Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? Молдавия - православная страна

Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло .

Доверчивые

– Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?

– Функциональная роль нашей Молдавской митрополии как миротворческого института всегда была на высоком уровне. Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует.

– Какие национальности представлены в Молдове?

– Национальностей одиннадцать. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ (русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены). Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки…

– Гагаузы – это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

– Потому что живая вера христианская была воспринята гагаузами так же, как, допустим, князь Владимир ее воспринял. Приняв крещение, он изменился – Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет.

– И даже пребывание под владычеством турков-османов не сломило эту веру?

– Да. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке – тюркском. Это балканский диалект турецкого языка.

– Как отразилось на менталитете народа то, что он был предан Христу, предан Православию? Что это за люди?

Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов

– Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

– Хотелось бы поговорить о миротворческой деятельности Церкви. Я слышал, что Молдавия – такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах?

– Ну, может быть, у нас нет фиксированных часов преподавания религии в школе, как в Греции, в Румынии, но во многих школах основы православной веры преподают священники или подготовленные ими учителя. Где-то в 700 школах, не меньше.

– Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. (В ходе референдума, проведенного 2 февраля 2014 года в автономном территориальном образовании Гагаузия по вопросу о том, с кем интегрироваться – Евросоюзом или Россией, 98,4% проголосовавших выбрали более тесные связи с российским Таможенным союзом, 97,2% выступило против более тесной интеграции с ЕС. – Ред. ). Почему?

Сегодня агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: “Идите к нам”, а население хочет жить в своих традициях

– Потому что гагаузы всегда жили на своей земле, они работали, пахали землю, общались в своем социуме и межэтнически: скажем, на храмовые праздники с соседями друг к другу ходили и практиковали другие формы такого общения. Поэтому они ближе к восточным своим соседям – украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол – это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, – это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум – это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.

– Вы сказали очень важное слово – доверие. А насколько гагаузы доверяют Церкви?

– Я не знаю случаев, когда бы они не доверяли своей вере, которая у них внутри, в душе, которую исповедовали их предки. И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов.

– У вас, получается, есть уникальный миротворческий потенциал. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия – это исторический охранный отряд Византии – из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов?

– Уникальность гагаузов в том, что они сохранили веру, будучи тюркоязычными. Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже – доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней.

Гагаузия – это где?

– Давайте поговорим с вами вообще о терминологии. Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является.

– Гагаузская автономия находится в южной части Республики Молдова, еще гагаузы проживают на юге Украины и также в сопредельной части Буджакской степи. «Буджак» переводится с татарского как «угол».

– А где находится Гагаузия? Какое место она занимает на карте Европы?

– Гагаузия находится в нижней части бывшей Бессарабии. Теперь это территория Республики Молдова.

– То есть гагаузы жили там и в 1812 году, когда Бессарабия отошла России?

– Да. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии.

– Откуда пошло само название – Гагаузия?

– «Гагауз-ери» – значит, гагаузская земля.

– Вы сказали, что прошел референдум, и это – определенный акт доверия народу. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе?

– Гагаузы не являются врагами Европы. Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз. Они 200 лет жили в Российской империи, потом – в СССР, и это был естественный процесс, это – «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений.

– Сколько по опросу получилось?

– 90 процентов. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии.

Общий язык богослужений

– Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов?

– Традиция славянского языка на нашей территории – многовековая. Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов!

– Вы сказали, что гагаузы – очень миролюбивый народ. Какие еще качества отличают этот народ?

– Гагаузы не ставят себя выше других народов, не говорят: «Мы – лучшие». Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Шутливо? Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей.

Но, к сожалению, свойство гагаузского народа – доверчивость, доверие – сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии.

– А почему оно разрушается? Почему теряется доверие?

– Потому что сегодня появляются разные деятели, политические и другие, которые создают какие-то ситуации, дают какие-то комментарии, разрушающие доверие. Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы. Под видом демократии приходят суждения другого толка, нежели были всегда, в традиционном обществе наших народов.

– Скажите, а какова общая численность населения автономии, сколько в Гагаузии живет людей?

– В Гагаузской автономии на сегодняшний день около 150–160 тысяч человек. А так было 200 тысяч.

– Это три крупных города.

– Три районных центра.

– Отец Димитрий, по традиции хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим зрителям и читателям портала «сайт» со словами напутствия.


Искренне восхищает реализация проекта по созданию румынской нации полтора века назад с двухтысячелетней историей, не жалея при этом ни сил, ни средств на поддержание и развитие мифа о достойных "потомках" Великой Римской империи.

Обратившись к информации

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Однозначно можно лишь найти подтверждения сложности и высокой спорности проблематики происхождения румын:



"Проблема происхождения (этногенеза) румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где и когда появились румыны заключается в скудости источников по ранней истории территории современной Румынии, а также в предельной политизированности исторических дискуссий.


Представителями всех научных направлений признаются следующие положения:


- В основе этногенеза румын (субстрат) находится некий балканский народ, язык которого находился в родственных отношениях с албанским.


- В начале новой эры этот народ подвергся культурной и языковой романизации.


- На завершающем этапе этногенеза румыны испытали сильное славянское влияние."


Превознося отцов, зачем обрекать матерей на забвение?


Определенно лишь можно утверждать, что за время существования римской провинции Дакия численность римских легионов в разное время достигала двенадцати, что составляло порядка 60 тыс. воинов, которым не воспрещалось общаться с местным населением и обзаводиться семьями. Территория римской Дакии не превышала 25% территории нынешней Румынии. А основу переселенцев из Римской империи составляли жители отдаленных римских провинций, таких как Иберия, Далмация, Галлия, Ближний Восток, притом не самых лучших их представителей. Скорее всего, как раз и они явились одной из сторон ассимиляционного процесса в формировании нового народа, но явно ещё не румынского.


С момента ухода римских легионов из Дакии, неоднократно территория нынешней Румынии была заселена другими народами в период великого переселения народов, в том числе венграми, славянами, болгарами, оттесняя "романизированных даков" южнее Дуная и в Карпаты.


