Источники и функции международного права

Томсинов В.А. Федор Федорович (Фридрих Фромгольд) Мартенс (1845-1909)
Биографический очерк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . XXVII
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I. Основание международного права
§ 1. Предмет науки международного права. Различные взгляды на значение этой
науки. Отрицатели международного права. Романисты. Реальная школа
Теоретическая несостоятельность их воззрений. Практика международных
соглашений. Международные экономические интересы. Эмиграция. Духовные
интересы. Интересы правосудия. Конгрессы и конференции. Право войны
"Политическое равновесие". Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
§ 2. Специально юридические возражения против положительного международного
права. Отсутствие принудительной силы. Мнение Иеринга. Его несостоятельность
Отсутствие законодательной власти. Мнение Блюнчли. Международные законы,
как результат соглашения государств. Недостаток суда. Третейское
разбирательство. Война и ее законы. Высший источник международного права -
идеи правды и справедливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
II. Определение понятия международного права
§ 3. Разнообразие определений и его причины - затруднительность всякого
научного определения, юность науки международного права. Неправильное
обозначение этой науки: jus gentium. Ее современное название. Наше
определение. Его развитие и выводы из него. Элементы международного общения:
общие религиозные верования, интеллектуальные и нравственные стремления,
одинаковое племенное происхождение, экономические интересы и торговые
сношения, общность политических интересов. Сознание народами своих
потребностей есть мерило развития международных оборотов и степени культуры
и цивилизации государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
§ 4. Деятели в международных отношениях. Государства. Связь международной
жизни с государственной. Верховная цель государства может быть достигнута
только в международном общении. Международное управление. Деление
международного права на публичное международное право и частноуголовное
международное право. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§ 5. Общественные классы и частные лица - их роль в международных отношениях.
Значение социальных интересов в международной жизни. Отношения между обществом
и государством определяют характер международных отношений. . . . . . . . . .23
III. История международных отношений и права
§ 6. Задача. Значение идей в истории международного права. Внутренний быт и
устройство государств. Закон прогрессивного развития международных отношений
выражается принципом уважения человеческой личности. Признание личности
человека в древности - в средние века - в новейшее время. . . . . . . . . . .24
§ 7. Разделение на периоды. Три периода истории международных отношений как
выражение господствующих в различные эпохи идей. Первый период: господство
физической силы. Народы древнего Востока, Греки и Римляне. Война есть закон
феодализма. Зарождение в средние века новых принципов. Второй период: идея
политического равновесия. Вестфальский конгресс. Значение Французской
революции 1789 г. Третий период: принцип национальности - развитие торговых
и экономических сношений. Парижский мирный трактат 1856 г. Идея права как
руководящее начало международных отношений будущего. . . . . . . . . . . . . 26
Период первый. С древности до Вестфальского мира
А. Древние времена
§ 8. Общая характеристика. Знали ли древние народы международное право?
Их замкнутость. Противоположные факты. Войны. Колонизация. Гостеприимство
Общий вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§ 9. Международные отношения Востока. Теократическое и кастовое устройство.
Индия. Брамины. Влияние каст на международные сношения. Законы Ману. Положение
иностранцев. Договоры. Торговые сношения. Гостеприимство. Посольства. Война -
Персы. Иудеи, Финикияне, Египет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
§ 10. Греция. Благоприятные условия для развития международных сношений
Равенство граждан и рабство. Варвары. Внутреннее устройство муниципий
Прирожденная разделенность Греков. Общие жизненные и культурные интересы
греческих народов. Дорийское завоевание. Афины. Спарта. Эллины. Значение
Дельфийского оракула и Олимпийских игр. Греческая образованность. Торговля и
промыслы. Метеки и периэки. Отвращение к мореходству. Пиратство. Трактаты …-
изополития. Гостеприимство - проксены. Греческие колонии - их значение
Было ли известно международное право древним грекам? Амфиктионии. Система
политического равновесия. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
§ 11. Рим. Сравнение с Грецией. Рим - представитель грубой силы. Римское
jus civile. Смягчение его под влиянием международных отношений. Два периода. 47
§ 12. Эпоха республиканского управления. Борьба плебеев с патрициями. Ее
результат. Характер международных сношений Римлян. Завоевания. Политика Рима
в отношении итальянских народов. Право муниципий. Римские провинции. . . . . 50
§ 13. Договоры Римлян - foedera aequa. - foedera non aequa. Римский закон. . 52
§ 14. Отношение римлян к иностранцам. Jus hospitii. Патронат. Praetor
peregrinos. Войны и завоевания как орудие сближения с другими народами.
Торговые сношения. Войны с пиратами. Римские колонии. . . . . . . . . . . . .53
§ 15. Период Римской империи. Общая характеристика. Объединение завоеванных
земель. Роль императоров. Международные сношения. Знали ли Римляне
международное право? Jus feciale. Посланники. Recuperatores. Jus gentium
Его происхождение, существо и роль в развитии римского права. Что такое jus
gentium? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
В. Средние века
§ 16. Основания международных порядков в средние века и начала современного
международного права. Падение Западной Римской империи. Причины. Варвары
Византийская империя. Характеристика древних Германцев. Уважение к физической
силе. Идея личности. Христианство. Роль римской курии. . . . . . . . . . . . 60
§ 17. Отношение варваров к покоренным народам. Франки. Империя Карла
Великого. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
§ 18. Последствия разделения Карловингской монархии: разложение и локализация
верховной государственной власти. Франция, Италия, Германия. Феодальный
порядок - его характеристика. Феодальная аристократия, свободные и крепостные
Упадок правительственной власти. Право частной войны. Кулачное право. Союзы
частных лиц. Характеристика международных отношений. Война и разбои.
Иностранцы. Droit d"aubaine. Береговое право. Зверства и вероломства во время
войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
§ 19. Общие социальные и политические условия жизни средневековых народов
как источник европейского международного права. Характер феодальной
аристократии. Ее космополитизм. Рыцарство. Торговое и промышленное сословие
Коммуны. Их права. Союзы городов. Ганза. Крестьянское сословие. Римско-
католическая церковь и папы. Роль пап в качестве международных третейских
судей. Церковные соборы. Божий мир. Частные лица и общества. Королевская
власть во Франции, Германии и Англии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
§ 20. Падение феодализма и возвышение королевской власти: влияние этих фактов
на изменение средневековых международных отношений. Крестовые походы. Легисты
Легисты. Союз королей с городовыми коммунами. Особенности политического строя
и международная роль Франции - Англии - Германии - Италии - Испании. Эпоха
Возрождения; изобретения; введение постоянных войск; открытия. . . . . . . . 73
Период второй. С Вестфальского мира до Венского конгресса 1815 г
А. Международные отношения с Вестфальского мира до первой французской
революции
§ 21. Реформация. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Главнейшие
постановления Вестфальского трактата. Значение его для международных
отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
§ 22. Государственные и общественные порядки в XVII и XVIII ст. Королевский
абсолютизм. Дворянство, духовенство, среднее сословие и земледельческий класс
Международные отношения. Династические интересы и макиавеллизм. Принципы
права и нравственности. Положение Франции. Людовик XIV. Война за бельгийское
наследство и Аахенский мир (1668 г.). Война с Голландией. Нимвегенский
трактат (1678 г.). Chambres de reunion. Захват Люксембурга и Страсбурга
Вильгельм Оранский и политическое равновесие. Война с Германией. Рисвикский
трактат 1697 г. Трактат в Гааге 1698 г. о разделе испанских владений
Завещание Карла II. Война за испанское наследство. Утрехтский мир 1713 г
Перемена политических отношений государств. . . . . . . . . . . . . . . . . .82
§ 23. Характер первоначальных сношений России с западными державами: Англией
- Австрией - Ганзою - Пруссией - Нидерландами - Францией - Швецией
Ништадтский мир 1721 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
§ 24. Возвышение Пруссии. Прагматическая санкция. Первая Силезская война и
мир в Бреславле 1742 г. Вторая Силезская война и Дрезденский мир (1745 г.)
Война за австрийское наследство. Аахенский мир 1748 г. Союз Елизаветы
Петровны с Марией-Терезией. Версальский союзный трактат между Австрией и
Францией 1756 г. Семилетняя война. Восшествие на русский престол Петра III и
мир России с Пруссией. Губертусбургский мирный трактат и мир в Париже 1763 г.95
§ 25. Раздел Польши. Условия, при которых состоялся первый раздел Польши
1772 г. Кучук-Кайнарджийский трактат 1774 г. Спор о баварском наследстве
Посредничество России и Франции и Тешенский мир 1779 г. Война Северо-
Американских колоний с Англией и образование в 1776 г. Северо-Американских
Штатов. Версальский мир между Францией и Англией 1783 г. . . . . . . . . . . 99
В. О международных отношениях со времени Французской революции 1789 г
до Венского конгресса 1815 г
§ 26. Международное положение Франции в конце XVIII ст., как одна из причин
Французской революции 1789 г. Международное значение Французской революции
