185 ук рф комментарий. Теория всего

В ст. 185 УК РФ определяется ответственность за незаконные деяния в сфере выпуска ценных бумаг. Рассмотрим далее виды наказаний, установленные данной нормой.

Ст. 185 УК РФ: состав преступления

В норме предусматривается наказание за:

  1. Внесение в проспект заведомо недостоверных сведений.
  2. Размещение акций, при выпуске которых не была пройдена госрегистрация. Исключением являются случаи, когда данная процедура не предусматривается законодательством.
  3. Подтверждение/утверждение проспекта/отчета, в котором присутствуют заведомо недостоверные сведения.

Ст. 185 УК РФ определяет наказания для указанных деяний, если вследствие них возник крупный ущерб государству, организациям либо физлицам.

Ответственность

Указанный в ст. 185 УК РФ состав деяния предполагает наказание в форме:

  1. Штрафа. Его размер – 100-300 тыс. руб. Виновному может вменяться взыскание, равное его доходу/зарплате за 1-2 года.
  2. Обязательных работ - до 480 часов.
  3. Исправительных работ - до 2 лет.

Отягчающие обстоятельства

Деяния, предусмотренные частью 1 ст. 185 УК РФ, могут быть совершены несколькими субъектами, предварительно сговорившимися друг с другом о неправомерных действиях, либо организованной группой. В указанных случаях предусматривается наказание в форме:

  1. Штрафа в 100-500 тыс. руб. или в размере доходов/зарплаты за 1-3 года.
  2. Принудительных работ.
  3. Заключения в тюрьму.

Продолжительность последних двух санкций может достигать трех лет.

Ст. 185 УК РФ (с комментариями)

Определение ценных бумаг присутствует в нормах 142-149 ГК. Значение специальных понятий, применяемых при характеристике деяния, ответственность за которое устанавливается ст. 185 УК РФ, разъясняется посредством обращения к отраслевым нормативным актам. В частности, в ст. 2 ФЗ №39 приводится определение эмиссии, выпуска, размещения, эмитента, владельца ценной бумаги. Судебная практика по ст. 185 УК РФ свидетельствует о необходимости обращаться также к ст. 19 указанного нормативного акта. В ней определена процедура эмиссии и стадии, которые в нее входят.

В норме в числе прочего разъясняются этапы принятия и утверждения решения о выпуске и размещении акций, госрегистрации и проч. Ст. 19 также устанавливает определенные запреты. В частности, не допускается размещение бумаг, выпуск которых не был зарегистрирован, если другое не предусматривается в законодательстве. Ст. 22.1 устанавливает субъекта, который утверждает либо подписывает проспект акций юрлиц.

Недостоверные сведения

Внесенные в проспект данные, не соответствующие действительности, могут исказить любую фактическую информацию, которую необходимо отразить, согласно ст. 22 ФЗ №39. К ней, в частности, относят сведения о субъектах, включенных в состав структур управления эмитента, о банковских счетах, оценщике, аудиторе, финансовом консультанте и прочих лицах, которые подписали проспект. Среди фактической информации, которую следует отразить, присутствуют и данные о финансово-экономическом положении, а также факторах риска.

Специфика госрегистрации

Эмитент может начинать размещать бумаги только после прохождения установленной законом процедуры, если другое не предусматривается нормами. Данное положение содержится в ст. 24 ФЗ №39. Нарушение требования об обязательной госрегистрации попадает под действие комментируемой статьи.

Ущерб

Он выступает в качестве ключевого признака преступления, ответственность за которое устанавливает 185-я статья. В примечании к норме разъясняется понятие крупного ущерба. В качестве такового признается материальный вред, размер которого больше 1 млн руб. Ущерб неправомерным деянием может наноситься не только приобретающим акции, но и тем, кто по той либо другой причине не смог воспользоваться правом покупки акций, приносящих доход, если оно предусматривалось законодательством или решением эмитента.

Субъективная часть

Она может предусматривать как косвенный, так и прямой умысел. При этом непосредственное искажение информации в проспекте и прочие действия, предусматриваемые комментируемой нормой, должны являться для виновного заведомо неправомерными. Субъект рассматриваемого деяния считается специальным. В процессе установления виновного учитываются полномочия, которыми лицо наделено эмитентом. Например, обязанность утвердить проспект возлагается на совет директоров. Это положение устанавливает ст. 22.1 ФЗ №39. Соответственно, субъектами будут признаны члены совета. При этом ответственность будет возлагаться на тех из них, кто отдал свой голос за утверждение проспекта, в котором заведомо для них присутствовали недостоверные данные, если это повлекло крупный ущерб. Наказание может вменяться и другим лицам, даже не являющимся сотрудниками организации-эмитента. Ответственность наступает в том случае, если их действия спровоцировали сбои в процессе регистрации выпуска и размещения бумаг, вызвавшие, в свою очередь, крупный ущерб.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2002 N 23-ФЗ)

