Про изгоев. Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Дата создания: 03.08.2018
Дата обновления: 03.08.2018

Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец. И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.


Н.Н.: - Обсуждение некоего явления желательно начать с конкретизации термина. Кто такие изгои? Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец.
И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.
Так или иначе в изгои попадает та личность, которая не вписывается в определённые каноны/традиции/требования некоего социума. И по этой причине его отвергает этот конкретный социум.

По большому счету, изгой – тот, кто отличается от остальных членов того или иного социального образования. Самый известный пример изгоя – белая ворона. И здесь определённую роль играет так называемая ксенофобия: боязнь чужих, непохожих, пришлых.

С биологической точки зрения ксенофобия – механизм сохранения генетической стабильности: "чужака" изгоняют, чтобы он не нанёс определённого ущерба наследственности вида. Чтобы не спарился ни с кем из членов стаи/стада. И у людей проявления ксенофобии – неприятия и отвержения "непохожих на нас" – базируются большей частью на биологических механизмах, чаще всего не осознаваемых: человек может не отдавать себе отчёта, почему ему так неприятен тот, кто "не такой, как все" хоть в чем-то. Просто неприятен – и точка. Надо как можно скорее прогнать его подальше. Или заклевать всем миром.

Но в человеческом обществе (раз уж люди некоторым образом отличаются от животных) действуют не только биологические законы. Прежде всего, у человека внутривидовая вариабельность гораздо шире, чем у животных. Во-вторых, прогресс в человеческом обществе опирается как раз не столько на стабильность, сколько на изменчивость, на приспосабливаемость к новым условиям постоянно меняющейся среды.
И в-третьих, как ни парадоксально, сейчас постепенно устаревает сам термин "изгой". Прежде всего потому, что сейчас одиночка, изгнанный из некоего социума, вполне способен выжить самостоятельно. Кстати, по этому поводу становится меньше браков, заключённых по принципу "так надо и чтобы было". А ещё современный человек способен создать вокруг себя свой собственный круг общения, а не довольствоваться готовыми. Стирание границ общения с помощью того же интернета, роста языковой интеграции и доступности знаний о психологии общения этому весьма помогают.

Но внутренняя и общественная цензура весьма ригидна (тугоподвижна): и страх "стать изгоем" живёт в бессознательном многих людей. Особенно если этот страх сознательно или бессознательно подпитывался с детства на уровне жизненного сценария значимыми взрослыми. Это может быть как напрямую "ты ненормальный, ты ни в одно общество не впишешься, тебя отовсюду выживут и ты умрёшь под забором", так и косвенно, с помощью все той же "соборности", неадекватного коллективизма, стирания и запрета личных границ, системы "свой своему поневоле друг" и так далее.

И больше всего в итоге такой страх выражен у людей нестандартных: у тех, кто находится по любую сторону от пика той гауссианы, про которую я рассказывал в одном из недавних докладов .

С точки зрения теории жизненных мотиваций – это те представители третьей мотивационной группы , которым не позволили вырастить собственного внутреннего Взрослого (интеллект, анализ, прогностическое мышление) и применять его на практике.

Потому что аналитическое мышление опять же может озадачить своего носителя: если некий социум выраженно ригиден и следование его устоям откровенно становится поперёк логически развития человеческого общества – так ли уж чревато последствиями стать изгоем именно из этого социума?.. То есть человек с развитым Взрослым теряет практически всю подвластность манипуляциям, которую мог бы иметь, а тому же иерархическому обществу это некомфортно.

Мне непонятно, почему изгоями часто становятся те члены сообщества, от которых можно получить пользу. В смысле, зависть, странность этих людей - это понятно, но ведь можно их хотя бы не гнобить, а просто пользоваться ими? Это полезнее для сообщества, чем бить камнями.

Н.Н.: - Боюсь, что в разных сообществах будет и разное понятие пользы. В социумах, где сильно выражена иерархическая составляющая, польза для многих в том, что рядом будет гарантированно кто-то, кто вместо них будет тем самым изгоем: потому что в любой иерархии должен быть омега, и "пожалуйста, господи, пусть это буду не я" – думает практически каждый член этого общества. Соответственно, польза для такого социума в том, что в нем будут те, кого можно будет именно гнобить: ведь если их не будет, начать гнобить могут кого-то другого, причём кого угодно. Было бы желание, а за что – найдётся.

А польза в плане партнёрских отношений – это понятие точно не из иерархического словаря. Люди с иерархическим мышлением в принципе не представляют себе взаимодействия на равных: это в их картине мира не присутствует вообще. Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. И всё. Взаимовыгода и прагматизм – эти слова, если помните, до недавнего времени вообще были ругательными.

