Женская трудовая миграция из Таджикистана – это надолго. Елена тюрюканова женская трудовая миграция из россии в контексте миграционного режима

1

В статье рассмотрены причины, риски, формы и последствия развития женской трудовой миграции. Осуществлен социологический опрос жителей одного из регионов Российской Федерации, а именно Республики Башкортостан о причинах, рисках, последствиях женской трудовой миграции. Причинами женской трудовой миграции являются безработица, бедность, разногласия в семье, долги, потребность в средствах на воспитание и обучение детей, отсутствие собственного жилья, потребность в средствах на лечение близких. Основными рисками для женщин – трудовых мигранток в принимающих странах являются сексуальное или трудовое рабство, унижения, домогательства, притеснения, дискриминации, а в стране происхождения – разводы, потеря карьеры, пенсий. Женская трудовая миграция в принимающих странах существует в легальной, нелегальной и полулегальной формах. Последствиями женской трудовой миграции являются сложная реинтеграция женщин в общество их стран происхождения и сложности с поиском работы по возвращению из трудовой миграции, проблемы с пенсиями и пособиями, сложности в воспитании детей, разводы, депрессии, нервные срывы. Также в статье освещены результаты проведенного социологического опроса в одном из регионов Российской Федерации, а именно в Республике Башкортостан, о проблемах женской миграции.

региональная экономика

женская трудовая миграция

социологический опрос

человеческий капитал

принимающие страны

страны происхождения

региональный уровень

1. Ахметова А.Ф., Ишназаров Д.У. Миграционные процессы в Республике Башкортостан: причины и современное состояние // Материалы VI Международного студенческого научного форума 2014 г., прошедшего с 15 февраля по 31 марта 2014 г.

2. Галин Р.А., Хилажева Г.Ф. Трудовая миграция в Республике Башкортостан // Экономика и управление. – 2012. – № 2. – С. 16–23.

3. Дохунаева Т. Миграция населения // Трудовое право. – 2006. – № 7. – С. 10–18.

4. Иткулов И. Миграция с точки зрения интереса Республики Башкортостан // Экономика и управление. – 2007. – № 6. – С. 30–34.

5. Тюрюканова Е.В. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. – С. 64–80.

6. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago, University of Chicago Press, 1993, 3rd ed.

7. Kupets O. Brain Gain or Brain Waste? The Performance of Return Labor Migrants in the Ukrainian Labor Market // Economics Education and Research Consortium Working Paper. – 2011. – № 11/06E.

8. Schultz T.W. Investment in human capital: the role of education and of research. – Free Press, 1971. – 272 p.

9. Schultz T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. University of California Press, 1982 – 173 p.

Женская миграция как современный феномен в новом тысячелетии очень активно распространяется по всему миру. Женщины из менее развитых стран и регионов едут в поисках работы и средств существования в более развитые, чтобы в первую очередь обучить и воспитать своих детей. Но при этом женщины чаще становятся жертвами торговли людьми и являются более уязвимыми к разного рода притеснениям, дискриминациям, унижениям, насилию, потому что за границей они чаще всего заняты низкоквалифицированным трудом, работают домработницами, няньками, сиделками и поэтому полностью зависят от своих работодателей. Кроме того, если женщины ради заработка лишаются либо отказываются от своей карьеры, выполняя неквалифицированную женскую работу годами, их профессиональные знания, умения и навыки устаревают, происходит процесс потери либо обесценивания их человеческого, социального и интеллектуального капиталов (Brain Waste). То есть, с одной стороны, женская трудовая миграция - это возможность обучить и воспитать своих детей в краткосрочной перспективе, в то время когда в долгосрочной перспективе женщины могут потерять значительно больше в их личностном и профессиональном росте. Насколько эти умозаключения являются правильными, подтвердим или опровергнем в данной статье.

Целью статьи является теоретическое исследование проблем женской миграции, а также анализ результатов социологического опроса среди жителей одного из регионов Российской Федерации, а именно Республики Башкортостан, о причинах, рисках, последствиях женской трудовой миграции.

Поскольку целью статьи является анализ результатов социологического опроса, методология исследования состояла из подготовительного этапа (разработки анкеты для опроса жителей одного из регионов Российской Федерации, а именно Республики Башкортостан, о причинах, рисках, последствиях женской трудовой миграции для самих женщин, их семей, детей и общества в целом); проведения опроса; обработки его результатов; анализа собранной информации.

Женская трудовая миграция стала частью глобальной миграции. Этот феномен исследуется по всему миру, в том числе и в Российской Федерации учеными А. Ахметовой , Р. Галиным , Т. Дохунаевой , И. Иткуловым , Д. Ишназаровым , Е. Тюрюкановой , Г. Хилажевой и другими исследователями.

Женская трудовая миграция существует в нескольких формах: легальной, нелегальной и полулегальной.

Легальная форма - лучшая, но самая немногочисленная форма женской трудовой миграции, когда женщины могут находиться полностью легально в принимающих странах в полной безопасности, подписав трудовые контракты с работодателями.

Нелегальная форма - одна из самых многочисленных и опасных форм женской трудовой миграции, когда женщины нелегально или по краткосрочным туристическим визам попадают на территорию принимающих государств и априори они могут работать только в нелегальном либо полулегальном секторах экономики, из-за их нелегального положения в принимающих странах они особо уязвимы и часто подвергаются унижениям, насилию, притеснениям, разным видам дискриминации.

Полулегальная форма - одна из двух самых многочисленных и опасных форм женской трудовой миграции, когда женщинам еще до выезда из стран происхождения могут обещать легальную работу и официальное оформление в принимающих странах, но при пересечении границы отобрать у них паспорта, и они практически становятся жертвами торговли людьми, попадая в трудовое либо сексуальное рабство. В чем же причины женской трудовой миграции? Женская миграция продолжает распространяться, потому что:

во-первых, во многих странах мира стареет население, и все больше пожилых людей нуждаются в уходе;

во-вторых, в некоторых странах растет благосостояние населения, и домохозяйства в состоянии нанимать на работу домработниц, нянь, кухарок и т.д. Женская миграция - это процесс перемещения женского населения из одних регионов и стран в другие, где есть шанс найти работу. При этом главными причинами женской трудовой миграции являются безработица, бедность, разлады в семье, долги, потребность в средствах на воспитание и обучение детей, отсутствие собственного жилья, потребность в средствах на лечение близких и т.д. Схематически изобразим причины женской трудовой миграции на рис. 1.

Рис. 1. Причины женской трудовой миграции

В целом женская миграция - это очень сложный и серьезный феномен, малоизученный еще сегодня, напрямую связанный с психическим, физическим здоровьем не только отдельно взятой женщины или семьи, но и всего общества.

Также женская трудовая миграция напрямую связана со многими рисками для женщин:

  • попасть в сексуальное или трудовое рабство;
  • оказаться жертвами торговли людьми;
  • испытывать всякого рода унижения, домогательства, притеснения, дискриминацию и т.д.;
  • потерять семью;
  • лишиться возможности воспитывать своих детей, навсегда потерять духовную связь с ними, работая на расстоянии, именно в связи с этим среди новых терминов современной экономической науки, кроме понятия «феномен женской миграции», появился термин «социальное сиротство детей при живых родителях»;
  • лишиться возможности построить карьеру, потерять полученные ранее профессиональные знания, умения и навыки;
  • остаться без возможности полноценно реинтегрироваться в общество страны происхождения после возвращения из трудовой миграции;
  • лишиться возможности получать полноценную пенсию. Схематически изобразим риски женской трудовой миграции на рис. 2.

Кроме того, женщины теряют накопленный ими ранее человеческий капитал, ведь согласно теории человеческого капитала Г. Беккера и Т. Шульца , профессиональные знания, умения и навыки имеют свойство устаревать и приходить в негодность, если не самосовершенствоваться и не инвестировать в новые знания, умения и навыки. Если женщины до трудовой миграции получили еще и высшие образования как значимую инвестицию в их человеческий капитал, могут этот человеческий капитал безвозвратно потерять, выполняя только низкоквалифицированный труд за границей, потому что в связи с их новой трудовой деятельностью в качестве трудовых мигранток весь их накопленный человеческий капитал может быть безвозвратно потерян. Как уже отмечалось нами ранее, на сегодняшний день это явление в современной экономической науке обозначается понятием Brain Waste . Таким образом, изобразим возможные последствия женской трудовой миграции на рис. 3.

Рис. 2. Риски женской трудовой миграции

Рис. 3. Последствия женской трудовой миграции

Социологический опрос на региональном уровне о причинах, рисках, последствиях женской трудовой миграции

С целью исследования данного феномена нами был проведен социологический опрос среди жителей одного из регионов Российской Федерации о причинах, рисках, последствиях женской трудовой миграции, состоящий из таких вопросов:

1. Считаете ли вы, что женская трудовая миграция является следствием безработицы, низкого уровня жизни в стране происхождения?

