Мероприятий по предупреждению и ликвидации. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Электрозащитные изолирующие средства предназначены для обеспечения безопасности обслуживающего персонала при выполнении работ в действующих электроустановках. В зависимости от назначения и типа, электрозащитное средство может обеспечивать как полную защиту человека от напряжения, так и выступать в роли дополнительной защиты.

Электроустановки несут в себе опасность, заключающуюся в возможности поражения электрическим током и термического воздействия электрической дуги. Каждый год происходит ряд несчастных случаев в электроустановках, большая часть из которых происходит по причине не соблюдения работниками требований охраны труда, в частности неправильного применения средств защиты при выполнении работ. Поэтому очень важно знать и уметь правильно применять электрозащитные средства при выполнении работ на электрическом оборудовании.

Рассмотрим основные правила применения различных защитных средств, которые применяют в электроустановках.

Приведем основные правила применения электрозащитных средств, которые относятся ко всем средствам защиты.

При необходимости работы с тем или иным средством защиты необходимо, прежде всего, проверить его пригодность к эксплуатации. Во-первых, обращают внимание на внешний вид изолирующего средства. На нем не должно быть загрязнений, повреждений корпуса, в том числе лакокрасочного покрытия.

Каждое защитное изолирующее средство периодически должно проходить испытание – проверку на пригодность для эксплуатации в электроустановках. Поэтому перед тем, как применить защитное средство, необходимо проверить его срок пригодности – дату следующего испытания на штампе установленного образца.

Если электрозащитное средство имеет загрязнения, повреждения корпуса или у него просрочен срок периодического испытания, то такое защитное средство нельзя использовать, так как это может повлечь за собой поражение человека электрическим током. Такое защитное средство необходимо изъять из эксплуатации для устранения неисправностей, проведения испытания.

Электрозащитные средства, которые планируется применять, обеспечивают свои изоляционные свойства только в том случае, если они сухие. Эту особенность надо учитывать при необходимости проведения работ в открытых распределительных устройствах, не допуская применения защитных средств, на которые попала влага (морось, дождь, изморозь, снег). При необходимости выполнения работы в условиях попадания влаги должны применяться электрозащитные средства, специально предназначенные для этой цели.

Кроме того, необходимо держать защитные изолирующие средства в чистом состоянии. В особенности это касается диэлектрических перчаток, обуви и других защитных средств, которые быстро приходят в негодность, если на их резиновую поверхность попадают различные агрессивные жидкости, смазки.

Электрозащитные средства выше 1000 В с ручками-захватами конструктивно имеют ограничительные кольца. При выполнении работ необходимо брать средства защиты за ручки не дальше данного ограничительно кольца. Это обусловлено тем, что существует допустимое безопасное расстояние до токоведущих частей и защитное средство проектируется таким образом, чтобы его изолирующая часть (та часть, которая отделяет рабочую часть от рукоятки) имела достаточную длину, обеспечивая защиту от удара током.

Также следует отметить, что каждое электрозащитное средство рассчитано на работу при определенном напряжении. Класс напряжения указывается на корпусе защитного средства, но данное значение может отличаться от того значения напряжения, от которого защитное средство действительно способно защитить человека. Поэтому при проведении испытания защитного средства указывают величину напряжения, до которого можно применять данное средство.

Диэлектрические перчатки служат в качестве основного средства защиты от поражения электрическим током в электроустановках до 1000 В и в качестве дополнительной защиты в электроустановках напряжением выше 1000 В.

Применять допускается только абсолютно сухие диэлектрические перчатки. Если в помещение, где они хранятся, повышенный уровень влажности, то перед выполнением работ с применением перчаток их следует просушить в помещении при комнатной температуре.

Перед применением перчаток, помимо внешнего осмотра, проверки даты проведения следующего испытания, необходимо проверить их на отсутствие проколов. Для этого необходимо начать скручивать их от края в сторону пальцев. При этом перчатка немного надувается и путем надавливания можно обнаружить возможные проколы, через которые будет выходить воздух.