И в любом случае, социум, который действует в основном по биологически-ощущенческим принципам, не может игнорировать внутреннего чувства "Он не такой, как все – ату его!" А потом включается цензурный компонент в виде убеждений типа "Паршивая овца все стадо портит", так вот чтобы стадо не испортилось – паршивую овцу нужно низвести и желательно прогнать подальше. Только мало кто учитывает, что когда эта овца будет изгнана, роль ее в социуме станет вакантной, и шанс занять это место получит кто-нибудь другой, в том числе из тех, кто ее гнал.


- По логике вещей, изгои не должны объединяться, чаще в эту категорию попадают люди самодостаточные, вольномыслящие и вообще одиночки, но они все же пытаются держаться вместе, хотя это у них может получаться и не очень хорошо. Зачем они это делают, ведь они имеют развитую логику и понимают, что эти попытки объединения не принесут много пользы, а потраченное время несоразмерно усилиям.

Н.Н.: - Дело в том, что противостоять некоей агрессии эффективнее всего вместе. И против кого-то или чего-то объединяться несколько проще. Это прекрасно знают те, кто любит изобретать в тех или иных социумах "внешнего врага". Подозреваю, что Маяковский, когда говорил "горе одному, один не воин" – именно этот аспект имел в виду: в мирной жизни одиночка вполне может существовать, но когда его начинают, как говорилось выше, гнобить – он может испытывать некоторые трудности с самозащитой (учитывая ещё и вероятность некоего сценарно-цензурного компонента "если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь"). Поэтому становится естественным стремлением создать некий свой коллектив, некое объединение в борьбе против агрессивной социальной среды. Да, вы правы: таким личностям это подчас удаётся с некоторым трудом. Собственно, Мастер-класс как психоаналитическая группа когда-то был создан в том числе затем, чтобы помочь нестандартным личностям адаптироваться, не теряя собственного психологического лица, личных границ и личностной структуры. И не ломая себя в угоду обществу. Судя по тому, что эта группа до сих пор функционирует – проблема адаптации нестандартной личности в стандартном иерархическом социуме пока что существует.

Почему дети-изгои часто стараются прибиться в классе к лидерам, а не к середнячкам? Ведь лидеры, как правило, не те люди, которым вообще стоит доверять. Что это? Развитое чувство собственного достоинства и желание принятия заслуг? Или что-то другое?

Н.Н.: - Здесь я могу быть несколько жёсток в формулировках, к сожалению, но факт есть факт: если социум иерархический (а именно в таком и возникают изгои), то омега вынужден искать защиту прежде всего у сильного. Поскольку безопаснее бывает угодить кому-то одному и стать, простите, его "шестёркой", чтобы тот начал защищать свою фактически собственность от прочих агрессоров, чем пытаться прибиться к массе, причём как раз к той массе, которая и делает омегу омегой: за счёт того, что каждый из них рискует занять его место, и чтобы снизить шансы на это, тщательно унижает того, кто уже есть.
А вопрос доверия здесь большей частью, к сожалению, вообще не стоит. Здесь речь идёт о выживании.

Правда, личности с тем самым развитым внутренним Взрослым, с логикой, часто не пользуются ни тем, ни другим способом. Они именно что пытаются разработать хотя бы примерную стратегию самостоятельной адаптации в подобных коллективах или их смены на что-то другое, если есть такая возможность. Но опять же – после тщательного анализа. Иногда в таком анализе поначалу им приходится помогать.

- Почему изгоями становятся также люди с ограниченными возможностями? Это страх сообщества получить такую же травму или болезнь? Или что-то шире? Просто по идее общество учит быть милосердными к инвалидам и при этом члены этого самого общества часто отводят глаза и стараются не общаться с инвалидами. Кем бы, кстати, эти инвалиды ни были, учёными или спортсменами, или просто добрыми хорошими людьми.

Н.Н.: - Здесь, к сожалению, тоже чаще всего первична животная ксенофобия: "он не похож на всех нас – изгнать его!" Любые отличия от обыденной массы могут спровоцировать такую реакцию, а те или иные ограниченные возможности – тем паче. Ведь снова: если социум иерархический (а наличие изгоев – это опять же основной признак именно такого социума), то "не такой, как мы" там однозначно означает "хуже нас", а уж если человек в чем-то ограничен и это видно внешне – это и подавно значит "он хуже нас, ему и быть омегой в нашем стаде, ату его!" Главное – что кто-то другой, хотя бы временно, будет этим омегой. Не тот, кто кричит "ату".

Почему в детских (да и во взрослых, будем честными) коллективах часто достаточно одного слуха, чтобы человека стали чураться. Причём слух может быть даже опровергнут, сфера вакуума вокруг человека все равно останется.