2. Считаете ли вы, что женщины подвергают себя риску, мигрируя из страны происхождения в поисках работы?

3. Считаете ли вы, что вынужденная трудовая миграция является оправданным шагом, даже если женщины вынуждены бросить своих детей на долгие годы для их же блага?

4. Считаете ли вы, что, решившись на вынужденную трудовую миграцию, женщины навсегда лишают себя возможности построить карьеру в стране происхождения?

5. Считаете ли вы, что вынужденная трудовая миграция может иметь и позитивное воздействие на жизнь и карьеру женщин, мигрировавших из страны происхождения в поисках работы?

6. Считаете ли вы, что женская трудовая миграция оказывает негативное влияние на экономическое развитие региона-донора (т.е. страны, откуда выезжают мигранты)?

7. Считаете ли вы, что женская трудовая миграция оказывает благотворное влияние на регионы, принимающие мигрантов?

Жители одного из регионов Российской Федерации, а именно Республики Башкортостан, ответили на вопросы следующим образом: на первый вопрос о том, является ли женская трудовая миграция следствием безработицы, низкого уровня жизни в стране происхождения, подавляющее количество респондентов, а именно 57 %, ответили положительно. На второй вопрос о том, подвергают ли женщины себя риску, мигрируя из страны происхождения в поисках работы, 78,6 % из опрошенных респондентов ответили утвердительно. На третий вопрос о том, является ли вынужденная трудовая миграция оправданным шагом, даже если женщины вынуждены бросить своих детей на долгие годы для их же блага, только 27,4 % респондентов ответили утвердительно, в то время как 72,6 % опрошенных ответили отрицательно. На четвертый вопрос о том, могут ли женщины навсегда лишить себя возможности построить карьеру в стране происхождения, решившись на вынужденную трудовую миграцию, только 26,5 % опрошенных ответили утвердительно, в то время как 73,5 % респондентов так не считают. На пятый вопрос о том, может ли иметь вынужденная трудовая миграция и позитивное воздействие на жизнь и карьеру женщин, мигрировавших из страны происхождения в поисках работы, подавляющее большинство опрошенных, а именно 84,6 %, ответили утвердительно. На шестой вопрос о том, оказывает ли женская трудовая миграция негативное влияние на экономическое развитие региона-донора (т.е. страны, откуда выезжают мигранты), подавляющее большинство респондентов, 62,4 %, ответили положительно. На седьмой, последний вопрос о том, оказывает ли женская трудовая миграция благотворное влияние на регионы, принимающие мигрантов, 62,4 % из опрошенных ответили положительно.

Итак, женская трудовая миграция - это сложнейший многогранный современный феномен, малоизученный на сегодняшний день, оказывающий огромное влияние на существующие и будущие поколения людей как в принимающих для трудовых мигранток странах, так и в странах их происхождения.

Как правило, причинами распространения женской трудовой миграции являются потребность в средствах для воспитания и обучения детей, отсутствие собственного жилья на родине, безработица, бедность, разлады в семье, долги, потребность в средствах на лечение близких людей и т.д. Женская трудовая миграция является весьма рискованным проектом, который способен оказывать громадное влияние на жизнь женщин, их здоровье, их отношения с детьми, в семье и обществе, способен кардинально изменять жизнь трудовой мигрантки за границей, а также способен и оборвать ее жизнь тоже. Последствия женской трудовой миграции не всегда являются только лишь позитивными для женщин и их семей. Часто женщинам очень тяжело реинтегрироваться назад в общество; им тяжело найти работу в связи с потерей квалификации и ценного человеческого капитала; у них чаще случаются недоразумения с повзрослевшими без них детьми и разводы в семьях; они чаще остальных женщин попадают под воздействие депрессий, нервных срывов. В целом женская трудовая миграция - это тяжелейшая физическая и психологическая травма на всю жизнь, сильнейшее испытание как для самих женщин, так и для их детей, родителей и супругов, которое не каждая из женщин способна завершить успешно для себя, своего окружения и общества в целом. Согласно анализу проведенного исследования в одном из регионов Российской Федерации, а именно в Республике Башкортостан, о проблемах женской миграции, 57 % опрошенных считает, что женская трудовая миграция является следствием безработицы и низкого уровня жизни в стране. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных, 78,6 %, считает, что женщины подвергают себя риску, мигрируя из страны происхождения в другие страны в поисках работы. Также только 27,4 % респондентов согласились с тем, что вынужденная трудовая миграция является оправданным шагом, даже если женщины вынуждены бросить своих детей на долгие годы для их же блага, в то время как 72,6 % опрошенных ответили отрицательно. Кроме того, только 26,5 % опрошенных согласились с мнением, что решившись на вынужденную трудовую миграцию, женщины навсегда лишают себя возможности построить карьеру в стране происхождения, в то время как 73,5 % респондентов так не считают. Подавляющее число опрошенных, а именно 84,6 %, считает, что вынужденная трудовая миграция может иметь и позитивное воздействие на жизнь и карьеру женщин, мигрировавших из страны происхождения в поисках работы. Подавляющее большинство респондентов, 62,4 %, согласились с мнением, что женская трудовая миграция оказывает негативное влияние на экономическое развитие региона-донора (т.е. страны или региона, откуда выезжают мигранты). Также из всех опрошенных 62,4 % ответили положительно, что женская трудовая миграция оказывает благотворное влияние на регионы и страны, принимающие мигрантов.

Рецензенты:

Назарова У.А., д.э.н., зав. кафедрой экономики труда, предпринимательства и маркетинга, ГБОУ ВПО БАГСУ, г. Уфа;

Ишмуратов М.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической теории и социально-экономической политики, ГБОУ ВПО БАГСУ, г. Уфа.

Работа поступила в редакцию 10.10.2014.

Библиографическая ссылка

Пескова Д.Р., Абреу Бастос О.П. ПРИЧИНЫ, РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЖЕНСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-3. – С. 596-600;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35567 (дата обращения: 20.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Итак, женщины из России уезжают. Преимущественно для «замужа», хотя многие едут повышать свой образовательно-карьерный уровень. Но такие часто возвращаются. О тех, кто остается – в нашей статье.

Женская брачная миграция как социальный феномен появилась в 90-х годах, сразу после развала Советского Союза. Совсем немного времени исследователям понадобилось для того, чтобы понять, что это не просто тенденция, а серьезная проблема. Однако и по сей день женщины выходят замуж за представителей иностранных государств и покидают Россию, чтобы стать гражданами других стран. Чем все это грозит их исторической родине?

Социологи отмечают этническую особенность брачных миграций: «в составе потоков преобладают этнические русские, то есть основное население страны». Неудивительно, ведь в сознании западного мужчины сложился крепкий образ россиянки, и помимо особенностей характера в этом образе присутствуют и характеристики внешности – высокие, русые, со светлой кожей и голубыми глазами девушки невероятно высоко ценятся за рубежом. А ведь именно они и являются генофондом исконно русской нации.

За границу уезжают женщины молодые: 60% — в возрасте до 30 лет; из них 7% — моложе 20 лет; 30% — в возрасте 30-40 лет. Средний возраст брачных мигрантов составляет 28 лет.

Еще одной особенностью брачной миграции россиянок является их высокий уровень образования – более половины из них уже имеют высшее образование, многие продолжают обучение за рубежом. Для подобного вида миграции такой уровень образования очень высок – пресловутая «утечка мозгов», которую, однако, упорно не замечают, делая акцент именно на браке, имеет место и в данной ситуации.

Основной проблемой женской брачной миграции ученые считают именно размывание «суперэтноса» страны, потерю ее национальной составляющей. А ведь это еще больше углубит и без того серьезнейший демографический кризис в самой России. «Второй раз в российской истории ХХ века в стране происходит значительная абсолютная убыль населения (первый раз приходится на годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.): …устойчивая тенденция существенного превышения числа умерших над числом родившихся; …самая высокая в Европе смертность среди мужского населения в возрасте 20-55 лет; …сокращение числа браков при росте числа разводов…» (Ивахнюк И.В., Международная миграция в контексте демографического развития России).

Основными направления женской миграции традиционно являются США, Германия, Италия, Франция. Все больше появляется русско-турецких браков. Не отказываются россиянки и от браков с представителями ближневосточных государств.