Очевидно, что проблема происхождения этногенеза румын крайне сложна в связи с тем, что носители национальной "велико-румынской" идеи во главе угла своей концепции ставят само своё происхождение, превознося себя до потомков Великого Рима. Но явно преднамеренно забыв, что ассимиляция представляет собой взаимный процесс с участием, по крайней мере, двух сторон. Что в свою очередь и порождает конфликтность с традиционным соседями, которые без сомнения принимали не последнее участие в формировании самой румынской нации.


Кстати странно выглядит молчание тех идеологов о том, что значительная часть даков погибла в борьбе с римлянами, часть была угнана в рабство, остальные ассимилировались и никто из "потомков Великого Рима" не пытается упомянуть о римлянах как об оккупантах земли даков.


Чья земля Бессарабия?


То, что Бессарабия является восточной частью исторической Молдовы, далеко не секрет, чего никто не отрицает. А претензионные отношения Румынии к бессарабской части исторической Молдовы, равносильны возможным претензиям Республики Молдовы в адрес Румынии по вопросу присоединение румынской части исторической Молдовы к своей единственной идентифицирующей стране на левом берегу Прута.


Но нестерпимые желания Румынии, по всей видимости, не иссякнут в скором времени, поэтому лучше перейти к периоду, предшествовавшему образованию румынского государства и характеризующему реальное состояние дел на данной территории.


Хотелось бы обратиться к "Описанию Бессарабской области", датированному 1816 годом и составленному надворным советником Павлом Свиньиным, который подтверждает многонациональный состав жителей Молдовы ещё до присоединения Бессарабии к Российской империи:


"Бессарабскую область населяют разные народы, как-то: молдаване, русские, греки, болгары, армяне, немцы, сербы, жиды и цыгане."


Также в разделе "Народонаселение" упоминаются русские, как бы это не резало слух унионистам, которые пытаются вещать о политике преднамеренного заселении Молдовы иноплеменниками именно после 1812 года:


"Россияне . Они поселились здесь в разные времена и по разным обстоятельствам."


О языке хотелось бы привести полностью цитату, и ещё раз подтвердить состояние данного вопроса на тот момент времени:


"Язык молдавский и след просвещения в Бессарабии. Молдавский язык имеет свое происхождение от латинского и удержал в своем основании более оригинальности древнего римского, нежели италиянский, в самом Риме употребляемый. Он принял также много славянских слов, как по соседству Молдавии с Россиею, Польшею и Болгариею, так и по родственным связям, ибо нередко польские и сербские князья вступали в родство с молдавскими; более же потому что, по разделении церкви на восточную и западную, Молдавское и Валахское княжества оставили буквы латинские и приняли славянские (Князь Кантемир, в книге своей о Молдавии), так что со времени молдавского митрополита Феоктиста и владетельного князя Александра, прозванного Добрым, приняты славянские письмена.


До наших почти времен все церковные книги были славянские, которые и теперь, в ризницах монастырских и в некоторых церквах, сохраняются. Судебные акты и княжеские грамоты также писаны были по-славянски и начинались словами: Божиею милостию и проч. Таковые грамоты можно найти и во всех монастырях, и у бояр, имеющих вотчины от предков, а потому некоторые славянские слова вошли в такое употребление, что сделались почти коренными. По сей причине можно сказать, что молдавский или валахский язык имеет в основании латинский и славянский языки. Трансильванские волохи в наречии своем имеют уже менее славянских слов, а приняли много венгерских; волохи же обитающие в разных частях за Дунаем, смешали язык свой с простым греческим наречием, коим писаны и церковные их книги."


Подтверждением поликультурности и многонациональности на территории Молдовы могут служить примечания Семиона Даскала к повествованию молдавского летописца Григория Уреке:


"места пустынные… здесь властвуют лишь звери и птицы… и простираются вниз до Дуная, а вверх до Днестра, где граничат со страной ляхов… Поняв эти слова, охотники поспешили в Марамуреш, откуда вывели своих людей в эту страну и других побудили, обосновались вначале у гор и распространились по Молдове вниз. А Ецко-пасечник, как узнал о поселении марамурешцев, сразу же ушел и он в страну ляхов, привёл множество русов и поселил их по Сучаве вверх и по Сирету к Ботошанам."


Возможно, наряду с этим приобретает больший смысл и правдивость утверждения Н.М. Карамзина о вхождении Молдавии в Литовские владения в начале XV века:


"Захватив Ржев и Великие Луки, властвуя от границ Псковских с одной стороны до Галиции и Молдавии, а с другой до берегов Оки, до Курска, Сулы и Днепра, сын Кестутиев был Монархом всей южной России."


(Сигизмунд Кейстутович - Великий князь Литовский, ок.1350—1440 )


Да, поистине нет более загадочной и "тёмной" науки, чем история, которая сильно подвержена соблазну правки и неожиданной трактовки своими потомками. Но трудно не согласиться, что версия Дмитрия Кантемира о происхождении Молдовы выглядит красочней, заманчивеё и более чем приемлемой для возрождения целой несуществующей ранее нации "Римской молодежи", возвратившей свои исконные права на эти земли:


"Римская молодежь - охотно последовала за своим господином. Большими группами преодолевают они ущелья гор, прочно закрепляются в местах, столь чудесно обретенных, и торжественно провозглашают первооткрывателя сих мест Драгоша первым господарем новых поселений.


Таким образом, эта провинция, будучи возвращена их прежним владельцам, потеряла вместе с римскими законами свое дако-римское наименование и стала называться как за рубежом, так и самими ее жителями Молдавией, по имени реки Молдова."


Не беда, что римские правители заселяли опустошенные земли ни сколько римскими гражданами, как об этом пишет Кантемир, сколько другими народами подвластных Риму стран, но главное звучит красиво и слуху приятно - "потомки Римской империи".


Нравы и обычаи


Содержательную информацию несет "Описание Бессарабской область" о пребывающих нравах в присоединенной Бессарабии:


"Нравы и обычаи здешних жителей не могут быть одинаковы, по различию наций, составляющих народонаселение Бессарабской области, но как молдаване составляют важнейшую часть жителей, то все прочие (кроме жидов) приноравливаются к их обычаям. Обычаи простого молдавского народа во многом сходствуют с малороссийскими, даже и в самой одежде, которая у тех и других состоит из полукафтанья с поясом, кичменя с прорезанными рукавами, а иногда без прорезу, из широких шаровар, красных сапог и серой или черной овчинной шапки."