  1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, —
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2009 N 241-ФЗ)
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
  2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
    (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)
  3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    (часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 325-ФЗ)
    Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.
    (примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарий к статье 185 УК РФ

1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 — 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 29.12.2012) <1> дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного Закона, не подлежат размещению, если иное этим Законом не предусмотрено.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5398; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225; 2005. N 11. Ст. 900; N 25. Ст. 2426; 2006. N 1. Ст. 5; N 2. Ст. 172; N 17 (ч. 1). Ст. 1780; N 31 (ч. 1). Ст. 3437; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 45; 2007. N 18. Ст. 2117; N 22. Ст. 2563; N 41. Ст. 4845; N 50. Ст. 6247, 6249; 2008. N 44. Ст. 4982; N 52 (ч. 1). Ст. 6221; 2009. N 1. Ст. 28; N 7. Ст. 777; N 18 (ч. 1). Ст. 2154; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3642; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; 2011. N 7. Ст. 905; N 23. Ст. 3262; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7040; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3269; N 31. Ст. 4334.

В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.
2. Согласно ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 <1> (в ред. от 05.05.2012).
———————————
<1> СЗ РФ. 2011 N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562.

Порядок представления отчета эмитента об итогах выпуска содержится в ст. 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.
4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.
В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.
6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.
7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).
Вместе с тем внести в проспект эмиссии заведомо недостоверную информацию может, допустим, и иной сотрудник эмитента, а даже — гипотетически — лицо, не являющееся работником этой организации. И если указанные действия стали причиной сбоев в процедуре регистрации проспекта и размещения ценных бумаг, что повлекло причинение крупного ущерба эмитенту либо приобретателям бумаг, то названное лицо также может нести ответственность по комментируемой статье.
8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Комментарий к статье 185 УК РФ:

1. Основной непосредственный объект - сфера экономической деятельности, связанной с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Дополнительный объект - права и интересы граждан, организаций и государства. В качестве предмета преступления в диспозиции выделены: 1) проспект эмиссии ценных бумаг; 2) отчет об итогах выпуска ценных бумаг; 3) эмиссионные ценные бумаги. Проспект эмиссии ценных бумаг - справочное издание, содержащее перечень и описание ценных бумаг государственных и негосударственных структур (банки, акционерные общества, предприятия и т.п.), намеченных к выпуску и продаже (публикуется в "Финансовой газете"). Статья 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. N 17. 1996. Ст. 1918 (ред. от 28.07.2012)) содержит перечень обязательных атрибутов и требований, предъявляемых к проспекту эмиссии ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг - установленная федеральным законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг осуществляется как государством, так и негосударственными коммерческими структурами (банками, предприятиями, инвестиционными институтами и т.п.). Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг представляет собой итоговый информационный документ о проведенной эмиссии. Эмиссионной ценной бумагой согласно ст. 2 указанного Закона признается любая ценная бумага, в том числе и бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. К ценным бумагам относятся: акции, облигации, товарные и финансовые вексели, сберегательные сертификаты, опционы, инвестиционные паи, фьючерсные контракты, казначейские обязательства и др.

2. Объективная сторона данного преступления характеризуется следующими признаками: деянием, которое состоит в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг; крупным ущербом и причинной связью между ними. Злоупотребление может выражаться в следующих формах: внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; утверждение или подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Недостоверной информацией следует считать не любые сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, а лишь данные, которые необходимы в силу ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", но которые необъективно характеризуют эмитента и его финансовое положение.

Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации означает действия лиц, ответственных за правильное составление (написание текста) проспекта эмиссии, направленные на помещение в проспект сведений, не соответствующих действительности.

При этом законодатель требует, чтобы недостоверность сведений об эмитенте, его реальном хозяйственном и финансовом положении и информации, содержащейся в проспекте эмиссии, была заранее известна для тех руководящих и ответственных лиц, которые составляют проспект эмиссии. Выражаясь иначе, они должны знать о том, что информация недостоверна, еще до внесения ее в проспект эмиссии.
Утверждение или подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг означает совокупность следующих действий: обсуждение вопроса; голосование по нему и подписание протокола заседания (собрания). Участвующие в этих действиях лица должны осознавать то, что в документах содержатся недостоверные сведения.
Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Важно, чтобы виновный осознавал факт незаконности размещения эмиссионных ценных бумаг в связи с отсутствием государственной регистрации их выпуска.

3. Состав преступления - материальный, т.е. законодатель связывает момент окончания данного преступления с причинением крупного ущерба. Размер ущерба, трактуемого как крупный, определен в примечании к ст. 185 УК РФ и составляет свыше 1 млн. рублей.

4. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Виновный должен осознавать заранее недостоверность вносимых сведений и отсутствие государственной регистрации при эмиссии, предвидеть причинение крупного ущерба и желать наступления указанного последствия либо сознательно его допускать или относиться к этому безразлично.

5. Субъектом преступления чаще всего являются руководители организаций-эмитентов, должностные лица и служащие органов местного самоуправления, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях и отвечающие за: достоверность сведений, составляющих содержание проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Квалифицированным состав признается при совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК).


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 185]

1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион рублей, особо крупным — два миллиона пятьсот тысяч рублей.


« Следующая

Комментарий к статье 185

1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 — 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 29.12.2012) дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного Закона, не подлежат размещению, если иное этим Законом не предусмотрено.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5398; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225; 2005. N 11. Ст. 900; N 25. Ст. 2426; 2006. N 1. Ст. 5; N 2. Ст. 172; N 17 (ч. 1). Ст. 1780; N 31 (ч. 1). Ст. 3437; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 45; 2007. N 18. Ст. 2117; N 22. Ст. 2563; N 41. Ст. 4845; N 50. Ст. 6247, 6249; 2008. N 44. Ст. 4982; N 52 (ч. 1). Ст. 6221; 2009. N 1. Ст. 28; N 7. Ст. 777; N 18 (ч. 1). Ст. 2154; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3642; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; 2011. N 7. Ст. 905; N 23. Ст. 3262; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7040; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3269; N 31. Ст. 4334.

В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.
2. Согласно ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012).
———————————
СЗ РФ. 2011 N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562.

Порядок представления отчета эмитента об итогах выпуска содержится в ст. 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.
4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.
В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.
6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.
7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).
Вместе с тем внести в проспект эмиссии заведомо недостоверную информацию может, допустим, и иной сотрудник эмитента, а даже — гипотетически — лицо, не являющееся работником этой организации. И если указанные действия стали причиной сбоев в процедуре регистрации проспекта и размещения ценных бумаг, что повлекло причинение крупного ущерба эмитенту либо приобретателям бумаг, то названное лицо также может нести ответственность по комментируемой статье.
8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Комментарий к статье 185

1. Основной непосредственный объект — сфера экономической деятельности, связанной с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Дополнительный объект — права и интересы граждан, организаций и государства. В качестве предмета преступления в диспозиции выделены: 1) проспект эмиссии ценных бумаг; 2) отчет об итогах выпуска ценных бумаг; 3) эмиссионные ценные бумаги. Проспект эмиссии ценных бумаг — справочное издание, содержащее перечень и описание ценных бумаг государственных и негосударственных структур (банки, акционерные общества, предприятия и т.п.), намеченных к выпуску и продаже (публикуется в «Финансовой газете»). Статья 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (СЗ РФ. N 17. 1996. Ст. 1918 (ред. от 28.07.2012)) содержит перечень обязательных атрибутов и требований, предъявляемых к проспекту эмиссии ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг — установленная федеральным законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг осуществляется как государством, так и негосударственными коммерческими структурами (банками, предприятиями, инвестиционными институтами и т.п.). Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг представляет собой итоговый информационный документ о проведенной эмиссии. Эмиссионной ценной бумагой согласно ст. 2 указан-ного Закона признается любая ценная бумага, в том числе и бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. К ценным бумагам относятся: акции, облигации, товарные и финансовые вексели, сберегательные сертификаты, опционы, инвестиционные паи, фьючерсные контракты, казначейские обязательства и др.
2. Объективная сторона данного преступления характеризуется следующими признаками: деянием, которое состоит в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг; крупным ущербом и причинной связью между ними. Злоупотребление может выражаться в следующих формах: внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; утверждение или подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Недостоверной информацией следует считать не любые сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, а лишь данные, которые необходимы в силу ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», но которые необъективно характеризуют эмитента и его финансовое положение.
Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации означает действия лиц, ответственных за правильное составление (написание текста) проспекта эмиссии, направленные на помещение в проспект сведений, не соответствующих действительности.
При этом законодатель требует, чтобы недостоверность сведений об эмитенте, его реальном хозяйственном и финансовом положении и информации, содержащейся в проспекте эмиссии, была заранее известна для тех руководящих и ответственных лиц, которые составляют проспект эмиссии. Выражаясь иначе, они должны знать о том, что информация недостоверна, еще до внесения ее в проспект эмиссии.
Утверждение или подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг означает совокупность следующих действий: обсуждение вопроса; голосование по нему и подписание протокола заседания (собрания). Участвующие в этих действиях лица должны осознавать то, что в документах содержатся недостоверные сведения.
Размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Важно, чтобы виновный осознавал факт незаконности размещения эмиссионных ценных бумаг в связи с отсутствием государственной регистрации их выпуска.
3. Состав преступления — материальный, т.е. законодатель связывает момент окончания данного преступления с причинением крупного ущерба. Размер ущерба, трактуемого как крупный, определен в примечании к ст. 185 УК РФ и составляет свыше 1 млн. рублей.
4. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Виновный должен осознавать заранее недостоверность вносимых сведений и отсутствие государственной регистрации при эмиссии, предвидеть причинение крупного ущерба и желать наступления указанного последствия либо сознательно его допускать или относиться к этому безразлично.
5. Субъектом преступления чаще всего являются руководители организаций-эмитентов, должностные лица и служащие органов местного самоуправления, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях и отвечающие за: достоверность сведений, составляющих содержание проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Квалифицированным состав признается при совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК).