Каковы же причины тотального увлечения российских женщин заморскими женихами? Их несколько. Во-первых, демократизация общества и развитие России в направлении открытого государства. Распахнувшиеся 20 лет назад перед россиянами границы дали массу новых возможностей для реализации и устройства собственной жизни, так что определенный процент наших сограждан просто не могли не уехать, и это нормально. Во-вторых, большая неудовлетворенность и неустроенность высокообразованных женщин в России. Особенность нашей страны в том, что экономически развитых центров, где можно найти хорошую работу и реализовать свои карьерные амбиции, в России немного. Мегаполисов так и вовсе по пальцам перечесть, а Москва, как говорится, не резиновая. В какой-то момент становится проще и желательнее найти работу за рубежом, чем соглашаться на более чем скромные условия в своей стране. Третьей причиной стала дискриминация женщин все в той же трудовой среде. Увы, но по причине патриархальных традиций нашего общества женщины, несмотря на одинаковый с мужчинами уровень образования, ущемлены в своих правах – им предпочитают представителей сильного пола, им платят меньшую зарплату, им «рекомендуют» не рожать хотя бы несколько лет после устройства на работу. Чувствуя свою социальную незащищенность россиянки предпочитают изменить родине. Еще одной причиной отъезда на ПМЖ за границу стала элементарная нехватка мужчин в стране. Такая нежелательная для женщин разница образовалась по причине того, что в России к массовой смерти мужчин никогда не относились как к катастрофе. А такая массовая смертность случалась за период отечественной истории нередко: многочисленные войны ХХ века, в ходе которых мужчины умирали миллионами, сталинские репрессии, в результате которых опять же страдали в основном мужчины. Да что далеко ходить – бурные 90-е для многих россиян стали непреодолимым препятствием: помимо уголовных разборок, увеличилось число инфарктов, а также самоубийств (такого уровня, как 20 лет назад, Россия еще не видела). В итоге и без того женская Россия стала еще более женской. За последние 20 лет перекос немного выровнялся, этому способствует и отсутствие войн и мало-мальски стабильная социально-экономическая ситуация в стране, однако, по-прежнему россиянки испытывают нехватку мужского внимания. Почему так происходит?

К сожалению, российские мужчины сделали себе не самую лучшую репутацию – в провинции, если мужчина не пьет, то он практически идеален, несмотря даже на полное отсутствие у него других достоинств. Столичные представители сильного пола переходный период новой России пока не пережили – семейные ценности, столь характерные для западного общества, в России еще не прижились: быть женатым не модно. СМИ навязывают образ вечно молодого, успешного и совершенно свободного холостяка, не обремененного ни женой, ни детьми, ни всеми вытекающими из этого проблемами. Молодое российское общество в лице мужчин пока не готово взрослеть и принимать зрелые ценности. Это ни хорошо и ни плохо, такова реальность. Со временем все исправится, но пока женщины остаются не у дел.

Но почему западный мужчина хочет себе в жены именно россиянку?

Одновременно с Россией кризис переживает и развитая часть земного шара, а именно Европа и США. Но их кризис носит культурно-ценностный характер, обусловленный социальными особенностями. Основной проблемой Европы стало падение рождаемости и увеличение средней продолжительности жизни, ведущие к старению и уменьшению численности коренного населения. Одним из способов омоложения населения многие демографы считают увеличение потока молодых женщин из восточной Европы. Таким образом, демографическая ситуация и демографические проблемы Западной Европы и России являются важнейшим фактором женской брачной миграции из России и заключения браков с иностранцами.

Еще одной причиной популярности заморских женихов стало отторжение отечественными женщинами феминистских ценностей. После распада Советского Союза в сознание россиянок внедрялось два популярных образа: бизнес-вумэн и жена «нового русского». «Новых русских» на всех не хватило, а стать самостоятельными бизнес-леди многие российские женщины не смогли или не захотели. Хорошей заменой отечественному принцу на белом «Мерседесе» стал заморский принц, пусть и не самого большого достатка – выйти замуж за иностранца стало престижно. И тут интересы россиянок совпали с интересами западных мужчин – те как раз не хотели видеть рядом с собой эмансипированных соотечественниц, которые рьяно боролись за свои права. Мужчины стали жаловаться на недостаток женственности, нехватку нежности и внимания со стороны своих женщин. Все это, как выяснилось, им могут дать жительницы России.

«Рай – это американская зарплата, русская жена, английский дом и китайская пища», – шутят иностранцы. Но в этой шутке есть и доля правды. Русская женщина в полной мере соответствует представлениям западных женихов о том, какой должна быть жена. Она согласна поступиться своей карьерой ради семьи, она домашняя, послушная, с ней можно договориться. Она довольствуется малым, потому что жизнь за рубежом уже кажется ей сказкой. Она зависима от мужчины, потому что адаптация в новой стране требует времени, а пока это не произойдет она будет полностью зависеть от своего супруга. Это ли не сказка? Ну и не секрет, что русские женщины считаются одними из самых красивых в мире. Они не разучились ухаживать за собой, не разучились быть женственными – всего этого сейчас катастрофически не хватает зарубежным дамам. По словам их соотечественников, они становятся все более мужественными, все менее отличными от них самих.

Удивительно, но даже те наши соотечественницы, которые смогли адаптироваться к новым реалиям после развала Советского Союза, сейчас активно ищут женихов за границей. Именно они стали в дальнейшем клиентками международных брачных агентств. Почему успешные, образованные, самодостаточные и красивые женщины остаются одни?

Вполне логично, что добившись определенных успехов в карьере, женщина хочет, чтобы рядом с ней был достойный спутник. Однако успешные мужчины совсем иначе видят свою идеальную половину. Как показывает исследование известного московского психотерапевта Н. Нарицына, успешный российский мужчина скорее предпочтет не обремененную интеллектом молодую девушку, чем равную себе, которая вместо того, чтобы помочь расслабиться после трудового дня, укажет на проблемы, которые умный мужчина видит и без подсказки.

Таким образом, сложилась совершенно уникальная ситуация, при которой самые лучшие представительницы нации остаются в одиночестве, не имея возможности продолжить род. Это, безусловно, ухудшает генофонд страны. Самое обидное состоит в том, что даже за рубежом уровень образования женщины не играет совершено никакой роли для потенциального жениха. А опытные сотрудники брачных агентств рекомендуют не упоминать о наличии второго и последующих образований в анкете, потому что это скажет мужчине о том, что перед ним очередная карьеристка, которых он как раз и хотел избежать, отправившись на поиски жены в Россию.

А каков же портрет типичного западного жениха, приезжающего в Россию за невестой? Это мужчина в возрасте от 30 до 50 лет, часто разведен и имеет детей. Как правило, среднего достатка. От брака такой мужчина ждет комфорта и стабильности, уверенности в своей жене. Часто хочет детей. Вовсе не против, чтобы дети были и у невесты – к прошлой жизни женщины западные женихи относятся очень спокойно.

Какой же вывод можно сделать? Женская брачная миграция стала уникальным способом адаптации российских женщин к новым условиям. Им оказалось проще адаптироваться в совершенно чужой стране, чем в своей собственной. Для России этот процесс при дальнейшем развитии может иметь несколько следствий: некоторое выравнивание демографического дисбаланса между женским и мужским населением за счет оттока женского населения (ежегодно из России уезжают сотни тысяч женщин); значительная потеря национального генофонда; ослабление жизненных сил русского суперэтноса.

Инна, 25 лет

С момента нашего знакомства со Скоттом и до моего переезда в США прошел ровно год. 27 марта у нас свадьба. Мы познакомились на сайте знакомств, несколько месяцев переписывались и общались по скайпу. Потом он приехал ко мне и сразу сделал предложение. Я согласилась, и мы начали готовить документы на визу невесты. В общем и целом это заняло чуть больше полугода. Как только мне дали визу, я уехала к нему – для этого пришлось уволиться с работы. Он живет недалеко от Чикаго, у него свой небольшой дом. Работает системным администратором в местном банке. Доход не очень большой, но нам хватает. Как только мне дадут разрешение на работу, я планирую начать работать там – у меня два высших образования. Немного мешает плохое знание иностранного языка, но это со временем придет. Я выбрала заграницу, потому что не вижу для себя будущего в России – несмотря на образование, к 25 годам я все еще жила на съемной квартире и перспектив для покупки собственной у меня не было. Растить детей в такой обстановке не хочется, а Скотт, несмотря на не слишком большой заработок, может дать мне уверенность в завтрашнем дне. И Скотт, и его страна.

25.09.2017 15:09 msk

Изменения, произошедшие в Таджикистане за годы независимости, привели к новому социальному явлению – массовой трудовой миграции, заметную часть в которой составляют женщины. Доля женщин в общей массе трудовых мигрантов, выезжающих из Кыргызстана в Россию, в 2016 году составила 39%, в то время как таджикских женщин-мигрантов в России намного меньше – лишь 17% от общего числа.

На одном из недавних круглых столов по проблемам трудовой миграции из Таджикистана один из участников предположил, что все дело в менталитете: таджики оседлая нация, а кыргызы - кочевая, поэтому женщины Кыргызстана «легки на подъем». Тем не менее этот вывод подвергся критике историков, поскольку переход кыргызов к оседлости завершился еще в конце 30-х годов минувшего века с завершением процесса коллективизации в советских республиках Центральной Азии . Участники круглого стола пришли к общему выводу - главными причинами современной женской трудовой миграции из Таджикистана были названы совершенно иные факторы.