И о системе власти, так называемого независимого "дороссийского оккупационного" периода, которая никак не олицетворяет вершины Европейской цивилизации:


"Система молдавского правительства, основанная на коварстве, грабительстве и насилии, имела величайшее влияние на характер бояр молдавских. Не полагая, чтоб качества сии были у них врождены, должно признаться, что вообще они весьма искательны, горды пред низшими и низки пред теми, кто их выше, корыстолюбие не почитается у них пороком, и все способы к обогащению для них святы и возможны. Впрочем, нет сомнений, что хорошими примерами весьма легко можно обратить их к лучшей, справедливейшей нравственности."


Мало что изменилось за последующие 90 лет в молдавской глубинке, где как правило, заправляли представители "потомков Великого Рима". Из воспоминаний князя С.Д. Урусова, Губернатора Бессарабии, "Записки Губернатора":


"Прием просителей в Кишиневе - обряд в Великороссии неизвестный. Приемная моя обыкновенно наполнялась раза три-четыре в день так, что мне приходилось выходить к просителям через каждый час. Они говорили чуть не на десяти разных языках, из которых мне были знакомы не более двух. Великороссы, малороссы, поляки, евреи, турки, греки, армяне, болгары, немцы-колонисты, швейцарцы из села Шабо, какие-то гагаузы и, наконец, в огромном количестве, молдаване - совершенно ошеломляли меня первое время. Молдаване стояли на коленях, держа на головах прошения, и потихоньку бормотали свои просьбы, глядя в землю; евреи и, особенно, еврейки жестикулировали и наседали так, что приходилось от них пятиться...


...Но особенно выводила меня из спокойного состояния привычка молдаван являться издалека, чтобы подать мне лично какую-нибудь кассационную жалобу, которой я даже рассматривать не мог, так как она просто подлежала передаче по почте губернскому присутствию. Кончалось, обыкновенно, тем, что такой проситель, кроме путевых расходов, тратил рублей пять на составление пустого прошения. Невероятно легко обирать молдаванина: он сам идет навстречу поборам и как будто доволен, когда ему удается вручить солидную сумму аферистам, караулящим его на всех углах."


Прочитав эти строки, написанные сто лет назад, наблюдается некая закономерность, чем громче слышны крики националистических проповедников, чем дальше народ отрывается от своих общих корней, тем больше фактическое состояние дел катится по наклонной вниз. Как схожа ситуация XIX века с нынешними реалиями, когда государственная машина начинает возвращаться снова в предмет бизнеса, чиновничьи места продаваться, что, несомненно, влечет за собой желание, во что бы то ни стало обогатиться благодаря должности для оправдания затраченных вложений.


Оккупация


Раз уж так любят некоторые новоделы нашей истории применять в употреблении слово "оккупанты", тогда лучше на ней, оккупации, и остановиться подробней. Какие же оккупации были в истории Румынии и "румынского" народа в обозримом прошлом и что можно назвать оккупацией?


Оккупация Римской империей Дакии - чем не оккупация свободной страны? Оккупация народами великого переселения римской провинции - загнали же римлян за Дунай и в Карпатские горы. Оккупация венграми, хотя по всем историческим документам, венгры проживали на тех землях задолго до романизированных даков. Оккупация романизированными даками пустующих земель позже названной Молдовой - там ведь проживал русин Ецко-пасечник. Оккупация ляхами, которых привел на эти земли тот же Ецко-пасечник. Но, несмотря на аргументы, приводимые в предоставляемых "велико-румынами" исторических документах о якобы пустующих землях, присутствует множество фактов проживания на них славян и тюрков. Оккупация Османской империей, которую зачастую не желают видеть некоторые историки и выдают за какую-то там незначительную вассальную зависимость.


Далее, оккупация Российской империей в 1812 году. Если мерить теми же мерками, то и оккупация Румынским королевством бессарабской части Молдовы. Оккупация СССР в 1940 году. Снова оккупация Румынией в 1941 году. И опять оккупация СССР в 1944 году.


Стараясь учесть пожелания всех сторон, которые могут уличить в оккупации кого-либо кем бы то ни было на данной территории, получилась весьма веселая, а скорее абсурдная картина на грани сумасшествия. А может всё-таки стоит задаться вопросом, что возможно так называемые "оккупации" и были тем процессом, который называется историческим процессом формирования народа, нации, государства. И все участники этого процесса, как на стороне "оккупантов", так и на стороне "оккупированных" являются составной и неотъемлемой частью единого целого.


Но лучше всего задаться вопросом о том, чья оккупация больше привнесла народу, обществу, стране? При ком строились заводы и фабрики, качество продукции которых ценилось далеко за пределами Молдовы? При чьей оккупации отрывались школы, ВУЗы, строились жилые дома, больницы, объекты культуры, спортивные сооружения?


Ведь достаточно привести следующие факты, которые по истечению 20 лет так называемой независимости просто не укладывается в голове, что образование и медицинское обеспечение было бесплатным, а рядовой учитель, инженер или врач получал жильё. Что по меркам сегодняшних дней кажется просто из разряда фантастики.


Но главным является то, что все блага создавались и предназначались не для отдельно взятой национальности, а для всего общества, независимо от крови и национального происхождения.


С чего начинается Родина?


Не зря первый ответ на данный вопрос в небезызвестной песне - "С картинки в твоём букваре". Именно заложенные на подсознательном уровне стереотипы в раннем возрасте сильнее всего закрепляются на всю оставшуюся жизнь.


Прочно засел образ в памяти, как во времена пика "возрождения" румынской нации на территории тогда ещё Советской Молдавии воспитатели детских садов вели на очередной митинг своих воспитанников. С триколорчиками в маленьких детских ручках, семеня своими маленькими ножками, быстрым шагом еле поспешали они за своими "поводырями в светлое будущее" Великой Румынии, чтобы не опоздать явиться на намеченное мероприятие вовремя.


