Национальность по собственному желанию. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

Каждому ясно, что речь идет о пятой графе анкеты, о национальности. Часто, дойдя до этого пункта, Илья вспоминал анекдот , появившийся в те времена, когда на политическом Олимпе восседал Л.М. Каганович , а на тяжелоатлетическом помосте блистал успехами Г. Новак . Вот он этот анекдот.

Однажды поступавший на работу еврей протянул кадровику анкету с незаполненной пятой графой. -Вы что, не знаете своей национальности?

Откуда мне знать, - отвечает претендент на должность, - Исаак Левитан - великий русский художник, Лазарь Каганович - великий сын украинского народа, а Герш Новак - русский богатырь... Откуда же мне знать, кто я?

Действительно, как мог мой современник определить свою национальность, если в стране нет еврейской национальности, а есть лица "еврейской национальности"" И это не лишено смысла. Что у советских евреев национального? Не объединяет их какая-нибудь территория. Еврейскую автономную область нельзя принимать всерьез. В Биробиджане евреев не более чем в Малаховке, Удельном или любом другом густонаселённом подмосковном поселке. Да и зачем советским евреям Уссурийская тайга? Не только Дальний, но и Ближний Восток им не нужен, хотя он, Ближний Восток- родина предков. Человеку нужна собственная родина, а не земля праотцев.

Нет у советских евреев и своего языка. Нет, значит, и своей национальной культуры. Существовал в Москве Еврейский театр, но его ликвидировали в годы борьбы с "безродными космополитами". А какие там были замечательные актеры! Михоэлс, Зускин... Зускин погиб в застенке, а жизнь Михоэлса оборвалась при сомнительной автомобильной катастрофе в Минске. Жаль, что играли в том театре на языке, мало кому известном из моих современников.

Исчезла национальность, осталось происхождение. А в своей анкете Илья Бенцианович в графе "национальность" писал: "еврей". И это доставило ему немало неприятностей. Не страшны те антисемитские настроения, которые гнездятся в глубине сознания некоторой части населения. Плохо, когда антисемитизм проявляют должностные лица и маскируют это всякими благовидными обстоятельствами.

Конституция - Основной Закон нашей жизни и словом не молвит ни о каких ограничениях: все населяющие страну национальности равноправны. Так и было на самом деле, пока "гениальный" марксистский теоретик национального вопроса, первый (да и последний) нарком по делам национальностей, не взял в свои руки всю полноту власти.

В годы Великой Отечественной войны он отнюдь не с классовых, марксистских позиций подошел к решению вопроса о немцах Поволжья, Крымских татарах, о Чечено-Ингушии. Все эти народы поголовно, без различия политических взглядов, были молниеносно сняты с родных мест и вывезены вглубь страны. После войны Сталин перехватил из рук поверженного Гитлера знамя антисемитизма и развернул его над первой в мире социалистической страной. Особенно ярко проявилось это в борьбе с " безродными космополитами ". Слово космополит стало синонимом слова еврей. Апогея антисемитизм достиг при аресте "убийц в белых халатах". Хотя среди арестованных светил советской медицины были один-два русских профессоров, эта акция была направлена против евреев. Об этом можно было судить не только по явно черносотенным выступлениям печати (особо отличился "Крокодил", опубликовавший фельетон "Пиня из Жмеренки"), но и по многочисленным репрессиям разной степени, которым подверглись тысячи евреев. Наиболее злобные антисемиты всех стран и времен могли позавидовать такому откровенному гонению на евреев, которое началось тогда в социалистическом государстве.

Впрочем, даже в самые лютые годы формально все обстояло благополучно. Не был издан ни один закон, который бы ограничивал права евреев. Они могли работать где пожелают и даже занимать весьма высокие посты. Доказательством тому могло служить положение при Сталине Лазаря Кагановича . Говорили, что и у Гитлера любовница Ева Браун была еврейкой. Национальность этой немецкой актрисы спорна, но любимец советского фюрера "сталинский нарком" Каганович вне сомнения был еврейского происхождения. Но что ему было до судьбы сотен и тысяч евреев, когда еще в тридцатые годы он воспринял как должное расстрел двух своих родных братьев - Михаила и Юлия, объявленных врагами народа. А ведь другой, еще более крупный политический деятель того времени С. Орджоникидзе не мог смириться с расправой над его братом и покончил жизнь самоубийством.

После смерти Сталина положение несколько изменилось. Вытащив его забальзамированное тело из Ленинского Мавзолея, преемники начали выправлять сталинские "ошибки". Но все еще многое оставалось от прошлого.