Было, но прошло

Со времен восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны советские женщины составляли существенную часть так называемых лимитчиков, выезжавших на стройки в Москву и добровольцев на всесоюзных ударных комсомольских стройках. Были среди них девушки-таджички, однако говорить о массовой смене ими места жительства и работы не приходилось - уезжавших далеко от родины были единицы.

По издавна сложившимся канонам поведения, главной ролью большинства женщин-таджичек в советский период было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Поскольку основными кормильцами в таджикских семьях были мужчины, доля женщин, занятых на рынке труда Таджикистана, была едва ли самой низкой в Советском Союзе.

В таких отраслях, как строительство, общественное питание и транспорт процент работающих женщин не превышал 10 – 15%. Несколько выше были показатели в сельском хозяйстве – в нем трудилась одна треть всех занятых в науке, культуре и искусстве – до 40%. И лишь в сфере образования и здравоохранения доля женщин была преобладающей.

После распада СССР и обретения Таджикистаном независимости в сегменте женской занятости на внутреннем рынке труда произошли заметные изменения. Подорванная гражданской войной экономика, дефицит рабочих мест на фоне высоких темпов прироста населения Таджикистана привели к снижению занятости женщин более чем на 15%, причем во всех сферах деятельности.

В центральных и северных промышленно развитых районах Таджикистана к 2010 году доля занятых женщин трудоспособного возраста от общего числа женского населения составляла лишь треть, а в Горном Бадахшане – не более 3%. По экспертным оценкам, реформа сельского хозяйства, в ходе которой были ликвидированы колхозы и совхозы, привела к безработице от 130 до 150 тысяч женщин. Как и во всех постсоветских странах Центральной Азии, в Таджикистане с середины 90-х годов начал набирать обороты процесс трудовой миграции.

Почему не на родине

Причины роста миграционных настроений и женской трудовой миграции в Таджикистане мало чем отличаются от причин трудовой миграции женщин других постсоветских стран и исследованы достаточно полно. В числе основных факторов, побуждающих женщин искать работу за пределами своей страны, на первое место эксперты ставят бедность (по данным Всемирного Банка 13% населения Таджикистана проживает за чертой бедности, и с 2009 года данный показатель практически не изменился).

Второй причиной исследователи называют безработицу и отсутствие перспектив трудоустройства на родине. Третья, по мнению экспертов, - низкий уровень социальной поддержки беднейших слоев населения со стороны государства.

Также таджички ищут работу вне республики по ряду субъективных причин. По многочисленным телеканалам развитого в Таджикистане (даже в отдаленных кишлаках) спутникового телевидения люди видят высокий уровень жизни практически всех стран мира и, сравнивая с ним свою жизнь и свой быт, начинают думать о перемене мест, где можно «жить по-европейски». Кроме информации с телеэкранов, в каждой таджикской семье знают примеры успешной адаптации знакомых и соседей в России, и других странах, и интеграции земляков в незнакомые им ранее местные сообщества.

Поэтому к числу причин, побуждающих женщин к отъезду, в последнее время можно уверенно причислять и личные мотивы: желание незамужних таджичек заработать деньги для себя и родственников, получить образование, приобрести нужную профессию. Не на последнем месте – желание устроить личную жизнь далеко за пределами своего дома, что, впрочем, характерно для любой постсоветской страны, включая Россию.

Кто они, женщины-мигранты?

В связи со значительным числом центров миграционного притяжения в России, социально-демографический состав таджикских женщин-трудовых мигрантов исследован весьма слабо. Известно лишь, что социологи условно делят их на две группы.

Более многочисленная группа - женщины, уехавшие работать и жить с мужьями и детьми или переехавшие к ним на временное или постоянное жительство. Менее многочисленная, но быстро растущая группа – молодые незамужние женщины, с преимущественно невысоким уровнем образования, самостоятельно выехавшие на заработки и нашедшие низкоквалифицированную работу, временами тяжелую, не пользующуюся популярностью у россиян.

Тем не менее попадающиеся иногда в прессу истории женщин мигрантов, занятых «адским трудом» являются скорее вымыслом, чем фактом. Как первая, так и вторая группа женщин мигрантов занята в России, преимущественно, «женским» трудом: в сфере торговли, общественного питания. Часть работает у физических лиц: поварами, нянями, сиделками, домработницами. Часть из них находит работу на предприятиях легкой промышленности, в сельском хозяйстве и даже в строительстве.

Начиная работать в России, большинство таджичек опираются на помощь родных и знакомых, поначалу в складчину снимают жилье, но с течением времени постоянно улучшают свои жилищные условия. Что же касается уровня заработной платы, то, по оценкам ряда экспертов, в таких отраслях как строительство и сельское хозяйство заработная, плата таджикских женщин в регионах России зачастую заметно превышает среднероссийский уровень.

Совсем не «женский» труд

«В 2001 году я приехала с братом на заработки во Владимир из таджикского города Канибадам, – рассказывает 45-летняя Зебо Каландарова, крановщица одной из крупных строительных организаций. – В Таджикистане у меня были навыки работы швеей, но в Таджикистане этим занимаются много женщин, и заработки были небольшими. Долго безуспешно искала работу во Владимире, пока весной брат не предложил мне поработать в их строительной бригаде. Наступившим летом мне удалось неплохо заработать на стройке, на внутренних и внешних отделочных работах.»
Она подчеркнула, что коллектив и работа ей понравились.

«Вскоре я вышла замуж за разведенного русского мужчину из нашей строительной организации и искать другую работу уже не было смысла. Получив российский паспорт и гражданство, по предложению нашего прораба я прошла курс обучения работе на колесных автокранах «Ивановец». Спрос на работу крановщиков, особенно с марта по октябрь - огромный, к российской зиме тоже привыкла. Заработки высокие, часть зарплаты посылаю родителям. С мужем и сыном уже несколько раз были на моей родине, и моим мужчинам Таджикистан очень понравился», - отмечает Зебо.

Эта и другие подобные истории женщин-таджичек, связавших свою жизнь с Россией, - уже не большая редкость. И число женщин, получивших российское гражданство, ежегодно растет, в том числе благодаря российской государственной Программе переселения в Россию соотечественников из стран СНГ.

«Вы будете быстро развиваться»

По данным министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Сумангула Тагойзоды, за первое полугодие 2017 года число трудовых мигрантов из Таджикистана в сравнении с тем же периодом 2016 года по разным причинам уменьшилось на 21%.

На первый взгляд, цифра солидная и отражает успехи таджикских властей в создании новых рабочих мест. Безусловно, такие успехи есть, но основные причины снижения численности мигрантов объясняются главным образом финансовыми сложностями на изменившемся рынке труда России и объемными черными списками нарушителей российского миграционного законодательства.

Трудовая миграция из Таджикистана в обозримом будущем вряд ли будет сокращаться такими же темпами. Напротив, по прогнозам исследователя трудовой миграции Натальи Зотовой, масштабы трудовой миграции женщин из Таджикистана будут увеличиваться.

Результаты выборочных социологических исследований настроений женщин-мигрантов из стран Центральной Азии в городах России показывают, что средняя продолжительность их работы в России у них составляет от 3 до 7 лет, и эти сроки непрерывно растут. Примерно половина женщин-мигранток планирует, заработав деньги, вернуться на родину, но у пятой части из них уже сформировалось устойчивое убеждение остаться в России навсегда, и примерно столько же женщин всерьез задумываются над этим.

В 1996 году в Москве состоялся Первый форум переселенческих организаций, созданных мигрантами из стран СНГ. На нем выступил сотрудник Московского бюро Международной организации по миграции (IOM) профессор этнографии из США Ричард Моррис. Моррис посетил крупную мигрантскую общину в городе Борисоглебск Воронежской области и другие районы компактных поселений выходцев из Таджикистана.

«Законы развития экономики и общества справедливы для всех стран. Нашу страну строили мигранты со всего мира. И вы, мигранты, будете быстро развиваться в России», - заявил он тогда.

Так и произошло. Спустя 20 лет многотысячная община переселенцев из Таджикистана в Борисоглебске и других городах успешно интегрировалась в местное сообщество. В Москве, во многих других регионах России сложились и быстрыми темпами развиваются диаспоры из стран Центральной Азии. И таджикские диаспоры не являются исключением.

В этой связи историки приводят малоизвестный факт: в 20–30-е годы ХХ века большинство дворников в Москве были татары, выходцы из Татарской АССР. Успешно интернировавшись в столице, эти люди встали на ноги, заработали на жилье и дали своим детям хорошее образование.

