Законы регулирующие финансовую деятельность. Финансовое законодательство российской федерации. Две основные задачи государства в сфере финансов

Нормативный правовой акт -- это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный правовой акт имеет следующие признаки:

* издается уполномоченным государственным органом;

* обладает определенной юридической силой;

* регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

* имеет конкретную сферу применения;

* охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

* обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на: законы и подзаконные нормативные правовые акты

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон -- это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает следующими признаками. Закон:

* это юридический документ, содержащий нормы права;

* является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа;

* регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом;

* обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

* является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Иерархическую систему законов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов действующего законодательства. Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право.

Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т. д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.

Развитие федеративных начал в построении Российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему законов, принимаемые на федеральном, региональном уровнях.

Федеральные законы, принимаются в Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания РФ, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима в финансовой сфере на территории всего государства.

В настоящее время на федеральном уровне действует Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, имеющие статус федерального закона.

Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. и часть вторая от 5 августа 2000г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б) Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

- федеральные конституционные законы . Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

- федеральные законы . Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

Законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

Постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

Распоряжения;

Решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ , ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; Налоговый кодекс РФ – часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. 26.11.2008 г.) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. 30.12.2008 г.); от 30.10.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 30.12.2008 г.),

В процессе обращение это описание сущности обращающегося. Судья получает суждение о подписавшемся, что вложил свои мотивы, просматривая обращение и его содержание. В ситуациях, когда решение зависит от интеллектуального убеждения это случается очень важным. Изготовить сложный документ у юриста весьма дорого. Потому что отсутствие ошибок имеет решающее значение.

Многие люди задаются вопросом как научиться экономить деньги. В принципе найти удовлетворительный ответ несложно – количество финансовых учреждений готовых принять и профессионально распорядится вашими средствами довольно много. Однако если вы не желаете оказаться разбитого «корыта» или просто стать объектом преступления следует соблюдать ряд правил и знать свои права и обязанности.

Поскольку такая сфера деятельности человека как законотворчество поддается только профессиональному контролю, то лучшим решением станет обращение к юристу за получением консультации о ваших правах и обязанностях согласно предложенного договора. Таким образом можно избежать риска подводных камней.

Конечно современное отечественное законодательство предусматривает обязательное оповещение заемщика о полной сумме процентов, а вкладчика о условиях досрочного расторжения договора и снятия средств со счета. Фактически можно оспорить решение о наложении штрафных санкций при такой ситуации, но проще избежать ее возникновения при заключении договора.

Необходимо понимать что все операции с вашими средствами возможны исключительно с вашего разрешения и заключая договор вы это разрешение и даете. Поэтому он является краеугольным камнем вашей финансовой безопасности и определяет порядок и сумму возврата средств.

Так же необходимо знать, что сегодня государство обязало финансовые учреждения создать фонд гарантирования вкладов населения. Участники фонда отчисляют в его пользу некоторые средства и вкладчики данных организацию получают дополнительную гарантию возврата средств в случае непредвиденных ситуаций.

Отдельно можно упомянуть такой способ формирования своей собственной финансовой безопасности как создание портфеля ценных бумаг, но он скорее относится к собственному бизнесу и требует значительных знаний.

4.Финансовое законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория "законодательство" употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название "Законодательство о финансах и кредите".

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ "Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса".

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) "Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах".

В соответствии со ст. 3 ГК РФ "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ".

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Финансовое законодательство России

* Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3492.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инст­рукции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Фе­дерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, опреде­ляют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, ут­вержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы фи­нансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кре­дите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно су­жено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского ко­декса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отно­шения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

1. Современное состояние и тенденции развития финансового законодательства

Как известно, финансовое законодательство России призвано обеспечить правовое регулирование финансовых отношений в интересах выхода страны на новые рубежи.

В экономической и юридической литературе финансовые отношения рассматриваются как общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и хозяйствующими субъектами финансовой деятельности, т.е. деятельности по поводу образования, распределения и использования денежных (финансовых) ресурсов. Именно эти отношения и составляют предмет финансового законодательства как одной из отраслей российского законодательства. Это различные по своей видовой и отраслевой принадлежности отношения - государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ финансовой системы России), организационные (по организации и управлению финансовыми ресурсами), собственно финансово-правовые (например, бюджетные, налоговые), имущественные, основанные на принципе равенства сторон (например, в области банковского кредитования). Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, административного, финансового и гражданского права*(57).

В последние годы российское финансовое законодательство развивается весьма интенсивно. Приняты приоритетные законы по большинству направлений финансовой политики. Насущная задача, как представляется, - устранение недостатков, свойственных действующему финансовому законодательству.

Основной из них - подмена законодательного регулирования важнейших видов финансовых отношений подзаконными актами. Например, деятельность федерального казначейства Российской Федерации, созданного в составе Министерства финансов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556, регулируется Положением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации. На федеральное казначейство Российской Федерации возложены важнейшие задачи по контролю за исполнением федерального бюджета Российской Федерации и за внебюджетными федеральными средствами. В связи с этим возникает вопрос не только о правомерности учреждения и определения правового статуса этого органа подзаконными актами, но и о допустимости включения его в состав другого органа исполнительной власти - Минфина России. Учитывая задачи, стоящие перед федеральным казначейством, и в интересах обеспечения его самостоятельности и независимости правовой статус казначейства следует определить федеральным законом.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что уровень собственного законодательного регулирования финансовых отношений во многих случаях должен быть повышен.