Н.Н.: - Чаще всего это снова тот же механизм: "Нам надо кого-то затравить – так давайте затравим кого-нибудь, но только не меня". Вообще - вспомним, что в иерархических социумах не бывает равноправных отношений в принципе, и роли распределяются по системе "сверху вниз". И страх оказаться в самом низу или близко к этому заставляет подчас вполне добропорядочных людей даже на основе неподтверждённых слухов распространять гадости о соседях по социуму: только "пожалуйста, пусть внизу этой системы буду не я".
А для подобного очернения хватит любой малости: как в старой поговорке "То ли Петров украл, то ли у него украли – но в какой-то краже Петров замешан".
И даже если слух не подтвердился – отказываться от ощущения "слава богу, не я изгой" – очень не хочется. Именно поэтому зачастую от опровержения слухов по большому счету ничего не меняется.

Мне 19 лет, и я учусь в Университете. Мне было всегда трудно устанавливать контакты с людьми. Но сказать, что я этого не умею делать, нельзя: у меня есть друзья, с которыми я познакомилась на мастер-классах по моей профессии , есть друзья по работе, есть онлайн френды, общаюсь с несколькими девочками с других факультетов.
В школе я была изгоем с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс вообще не знала, что такое хотя бы приятельские отношения. Думала, что сама виновата. Потом пошла на несколько кружков, потом на подготовительные курсы, постепенно ситуация налаживалась. Я поняла, что могу дружить. Я думала, что когда закончу школу, изгойству придёт конец.
Но я поступила в Университет - и началось! Сначала всё было хорошо, мы с девочками ходили вместе к метро, гуляли. Они несколько раз позвали меня куда-то - я отказалась. С 1 дня было понятно, что у нас полное несовпадение интересов. Меня интересует учёба и будущая карьера , а им охота погулять. Одна девочка пыталась пристрастить меня к модной одежде, но меня не интересуют наряды. Они говорят о парнях, о сексе , о свадьбе, о будущей семье , а у меня на 1 месте карьера. Они любят заниматься шоппингом, а я - нет.
Я не помню, когда это началось. Я не помню, как это началось. Я думаю, это начиналось постепенно. Но уже к концу 1 курса они меня тупо игнорировали, не звали на дни рождения, не ставили лайки к моим фото. Я не могу ни у кого попросить конспекты. Они предъявляют ко мне глупые претензии: "Не задавай вопросов, ты нам мешаешь!" или "Не ищи препода, если прошло 40 минут и более! Не искала бы - пошли бы домой". Смеются надо мной в открытую, особо не стесняясь моего присутствия. И вообще, когда я молчу, я для них - пустое место!
Может, проблема во мне? Может, я их провоцирую? Но я хочу исправить свою вину! И если не я - то кто виноват?
Подружится с ними, увы не удастся. Но что делать? Как сохранить нейтралитет? И как не стать изгоем в следующем коллективе?

Здравствуйте, Ольга!
А кем вы хотите стать в следующем коллективе? Хотите ли вы общаться с людьми? Хотите ли вы общаться с теми, кто на вас очень не похож и не разделяет ваши ценности? По интонациям вашего письма складывается ощущение, что вы чувствуете себя существом более высокого сорта, чем ваши одногруппницы. Вас интересует учеба и карьера - то, за чем и поступают в университет; а девушек больше волнует личная жизнь и реализация в отношениях и в семье .
Если для вас увлечение шоппингом - признак недоразвитости, то почему вам важна симпатия и расположение недоразвитых существ? Похоже, тут есть какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, вы ощущаете, что ваше поведение более разумно и правильно, с другой - как любой человек (люди социальные существа) нуждаетесь в общении, понимании, дружеских связях. Нейтралитет - это компромисс между этими противоречивыми мотивами, и не думаю, что он по-настоящему удовлетворит ваши потребности в общении и признании. Работа с психологом поможет вам разрешить это противоречие.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 4

Ольга, это коллектив нужно выбирать ПОД СЕБЯ, а не строить себя под коллектив. Соглашусь, что выбрать полностью весь коллектив в университете - сложно. Но это легче будет сделать потом на работе, выбирая компанию в том числе и по тому, КТО там работает, если ставить в центр себя и свои потребности, а не "соцзаказ" других людей.

А сейчас - я больше чем уверен, что и на вашем факультете есть парочка "белых ворон". Они всегда есть - присмотритесь внимательно. Зачем вам пытаться встроиться в группу "обычных" девушек? Найдите таких же "изгоев" - они вам, скорее всего, окажутся куда более интересны, чем "большинство".