Существует ли в Советском Союзе "еврейский вопрос?" На этом ломают копья западные и советские пропагандисты. Первые утверждают, что существует, советская же пропаганда пером и устами лиц еврейского происхождения категорически отрицает наличие такого вопроса. С точки зрения законодательства (во всяком случае, официального) вопрос этот решен с первых дней революции. А практически он встает со всей остротой при поступлении в высшие учебные заведения, или при определении на работу. Всюду существует определенная норма, и ее, как правило, устанавливают по своему усмотрению сами администраторы на местах.

В прошлые времена паспорт был документом, разрешающий переход через морской порт или границу. В Европе в паспорте были прописаны города, по которым можно было путешествовать, это очень напоминает современную визу.

До ХХ века в паспорте были только физические параметры человека, такие как рост, вес, но были сложности с таким паспортом. Под параметры, которые были в паспорте, могли подойти несколько человек. Поэтому когда появились фотографии, их стали печатать в паспорте и это стало большим облегчением для государства.

Стало возможным контролировать численность населения, переезды в другие города. Благодаря этому появилась возможность поддерживать вымирающие народы. Для таких малочисленных народов, как национальные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока созданы специальные льготы, условия для поддержания культуры и языка, для процветания их традиционной хозяйственной деятельности.

Что такое пятая графа в СССР?

Паспорт - это документ для удостоверения личности, в котором прописано гражданство. Но в паспорте времен СССР была пятая графа, в которой указывалась национальность. В 1990 году её отменили, хотя до сих пор есть республики, которые могут получить вкладыш к паспорту о национальности. В свидетельстве о рождении есть графа о национальности, до 14 лет человек имеет национальность, а с получением паспорта - уже нет. Так же в свидетельстве о заключении брака есть национальность брачующихся. Все это, скорее всего, сделано для ведения статистики.

В советское время почти во всех документах указывалась национальность. Поэтому в паспорте была пятая графа. Это было необходимо для государства, так можно было контролировать количество населения и национальности. Кто ходит на выборы, работает и учится, посещает библиотеки и больницы.

Но с появлением этой графы появились некоторые проблемы. Детей в школе стали обижать и дразнить из-за национальности. Это создавало не учебную обстановку в институте или школе. При устройстве на работу также влияло, что было написано в пятой графе. Руководящие должности чаще предоставлялись коренным жителям. Поэтому при приеме на работу заполнялись анкеты, в которых указывалась пятая графа паспорта гражданина СССР.

В СССР было обязательным указание национальности в пятой графе паспорте. С национальностью необходимо было определиться до 16 лет, выбрав ее из национальности родителей. Но если национальность родителей была проблемной, выбор падал на национальность ближайших родственников.

Подобные вопросы были не только в нашей стране. Например, у немцев после войны в паспорте писать национальность "немец" было просто опасно. Люди искали родственников, чтобы сменить её.

Культовая фигура советского времени Высотский писал о многих проблемах того периода. Он конечно не граф в пятом поколении, но тонко чувствовал настроение народа. Песни его раскрывали все богатство обычной жизни. Каждая песня - это картина с множеством подробностей и фактов, конкретным сюжетом. В своих песнях он создал целый образ эпохи. Затрагивал и проблему национальности. Конечно в его фирменном стиле, через юмор, где главный герой - Мишка Шифман, которого не пустили за границу. «Говорит, что за графу не пустили пятую».

В 1990 году графа о национальности наконец-то была отменена.

Национальность в паспорте.

03/02/2015

В паспорта россиян может вернуться «пятая графа» - «национальность». Пока парламентарии обсуждают предложенный сенатором Жанной Ивановой законопроект, общественность уже обсуждает, чем может закончиться «национальное распределение» населения страны.


В то время как в стране назревает, а по некоторым данным, уже прогрессирует, экономический кризис, а внешнеполитический курс руководства страны вызывает все больше вопросов у населения, парламентарии задумались над тем, чтобы вернуть в паспорта граждан графу с указанием национальной принадлежности. История нашей страны уже знавала возможные последствия разделения населения по национальному признаку. В годы репрессий целые народы покидали привычные места проживания по желанию руководства страны. Так, притеснениям подвергались представители таких народов, как евреи, немцы, крымские татары. Это было легко сделать еще и потому, что национальность жителей страны, которая традиционно отличилась тем, что на ее территории проживало множество народов, была четко закреплена в главном документе, удостоверяющем личность.