Сегодня их рабочие места в московских дворах заняли работящие мужчины и женщины из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, а татарская диаспора в Москве – одна из самых многочисленных и успешных. Вне всякого сомнения – пройдет еще несколько десятилетий, и история, подобная истории трансформации татарской диаспоры в Москве, вновь повторится. На этот раз – с трудовыми мигрантами из Центральной Азии.

Андрей Захватов

Вопросы, связанные с женской трудовой миграцией из стран Средней Азии, еще мало изучены. Этот феномен ставит перед исследователем целый ряд вопросов. Каким образом происходит слом гендерных стереотипов женщин Средней Азии? Что является толчком при принятии решения о работе на выезде? Каким образом происходит адаптация женщин в принимающей стране, какие ресурсы они могут мобилизовать для решения собственных проблем в России? Каким образом складывается их жизнь «на два дома», и многие другие.

В традиционной системе распределения ролей в среднеазиатской семье мужчина обеспечивает семью, зарабатывая деньги. Женщина выполняет репродуктивные функции, начиная от рождения и воспитания детей и заканчивая ведением домашнего хозяйства, поддержанием жизнеобеспечения семьи. Подобное распределение ролей было жестко закреплено на протяжении многих столетий, в том числе, нормами ислама.

После установления советской власти в регионе и проведения социальных, экономических, политических реформ наметились отдельные черты ухода от традиционной патриархальной семьи – часть женщин продолжала образование после окончания школы и затем работала. Так, например, в 1995 г. в Таджикистане доля женщин в общей численности рабочих и служащих составляла 38,5%, причем такой удельный вес оставался практически неизменным с 1970 г.*

Тем не менее, как отмечает О.И.Брусина, среднеазиатское общество сопротивлялось модернизации; в советский период отчетливо проявилась устойчивость и живучесть, особенно на бытовом уровне, традиционного образа жизни – иерархичных социальных связей, правовых отношений, основанных на нормах обычного права и шариата. И в настоящее время большинство населения Средней Азии – это преимущественно сельские жители, воспроизводящие традиционный, во многом архаичный, патриархальный уклад в быту.*

Таким образом, наблюдаемое явление, когда женщина становится «добытчиком» в семье, берет на себя груз ответственности за обеспечение достойного уровня существования ее членов, заслуживает отдельного анализа. В целом, хотя выезд женщин из Таджикистана на заработки в другую страну является крайне непривычным для среднеазиатского общества, он укладывается в основные закономерности развития миграционных процессов в мире на рубеже XX–XIX веков. Специалисты отмечают, что феминизация миграционных потоков с 1990-х гг. является характерной чертой новейшего этапа развития международной трудовой миграции.*

В отдельных случаях женщины используют собственный значимый ресурсный потенциал (например, высшее образование и опыт работы на родине); в данной ситуации они пользуются поддержкой только ближайшего круга родственников (если они живут и работают в России), влияние мигрантских сетей сводится к минимуму.

В Москве и Подмосковье три интервью было взято у молодых девушек из Душанбе. Сами девушки и их семьи принадлежат к слою образованных людей Таджикистана, интеллигенции и элиты республики. Остановлюсь на их жизненных историях подробнее.

Таджичка из смешанной семьи

Семья Ольги, 19 лет, приехала в Москву в 1996 г., т.к. отец должен был защищать докторскую диссертацию. После защиты он попросил семью переехать к нему. В Душанбе остались родственники как со стороны матери (она русская), так и со стороны отца (он таджик). Сама девушка, родившись в смешанном браке, считает себя в большей степени таджичкой, хотя и отмечает, что плохо владеет таджикским языком. В Москве Ольгу как русскую не воспринимают. Более того, она сама не считает себя русской, в силу этого выделяясь по этнической самоидентификации. Дополнительным свидетельством тому можно считать ее круг общения. У девушки мало знакомых таджиков в Москве, большинство ее друзей – армяне; «не знаю, так уж складываются обстоятельства», - отмечает она.

За восемь лет проживания в Москве Ольга окончила школу и поступила в МГУ. Семья проживает в общежитии Университета, они имеют временную годовую регистрацию, которая оформляется через общежитие. Сейчас члены семьи планируют подавать документы на получение российского гражданства. Остро стоит жилищный вопрос, т.к. из года в год перспектива продления проживания в общежитии уменьшается. За время проживания в Москве глава семьи побывал на родине в Душанбе три раза, мать – один раз, дочь – ни разу. Все члены семьи работают, средний доход на каждого члена семьи составляет $300 в месяц. Одна треть общего бюджета расходуется на решение бытовых проблем, питание. Из насущных проблем девушка отметила отсутствие медицинской страховки.

Поиском работы Ольга занималась самостоятельно, она совмещает работу и учебу. В настоящий момент она работает редактором веб-сайта агентства по недвижимости. Поиск работы осуществлялся при помощи стандартных процедур для кандидатов на вакансии – размещении резюме по выбранным объявлениям, прохождении ряда собеседований и т.п. Существуют проблемы с легальным оформлением на работе. Как добавила девушка, из десяти случаев отказа в приеме на работу в трех случаях это происходит по причине этнической принадлежности.

Стратегия поведения данной семьи заключается в желании «закрепиться в Москве». Для этого, в первую очередь, необходимо решить вопрос получения российского гражданства. Поскольку в Москве у них нет родственников и близких людей, очевидно, что собственные проблемы члены семьи научились решать самостоятельно. Молодая девушка уже нашла неплохую работу, вносит собственный вклад в семейный бюджет. Таким образом, дальнейшие планы Ольги и ее семьи связаны с Россией, переходом из категории мигрантов в категорию граждан принимающей страны.

У них нет родственников и близких людей в Москве, поэтому члены семьи не могут использовать ресурсы разветвленных мигрантских сетей в России. А.А.Степанян в статье, посвященной армянской общине Москвы, пишет: «Интеграция этнических групп в инокультурное окружение зависит от целей и задач, которые ставят перед собой переселенцы, и, конечно же, решающим фактором тут становится отношение к ним принимающего государства. /…/ Поначалу переселенцы стараются держаться вместе, вырабатывают необходимые нормы совместного проживания». Он же приводит слова российского этнографа А.Дридзо о возникновении феномена «братства по кораблю», когда возникает своеобразная братская община людей, прибывших на одном корабле (эти слова можно понимать и в переносном смысле), которая в чужом краю нередко компенсировала им отсутствие родственных групп.*

По моему мнению, это положение верно для всех групп людей, не являющихся автохтонным населением конкретной территории. Помимо формирования общностей по этническому признаку, формируется также некая над-общность, своеобразное «братство по кораблю», объединяющее мигрантов в стране пребывания. Это хорошо видно из примера, приведенного выше, а также будет иллюстрироваться в дальнейшем.

Золотая молодежь

Семья другой девушки из Душанбе относится к деловой элите Таджикистана. Главной целью приезда Хабибы в Россию явилось то, что семья решила вложить свои сбережения в покупку квартиры в Москве. Девушка 22 лет приехала из Душанбе только в конце 2004 года. Она имеет высшее образование (Славянский университет) и опыт работы в Национальном банке Таджикистана, а также волонтером в разных международных организациях. Владеет несколькими языками – русским, узбекским, татарским, таджикским, английским. Она родилась в смешанной узбекско-татарской семье; родственники (родители и младший брат) остались на родине. Этническое самосознание девушки из смешанной семьи сложное. Она не ощущает себя узбечкой, и не хочет ей быть; стесняется говорить, что татарка. При этом всегда с гордостью говорит, что является душанбинкой.

Интересно отметить, как молодая девушка с хорошим опытом работы в Душанбе решила проблему трудоустройства в Москве. По приезде в Москву Хабиба сняла комнату у родственников в ближнем Подмосковье, а недавно переехала в г.Сергиев Посад, где она живет вместе с молодым человеком (он узбек). По приезде в Россию она окончила краткосрочные курсы менеджеров по недвижимости одного из московских агентств. По окончании курсов многие агентства по недвижимости предлагали выпускникам трудоустройство в своих компаниях. Работая в одном из агентств, она начала параллельный поиск места работы с фиксированным базовым окладом. Путем размещения резюме и собеседования с работодателями она успешно устроилась на работу в крупный известный банк.

Активная жизненная позиция девушки проявляется во всех аспектах жизни в Москве. Необходимо отметить, что она оформила российское гражданство и заграничный паспорт еще на родине. В Москве она подала документы на получение российского паспорта нового образца, и он уже выдан. Тем не менее, ее периодически останавливает милиция, как и других выходцев из Средней Азии, выделяющихся своей внешностью. Однако, умение отстаивать свои интересы помогает и в неприятных столкновениях с милицией. Например, когда она сдавала документы на получение нового российского паспорта, у нее отобрали таджикский паспорт. Девушка позвонила в офис Международной организации по миграции в Душанбе, где ее снабдили телефонами всех необходимых организаций в Москве. Несколько звонков – и проблема была решена, паспорт вернули. Ответ на мой вопрос «Кто может помочь в решении проблем – земляки, члены таджикских общин, правозащитники, негосударственные организации (фонды), посольство Таджикистана?» она сформулировала так: «Могут помочь – все – самое главное – просить, просить, просить, а точнее долбить – по темечку – пока не пробьешь свое - положенное». В этих словах заключена стратегия молодой девушки – нацеленность на успех, способность достичь многого собственными силами.