В данной статье рассказывается про ст 185 ч 3 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Практически любое изменение и недостоверная поправка в проспекте ценных бумаг, где также могут быть якобы утверждающие или даже подтверждающие факты считаются уголовно-наказуемым делом в соответствии со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Любая поправка в проспекте разных ценных бумаг, где могут быть внесены непроверенные информации, которые являются возможным утверждением недостоверных информационных данных, а также в виде уведомления об итоговых результатах. Все это будет приравниваться размещению ценных документаций, выпуск которых не смог пройти госрегистрацию. Но даже при этом деле есть свои исключительные моменты, особенно когда закон России, относительно ценных документов практически не предусматривается госрегистрация начального выпуска ценных бумаг, если даже все эти действия могут причинить особо большой урон всем гражданам, учреждениям и даже страну. Практически все это наказывается определенной суммой в виде штрафных выплат, или же в общем объеме трудовой деятельности или других вариантов уголовного наказания, которые могут быть назначены только судебными организациями. Здесь же может быть принято решение для определения срока на всю ответственность по Ст 185 ч 3 УК РФ.

Это все те же действия, которые осуществляются организованной группировкой людей по заранее подговоренному плану. Все члены данной преступной группировки понесут наказание в виде лишения свободы, или же выплатив крупную сумму штрафа избежать данной участи. Но в любом случае, любое наказание будет выбрано только через суд, к тому же именно здесь виновнику будет присуждено время, срок выплаты или отбывания наказания, а также общая сумма штрафа согласно со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Примечание к Ст 185 ч 3 УК РФ

В виде большого урона, а также дохода в особо крупном размере предусматривается именно в статье 185 действующего законодательства, где также может быть признан урон, в общем объеме, который будет превышать 1 млн руб, но в качестве особо крупного объема в 2 млн руб.

Законодательные разъяснения к Ст 185 ч 3 УК РФ

В качестве непосредственных объектов преступного деяния считаются лишь общественные отношения, которые складываются на экономическом рынке ценных бумаг. Дополнительно ко всему данным объектом могут выступать только имущественные вопросы, интересующие всех граждан РФ, учреждений, стран.

Объективной частью преступного деяния могут быть охарактеризованы в альтернативном варианте и только по определенным действия, в виде крупного урона всем заинтересованным в этом лицам и основным признакам для создания связи между всеми деяниями, где также не исключаются последствия. В начальном пункте среди альтернативно-проявленных деяний закон предусматривает внесение в список проспекта ценных документов, где могли быть внесены недостоверные данные. Согласно с данным законодательством на экономическом рынке имеется дополнительно установленная Федеральным законом очередность деяний, которые также могут быть размещены в стат. No2.

Общий состав преступных деяний считается финансовым; преступление может быть признан законченным именно с того самого момента, когда будет причинено любое рассматриваемое деяние в особо крупном объеме, то есть, если общая сумма урона превышает одного миллиона рублей. Это же рассматривается в примечании Ст 185 ч 3 УК РФ. Под общим уроном в составе преступного деяния необходимо будет понимать совокупность действующего ущерба, который может быть понесен только при итоговом заключении различных сделок на экономическом рынке по отношению ценных документаций, выпуск которых обычно признается совершенно недействительным.

Так как закон в этом случае может признать выпуск данных бумаг недействительным, если даже при этом предусматривается возможность без рискованного возврата потраченных на нее средств. Но в других ситуациях получивший урон можно будет определить в виде невозвращенных эмитентом ресурсы, помимо исключительных моментов.

Субъективная часть преступного деяния может быть охарактеризована только в качестве прямого умысла.

Субъективная часть преступного деяния в данном случае является специальным. Если же в проспект были внесены совершенно недостоверные данные и им при этом оказывается сотрудник эмитента, который непосредственно работает над этим проектом. При любом утвердительном вопросе содержимого в виде непроверенной информации указанного проспекта или же определенного уведомления, но все это будет равным размещению ценных бумаг, которые не были выпущены, так как по каким-то причинам не прошли регистрацию в госучреждении.

И только квалифицированный вариант состава преступного деяния могут быть охарактеризованы как совершение преступного деяния целой группой людей.

В этой статье вы узнали, что такое ст 185 ч 3 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов



Просмотров