К финансовому законодательству относится обширный массив нормативных актов, закрепляющих правовой режим осуществления бюджетных, налоговых, кредитно-расчетных, валютно-денежных отношений, государственных расходов, функционирования механизма государственного долга, организации страхового фонда, создания рынка ценных бумаг и управления им, ведения финансового контроля.

При таком широком подходе финансовое законодательство не может не быть комплексной отраслью, объединяющей различные по своей правовой природе подотрасли и институты законодательства. Критериями отнесения тех или иных подотраслей и институтов законодательства к финансовому законодательству служат: а) отнесение всех институтов финансового законодательства к регулированию денежных отношений и б) вхождение в финансовые отношения в качестве одного из субъектов государства в лице управомоченных или обязанных органов государства.

Исходным понятием для анализа системы финансового законодательства служит финансовая деятельность государства. Последняя предопределена наличием объективной экономической необходимости в создании и использовании специальных имущественных (денежных) фондов, находящихся в распоряжении государства и образуемых им для покрытия государственных затрат. В свою очередь, финансовая деятельность государства опирается на систему экономико-правовых институтов, выработанных в ходе многовековой практики функционирования государств различных типов и форм. Одни из этих институтов непосредственно служат инструментами финансовой деятельности государства - бюджет, налоги, сборы, бюджетное и иное финансирование. Другие создают устойчивую среду существования первых - денежная система, валютное регулирование, ценовая политика и т.д. Третьи обеспечивают законность и государственную дисциплину в столь сложной сфере, как государственные финансы: бухгалтерский отчет, механизмы принуждения к правомерному поведению участников денежно-финансовых отношений.

Для обеспечения методологической чистоты анализа процессов развития финансового законодательства следует в первую очередь уточнить понятие "финансы". Государство, реализуя объективную необходимость формирования централизованных и децентрализованных специальных денежных фондов, создает присущими ему методами (общим и финансовым планированием, оргструктурами, целенаправленной политикой в смежных отраслях и сферах) широкую гамму правовых конструкций, регулирующих экономическую деятельность государства той или иной социально-экономической формации. Динамичность финансового законодательства, система которого постоянно меняется, отражая эволюцию государственного регулирования и революционные изменения в самом обществе и государстве, позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, правовое регулирование финансовых отношений призвано упорядочить, усовершенствовать процесс создания целевых денежных фондов, а также мобилизации, аккумуляции и использования по целевому назначению средств этих фондов. В этом смысле финансовое законодательство несет в себе значительную процессуальную нагрузку (вполне вероятно, даже является не материально-правовой, а процессуальной отраслью законодательства);

во-вторых, развитие финансового законодательства можно охарактеризовать как придание финансово-правовой формы соответствующим экономическим отношениям (либо лишение ее) в зависимости от конкретных задач государства и применяемых им методов осуществления экономической политики.

Исходя из изложенного можно определить предмет финансового законодательства, который состоит из:

а) непосредственных финансово-правовых подотраслей и институтов;

б) финансово-обеспечительных правовых институтов. К первой группе следует отнести налоговое законодательство, законодательные акты о порядке формирования внебюджетных фондов, бюджетное законодательство (сфера бюджетного устройства, бюджетного процесса и правила исполнения бюджета). Ко второй группе - законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании денежного обращения, валютном регулировании*(58).

Если анализировать финансовое законодательство несколько с другой стороны, а именно с точки зрения его внутренней системы, то оно может быть представлено в виде совокупности следующих подотраслей и институтов:

бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;

налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также порядок начисления и взимания различных видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые платежи, являющиеся государственными доходами;

законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения в качестве заемщика (должника);

законодательство о кредитовании и расчетах - акты, регламентирующие организационную деятельность государства в области осуществления преимущественно эквивалентно-возмездных экономических отношений, складывающихся в ходе денежного оборота, регулируемых преимущественно гражданским законодательством;

законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную монополию, обеспечивающую единство денежной системы;

законодательство об организации и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе как финансово-правовые, так и гражданско-правовые начала, характерные для обращения такого специфического объекта имущественных прав, каким являются ценные бумаги*(59).

Развитие финансового законодательства в течение последних лет характеризуется преимущественно направленностью на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы экономики.

Далеко не случайно получила поддержку тенденция кодификации финансового законодательства. Уже одобрены палатами Федерального Собрания Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Высказываются мнения о кодификации банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных предписаний.

Другая общая тенденция развития финансового законодательства - углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования экономических отношений методами различных отраслей законодательства.

Требуется отметить и еще одну общую черту развития финансового законодательства - некоторое сокращение сферы регулирования за счет того, что ряд институтов, традиционно считавшихся финансово-правовыми, с принятием новых законодательных актов приобретает преимущественно или полностью иную отраслевую принадлежность. Так случилось, например, с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства. Вероятно, и институт государственного долга (в том числе внутреннего) должен быть также исключен из предмета финансового законодательства, для чего с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации появились весомые основания.

Существует и такая тенденция финансового законодательства, как расширение круга нормативных предписаний, содержащих позитивное обязывание, правомочие или запрет. В недавнем прошлом ведущим методом регламентации финансовых отношений было долженствование, основанное на возложении обязанностей на всех участников финансовых отношений без корреспондирования обязанности права. Примером, подтверждающим эту тенденцию, служит возникновение права адресата бюджетных кредитов истребовать у органов казначейства причитающиеся ему ассигнования всеми правовыми средствами, в том числе и по суду.

