Организация попадающая под действие 223 фз

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами - 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным. Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и .

Отличия между законами

Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом - в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением - он вынужден следовать четким требованиям закона. 223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное - чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры - аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
  4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ - любые закупки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

Принципы 223-ФЗ

Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

  1. Информационная открытость . У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  2. Целевое и эффективное расходование денежных средств . Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
  3. Поставщиком может стать любая организация или ИП . Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников . Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой - указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку .

Кто должен работать по 223-ФЗ

Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупке

Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке . Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке - ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000-100 000 рублей, для должностных - 20 000-30 000 рублей.

Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

Техническое задание

Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании . От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик. Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

Электронная подпись

И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи . И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще - теоретически подойдет любой тип электронной подписи. С другой стороны - закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

Руководители многих бюджетных организаций предпочли бы осуществлять закупки по 223-ФЗ, а не выполнять многочисленные требования 44-ФЗ. Для работы по 223-ФЗ необходимо соблюдение ряда условий. Рассмотрим подробнее, какие условия необходимо соблюсти, чтобы можно было осуществлять закупки по более «мягкому» закону.

Кто может работать по 223-ФЗ?

Среди прочего списка организаций, которые могут закупаться в соответствии с 223-ФЗ, закон выделяет бюджетные и автономные учреждения .

Какие средства можно тратить на закупку?

Согласно 223-ФЗ, бюджетные учреждения могут расходовать на закупку товаров, услуг или работ лишь денежные средства, полученные из определенного вида источника:

1. Гранты, которые бесплатно предоставлены:

2. Средства, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставных целей (например, средства от предоставления платных образовательных услуг).

Кроме того, можно работать по данному закону и в случае, когда бюджетное учреждение, как исполнитель по контракту, привлекает иных лиц для исполнения своих обязанностей по контракту.

Автономные учреждения могут расходовать бюджетные субсидии по 223-ФЗ за исключением средств, которые выделены для капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие государству или муниципалитету, а также для покупки недвижимости в собственность государства или муниципалитета. В указанном случае необходимо работать по 44-ФЗ.

Какие документы нужны?

Главным условием для работы по 223-ФЗ для бюджетных учреждений является наличие утвержденного Положения о закупках. Типовое положение разработано и утверждено Минобрнауки 17.01.2014. Данное положение регламентирует деятельность по закупке учреждений и должно содержать:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • иные положения, которые связаны с обеспечением закупок.

Данный документ должен быть утвержден в бюджетном учреждении его учредителем, а в автономном учреждении - наблюдательным советом. Положение о закупках должно быть размещено в ЕИС, но пока она не заработала - такой документ необходимо размещать на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 .

Бюджетные учреждения для того, чтобы начать работать по 223-ФЗ, должны были разместить утвержденное положение о закупках до 01.04.2014 года. Те учреждения, которые не успели этого сделать, вынуждены будут до конца 2014 года расходовать все средства с учетом требований 44-ФЗ. Следует учесть, что положение должно быть размещено на сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Кроме того, необходимо оформить план закупок , который также должен быть размещен на сайте госзакупок. Форма такого плана утверждена Правительством РФ в Постановление от 17.09.2012 г. № 932.

Для работы по 223-ФЗ потребуется:

  • получить усиленную электронную подпись;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 ;
  • разместить на сайте положение о закупках и план закупок;
  • размещать заказы по правилам, которые установлены в утвержденном положении о закупках.

Более подробно с шагами, которые необходимо предпринять для регистрации на сайте, можно ознакомиться в дорожной карте, размещенной на сайте госзакупок.

Как автоматизировать работу по 223-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур , которые прописывают в Положении о закупке ;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50% .
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50% . А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения - в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты , а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап . Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru .
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается , то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя . Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей . А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей . С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить - необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС . Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент - соблюдать все установленные сроки . Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение - 3 дня ;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения ;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней ;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня ;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней ;
  • - не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год - до 1 февраля года, следующего за отчетным - заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

По 223-ФЗ закупки проводят отдельные виды юридических лиц. Этот закон не так жестко регламентирует закупочные процедуры, как 44-ФЗ. Заказчиками дана свобода в определении условий проведения торгов, возможных видов закупок, разработке собственного положения. Разберем основные моменты 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ: основные моменты

Назовем всех возможных заказчиков по 223-ФЗ простым языком:

  • госкорпорации, субъекты естественных монополий с долей госучастия более 50%;
  • дочерние общества, более половины уставного капитала которых принадлежит перечисленным выше компаниям;
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы, закупающие товары, работы и услуги за счет грантов, своих доходов или привлекающие для исполнения контракта третьих лиц.