Первая коалиция 1793 г. Отношение к революции Екатерины II. Базельский мир
Франции с Пруссией 1795 г. Мир в Кампоформио между Францией и Австрией
1797 г. Конгресс в Раштатте 1797 г. Вторая коалиция. . . . . . . . . . . . .102
§ 27. Победы Суворова в Италии. Отказ Павла I от союза с Австрией 1799 г
Начала политической системы Александра I, изложенные в инструкции русскому
послу в Вене 10 сентября 1801 г. Люневилльский мир 1801 г. Мир Амьенский
1802 г. между Францией и Англией. Понятие Наполеоном титула императора
1804 г. и изменение его международной политики. Третья коалиция 1805 г
Пресбургский мир. Рейнский союз. Континентальная система и "система голода"
Мир в Тильзите 1807 г. Эрфуртский конгресс 1808 г. Война между Францией и
Россией с одной стороны и Австрией с другой. Шенбрунский (Венский) договор
1809 г. Война 1812 г. Калишский трактат 1813 г. Переход союзной армии за
Рейн. Трактат в Шомоне. Занятие Парижа. Первый мирный Парижский трактат
Бегство Наполеона с острова Эльбы и декларация европейских держав 13 марта
1815 г. Сто дней. Ватерлоо. Второй Парижский мир. . . . . . . . . . . . . . 104
§ 28. Характер международных отношений во втором периоде. Выяснение основных
прав государств, как субъектов международного права. Права посланников
Морское международное право: декларация морского вооруженного нейтралитета
28 февраля 1780 г. Второй вооруженный нейтралитет 1801 г. Военнопленные,
больные и раненые войны. Идея политического равновесия. В чем она
заключалась? Ее несостоятельность юридическая. Международное значение первой
французской революции и империи Наполеона I . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Период третий. С Венского конгресса до настоящего времени
А. Международные отношения с Венского конгресса 1815 г. до Парижского мира
1856 г
§ 29. Венский конгресс. Троякого рода воззрения, обнаружившиеся на конгрессе
Взгляды Меттерниха - Талейрана - Штейна и императора Александра I. Идеи
Священного союза 1815 г. Спор о Варшавском герцогстве и королевстве
Саксонском. Акт Венского конгресса. Его постановления о территориальных
владениях, свободе судоходства по рекам, торге неграми и ранге
дипломатических агентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
§ 30. Характер международных отношений после 1815 г. Настроение европейских
народов. Реакция. Стремления общественных классов отражаются на международных
социальных отношениях - в области религиозной - в сфере интеллектуальных и
духовных интересов - хозяйственной и экономической деятельности. Сознание
общего национального происхождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
§ 31. Пентархия. Вмешательство во внутренние дела государств. Аахенский
конгресс 1818 г. Карлсбадская и Венская конференции 1819 г. Конгрессы:
в Троппау 1820 г., в Лайбахе 1821 г., в Вероне 1822 г. Англия и начало
невмешательства. Восстание Греков 1821 г. Петербургский протокол 1826 г
Лондонская конвенция 1827 г. Наваринская битва. Русско-турецкая война
Андрианопольский мир 1829 г. Независимость Греции. Французская революция
1830 г. Отделение Бельгии от Голландии. Лондонский трактат 1831 г
Французская революция 1848 г. Народные движения в других европейских
государствах. Война между Данией и Германским союзом. Берлинский трактат
1850 г. Изгнание Пия IX и занятие Рима в пользу папы французскими войсками. 120
В. Международные отношения с Парижского мира 1856 г. до новейшего времени
§ 32. Восточная война 1853-1856 гг. Парижский трактат о мире 1856 г
Ограничения верховных прав России, отмененные Лондонской конвенцией 1871 г
Декларация 4-го (16-го) апреля 1856 г. Образование Итальянского королевства
Мир в Виллафранке и Цюрихе 1859 г. Гарибальди. Туринская конвенция 1860 г
Занятие в 1870 г. Рима. Объединение Германии. Австро-прусско-датская война
Венский договор 1864 г. Австро-прусская война 1866 г. Мир в Никольсбурге и
Праге. V ст. Пражского трактата. Отмена ее в 1878 г. Северо-германский союз
Переговоры о Люксембурге. Лондонская конференция 1867 г. Разрыв между
Францией и Пруссией в 1879 г. Поводы к нему. Версальский прелиминарный и
Франкфуртский окончательный мирный трактат 1871 г. Образование Германской
империи. Брюссельская конференция 1874 г. Герцеговинское восстание 1875 г
приводит к войне 1877-1878 гг. между Россией и Турцией. С.-Стефанский
прелимирный договор о мире. Берлинский конгресс 1878 г. Постановления
Берлинского трактата. Междоусобная война в Америке 1861 г. Мексиканская
экспедиция 1866 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
§ 33. Международные отношения в третьем периоде. Развитие начал современного
положительного международного права. Конгрессы и конференция. Частные и общие
договоры. Принцип национальности. Определение Манчини. Противоположение
национальности историческому государству. Юридическая и практическая
несостоятельность воззрений националистов. . . . . . . . . . . . . . . . . .131
IV. Развитие науки международного права
§ 34. Связь развития науки международного права с историей международных
отношений. Три периода этого развития и характерные их особенности. Их
соответствие трем периодам истории международных отношений. . . . . . . . . 134
А. Период господства естественного права
§ 35. Гуго Гроций и его предшественники: Франциско Суарец и Альберико
Джентили. Соч. Гроция: "De jure belli ac pacts". Основные начала
международного права; их абстрактный характер. Система. Влияние книги Гроция
на современную ему жизнь. Абстрактное направление в науке международного
права. Пуффендорф - Гоббс - Спиноза - Томазий. Начала положительного права
в соч. Вольфа. Принятое им разделение международного права. Фикция
о всемирном государстве. Недостатки теории Вольфа. Ваттель. . . . . . . . . 136
В. Период преобладания положительного направления
§ 36. Зёч. Установленное им различие между jus gentium и международным
правом. Взгляд на фециальное право. Рахель. Доказательства в пользу
самостоятельного характера международного права. Общий интерес - основание
международных отношений и права. Смешение международного права с jus gentium
Обнародование трактатов и дипломатических переговоров. Собрания международных
договоров. Их разработка. Мабли. Иоган-Якоб Мозер. Ненаучность его сочинений
Его система. Бейнкерсгук - его научный метод. . . . . . . . . . . . . . . . 143
С. Период соединения философских начал с элементами положительного
международного права
§ 37. Георг-Фридрих фон-Мартенс - родоначальник нового направления - его
метод и система - смешение философского международного права с естественным -
излишнее пристрастие к фактам. Недостаток научной критики у английских и
американских критиков. Уитон. Его определение положительного международного
права. Несостоятельность его метода. Филлимор. Достоинства его труда:
"Комментарии международного права". Разделение. Взгляд на римское право
Недостатки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
V. Задача и цель науки современного международного права
§ 39. В чем заключается задача науки современного международного права на
основании изучения истории международных отношений и развития науки
международного права? Цель научной обработки международного права
Суверенитет государств и идея международного общения. Положительные
юридические нормы и личные воззрения. Критика с точки зрения идеи права
Признание правового принципа на конгрессе в Аахене 1818 года. . . . . . . . 154
VI. Основные черты системы
§ 40. Требования от научной системы. Система международного права есть
система жизненных международных отношений. Систематика, заимствованная из
римского права. Наша система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
VII. Пространство действия международного права
§ 41. Современное международное право имеет силу для государств европейской
цивилизации. Неприменимость его к народам мусульманским и необразованным
Естественное право. Возражения против исключения из международного союза
Турции; их неосновательность. Основывается ли международное право
исключительно на христианских началах? Мнение Блюнчли. Дж. Ст. Милль. . . . 158
VIII. Отношения международного права к другим юридическим и политическим
наукам
§ 42. Органическая связь науки международного права с прочими частями
юриспруденции: I) гражданским и уголовным правом; II) правом общественным;
III) государственным; IV) международное право и политика; правильное их
соотношение; V) дипломатия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
IX. Источники международного права
§ 43. Сознание государств о необходимости международного правового порядка
есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания
I. Международные обычаи - их практическое и юридическое значение - процесс
образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры
Обязательность. III. Дипломатические договоры и акты. IV. Национальные
законы и правительственные распоряжения. V. Национальные законы и
правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды
Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и
наука международного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Х. Кодификация начала международного права
§ 44. Возможность кодификации международного права. Опыты кодификации
Бентам. Каченовский. Пародо. Домин-Петрушевич. Либер. Блюнчли. Додлей-Фильд
Возражения. Задача кодификации. Полезность и необходимость. исполнение
задачи. Институт международного права в Генте. Его кодификационные труды. . 168
Часть Общая
Глава первая. Право международного общения
I. Понятие и определение права международного общения
§ 45. Можно ли построить международное право на суверенитете государств?
Что такое международное общение? Определение права международного общения
Необходимость международного общения вытекает из цели государства
Международное общение не уничтожает индивидуальности народов. Свободный союз
государств. Идеальный порядок международных отношений. . . . . . . . . . . .171
II. Развитие идеи международного общения
§ 46. Почему не существовало общества государств в древности и средние века?