Возможно, кто то из "национальных лириков" возразит, что именно это и было тем всплеском желания народа к "унире", сохранившимся на генетическом уровне. Бред конечно, но то что именно воспитание "нового" молодого поколения являлось и является приоритетным направлением в реализации румынского проекта - это факт. Не зря сегодня можно наблюдать реакцию удивления на грани возмущения, агрессии и иронии уже возросшей за последние 20 лет молодежи на словосочетания "молдавский язык", "история Молдовы", "молдавская государственность". О воспитании крайне негативного отношения и ненависти ко всему связанному с русским и советским периодом времени можно вообще не упоминать, и так всем известно. А всё это как раз и представляется результатом тщательно проводимой и рьяно оберегаемой национальной политики идеологами унионистами, как в системе образования, так и во власти, за весь период независимости Республики Молдова. В подтверждение чего затруднительно вспомнить хоть одно весомое противодействие идеям унионизма и ксенофобии со стороны государства с начала девяностых годов прошлого столетия и до настоящего времени.


На первый взгляд, чувство почтения и гордости вызывает желание "старшего брата" встать у руля интеграционных процессов Молдовы в единое европейское пространство. Но приглядевшись более пытливым взглядом трудно не заметить, что даже в этом безнадежном процессе "щедрый и заботливый родственник" использует насаждение собственной идеологии, под видом внедрения демократических институтов и адаптационных мероприятий, явно культивируя развитие монокультурного общества в чужой стране, полностью ассимилированного с титульной нацией, притом толи молдавской, толи румынской. Вдобавок, всё это проводится за чужой счет. Но больше всего поражает лояльная и мягкая трактовка идентифицирующих значений в последние годы, то бишь молдаване - это один из румынских этносов, незначительно отличный под влиянием русской оккупации, а молдавский язык - румынский диалект подпорченный русским заимствованиями. Слишком явно присутствие желания довести качественное состояние молдавской нации до кондиции эквивалентной румынской. А там и униря не за горами - профессионально растут, прямо на глазах.


Именно исключение из всех сфер жизни и деятельности государства и общества нетитульного населения, а также уничтожение упоминаний о молдавской идентичности, не влезающих в рамки унионистских идей, в совокупности позволит стереть целый исторический и культурный пласт общей истории и слепить требуемое из того что сталось, придав нужную форму.


Румынский вопрос


Что же делать, когда не хватает доказательств величия страны и нации в настоящем и обозримом прошлом? - Пытаться наковырять свое величие, интерпретируя на собственный лад историю, натянув на себя образ чуть ли не правопреемницы Римской империи, раздвигая неимоверно границы до Южного Буга и далее, создавая иллюзию единой и благоухающей нации, победившей во всех войнах.


Но скорее всего создание самого румынского государства во второй половине XIX века, больше связано с заполнением неопределенной пустоты на карте Европы стесняемой с разных сторон Австро-венгерской, Османской и Российской империями. И проглотили бы, бесспорно, но понадеялись, что образование румынской государственности приведет к стабильности в регионе в угоде каждой из сторон. У разных соседних империй были свои интересы, в том числе и многовековой спор между Россией и Турцией о праве на владение Константинополем и Балканами, на пути к которым и простиралась территория нынешней Румынии.


Именно территория и никак иначе, потому что население нынешней Румынии в то время не являлось моногамным по национальному признаку и далеко не на всей её территории доминировали румыно-говорящие жители. Признается многими фактами, что даже уже во второй половине XX столетия национальный состав Румынии нагло искажался, насаждением национальной политики "Великой Румынии". Только согласно переписям населения Румынии количество русских было занижено в несколько раз, а украинцев и тех на целый порядок.


Тот же выход на Балканы, по мнению некоторых экспертов, и послужил в совсем недавнем прошлом причиной присоединения Румынии к Евросоюзу, а вовсе не близкое родство с Великой Римской империей. Иначе, зачем Европе так нужна была нищая страна со своим большим возом проблем, даже по сравнению с теми же Грецией и Португалией.


Агрессивные действия Румынии являются планомерной и широкомасштабной политикой по усилению своей государственности, уходящей далеко корнями к образованию самого румынского государства. Постоянное желание передвинуть свои границы подальше от Прута и признать румынами чуть ли не половину европейцев, преследует определенные цели. Во внутренней политике - поддержание имиджа "великого государства", а во внешней политике – как можно больше досадить своим соседям, чтобы отвлечь внимание от решения реальных соседских вопросов и обострить вопрос румынизма, тем самым придав более высокий статус в любых переговорных процессах.


Поиск артефактов


Занятие поиском артефактов, подтверждающих ту или иную теорию национальной идеи, в попытке найти обоснование даже самой бредовой и вымышленной, сродни кладоискательству, когда искомый клад превращается в самоцель, смысл существования и в единственную надежду на будущее. Но зачем его искать, когда этим кладом является сам народ, в том составе и обличии, какой есть. Представители всех народов и национальностей, пришедших на эту землю в разные времена для жизни и созидания, и являются той многонациональной общностью двигающей процесс развития вперед.


Сужение национальной идеи до рамок одной титульной нации, что в России, что в Украине, что в Молдове и других странах бывшего Советского Союза, ранее Российской империи, непременно повергнет к потере самобытности и общих корней. Понимание этого в рамках отдельно взятой новообразованной независимой страны в свою очередь, однозначно приведет к общим выводам, что на всём пространстве бывшего Союза больше общего, чем отличного: в истории, культуре, ментальности, независимо от разных названий национальностей и языков общения.


Вероятно, этого больше всего бояться изобретатели, дирижеры и радетели новоявленных теорий самостийности по национальному признаку, крайне чуждых и неприемлемых на нашей земле.

Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова - из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии .

В отличие от других народов [ ] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось подчинения молдавских племен различным тюркским государствам (Гунны, авары, болгары, Золотая Орда). В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим. .