223-ФЗ не такой сложный закон для начинающих, как 44-ФЗ. Вот отличия Закона о закупках отдельными видами юрлиц:

  • заказчик сам разрабатывает положение о закупках и проводит торги по своим правилам;
  • заниматься закупочной деятельностью в организации может кто угодно, не обязательно;
  • можно пользоваться больше чем 170 электронными торговыми площадками.

Проведение закупок по 223-ФЗ для чайников

Рассмотрим порядок закупок по 223-ФЗ для начинающих:

① получение электронной цифровой подписи;

② регистрация на портале госуслуг;

③ регистрация на официальном сайте госзакупок ;

④ разработка положения о закупках;

⑤ составление плана закупок;

⑥ настройка личного кабинета в ЕИС;

⑦ прохождения обучения закупкам по 223-ФЗ для чайников (необязательный этап).

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Заказчики могут указывать в своем положении любые способы проведения закупки. Но стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

В отличие от Закона о контрактной системе заказчикам по 223-ФЗ можно не размещать в ЕИС большее количество информации. Это данные о договорах:

  • которые связаны с гостайной;
  • цена которых менее 100 тыс. руб.;
  • предмет которых входит в специальный перечень .

С 2018 года заказчикам по 223-ФЗ разрешили не публиковать в ЕИС сведения о договорах на закупку ряда финансовых услуг и о переходе прав на недвижимость. Это привлечение денег от физлиц, предоставление кредитных средств, выдача банковских гарантий и т.д.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Также в 2018 году действуют минимальные сроки на подачу участниками заявок. Они зависят от вида закупки и состава участников.

Процедура

До конца срока на подачу заявок или до запроса предложений

Конкурс и аукцион

Всем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб.

МСП при начальной цене не выше 30 млн руб.

Запрос котировок

5 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 7 млн руб.

4 рабочих дня

Запрос предложений

7 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 15 млн руб.

5 рабочих дней

Закупки по 223-ФЗ для чайников в 2019 году

Расскажем о некоторых нововведениях с 2018 года в 223-ФЗ простым языком. Одно из них - возможность учредителей бюджетных и автономных учреждений, собственников имущества унитарных предприятий утвердить типовое положение, которое может распространяться на все дочерние организации. Решение о присоединении материнская компания публикует в ЕИС в течение 15 дней с того момента, как документ приняли.

Основа 223-ФЗ - это разработка положения, по которому проводятся закупочные процедуры. Если заказчик не разместил свое положение и не присоединился ни к чьему документу, он лишается права работать по 223-ФЗ. В этом случае на него будут распространяться положения 44-ФЗ.

Заказчику придется:

  • обосновывать цену договора;
  • выбирать способ закупки из имеющихся;
  • создавать закупочную комиссию;
  • устанавливать обязательные требования участникам, оценивать заявки по установленному регламенту.

Для проведения закупок по 223-ФЗ в следующем году необходимо предусмотреть в положении конкурентные и неконкурентные закупки. Отдельно придется прописать список случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика.

Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. , чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.

Сверьте свое положение с экспертом и исправьте ошибки до того, как их найдет контролер. В противном случае вас обвинят в том, что ваше положение о закупке не соответствует требованиям закона. А это напрямую отразится на закупочной деятельности. Изменить пункты положения быстро не получится, потому что все изменения нужно сформулировать и согласовать. .

Для начинающих заказчиков по 223-ФЗ будет полезно узнать, что в 2018 году нельзя требовать обеспечение заявки при цене договора менее 5 млн руб.

Некоторые основные моменты 223-ФЗ переняли из Закона о контрактной системе. Заказчиков обязали разрабатывать закупочную документацию всегда (исключением являются только запросы котировок). Смотрите полный список закупочных документов, которые должны быть в бюджетном учреждении по Закону № 223-ФЗ в обязательном порядке, и документы, которые помогут вам избежать конфликтной ситуации. В первом столбце мы указали название документа, во втором - его форму, а в третьем - обязательство по размещению и сроки.

Также будут действовать требования 44-ФЗ, касающиеся описания объекта закупки. С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. , какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Нельзя указывать товарный знак и страну происхождения, при этом нужно прописывать подробные характеристики продукции. Новшества касаются также проведения конкурентных закупок. Для этого заказчику придется создать комиссию. Отменить процедуру можно будет только до конца срока подачи заявок. После окончания этого периода отмена возможна лишь из-за форс-мажора. Договоры нужно заключать не раньше 10 дней с момента размещения итогового протокола, но не позже 20 дней с этой даты.

Хорошей новостью для начинающих заказчиков по 223-ФЗ стало изменение списка отчетов . В частности, больше не нужно будет ежемесячно отчитываться о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий;

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

Бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.



Просмотров