Условия развития международного общения в современной жизни. Значение
экономических интересов. Международное общение как результат европейской
культуры и цивилизации. Выводы. Пример: первоначальные сношения России
с западными государствами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
III. Основные начала права международного общения
§ 47. Задача и цели международного общения. Вытекающие отсюда основные начала
права международного общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
IV. Основные задачи международного общения
§ 48. Три главных рода интересов, удовлетворяемых международным общением
Задачи международного общения: А. В области взаимных государственных
отношений, а) В сфере законодательства. Примеры: Итальянское гражданское
уложение 1865 г. - английские парламентские акты о натурализации и заключении
картельных конвенций 1870 г. - швейцарское законодательство с 1848 г. -
русский закон 10 февраля 1864 г. и устав гражданского судопроизводства
Попытки международного законодательства. b) В сфере администрации
Международные административные учреждения. Рейнская судоходная комиссия
Дунайская европейская комиссия и др. Международное управление. с) В области
судебной власти. Взаимная помощь государств в сфере гражданского и уголовного
правосудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
§ 49. В. В области общественных интересов. Признание законно существующих
обществ в иностранном государстве. Право их на международное покровительство
Церкви. Общества научно-литературные, торговые компании и др. . . . . . . . 183
§ 50. С. В области отношений отдельных подданных. Уважение личности и прав
иностранцев. Материальная помощь иностранцам по договорам и фактическая. . .185
V. Организация международного общения
§ 51. Необходимость организации международного общения. Отсутствие
организованной международной власти. Проекты организации международного союза
в виде государства. А. Проекты вечного мира. Христианская республика Генриха
IV. Проект аббата Сен-Пьера. Жан-Жак Руссо. Бентам. Кант. Фаллати
Малиновский. Зубов. В. Проекты, исходящие из реальных данных, а) Всемирная
монархия. b) Проекты на начале представительства. Сарторий. Парье. Два
проекта Лоримера. Блюнчли. Проект одного царствовавшего государя,
с) Устройство международных отношений на основе политического равновесия,
d) Пентархия. Проекты организации международного суда. Непоследовательность.186
VI. Органы международного общения: конгрессы и конференции
§ 52. а) Понятие о конгрессе и конференции: они суть органы международного
общения, а не отдельных государств. Определение. b) Различие между
конгрессами и конференциями - в отношении личности представителей - предметов
обсуждения - цели, с) Делопроизводство. 1) Порядок созыва. 2) Участвующие
государства. 3) Представительство. 4) Предметы совещаний. 5) Порядок
совещаний. 6) Принятие решений. 7) Исполнение решений. . . . . . . . . . . .192
Глава вторая. Субъекты международного права и международных отношений
I. Общие замечания
§ 53. Государства - единственные субъекты международного права. Роль и
положение в международных сношениях монархов, дипломатических агентов,
обществ и частных лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
II. Государство как международная личность
§ 54. В каком смысле государство есть лицо? Определение государства. Значение
внутренних порядков и могущества государств. Кочевые племена - общественные
группы - восточные государства - нации. Смерть государства. . . . . . . . . 199
III. Разделение государств
§ 55. Международная независимость государств и их классификация. Государства
простые и сложные или соединенные. Союз государств. Соединения государств:
личное и реальное. Союзное государство. Полунезависимые государства. Значение
этих форм для положительного международного права. . . . . . . . . . . . . .201
А. Простые государства
§ 56. Отличительные черты простых государств. Колонии - присоединенные
области. Россия и Польша - их взаимное положение. . . . . . . . . . . . . . 202
В. Сложные государства
а) Союз государств
§ 57. Определение. Особенности союза государств - его культурно-международное
значение. Германский союз 1815 г. Современное устройство Германии. . . . . .203
b) Соединенные государства
§ 58. а) Личное соединение. Его основания и признаки. Примеры. b) Реальное
соединение. Признаки. Австрия и Венгрия. Норвегия и Швеция. Мнение о Великом
княжестве Финляндском (опущен) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
§ 59. c) Союзное государство. Условия, делающие государство союзным
Швейцарский союз. Северо-Американские Соединенные Штаты. Соединенные Штаты
Венесуэлы. С. Ш. Бразильские. Аргентинская республика. . . . . . . . . . . .204
§ 60. 5) Полунезависимые государства. Чем объясняется их существование?
Признаки. Формы полунезависимости. Ее прекращение. Египет. Болгарское
княжество. Восточная Румелия (опущен) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
§ 61. Варварийские владения: Тунис, Триполи и Алжир. Остров Самос. Сирия
Сан-Марино. Республика Андоррская. Княжество Монако. Хивинское ханство
Бухарское ханство. Туземные князья в английской Индии. Индийские племена на
территории С.-А. Соединенных Штатов (опущен) . . . . . . . . . . . . . . . . 204
§ 62. Государства, бывшие прежде полунезависимыми. Румыния. Сербия
Ионические острова. Краковская республика. Прибавление: о Черногории
Постановления Берлинского трактата. Мнение Блюнчли (опущен) . . . . . . . . .204
IV. Условия существования государств как международных личностей
§ 63. Основные условия. Историческое развитие государства. Существенные
перемены, которым подвергаются государства в своем развитии и юридические их
последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
А. Признание новых государств
§ 64. Необходимость признания - в случае отделения части государства -
создания из нескольких областей одного государства - принятия нового титула
Примеры. Условия признания. Мнение Филлимора. Формы признания. Свобода
признания. Примеры. Условное и безусловное признание. Юридические последствия
и нравственное значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
В. Влияние внутренних государственных переворотов
§ 65. Государственные перевороты или преобразования не изменяют
международного юридического положения государства. Лондонский протокол
19 февраля 1831 г. Примеры. Исключения. Влияние междоусобий и узурпации
Исторические факты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
С. Значение территориальных изменений государства
§ 66. Важное значение территории. Влияние ее изменений на правовые отношения
государств. Виды изменений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
§ 67. 1) Государственная территория утрачивается. Присоединение. Примеры
Случаи смерти государств, приводимые Гефтером и Филлимором. Юридические
последствия присоединения. Преемство прав и обязанностей. Обязательства и
трактаты. Публичное достояние. Казенная собственность. Случаи из новейшей
истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
§ 68. 2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на
международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения
территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия
признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875
г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г
Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия
отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных. . .214
§ 69. 3) Государственная территория увеличивается. Последствия. Безусловное
и условное присоединения чужих владений. Примеры условных присоединений
Продолжительность обязательности условий присоединения и последствия их
нарушения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218
V. Международные свойства государства
§ 70. Определение, а) Суверенитет. Объем его в международных отношениях. Его
необходимость. b) Дееспособность. Правоспособность государств совпадает
с дееспособностью. Полунезависимые государства. Их международная
ответственность. Случаи из практики, с) Равноправность. Вывод ее из понятия
о международном общении и ее практическое значение. Слова Сомнера. Мнение
Функ-Брентано и Сореля и Лоримера. Фактическое неравенство государств.
"Великие державы". Свобода внутреннего управления. . . . . . . . . . . . . .219
§ 71. Ранг и титулы государств - их признание. Примеры. Пререкания и роль
пап. Распоряжения Юлия II (1504г.). Современное право. Религиозные титулы
Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность
мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские
салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления. . . . . . . . . . . .222
VI. Основные международные права государств
§ 72. Понятие. Различие между приобретаемыми и основными правами. Может ли
государство отречься от основных прав и при каких условиях? Какие это права? 225
§ 73. 1. Право самосохранения. Его источник. В чем оно заключается? Средства
самосохранения. Условия пользования ими. Примеры. Принятие мер самосохранения
вне территории. Предмет обороны. Действие. Ограничение права самосохранения
по договорам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
§ 74. 2. Право территориальности. В чем оно заключается? Выводы. . . . . . .228
§ 75. 3. Право независимости. Его осуществление во внутреннем управлении и
международных сношениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
§ 76. О вмешательстве. Что называется вмешательством? Мотивы вмешательства
1. Вмешательство во внутренние дела. Взгляд современных писателей,
а) Вмешательство в сношениях между цивилизованными народами. Коллективное
вмешательство. Исключительные случаи его применения. b) В сношениях
цивилизованных народов с нецивилизованными. Законность вмешательства с точки
зрения естественного права
2. Вмешательство во внешние отношения. Поводы. Обязанность невмешательства
Когда вмешательство во внешние дела законно? Отличие от вмешательства во