Русская и Румынская православные церкви

После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод

Пребывающий в любви в Боге пребывает

Образ преподобного Паисия Величковского - свидетельство неразрывности духовной близости и исторической общности наших православных народов.
Преподобный Паисий канонизован Русской Православной Церковью за святую подвижническую жизнь как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Житие и деяния старца Паисия Величковского сказались на духовной жизни множества последователей и истории сотни монастырей. Известные пустыни - Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX веке, были продолжательницами духовного наследия великого старца Паисия. Старцы оптинские - Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий - явились учениками того дела, которому так много послужил знаменитый архимандрит преподобный Паисий.

На примере жизненного и духовного подвига преп. Паисия Величковского, на трудах - первый и наиважнейший из которых «Добротолюбие» (был издан в Москве в 1793 г.) - продолжают возрастать души православных христиан. Преподоный Паисий среди добродетелей православных первыми называет веру и нелицемерную любовь к Богу и людям: «Первая добродетель - вера, ибо верою и горы переставляют и все, что хотят, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своею утверждается. От произволения нашего вера или уменьшается или увеличивается.

Вторая добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает во едино все добродетели. Одною любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того и другому не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился. Пребывающий в любви в Боге пребывает; где любовь, там и Бог».

Глубокоуважаемый Владыка, мы только что прибыли из прекрасной паломнической поездки по Молдове, побывали в разных уголках страны, посетили многие храмы и монастыри, и были удивлены: как много в храмах людей и особенно молодежи. Везде было торжественно и радостно. Службы велись на молдавском, церковнославянском языках. Это были братья и сестры. Владыка, как развивается сегодня духовная жизнь в Молдавии?

Молдавия - православная страна, история которой уходит в далекое прошлое. Как у нас говорят, семя, посеянное на молдавской земле апостолом Андреем Первозванным, дало щедрые плоды. Несмотря на то, что были тяжелейшие времена турецкого ига, когда земли Молдовы были оккупированы, вера сохранялась. Но при древности православной традиции собственно молдавская епархия совсем молодая. В 2013 г. исполнится 200 лет с того дня, когда Священный Синод принял решение о создании Молдовлахийского экзархата. После 1812 г., когда по условиям мирного договора к России отошла восточная часть Молдавии - Бессарабия - экзарху Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриилу (Банулеско-Бодони), было поручено организовать ее церковную жизнь. В 1813 г. последовало официальное учреждение Кишиневской епархии, которой были присвоены титулы митрополии и экзархии. Бессарабия с 1918 по 1940 гг. опять была под властью Румынии. Собственно советская власть пришла в Молдавию после Второй Мировой войны. Молдаване оставались всегда православными, в какие бы сложные времена они ни жили. Церковная жизнь народа никогда не прекращалась. И только начиная с хрущевских реформ наступили тяжелые времена. Еще при возврате Бессарабии в 1940 г. от нее была оторвана северная часть, вошедшая в Черновицкую область, а южная, с выходом к Черному морю, вошла в состав Одесской области. От Молдовы осталась только небольшая часть, которая и является сегодня территориально Республикой Молдова. В начале 50-х годов в Молдове было 924 храма и 24 монастыря. Самые тяжелые времена наступили с 1957 по 1962 год. Закрывались и разрушались храмы, монастыри. В 1988 г. осталось 194 прихода и 1 обитель - Жабский женский монастырь. Несмотря на все репрессии, православная вера жила в душах молдаван, русских, украинцев, белорусов, болгар, гагаузов - всех верующих, которые жили и живут в нашей стране. И даже в те времена люди выполняли церковные требы и таинства крещения, венчания, отпевания. Люди продолжали воспитывать своих детей в вере. Оставшиеся священники не боялись проповедовать и служить Богу и пастве. И любовь к православной вере сохранилась в Молдове до сих пор.

С 1988 г., тысячелетнего юбилея Крещения Киевской Руси (а для Молдовы это произошло еще раньше), начали открываться духовные школы, монастыри, храмы. В течение 2 лет (с 1987 по 1989) ею управлял митрополит Серапион (Фадеев). Владыка успел открыть около 150 храмов и 1 монастырь. Мне посчастливилось возглавить в 1989 г. Кишиневскую епархию, предо мной стояла задача открыть все храмы и монастыри, восстановить книгопечатание церковной литературы. Но прежде всего надо было открыть духовную школу. С помощью священнослужителей и прихожан к работающим уже 350 приходам мы добавили еще около 900. Сегодня в Молдове около 1300 православных приходов. В 1989 г. было два действующих монастыря, а сегодня - 42 и 8 скитов. Не было ни одной духовной школы, сегодня - 8. Мой предшественник начал восстанавливать духовное образование с создания пастырских курсов при Каприановском монастыре. И это была наша первая пастырская школа. Необходимость в пастырях в то время была так велика, что в 1990 г. я рукополагал студентов, которые после окончания училища назначались на приходы настоятелями. И этих студентов, а их было более 100, не хватило. Бывало, что в епархии в течение недели открывалось по 7, 10 и 15 приходов. Вскоре мы открыли и другие школы, семинарии, для девушек - лицеи, в которых они получали дипломы преподавателей и готовились к социальному служению.

Была открыта школа иконописцев и школа для псаломщиков. На сегодняшний день наши духовные школы полностью обеспечивают необходимость епархии в священнослужителях. В них получают духовное образование также семинаристы из близ лежащих епархий Румынии, Украины и России.

Особое внимание у нас уделяется работе с молодежью. И посещение храмов для молодых людей не мода, а духовная необходимость. Особенно это видно во время Великого поста. Первая неделя, читается канон Андрея Критского - полные храмы молодежи. Страстная неделя - в храмах опять молодежь: и мальчики, и девочки, и их родители. Они принимают участие во всех церковных обрядах и таинствах.

Мы стремились, чтобы и в светских учебных заведениях велось преподавание религии. Уже в 1994 г. я обратился к первому Президенту Молдовы Мирче Снегуру с просьбой разрешить преподавание религии в школах и в вузах. Специального правительственного разрешения не было, но с 1994 г. такое преподавание началось. Все священники, которые работали в школах, разработали свои программы по образцам программ румынских православных педагогов. Начинали просто с бесед, рассказов, не ставили и не ставим никаких оценок, чтобы никого не обидеть. Стараемся с молодежью говорить на понятном для нее языке. Они видят наше стремление, наше желание найти общий язык, видят, что наша церковь живая, что церковь заботится о своем народе.