Интенсивное накопление в течение ряда лет массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового законодательства Российской Федерации или федерального закона о финансах. Дело в том, что ни Конституция Российской Федерации, ни сложившаяся система законов Российской Федерации не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность Федерации и ее субъектов, особенно в той части, которая находится вне пределов действия бюджетного законодательства. Кроме того, принятие этого акта позволило бы установить пределы и основы разумного и взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных отношений другими правовыми средствами. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно ориентировало и дисциплинировало бы и федерального, и регионального законодателя.

Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования достаточной полно освещены как в литературе по теории права, так и в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что Основы законодательства - специфическое звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное федеративным государственным устройством.

Представляется, что Основы финансового законодательства Российской Федерации могут иметь межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, обеспечить его единство на всей территории России. Имеются необходимые нормативные (прежде всего конституционные) и теоретические предпосылки для разработки предлагаемого нормативного акта. Не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены соответствующие полномочия их органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области финансовых отношений*(60).

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 15) определены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В значительной мере уточнены правовое положение и компетенция органов управления финансами, и прежде всего Министерства финансов Российской Федерации, Положение о котором возлагает на данный орган обеспечение проведения в жизнь финансовой политики государства и осуществление общего руководства организацией государственных финансов в стране.

Дальнейшее развитие нормотворческой деятельности в области финансовых отношений связано с приведением действующего финансового законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и созданием Свода законов Российской Федерации.

В значительной мере на основе выдвинутых в науке предложений и рекомендаций в настоящее время ведутся разработка целого комплекса новых и пересмотр действующих нормативных актов финансового законодательства, которые войдут в Свод законов Российской Федерации. Однако цементирующей основой этого раздела Свода должны, по нашему мнению, стать Основы финансового законодательства Российской Федерации.

Основы включат в себя нормы, определяющие: общие принципы организации и осуществления финансовой деятельности, компетенцию Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в данной области, систему финансовых органов и их правомочия, основные принципы финансирования, кредитования, расчетов, денежного обращения, а также валютного законодательства. В них же должны содержаться нормы, устанавливающие принципы осуществления защиты прав юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с финансовыми, налоговыми и банковскими органами. Вместе с тем должны быть четко определены контрольные функции финансовых, налоговых и банковских органов, а также понятие, основание и формы финансово-правовой ответственности.

По своей структуре Основы финансового законодательства должны соответствовать системе финансового законодательства. Они могут включать следующие разделы: I. Общие положения. II. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации. III. Государственные доходы. IV. Основные положения о государственном кредите. V. Основные положения о государственном имущественном и личном страховании в Российской Федерации. VI. Государственные расходы. VII. Основы организации банковского кредитования в Российской Федерации. VIII. Основы организации расчетов в Российской Федерации. IX. Основы регулирования рынка ценных бумаг. X. Основные положения о денежном обращении в Российской Федерации. XI. Финансовый контроль. XII. Основные положения о государственном внутреннем и внешнем долге Российской Федерации. XIII. Основные принципы валютного законодательства Российской Федерации*(61).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет"

филиал г. Ижевска

К урсовая работа

по государственным и муниципальным финансам

Тема : Финансовое законодательство Р оссийской Ф едерации

Группа: ГМУ-34

Преподавателю

Кирилловой О.А.

Отчет выполнил

Сентемова Мария Борисовна

Содержание

  • Введение
  • Список использованных источников

Введение

Одним из первых, фундаментальных отечественных законодательных актов в финансовой сфере был царский Указ о порядке составления и исполнения государственных росписи и финансовых смет ведомств, высочайше утвержденный 22 мая 1862 года. Им был введен, в общих чертах сохранившийся до сих пор, набор принципов составления государственной росписи доходов и расходов - так называемые принципы построения бюджетов, что ранее не практиковалось. Поэтому отечественные финансисты вправе отмечать 22 мая 1862 г. как день рождения федерального бюджета. Государственная роспись представляла собой документ, в котором - и это самое важное его положение - должны были быть приведены все без исключения предстоящие властям расходы и "источники к их удовлетворению". В действующем БК РФ - это статья, предполагающая полноту отражения доходов и расходов в бюджете. Никакой расход, говорится в Сметных правилах, в "Высочайше утвержденной государственной росписи не показанный… не допускается". БК РФ также предполагает финансирование исключительно предусмотренных в бюджете расходов с соблюдением целевого характера расходуемых бюджетных средств. Однако направление расходования средств, полученных от внебюджетных источников, бюджетное учреждение вправе определять самостоятельно. Сметные правила устанавливали, что открытые законодательным порядком для разных ведомств кредиты не могут быть увеличены никакими посторонними "вне сметных назначений" поступлениями и поэтому все такие сборы и доходы подлежат передаче "в полной цифре сбора" в Министерство финансов. В БК РФ аналогичный пункт отсутствует, что стимулирует заниматься поиском дополнительных финансовых поступлений, реализацией коммерческих бизнес-проектов, но никак не экономным расходованием уже имеющихся ресурсов.