внутренние дела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
§ 77. Притязания С.-А. Соединенных Штатов руководить международными
соглашениями Америки. Факты. Критика. Доктрина Монро. Ее содержание
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
§ 78. 4. Право на уважение и честь. Поругание флага, герба, титула. Примеры
Уважение представителей государства. Обязанность несовершения бесчестных
действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 79. 5. Право международных сообщений. Его необходимость. Осуществление его
в сношениях между образованными государствами. Неосновательность выводов
Гефтера. Сношения цивилизованных государств с нецивилизованными. 6. Право
принуждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
VII. Государи как субъекты прав в международных отношениях
§ 80. Мнение писателей. Международное положение государей и президентов
республик. Права монархов. Обычные отношения между монархами. Различие
положения президентов республик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
§ 81. а) Право представительства. Основания этого права фактические и
юридические. Конституционные права государей. Кто должен считаться государем?
Представители восставшей партии и узурпаторы. Признание со стороны народа
Премьеры. Государи нецарствующие: международное их положение. Факты. Почетные
и др. права суверенов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
§ 82. b) Право экстерриториальности. Фикция. Истинный ее смысл. Условия.
Инкогнито государей. Последствия экстерриториальности
1. Неподчинение монарха полицейским распоряжениям. Свобода от налогов и
податей
2. Уголовная неподсудность. Ее практическое значение. Мнение Бейнкерсгука
Разбор
3. Гражданская неподсудность. Взгляд старых писателей. Новая судебная
практика. Иски против государей, как монархов. Иски к государю или
правительству в качестве частных лиц. Иски, вчиняемые государями. Вывод
Воззрение Гольцендорфа. Ограничительное истолкование принципа гражданской
неподсудности государей. Случаи их бесспорной подсудности. Практические
основания широкого применения неподсудности. Ex-государи. . . . . . . . . . 241
VII. Международное положение членов семейства и свиты государей
§ 83. Основания непользования членами семейств и свиты государей
международными правами. Отношения лиц свиты к своему государю. Мнение
Филлимора. Его несостоятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
XI. Общественные классы как субъекты прав в области международных сообщений
§ 84. Права, могущие принадлежать обществам в международных отношениях
Религиозные общества. Нации. Основные права законных обществ и права по
отношению к ним территориальной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Х. Частные лица как субъекты прав в области международных сообщений
А. Права человека в международных отношениях
§ 85. Покровительство и уважение личности. "L"air fait libre". Россия: дело
негра Иванова 1820 г. Борьба с рабством
а) Борьба против торга европейцами. Европейские государства и Алжир. Россия
на Черном море и в Средней Азии
b) Отмена торга неграми. История. Декларация 27 января (7-го февраля) 1815 г
Две системы борьбы. - Англия - Россия. Трактат 1841 г. Торговля невольниками
в настоящее время
с) Торг кули. - Китайский закон 1866 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
§ 86. Права человека. 1) Право на существование. 2) Право на развитие
духовных сил. 3) Право сообщений. Эмиграция. Санкция международного права. .255
В. О правах государства в отношении подданных и иностранцев
§ 87. а) В отношении подданных. 1) Подчинение отечественному закону за
границей. 2) Обращение к иностранной власти. 3) Право отозвания. 4) Охрана
подданных. Отказ в правосудии. Коммерческие предприятия. Депеша Пальмерстона
1848 г. b) В отношении иностранцев. 1) Допущение иностранцев в государство
2) Подчинение территориальным порядкам. Россия и Англия: дело еврея Левисона
1881 г. Исключения. 3) Ненарушение местного закона. Политические эмигранты
Местные повинности. 4) Свобода выезда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
Глава третья. Государственная территория и пути международных сообщений
I. О государственной территории вообще
§ 88. Определение территории. Международная собственность. Dominium eminens
Право завладения (оккупация). С.-А. Соединенные Штаты. . . . . . . . . . . .263
II. Границы территории
§ 89. Важность определения границ. 1) Естественные границы: море, реки, горы,
степи и отмели. Заключение. 2) Искусственные или договорные границы.
Примечание: социальные границы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
III. О способах приобретения территориальных владений
§ 90. 1) Первоначальные способы, а) Приращение. b) Давность, с) Завладение
История. Условия. Мнение Блюнчли о пределах завладения. Примеры. . . . . . .268
§ 91. 2) Производные способы: а) Купля. b) Добровольная уступка,
с) Завоевание. Условия. О международном плебисците. Выбор (Option). Примеры.274
IV. О способах отчуждения и утраты территории
§ 92. Вынужденная уступка. Добровольный отказ. . . . . . . . . . . . . . . .278
§ 93. Прибавление: положение Кипра, Боснии и Герцеговины, Киау-Чу и Порт-
Артура (опущен) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
V. Ограничения права территориальности
§ 94. Рента, лен и ипотека. Международные повинности (сервитуты) -
естественные и договорные. Отрицательные и положительные сервитуты. Субъекты,
предмет, происхождение. Толкование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
§ 95. а) Отрицательные международные повинности. Примеры. . . . . . . . . . 282
§ 96. b) Положительные международные повинности. Примеры. . . . . . . . . . 283
VI. Об открытом море
§ 97. Свобода открытых морей. Обоснование. Прежние воззрения. Современные
взгляды. Балтийское море, Мраморное и Черное, Адриатическое, Narrow-Seas,
Азовское, Карское море. Закрытые моря: Мертвое и Каспийское. . . . . . . . .285
§ 98. Последствия принципа свободы открытого мора. . . . . . . . . . . . . .289
VII. О береговом или территориальном море
§ 99. Определение. Оправдание власти государства. Граница. Старые притязания
Бейнкерсгук. Современная постановка этого вопроса. . . . . . . . . . . . . .290
§ 100. О территориальном море в тесном смысле. Клекская бухта. Заливы Финский
и Рижский. King"s Chambers. Власть прибрежного государства. . . . . . . . . 294
VIII. О проливах
§ 101. Современная теория и практика. Различие между проливами с точки зрения
свободы моря. Зундский пролив. Босфор и Дарданеллы. . . . . . . . . . . . . 295
IX. О реках
§ 102. Территориальные и международные реки. Венский акт 1815 г. Парижский
трактат 1856 г. Европейская Дунайская комиссия. . . . . . . . . . . . . . . 297
Глава четвертая. Международные договоры
I. О международных договорах
§ 103. Общие начала. Основание обязательности договоров. Выводы. . . . . . .299
II. Условия заключения и юридической силы трактатов
А. Субъективные условия
§ 104. Независимость государств. Уполномоченные лица и соблюдение закона. . 302
§ 105. Ратификация. Определение, условия и действие ратификации. . . . . . .304
§ 106. Отказ от ратификации. Мнение писателей. Решение вопроса с точки зрения
прерогативы верховной власти. Уполномоченные к ратификации. Случаи, когда
ратификация была необходима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .304
§ 107. Когда законен отказ в ратификации. Согласие палат. Конвенция 1867 г
между Данией и Соединенными Штатами. Последствия утверждения договора без
согласия палат, его неутверждения одной стороной, исполнения до ратификации.306
§ 108. Действие ратификации. Несостоятельность общепризнанного начала.
Примеры отказов утвердить трактаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
§ 109. Свобода воли контрагентов. Значение ошибки, обмана и принуждения.
Факты. Взаимность изъявления воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
В. Объективные условия
§ 110. Предмет договоров. Условия действительности их содержания. Примеры. .312
III. Об участии третьих держав в договорах
§ 111. Формы участия в договоре третьих государств. 1) Дружеские услуги
2) Посредничество. 3) Присоединение. 4) Приступление. 5) Вмешательство. . . 313
IV. О внешней форме международных договоров
§ 112. Обязательность формы. Сила декларации. Договор в форме писем. Формы
трактатов и конвенции. Словесные договоры. Пример. . . . . . . . . . . . . .315
V. Виды международных договоров
§ 113. Классификация договоров. Гуго Гроций. Гефтер. Блюнчли. Деление на
трактаты и конвенции. Трактаты реальные и личные. Разделение договоров на
социальные и политические. Увеличение числа договоров. Взгляд Монтэгью
Бернара - Союзные договоры в прежнее время. . . . . . . . . . . . . . . . . 317
VI. Исполнение международных договоров
§ 114. Добросовестность исполнения. Согласие сторон. Постановление Лондонской
конференции 5-го (17-го) янв. 1871 г. Средства и формы исполнения
Обнародование. Секретные соглашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
VII. Международные способы обеспечения договоров
§ 115. Главные способы. 1) Присяга. 2) Заложники. 3) Заклад и залог
4) Поручительство (гарантия). Виды гарантии по содержанию и форме. Действие
поручительства. Прекращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322
VIII. О толковании международных договоров
§ 116. Применимость начал гражданского права. Толкование слов и содержания. 327
IX. Прекращение действия и обязательности международных договоров
§ 117. Законное прекращение силы договора. Трактаты срочные. Мирные трактаты
Дж. Ст. Милль. Пересмотр. "Clausula rebus sic stantibus". Конкордат
с Австрией 1855 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
Х. Прибавление: международные обязательства из дозволенных и недозволенных
действий
§ 118. Заслуга Гефтера. I. Обязательства quasi ex contractu. Пример
II. Обязательства ex delicto. Ответственность государства за действия
государя, должностных и частных лиц. Преступления против международного
права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330