В 2010 г. руководство страны рассматривало Закон о преподавании в учебных заведениях предмета «Основы православной культуры». К сожалению, его не приняли потому, что якобы этим мы ущемляем права получения образования по евростандартам. Но нам разрешили продолжать преподавание религии. В настоящее время изданы учебники на деньги государства, они раздаются детям бесплатно. К сожалению, изданного недостаточно. В своей работе с детьми и молодежью мы учитываем особенности возрастного восприятия. В старших классах особое внимание уделяем беседам, встречам. Такую же работу священники ведут и в вузах. На встречу с протоиереем Октавианом Мошиным, настоятелем Сретенского домового храма Молдавского государственного университета, приходят 700-800 студентов. Он находит доброе слово для каждого, как может помогает всем, кто к нему обращается. При необходимости материально также поддерживает ребят. Помогает в учебе, даже организовал курсы английского языка. Проводит со студентами паломнические пешие ходы от одного монастыря к другому. Такая действенная работа приводит к хорошим результатам. Большинство ребят, которые встречаются с такими священниками, воцерковляются, венчаются в храмах, крестят своих первенцев и становятся членами православных общин.

Сегодня в Молдавии около полутора тысяч храмов, почти в каждом городе и селе есть храм. На какие средства они построены?

До 1995 г. храмы строились за счет верующих. Потом изменилась экономическая ситуация в стране, к сожалению. И тогда мы обратились к бизнесменам за поддержкой. Обратились к депутатам, состоятельным выходцам из сел, чтобы они помогли общинам построить или отремонтировать храмы на их малой родине. Многие откликнулись. Последнее время помощь такая стала меньше. Это произошло, потому что из-за ухудшений международных отношений между Россией и Молдовой многие состоятельные люди среднего возраста из-за невозможности вести бизнес в стране уехали за границу. И несмотря на то что они оказались в результате кризиса в Италии, Испании, Португалии, продолжают жертвовать на церковь и храмы, помогают содержать церковь в своем селе или в соседнем.

Молдавия - зеленая и ухоженная земля. Мы видели возделанные поля, виноградники, огороды. Прекрасные храмы. Крепкие и красивые дома. Посещали городские и сельские магазины, кафе, столовые, где нас кормили дешевой и очень вкусной пищей. Были на шумном Кишиневском базаре. Нас тепло и радушно встречали на семейном празднике в простой молдавской семье, где все говорило о ее благополучии. И все же Молдавия - страна, из которой население уезжает в разные страны мира, и, прежде всего, в Россию. Очень много уезжает молодежи. Многие из уехавших не вернутся домой. В чем вы видите решение этой проблемы?

Для нас очень важным является вопрос улучшения отношений между нашими странами. Нынешнее состояние - результат ошибок с обеих сторон в области политики и межгосударственных отношений. Молдова - аграрная страна с прекрасной землей и климатом в центре Европы. Раньше весь Советский Союз получал из Молдовы не только прекрасные вина и коньяки, но и отличные овощи, фрукты. Это можно наладить и сегодня. Сохраняются братские отношения между людьми наших стран. Многие молдаване учились в Москве, Петербурге, Киеве. Раньше все были братья во Христе и просто братья по стране. С развалом Советского Союза, когда Украина стала самостоятельной державой, Молдова самостоятельной, многое изменилось. Для нас, людей среднего возраста, хотя мы и разделены границей, остаются сильные связи, дружеские, братские отношения. Но для молодежи уже многое изменилось. Для новых поколений Украина, Белоруссия, Россия - чужие страны. Я думаю, в разрешении этого сложного вопроса наши политики должны сыграть положительную роль. Молдову, как лакомый кусочек, стараются приблизить к себе и Евросоюз, и Россия. И вот политики теряются и не знают часто, за какую сторону во взаимоотношениях наших стран браться. И до тех пор, пока они будут в растерянности, это будет губительно сказываться не только на них, но и на наших странах. Я думаю, что можно жить в добрых отношениях и с Россией, и Евросоюзом. В Россию мы должны вернуться со своими продуктами - других богатств у нас нет. Но у нас, в Молдове, добрые и трудолюбивые люди и хорошие специалисты.

Сейчас в Москве открывается Отдел внешних церковных связей Кишиневско-Молдавской митрополии. Какие задачи вы ставите перед работниками этого отдела?

Необходимость открытия такого отдела возникла давно. В свое время с этим вопросом я обратился к Президенту России Б.Н. Ельцину еще в 90-е годы. Уже тогда в Россию приехало много молдаван. Большинство жителей Молдовы - христиане, а каждый верующий христианин хотел бы присутствовать на церковных службах и молиться на своем родном языке, где бы он ни находился. В Москве проживают многие тысячи верующих молдаван, среди них постоянно живут такие известные всему миру люди, как писатель Ион Друце, режиссер Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога, певица Надежда Чепрага. Мою просьбу поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-е годы рассматривался вопрос о передаче нам храма для организации подворья в районе Кузнецкого моста, недалеко от посольства Молдовы. Но по разным причинам этого не произошло.
В настоящее время нас поддержал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и пошел нам навстречу. Его Святейшество любит Молдову. Неоднократно бывал еще владыкой у нас. Для Молдавского подворья определен храм Черниговских мучеников в Черниговском переулке. Это часть Патриаршего подворья. Этим летом состоится передача храма. Сам храм необходимо восстанавливать. В нем будет вестись служба на молдавском и церковнославянском языках. Мы хотим как можно больше сделать для сближения людей. Откроем воскресную школу, катехизаторские курсы. Будем собирать по праздникам на братскую трапезу всех желающих. Нам бы хотелось, чтобы живущие в Москве, в России молдаване чувствовали себя как дома, на родной земле. Сотрудники отдела будут заниматься социальной работой и социальной защитой. Значительное внимание нужно уделить тем людям, которые приехав в Россию, столкнулись с недобросовестными работодателями; они часто остаются не только без куска хлеба, но даже и без паспорта. Планируем создать небольшую юридическую консультацию, открыть небольшую гостиницу или гостевой дом. Мы хотим, чтобы каждый молдаванин, приезжающий в Россию, знал, где ему могут помочь, если он окажется в тяжелой ситуации. Мы начнем с оформления всей необходимой документации по храму, его ремонта. Будем вести богослужения и приглашаем в храм наших братьев-молдаван и всех желающих.

