Мера процессуального принуждения отстранение от должности. Временное отстранение от должности

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ВРЕМЕННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОБВИНЯЕМОГО ОТ ДОЛЖНОСТИ

Ф. БАГАУТДИНОВ
Ф. Багаутдинов, кандидат юридических наук.
Законодатель в УПК РФ существенно изменил и дополнил статью об отстранении обвиняемого от должности. В отличие от УПК РСФСР, в ст. 114 УПК РФ подчеркнут временный характер этой меры принуждения. Она может быть применена только к обвиняемому и только после предъявления ему обвинения.
При отстранении обвиняемого от должности ограничивается его право на выбор профессии и место работы. Тем самым ограничивается закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию.
Однако важно подчеркнуть два момента: ограничение носит временный характер и применяется в целях обеспечения установленного в УПК РФ порядка уголовного судопроизводства.
В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает соответствующее ходатайство перед судом по месту производства предварительного расследования.
Судья рассматривает ходатайство в течение 48 часов с момента его поступления в суд - удовлетворяет его или отказывает в удовлетворении.
Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа.
Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется на основании постановления следователя, дознавателя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Иной порядок отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В случае привлечения его к уголовной ответственности и предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, и это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу.
Из анализа положений ст. 114 УПК РФ возникает ряд вопросов. Во-первых, в каких случаях и при наличии каких оснований следует применить отстранение обвиняемого от должности?
В Законе речь идет об отстранении должностного лица. Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК - должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.
Таким образом, отстранение от должности применимо лишь к ограниченной категории обвиняемых - должностных лиц и только за совершение должностных преступлений. Руководители АО, ООО, банков, других коммерческих, акционерных и иных предприятий под это понятие не подпадают, и к ним, соответственно, нельзя применить эту меру процессуального принуждения.
Думается, такая позиция законодателя не совсем обоснованна. Например, руководителю крупного акционерного общества предъявлено обвинение в присвоении имущества предприятия. Как можно успешно расследовать уголовное дело, если он продолжает руководить этим предприятием и оказывает давление на свидетелей - своих подчиненных?
Кроме этого, в Законе следовало хотя бы в общей форме раскрыть специальные основания для применения к обвиняемому меры принуждения в виде отстранения от должности. К ним, вероятно, можно отнести, например, следующие:
преступление, за которое привлекается должностное лицо, совершено по месту его работы либо связано с деятельностью предприятия или организации, где он работает;
в уголовном деле в качестве обвиняемых, подозреваемых либо свидетелей участвуют подчиненные ему по работе лица;
должностное лицо, используя свое служебное положение, препятствует расследованию: оказывает воздействие на свидетелей и потерпевших, состоящих в его подчинении; скрывает или уничтожает необходимые для следствия документы.
Возникает и другой вопрос: возможно ли и необходимо ли одновременное избрание в отношении обвиняемого, временно отстраненного от должности, меры пресечения?
Закон этого не запрещает. Исходя из обстоятельств дела, следователь, дознаватель, прокурор могут одновременно избрать в отношении обвиняемого должностного лица:
меру пресечения - залог и меру процессуального принуждения - временное отстранение от должности;
соответственно подписку о невыезде и временное отстранение от должности;
соответственно, домашний арест и временное отстранение от должности (в последнем случае исходим из того, что можно руководить государственным предприятием, и находясь под домашним арестом).
Необходимо ли выносить постановление о временном отстранении обвиняемого от должности в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу? На первый взгляд, в условиях изоляции от общества человек теряет возможность использовать свое служебное положение. В комментарии УПК РФ под редакцией В. Лебедева и В. Божьева (М.: Спарк, 2002) указано, что отстранение от должности применяется только в отношении обвиняемого, который находится на свободе.
Однако жизнь показывает, что сегодня это уже не так и вряд ли можно согласиться с подобной точкой зрения. Можно привести немало примеров, когда руководители, должностные лица, находясь за решеткой, формально продолжают оставаться на своих должностях и, более того, активно используют их, препятствуя расследованию.
Поэтому принятие решения о временном отстранении обвиняемого от должности возможно и даже необходимо и при заключении его под стражу. Тем более, такое решение будет основанием для назначения другого лица исполняющим обязанности по должности временно отстраненного обвиняемого.
В Законе не указано, на какой период возможно отстранение обвиняемого от должности. Очевидно, что речь идет о периоде следствия и суда, до вынесения приговора. По крайней мере, на практике вопрос решается именно так. Поэтому в Законе следовало бы сделать оговорку о том, что следователь, дознаватель в постановлении о временном отстранении от должности указывает: обвиняемый отстраняется от должности на период расследования.
После передачи дела в суд, при назначении дела к слушанию судья, среди прочих вопросов, должен обсудить и принять решение о сохранении (либо отмене) на период судебного рассмотрения действия этой меры процессуального принуждения.
Далее, почти все составы преступлений из гл. 30 УК (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) предусматривают в качестве основной или дополнительной меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого на прежней должности или на других должностях окончательно разрешается в приговоре суда.
С другой стороны, иногда после возбуждения уголовного дела, отстранения от должности обвиняемый увольняется с работы по собственному желанию. Тогда теряет смысл дальнейшее действие постановления о его отстранении.
Компенсируется ли обвиняемому, временно отстраненному от должности, разница между ежемесячным государственным пособием и его заработной платой по месту работы, если размер зарплаты превышал размер пособия?
Очевидно, что если отстранение от должности было произведено в соответствии с законом, уголовное дело в отношении отстраненного от должности лица направлено в суд и он осужден, приговор вступил в законную силу, то нет оснований ставить вопрос о компенсации.
Но в других случаях, например в случае прекращения уголовного дела в отношении данного лица за отсутствием состава или события преступления, по другим реабилитирующим основаниям, у такого лица возникает право на реабилитацию и соответственно на возмещение причиненного ему вреда, в том числе и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 133 УПК РФ, которая устанавливает, что право на возмещение вреда в порядке реабилитации имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Такие иски могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
Законность, N 4, 2003

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст.37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения. Данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. Отстранение от должности может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий и т.п.).

Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике, - это вопрос об основаниях отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности.

В ч.1 ст.114 УПК РФ по этому поводу сказано: «при необходимости», когда такая необходимость возникает, не разъясняется, а общие основания применения иных мер процессуального принуждения названы в ч.1 ст.111 УПК РФ: в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

В связи с этим отстранение от должности может быть применено при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может:

1) продолжать заниматься преступной деятельностью;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем:

а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе;

б) фальсификации и уничтожения доказательств;

3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.

Тем не менее, практика показывает, что дознаватели и следователи не всегда используют возможность отстранить от должности обвиняемого (подозреваемого), использующего свое служебное положение для противодействия расследованию. Вопрос об отстранении для противодействия расследованию. Вопрос об отстранении лица от должности необходимо рассматривать, если:

Данное лицо, привлекается к уголовной ответственности за преступления, совершенные в организации, в которой оно осуществляет властные или организационно-хозяйственные функции, либо связанное с деятельностью этой организации

В деле в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых участвуют подчиненные ему по службе лица;

Со стороны привлекаемого лица имели место попытки препятствования с использованием своего служебного положения проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных и следственных действий.

На практике иногда возникает вопрос: можно ли применять отстранение от должности наряду с избранием меры пресечения?

Да, можно, поскольку закон не содержит по этому поводу никаких запретов. Меры пресечения и отстранение от должности могут быть применены как одновременно, так и последовательно, исходя из обстоятельств дела и в том числе тогда, когда в качестве меры пресечения избран домашний арест или заключение под стражу. Например, основанием для отстранения от должности могут быть сведения о том, что обвиняемый (подозреваемый) продолжает руководить предприятием, находясь по домашним арестом.

Процедура временного отстранения от должности состоит в следующем.

При наличии оснований прокурор, а также дознаватель, начальник следственного отдела, следователь с согласия прокурора выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (ч.1 ст.114 УПК РФ). В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представления о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом (ч.5 ст.114 УПК РФ).

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства указывается где, когда и кем оно оставлено, излагаются сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности (при этом недостаточно общей ссылки на «возможность помешать ходу дознания или следствия»), а также решение о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования. К постановлению должны быть приложены материалы дела (доказательства), подтверждающие наличие основания для применения данной меры процессуального принуждения. Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей в течении 48 часов с момента его поступления (ч.2 ст.114 УПК РФ). В судебном заседании участвуют обвиняемый (подозреваемый), его защитник, прокурор, а также иные участники процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в судебном заседании обвиняемого (подозреваемого) в данном случае является его правом, а не обязанностью. Закон не требует также участие в суде дознавателя (следователя). Но по поручению прокурора он должен явиться в суд для обоснования возбужденного им ходатайства.

По результатам рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом. Копия постановления направляется по месту работы обвиняемого. Постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить об отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности. Уведомление приобщается в материалам уголовного дела. При необходимости дознаватель (следователь) может уведомить об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) те предприятия и финансовые учреждения, с которыми он был связан по службе.

Обвиняемый (подозреваемый), в которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия (ч.6 ст.116 УПК РФ) в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ). Пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. В соответствии с п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу. Поэтому сумма, выплаченная обвиняемому (подозреваемому), должна быть включена в справку, прилагаемую к обвинительному заключению (акту). Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в кассационном порядке. Однако обжалования не приостанавливает действия данной меры принуждения.

Несмотря на то, что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, дознавателя, следователя. Согласие судье на принятие такого решения не требуется (ч.4 ст.114 УПК РФ).

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п.8 ч.2 ст.213 УПК РФ. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч.3 ст.133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При постановлении обвинительного приговора, суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено уголовно-процессуальным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного показания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно разрешается в приговоре суда.

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 114

1. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается при наличии для этого оснований. Рассматриваемая мера процессуального принуждения может применяться только при наличии сформулированного по делу обвинения. При этом обвиняемый должен быть должностным лицом.

2. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК к должностным лицам отнесены те лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

3. Необходимость временного отстранения обвиняемого от должности должна быть вызвана наличием в материалах уголовного дела такой совокупности фактических данных, которые свидетельствуют о том, что лицо намеревается благодаря занимаемому им служебному положению продолжить преступную деятельность или воспрепятствовать установлению по уголовному делу объективной истины (например, уничтожить, изъять или изменить содержание тех или иных документов, оказать психическое воздействие на подчиненных по службе, других обвиняемых, свидетелей и потерпевших с целью дачи последними благоприятных для него показаний и т.д.).

4. Принять решение о временном отстранении от должности может только суд (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК), а в отношении лиц, указанных в ч. 5 ст. 114 УПК, — Президент РФ. Данные решения могут быть обжалованы в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня вынесения постановления о временном отстранении от должности.

5. Обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК).

6. Отстранение обвиняемого от должности есть мера временная, принимаемая лишь на период расследования и судебного разрешения уголовного дела. Ее нельзя смешивать с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК), которое является видом уголовного наказания.

7. Постановление о временном отстранении от должности отменяется, когда в применении этой меры отпадает необходимость.



Просмотров