финансовое законодательство российское

Государственная роспись составлялась на один год (как исключение для некоторых капитальных расходов - два года), бюджетный год совпадал с календарным, как и в настоящее время. По истечении бюджетного года кредиты уничтожались и оставшиеся неизрасходованными суммы "составляли принадлежность Государственного Казначейства". Действующее законодательство РФ позволяет бюджетным учреждениям оставлять за собой те средства, которые получены от предпринимательской деятельности. За прошедшие полтора столетия порядок сбора доходов по существу не изменился. Нынешняя система, когда Министерство по налогам и сборам собирает налоги, Мингосимущество - средства от использования госимущества, Таможенный комитет - таможенные сборы, ГАИ, СЭС, пожарные службы, Федеральная пограничная служба, Министерство иностранных дел и пр. - всевозможные сборы и штрафы, в похожем виде существовала и сто с лишнем лет назад. В обоих документах совпадает концовка работы над проектом бюджета. После прохождения парламента "государственная роспись по утверждении ее Высочайшею властью обнародуется во всеобщее сведение". Однако подробного разъяснения как, в какие сроки и по каким правилам это делать нет. Не понятна также, какая при этом преследуется цель.

1. Финансовое законодательство: общие понятия, истоки происхождения

Законодательство представляет собой набор:

· Законов - принимаются законодательным органом власти.

· Указов - принимаются высшими должностными лицами государства

· Постановлений и распоряжений - подписываются главой исполнительной власти.

· Разъяснений, информационных писем - подписываются руководителями структурных подразделений исполнительных органов власти.

· Письменных записок - подписываются руководителями структурных подразделений органов власти, обычно адресуются подчиненным или коллегам в рамках одного структурного подразделения органа власти.

Законодательство по финансам включает в себя следующие основные разделы: основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, налоговой и денежной систем, законодательство об инвестициях, ценных бумагах, валютном регулировании, бухгалтерском учете, аудиторской, страховой и банковской деятельности, а также об отчетности и финансово-налоговом контроле.

Назовем наиболее важные законодательные акты федерального уровня, посвященные финансам: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, законы о бюджетной классификации, о валютном регулировании и валютном контроле, о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о бухгалтерском учете, об аудиторской деятельности, о Счетной Палате, о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, о простом и переводном векселе, об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Кроме названных документов, органы власти регулярно принимают ряд законодательных актов, рассчитанных на год.

2. Задачи финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

В целом, финансовая политика государства представляет собой процесс ориентации (направления) экономической политики страны, в целях воздействия на структуру и размер валового продукта с помощью регулирования государственных доходов и расходов. Первоочередной задачей при этом является реализация фискальных интересов (фиск - (от лат. fiscus ) - корзина, денежный ящик, казна), а именно - обеспечение государственных доходов, на основе которых функционирует государственный бюджет.

Очевидно, что собственно содержание публичной власти требует средств, которые государство собирает с физических и юридических лиц в виде обязательных платежей. Уполномоченные государственные органы осуществляют специальную финансовую деятельность, которая заключается в планируемом сборе и распределении денежных средств, а также в контроле за соблюдением законности в этой сфере.

Способы аккумуляции денежных средств:

1. Налогообложение, т.е. взимание государством обязательных и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты.

2. Взимание платежей, имеющих характер пошлин, за использование природных ресурсов и за осуществление государством юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц.

3. Привлечение средств юридических и физических лиц на добровольной основе: размещение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей.

4. Арендная плата за использование недвижимости, находящейся в государственной собственности.

5. Страхование имущества, личности и ответственности, что позволяет использовать привлеченные средства.

Способы распределения и использования денежных средств:

1. Финансирование - безвозвратная и безвозмездная выдача государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели.

2. Кредитование - возвратная и возмездная плановая выдача денежных средств на определенные цели. Кредитование осуществляется в виде банковских ссуд.

3. Расчеты с держателями государственных ценных бумаг.

4. Выплата страховых возмещений, пенсий и пособий.

Две основные задачи государства в сфере финансов

1. Распределительная задача. В ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты - федеральный, субъектов федерации и местные. Согласно бюджетам осуществляется сбор денежных средств и их распределение соответственно целевому назначению. Таким образом, реализация распределительной задачи в той ее части, которая предполагает разработку и утверждение бюджетов разных уровней, предполагает возможность аккумуляции денежных средств, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

2. Контрольная задача. Осуществление ее тесно связано с реализацией финансовой деятельности. По существу, финансовый контроль - это контроль за законностью деятельности уполномоченных органов по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов.

3. Принципы российского финансового права

Российское право в целом, как и его отрасли в отдельности, в то числе финансовое право, характеризуются определенными принципами, т.е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими его (права) наиболее существенные особенности и целенаправленность. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

1. приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;

2. социальная направленность финансово-правового регулирования;

3. федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;

4. единство финансовой политики и денежной системы;

5. самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;

6. распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;

7. участие граждан РФ, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле;

8. гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

9. принципы плановости и законности финансовой деятельности

Основное содержание названных принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства и муниципальных образований, конкретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя их общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем рассмотренный принцип финансового права не противоречит частным интересам личности, напротив, последовательная реализация его положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). Хотя на настоящем этапе реализации названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенно значение. Для реализации этой установки требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. осуществление финансовой деятельности в определенной целенаправленности. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе была отмечена президентом РФ в Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. "О бюджетной политике в 2006г." и Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. "О важнейших общенациональных задачах" (в числе которых выделена демографическая проблема - она определена как самая острая проблема современной России, с которой связаны проблемы экономического и социального развития страны), а также в Послании "О бюджетной политике 2008-2010 годах".