Все эти институты считаются самостоятельными источниками международного частного права в законодательстве большинства зарубежных государств и в зарубежной правовой науке. В российском законодательстве и в господствующем отечественном правоведении перечисленные институты к источникам права не относятся (за исключением аналогии права и закона).

Доктрина права. Доктрина права - это высказывания ученых, признанные на официальном, государственном или международном уровне (экспертные заключения, комментарии к законодательству, ответы на запросы официальных органов и должностных лиц). В любом цивилизованном государстве существует «право разногласий » - все ученые вправе высказывать совершенно различные мнения по одному и тому же вопросу. Если доктрина имеет практическое применение, то государственные органы полностью свободны в выборе между различными точками зрения, высказанными юристами. Российский законодатель учитывает оценку доктрины как источника международного частного права в других государствах (ст. 1191 ГК РФ, ст.14 АПК РФ), но не считает разработки российских ученых даже вспомогательным источником права. Такая позиция в корне неверна, поскольку именно юридическая наука (сравнительное правоведение и системный анализ) сыграла основополагающую роль в становлении и развитии МЧП. С 90-х годов XX в. Американский институт права занимается сравнительным изучением и разработкой проекта Транснационального гражданско-процессуального кодекса. Этот проект является предметом научных дискуссий в большом количестве государств. Американский институт права обратился к Римскому институту унификации частного права (УНИДРУА) с предложением о сотрудничестве. УНИДРУА в 1999 г. включил подготовку Транснационального гражданско-процессуального кодекса в программу своей деятельности. В настоящее время доктрина международного частного права широко используется в целях его унификации и гармонизации. Разработки Международного института по унификации частного права (УНИДРУА), Гаагских конференций по МЧП и Комиссии международного права лежат в основе многих международных соглашений и применяются большинством национальных законодателей для усовершенствования МЧП различных государств. Например, с 1992 г. Гаагские конференции изучают возможность разработки универсальной конвенции о признании и исполнении судебных решений, предусматривающей непосредственное разграничение компетенции национальных судебных органов.

Аналогия права и аналогия закона. Аналогия закона - когда отношения прямо не урегулированы законодательством, или соглашением сторон, или обычаями делового оборота, к таким отношениям (если это не противоречит их существу) применяется законодательство, регулирующее сходные отношения. Аналогия права применяется, если невозможно использовать аналогию закона: права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и требований законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогия права и закона известны со времен римского права законодательству большинства государств мира. Практически везде эти институты считаются источниками права (как и в российском законодательстве - ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ, ст. И ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ). Исходя из смысла перечисленных норм, российский законодатель расценивает аналогию права и закона как самостоятельные источники российского частного права (в том числе и международного частного). Такая же оценка аналогии права и закона (как самостоятельных источников МЧП) имеет место и в зарубежном законодательстве, судебной практике и доктрине. Причины подобной оценки этих институтов - те же самые, вследствие которых в зарубежном законодательстве самостоятельным источником МЧП считается доктрина права. Основными функциями аналогии права и закона в международном частном праве являются: восполнение пробелов, адаптация коллизионных норм, решение интерлокальных, интертемпоральных и интерперсональных коллизий, толкование принципа реальной связи и закона существа отношения.

Общие принципы права цивилизованных народов. В соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН общие принципы права - самостоятельный источник международного публичного права. Правда, они не являются его основными источниками, в роли которых выступают международный договор и международно-правовой обычай. В Статуте, кроме того, подчеркивается, что по желанию сторон Суд может разрешать спор не на основе международного права, а на основе принципов справедливости и доброй совести (принцип справедливости и доброй совести - это один из общих принципов права). Под «цивилизованными народами» понимаются те государства, чьи частноправовые системы основаны на рецепированном римском праве. Система «права народов» в римском праве - основа современного международного публичного права (точно так же, как и международного частного). Отсюда можно сделать однозначный вывод - общие принципы права входят в систему международного права, следовательно, являются международно-правовыми источниками международного частного права любого государства.