Но зачем-то вы пытаетесь подстроиться именно под это большинство. Видимо, вы не до конца уверены в том, что с вами "все в порядке"? И почему-то чувствуете вину за то, что не нравитесь большинству. А должны? Кто и когда сказал вам, что вам должно "поставить оценку" большинство, и только тогда вы будете считаться "социально-пригодной"? Это не так. Почитайте вот этот тренинг, там есть многие ответы на ваши вопросы:

http://psyhelp24.ru/kak-zavodit-dryzei/

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга.

Проблема вашей своеобразной роли в коллективе, о которой вы пишете, очень серьезная. И проблема эта, исходя из вашего письма, существует уже давно. Одно можно сказать точно - сами того не замечая, вы что-то делаете, как-то провоцируете других, что такое отношение к вам возникает вновь. Видимо вам привычна именно такая роль в коллективе. Почему? Причин здесь может быть много и в этом нужно серьезно разбираться.
Вы спрашиваете что делать, как не стать изгоем в следующем коллективе? Дать ответ и универсальную рекомендацию вот так сразу, чтобы проблемы не стало в один миг, невозможно. Думаю, что если вы для себя определите, что нужно решить эту проблему, то вам стоит пообщаться со специалистом-психологом . Тогда можно будет не только понять причины, избежать подобной ситуации в следующих коллективах, но и изменить нынешние ваши отношения в Университете.

С уважением, психолог Алексей Богинцев (Санкт-Петербург)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Скорее всего это последствие эмоциональной травмы, из за котороый установился барьер между вами и и другими людьми. На неосознанном уровне было принято решение держаться от других людей на расстоянии, скорее всего в целях защиты.

Убрать это в любом случае можно. Может потребоваться всего 1-2 сеанса со специалистом, а может гораздо больше, все зависит от от глубины проблемы и от того, как она формировалась. Был ли единичный неприятный случай, который привел к такому результату - или же это систематический патерн взаимодействя с близкими, который зародился очень рано.

Из практических советом - освойте метод ДПДГ - информация есть в интернете, и прорабатывайте свои неприятные состояния с помощью этого метода. Есть еще довольно экзотический метод описный в книгах по EFT Гарри Крейга и Фреда Галло.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря - можете обратиться ко мне. Даже за 1-2 раза можно добиться значительного успеха, вплоть до полного устранения проблемы. Как я сказал, тут много зависит от обстоятельств - но легче станет в любом случае. Мой телефон есть на моей страничке на сайте.

В любом случае, желаю вам успехов.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

ДЕТИ - ИЗГОИ

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

Марк Твен

Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке. Проблемы взаимоотношений наших приёмных детей, поступающих в новые для себя детские коллективы по месту жительства замещающей семьи, зачастую ещё сложнее.

Приемный ребенок, вырванный недавно из среды, представляющей угрозу для его жизни и здоровья, долго находится в состоянии напряжения. Он внутренне ожидает агрессии и опасности со стороны окружающих, готов к отпору критичного внимания сверстников и взрослых, либо «нападает» сам. Настороженность и недоверие мешают ему сконцентрировать внимание, принять положительный настрой, усвоить на должном уровне информацию учителя, запомнить тему. Поэтому и отвечает он неуверенно, и ожидает подвоха по отношению к себе. Еще и одет «с чужого плеча». Вот вам готовый букет причин, чтобы стать изгоем.

В этой ситуации приемному ребенку нужен педагогически мудрый и грамотный взрослый, который понимает важность фактора модной одежды в детской и подростковой среде, умеет развести проблемно-конфликтную ситуацию, показать ребенку важность умения наладить дружеские отношения и многое другое.

По просьбам специалистов системы охраны детства этот выпуск методической рассылки мы и посвятим проблеме детей-изгоев, проблеме адаптации и взаимодействия ребят детском коллективе.

Данные материалы будут полезны специалистам, осуществляющим сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а так же специалистам детских интернатных учреждений.

Материал поможет приемным родителям лучше понять особенности отношений в детской группе и школьные переживания детей, найдут подсказки, как помочь ребенку быть смелым, не бояться быть не таким, как все.

Дети - изгои: психологическая работа с проблемой.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться . Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду Адлеру, "часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п." Иногда зачинщиками становятся и вполне благополучные ребята. Они настолько уверены в своем превосходстве, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать, чем-то не угодивших им, сверстников. Такая позиция детей во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. Эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает), но и активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.

Существует излюбленный миф, в который порой верят и взрослые, и дети: пострадавшие сами провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но так ли это.