К сожалению, сегодня мало что известно в России и других странах о духовной жизни Молдовы и ее героическом прошлом, в котором народ и его господари стояли не на жизнь, а на смерть за сохранение Православия. Расскажите о господаре Молдовы Стефане III Великом.

Для Молдовы Стефан Великий (1429-1504) - выдающийся господарь, полководец, дипломат, политик, а самое главное - он великий христианин. Он правил в течение 47 лет страной в очень тяжелое время, боролся за укрепление Молдовы и ее независимость с Османской империей, Польшей, Венгрией, был защитником своего народа. Ему пришлось много сражаться. Господарь Стефан выиграл практически все сражения, после каждой победы закладывал и строил новый храм или монастырь. Их было 47 или 48. Многие из этих храмов и монастырей сохранились и сейчас. Святой Стефан также заботился и о других храмах, которые нуждались в его поддержке. Особой заботой Государя были святыни и монастыри Афона, для спасения которых от разрушения османами он использовал все свое влияние, использовал богатства Молдовы и свои личные, чтобы поддержать монастыри и восстановить святыни. Он предоставил молдавские земли взамен тех, что были захвачены турками.

Был взращен благочестивыми родителями. По преданию, однажды войско Стефана было разбито, и он вернулся домой, где был очень сурово встречен своей матерью, которая ему сказала: «Ты не мой сын, если проиграл битву!». Господарь вернулся на поле битвы с оставшимися в живых воинами и одержал победу. Как выдающийся полководец и христианин многие битвы он выигрывал с гораздо меньшим войском, чем у противника. На знамени Стефана был изображён Георгий Победоносец - покровитель и защитник молдавского господаря. Знамя Стефана Великого, изготовленное его дочерью Еленой, - одна из святынь монастыря Зограф на Афоне, монашеская жизнь в котором в 1502 г. была им восстановлена.

В 1992 г. Румынская Православная Церковь канонизировала господаря Стефана III как Святого Стефана Великого. Память его совершается 2 июля. Я принимал участие в этих торжествах. Сегодня Православная Церковь в Молдове почитает его как святого, а государство как великого государственного деятеля.

Каждый народ чтит своих святых. У народа Молдовы особенно почитается преподобный Паисий Величковский. Мы вступаем в 10-летие подготовки празднования 300-летия со дня его рождения, которое отметим в 2022 г. Что необходимо сделать в рамках этого юбилея?

Молдавия почитает святых по обеим сторонам реки Прут, которая стала пограничной и разделила границей исторические земли Молдовы, часть которых за этой рекой теперь принадлежит Румынии. У нас есть прекрасная икона Собора молдавских святых. На ней изображен также и священномученик Серафим (Чичагов), который возглавлял епархию в течение 6 лет (1908-1914). Очень почитается святая Параскева из Ясс.

Но особым почитанием пользуется великий старец Паисий Величковский. После Афона этот великий подвижник со своими учениками находился в Нямецком монастыре (ныне Румыния). Это была настоящая монашеская республика, где подвизалось более 10 000 человек разных национальностей. Велик его вклад в духовном просветительстве. В его переводе в Москве в издательстве Синодальной библиотеки в 1793 г. с греческого была издана всем известная великая книга «Добротолюбие». Его ученики основали Ново-Нямецкую обитель, которая находится у нас в епархии. Это большой монастырь, который называют малой Молдавской Лаврой. В состав монастыря входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор, Успенская церковь, Никольский храм, Кресто-Воздвиженский. 65-метровую колокольню монастыря часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой Лавры. Великий старец Паисий очень почитается в нашей стране и считается народом покровителем страны.
В 1988 г. Русская Православная Церквь прославила в лике святых преподобного Паисия Величковского, которого еще при жизни почитали как святого. Этот святой объединяет не только 2 берега реки Прут - Молдавию и Румынию, но и Украину, где он родился, Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях; Афон, где он много лет подвизался и столько сделал для сохранения и распространения его духовного наследия.

Мы будем готовиться к юбилею, привлекать специалистов и богословов не только Молдовы, но просить поучаствовать и другие страны, Россию. Будем просить принять активное участие Патриархию. У нас прекрасные добрые отношения с Нямецким монастырем (Румыния), где пребывают святые мощи преподобного Паисия. В самые трудные времена, когда у нас не было еще семинарии, мы посылали по договоренности наших семинаристов к ним на учебу. И опять святой Паисий собирал возле себя учеников-молдаван. Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его. Восстановить православные святыни, связанные с его именем. Потому что Паисий Величковский и его подвиги, наставления и труды имели не только великое влияние на монастыри, но и в целом в укреплении всей Православной Церкви, с жизнью которой связаны судьбы народов и государств. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому.

Дорогой владыка, 2012 г. юбилейный для вас. В его преддверии журналисты будут расспрашивать вас о многом. Мы бы хотели спросить вас, почему, служа в рядах Советской Армии, вы, уроженец Черновицкой лесной области, оказались на флоте и дослужились до высшего матросского звания - корабельного старшины?