На этот раз идея вернуть «пятую графу» принадлежит единороссу Жанне Ивановой, члену Совета Федерации. Она уже внесла в Госдуму проект закона, который объясняет, как же это будет происходить в новой вариации.

В сопроводительном к законопроекту документе говорит, что графа будет не обязательной: «Основанием для проставления отметки о национальной принадлежности лица является письменное заявление данного лица о проставлении такой отметки», - сообщается в пояснительной записке. Указать национальность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка можно будет по желанию.

По словам Ивановой, чтобы получит запись о национальности нужно будет оплатить пошлину. Также можно аннулировать отметку в паспорте по желанию гражданина, подавшего при этом письменное заявление. Заявление должен подавать дееспособный гражданин, отмечается в законопроекте.

В то же время законом закрепляют критерии, по которым будет определяться национальность гражданина: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и «проживание в соответствующей этнокультурной среде». Если предложенные гражданином критерии будут призваны необъективными, то ему может быть отказано в добавлении соответствующей отметки. Еще одной причиной для отказа является случай, когда человек хочет вписать в паспорт национальность, которая отличается от указанной в свидетельстве о рождении, сообщает портал newsru.com .

«До введения в действие нового федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, внесенный законопроект может разрешить важнейшую задачу по определению и указанию национальной принадлежности гражданина РФ в официальных документах», - отмечается в документе.

Автор законопроекта считает, нововведение поможет реализовать закрепленное в Конституции право на определение и указание своей национальной принадлежности. Оно будет способствовать сохранению самобытности «национальной общности многонационального народа России» и гармонизации «межнациональных отношений в стране». Последнее, к слову, вызывает у экспертов большие сомнения. Еще ни разу «разделение по национальному признаку» в единой стране не приносило улучшения межнациональных отношений, тогда как единое наименование «россиянин» более соответствует подобным устремлениям.

Впрочем эксперты сомневаются, что этот закон вообще будет принят. Тем более, что инициатива единоросса Ивановой далеко не первая в череде подобных предложений.

С аналогичной инициативой в марте 2014 года выступали депутаты Госдумы от КПРФ Владимир Кашин и Владимир Федоткин. Как писала "Независимая газета", депутаты внесли проект, в котором предлагалось добавлять в паспорта граждан по их желанию графы "национальность" и "вероисповедание". Инициатива, как следует из информации на сайте Госдумы, была отклонена комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, поскольку замена паспортов потребовала бы затрат из средств федерального бюджета.

Эксперты считают, что и в этот раз законопроект ждет та же судьба. Несмотря даже на то, что в этот раз «оплачивать» внесение графы будут сами граждане. Такое мнение, в частности, выразил в интервью "Коммерсанту" зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. По его словам, затронутый сенатором вопрос - "крайне деликатный, особенно в такой многонациональной стране, как Россия". Директор Центра миграционной политики НИУ Высшая школа экономики Ольга Чудиновских в беседе с РИА Новости выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.

По словам замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, члена Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимира Зорина, графа «национальность» является наследием советского периода. Он также назвал предложение сенатора неконструктивным, потому что оно носит «виртуальный характер».

Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох также отметил, что острой необходимости в принятии законопроекта нет. Но он готов согласиться с предложением, если это действительно будет добровольно, а не принудительно. Смысл подобного проекта может заключаться именно в сохранении памяти малочисленных народностей.

«Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах", « пояснил он.

Свое отношение к возможному возвращению «пятого пункта» высказали и представители общественности.

Так, по мнению ведущего, историка Николая Сванидзе, законопроект не вызовет никакого резонанса, но и к особым успехам то же не приведет.

«Если это в чьих-то интересах политических, то в интересах, конечно, скорее радикальных националистов, потому что это во всех странах так бывает. Это их реверанс в сторону титульной нации, потому что очень многие люди, особенно в странах достаточно бедных, как наша страна, свое единственное достоинство, какую-то базу для своего хорошего настроения, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, черпают в своей национальности. Вот, страна Россия, я русский, значит, я молодец. Это вызовет, на мой взгляд, дополнительные межнациональные трения, напряженности. Кто-то будет присматриваться: «Ага, что у него в графе «национальность» стоит? Ах, не русский». Или: «А у него в графе «национальность» прочерк, значит, стесняется, боится своей национальности. Вот ты какой, собака».

К чему может привести возможное возвращение в документы графы «национальность»?», - рассказал в интервью BFM.ru Сванидзе.

Соглашается с ним и известная актриса, народная артистка Лия Ахеджакова.