Кого устраивает такая ситуация? Если в основе любого преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться и тем самым завоевать авторитет в группе сверстников, то главные провокаторы ситуации - это инициаторы и преследователи жертвы, а не сама жертва. Инициаторы и преследователи жертвы - это часто дети, пережившие в прошлом физическое или эмоциональное насилие, а возможно и в настоящем подвергающиеся насилию в своей семье, а на одноклассниках, которые не могут за себя постоять, они просто отыгрываются. Нередко такому поведению преследователь учится у своих родителей или у других членов своей семьи. В таких семьях часто принято обговаривать, осуждать, нелестно высказываться об окружающих (знакомых, соседях, родственниках, друзьях), и ребенок просто копирует поведение взрослых, привнося в школьный коллектив такие же нелестные разговоры о ком-то из одноклассников. Ведь в подростковом возрасте так легко завоевать авторитет, унижая и оскорбляя того, кто не может тебе ответить.

Инициаторами травли могут стать:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний и стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, или же стремление добиться справедливости:

«Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно - случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похожий тип поборника справедливости описан в повести В.К. Железникова "Чучело". Это, не знающая пощады и снисхождения - Железная Кнопка».

Преследователи.

Как уже отмечалось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые, по отношению к своим близким, дети становятся тиранами для, не сделавшего ничего плохого лично им, сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, само утверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова "Чучело" кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. "Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется".

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Они - несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом").

Неуверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

Трусливы и озлоблены.

Жертвы.

Есть много подходов, мнений по поводу того, кто может стать ребенком-изгоем. Большинство исследователей сходятся в одном - любой ребенок сегодня может стать изгоем в детском коллективе . Некоторые дети в одном коллективе могут быть лидерами или принятыми, а, попав в другой - становятся изгоями. Так, например, девочка три года ежедневно подвергалась травле одноклассников лишь потому, что у нее не было мобильного телефона.

Кто и почему становится изгоем? Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных... «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости - масса!

Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или

семь причин стать изгоем :

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)

2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..

3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.

4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.

5. Частые пропуски занятий в школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).

6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».

7. Ябеда, стукач.

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом, «не принимаемые» дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего их поведения: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят "выскочек" - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Интересно, что причиной травли может стать все, что угодно. Только в одном случае истиной причиной насмешек будет желание показать свое превосходство, а в другом - причиной травли станет зависть.

Нередко дети, ставшие предметом травли и насмешек, растут во вполне благополучных семьях, где им с раннего детства внушается мысль о том, что к людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Оскорблять и унижать других нельзя, потому что так себя ведут только недостойные и плохие люди. Драка и кулаки - это не способ решения проблемы, нужно все решать мирным путем, объясняя людям их неправоту. Дети, выросшие на таких, казалось бы, общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор преследователям и зачинщикам: не могут ответить грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, хамством на хамство, не могут дать сдачи, если к ним применено физическое насилие. Ребенку-изгою трудно преодолеть, внушенные с раннего детства, стереотипы и дать отпор преследователям. Хотя именно этому, их нужно учить. Такие дети долгое время (годы) могут регулярно подвергаться эмоциональному и физическому насилию сверстников. Нередко учителя могут занять позицию сверстников и учувствовать в травле такого ребенка, полагая, что он сам виноват в том, что к нему так относятся. Если ребенок не получит поддержку ни от учителей, ни в своей семье, ситуация для ребенка-изгоя может закончиться суицидом (таких случаев известно немало).

Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами .

Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок - изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.

2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Радуется, если заболел.

4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.

7. Приходит из школы взвинченным, нервным.

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».

9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

В 85% случаев становятся изгоями в классе дети тех родителей, которые сами не смогли в свое время решить аналогичную проблему . И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нашего поведения, хотим мы того или нет .

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, возможно, сможет помочь другой человек: родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель . А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале .

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы поведения . Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически. Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику - улыбнуться и забыть ». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя давать отпор нападающим не могут быть предметом травли .

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их недостатки - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.

5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следут отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству - например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкий утенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.

6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Условно к детям-изгоям можно отнести детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут возникать серьезные конфликты с учителями. Они самодостаточны и мудры не по годам …- это дети-индиго .

Наиболее характерные признаки детей-индиго:

С детства не общителен, почти не имеет друзей.

Имеет яркие врожденные способности к точным наукам - математике, программированию, а также - к музыке.

Не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи.

Противопоставляет себя другим людям, уверен, что он - избранный.

У него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи).

У него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь.

Обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания. Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение. Такой ребенок может легко уйти с классного часа, полагая, что не должен тратить свое драгоценное время на выслушивание пустых и бессмысленных разговоров классной, чем может вызвать глубокое негодование учителя. Ребенок-индиго, если его оскорбит учитель, может легко поставить учителя в очень глупое и нелепое положение, высмеяв при всем классе не высокий интеллект учителя или другие негативные стороны его личности, которые действительно ему присущи.