Изолирующие клещи применяют для замены предохранителей. При выполнении работ по замене предохранителей класса напряжения выше 1000 В помимо изолирующий клещей необходимо использовать в качестве дополнительного средства защиты диэлектрические перчатки и защитные очки или маски. В электроустановках до 1000 В для замены предохранителей можно пользоваться одними клещами или диэлектрическими перчатками совместно с очками или масками.

Замена предохранителей должна осуществляться с предварительным отключением нагрузки. Исключение составляют предохранители тех участков электрической сети, в которых отсутствуют коммутационные аппараты, посредством которых можно снять нагрузку.

Указатели напряжения

Указатели напряжения используют в электроустановках для проверки наличия или отсутствия напряжения на токоведущих частях.

Если указатель напряжения оборудован переключателем классов напряжения, то перед его применением необходимо убедиться в правильности выбранного режима.

При необходимости проверки отсутствия напряжения на токоведущих частях следует предварительно проверить работоспособность используемого указателя напряжения. Проверка работоспособности указателя производится на тех токоведущих частях распределительного устройства, которые находятся под рабочим напряжением. Также для проверки работоспособности указателей напряжения выше 1000 В могут использоваться специальные устройства, предназначенные для проверки указателей.

Проверку наличия напряжения или проверку работоспособности указателя необходимо выполнять аккуратно, чтобы не допустить перекрытия между фазами или одной из фаз на корпус оборудования или другие заземленные металлоконструкции распределительного устройства.

При проверке отсутствия напряжения следует учитывать особенности работы отдельных типов указателей напряжения. Если указатель напряжения импульсного типа, то он срабатывает с некоторой задержкой. Перед применением того или иного типа указателя напряжения необходимо ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации, в которой указаны характерные особенности, касающиеся того или иного указателя напряжения.

При выполнении работ в электроустановках выше 1000 В в качестве дополнительной меры безопасности могут использоваться сигнализаторы напряжения.

Сигнализаторы напряжения крепятся на защитную каску работника или на запястье и срабатывают в случае приближения человека к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Сигнализаторы напряжения нельзя использовать в качестве основного средства для проверки отсутствия напряжения. Для этой цели необходимо применять исключительно указатели напряжения.

Если сигнализатор напряжения не имеет встроенного контроля исправности, то перед началом выполнения работ его необходимо проверить в установленном порядке с соблюдением мер безопасности.

Изолирующие штанги

Изолирующие штанги, в зависимости от конструктивного исполнения, могут быть предназначены для: установки переносных защитных заземлений, выполнения операций с коммутационными аппаратами, установки изолирующих накладок, замены предохранителей, проведения измерений.

Перед применением той или иной штанги необходимо убедиться в том, что она действительно может выполнить ту или иную операцию. Запрещено выполнять штангой ту работу, для которой она не предусмотрена.

Отдельные типы изолирующих штанг перед применением должны в обязательном порядке заземляться. Без заземления такие штанги применять нельзя.

Изолирующие штанги и указатели напряжения на напряжение выше 1000 В могут состоять из нескольких частей, соединяющихся между собой резьбовым соединением. Перед применением таких электрозащитных средств необходимо проверять надежность их резьбовых соединений, во избежание инцидентов при выполнении работ.


Диэлектрическая обувь - боты, калоши

Диэлектрические боты и калоши предназначены для защиты человека от поражения человека электрическим током в зоне растекания токов замыкания на землю – от так называемого шагового напряжения. Диэлектрическая обувь также служит в качестве защитного средства при необходимости обеспечения изоляции человека от земли (поверхности пола в помещении), в данном случае обувь выступает в роли альтернативы резиновому диэлектрическому ковру и изолирующей подставке.