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами выполнения функций, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности в рамках Конституции РФ субъектов Федерации (ст.71,72,73,76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст.71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст.73,76).

Эффективность реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных современных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения с боров, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст.8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции ПФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст.75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст.5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т.д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами Федерации может предавать им отдельные свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании президента РФ Федеральному Собранию от 10 ма я2006г. подчеркнута необходимость продолжать процесс передачи полномочий. В связи с эти предложена передавать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать помимо осуществления своих полномочий в значительной мере и осуществления полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантировано Конституцией РФ (ст.12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налги и сборы в соответствии с федеральным законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления вправе участвовать, при согласовании с ними, в осуществлении государственных полномочий и соответствующем финансовом обеспечении со стороны государственной власти.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной ) и исполнительной властей . Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума, в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст.105-106). К полномочиям правительства РФ относятся разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечении проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст.114). аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, также решает вопросы о привлечении ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в контроле за ее осуществлением вытекает из положения Конституции РФ (ст.32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Формы такого участия разнообразны - как индивидуальное, посредством проявления личной инициативы, так и через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности.

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для общего сведения (ст.15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах, об их исполнении и др. принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Так, в Бюджетном кодексе РФ прямо говорится о гласности, кА о принципе бюджетной системы (ст.28), обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов, об их исполнении (ст.36). Налоговый кодекс РФ соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по исполнении одного месяца со дня их официального опубликования (ст.5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и исполнению финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты небюджетных фондов (ст.71, 114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них, выступая важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивное предписание распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования и определения направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планировании я в Российской Федерации используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использование финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы сопоставляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

3. Система и источники финансового права

Финансовое право как отрасль права состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, объединяясь в единую, целостную систему данной отрасли права. Группировка финансово-правовых норм в определенную систему имеет объективную основу, т.е. она зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово - правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действую в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но не более широкого содержания, объединяют несколько финансово-правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

1. бюджетной системы;

2. внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

3. финансов государственных и муниципальных предприятий;

4. государственных и муниципальных доходов;

5. государственного и муниципального кредита;

6. организации страхового дела;

7. государственных и муниципальных расходов;

8. банковского кредитования;

9. организации денежного обращения и расчетов;

10. валютного регулирования;

11. государственного регулирования финансового рынка

В системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Источники финансового права

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.)

Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Важнейший источник финансового права - Конституция Российской Федерации , принятая 12 декабря 1993 г. Нормы конституционного права, гарантирующие свободу предпринимательства и иной не запрещенной законом деятельности, обеспечивающие право частной собственности, являются фундаментальными основополагающими принципами, определяющими, в частности, и природу финансовых правоотношений. Не менее важно запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34). Нормы конституционного права закрепляют обязательность уплаты установленных налогов и сборов, принципы организации обращения финансов, систему принятия законов, связанных с бюджетным финансированием, и т.д. (ст. ст.57, 74, 75, 104). Особое внимание в конституционном праве уделено бюджетной деятельности, системе разработки и принятия бюджета. В конституциях национально-государственных образований и уставах административно-территориальных объединений - субъектов РФ - вопросы бюджетного права также нашли отражение, что соответствует федеральной конституции.

Источником финансового права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Кодекс содержит нормы права, определяющие такие категории, как "юридическое лицо", "физическое лицо", "хозяйственные товарищества" и т.п. Без соответствующих дефиниций кодекса в принципе невозможно осуществление правового регулирования, в том числе и регулирования финансовых правоотношений. Кроме того, кодекс прямо регулирует правоотношения между субъектами финансового права - предпринимателями и государственными органами. Это относится, в частности, к статьям, определяющим права сторон при заключении государственного контракта (ст. ст.17-65, 525-534).

Нормы финансового права содержит Уголовный кодекс РФ , вступивший в силу с 01.01.97 г., это в частности ст.172, говорящая о незаконной банковской деятельности, ст.176, устанавливающая ответственность за незаконное получение кредита, и другие.

Среди источников российского финансового права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , вступивший в силу с 1 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями), в частности, его статьи, связанные с валютным регулированием, нарушением государственной дисциплины цен, и другие. Единой специальной кодификации финансового права в Российской Федерации не существует, вряд ли она в принципе возможна и целесообразна. По существу, особые специальные кодификации, представляющие собой единые законодательные акты, регулирующие финансовые правоотношения, - это Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ .

4. О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами

Сегодня в сфере взаимодействия мировой экономики и финансов возникает целый спектр новейших проблем, связанных с содержанием современных финансово-правовых отношений. В этой связи особенно актуальными становятся также проблемы гражданского, административного, финансового права, общей теории права, международного публичного и частного права. Исследование международных и внутригосударственных правоотношений в таком контексте определяется сложнейшим положением, в котором находится российская система финансово-правовых норм, требующая коренного пересмотра многих своих базовых институтов из-за влияния международно-правового регулирования.