Выделение этих принципов в качестве самостоятельного источника МЧП связано с их двуединой ролью в системе МЧП - это одновременно и его основные принципы, и форма существования правовых норм. В современном мире четко прослеживается тенденция постоянного применения общих принципов права национальными и международными судами и арбитражами. В основном такое регулирование используется для разрешения споров с участием транснациональных корпораций, офшорных компаний, компаний международного бизнеса, международных юридических лиц, споров между государством и частными иностранными инвесторами. Общие принципы права упоминаются в российском законодательстве (ст. 6 ГК РФ): принципы добросовестности, разумности и справедливости. Однако российский законодатель не выделяет такие принципы в качестве отдельного источника права, что противоречит как смыслу российского законодательства, так и общим мировым тенденциям правового развития. Основная роль общих принципов права как источника МЧП заключается в решении частного правоотношения, затрагивающего интересы двух и более государств, не на основе их национального права, а при помощи общих для всех традиционных правовых постулатов.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Мартенс Ф.Ф. 1904
    1431 бумажная книга
    Ф.Ф. Мартенс 2011
    1794 бумажная книга
    Мартенс Ф.Ф. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… - Книга по Требованию, - 1904
    1467 бумажная книга
    Ф.Ф. Мартенс Современное международное право цивилизованных народов. Том II (издание 4-е, дополненное и исправленное) - Библиотечный фонд, электронная книга 1900
    электронная книга
    Ф. Ф. Мартенс Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах (комплект) В очередном томе серии "Русское юридическое наследие" публикуется учебник по международному праву Федора Федоровича Мартене. Его текст напечатан но пятому - последнему прижизнен ному - изданию… - Зерцало-М, (формат: 60x90/16, 746 стр.) Русское юридическое наследие 2016
    1726 бумажная книга
    Ф.Ф. Мартенс Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. Изд. 5-е, доп. и испр. Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… - Книга по Требованию, (формат: 60x90/16, 746 стр.) 2011
    1840 бумажная книга
    Мартенс Федор Федорович Современное международное право цивилизованных народов. Учебник. В 2-х томах. Том 2 В очередном томе серии&171;Русское юридическое наследие&187;публикуется учебник по международному праву Федора Федоровича Мартенса (1845 1909). Его текст напечатан по пятому последнему прижизненному… - ЗЕРЦАЛО, (формат: 60x90/16, 746 стр.) Русское юридическое наследие 2018
    1479 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      I. Понятие. Писатели весьма различно определяют понятие международного права. Это происходит оттого, что они неодинаково смотрят на его существо и границы, то смешивая положительное М. право с естественным, идеальным, то отожествляя практические… …

      Термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде Комментарий о коллизии законов. С 1841 г. термин МЧП стал… … Энциклопедия юриста - Международно правовое признание формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств… … Википедия

      Преподавание науки международного права введено в русских университетах уставом 1835 г. под именем общенародного права, которое уставом 1863 г. переименовано в международное право. Оригинальных сочинений, обнимающих всю систему международного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Международно правовое признание (признание в международном праве) формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в… … Википедия

      Неоклассицистический трофей, увенчивающий пилон Бородинского моста в Москве Элемент трофейного декора арки Главного штаба в Санкт Петербурге. Архитектор К. И. Росси Трофей (греч … Википедия

      Известный русский юрист. Род. в гор. Пернове Лифляндской губ. в 1845 г.; 10 ти лет поступил в СПб. сиротский институт, а затем в университет. Защитив магистерскую диссертацию ("О праве частной собственности во время войны", СПб., 1869) … Большая биографическая энциклопедия


    Современная доктрина международного права, сформировавшаяся как общее наследие европейской правовой традиции, имеет особые основания считаться носящей черты русской правовой мысли, и прежде всего школы Ф.Ф.Мартенса. Его школа определялась приверженностью принципам международной законности и верховенству права как основе внешней политики цивилизованных государств, непризнанием силы в качестве средства разрешения межгосударственных споров и предотвращения «европейских столкновений».

    В мировой науке международного права и европейском правосознании профессор Санкт-Петербургского университета и Александровского лицея (близкого аналога МГИМО) Федор Федорович Мартенс был общепризнанным ведущим юристом, выступавшим за примат права в международных отношениях, добивавшимся создания международного суда с правом принятия обязывающих решений и снискавшим репутацию «русского политика» 1 . В Германии, несмотря на принципиальные противоречия русской и немецкой международно-правовых доктрин, Мартенса называли (Г.Веберг, известный теоретическим наследием) «одним из основателей современного международного права» 2 , признававших, что «теоретические работы Мартенса ускорили преобразование международного права в современное» 3 . Ученик и последователь Мартенса барон Борис Нольде полагал, что до зарождения школы Мартенса современное международное право «фактически не существовало» и его становление - во многом заслуга Мартенса.

    Уникальность профессионализма Мартенса и его теоретической и практической школы строилась на трех основаниях: действенном международном праве, миротворческой дипломатии и «доказательной» публицистике. Правоприменительные идеи школы явились воспреемными от старого русского (времен Н.И.Панина и П.А.Румянцева-Задунайского), «активного» внешнеполитического принципа - non solum armis (не только оружием). Всегда востребовано понимание, что всякое международное явление должно рассматриваться в двух аналитических ипостасях - как diplomatic entity (дипломатический объект) и в качестве casus juridicae (казуса юридического).

    Французский дипломат, пацифист-единомышленник, современник Поль д’Этурнель де Констан (также «личность по признаку дипломата: широта интересов») выражал уверенность в том, что возможности дипломатии крайне ограничены. Его позиция заключалась в том, что «вытеснение войны законом представляет единственный путь к миру и дипломаты должны уступить место законодателям». От политически умеренного и «верноподданного» Мартенса его отличал изрядный радикализм взглядов (во французском Сенате барон представлял радикальных социалистов). С этим связана и его решимость покинуть «позолоченный мир дипломатии ради настоящей борьбы против невежества».

    Впрочем, его радикализм не помешал ему получить Нобелевскую премию мира, Мартенс же, при всеобщем признании его уникального вклада в дело европейского мира, таковую так и не получил. Позиция д’Этурнеля в пользу «предпочтения» международного закона дипломатии была, вероятно, первой «тенью» последующих рассуждений о «друатизации» (droitisation) международных отношений, их «тотальной» легитимации, современной рефлексией на которую стали процессы деконструкции и фрагментации международного правопорядка. Но есть и немало упреков в адрес международного закона, нередко юридически регламентировавшего «разбойные» явления. Первым юридическим трактатом Гуго Гроция явились «Комментарии о праве добычи» 1604 года (De jure Praedae commentarius) в целях юридической защиты на принципах естественного права (принцип справедливости) захвата голландцами португальского судна «Санта Катарина».

    Русский юрист par exellence и дипломат re non verbis (на деле, а не на словах) Мартенс привнес в отечественную внешнюю политику и доктрину международного права понимание международно-правовых норм и обязательств как «законов усердной неотступности». Мартенс и его последователи М.А.Таубе, Б.Э.Нольде и А.Н.Мандельштам заложили понимание международно-правовой доктрины как реального средства, способного если не предотвратить, то сдержать обнажившееся в конце XIX - начале ХХ века движение к войне в условиях нараставших антагонизмов и противостояния двух военных коалиций - Антанты и Тройственного союза. Правовая доктрина Мартенса соответствовала общественным настроениям и в целом правительственной политике, находившимся под известным влиянием одного из духовных русских мыслителей, утверждавшего, что «война, особенно наступательная, свидетельствует о языческом направлении народа».

    Зародившееся пацифистское движение и состоявшееся, как полагали Мартенс и его сторонники в науке и практике международного права, в качестве влиятельной общественной, антивоенной европейской силы не стало реальной преградой на пути к первой европейской катастрофе века. Нобелевские премии мира и их лауреаты остались не более чем моральными символами международного противодействия европейскому милитаризму. В письме Фритьофу Нансену выдающейся «баронессы мира» Берты фон Зуттнер выражено общее настроение пацифистов того времени - «уйти от царства войны, потому что будущее принадлежит праву» 4 .

    Очевидно, что с самого зарождения европейского пацифизма его движущей «энергией» во многом был идеализм. Высшая оценка человека, как следует из мемуаров пацифистки, определяется состоянием «души, совершенно заполненной идеалом». Мало кто ожидал, что идеалистические мотивы активной борьбы за предотвращение войны австрийской пацифистки могут стать точкой опоры для последующего движения против шовинизма в Европе и в поддержку созыва по инициативе императора Николая II Первой Гаагской конференции мира 1899 года. Ее известная книга «Die Waffen nieder!» («Долой оружие!») и последующий роман «Дети Марты» повлекли высокое признание идей, в ней заложенных, не только в общественной среде, но и в профессиональной европейской дипломатии и в науке международного права.

    Профессор Мартенс во многом разделял «правовой» идеализм «благородно уверенного» века и идеи пропитанного им самоуверенного пацифизма, много способствовавшего рождению замыслов по созданию и утверждению норм ведения современной войны, гуманитарного права и созыву в этих целях всемирных конференций. Следуя этой позиции, он писал из Санкт-Петербурга баронессе: «Ваши выдающиеся заслуги в защите интересов мира и арбитраже обеспечили Вам, Мадам, исключительное место среди сторонников этой великой идеи» 5 .