Диэлектрическую обувь перед применением необходимо тщательно осмотреть на предмет проколов, видимых повреждений. При применении диэлектрической обуви необходимо передвигаться аккуратно, не допуская ее проколов, что особенно актуально в случае необходимости передвижения по открытой местности. Повреждение поверхности диэлектрической обуви может привести к удару человека электрическим током, например, в зоне действия шагового напряжения.

Перед применением бот или калош необходимо в обязательном порядке проверить штамп с датой проведения следующего испытания, где также должно быть указано напряжение, при котором данные защитные средства способны изолировать человека от воздействия тока.

Инструмент с изолирующими накладками

Ручной инструмент с изолирующими рукоятками (отвертки, плоскогубцы, бокорезы, пассатижи, гаечные ключи и др.) служат в качестве основных электрозащитных средств при выполнении работ в электроустановках до 1000 В без снятия напряжения.

В электроустановках выше 1000 В ручной инструмент с изолирующими рукоятками не обеспечивает безопасности при выполнении работ, поэтому при необходимости выполнения работ на , его необходимо отключить со всех сторон, с которых может быть подано напряжение, заземлить, установить ограждения и принять другие меры, чтобы избежать приближение человека на недопустимое расстояние к оборудованию, которое находится под напряжением.

При проведении работ в электроустановках до 1000 В без снятия напряжения, помимо инструмента с изолирующими рукоятками, необходимо обеспечить изоляцию человека от земли (поверхности пола), использовав для этого диэлектрические ковры, изолирующие подставки или диэлектрическую обувь. В зависимости от характера выполняемой работы, необходимо применять дополнительно защитные макси или очки.

Перед применением ручного инструмента необходимо его осмотреть на предмет отсутствия повреждений изолирующей части – изломов, трещин, заусенцев. Ручной инструмент с изолирующими рукоятками, как и другие защитные средства, проходят периодические испытания в электротехнической лаборатории, поэтому перед его применением также необходимо проверять срок проведения следующего испытания.


Переносные защитные заземления

Для защиты человека от случайно поданного напряжения, а также воздействия наведенного напряжения некоторых линий электропередач, осуществляется заземление оборудования - электрическое соединение токоведущих частей с заземленными элементами оборудования, непосредственно с заземляющим контуром. Заземление осуществляется при помощи стационарных заземляющих ножей и переносных защитных заземлений.

Стационарные заземляющие ножи – это конструктивный элемент разъединителей, отдельных типов ячеек, камер с оборудованием. Переносное заземление – это защитное средство, которому следует уделить особое внимание. Данное защитное средство устанавливают вручную или при помощи встроенных или съемных штанг для установки заземлений.

Установка заземления производится непосредственно на токоведущие части, которые предварительно следует отключить и удостовериться в том, что напряжение на них отсутствует.

Очень много несчастных случае происходит потому, что перед установкой заземления проверяется отсутствие напряжения не на всех трех фазах. Дело в том, что коммутационные аппараты, посредством которых обеспечивается отключение участка оборудования (создание видимого разрыва), может отключиться неполнофазно, то есть одна из фаз может остаться под напряжением, что впоследствии, при установке заземления приводит к поражению человека электрическим током.

Как и упоминалось выше, перед проверкой отсутствия напряжения необходимо проверять работоспособность указателя напряжения.

Если идет речь о установке переносного заземления на оборудование выше 1000 В, то необходимо в обязательном порядке пользоваться специальными штангами, используя при этом также диэлектрические перчатки. Для обеспечения безопасности, установку переносных заземлений должны осуществлять два человека, снятие разрешается производить единолично.

Если тот или иной участок электросети заземляется одновременно и стационарными заземлениями и переносными, то первыми необходимо включать стационарные заземления, чтобы установка переносных заземлений была безопасной.

Перед применением переносных заземлений необходимо их осмотреть на предмет целостности жил, зажимов, креплений жил к ним. Допускается незначительное, не более 5%, повреждение жил.

Для того, чтобы переносное заземление в полной мере обеспечивало защитные функции, необходимо правильно выбирать его тип, сечение в соответствии с классом напряжения и рабочими токами участка электроустановки, в котором планируется установка заземлений.