О применении правил международных договоров РФ говорится в ч.4 ст.15 Конституции РФ, а также в ст.5 Закона "О международных договорах Российской Федерации". Помимо международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Иными словами, Конституция РФ включает общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно-правовым нормам силы внутригосударственного действия.

В этой связи изучение механизма воздействия на внутреннее право международных финансовых соглашений с участием РФ является особенно актуальным, поскольку возникает разделение международных норм, действующих непосредственно или требующих трансформации через внутренний правовой акт. Этим определяются и задачи государства по созданию концептуальных основ (теоретических и практических) приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами.

Многие российские финансово-правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система. Одна из причин в том, что современные международные финансовые нормы создаются и действуют в экономико-финансовых условиях глобализированного мирового хозяйства. То есть в сфере мировых финансов формируются международно-правовые нормы, регулирующие геофинансовые отношения и влияющие на нормы, создаваемые государствами, международными организациями, транснационализированными хозяйствующими субъектами и организациями.

Поэтому приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами должно исходить из учета фактора активного влияния мировых финансов на российскую финансовую деятельность. В противном случае будут ущемляться национальные российские интересы в мирохозяйственной сфере и ограничиваться права собственности российских предпринимателей из-за заключения низкоэффективных (с точки зрения юридической техники и долгосрочного эффекта) международных финансовых договоров и внешнеэкономических контрактов.

Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами требует пристального внимания и к следующим аспектам:

· принципиально новые формы проявления и взаимодействия публичного и частного интересов в финансовой деятельности государства (повышение роли финансовых организаций, страхование финансовых рисков, развитие негосударственного финансового контроля);

· новая роль государственных органов Российской Федерации в отношениях с наднациональными финансовыми структурами;

· повышенное влияние на финансово-правовую среду условий обеспечения прав и свобод человека, свободы конкуренции и малого предпринимательства, качества жизни (повышение роли государственных доходов в обеспечении качества жизни, льготное налогообложение малого бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

Необходимо учитывать также международно-правовые финансовые акты, влияющие на внутреннее финансовое законодательство:

· международные финансовые договоры РФ с иностранными государствами, типовые соглашения о финансовых рынках, о предотвращении двойного налогообложения;

· универсальные финансовые конвенции, принятые в рамках международных экономических организаций, таких как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, ЮНИДО, ЮНКТАД и др.;

· международно-правовые акты Всемирной Торговой Организации;

· Устав Международного валютного фонда, Устав Мирового банка, уставы и типовые (модельные) акты межправительственных финансовых организаций;

· документы неправительственных финансовых организаций, находящихся под эгидой Лондонского и Парижского клубов;

· своды финансовых норм, систематизированных и кодифицированных в рамках Мировой фондовой биржи, Всемирной межбанковской биржи, Всемирного депозитарного хранения и др. финансовых институтов;

· модельные кодексы ОЭСР.

Отсутствие ясных подходов осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, препятствует созданию финансового рынка в России, увеличивает финансовые риски для ресурсодобывающих и других крупных компаний России, выходящих на мировой рынок.

Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами должно пройти несколько основных этапов.

Первый этап касается внедрения международно-правовых норм (в частности, международных норм Лимской декларации о финансовом контроле) о финансовой дисциплине и финансовом контроле. Принятие федерального закона "О финансовом контроле в РФ" позволило бы использовать международные стандарты финансового контроля. Правительство РФ смогло бы обеспечить конституционные, экономические, общественные условия налоговой политики, федеративные налогово-бюджетные отношения, управление финансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль - важнейшие механизмы реализации государственной финансовой политики во внутренней и внешней финансовой среде.

Второй этап определяется тем, что международные финансовые обязательства России требуют развития правового регулирования финансового рынка и страхования всех видов финансовых рисков в РФ. Сегодня среди норм финансового законодательства действуют преимущественно нормы, регулирующие фискальные функции финансовых органов, отсутствует целостность в подходе к регламентации контрольно-координационных и стимулирующих функций финансового регулирования.

Третий этап связан с необходимостью привязки российского финансового законодательства к институциональным требованиям международного валютного, кредитного, денежного и торгово-расчетного оборота (создание множественности взаимоконтролируемых финансовых институтов и организаций, помимо ЦБ РФ и коммерческих банков).

Четвертый этап относится к российским обязательствам перед мировым сообществом по упорядочению правовых требований к банковской системе РФ, страхованию банковских рисков, устойчивости государственных и частных гарантий исполнения кредитных обязательств. На данном этапе содержание норм финансового законодательства не включает задачи и цели управления государственными и частными кредитными средствами в интересах создания рынка капиталов, долгов и инвестиций, согласованного с глобальными и замкнутыми процессами мирового геофинансового пространства. Последний этап касается правового регулирования финансовых отношений с учетом норм, рекомендаций и типовых документов международных экономических и финансовых организаций, в которых участвует Российская Федерация по межправительственным соглашениям. В большинстве финансовых законов базовые юридические понятия не отвечают общепринятым мировым стандартам регулирования того или иного типа финансовых отношений или не имеют достаточной регламентации.

Российская доктрина международно-правового финансового регулирования формируется и действует в системе всеобъемлющей глобализации мирохозяйственных процессов, активно изменяющей традиционные подходы к применению международных норм в национальных системах финансового регулирования отдельных государств.

