно выявляются уже антиклерикальным крылом Просвещения: оспорена не только практика Церкви, но и учение христианства как таковое; в противоположность ему выдвигается самодовлеющий идеал земного прогресса. Приходит конец т. н. «союзу Трона и Алтаря», к которому свелась идея христианской теократии (если ранние буржуазные революции прошли под знаменем Реформации, то во время Великой французской революции уже была проведена кампания «дехристианизации», предвосхищавшая «воинствующее безбожие» русского большевизма); миновала «константиновская эпоха» христианства как государственной религии. Оспорено привычное понятие «христианской (православной, католической, протестантской и т. п.) нации»; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а сегодня, хотя бы ввиду массовой миграции рабочей силы, и рядом с инаковерующими. У сегодняшнего христианства - опыт, не имеющий аналогов в прошедшем.
Еще с 19 в. в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христианского учения социальной доктрины, отвечающей задачам времени (энциклика папы Льва XIII «Rerum novarum (см. РЕРУМ НОВАРУМ) », 1891). Богослужебная практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962-65) и католицизма ищет сообразности новым моделям человеческого самоосознания. Аналогичные попытки русского послереволюционного «обновленчества» провалились как ввиду большей силы православного консерватизма, так и ввиду того, что лидеры «обновленчества» скомпрометировали себя оппортунизмом в пору антицерковных репрессий. Вопрос о легитимном соотношении между «каноном» и новаторством в христианской культуре является сегодня первостепенным для всех христианских вероисповеданий. Реформы и сдвиги вызывают резкую реакцию крайних традиционалистов, настаивающих на обязательности буквы Священного Писания (т. н. фундаментализм - термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, но ныне употребляемый расширительно), на неизменности обряда (движение католических «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, а в православной Греции - «старокалендаристов»). На противоположном полюсе - тенденции (особенно в некоторых протестантских конфессиях) к ревизии вероучительных основ ради беспроблемного приспособления к этике современного либерализма.
Современное христианство - это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, «всасываемое с молоком матери» потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации христианству может помочь память о его первых шагах - в пространстве между этносами и культурами.
Экуменизм
Новым фактором в жизни христианства 20 столетия является экуменическое движение (см. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис (см. ЛЬЮИС Клайв Стейплз) написал книгу с характерным заглавием «Просто христианство» (рус. пер. в кн.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992); заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением надвое - за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, - вот самый глубокий «экуменический» опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известной формуле Бердяева, печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства», с другой стороны, дела искренней любви к Богу и ближнему (ср. призыв архиепископа Иоанна Шаховского видеть «сектантство в Православии и Православие в сектантстве»).
Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910); с православной стороны она была поддержана в 1920 посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 был создан Всемирный совет церквей Большой Энциклопедический словарь


  • Инструкция

    Изучают ОБЖ в некоторых регионах страны только в старших классах, в других - в средней и старшей школе, а также некоторые знания дети получают на уроках окружающего мира в начальных классах. Стоит сказать, что в старших классах уроки проводятся отдельно и : мальчикам преподаются основы военной службы, что актуально в связи с сокращением срока срочной службы, а девочкам - углубленные знания по , в частности, о репродуктивном здоровье и т.д. Тематически весь курс основ безопасности жизнедеятельности делится на несколько основных разделов.

    Первый раздел включает в себя знания и навыки поведения по обеспечению безопасности и защите в разных чрезвычайных и опасных ситуациях. Это правила поведения при пожарах, наводнениях, землетрясениях, смерчах и других природных и техногенных катаклизмах. Причем важным считается не только дать знания о правилах поведения в таких ситуациях и сформировать основные навыки, но привить и культуру безопасности, чтобы знать, как не допускать подобных ситуаций. Например, не включать много приборов в одну розетку, которая для этого не предназначена, и т.п. Также данный раздел включает знания о поведении на дорогах. О том, что не нужно входить в лифт с незнакомцами и садиться к ним в машину, также говорят не только родители, но и учитель ОБЖ.

    Следующий раздел ОБЖ - это основы медицинских знаний. Здесь изучаются принципы оказания первой медицинской помощи при разных случаях. Так, сюда входят правила оказания помощи при получении солнечного удара, утоплении, отравлении, получении ожогов, кровотечениях, ударах током, переломах и т.п. Основными практическими навыками, получаемыми детьми, должны стать: умение сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, перевязать рану, наложить шину и т.д.

    Также на ОБЖ дается представление о здоровом образе жизни. Данный раздел очень важен при наличии многих соблазнов реального мира. Сюда входит изучение проблемы детской и взрослой наркомании, алкоголизма, беспорядочных половых связей. Здесь же изучаются вопросы правильного питания, закаливания, пользы занятий спортом, грамотного распорядка дня, отношений с противоположным полом и т.д.