Помимо перечисленных выше защитных средств необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты – спецодеждой, обувью, защитной каской. Зависимости от местных условий и характера выполняемой работы необходимо применять средства защиты от воздействия различных негативных факторов.

Например, в зоне повышенного уровня влияния электромагнитного поля необходимо применять специальные защитные комплекты спецодежды. При проведении оперативных переключений использовать специальный защитный костюм и щиток, обеспечивающий защиту от возможного воздействия электрической дуги.

В заключении следует отметить, что помимо знания и умения правильно применять средства защиты при выполнении работ, очень важно выполнять работы правильно, обдуманно, внимательно, чтобы избежать ошибок и создания опасных ситуаций. Защитные средства не могут обеспечить абсолютной защиты человека от возможных опасных ситуаций.

Неправильно выбранный коммутационный аппарат, неправильно выполненная операция и другие ошибки могут привести к несчастным случаям. Поэтому вопросу безопасности при проведении работ в электроустановках необходимо подходить комплексно, учитывая все возможные нюансы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

Вопрос 1

Основные и дополнительные средства защиты до 1000 В.

К основным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением до 1000 В относятся:

Изолирующие клещи;

Указатели напряжения;

Электроизмерительные клещи;

Диэлектрические перчатки;

Ручной изолирующий инструмент.

К дополнительным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением до 1000 В относятся:

Диэлектрические галоши;

Изолирующие колпаки, покрытия и накладки;

Лестницы приставные, стремянки изолирующие стеклопластиковые.

Дополнительно:


Вопрос 2

Основные и дополнительные средства защиты выше 1000 В.

Изолирующие электрозащитные средства делятся на основные и дополнительные.

К основным

Изолирующие штанги всех видов;

Изолирующие клещи;

Указатели напряжения;

Устройства и приспособления (указатели напряжения для проверки совпадения фаз);

К дополнительным изолирующим электрозащитным средствам для электроустановок напряжением выше 1000 В относятся:

Диэлектрические перчатки и боты;

Диэлектрические ковры и изолирующие подставки;

Изолирующие колпаки и накладки;

Штанги выравнивания потенциала;

Лестницы приставные изолирующие стеклопластиковые.


Вопрос 3

Электрозащитные средства общие положения

2.1.1. Изолирующая часть электрозащитных средств, содержащих диэлектрические штанги или рукоятки, должна ограничиваться кольцом или упором из электроизоляционного материала со стороны рукоятки.

У электрозащитных средств для электроустановок выше 1000 В высота ограничительного кольца или упора должна быть не менее 5 мм.

У электрозащитных средств для электроустановок до 1000 В (кроме изолированного инструмента) высота ограничительного кольца или упора должна быть не менее 3 мм.

При использовании электрозащитных средств запрещается прикасаться к их рабочей части, а также к изолирующей части за ограничительным кольцом или упором.

2.1.2. Изолирующие части электрозащитных средств должны быть выполнены из электроизоляционных материалов, не поглощающих влагу.

Поверхности изолирующих частей должны быть гладкими, без трещин, расслоений и царапин.

2.1.5. В электроустановках напряжением выше 1000 В пользоваться изолирующими штангами, клещами и указателями напряжения следует в диэлектрических перчатках.

Дополнительно:

1.2.2. При работах следует использовать только средства защиты, имеющие маркировку с указанием завода-изготовителя, наименования изделия и года выпуска, а также штамп об испытании.

1.2.5. Работники, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за их правильную эксплуатацию и своевременный контроль за их состоянием.

1.2.6. Изолирующими электрозащитными средствами следует пользоваться только по их прямому назначению в электроустановках напряжением не выше того, на которое они рассчитаны (наибольшее допустимое рабочее напряжение).

1.2.7. Изолирующие электрозащитные средства рассчитаны на применение в закрытых электроустановках, а в открытых электроустановках - только в сухую погоду. В изморось и при осадках пользоваться ими не допускается.