    Европейское поколение belle epoque отдавало отчет в том, говоря языком австрийских пацифистов, что Apostel schmeicheln nicht - Апостол не льстит, наверное, имея в виду, что, «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес.; 1 Сол. 5:3). «Право и справедливость являются основой всех культур, и это относится и к государствам», - утверждали европейские пацифисты. Смысл позиции правового пацифизма восходил к утверждению Канта: «Не было бы права - не было бы и достойной жизни человека на Земле». Пацифистский «миракль» баронессы, порожденный гаагскими миротворческими усилиями, сыграл немалую антивоенную роль, но оказался неравнодействующим милитаристским устремлением тех лет. Вывод австрийской Freifrau - воительницы мира: «Der Volkerfriede ist auf dem Wege» 6 («Мир между народами прокладывает путь») - остался мистериальной драмой.

    Институт международной юрисдикции - Постоянная палата третейского суда, международный арбитражный суд, учрежденный в 1899 году в Гааге в соответствии с Конвенцией о мирном разрешении международных столкновений, - оказался бессильным в содействии общеевропейскому «решающему» противодействию нараставшему политическому кризису и предотвращению цивилизационной катастрофы века. Возлагавшиеся на созданную модель международного правосудия и арбитража надежды как на реальный юридический инструмент сохранения европейского мира и правопорядка не совсем подтвердились. В складывавшихся тогда условиях возобладали «доктрины» тех «политиканов и борзописцев», по выражению профессора Л.А.Камаровского, которые «получили возможность играть судьбами народов ради своих личных интересов» 7 .

    Пацифистское движение было взаимосвязано с институтом арбитража как основной тенденцией утверждения международной юриспруденции в предвоенной европейской цивилизации. Европейская идея, имевшая почвой западную христианскую цивилизацию, находила обоснование в нормах jus gentium, породивших арбитражную форму решения международных противоречий. В международной области, писал граф Камаровский, «доселе нет организованной юстиции и третейские суды призваны положить им первое прочное основание» 8 . В третейском разбирательстве следует видеть не просто посредничество или попытки примирения, а юридический способ решения несогласия между сторонами 9 . Происхождение и становление международного правосудия Камаровский усматривал в арбитражных институтах 10 .

    Diplomatiae tribunali начала прошлого века проявилась как предпочтительная, действенно поддерживаемая школой Мартенса доктринальная практика урегулирования проблем войны и мира. Концепции арбитражного преодоления европейских противоречий, прежде всего в области коллективной безопасности и отказа от применения военной силы, приобрели доминирующий характер в нормотворческой международно-правовой науке, нашли определенное отражение в дипломатической практике ряда европейских государств.

    На Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов нидерландский юрист Тобиас Ассер добился определенной поддержки «принципа обязательного арбитража» как альтернативы силового, вооруженного урегулирования межгосударственных конфликтов. «Отмеченные» Нобелевской премией мира в 1909 году бельгийский юрист Огюст Беернарт, «за усилия в становлении международного арбитража», и французский дипломат барон Этурнель де Констан, «за договоры об арбитраже между Францией и соседними государствами», внесли решающий вклад в миротворческий потенциал арбитражной доктрины предвоенных лет.

    Другой нобелевский лауреат кануна войны (1913 г.), бельгийский юрист Анри Лафонтен, «как истинный лидер народного движения за мир в Европе», при всем «христианском предубеждении к его масонству» (масон брюссельской ложи «Les Amis Philanthropes» №1 и один из основателей Международного смешанного масонского ордена «Право человека») был поддержан в том, чтобы уже в ходе мировой войны изложить в Бостоне принципы международных отношений, включая правовые основания всемирной конституции и международного суда. Его пацифистские усилия с вторжением кайзеровской Германии в Бельгию в 1914 году потерпели фиаско и не имели шансов на перспективу.

    Похожая судьба постигла и другие нормотворческие инициативы европейских юристов-пацифистов в «версальский» период. Последующие идеи нобелевского лауреата премии мира Фердинанда Бюиссона, французского педагога-реформатора (совместно с немцем Людвигом Квидде), «за деятельность, направленную на восстановление понимания между французским и германским народами», не получили поддержки в «постверсальской» Европе. Его «доктрина мира через европейское воспитание» в межвоенный период потерпела политическое фиаско и «педагогическое» банкротство. Французский писатель с «русскими корнями» Ромэн Гари, получивший «полноценное» межвоенное воспитание, разъясняет в своей одноименной книге, что «европейское воспитание - это когда расстреливают твоего отца или ты сам убиваешь кого-то во имя чего-то важного…».

    Начавшееся как век арбитражного правосудия минувшее столетие не стало эпохой юридического исключения войны из цивилизационного будущего и утверждения справедливого правопорядка. Доктрины организации международных отношений и безопасности европейских государств на основах арбитражного права (в том числе нобелевских лауреатов мира швейцарца Шарля Гоба, основателя международной арбитражной лиги немца Людвига Квидде, французов Луи Рено, Леона Буржуа и итальянца Эрнесто Монета) действенной государственной поддержки в Европе не получили.

    Деяния последующей «череды» обладателей премии мира (Бриан, Штреземан, Чемберлен, Рут, Вильсон, Келлог и др.) также, впрочем, с мало заметным позитивом отразились на преодолении роковых «настроений» современной цивилизации. Одна из причин, вероятно, - в укоренившейся еще в прошлом веке секулярности реальной, той самой «шовинистической» политики, отвергающей принцип верховенства права и нормы jus cogens в международном поведении. Европейская идея как арбитражная форма верховенства права в цивилизационном пространстве того времени однозначного признания не получила и обязывающего характера не приобрела.

    Одностороннее мнение барона М.А.Таубе, одного из учеников Ф.Ф.Мартенса, о том, что в сложившейся «международной конъюнктуре» начала ХХ века созданное «сердечное согласие» (Entente cordiale) с Англией в 1904 году, при наличии франко-русского союза, сыграло фатальную роль в постепенном нарастании европейского конфликта 11 , отразило все еще существовавшее разделение в правительственных кругах России и настроениях в обществе на сторонников возобновления прежних «союзных» отношений с Германией и на твердых проводников идеи русско-французского, антикайзеровского союза. Явная недооценка действенной роли русской школы международного права и вклада Ф.Ф.Мартенса присутствует и в его объяснениях причин того, что «общеевропейская война не вспыхнула еще до 1914 года, например после германского «ультиматума» 1909 года (требование признать австро-венгерскую аннексию Боснии и Герцеговины). Заслугу предотвращения войны, как предлагалось бароном, «необходимо приписать личному нежеланию» монарших особ вступить в «смертельную для их монархий борьбу».

    По замечанию Таубе, преемника Мартенса, сугубые «сцепления международных враждебных сил», которые привели к мировой катастрофе 1914-1918 годов, разъединить ни международно-правовым институтам, ни европейской дипломатии, ни «трем императорам» à huis clos (за закрытыми дверями) не удалось. Его «приговор» как общая позиция представителей мартенсовской правовой доктрины был «построен» на том, что «подпочва всех международных столкновений и войн заключается в отходе громадного большинства народов и государств от христианских начал любви и мира… к грубо-эгоистическому взаимоотношению, основанному на государственном аморализме». Именно из «такого аморализма, - заключал профессор права, дипломат и теолог Таубе, - который не исключает наличности известных правовых норм между государствами в мирное время, и получается время от времени такой гордиев узел» 12 . Эта позиция соответствовала убеждению его учителя Мартенса, подчеркивавшего нравственную основу права и утверждавшего веру «в идеальную силу права и идей человечности, справедливости и гуманизма».

    Правовая философия Мартенса, как и его последователей, строилась на воззрениях, что «ни идея разобщенности, ни идея преклонения перед физической силою, ни идея политического равновесия, ни, наконец, принцип национальности не могут быть признаны руководящими началами правильно устроенной международной жизни. Ее руководящее начало - идея права» 13 . Предвоенные Гаагские конференции, пользуясь словами Мартенса, стали первыми и последними звеньями «в цепи международных попыток, предпринятых… Россиею для установления в международных отношениях более правильного и разумного порядка» 14 .