Жизнь в Подмосковье

Можно привести еще одну историю успешной адаптации молодой мигрантки и ее семьи в России. Дильбар 33 года, она родом из Душанбе, узбечка. Первый раз попала в Россию в 1996 г., но вскоре уехала обратно. На родине она вышла замуж за таджика, родила первого ребенка. Когда ребенок немного подрос, они с мужем приняли решение о выезде в Россию (1999 г.). Сама Дильбар говорит: «У нас необычная семья, современная; все решения мы принимаем вместе. Семья поселилась в Московской области, т.к. там у Дильбар имелись родственники. Отец девушки (узбек), который разошелся с ее матерью, давно проживал в городе. Кроме того, там же жил и дядя, который работает в структурах МВД.

В Душанбе Дильбар училась в русской школе, затем окончила кулинарный техникум. Работала экспедитором на хлебозаводе Душанбе. Интересно отметить, что это единственный известный мне случай, когда представитель мигрантов (как среди мужчин, так и среди женщин) работал по специальности и по приезде в Россию. Так, девушка работала поваром в ресторане восточной кухни в Подмосковье и еще нескольких подобных заведениях. Муж Дильбар первоначально работал в Москве, в иранской фирме, занимающейся поставкой и продажей сухофруктов, а также посольстве Ирана. Однако, ежедневная дорога в Москву и обратно на электричке отнимала очень много времени и сил. Кроме того, Дильбар боялась за мужа из-за многочисленных случаев нападения националистов и скинхедов на мигрантов в электричках. Поэтому ему пришлось искать работу рядом с домом. Вдвоем с братом жены, приехавшим в Россию позже сестры, они занимаются отделкой квартир.

Бытовые проблемы не стоят как-то особенно остро перед молодой семьей. Им есть, где жить (некие уехавшие за границу дальние родственники разрешили бесплатно проживать в квартире); глава семьи в сезон строительных работ (весна – осень) неплохо зарабатывает. Сама Дильбар сейчас не работает, поэтому откладывать деньги в настоящий момент не удается. Летом им первый раз за все время проживания в России не удалось съездить на родину из-за материальных затруднений.

Старший сын окончил второй класс школы, младший находится дома с матерью. Дети прикреплены к местной поликлинике, их принимают за плату. Граждан СНГ обязаны принимать в российские больницы в острых случаях, поэтому, когда старший сын лежал со сложным переломом руки в больнице (это не считалось острым случаем), и за это пришлось платить. Дети в этом смешанном браке считаются таджиками по отцу, и сама Дильбар думает так же. В семье родители говорят между собой по-русски, мать говорит с детьми по-русски, отец использует два языка – русский и таджикский.

В целом, можно сказать, что жизнь этих мигрантов это нормальная жизнь молодой семьи. Какие стоят перед ними проблемы? Пожалуй, одна из проблем – отношение общества и отдельных людей к мигрантам, проявления ксенофобии в России. Эта семья – люди с позитивным отношением к действительности. По наблюдениям моей собеседницы, «наверное, процентов 90 людей – нормальные, 10% - плохие, так же везде». В основном, отношение к ним в России спокойное, доброжелательное. У старшего сына нет проблем, связанных с проявлениями ксенофобии в школе, много друзей из класса. Безусловно, в разговоре всплывают и обиды – на ужасное отношение к мигрантам в ОВИРах, где необходимо оформлять временную регистрацию, неприязнь со стороны отдельных людей – соседей, врачей. Интересно отметить, как общество в отдельных случаях выступает как здоровая самоорганизующаяся система – распоясавшуюся соседку, постоянно высказывающуюся на тему: «Понаехали тут, и наши места заняли, и хлеб наш едят», начинают урезонивать сами местные жители: «Что тебе плохого сделали? Твой, что ли, хлеб едят? Они работают, живут самостоятельно, и т.п.».

Какова стратегия данной семьи? Хотят ли они вернуться на родину? По всей видимости, нет. Они живут в России достаточно давно, адаптировались, привыкли к жизни здесь. Дильбар говорит: «Конечно, тоскуем по дому. Стараюсь ездить домой с детьми каждое лето, по возможности. Но муж говорит, родина там, где живешь. Планы? – Надо выкупать квартиру, оформлять гражданство. Если бы дома все хорошо было… Кроме того, хочу, чтобы дети здесь хорошее образование получили». Таким образом, они нацелены на интеграцию в российское общество.

Факторы успеха

Какие выводы можно сделать после рассказа о трех девушках? Основными ресурсами успешной адаптации в России являются: хорошее образование и наличие опыта работы на родине, гибкость и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, не в последнюю очередь обусловленные молодостью мигранток. Кроме того, важным фактором, связанным с полученным образованием и воспитанием, является исключенность из традиционалистского общества, отсутствие приверженности патриархальным устоям, эмансипированность девушек. Наличие таких значимых ресурсов позволяет рассчитывать на собственные силы, в минимальной степени задействуя ресурс земляческой и родственной поддержки.

Стратификация общества Таджикистана, которая является одним из факторов, выталкивающим людей в трудовую миграцию, проявляется очень ярко при изучении гендерного аспекта проблемы. На одном полюсе миграции находятся преимущественно молодые люди (девушки), имеющие некоторый «исходный задел», зачастую из обеспеченных семей, представители «золотой молодежи» Таджикистана, которые получили высшее или неоконченное высшее образование на родине. Многие учатся в ВУЗах России, и параллельно работают. Это люди с активной жизненной позицией, очень мобильные, отдающие полный отчет в том, что они обладают значительными возможностями для самореализации и трудоустройства. В сущности, их карьера, заработок, жизненная стратегия – в собственных руках.

На другом полюсе находятся большинство женщин – трудовых мигрантов. При изучении имеющихся возможностей для трудоустройства традиционализм таджикистанского общества проявляется очень ярко. В «иерархии должностей» на рынках женщинам, действующим самостоятельно, не членам семей мужчин, вписанных в структуру рынков, закрыт путь на более высокие ступени, они не могут стать чем-то большим, чем продавщицы (скажем, владелицами нескольких торговых точек или снабженцами, которые закупают на оптовых базах фрукты и овощи для продажи на торговых точках).

Каковы дальнейшие перспективы явления трудовой миграции женщин из Таджикистана? Можно полагать, что масштабы женской трудовой миграции будут увеличиваться. С.Олимова, анализируя основные черты ситуации на рынке труда в Таджикистане, в частности, отмечает: «Сокращается занятость в социальной сфере, что, с одной стороны, способствует снижению общего уровня занятости трудовых ресурсов в общественном секторе, особенно женского трудоспособного населения и обуславливает рост безработицы. С другой стороны, не осуществляется заявленная социальная направленность реформ, уменьшается доступ к системе социальной помощи, ухудшается социальное положение трудящихся, резко ослабла социальная защита населения».*

Таким образом, при изучении трудовой миграции женщин из Таджикистана мы можем наблюдать проявление теоретического положения об изменении социокультурных норм на практике. По причине развития миграционных сетей все большее количество женщин вовлекается в миграцию. Если сейчас мы видим, в основном, женщин, вынужденных зарабатывать самостоятельно в силу личных и семейных причин, то можно прогнозировать дальнейшее развитие явления, когда женщины начинают выезжать в миграцию под воздействием примера знакомых и родственников. Действительно, происходит изменение традиционного распределения гендерных ролей, издавна установившихся на протяжении многих столетий, когда мужчина занимался отходничеством, заработком на выезде, а женщина управляла хозяйством дома. В настоящее время все большее количество молодых женщин признается в том, что у них современные взгляды, и они не видят никаких преград к тому, чтобы выехать на заработки вместе с мужем, а иногда и всей семьей, с детьми. Хотя в численном измерении поток женской трудовой миграции из Таджикистана еще не очень велик, то в качественном измерении он очень значим, поскольку демонстрирует значительные сдвиги в системе традиционного общественного устройства республики.

По данным МОМ, Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии.

Большинство российских гостей – это выходцы из стран Центральной Азии. Одни из них приезжают сюда поработать на сезон или на несколько лет, а затем возвращаются домой. А кто-то остаётся надолго.

Миграционная активность стала проявляться и среди женщин. Несмотря на то, что в Центральной Азии, как правило, сильнее выражены традиционные ценности и гендерные уклады, доля выезжающих оттуда на заработки женщин неуклонно растет. Эксперты выделяют несколько основных факторов, заставляющих женщин искать работу за рубежом. Основной – экономические интересы, когда женщины пытаютсясамостоятельно решить свои материальные проблемы.