Лучшее, что могут сделать родители для детей-индиго - это отдать их в школу для одаренных детей, или в школу, где уделяется большое внимание тем предметам, которые нравятся ребенку. Учителям следует быть внимательными к таким детям, не оскорблять и не унижать их, а спокойно и аргументировано объяснять свою позицию. Этим детям очень важно понимать, почему они должны что-то делать, зачем и кому это нужно. Без глубокого осознания: зачем и почему - дети-индиго могут отказываться от какой-то деятельности в школе, и особенно если это касается каких-то внешкольных мероприятий. Не стоит заставлять их участвовать в коллективных мероприятиях против их желания, пытаться вовлечь их в коллективную деятельность, игру, все равно ничего не получится.

Следует помнить, что детей-индиго рождается не более 3% и именно из них вырастают настоящие профессионалы своего дела, которые в будущем будут выкладываться на работе на все 150%. Именно они способны решить сложнейшие проблемы, которые существуют в современном обществе.

Буллинг (англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т. д.

Развитие современных средств связи, интернета, социальных сетей привело к тому, что травля школьников стала активно проявляться с использованием современных технологий. Ребенку-изгою начинают в большом количестве приходить сообщения на мобильный телефон, на электронную почту, на его страничку в социальных сетях с оскорблениями, угрозами. Используя программы “Фото-шоп” преследователи могут изуродовать фотографию ребенка-изгоя и разместить ее в социальных сетях, дать объявления от имени ребенка, оскорбляющее его и др. Нередко ребенка-изгоя избивают, снимая это на мобильный телефон, а потом выкладывают эту запись в социальных сетях. На основании таких видеосюжетов уже заведено не одно уголовное дело.

Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Интересоваться у ребенка не приходят ли к нему сообщения на мобильный телефон, электронную почту, оскорбительного содержания или с угрозами. Такие урозы и издевательства могут сильно ранить ребенка, запугать его. Вычислить таких преследователей для правоохранительных органов сегодня не составляет большого труда, и порой следует к ним обратиться.

Рекомендуем посмотреть видеосюжет “Буллинг - троллинг и травля в соцсетях» (5 мин 32 сек) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=woJkvhHdgoE вместе с детьми и обсудить его. Если после обсуждения у Вас возникнут подозрения, что кому-то из детей приходят угрозы и оскорбления следует обязательно разобраться в этой ситуации, поставить родителей в известность, оказать помощь и поддержку ребенку.

1. Статьи Л.Петрановской «Детки в клетке» (1-5 части) можно читать и скачать по ссылке .

2. Статью «Педагогическая помощь детям-изгоям» можно скачать по ссылке http://festival.1september.ru/articles/594229/ .

3. Книгу М.М.Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» можно скачать по ссылке http://www.phantastike.com/link/age_psychology/deti_izgoi.zip .

4. Со статьей «Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)» можно познакомиться по ссылке Дети-индиго! Кто они такие?» можно познакомиться по ссылке

http://forum-kharkov.com/content.php?r=237-deti-indigo-kto-oni-takie .

6. О детях-индиго читайте по ссылке http:// veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/deti-indigo-kto-oni-indigo/

Видео


Травма отвергнутого

Еще сравнительно недавно человек, уже достаточно взрослый, не мог понять, почему ему так сложно дается в жизни все то, чего с легкостью достигают другие? Как так получается, что одному приходится прилагать практически нечеловеческие усилия, и при этом, образно говоря, топтаться на месте, а для другого каждый шаг становится не просто шагом, а настоящим взлетом? И только с возрастанием популярности среди обычных людей науки психологии стало известно, что существуют определенные травмы человека , которые предопределяют его жизнь не просто с самого рождения, но еще задолго до него. Именно таковой является травма отвергнутого.

В чем заключается понятие отверженного?
Обратившись к словарю, можно найти сразу несколько определений того, что означает «отверженный» или «отвергнутый» человек. Сразу же хочется обратить внимание, что это понятие кардинально отличается от понятия покинутого, поскольку смысл его заключается не в том, что человек, до недавнего времени нужный и необходимый многим, оказался вдруг один, а в том, что его изначально не принимают, отвергают.

Наиболее яркий пример, когда человека отвергают еще до его появления на свет – рождение нежеланного ребенка. Причем не только того, который по сути не нужен либо самой женщине, либо семье в целом, но даже и просто ребенок не того пола. Мало кто из будущих родителей придает значение своим словам, когда всем вокруг рассказывают, что у них обязательно родится мальчик (девочка), ведь иначе и быть не может! И пусть окружающие воспринимают это, как удачную шутку, и даже в шутку «сочувствуют», когда ожидания не оправдываются – исправить уже ничего нельзя: малыш, еще не успев появиться на свет, уже получил все те сложности, которые влечет за собой травма отвергнутого.