Нужно подчеркнуть, что международные и национальные финансовые нормы играют новую качественную и функциональную роль в регулировании межгосударственных финансовых потоков. Финансовое право отдельных государств не может не согласовываться с новейшими требованиями правового регулирования финансовой деятельности, существующими в мировой практике.

Исследуя международные финансовые нормы, необходимые для включения в российское финансовое законодательство, следует учитывать экономическое содержание и функции различных видов мировой финансовой деятельности и глобализированных финансовых потоков, которые регулируются данными нормами. В мировой практике появилось много финансовых норм по защите устойчивых валют и фондовых ценностей влиятельных транснациональных структур. В завуалированной форме такие субъекты стремятся избежать добросовестной конкуренции на финансовых рынках. Более того, международные финансовые нормы часто захватывают и так называемую сферу нереальных ("виртуальных") финансов (электронных расчетов, компьютерных фондовых ценностей, финансовой информации, финансовых методик расчета и др.), не поддающихся контролю и без необходимой документации об ответственном лице.

Таким образом, когда в структуре финансовых потоков переплетены два несопоставимых денежных слоя (товарно-инвестиционный, кредитно-расчетный и виртуальный), перед финансовым законодательством встают абсолютно новые задачи по формулированию норм и принципов правового поведения структур (государственных органов и хозяйствующих субъектов), принимающих и применяющих правовые нормы, и формированию правовых основ их полномочий и функций. Это вытекает из того, что не все общепринятые нормы и стандарты могут быть выгодны Российской Федерации, хотя она в соответствии с договорами имеет обязательства по включению международных норм во внутреннее право.

При определении роли международных договоров в приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами во внимание принимаются следующие общие тенденции финансово-правового регулирования:

повышение влияния международных договоров Российской Федерации в области финансовой деятельности на внутреннее финансовое законодательство и практику его применения;

повышение роли обычаев делового финансового оборота как источников международных частноправовых норм, регулирующих финансовые отношения;

повышение роли международных финансовых организаций в унификации норм международного финансового регулирования;

приобщение внутреннего финансового законодательства и правоприменительной практики к внедрению международных финансовых норм, обычаев и стандартов;

усиление восприимчивости национального законотворчества к использованию документов неправительственных финансовых организаций, типовых и модельных финансовых актов, международных финансовых правил.

Особенностями современного подхода российской правовой теории и практики к приведению норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами являются:

1. Международно-правовые финансовые нормы приобретают юридическую силу в российском финансовом законодательстве в результате их трансформации в нормы внутреннего налогового, валютного, банковского и других отраслей финансового права.

2. Трансформация норм международных налоговых, кредитных, финансово-экономических и инвестиционно-финансовых договоров и конвенций во внутригосударственное финансовое право осуществляется в различных правовых формах (путем внесения изменений и дополнений в действующие налоговые законы, принятия новых законов, например "О лизинге", "О защите конкуренции на финансовых рынках" и др.).

3. Использование той или иной формы трансформации зависит от содержания международного финансового соглашения, от особенностей регулируемых отношений, от разграничения компетенции в конкретной финансовой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами.

Так, привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства, контроль за их использованием относятся к компетенции РФ. К компетенции субъекта РФ относится получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации. Их использование во внешнеторговой деятельности и погашение согласовываются с Правительством. Поэтому ежегодный закон о бюджете Федерации и о бюджете субъекта Федерации включает соответствующие нормы международных кредитных соглашений.

4. Трансформированная из международно-правового финансового соглашения норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, поскольку она связана с породившим ее международным обязательством.

5. Повышение роли не только норм международных договоров, но и международных обычных норм в финансовой сфере часто приводит к непосредственному применению норм как договоров, так и обычаев без их включения в национальную правовую систему.

Предлагаемые подходы базируются на особой роли финансового права в системе российского права, которая определяется активным включением российской финансовой системы в мировые геофинансы. Финансовое право - это вытекающая из единых принципов мировой финансовой деятельности и оборота, зависимая от международных обязательств России совокупность правовых норм, принципов и обычаев делового оборота в области регулирования отношений по осуществлению государственной финансовой деятельности, реализуемой в области регулирования государственных финансовых обязательств, доходов и расходов с помощью определенного инструментария финансовой политики: налоговой (доходной) политики, бюджетной (расходной) политики, политики долговых обязательств, денежной стабилизации и политики на рынке кредитов и финансовых рынках.

Финансовое право включает не только правовые нормы, содержащиеся в финансовом законодательстве, но и обычные нормы национального и международного финансового делового оборота, общепринятые принципы финансовой деятельности, судебные решения.

С точки зрения совершенствования правового регулирования государственной финансовой деятельности на современном этапе важен анализ системы финансового законодательства в его взаимосвязи с международно-правовым финансовым регулированием.

Интенсивное развитие правового регулирования в финансовой сфере привело к тому, что нормы международных финансовых (налоговых, кредитных и др.) договоров приобретают юридическую силу в финансово-правовом регулировании (особенно в налоговом) путем их прямого включения в национальные акты.

Такой вывод подтверждается развивающейся российской доктриной взаимодействия международного и внутригосударственного права, допускающей "непосредственное применение" ("самоисполнение") международной нормы к внутренним отношениям.