ИА «ЭТНОИНФО» планирует весь этот год рассказывать истории о женщинах-мигрантах, которые трудятся на территории России в различных сферах. В каких условиях проживают, какие малень-
кие радости и проблемы у них появляются вдали от родины, об этом и о многом другом в репортаже собкора Ирины Умаровой .


Требуется няня: оплата средняя

Трудовой опыт 47-летнй Мадины, в статусе трудового мигранта, составляет чуть больше 10 лет. А началось всё с того, что в 2006 году 40 мужчин и женщин из Таджикистана откликнулись на предложение своего соотечественника – подзаработать в Новочеркасске в качестве разнорабочих на одной из овощных баз. Проработав 6 месяцев и ни разу не получив заработную плату за свой труд, также группой были вынуждены уехать в столицу России: одни искали убежище у родственников, другие пытались устроиться на работу самостоятельно.

Мадине удалось найти работу сиделкой. Ухаживать пришлось за больной престарелой женщиной, которая спустя год отправилась в мир иной, а нашей героине пришлось переехать в Истру, где её ждал новый статус – домработница. Мадина сравнивает этот период своей жизни с рабыней, говорит что «пахала» за четверых, а изматывалась так, что через полгода просто сбежала от этой семьи. В 2009 году удалось устроиться няней в одну из московских семей. И хотя сейчас она там не работает, потому что ребенок вырос, и надобности в нянечке уже нет – с этой семьёй Мадина продолжает дружить, и именно они рекомендовали добропорядочную няню своим близким знакомым. Вроде и жизнью довольна, и единственный сын радует своими успехами, а всё-таки сетует героиня, что быть легальным трудовым мигрантам – дело дорогое. Да и женщинам в этом статусе тяжелее, чем сильному полу.

Мадина, а почему вы решили пополнить армию трудовых мигрантов?

Безвыходность. С мужем не сложилось, поэтому и ребёнка почти с пелёнок растила сама. На помощь рассчитывать не приходилось, на жизнь пришлось зарабатывать самой. До приезда в Россию, я работала на железной дороге. Знаете, когда выезжали в Москву по работе – поборы со стороны таможенников, пограничников и милиции «зашкаливали» настолько, что я оказывалась в долгах. Мне приходилось домашние вещи продавать из-за этих хапуг. В один прекрасный день я поняла, что нужно решиться поехать в Россию. Потому что именно эта страна даёт возможность нашим гражданам не бедствовать.

Трудовые мигранты часто жалуются, что патент, позволяющий работать на территории Российской Федерации, сильно бьёт по карману. Вы тоже такого мнения?

Экзамен на знания русского языка я сдавала в институте имени Ломоносова, а всё остальное я проходила в миграционном центре в Сахарово. В общей сложности у меня ушло на получение патента 16 тысяч. Кроме этого, я ежемесячно оплачиваю налог в сумме 4.200 рублей за то, что работаю в России. Я считаю, что быть легальным трудовым мигрантам в России – дорогое удовольствие. А если учесть авиа перелёт, расходы на наем жилья, расходы на транспорт по городу, питание, то выходит, довольна кругленькая сумма.


Знаете, я сама мама и очень с осторожностью отношусь к няням, даже если у них на руках целая кипа рекомендательных писем. Наверняка, вас тоже каким-то образом проверяли?

Если честно, то я сама просила поставить камеры видеонаблюдения, чтобы в моей работе и наших отношениях с семьёй, где я работаю – было всё прозрачно и без претензий. На данный момент я работаю при четырех камерах. Без преувеличения скажу, ребёнок, за которым я смотрю – для меня как родной. По большому счёту, я к нему очень привязана, ведь он со мной проводит больше времени, чем с родителями. Я к нему привыкла, он – ко мне. Если родители это оценили, то такую нянечку держат до тех пор, пока нет необходимости без неё жить.

Какие у вас отношения с работодателями?

В предыдущих семьях я была как член семьи. Я чувствовала теплоту, как со стороны родителей, так и их родственников, не говоря уже о самих детях. А в семье, в которой работаю сейчас, если честно, устаю, потому что детей трое, но уже потихонечку привыкаю.

А тот случай с няней-убийцей отразился как-то на вашей работе? Стал ли работодатель более пристально наблюдать за вами?

Нет, этот случай на мне и моей работе никак не отразился. Они сказали, что нет плохой нации, есть плохие люди. Лично мои работодатели такого мнения, что сами родители виноваты, что допустили к своему ребенку человека без нужных документов и медицинского осмотра. Например, куда я прихожу работать, все работодатели ведут меня по своим врачам для прохождения медосмотра. И я довольна, и они спокойны.

А у вас какое образование?

Образование у меня среднее, но занимаюсь с детьми, как в саду - по всем программам.

Какие обязанности вам приходится выполнять как няне?

Это и приготовление пищи, кормление, стирка, глажка, уборка не только детской комнаты. Это всё, что положено делать людям нашей профессии, а уж что конкретно должна делать няня – это решать маме. Я знаю семьи, где единственной обязанностью для няни - это следить за ребенком и всё. Лично у меня полный перечень услуг.

Как для вас проходит адаптация в новой семье? Какие вы видите сложности или, как правило, люди, которые ищут няню, понимают, что хотят?

Я всегда очень за всё переживаю, поэтому адаптируюсь трудновато. Для меня главное, что был контакт с ребёнком, хотя иметь хорошие, дружественные отношения с родителями – это тоже важно. Тяжелее работать, если дома находятся сами родители, потому что ребёнок начинает себя вести по-другому, нежели когда мы вдвоём с ним. А бабушки и дедушки всегда с удовольствием помогают.

А конфликты бывали? Вообще, какие самые частые спорные моменты?

Конфликты нужно всегда избегать и не доводить до этого. Спорные моменты, безусловно, бывают, так как у людей на всё свое мнение. Я научилась молчать и делать то, что мне скажут без оговорок.

А сложно ли найти контакт с ребенком? У вас есть свои методы и хитрости?

Даже не знаю что ответить. Меня вроде все дети всегда воспринимали. Да и потом, кто такие дети? Это же индикаторы! Они чувствуют человека. Если ребенок ни в какую не идет к няне, я думаю, родителям стоит задуматься, нужна ли такая няне их ребёнку.

Разрешите нескромный вопрос. Сколько стоят услуги няни как вы?

Я уже сказала, в семье, в которой я сейчас работаю – трое детей. Смотрю я их всех. За это я получаю ежемесячно 35 тысяч. В предыдущих семьях я получала такую же плату, только за одного ребенка. Если честно, то этих денег мне не хватает, а устаю очень сильно. Рабочий день мой начинается в 8 утра, заканчивается в 7 вечера.

А Москва вам нравится?

Да, очень нравится этот город. Я побывала в музеях, галереи искусств, в основном мне нравится живопись. Бывала в Малом театре, ходила на балет «Щелкунчик».

Вас когда-нибудь обижали по национальному признаку?

В семьях, где я работала – никогда в жизни. Я же говорю, мы с ними породнились, вот такие у нас были отношения. А обидные слова приходилось слышать, особенно в метро. Когда заденешь кого-нибудь или наступишь в час пика на ноги. Обидно, но отвечать взаимностью никогда не буду. Я же понимаю, нормальный человек никогда прилюдно не сможет на другого человека сказать что-то обидное.

А отношения с милицией какие у вас?

Бывали моменты, когда останавливали на улице для проверки документов. Мне бояться нечего – всё в порядке. А знаете, пару раз попадались такие блюстители порядка, которые, не смотря на то, что у меня всё в порядке, просили просто что-нибудь на «лапу дать».

И что, помногу давали?

Вы что?! В таких случаях я говорю: «Везите в отдел, если что-то не так со мной или документами. Разберёмся».

Женщины мигранты в России: эффекты присутствия

Если у мигрантов высокая квалификация, отличное знание русского языка и легальное положение, то им легче жить в России. Что касается рынка труда, официальные и неофициальные оценки совпадают в следующем: сфера ЖКХ и строительства генерирует огромный объем спроса на дешевую рабочую силу. Женщины, в основном, заняты в сфере услуг.

Елена Феоктистова сотрудница одного из кадровых агентств по подбору персонала в Москве и Московской области, уверяет меня, что их агентство обладаем колоссальной базой вакансий и резюме. На мой вопрос, востребована ли профессия няни среди их клиентов, отвечает, что на данный момент в базе данных 916 вакансий со средней заработной платой в 40.133 рубля. Львиная доля резюме принадлежит выходцам из Украины и Белоруссии, также в этом списке есть граждане Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. По словам Елены, среди женщин мигрантов в России преобладают няни, домработницы, сиделки, горничные и уборщицы. Возможно и совмещение разных обязанностей. К примеру, няни в свою очередь не только смотрят за детьми, но и выполняют определённую работу по хозяйству. По словам Елены, очень часто клиентам агентства по поиску няни, требуется не почасовая услуга, важно, чтобы няня имела возможность находиться с ребенком около 10-12 часов в сутки.