Начнем с того, что еще в детстве я решил, что буду служить в армии. Но я, как все мальчишки, хотел быть необычным. Подумав, решил, что буду моряком. И когда все, кто собирался служить в армии, хотели быть солдатами, я хотел быть моряком. На всех допризывных комиссиях я говорил, что хочу служить не в армии, а только на флоте. Меня спрашивали: «В армии надо служить два года, а на флоте три. Ты согласен?», я отвечал, что согласен. У меня с детства была любовь к военной строгости, послушанию. И когда я приехал на последнюю комиссию в свой районный центр, мне сказали, что я буду служить на флоте. После призыва меня отправили в «учебку», которая находилась в Севастополе. С этим городом в нашей семье очень многое связано. В Севастополе в начале ХХ века воевал мой дед Николай, в честь которого я был назван, и до монашеского пострига я носил это святое имя. Дедушка меня очень любил. Во время Великой Отечественной войны в Севастополе воевал мой отец Василий, который прошел всю войну. И вот я все три года прослужил тоже в Севастополе и дослужился до звания главного корабельного старшины, что соответствует сейчас званию мичмана, практически младшего офицера. Служил я в береговой службе, был миноторпедистом и ракетоартиллеристом. Отрабатывали мы свое мастерство на суше, а вот стреляли по целям во время учений - на море. С теплотой вспоминаю эти годы. Но, к сожалению, мои товарищи по службе теперь живут в разных странах.

- Когда вы пришли первый раз в храм?

В церкви я столько, сколько себя помню. Родился в православной верующей семье. Отец и мама постоянно ходили в церковь. Мама с детства пела в церковном хоре; дед, бабушка постоянно посещали церковь, брат дедушки пел в церковном хоре, брат отца пел в хоре, сестра мамы тоже пела в церковном хоре, муж маминой сестры пел в церковном хоре. Хор нашей церкви состоял из моих родственников. Причем это были советские времена, церкви и монастыри были закрыты. К счастью, храм в нашем селе был открыт. Когда мне было 5 лет, дедушка решил поехать в действующий монастырь - в Почаевскую Лавру и взял меня с собой. Через год он опять поехал со мной и с бабушкой в Почаев. Ездили, несмотря на то, что паломников пытались разгонять и выгонять из Лавры. Они молились, я молился, они исповедались, я тоже; причащались, я тоже причащался, правда, на ранних службах хотелось спать. Однажды вышел отец Амфилохий и нас благословил. И у меня есть от него с благословением его фотография с голубями. Украинская Православная Церковь причислила его к лику святых. Дедушка старался, чтобы я как можно больше мог увидеть. И когда звонарь поднимался на колокольню, дедушка просил его взять нас с собой. В 5 лет я уже читал, писал, знал молитвы, твердо знал «Верую».

Мой отец был лесником, дедушка лесничим служил на лесном кордоне. Дом родительский стоял в 100 метрах от леса. В 1996 г. я выпросил этот лесной кордон, и ныне там стоит Свято-Владимирский мужской монастырь. 21 августа 1997 г. монастырь был освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром и владыкой Онуфрием, ныне митрополитом Черновицким и Буковинским, в нашем присутствии. Там сейчас 7 монахов, построены большая церковь, двухэтажный настоятельский дом. Родительский дом сохранился до сих пор. Теперь он на земле монастыря.

- Дорогой владыка, что бы вы хотели пожелать читателям «Руси Державной», священнослужителям и молодежи?

Нам, священнослужителям, прежде всего нельзя быть ленивыми. Надо не считаться со своим временем. Вести и воскресную школу, и катехизаторские беседы. Священник сегодня должен не только исполнять требы, он должен быть духовником, пастырем, отцом. Мы должны помнить ту истину, что, как будем воспитывать и чему учить, то и получим. Если мы будем лениться, то наша молодежь уйдет к тем, кто приезжает из-за границы и ходит в белой рубашечке с галстучком и с Библией под мышкой - к сектантам.

А молодым людям хочу тоже пожелать: не лениться, побольше трудиться, научаться примерами высокой жизни и служения Отечеству, читать душеспасительные книги - такие, как труды великого старца и сердцеведа Паисия Величковского.


В соответствии с действующим законодательством, Молдавия - светское государство. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания.
  • 1 История
  • 2 Текущая ситуация
  • 3 Русская и Румынская православные церкви
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Монастырь на р. Реут у села Бутучаны

По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию между Дунаем и Черным морем, заселенную тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. 106 году Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова - из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии.

В отличие от других народов у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX-XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Несмотря на зависимость от Османской империи в XVI веке, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы

С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.

Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской - исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).

В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.

Текущая ситуация

Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США за 2000-й год, 98 % населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % - Бессарабской митрополии.

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В). Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 - в Бельцах и его окрестностях, 2200 - в Тирасполе, 2000 - в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев - не религиозны. Иудейские синагоги действуют в Кишинёве, Бельцах, Сороках и Оргееве.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим..

Русская и Румынская православные церкви

См. также: Румынская православная церковь

После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 году собственной Бессарабской митрополии.

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.

27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской православной церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признавали структуру Московского Патриархата. феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.

22 июня 2010 года официальный представитель Московского Патриархата заявил о безосновательности заявления и. о. президента Молдавии Михая Гимпу, подвергшего критике Молдавскую митрополию за «несамостоятельность».

См. также

  • Ислам в Молдавии
  • Католицизм в Молдавии
  • Православие в Молдавии
  • Протестантизм в Молдавии

Примечания

  1. 1 2 Конституция Молдавии на сайте Министерства юстиции
  2. People // Moldova CIA Factbook
  3. Социологический опрос Гэллапа, 2011
  4. Jahovah’s Witnesses Interactive Map
  5. Религиозный состав населения Молдовы
  6. И. о.президента Молдавии не нравится, что Молдавская митрополия пребывает в юрисдикции Русской Церкви 18 июня 2010.
  7. И. о. главы Молдавии не нравится, что молдавская церковь является «филиалом русской» REGNUM 17 июня 2010.
  8. Московском патриархате не согласны с заявлением и. о. президента Молдавии о несамостоятельности Молдавской церкви Интерфакс, 22 июня 2010.

Литература

  1. Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. - Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 317-334. - ISBN 5-8243-0631-1.
  2. Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. - 14 марта 2003.
  3. Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. - Искусство России, 2004.
  4. Kahl Т.; Lozovanu D. Ethnic Consciousness in the Republic of Moldova. - Bortntraeger, 2010. - ISBN 978-3-443-28529-6.
  5. Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940-1991: Собрание документов: 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. - М.: РОССПЭН, 2009-2012.

Ссылки

  • Молдавская митрополия
  • Тираспольско-Дубоссарская епархия


Просмотров