Впрочем, даже если подобного развития событий удалось избежать, и мама с папой получили желанных сына либо дочь, это еще не гарантия того, что ребенка данная проблема не коснется впоследствии. Обращаем ваше внимание на то, что не обязательно быть плохими родителями (в принятом в современном обществе понимании этого слова), чтобы отвергнуть своих детей. Травмы человека тем и опасны, что наносятся они ему подсознательно, т.е. как-либо повлиять и избежать подобного развития событий очень сложно. А происходит все банально: вечно занятые родители «переадресовывают» ребенка друг другу, мотивируя это тем, что есть дела поважнее. Может быть, став старше, человек и умеет оценивать такие ситуации объективно, однако в детском возрасте с каждой такой «переадресацией» у него крепнет понимание того, что родителям он не нужен, что он не имеет права на существование.

Что происходит с жизнью отверженного?
В двух словах – ничего хорошего. Причем пока ребенок маленький, и печальный исход событий можно было бы предупредить, на проявление признаков отвергнутого никто не обращает внимания: все попытки ребенка почувствовать свою значимость, доказать самому себе, что он существует, — воспринимаются родителями как капризы и в большинстве случаем жестко пресекаются. Что это может быть? Чаще всего отвергнутый пытается скрыться, стать незаметным, но парадоксальным образом он делает это так, чтобы обратить на себя как можно больше внимания, вызывая тем самым еще большее недовольство родителей. Круг замкнулся: взрослые в качестве наказания лишают ребенка своего общества, а он, чувствуя себя отвергнутым, делает все, что считает правильным, чтобы в это общество попасть.
С взрослением ребенка взрослеют и его комплексы. Теперь уже человек с такой травмой пытается не обратить на себя внимание тех, кто, по его мнению, его отверг, а изначально старается сделать так, чтобы его не отвергли – попросту избежать контактов с такими людьми. А если все же взаимодействия избежать не удается и общение происходит не так, как хотелось бы, — отверженный будет винить во всем себя и еще больше отдаляться от того, кто, по его мнению (чаще – субъективному), его отверг.

Последствия травмы отвергнутого во взрослой жизни
Если кто-то полагает, что травмы человека , полученные им в детстве, остаются там навсегда и не доставляют ему никаких проблем во взрослой жизни, — он серьезно заблуждается. Взрослая жизнь бывшего отвергнутого ребенка – это постоянное бегство, попытки спрятаться, исчезнуть, стать незаметным. Вполне понятно, что ни успешным в делах, ни счастливым в личной жизни такой челок не будет.

Зная, что на отвержение он отреагирует паникой и бессилием, такой человек заранее сделает все, чтобы избежать контакта с людьми, способными его отвергнуть. Казалось бы, что в этом страшного? Людей на свете много и свой круг общения можно найти всегда. Однако на деле все намного хуже: с каждым человеком, которого удается избежать отверженному, уменьшается в его собственных глазах его же значимость, его важность в том обществе, где он работает или живет. Далее ситуация усугубляется: отверженный постепенно убеждает себя в том, что он гораздо хуже всех остальных людей, а значит – не имеет права жить так, так они: не имеет права на успех, на любовь, на заботу близких. Так действительно высококлассные специалисты в той или иной области загоняют себя в тень, полагая, что они ни на что не способны. Причем о глубине травмы можно судить по тому, насколько часто такого человека отвергают окружающие, ведь, ожидая стать отверженным, он сам притягивает к себе те ситуации, в которых именно так и случается.

Психологическая эмоциональная травма может по-разному проявляться в теле. Многие телесные заболевания сопровождают ее.

Травма наносит не только психическое, но и телесное поражение. Например, если женщину били и душили во время изнасилования, ее тело хранит память об этом.

Психическая рана отщепляется и становится телесной. От сознательно воспринимаемого воспоминания о травме остается только боль, симптом без медицинского обоснования. Например, теснение в груди, потому что нельзя было оплакать потерю дорогого человека.

Травматичный опыт провоцирует неразрешаемый эмоциональный конфликт, поглощает много жизненных сил и препятствует гармоничному взаимодействию тела, духа и души. Таким образом травма увеличивает риск того, что с человеком произойдет несчастный случай или разовьется хроническое соматическое заболевание (астма, нейродермит или рак). Бывает, что сексуальное злоупотребление приводит к раку груди.