На открытом воздухе в сырую погоду могут применяться только средства защиты специальной конструкции, предназначенные для работы в таких условиях. Такие средства защиты изготавливаются, испытываются и используются в соответствии с техническими условиями и инструкциями.

Не допускается пользоваться средствами защиты с истекшим сроком годности.

1.2.9. При использовании электрозащитных средств не допускается прикасаться к их рабочей части, а также к изолирующей части за ограничительным кольцом или упором.

1.3.1. Средства защиты должны быть защищены от механических повреждений, загрязнения и увлажнения.

1.3.3. Средства защиты из резины и полимерных материалов следует хранить в шкафах, на стеллажах, полках отдельно от инструмента и теплоизлучения нагревательных приборов (не ближе 1 м от них).

1.3.4. Изолирующие штанги, клещи и указатели напряжения выше 1000 В следует хранить в условиях, исключающих их прогиб и соприкосновение со стенами.

1.3.8. Средства защиты, находящиеся в пользовании выездных бригад или в индивидуальном пользовании персонала, необходимо хранить в ящиках, сумках или чехлах отдельно от прочего инструмента.

1.3.9. Средства защиты размещают в специально оборудованных местах, как правило, у входа в помещение, а также на щитах управления. В местах хранения должны иметься перечни средств защиты. Места хранения должны быть оборудованы крючками или кронштейнами для штанг, переносных заземлений, плакатов безопасности.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО


В дополнение к исх. от 25 апреля 2014 года N 43-1843-2 о направлении протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21 апреля 2014 года N 6 направляется Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

А.П.Чуприян


ОДОБРЕНО
решением
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок) федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровня разработан в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - План действий).

2. Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при возникновении чрезвычайных ситуаций и привлекаемые для этого силы и средства. Планы действий детально отражают все мероприятия, направленные на выполнение указанных задач.

3. Планы действий всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) являются рабочим планирующим документом для органов повседневного управления РСЧС.

4. Планы действий в электронном виде хранятся в органах повседневного управления РСЧС.

5. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

объекты первого типа - критически важные объекты (далее - КВО) и (или) потенциально опасные объекты (далее - ПОО);

объекты второго типа - объекты экономики, которые не относятся к объектам первого типа и на территории которых имеются места массового пребывания людей ;

объекты третьего типа - объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа.

Тип объекта следует принимать по наиболее высокому его значению качественных и количественных показателей, перечисленных в настоящем пункте.

II. Организация разработки, согласования и утверждения Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

6. Разработку Плана действий Российской Федерации осуществляет МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

6.1. Разработку Планов действий функциональных подсистем РСЧС осуществляют федеральные органы исполнительной власти во взаимодействии с МЧС России.
_______________
Федеральные органы исполнительной власти, создающие функциональные подсистемы РСЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 года* N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 30 декабря 2003 года". - Примечание изготовителя базы данных.


6.2. Разработку Планов действий федеральных округов осуществляют региональные центры МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6.3. Разработку Планов действий субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

6.4. Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.

6.5. Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют руководители объектов экономики.

6.6. Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления.

7. Разработка Плана действий выполняется в три этапа и включает в себя:

7.1. На первом этапе:

7.1.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7.1.2. При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах.

7.1.3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается:

выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.).

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие исходные данные.

7.1.4. Составление календарного плана по разработке документов Плана действий.

7.2. На втором этапе:

7.2.1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий.

7.2.2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами.

7.2.3. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

7.2.4. С учётом исходных данных определить прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно:

возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов;

численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.2.5. Подписываются Планы действий:

Российской Федерации - директором Департамента гражданской защиты МЧС России;

функциональных подсистем РСЧС - руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций функциональной подсистемы РСЧС;

федеральных округов - заместителями начальников региональных центров МЧС России;

субъектов Российской Федерации - председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

городских округов и муниципальных районов - председателями КЧС и ПБ органов местного самоуправления;

объектов - руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций.