«То, что напечатано хоть на одной бумажке, может быть известно в самом дальнем конце земного шара. А уж те, кто у нас чем-то интересуются и умеют добывать сведения, это, безусловно, будет в их руках. Более того, они этим будут пользоваться против человека, против личности, против гражданина. Человек беззащитен перед этими органами», - заявила Ахежджакова.

Не видит особой необходимости в возвращении «пятой графы» и журналист, член Совета по правам человека Максим Шевченко.

«Мне кажется, нет нужды указывать для гражданина его национальную принадлежность, поскольку в демократическом государстве это не имеет никакого значения. Все нации равны абсолютно в РФ сегодня. Я просто не вижу ни малейшего смысла в возвращении графы «национальность», кроме чисто пропагандистского. Это может быть использовано против человека при приеме на работу. В Москве распространена, к сожалению, такая фашистсткая практика: писать в объявлении «Сдам только славянам» или «Кавказцам не обращаться» и т. д. Это на самом деле узаконенные нормы сегрегации на уровне общественных отношений, которые мы почему-то позволяем в нашем обществе иметь», - считает журналист.

В то же время, как пишет журналист Андрей Егоров, лучше указывать свою национальность, хотя бы «на всякий случай»:

«Указывать или не указывать национальность - добровольное дело. Но лучше указывать. Бить все равно будут по морде, а не по паспорту», - пишет в своем ЖЖ Егоров.

Главная › ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ › Паспорт гражданина РФ › Графа национальность в российском паспорте
В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».
Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.
Когда отменена графа национальность в российском паспорте
Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.
В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали получать паспорт, то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.
Сейчас паспортные данные не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.
Предложения о возвращении указания национальности
В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.
В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.
В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.
Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.
Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ
Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить госпошлину при получении паспорта, размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан паспорт РФ нового образца. По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. Вписать ребенка в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.
Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.

Москва. 19 сентября. сайт – Исследование о национализме и "пятой графе", которое скоро обнародует Общественная палата и о котором сообщила в четверг российская пресса, испугало омбудсмена и главу ФМС.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает идею вернуть в паспорта "графу" национальность вредной: "Это очень опасное дело. Я – против. Я ощущаю себя тем, кем ощущаю - русским человеком. И мне этого вполне достаточно. Почему я должен выпячивать это?" – заявил он "Интерфаксу". "В этом будет некоторый комплекс неполноценности. Это какая-то болезненная история. Безусловно, надо гордиться своей Родиной, но если вы гордитесь своей национальностью, то зачем приглашать остальных делать это? Это только разъединяет народы, обедняет нашу Родину", - считает Лукин.

Газета "Коммерсант " написала в четверг, сославшись на исследование, которое будет представлено в Общественной палате, что в России растет национализм, а "некоторые республики можно уже сегодня назвать исламскими". При этом 51% граждан хотели бы вернуть в паспорт графу "национальность" (54% из них русские). "Стремление русских к этническому позиционированию" авторы исследования объясняют "реакцией на демонстративное акцентирование этничности со стороны других народов".

Руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский также считает, что возвращение графы "национальность" в паспорт станет шагом в советское прошлое. "Мы живем в современной многонациональной России. Появление каких-то рудиментов советского периода станет шагом назад", - пояснил он свою позицию.

Споры о том, возвращать или нет "пятую" графу в документ гражданина России, ведутся практически с момента ее отмены. В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Запись "национальность" в паспортах появилась в 1974 г. и носила обязательный характер.

В 1990 годах "пятая графа" была удалена из паспорта, позже указывать "национальность" разрешили в добровольном порядке. В настоящее время этот пункт изъят из анкет, других документов учета и регистрации личности. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина РФ.

Периодически те или иные политические и общественные деятели предлагают вернуть графу "национальность" в документ гражданина России. Последний раз это предлагал глава думской фракции "Справедливой России" Сергей Миронов в декабре прошлого года, но он уточнил, что речь идет об указывании своей национальности в добровольном порядке. "Я считаю, что если гражданин РФ считает необходимым указать свою национальность - только добровольно - нужно дать ему такое право, в том числе, в общегражданском документе, коим является паспорт гражданина РФ", - сказал тогда парламентарий.

В 2011 г. инициативу вернуть эту графу в паспорта предложили коммунисты, но тогда глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что не видит смысла в этом предложении коммунистов. "По Конституции никто не может быть принужден к тому, чтобы указывать свою национальность. Если мы введем в паспорте графу "национальность" и эта графа будет обязательной, то это будет противоречить Конституции. А если она будет необязательной, то кому она нужна?" - сказал он.



Просмотров