Тело, дух и душа — автономные системы функций. Тот, кто болеет телесно, не страдает автоматически душевным недугом, и наоборот. А тяжелое душевное бремя не обязательно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Так же и высокий, или низкий уровень интеллекта еще ничего не говорит о душевном здоровье. Тем не менее все эти системы функций координируются в человеческом теле. Следовательно, депрессивные чувства могут негативно повлиять на обмен веществ в теле. Гипоталамус является важным регулятором ощущений у человека; посредством гормональной системы он воздействует на чувство голода или жажды. Иммунная система также взаимодействует и обменивается информацией с гормональной системой и может дать трещину, находясь в состоянии постоянного стресса. А потому телесные симптомы нередко выражают душевный дисбаланс. Такого рода симптомы исчезнут, только если снять душевную блокаду.

Многое свидетельствует о том, что человек как продукт длительного процесса эволюции является системой, состоящей из многих подсистем. Подсистемы преследуют их собственные цели и подчиняются своим законам. Однако они интегрированы в общее целое. Каждая подсистема должна работать автономно, чтобы выполнять свои функции. В то же время она должна координировать с другими подсистемами, чтобы не навредить целостной системе своим преобладанием или отрезанностью.

На физиологическом уровне существуют качественные различия между стрессогенными и травматогенными реакциями. И те, и другие являются защитными механизмами. Но если стресс заряжает энергией, травма парализует. Стресс вызывает бдительность (будоражит), а травма оглушает (обезболивает). Защитный механизм травмы вступает в действие после стрессогенной реакции. Он — самое последнее средство, когда больше ничего не помогает.

Разумные медицинские и телесные способы лечения могут благоприятно повлиять и поддержать процесс выздоровления. Однако телесная терапия и врачебные меры не принесут плодов, если не установить связи между соматическим заболеванием и травмой или если сознательно или неосознанно упустить из виду эти причинно-следственные связи.

Социальные аспекты травмы

Понятие эмоциональной травмы не сводится к рассмотрению биологических или психических феноменов. Травма всегда происходит в некое м социальном контексте. Помимо основных пострадавших есть еще много других людей, которые, хоть сами и не были травмированы психически, вынуждены страдать от последствий травмы. Можно себе представить, что происходит во всей семье, когда с войны домой возвращается травмированный солдат. Среди травмированных ветеранов войны в среднем большой процент самоубийств. При этом самоубийство может быть неосознанно инсценировано и выглядеть как несчастный случай. В их случае существует и другая опасность: в приступе агрессии они могут унести за собой на тот свет и других. Тем самым они наказывают невинных людей за причиненное когда-то им самим.

Поскольку в семейных системных расстановках учитывается отрезок времени вплоть до ста лет назад, в судьбах отдельных людей и семей проносятся исторические события, которые травмировали всю страну в целом. Так, скажем, в судьбах отдельных людей и семей находят отголосок раскулачивание, события гражданской войны, репрессии (когда целые семьи теряли все – дом деньги, друг друга, перспективы, социальный статус).

Слишком сильно индивидуализованная концепция травмы не поможет разобраться в симптоматике тяжелых психологических состояний. Ведь часто мы имеем дело с травмой не в ее прямом значении, например, когда у человека в его собственной биографии серьезных травм не было. Нередко человек, страдающий сейчас паническими атаками, депрессией и т.п., оказывается как бы «втянутым» в травматический жизненный опыт родителей или даже предыдущего поколения своей семьи.

Ведь с точки зрения «здравого смысла» время должно исцелять раны, конечно, если потерпевший хочет исцелиться. Практически же никто не знает, что, если сразу не оказать потерпевшему соответствующей помощи, не помочь ему не стать социальным изгоем, травма все глубже и глубже будет проникать в его психику.

Окружающим трудно принять факт того, что человеку не справиться с травмой и ее симптомами без специальной терапии, как бы он ни старался. Через некоторое время они уже не в силах выносить страдания потерпевшего, избегают его, требуют от него больше не говорить о своей беде или стыдят за неспособность справиться с травмой.

Передача травматичного опыта из поколения в поколение

Действие травмы не ограничивается непосредственно затронутым лицом. Травма влияет на социальное окружение, на общество, на семейные, партнерские, дружественные и социальные системы отношений. Но это еще не все. Действие травмы продолжается, даже когда пере несшие ее люди уже умерли. И спустя 10, 20, 50 или даже 100 лет после травмирующего события, оно может оказывать влияние на души живущих сегодня людей. Как это происходит?

Дети, несущие отпечаток родительской травмы, передают ее своим детям точно так же — через душевно-эмоциональную связь родителей и ребенка.

Каким бы невероятным это ни казалось, но и это еще не конец. Даже правнуки могут оказаться эмоциональными участниками специфической ситуации травмы прадедушек и прабабушек посредством привязанностей.

По книге Франца Рупперта «Травма и семейные расстановки»



Просмотров