7.3. На третьем этапе:

7.3.1. Утверждение Планов действий осуществляется :

Российской Федерации - решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

функциональных подсистем РСЧС - руководителями федеральных органов исполнительной власти;

федеральных округов - начальниками региональных центров МЧС России;

субъектов Российской Федерации - высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;

городских округов и муниципальных районов - руководителями органов местного самоуправления;

объектов - руководителями объектов экономики .

7.3.2. Согласование Планов действий осуществляется :

Российской Федерации - с руководителями (заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти;

функциональных подсистем РСЧС - с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

федеральных округов - с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

субъектов Российской Федерации - с начальниками региональных центров МЧС России;

городских округов и муниципальных районов - с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

объектов первого типа - с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

объектов второго типа - с руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.

III. Структура Планов действий

8. Планы действий состоят из общих разделов и приложений.

8.1. Общие разделы плана действий для функциональных подсистем РСЧС и объектов содержат:
_______________
Объекты, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и (или) планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах мероприятия, отраженные в данных планах не дублируют в Планы действий, а учитывают в виде ссылок на них или выводов.

а) краткую географическую характеристику и оценку возможной обстановки;

8.2. Приложения к плану действий содержат:

д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

8.3. Общие разделы плана действий для Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов содержат:

а) краткую географическую, социально-экономическую характеристику и оценку возможной обстановки;

б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

8.4. Приложения к плану действий содержат:

а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) планы по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период половодья на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов;

ж) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов;

з) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в зимний период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов.

9. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

IV. Введение в действие Планов действий

10. Введение в действие Планов действий оформляется нормативным правовым актом соответствующего уровня.

11. Срок действия Планов действий - пять лет, после чего они подлежат переработке.

12. Количество экземпляров Планов действий определяется из расчёта находящихся на объектах и территориях пунктов управления, но не менее чем в 2 экземплярах на объектах экономики и в 3 экземплярах на всех остальных уровнях РСЧС.

13. Корректировка Планов действий осуществляется в ходе формирования ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, уточнение - по мере необходимости, в том числе перед началом опасного периода возникновения чрезвычайных ситуаций циклического характера.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

планирование чрезвычайный угроза

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» все предприятия, учреждения и организации (далее - объекты), независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от ЧС.

План действий представляет собой документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении ЧС, привлекаемые для этого силы и средства.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстовой части и приложений.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта включает в себя два раздела и пять приложений.

Раздел I. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Общие выводы.

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС).

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4. Проведение АСДНР.

2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Ответственным за разработку плана действий, как правило, должен являться начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики (далее - разработчик плана).

В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого разработчику плана целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании. После утверждения такого приказа необходимо составить график разработки, согласования и предоставления документов плана действий.

На первом (подготовительном) этапе разработчику плана следует определиться, как и с помощью каких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Соответствующие рекомендации разработчики могут получить в управлении (отделе) ГОЧС города (района).

Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природного характера (подраздел 1.2 плана), как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистических данных. Эти данные можно получить в учреждениях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На втором этапе - практической разработки документов плана - должны быть задействованы члены КЧСиОПБ объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с Положением об объектовой КЧСиОПБ.

К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

Главных специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);

Руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;

Председателя эвакокомиссии;

Руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).

Главные специалисты объекта и их подразделения должны быть привлечены к разработке подраздела 1.2, руководители специализированных подразделений - подраздела 2.3 и приложения 2, а главный инженер - подраздела 2.4 и приложений 2 и 3.

На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализированных подразделений и специальных служб.

На третьем этапе - согласования и утверждения плана действий - документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.

Подписывает план действий объекта начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает - начальник управления ГОЧС города, на территории которого функционирует данный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа.

Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.

Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.

Количество разрабатываемых экземпляров плана определяется вышестоящим органом управления ГОЧС.



Просмотров