В настоящее время идет активное расширение сферы воздействия международно-правовых норм на международные коммерческие и финансовые отношения. Развитие и обновление таких отношений ставят вопрос о расширении источников международного частного права, среди которых возрастает роль финансово-правовых мер негосударственного регулирования. Как отмечается в российской доктрине международного частного права, многие нормы международного коммерческого и финансового оборота вырабатываются самими участниками оборота или негосударственными организациями и носят рекомендательный характер. Однако все чаще в науке и практике встает вопрос о том, в какой мере средства негосударственного регулирования могут быть отнесены к источникам международного частного права (ответ на него связан в основном с понятием "права" в конкретной правовой системе). В России доктрина не относится к числу источников международного частного права, но судебно - арбитражная практика часто обращается к доктрине для обоснования принимаемого решения. В этой связи можно отметить, что российская доктрина о соотношении международного и национального права находится в стадии формирования новых подходов.

На сегодняшнем этапе становления новой российской доктрины о соотношении международного и национального права и осмысления взаимосвязи внутренних и внешних норм финансового права важно учитывать глобализацию финансовых процессов, геоэкономические факторы активного смешения национальных, международных и интеграционных финансовых правопорядков, а также новейшие теоретические и методологические разработки, предлагаемые в правовых и экономических системных исследованиях по международным экономическим отношениям.

В этой связи проявляется существенный недостаток российского финансового законодательства - его оторванность от инвестиций. В то же время международно-правовой опыт свидетельствует, что нормы финансового контроля и управления практически всегда связаны с контролем за инвестициями и управлением инвестиционной деятельностью. Так, законы о финансовых услугах, принятые во многих странах, в частности в Великобритании, взаимосвязывают финансовые услуги с организацией клиринговых расчетов по сделкам и инвестиционным контролем. Терминологическое и законодательное разделение таких юридических институтов, как "инвестиции", "финансовый рынок", "налоговое управление инвестициями", "ценные бумаги", "финансовый контроль", "страхование финансовых рисков" привело к дроблению единого процесса финансирования и контроля за инвестиционной деятельностью.

Финансовые отношения, оформляемые долгосрочными внешнеэкономическими и финансовыми договорами, требуют развития современной системы правового обеспечения различных этапов реализации таких связей с учетом глобализации финансов. Такая система включает:

правовое обеспечение риска получения "эффекта прибыли" от внешнеэкономического договора (устранение правовых основ договоров привело к забвению такого направления юридической науки, как "оценка эффективности правовых норм");

механизм финансовой (дисциплинарной) ответственности за нерациональное (противоречащее интересам занятости населения или развития инфраструктуры территории и др.) использование финансовых ресурсов;

развитие российской доктрины международного частного права, коллизионного права, права международных внешнеэкономических и финансовых договоров.

Российские государственные органы должны разрабатывать правовые нормы, регулирующие национальные экономические интересы России как в странах СНГ, так и в мировом хозяйстве. Например, в США действует закон о международной банковской деятельности, регулирующий отношения американских банков с иностранными партнерами в мирохозяйственной среде. Необходимость принятия таких актов обусловлена тем, что международно-правовая среда не успевает регулировать международными конвенциями (договорами, соглашениями) быстро меняющуюся финансовую сферу. Поэтому государства, которые намерены защищать свои интересы в геофинансовом пространстве, идут по пути разработки национальных актов, определяющих выгодные им международные условия деятельности их финансовых и иных хозяйствующих структур.

...

Подобные документы

    Понятие, предмет и метод финансового права, его место в системе российского права. Характеристика финансов как одной из экономических категорий. Особенности правового регулирования финансовой системы РФ. Структура системы и источники финансового права.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    Источники финансового права, их характеристика и особенности применения. Этапы формирования финансового законодательства государства, его отличительные признаки в России. Обеспечение единства финансовой политики. Главные задачи органов казначейства.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Классификация источников финансового права. Составные части системы источников финансового права. Взаимодействие Финансового права с нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, подзаконными актами Правительства Российской Федерации.

    презентация , добавлен 28.12.2015

    Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе. Концептуальные особенности науки финансового права. Плановый принцип при осуществлении финансовой деятельности. Систематизация норм финансового права, его предмет.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Понятие и звенья финансовой системы, ее структура. Основы финансовой деятельности государства, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Субъект и методы финансового права, его источники и нормы. Бюджетное устройство РФ. Этапы бюджетного процесса.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2011

    Финансовое право как совокупность юридических норм, предмет и объекты его изучения, методы исследования. Место финансового права в единой системе Российского права. Содержание, классификация, виды и структура финансово-правовых норм и правоотношений.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Понятие "источника финансового права" и его соотношение с понятием "форма финансового права". Конституционно-правовые основы финансового права Российской Федерации. Решения Европейского суда по правам человека в системе источников финансового права РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие и общая характеристика принципов уголовного права Российской Федерации, их классификация и типы, оценка роли и значения. Уголовно-правовые принципы и их реализация в нормах уголовного законодательства государства: законности, равенства, вины.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2016

    Определение, функции и методы финансового права, его взаимосвязь с другими отраслями права. Сущность и характерные черты процесса финансово-правого регулирования отношений, складывающихся в процессе муниципальной и финансовой деятельности государства.

    реферат , добавлен 21.05.2009

    Определение понятия финансового законодательства. Изучение основных изменений законодательства, вступивших в силу с 2012 года. Рассмотрение особенностей в сфере оплати налогов, страхования, бухучёте. Правовые основы кассовых операций с наличностью.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе - законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.



Просмотров