    Жизнестойкость и интеллектуальная неуязвимость русской правовой мысли школы Мартенса предопределяют современную практическую и научную функцию международного права как регулирование «пределов свободы действий каждого государства», поиск «общей почвы для развития различных интересов государств» 15 . Теоретическая сторона международно-правового учения Мартенса предполагает, что нормативное содержание договорно-правовых документов, заключаемых цивилизованными государствами, обеспечивает совпадение и взаимный учет их национальных, прежде всего политических, интересов. В практическом смысле эта формула Мартенса означала: именно «на этой силе соединения и примирения противоположных интересов зиждется вся европейская цивилизация. В этой идее взаимной духовной зависимости и в этом познании недостижимости своих индивидуальных сил заключается залог развития цивилизованных европейских народов» 16 . .

    Разработанная Мартенсом теория международного общения рассматривалась как объект примата права и основание мирового правопорядка. Сущность теории представляет одну из мартенсовских elegantia juris (юридических тонкостей) и заключается в следующем: «В основу научной системы современного международного права должна быть положена идея международного общения, согласно которой каждое самостоятельное государство есть органическая часть единого целого, связанная с другими государствами общностью интересов и прав» 17 .

    Владимир Васильевич Пустогаров в своей необыкновенно содержательной книге «…С пальмовой ветвью мира», посвященной исследованию жизни и деятельности Ф.Ф.Мартенса, отмечал, что данная идея получила «превалирующее значение» в трудах ученого-юриста и дипломата. Это стало основанием рассматривать его учение как теорию международного общения. Ссылка на распространение данного доктринального определения присутствует в работе Д.Б.Левина о сущности международного права в оценках русских юристов-международников 18 .

    Практическая реализация доктрины международного общения, полагал Мартенс, должна определяться системой юридических норм, которая и составит право международного общения, а «это и есть международное право». В основе его правотворческого метода лежало убеждение, что действующее международное право, а не декларируемое и тем более не абстрактное, создается реальными обстоятельствами международной политики и дипломатической практики. Актуальным остается фундаментальный постулат, заложенный в его уникальном по юридической и политической значимости курсе «Современное международное право цивилизованных народов»: «Каждый международный закон имеет настолько разумное основание и право на существование, насколько соответствует действительным, разумным жизненным отношениям между народами» 19 . Как и русская правовая школа в целом, приверженная европейской христианской цивилизации, Мартенс и его сподвижники противостояли политическим и нигилистским воззрениям «за обособление» России от других народов Европы, от общего культурно-исторического и правового пространства.

    «Прогностический» смысл имели правотворческие идеи школы Мартенса о международном управлении, прежде всего главы его капитального труда, посвященные международному управлению в области «правовых интересов подданных и народов», а также те главы, которые составили право «международного принуждения и международных столкновений, право войны, право нейтралитета». Очевидно, что принципы и нормы теории международного управления Мартенса явились неким прообразом функциональной основы современных международных организаций, и прежде всего ООН. Актуальное звучание сохраняют его правовые представления о природе вмешательства во внутренние дела современных государств. Признавая любое вмешательство «всегда незаконным», он особое значение придавал доказательству неправомерности «любого повода» для внешнего вмешательства.

    Принципиальное значение - в контексте «украинского кризиса» и его губительных последствий для Европы - приобретает концепция Мартенса о признании «беззаконными» оснований и поводов для вмешательства с целью изменения государственного строя (политического режима), отказывая во вмешательстве во внутренние дела «даже международному праву». Суть позиции «неотступного противодействия» террористической угрозе и экстремистскому насилию, как одна из тем в политико-юридической публицистике Мартенса, дает основания полагать, что именуя противоправительственных террористов «динамитниками» и не заслуживающими снисхождения преступниками, выступая за их «выдачу» (террорист-«народник» Нечаев) русскому правосудию, он никогда не был сторонником применения смертной казни.

    Как представляется, во времена зарождения и развития национально-автономных и сепаратистских движений международные юристы уровня Мартенса отчетливо предвидели и появление крайне опасных, националистически-племенных побочных «злокачественных» явлений (дискриминации по национальному признаку), их последствий для единства и целостности цивилизованных государств. Принимая во внимание «противоречивый» опыт построения национальных государств XX-XXI столетий, не воспринимается несвоевременной мысль Мартенса, что «принцип национальности… ничего прочного не создает, но разрушить он в состоянии очень многое» 20 . Это одно из подтверждений, что «Современное международное право цивилизованных народов» Мартенса остается современным правом, источником современной правовой мысли.

    В научной и публицистической литературе присутствуют разноречивые впечатления и оценки творческой личности Ф.Ф.Мартенса вследствие «многофацетной» направленности его деятельности и профессиональных интересов: международная юриспруденция, русская дипломатия, внешнеполитическая публицистика. Были упреки в «приверженности» дипломатии в ущерб «праву». В дипломатических «салонах», напротив, скептически воспринимали «легитимацию» внешнеполитических акций, памятуя немецкую поговорку «Juristen - bose Christen» (юристы - христиане недобрые).

    Известны критические суждения графа Л.А.Камаровского, приведенные в его работе «Гаагская мирная конференция 1899 года» по «процедурным» вопросам ее организации, а также утверждение, что дипломатические качества и опыт Мартенса объясняют его некоторый скептицизм в отношении осуществления идей мира. Королевский адвокат Т.Е.Холланд выделял юридическую репутацию Мартенса: «Он был в настолько большом спросе как арбитр по международному праву, что его называли лорд-канцлером Европы 21 . В среде американской юриспруденции его считали «главным судьей» христианского мира 22 .

    В области внешнеполитической публицистики, в которой он отстаивал международно-правовые позиции и обоснованность дипломатических акций России, ему противостояла оппозиционная народническая (В.В.Водовозов из «Нашего времени») печать, упрекая в «верноподданничестве и беспринципности» в вопросах войны и мира. Уникальная публицистика отечественного юриста, дипломата, выдающегося ученого, десятилетия пребывавшего в преднамеренном забвении и небрежении, как и его дневники, остается неизданной.

    Как и во все времена, международный правопорядок, состояние межгосударственных отношений и мировая стабильность зависят не только от воли государств-субъектов международного права, но и от позиций «не безразличия» физических лиц - международных юристов, их слышимой «доктринальной» активности. Как гласит старинная клаузула римского права: «Qui tacuit, cum loqui debuit et potuit, consentire videtur», то есть кто молчит, когда должен и может говорить, тот, по-видимому, со всем соглашается.

    1 Wehberg H. Friedrich von Martens und die Haager Friedenskonferenzen // Zeitschrift Internationales Recht. Bd. XX. Dusseldorf, 1910. S. 351.

    2 Пустогаров В . В . «…С пальмовой ветвью мира»: Ф.Ф.Мартенс - юрист, дипломат, публицист. М., 1993. С. 85.

    3 Wehberg H. Op. cit. S. 25.

    4 Suttner, Bertha von. Memoiren. Hamburg, 2007. S. 447.

    7 Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права. М., 1892. С. 91.

    8 Камаровский Л.А. О международном суде. М., 2015. С. 284.

    9 Там же. С. 287.

    10 Там же. С. XXVII.

    11 Таубе М.А. «Зарницы»: Воспоминания о трагической судьбе предреволюционной России (1900-1917). М., 2007. С. 180-181.

    12 Там же. С. 180.

    13 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Изд. 3-е, СПб., 1895. Т. 1. С. 9, 29.

    16 Мартенс Ф.Ф. Россия и литературное сообщество западноевропейских народов // Вестник Европы. 1881. С. 236.

    17 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов… Т. 1.
    С. 178.

    18 См.: Советский ежегодник международного права 1975 г. С. 218.

    19 Там же. С. 17.

    20 Там же. С. 151.

    21 Holland T.E. Frederik de Martens // Journal of the Society of Comparative Legislation. London, 1909. №10. Р. 10.

    22 The North American Review. N.Y., November 1899. Vol. 169. №5. Р. 604.



    Просмотров