    Еще один важный раздел для изучения - комплекс современных проблем безопасности общества. В основном здесь поднимается тема : как вести себя при обнаружении подозрительных предметов, что делать в случае захвата, как спастись при угрозе взрыва и т.д. Изучение глобальных проблем общества (загрязнение окружающей среды, рациональное использование даров Мирового океана, сохранение культурного наследия, предотвращение этнополитических конфликтов и т.д.) также входят в данный раздел.

    В курс «Основы военной службы», который проводится только для ребят, входит изучение воинских уставов, порядка прохождения воинской службы, военной формы и специальных знаков отличия. Также проводятся практические занятия, формирующие основные навыки, необходимые в армии, например, строевой шаг. Конечно, в армию после школы пойдут не все учащиеся. Эти знания необходимы, главным образом, для патриотического воспитания молодежи.

    Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

    Для чего необходимо изучать ОБЖ?

    Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

    Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

    Программа ОБЖ в школе

    Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

    В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

    Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

    Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

    После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

    Преподавание ОБЖ в начальной школе

    Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

    Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

    Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

    Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

    В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

    Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

    Практические методы изучения ОБЖ

    Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

    Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

    Оборудование кабинета ОБЖ в школе

    Для успешного усвоения учениками основ кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

    В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

    Оформление информационных стендов

    В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

    Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

    Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.


    Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

    Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

    "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

    Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

    Важную роль в становлении и развитии курса ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

    В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" в курс ОБЖ введен раздел "Основы военной службы".

    В настоящее время подготовка учащихся образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием России.

    Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" , изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" , определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) - "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению - учащихся учреждений общего образования.

    Значительный вклад в повышение статуса учебной дисциплины ОБЖ внес совместный приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 "О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности" , утвердивший План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации.

    Сейчас обучение старшеклассников основам военной службы регламентируется совместным Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" , зарегистрированным в Минюсте РФ 12 апреля 2010 г. (регистрационный N 16866). Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. N 18.

    До настоящего времени легитимным документом, определяющим содержание курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений является программа, рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 1997 года (авторы: Е. Л. Вишневская, В. Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, В. Н. Воробьев). Этой программой предусматривается непрерывное изучение материала курса ОБЖ с 1 по 11 классы с учетом возрастных особенностей детей.

    1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

    Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

    Жизнедеятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

    Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

    Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

    Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

    Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

    1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

    2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

    Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

    Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

    Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

    Биосфера – область распространения жизни на Земле.

    Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

    Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

    Задачами БЖД являются следующие.

    1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

    2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

    3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

    4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

    Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

    Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

    При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

    В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

    Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

    Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

    Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

    Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

    Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

    Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

    В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

    Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

    Природные факторы.

    Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

    Техногенные аварии и катастрофы.

    Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

    Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

    Внутренняя среда человека.

    Особые психические состояния.

    1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

    Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

    Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

    Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

    Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

    Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

    Рефлексы бывают условными и безусловными.

    Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

    При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

    где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

    ,

    где R 0 – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

    На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

    Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

    В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

    Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

    1. Тормозное состояние.

    2. Возбудимое состояние.

    Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

    Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

    1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

    2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

    3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

    4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

    Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

    Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

    1.3. Методы изучения опасностей технических систем

    Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

    По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

    1) природные;

    2) техногенные;

    3) антропогенные;

    4) экологические;

    5) биологические;

    6) социальные.

    По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

    1) механические;

    2) физические;

    3) химические;

    4) биологические;

    5) психофизиологические.

    Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

    1) вероятностный характер (случайность);

    2) потенциальность (скрытость);

    3) перманентность (постоянство, непрерывность);

    4) тотальность (всеобщность).

    Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

    Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

    Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

    Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

    Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

    К качественным относят следующие методы.

    1. Предварительный анализ опасностей.

    2. Анализ последствий отказов.

    3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

    4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

    5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

    6. Анализ ошибок персонала.

    7. Причинно-следственный анализ.

    Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

    1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

    2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

    3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

    4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

    Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

    1. Техническая система подразделяется на компоненты.

    2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

    3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

    4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

    5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

    После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

    Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

    1. Отбор потенциального ЧП.

    2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

    3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

    Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

    Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

    Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

    1. Выбор системы и вида работы.

    2. Определение цели.

    3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

    4. Идентификация последствий.

    5. Идентификация возможности исправления ошибки.

    6. Идентификация причин ошибки.

    7. Выбор метода предотвращения ошибки.

    8. Оценка вероятности ошибки.

    9. Оценка вероятности исправления ошибки.

    10. Расчет риска.

    11. Выбор путей снижения риска.

    Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

    1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

    Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

    Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

    В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

    Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

    1. Ориентирующие.

    2. Технические.

    3. Управленческие.

    4. Организационные.

    Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

    Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

    Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

    К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

    Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

    Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

    Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

    Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

    Введем следующие определения.

    Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

    Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

    Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

    1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

    2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

    3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

    4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

    Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

    СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

    СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

    Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.



    Просмотров