Российский этнолог, доктор исторических наук Сергей Абашин , считает, что доля женщин мигрантов - не растёт уже многие годы, а остаётся стабильной. По его мнению, абсолютная численность среди женщин растёт вместе с численностью мигрантов вообще. «Если посмотреть статистику по трудовым мигрантам из ЦА за последние, примерно 10 лет, то доля женщин остаётся примерно одной и той же, при некотором росте абсолютного числа мигрантов», – говорит Абашин.

По словам Абашина, ситуация вокруг женской трудовой миграцией – абсолютна разная, причём для разных категорий женщин. К примеру, из Кыргызстана их относительно много, они работают в кафе, в магазинах или нянями. Из Узбекистана и Таджикистана женщин относительно меньше: хотя их тоже можно увидеть, занятых в этих профессиях. «Очень разные ситуации, хорошо бы иметь статистику, чтобы увидеть общую ситуацию, но я такой статистики не знаю», – говорит российский этнолог, и тут же добавляет: «Весной 2016 года, когда данные ФМС публиковались открыто, женщин среди граждан Кыргызстана было около 40% (включая детей и лиц пожилого возраста), а среди граждан Таджикистана и Узбекистана около 15-20%».

Политолог Александр Желенин считает, что именно среди мигранток, в крупных городах России, востребованы такие профессии, как няня и сиделка. По его словам, основная причина отнюдь не зарплатный демпинг, просто цены на эти услуги примерно одинаковы, что для россиянок, что для мигранток. По мнению политолога, просто приезжие неприхотливы и исполнительны, а россиянки на такую работу идут неохотно. Впрочем, молодых мигранток можно встретить в сфере услуг, торговле и общественном питании. По мнению Желенина, женщинам, безусловно, всегда тяжелее, чем мужчинам. «Ведь кроме экономической эксплуатации для женщин, особенно иностранок, часто остро стоит проблема сексуальных домогательств со стороны работодателя», – считает Александр Желенин. По его словам, многое зависит от уровня образования мигрантки, её знания русского языка, возраста, опыта работы и связей. «Мигрантки из стран Центральной Азии, как правило, довольствуются менее престижной работой», – считает Александр Желенин.

По мнению социолога Анны Рочевой , в последние годы многие исследования говорят о феминизации миграции из стран Центральной Азии, которая еще до недавнего времени была преимущественно «мужской», в отличие от Украины и Молдовы, которые «и раньше отличались довольно высокой долей женской миграции». По словам Рочевой, если среди граждан Узбекистана и Таджикистана, находящихся на территории России, женщины составляют менее пятой части, то для Киргизии эта цифра стабильно составляет более трети. По её словам, интересная особенность потока женщин из Киргизии – в том, что среди них преобладают девушки молодого возраста. Если среди мужчин из трех стран практически нет различий в распределении по возрастным группам, среди женщин выделяются приезжающие из Киргизии: почти половину составляют молодые женщины в возрасте 18-29 лет (44%), тогда как для приезжающих из Таджикистана эта группа составляет 35%, из Узбекистана – 32%.

Эксперт по трудовой миграции Виктор Себелев утверждает, что женщин-мигрантов из Центральной Азии в Москве можно увидеть повсюду. Они работают, как правило, в сфере услуг, как в государственных, так и в частных организациях: образовательных и медицинских, в учреждениях культуры и торговли. Это уборщики помещений, гардеробщицы, продавцы-кассиры, парикмахеры, няни, сиделки. «Но не только в этих профессиях. Женщин - мигрантов можно встретить среди журналистов, врачей, и специалистов других профессий. Есть и такие, кто организует свой бизнес. В сфере гостиничных услуг, например, из них значительно больше представительниц Киргизии, меньше из Узбекистана и Таджикистана», - говорит эксперт.

По мнению Себелева, определенно сказывается вступление Киргизии в ЕАЭС, что освобождает этих граждан от обязанности тратиться на патент. В отличие от мигрантов мужчин, работающих в менее публичной сфере, и часто пренебрегающими правилами трудоустройства иностранных граждан в России, женщины - мигранты более законопослушны и, как правило, оформляют патент на работу. Они и русский язык осваивают значительно быстрее, так как работают с людьми. Для проживания, в целях экономии, снимают квартиру вскладчину по несколько человек. Более состоятельные сдают в аренду своим соотечественникам приобретенное или арендованное у других жилье.

Эксперт считает, что менее всего защищены женщины – мигранты, работающие на рынках и других торговых организациях, подконтрольных национальным группировкам. «Не редко там задерживают выплаты или вынуждают делиться частью заработной платы. Особенно много бед приносят посредники, чаще всего мошенники, которые вынуждают покупать регистрацию и патент у них за большие деньги. Но эти документы часто оказываются фальшивкой и мигранты пополняют список «запретников». По моим наблюдениям, отношение населения к женщинам-мигрантам мало чем отличается от того, как относятся к другим категориям граждан. Если и встречается иногда в отношениях грубость, она никак не связана с национальностью, а чаще вызвана невоспитанностью самих грубиянов», - говорит Виктор Себелев.


«Цветы» Петербурга

14 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге вышел первый номер газеты для женщин из стран Центральной Азии под названием «Гул». Как объясняют авторы издания, с кыргызского, узбекского, таджикского, азербайджанского и казахского слова «гул/gul/gül» переводятся как «цветок». А цветок считается символом мудрости, силы и духовной красоты. Особенность издания в том, что его создателями и авторами являются сами мигранты, точнее мигрантки – бывшие и нынешние, которые хорошо знакомы с проблемами женщин, приезжающих на заработки в Россию. Цель издания – дать им почувствовать эту поддержку, помочь, подсказать, как быть в трудной ситуации, и предоставить возможность высказаться о том, что их беспокоит. Аудитория газеты – женщины-мигрантки из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, поэтому издание выходит на русском языке и на языках этих стран.

Инициатор данного проекта Юлия Алимова темой трудовой миграции занимается уже несколько лет. Она считает, что среда мигранток из Средней Азии неоднородна. «Какие-то выводы можно сделать из статистики. Женщин среди мигрантов из Кыргызстана – 40%, из Узбекистана - 19%, из Таджикистана – 17%. Так же можно говорить о разном уровне эмансипированности женщин из разных центрально-азиатских стран. Среди таджикских женщин больше тех, кто не работает и сидит дома, а среди киргизских – наоборот», – говорит Алимова. По её мнению, «мигрантки из Средней Азии подвергаются двойной дискриминации – это одна из причин выбора данной целевой аудитории».

Недавно с коллегами по газете они обсуждали, кому сложнее устроиться на работу, мужчинам или женщинам мигрантам. По их наблюдениям и опыту выяснилось, что женщине легче найти работу. Но в процессе обсуждения они пришли к выводу, что, наверное, это потому, что женщины охотнее соглашаются на низкооплачиваемую тяжелую работу. По мнению Юлии, одно можно сказать точно – женщины-мигрантки, в отличие от мужчин (кроме исключений, конечно), страдают, как и все женщины, от домогательств на рабочем месте. Только у них, в отличие от граждан России, практически нет работающих способов защиты. «Вместе мы решили создать этот проект о женщинах-мигрантах, потому что им тяжелее переносить тяготы миграции, и они в большей степени подвержены дискриминации», – заключила Алимова.

Вместо послесловия

Живя в России, я знаю, что чаще всего в больницах многих российских регионов не хватает медицинского персонала. Обычно вакансии ассистентов, ординаторов, медсестер заполняют женщины. Значит, женщины - трудовые мигранты тоже могли бы быть полезными в этой сфере, при наличии медицинского образования. Но почему мы их там не видим? Ответ очевиден: отношение населения к трудовым мигрантам, мягко скажем, неоднозначное.

Да и ниш для легальной занятости женщин-мигрантов в России меньше, чем для мужчин. Если сильный пол, в основном, сосредоточен на физически тяжелой работе, которую за предлагаемую плату россияне-мужчины выполнять отказываются, то приезжие женщины претендуют на те же самые места, что и многие россиянки: няни, сиделки, домработницы. Женщины-мигранты пытаются устроиться либо в сфере частных услуг, либо идут в торговлю и общественное питание.

Наша героиня Мадина мечтает о том, чтобы в Таджикистане скорее все образумилось и тогда у миллионной армии трудовых мигрантов будет возможность работать у себя на родине и жить вместе со своей семьёй. Как бы ни благодарили Россию за возможность жить и работать, всё же она не мать, а мачеха для большинства приезжающих трудовых мигрантов из Центральной Азии...

Специально для ИА Ирина Умарова



Просмотров